Формирование культурных ценностей студентов в процессе обработки русской народной песни | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 42. DOI: 10.17223/22220836/42/19

Формирование культурных ценностей студентов в процессе обработки русской народной песни

Предлагается авторский вариант углубленной работы с фольклорным первоисточником, способствующий формированию культурных ценностей студентов в рамках курса «Аранжировка» профиля обучения «Дирижирование академическим хором» в Тюменском государственном институте культуры. Отличительной особенностью курса является региональный компонент - в качестве музыкального материала для студенческих работ используются русские народные песни Тюменского района и области. Расширяя задачи курса до межпредметных и исследовательских (проблемнопоисковые, креативные, эвристические и др.), через развитие интереса, активизацию познавательной и творческой деятельности студентов, практическую составляющую, достигается цель курса - формирование культурных ценностей студентов, а также общих и профессиональных компетенций посредством работы с русской народной песней Тюменской области.

Formation of cultural values of students in the processing of Russian folk songs.pdf В связи с переломными историко-политическими преобразованиями в истории нашей страны в конце XX - начале XXI в. актуализируется проблема формирования ценностных ориентиров молодежи. Влияние экономической нестабильности, технический прогресс, новые качества жизни во многом повлияли на переоценку ценностей молодого поколения в сторону смещения акцента с ценностей социальных, культурных, общественных на личные: материальное благополучие, устройство карьеры, приоритет личных интересов и др. (исследования А.В. Соколова, И.О. Щербаковой, Ю. Голи-усовой и др.) [1, 2]. Современная массовая культура перевела искусство в статус развлечения, благодаря чему песенная народная культура воспринимается молодежью несколько упрощенно и поверхностно. Согласно результатам собеседования на коллоквиумах большинство (61%) студентов затрудняются с определением праздников народного календаря, их видов и форм деятельности, а также жанрового разнообразия песенного народного творчества. Им сложно увидеть в фольклористике то содержание, тот контекст, который был заложен ее создателями. В связи с этим актуален вопрос о более глубоком изучении в рамках профессионального музыкального образования русских культурноисторических ценностей: истории культуры страны, национальных традиций и обычаев, нравственных и эстетических идеалов, норм и образцов поведения, семантики родного языка, патриотизма. Средоточием культурно-национальных ценностей выступает русская народная песня. В содержании народных песен отражен весь жизненный путь, уклад жизни русского человека, его внутренний мир, единение и взаимодействие с природой, народная педагогика, народная мудрость, а также 224 русская мелодика, поэтика, ритмика, диалекты, отражающие своеобразие русской языковой культуры. Нами выделены следующие противоречия: - между предписанием Государственных образовательных стандартов о межпредметности дисциплин, умением студента ориентироваться во всем многообразии культуры и предлагаемыми учебным планом профессиональными компетенциями (ПК) по дисциплине «Аранжировка», которые узконаправленны и ограничены созданием нового творческого продукта: а) способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2); б) способностью осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (ПК-7); - между постоянной потребностью студента в творческой самореализации и недостаточно высоким уровнем его творческих навыков; - между установками законодательства в сфере образования на воспитание личности с высоким уровнем образованности, нравственности и духовности и неверно заложенными массовой культурой ценностными установками, что сказывается на низком уровне общего кругозора, отсутствии любознательности, незнании культуры и традиций своего народа. Отсюда цель исследования - сформировать у студентов ценностное отношение к русской культуре в процессе творческой работы с фольклорным первоисточником - русской народной песней. Ценность, по определению Большого энциклопедического словаря, - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях [3]. Другими словами, чтобы какой-либо объект стал для человека ценен, человек должен осознать свою зависимость от этого объекта, стать причастным к его созданию и развитию [4]. Поэтому обработку народной песни мы позиционируем не как самоцель, а как средство личного приобщения молодого человека к культуре своего народа, трансляцию социокультурного опыта между поколениями. Через соприкосновение с образцом русской песенности и его преобразованием пробуждается интерес студента к своим истокам, своей родословной, культурным нормам в жизненном укладе и искусстве. Включение песен Тюменской области в качестве исходного материала еще больше способствует личной причастности студента к истории своего края, родного города, поселка. Проведение аналогий с историей его семьи через песню, преломление ее содержания, интонаций, текста (архаизмы, диалекты и пр.) в личный опыт приближают нас к намеченной цели. Формирование у студентов ценностного отношения к русской народной музыкальной культуре в процессе творческой работы с народной песней мы предлагаем осуществить на следующих этапах: 1. Поисковый. Выбор источника для будущего репертуара в соответствии с интересами личности. Формирование культурных ценностей студентов в процессе обработки русской народной песни 225 2. Мотивационно-побудительный (ознакомительный): изучение общих сведений о русской народной песне - манера бытования, гармонические и мелодические особенности, приобретение слухового опыта. 3. Исследовательский: смысловой разбор содержания конкретной песни, ее функции в жизни человека, условия бытования, ее популярность или специфичность, варианты данного текста в других областях и пр. 4. Аналитический: подробный стилевой, лексический, фонетический, композиционный анализ словесного и музыкального текста. 