Возможности и правовые основания актуализации культурного наследия как ресурса туристской отрасли Крыма | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 42. DOI: 10.17223/22220836/42/26

Возможности и правовые основания актуализации культурного наследия как ресурса туристской отрасли Крыма

В настоящее время культура в целом и культурное наследие в частности все чаще выступают в качестве весомого ресурса духовного и социально-экономического развития государств и регионов. В исследовании подчеркивается необходимость использования потенциала культурного наследия в сфере туризма Республики Крым. Особое внимание в работе уделено оценке соответствующей нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Крым, рассмотрены особенности репрезентации культурного наследия Крыма. Отмечается, что культурное наследие сегодня становится дополнительным стимулом и ресурсом развития территорий, формирующим особый региональный вектор социокультурного, политического и экономического развития.

Opportunities and legal grounds for actualization of the cultural heritage as a resource of tourism industry of the Crim.pdf В настоящее время одной из самых актуальных задач социокультурной политики Российской Федерации является решение проблем сохранения и актуализации культурного наследия как важнейшего фактора духовной и материальной жизнедеятельности людей. Именно культура и культурное наследие позволяют людям сохранить историческую память, национальную идентичность, приобщиться к лучшим творческим достижениям разных народов, осознавать свою причастность к общечеловеческим ценностям современной цивилизации. Однако сегодня, когда мир шагнул в постиндустриальную эпоху, культура в целом и культурное наследие в частности все чаще выступают и в качестве весомого ресурса духовного и социально-экономического развития государств и регионов. В международной и отечественной практике термин «культурное наследие» рассматривается как «совокупность всех объектов и явлений материальной и нематериальной (духовной) культуры народа, народности, этнической группы, созданных прошлыми поколениями и передающихся следующим поколениям» [1]. Данные объекты и явления имеют общечеловеческую ценность и выступают фундаментом, на котором зиждутся культурная самобытность и национальное единство. Сегодня культурное наследие называют «духовным богатством нации» [2. С. 6], оно является важным фактором осуществления межкультурных коммуникаций и межкультурного взаимодействия, установления взаимопонимания как между народами, так и между государствами, сохранения человечества как такового. Кроме того, культурное наследие - это не только духовное, но и материальное богатство, которое при умелом использовании может стать незаменимым ресурсом экономического развития соответствующих территорий, реги- 288 онов, стран, а потому требует особо бережного и адекватного отношения. «Сохранение объектов культурного наследия в современных условиях, связанных с глобальными изменениями в жизни человека, общества, окружающей среды, кардинальными переменами в социально-экономической сфере, появлением новых угроз антропогенного, экологического, техногенного характера, - как отмечают современные исследователи Н.М. Боголюбова и Ю.В. Николаева, - является далеко не новой темой, но актуальной и по сей день» [2. С. 6]. Для России и Крыма вопросы сохранения и развития культурного наследия всегда были значимы, но особую актуальность обрели в результате событий 2014 г. - воссоединения Крыма с Россией и введения в отношении Крымской республики разнообразных мер «санкционного» характера, что вызвало активный поиск дополнительных ресурсов регионального развития - в том числе и в сфере культуры. Согласно развиваемому в данной статье подходу, в современных условиях культурное наследие может быть не только неотъемлемой частью истории, хранителем духовности и т.п., но и выступать источником развития стран и конкретных регионов и территорий. При этом следует исходить из того, что само по себе культурное наследие, без «задействования» в разнообразных социокультурных практиках, выступать фактором регионального развития не может. Поэтому не случайно, если обратиться к соответствующим научным исследованиям и нормативно-правовой базе Российской Федерации, можно отметить тот факт, что отношение к культуре и культурному наследию сегодня приобретает все более прагматическую направленность. Так в проекте Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» отмечается, что развитие культуры и актуализация «исторического и культурного наследия, творческого развития, распространения и популяризации культуры» напрямую связаны с развитием культурного туризма [3]. Необходимость привлечения культурного наследия к социальноэкономическому развитию подчеркивается многими учеными, акцентирующими внимание на том, что возможности культурного наследия заключаются не только в определении духовного и идеологического вектора воспитания «новых поколений граждан страны и воспроизводства интеллигенции», но и использовании его как ресурсного основания экономики государства [4. С. 385]. Таким образом, культурное наследие в современном обществе представляет собой уникальный ресурс государств и регионов (политический, экономический, социальный, образовательный и пр.), а наиболее известные культурные памятники зачастую выступают «визитной карточкой» той или иной страны или территории, делая ее «узнаваемой» (например, Великая китайская стена или Московский Кремль, Ласточкино гнездо и т.п.). Как уже отмечалось, активизация ресурсного потенциала культурного наследия возможна лишь посредством его использования в соответствующих социально-конструктивных практиках, и, на наш взгляд, прежде всего - в туризме. Из необходимости учета и практического использования взаимосвязи культуры и туризма исходит, в частности, Стратегия государственной куль- Возможности и правовые основания актуализации культурного наследия как ресурса 289 турной политики на период до 2030 г., в которой отмечается, что «В Российской Федерации действуют государственные и федеральные целевые программы, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие туристской сферы» [5]. В отечественном экспертном культурологическом сообществе все чаще находит поддержку точка зрения, согласно которой свою практическую значимость культурное наследие как ресурс приобретает именно в туристской деятельности. Исследованиям этого вопроса посвящены работы Т.В. Абанкиной, Е.В. Аигиной, А.Ю. Александровой, О.Н. Астафьевой, В.М. Гнедовского, М.В. Зотовой, Е.Н. Ильиной, А.Ф. Кушховой, В.Ю. Музычук, Н.В. Медведевой, М.А. Поляковой, А.Б. Себенцова, З.Ю. Теновой, С.М. Фазлуллина, и др., охватывающие разнообразные аспекты и проблемы взаимодействия культуры и туризма, трансформации законодательной базы в области культурного наследия, актуализации его экономического и социально-политического потенциала, а также сохранения и трансляции в рамках туристской деятельности. В частности, на необходимость использования потенциала культурного наследия в развитии туризма обращает особое внимание исследователь О.Н. Астафьева, к приоритетным задачам социокультурной политики регионов она относит: «- сохранение целостной структуры культурной среды территорий, где расположены объекты культурного наследия; - развитие исторических поселений и воспроизводство их среды через поддержку нематериального культурного наследия; - формирование современных туристских дестинаций за счет материального и нематериального потенциала культурного наследия» [4. С. 385]. Эту же идею поддерживает В.Ю. Музычук, отмечая следующее: «Культурное наследие - ключевой элемент в создании привлекательности регионов, городов и сельских территорий за счет привлечения внутренних инвестиций со стороны частного сектора в развитие креативных кварталов, улучшение культурной среды и формирование туристического бренда» [6. С. 18]. Актуализация культурного наследия в отрасли туризма - это сложный процесс, требующий создания специальных платформ и механизмов, основанных на партнерских отношениях [7], межотраслевой координации и согласованных действиях субъектов, представляющих различные министерства и ведомства. Т.В. Абанкина и В.М. Гнедовский отмечают: «В успешных туристских дестинациях развиваются полисубъектные управленческие практики, основанные на налаженной системе взаимодействия местных и региональных органов власти с туристическим бизнесом, а также разнообразные государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации, поддерживающие культурные ценности и развитие на этой территории туризма и связанной с ним инфраструктуры» [8. С. 201]. В данной связи отметим, что проблема актуализации культурного наследия как ресурса территориального развития поднималась и нами в ряде публикаций [9-11], а также в монографии «Культура как ресурс инновационного развития территорий» [12]. В частности, отмечалось, что «одним из наиболее ключевых аспектов взаимодействия культуры и туризма является возможность презентации и трансляции уникальной региональной культуры, созда- 290 ние „бренда“ территории» [10. С. 881], что возможно лишь на основе использования культурного наследия регионов [11]. Как видим, вопрос взаимодействия туризма и культуры в области привлечения