5. Творческий (деятельностный): создание собственной обработки на основе вышеизученного материала. 6. Исполнительский (практический): исполнение созданного произведения учебным или любительским певческим коллективом, хором, ансамблем, в котором студент принимает участие. Остановимся на каждом этапе подробнее. 1. Безусловным плюсом является непосредственное участие студента в записи фольклорных источников своей области, участие в экспедициях, общение с носителями русской народной культуры. 2. Цель ознакомительного этапа - пробудить инициативу, интерес ко всей последующей работе, сформировать ориентир на формирование национально-культурных ценностей как значимых для развития личности, воспитание потребностей к этическому саморазвитию. Изучаются стилистические особенности русской народной песни, жанровая палитра, в том числе и приемы изложения народного многоголосия. Это типичное для многих песен постепенное включение голосов, выдержанные ноты в разных партиях - педали и бурдоны, антифонное исполнение, характерное для игровых песен, расслоение унисона в многоголосную ткань, куплетная форма и т.д. При обработке народной песни следует учитывать и ее территориальную принадлежность (в данном случае акцентируются стилистические характеристики, отличающие народную песню русского населения юга Тюменской области). Говоря о способах развития материала или, собственно, о приемах хорового письма, хотелось бы подчеркнуть, что правила хорового письма в данном случае не могут быть универсальными в силу того, что обработка народной песни является результатом творческого процесса. Чтобы усвоить принцип включения того или иного приема, студентам предлагается проанализировать образцы обработок народных песен, созданных композиторами разных эпох и направлений. В частности, рассматривается использование основных компонентов приемов хорового письма - склад хорового изложения, количество голосов в хоре, включение и выключение голосов из хоровой звучности, а также использование разных регистров и расположение голосов. Немаловажную роль играет знакомство с классическими приемами хорового письма и приемами современной техники. К сожалению, программы вузов по сольфеджио, гармонии, анализу музыкальных форм базируются в основном на изучении классической зарубежной и русской музыки и почти совсем не охватывают фольклорный материал, тогда как еще в XIX в. лучшие педагоги России включали фольклорный материал в программы вузов с целью ознакомления студентов с приемами 226 развития народного многоголосия (рекомендации С.И. Танеева, Г.Э. Линевой, А.Д. Кастальского, С.В. Евсеева) [5, 6]. Авторы отмечают целесообразность широкого использования музыкального фольклора в программе курса по хоровой обработке, так как: а) фольклор расширяет запас музыкальных представлений (знаний) - интонационных, ритмических, полифонических и пр. б) использование фольклора способствует формированию национального характера музыкального мышления, эстетического вкуса; в) приобщение к фольклору посредством хоровой обработки способствует развитию музыкально-творческой активности личности, так как он всегда был и остается неисчерпаемым источником творчества композиторов самых разных стилей и направлений. 3. На данном этапе важно подробно исследовать, что происходило «вокруг» выбранной песни, ее условия бытования, определить взаимосвязи с общей культурной средой, место в языческом календаре. Здесь важно побудить студента высказывать свои суждения, научиться рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, что способствует личным «открытиям»: перед студентом раскрываются неожиданные для него аналогии, связи с его личным культурным опытом, забытые семейные традиции. В этот момент происходит осознание учащимся важности изучения источника с точки зрения культурно-исторических, национальных, нравственно-духовных позиций. Данный этап исполняет ориентирующую (осознание смысла человеческого существования), субъектно-личностную (выявление ценностей существования себя и других людей), операционную (создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего), этическую функции (ориентация на этические и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения). 4. Осуществляется подробный стилевой, фонетический, композиционный анализ словесного и музыкального текста оригинала, зависимости выбранных композиционных и выразительных средств от жанра песни. Очень важно исследовать структуру речевого текста, его особенности (песенно-тоническая система, дольники, строфы и др.), установить эмоциональный фон песни (например, колыбельная песня успокаивает), региональную специфику исполнительской манеры (низкая тесситура, солирующие голоса и др.) 5. Хоровая обработка - это «видоизменение музыкального произведения (песни), связанное с творческим вмешательством в оригинал» [7]. Имея перед собой одноголосный (реже двухголосный) вариант той или иной песни, студент должен написать концертную обработку (практически сочинить произведение на заданную тему) для смешанного состава. Для творческой фантазии здесь обширное пространство. Но любая степень одаренности не поможет, если студент не усвоит компоненты хорового произведения и собственно приемы хорового письма. Изучая курс хоровой аранжировки, студенты - будущие дирижеры получают не только практические и технические навыки, связанные с приспособлением оригинала к новым исполнительским условиям, но и осваивают некоторые элементы композиторского мастерства, где на основе природного таланта происходит теоретическое и практическое освоение форм и жанров музыкального искусства, освоение методов работы с музыкальным материалом и овладение навыками сочинения музыки и других Формирование культурных ценностей студентов в процессе обработки русской народной песни 227 разновидностей художественного творчества. Владение элементами композиции тем важнее, чем ближе к окончанию курса продвигается студент. Создание хоровой обработки наиболее тесно связано с освоением техники сочинения для хора. Все виды переложений в