объектов культурного наследия в качестве ресурса туристской деятельности приобретает сегодня особую значимость как в теоретической, так и практической сфере. Поэтому не случайно культурное наследие выступает в качестве объекта регулирования во многих нормативно-правовых документах Российской Федерации, ключевым среди которых является Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [13]. Отметим, что в данном законе речь идет об объектах материального культурного наследия. В иных нормативных правовых документах, регулирующих данную сферу, культурное наследие понимается более широко - к нему относятся памятники как материальной, так и нематериальной культуры. Вопросы охраны и использования культурного наследия регулируются также нормативно-правовыми документами, регламентирующими культурную политику и развитие культуры в целом. Прежде всего, к ним относятся: - «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», регламентирующие основные полномочия органов государственной власти федерального, регионального и локального уровней в части сохранения и использования культурного наследия, определяемого данным документом как «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию» [14]; - «Основы государственной культурной политики», выделяющие в качестве объектов государственной социокультурной политики материальное и нематериальное культурное наследие, включающее в себя всю «совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность» [15], от градостроительных объектов, культурных ландшафтов - до диалектов и традиций народов и народностей России. Нужно также отметить, что задачей современной социокультурной политики в данном документе ставится необходимость вовлечения объектов культурного наследия конкретных территорий «для развития культурно-познавательного туризма» [15]; - «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», одной из главных задач которой является обеспечение расширения доступа населения к культурному наследию и культурным ценностям [5]. Для этого в России были созданы мультимедийные порталы и сервисы, включая портал «Культура.рф» [5]; реализуются проекты по популяризации русского языка; сохраняется культурное наследие библиотечных фондов, отечественного музыкального и театрального искусства; инвестируется реставрация и реконструкция историко-культурных памятников. Что касается связи культурного наследия и туризма, то данный нормативный документ разработан в соответствии с положениями и целевыми показателями государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. [16], являющейся основным источником реализации данной Стратегии. В качестве одного из приоритетных направлений также предлагается развитие тесного взаимодействия между культурой и туризмом, позволяющее раскрыть и использовать потенциал малых территорий и исторических поселений в социальноэкономическом развитии [5]. Также отметим, что в Российской Федерации регулирование деятельности в области культуры и культурного наследия регламентируется не только на федеральном уровне, но и на региональном. В частности, деятельность в области охраны культурного наследия Крыма регулируется такими нормативно-правовыми документами, как Закон РК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» [17], Закон РК «О музеях и музейном деле в Республике Крым» [18], а также постановлениями Совета министров Республики Крым [19, 20] и другими законодательными актами. Сохранение крымского культурного наследия предусмотрено региональной программой «Государственная программа Республики Крым „Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым“ на 2017-2020 годы» [21], в задачи которой входит сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала республики [21]. Также отметим, что ресурсный потенциал культурного наследия отражен в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. [22]. Как видим, в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы государственной культурной политики, развития культуры, охраны культурного наследия и т.п., прямо или косвенно указывается на взаимосвязь культуры, культурного наследия и туризма, а также на прикладной аспект их взаимодействия. Это на законодательном уровне обеспечивает соответствующие возможности использования потенциала культурного наследия для развития туристской отрасли и посредством ее - для социально-экономического развития в целом. Нужно отметить, что большая часть объектов культурного наследия в нашей стране сосредоточена в городах или ближайших пригородах, что способствует развитию туристской инфраструктуры и облегчает размещение и обслуживание туристов. В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. отмечается: «Значительная часть малых городов Российской Федерации является средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центрами культурно-познавательного туризма» [5]. Отдельно следует обратить внимание, что в данном документе предусмотрены такие меры по «активизации культурного потенциала территорий» [Там же], как активизация использования уникальности и специфичности этнокультурных ландшафтов для брендирования территорий и развития «внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма» [Там же]. Это обстоятельство обусловливает главное преимущество культурной составляющей туризма - возможность формирования туристского потока круглогодично, что может решить проблемы стабильного и системного социально-экономического развития российских регионов. Таким образом, в основополагающих нормативно-правовых документах культурное наследие понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, определяющих самобытность народов, и все чаще рассматривается как ресурс развития конкретных территорий, в том числе малых городов. 292 В этой связи особо актуальным представляется рассмотрение возможностей привлечения культурного наследия в качестве ресурса развития туристской отрасли в Республике Крым, на территории которой представлены уникальные памятники культурного наследия (в том числе мирового значения), многие из которых расположены в малых городах и пригородах и составляют уникальные культурно-природные ландшафты полуострова. Специфика Крыма, его ресурс и потенциал развития определяются существенной концентрацией объектов культурного наследия в культурноприродных ландшафтах полуострова. В республике огромное, «относительно занимаемой площади, количество объектов культурного наследия - 2 113 объектов, что составляет около 1,26% от общего числа объектов культурного наследия России (168 095), в то время как площадь Республики Крым составляет всего 0,15% от всей площади Российской Федерации. Всего же в Крыму насчитывается 11500 архитектурно-исторических и культурных объектов» [10. C. 872]. Такая концентрация «объектов культурного наследия и многообразие социокультурной инфраструктуры в целом позволяют использовать их в качестве ресурсной базы для развития туристской индустрии» [12. С. 96]. В данном направлении в Крыму уже принят ряд мер, обратим внимание на те, которые имеют прямое отношение к сфере туризма. Так, за относительно короткое время, впервые в истории Крыма было произведено ка-дастрирование 210 объектов культурного наследия федерального значения: 60 - Судакской крепости, 150 - единого комплекса «Крепость Керчь» [23]. Заметим, что в контексте правового обеспечения актуализации культурного наследия данная работа позволяет навести порядок в имущественных отношениях и устранить возможные противоречия, которые могут препятствовать эффективному функционированию и использованию его объектов. В настоящее время активно развивается музейная сеть Крыма, хранящая многочисленные памятники культурного наследия, что закономерно способствует повышению интереса к ней со стороны туристов. В частности, в 2015 г. посещаемость музейных учреждений возросла на 35% в сравнении с предшествующим годом [24]. Такая положительная динамика связана не только с планомерной и слаженной работой по укреплению материально-технической базы музейных учреждений, внедрению новых методов и современных практик обслуживания посетителей, но и с увеличением и модернизацией экспозиций, включением в экскурсионные маршруты новых объектов показа. В качестве действенного механизма популяризации и репрезентации культурного наследия (в том числе нематериального) в Крыму проводятся различные фестивали и мероприятия, посвященные национальным культурам. Среди традиционных творческих проектов, привлекающих внимание жителей и гостей полуострова, следует отметить программы, которые реализуются в разных уголках Крыма и олицетворяют собой древние ремесла, рыцарские турниры, образцы античного искусства, реконструкцию Крымской войны, национальные традиции и обычаи и т.п. В частности, в Крыму проводятся многочисленные фестивали, популяризирующие различные национальные культуры: «Боспорские агоны», «Крымские тулумбасы», «Генуэзский шлем», «Альминское дело», Республиканский интернациональный фестиваль «Дружба Народов», Республиканский фестиваль-конкурс крым- Возможности и правовые основания актуализации культурного наследия как ресурса 293 скотатарской музыки, песни и танца) и др., а также один из самых глобальных проектов республики - Международный фестиваль «Великое русское слово». Все эти проекты играют значительную роль в туристской деятельности полуострова, привлекая туристов и способствуя формированию имиджа Крыма как уникальной территории развития многонациональной культуры. Среди инновационных направлений развития сферы туризма средствами культуры особо отметим объекты подводного культурного наследия, подробно проанализированные С.