большей или меньшей степени связаны с творческим вмешательством в оригинал, которое выражается в «досочинении» или «удалении» некоторых элементов произведения. Например, в переложениях одного состава хора на другой - это «дописание» или «снятие» аккордовых звуков, октавных или унисонных удвоений, изменение обращений аккордов, фактуры, голосоведения сопровождающих партий, смена тональности. Благодаря тому что занятия проводятся индивидуально, у преподавателя всегда есть возможность подходить дифференцированно к каждому студенту, учитывая его степень подготовленности по профильным предметам и природную склонность к сочинению. Хотелось бы отметить, что студенты кафедры хорового дирижирования легко осваивают профессиональное изложение музыкального материала, в основном правильно используют выразительные возможности хора, принцип соединения певческих голосов, экспериментируют с фактурой. Творческое вмешательство автора обработки в оригинал может быть как очень большим, так и незначительным, но в любом случае обогащающим первоисточник, раскрывающим его потенциальную красоту и неординарность. При этом вариантов обработки одной и той же песни может быть множество. Наиболее тщательно прорабатывается текст, содержание которого помогает определить характер будущего произведения: чем теснее связь музыки и слова, тем ярче художественная сила и сильнее эмоциональное воздействие музыки. В это же время происходит работа над формой - куплетной, куплетно-вариационной и вариационной. Обработка с использованием современной техники хорового письма является наиболее приемлемой для студентов-хормейстеров, так как допускает смешение классических приемов хорового письма и стилизации народного многоголосия. Кроме того, в гармоническом плане здесь предполагается большая свобода - использование различных аккордов (септаккордов, нонак-кордов и т.д.), кластеров, сонористических приемов (возгласы, выкрикивания, разговор, шепот, звукоизобразительные эффекты: цоканье, щелчок языком, уханье, свист и т.д.). Сложности в процессе обработки связаны с техникой композиторского мастерства. Студенты редко используют элементы полифонического развития материала, многим трудно дается «интонационно-осмысленное» голосоведение в средних голосах партитуры. В классе по хоровой аранжировке автор дисциплины использует материал, собранный В.В. Петровой в Тобольском районе Тюменской области. Это исторические, протяжные, солдатские, свадебные, шуточные и игровые песни. Особенности формо- и ладообразования одноголосных мелодий, окончаний фраз, метроритма, присущие данному региону России, в работе студента должны гармонично сочетаться с основными закономерностями многоголосия русской народной песни: - относительно самостоятельный характер подголоска; 228 - элементы свободного варьирования основного напева; - использование унисонов и консонансов на сильной доле; - движение голосов параллельными терциями, квартами и даже квинтами; - наличие интонационных оборотов, свойственных различным народнопесенным стилям. При обработке народной песни возможно использование трех групп стилистических приемов хорового письма: первая группа связана с обобщенной стилизацией под народное многоголосие, вторая - с особенностями классического хорового письма, третья - с современными средствами хорового письма. 6. Работа с хором над собственным сочинением и его концертное исполнение всегда волнительны для студента. С одной стороны, это особый трепет перед своим творением, с другой - ожидание оценки своей работы от сокурсников, возможность рассказать о собственных наработках, обосновать выбранные композиционные приемы, «услышать» песню в живом звучании. На этом этапе происходит окончательная «шлифовка» музыкального материала и его финальное завершение концертным выступлением: студенческие обработки исполняются хором или вокальным ансамблем (каждый студент разучивал свое произведение). Собственная обработка народной песни всегда актуальна для хормейстера. Во-первых, это расширение репертуара хорового коллектива, когда в процессе создания обработки учитываются возможности конкретного хора. Во-вторых, это личный вклад в обработку песен своего региона. В-третьих, студент осваивает еще один навык - работу с медиаресурсами - оформляет нотный текст в нотном редакторе (Finale или Sibelius). В процессе работы над фольклорным источником рекомендуется познать его не только в теоретическом, но и практическом аспекте: раскрыть содержание песни через создание той среды, в которой она создавалась, подобрать костюмы, воспроизвести народные обычаи и обряды, почувствовать причастность к собственной истории. Таким образом, студент охватывает весь путь творческого процесса, результат которого оказывает эстетическое воздействие как на его личность, так и на окружающих. Творческое развитие студентов посредством выполнения обработки народной песни может осуществляться и в рамках факультатива с наиболее одаренными студентами. Этот путь бесспорно положителен, но, к сожалению, не охватывает всех студентов. Опыт работы показывает, что в процессе творчества «средний» студент проявляет себя ярче, чем «потенциальный отличник». Причина тому - развитое воображение как необходимый компонент музыкально-творческой деятельности. Следовательно, на результат обработки влияет также ряд степеней активности воображения (К.С. Станиславский): а) пассивное или «линейное» воображение, которое постоянно нужно подталкивать (подсказывать); б) воображение, быстро схватывающее то, что ему подсказывают, и самостоятельно развивающее подсказанное; в) инициативное воображение, развивающееся самостоятельно. Итак, эффективность формирования культурных ценностей студентов через русскую народную песню определяется при условии положительной мотивации и инициативы студентов к познанию культурных ценностей, субъект-субъектном взаимодействии между преподавателем и студентом, активизации самостоятельной познавательной деятельности, приобщении студента к художественному творчеству, создании условий для самопознания, самораскрытия.