М. Фазлуллиным, который, в частности, отметил их актуальность для Крыма в контексте туристской привлекательности (см.: [25]). Отмечая определенный положительный эффект использования культурного наследия в качестве ресурса сферы туризма, обратим внимание на то, что для его дальнейшей успешной актуализации необходимо решить целый ряд проблем, которые активно обсуждают отечественные исследователи и эксперты [26]. Во-первых, нуждается в научном обосновании определение рекреационной емкости каждого объекта культурного наследия и каждой территории при вовлечении их в туризм. Это вызывается противоречием, заключенном в самом процессе использования культурного наследия как ресурса экономического развития. С одной стороны, это необходимость сохранения объектов историко-культурного и природно-ресурсного значения, что обусловливает установление ограничений их посещений и постоянный контроль рекреационной нагрузки. А с другой - необходимость повышения эффективности их использования, что приводит к увеличению турпотока, коммерциализации культурного наследия и т.п. Активное коммерческое использование в массовом туризме объектов культурного наследия может ускорить их разрушение и видоизменение, поэтому вопрос требует тщательного научного экспертного изучения. Во-вторых, без государственной поддержки и стимулирования туризма, без спонсорской помощи и поиска других источников финансирования невозможно сохранение объектов культурного наследия и культурных артефактов, затруднительна реализация крупных проектов в данной сфере. Это требует скоординированного межведомственного взаимодействия и объединения усилий всех заинтересованных субъектов на различных уровнях - от федерального до муниципального. Кроме того, отметим, что разработка проектов привлечения культурного наследия в сферу туризма также нуждается в предварительном культурологическом анализе и экспертной оценке. В-третьих, современные информационные технологии, позволяющие осуществлять виртуальное знакомство с культурными и природными достопримечательностями любой страны и любого региона, не только предоставляют людям разнообразную информацию, но и одновременно стимулируют их личное посещение туристских объектов. И здесь возникает проблема получения научно обоснованной и достоверной информации для составления качественных туристских проспектов и выпуска популярной литературы, создания рекламы объектов культурного наследия, подготовки экскурсоводов по различным направлениям туризма. Именно по указанным причинам существенным источником такой достоверной информации могут стать результаты культурологического анализа возможностей развития культурной состав- 294 ляющей туризма и ее эффективного использования для развития туристской отрасли. В-четвертых, по-прежнему, немаловажной проблемой остается обеспечение качества турпродукта, которое в туризме должно соответствовать не только общепринятым стандартам, но и учитывать специфические интересы потребителя. Отметим, что привлечение значимых объектов культурного наследия оказывает существенное влияние на качество туристской деятельности, однако до сих пор не выработаны единые критерии оценки ресурсного потенциала культурного наследия, не определены дополнительные факторы учета специфики туристского потенциала региона. В ряде исследований отмечается, что коммерческая ценность объекта культурного наследия зависит от его эксклюзивности и уникальности, поэтому его ценность должна оцениваться экспертами. Это обстоятельство вызывает необходимость привлечения ученых, высококвалифицированных специалистов и экспертов для оценки объектов культурного наследия и возможностей их использования в туристской отрасли, что, несомненно, вызовет удорожание соответствующего тур-продукта. В-пятых, учитывая особое (в результате санкций) положение объектов культурного наследия в Республике Крым, необходимо проведение государственной политики, направленной на восстановление их исторического и правового статуса на мировом уровне. Следует отметить, что, хотя среди целей, задекларированных наиболее крупной и известной международной организацией по охране и защите мирового культурного наследия ЮНЕСКО, отдельно обозначено «поощрение культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира» [27], в настоящее время сложилась неоднозначная ситуация вокруг объектов культурного наследия Республики Крым: «ЮНЕСКО прекратила все контакты с администрациями объектов культурного наследия в Крыму. Более того, остановлена работа по приданию статуса всемирного наследия и другим объектам, расположенным на полуострове» [28]. Это «Бахчисарайский историко-культурный заповедник, Ханский дворец - резиденция крымских ханов - единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры, а также крепость и пещерный город Чу-фут-Кале - средневековая крепость, памятник культуры караимского народа» [11. С. 179]. Отметим, что территория Республики Крым, являющаяся практически «музеем под открытым небом», объединяет огромное количество объектов и феноменов, являющихся «живым воплощением» не только национальных культур, но и общечеловеческих культурных ценностей (наиболее яркими примерами таких объектов культурного наследия являются Херсонес Таврический, объединяющий античную греческую и славянскую православную цивилизации, и Бахчисарайский культурный комплекс, соединяющий традиции крымско-татарской, караимской и русской культур). Поэтому сохранение многих культурных памятников Крыма - задача не только российского государства, но и всего мирового сообщества. Кроме того, следует помнить, что культура проявляется не только в материальных объектах и артефактах, но и в нематериальном культурном наследии - обычаях, обрядах, празднествах, фольклоре, т.е. во всем том, что формирует у человека «чувство самобытности и преемственности» [29], воспитывает в нем межкультурную чувствительность, способствует адекватному восприятию межкультурного разнообразия. Поэтому необходимо проводить восстановление и охрану культурного наследия, учитывая его духовную составляющую, реконструируя и репрезентируя соответствующие духовные ценности, традиции и представления, определившие уникальность той или иной культуры. Это важно как для сохранения исторической памяти и самобытности народов Крыма, так и для привлечения туристов, развития «экономики впечатлений». Подводя итог, отметим, что культурное наследие и туризм - это настолько взаимосвязанные элементы социокультурной сферы, что можно говорить об уже сложившейся системе их взаимодействий, с той оговоркой, что в ее рамках одни возможности в ресурсном аспекте уже давно прояснены и понятны, а другие нуждаются в дополнительной актуализации на различных уровнях. Так, анализ нормативных правовых актов показывает, что на уровне федерального законодательства культурное наследие рассматривается и как ресурс развития территорий и фактор повышения туристской привлекательности регионов. Однако на практике использование культурного наследия, особенностей культурно-природных ландшафтов, музейного и фестивального движений в туристской сфере до сих пор фрагментарно, имеет мозаичный характер и т.п., а потому нуждается в формировании системного, межведомственного подхода. Культурное наследие сегодня становится дополнительным стимулом и источником развития территорий, формирующим особый социокультурный, политический и экономический региональный вектор. Поэтому сегодня в России и ее регионах, в том числе в Республике Крым, возникла острая необходимость создания специальных платформ по взаимодействию власти и бизнеса, внедрения механизмов межотраслевой координации между туристскими ведомствами и субъектами отрасли культуры, целью чего должна быть поддержка и презентация целостной социокультурной среды территорий за счет реализации их культурного потенциала, в том числе средствами туристской деятельности.

Ключевые слова

культура, культурный туризм, культурное наследие, культурный потенциал, социокультурная политика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Новосельская Вера ВадимовнаМинистерство культуры Республики Крымкандидат педагогических наук, министр культурыarinanovoselskaya@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 17.06.2019).
Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. URL: http://base.garant.ru/70828330/#ixzz5rhg8Y3cs (дата обращения: 17.06.2019).
Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba-se=LAW&n=284308&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3422942449129083#04091243228050707 (дата обращения: 17.06.2019).
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (посл. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 16.06.2019).
Новосельская В.В. Культура как ресурс инновационного развития территорий. Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. 152 с.
Новосельская В.В. Современные проблемы охраны культурного наследия в Республике Крым. Обсерватория культуры. 2016. Т. 1, № 2. С. 176-182.