Ключевые слова

русская народная песня, аранжировка, культурные ценности студентов

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чернышёва Екатерина НиколаевнаТюменский государственный институт культурыпрофессор, заведующий кафедрой хорового дирижированияkatarina-tche@yandex.ru
Тяглова Светлана АлександровнаТюменский индустриальный университетстарший преподаватель кафедры искусствst4182@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Ушкарев А.Ф. Основы хорового письма : учебник для композиторских и дирижерско-хоровых отд-ний муз. вузов. М. : Музыка, 1982. 231 с.
Головинский Г. Композитор и фольклор. М. : Музыка, 1981. 279 с.
Карпенко Е.В., Карпенко В.Е. Выполнение творческих заданий по хоровой аранжировке в условиях внедрения информационных технологий // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2016. № 3 (58).
Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М. : Вече, 2000, 2003. 512 с.
Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества. URL: http://otnos.ru (дата обращения: 1.03.2019).
Костина А.В. Молодежная культура и фольклор // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 4. Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Youth_Culture/index.php (дата обращения: 1.03.2019).
Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Но-ринт, 2004. 1426 с.
 Формирование культурных ценностей студентов в процессе обработки русской народной песни | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 42. DOI: 10.17223/22220836/42/19

Формирование культурных ценностей студентов в процессе обработки русской народной песни | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 42. DOI: 10.17223/22220836/42/19