Новосельская В.В. Культурно-туристический потенциал Крыма: культурологический ракурс исследования правовых и экономических аспектов регулирования // Государственное управление и развитие России: вызовы и возможности : сб. ст. междунар. конференц-сессии. Т. 2 / под общ. ред. Г.Ю. Ивлевой. М. : Изд. дом «Научная библиотека», 2018. С. 871-887.
Новосельская В.В. Культурное пространство территории как ресурс экономики впечатлений // Понимание. Знание. Умение. 2016. № 3. С. 72-86.
Абанкина Т.В., Гнедовский В.М. Управленческие практики капитализации культурного наследия в креативной экономике // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 181-206.
Александрова А.Ю., Аигина Е.В. Туристский вектор в актуализации культурного наследия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. № 2. С. 19-28.
Музычук В.Ю. Сохранение культурного наследия в контексте социально-экономического развития России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 2. С. 8-31.
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/f6adfd17b3f90275dca3f42b5bb42c920d 74f0a5/ (дата обращения: 10.06.2019).
Астафьева О.Н. Диалогичность культурной среды города: культурное наследие как основа ее целостности // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17-19 мая 2018 г. СПб. : СПбГУП, 2018. С. 385- 386. URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2018/dokladi/AstafjevaON_sec3_rus_izd.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» : Законопроект № 617570-5. URL: http://rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html (дата обращения: 20.06.2019).
Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (21). С. 6-13.
Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. М., 1972. URL: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 16.06.2019).
Об объектах культурного наследия в Республике Крым : Закон Республики Крым от 11.09.2014 года № 68-ЗРК (Принят Государственным Советом Республики Крым 8 августа 2014 года). URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/6/act/68z.pdf (дата обращения: 19.06.2019).
О музеях и музейном деле в Республике Крым : Закон Республики Крым от 09.01.2018 года № 453-ЗРК/2018. URL: https://mkult.rk.gov.ru/ru/document/show/277 (дата обращения: 19.06.2019).
Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия : Постановление Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 года № 627. URL: http://mkult.rk.gov.ru/rus/fi-le/pub/pub_322263.pdf (дата обращения: 19.06.2019).
Приложение к постановлению Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 162 (в ред. постановления Совета министров Республики Крым от 12.12.2017 г. № 672) «Положение о Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым». URL: https://gkokn.rk.gov.ru/ru/document/show/1 (дата обращения: 19.06.2019).
Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017- 2020 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым : Постановление Совета министров Республики Крым от 31.01.2017 года № 28. URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_326608.pdf (дата обращения: 19.06.2019).
О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года : Закон Республики Крым от 09.01.2017 года № 352-ЗРК/2017. URL: http://minek.rk.gov.ru/file/ File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf (дата обращения: 19.06.2019).
Официальный сайт Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым. URL: https://gkokn.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 20.06.2019).
Официальный сайт Министерства культуры Республики Крым. URL: https://mkult.rk.gov.ru/ru/structure/295 (дата обращения: 20.06.2019).
Фазлуллин С.М. Подводные парки и сохранение объектов подводного культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18). С. 112-127.
Тенова З.Ю., Кушхова А.Ф. Проблемы сохранения культурного наследия и его роль в привлечении туристов // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 66-68.
О ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/about-us/who-we-are/introdu-cing-unesco/ (дата обращения: 13.06.2019).
ЮНЕСКО бросила объекты культурного наследия в Крыму. URL: https://tvzvez-da.ru/news/vstrane_i_mire/content/201707051238-h6a8.htm. (дата обращения: 13.06.2019).
Конвенция об охране нематериального культурного наследия (Принята в г. Париже 17.10.2003 на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО). URL: https://www.un.org/ru/do-cuments/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 17.06.2019).
 Возможности и правовые основания актуализации культурного наследия как ресурса туристской отрасли Крыма | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 42. DOI: 10.17223/22220836/42/26

Возможности и правовые основания актуализации культурного наследия как ресурса туристской отрасли Крыма | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 42. DOI: 10.17223/22220836/42/26