Обосновывается потребность в развитии информационной культуры музейных специалистов как самостоятельного направления поДготовки каДров в условиях цифровой трансформации общества. Доказана необхоДимость формирования особой грани культуры современных музейных специалистов - информационной культуры музеолога; разработана Дефиниция Данного понятия; преДложена структура учебного оДноименного курса; аргументирован тезис о том, что в профессиональной поДготовке музеологов Должно соблюДаться гармоничное еДинство интеллектуальных и технологических начал на приоритетах и ценностях культуры.
Digitalization of museums and the need to form an information culture of museologists.pdf В широком смысле под цифровизацией понимается глобальная тенденция мирового прогресса или мегатренд - крупномасштабный долгосрочный процесс, определяющий качественное содержание текущего этапа общественного развития. Цифровизация представляет собой более высокую, по сравнению с информатизацией, ступень технического развития общества. В отличие от информатизации цифровизация характеризуется расширением масштаба решаемых задач (от отдельных задач - к классам задач); усложнением используемых технологий, включая искусственный интеллект; развитием аналитических и прогностических функций цифровых систем [1. С. 46-63.]. Цифровизация затрагивает все сферы жизни современного общества, включая и сферу культуры. Одной из приоритетных задач государственной культурной политики в России является использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания. С этой целью разработан национальный проект «Культура», в состав которого входит федеральный проект «Цифровая культура» [2]. Важнейшая задача этого проекта - обеспечить широкое внедрение цифровых технологий в культурное пространство страны. В этой связи огромное значение приобретает задача рационального использования возможностей цифровизации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для совершенствования всех направлений деятельности музеев. Музеи начали активно использовать возможности ИКТ для совершенствования основных направлений своей деятельности еще на этапе информатизации: использование баз данных, музейных электронных публикаций на CD-ROM, внедрение АИС (КАМИС, АИС-МУЗЕЙ и др.) [3, 4]. Цифровизация музеев нашла свое воплощение в целом комплексе технологий, важнейшими из которых являются: технология оцифровки, сканирования, мультимедиа, VR-технология, AR-технология, 3D-технологии, а также технологии маппинга, айтрекинга и др. [5]. Цифровизация открывает широкие возможности для привлечения в музей посетителей и формирования постоянной заинтересованности публики, позволяет за счет новых технологий значительно обогатить экспозиционно-выставочную и культурно-образовательную деятельность музея. На наш взгляд, к числу важнейших преимуществ цифровизации музеев относятся: - доступность: обеспечение мобильного доступа из любой точки мира к культурному наследию, которое представлено в музеях; - комфорт: возможность удалённого доступа к музейным коллекциям без очного посещения; - сохранность : возможность представления онлайн-посетителям музейной коллекции без риска порчи, уничтожения или воровства экспонатов; - интерактивность: возможность вовлечения посетителя музея в музейную экспозицию; - комплементарность: возможность получения посетителями музея дополнительной информации о музейных предметах и коллекциях; - массовость: расширение аудитории музея за счет размещения музейных коллекций в онлайн-среде; - коммуникативность: возможность общения в онлайн-сообществах по интересам, продвижение музея посредством социальных сетей. Вместе с тем специалисты с тревогой пишут об угрозах и рисках, которое несет цифровизация музеям [6. С. 25-36; 7. С. 112-121; 8. С. 235-243; 9. С. 189196]. Наиболее часто указываются следующие риски: - риск технократизации музея: угроза превращения музея в цифровой парк, в котором основное внимание посетителя уделяется не музейным предметам, а технологиям; - риск примитивизации музея: угроза превращения музея в развлекательный центр. Размывание основных функций музея, доминирование досуговых мероприятий развлекательного характера взамен просветительской деятельности и формирования этического и эстетического потенциала общества; - риск снижения информационного потенциала музея как института памяти: утрата научной и академической точности в изложении фактов, формулировок, исторических отсылок и т. д.; - девальвация музея как храма науки, просвещения и культуры: неоправданное присвоение статуса музеев организациям, которые таковыми не являются. Осмысление рисков цифровизации заставляет обратиться к идее о разрыве двух культур - технократической и гуманитарной, высказанной английским ученым, общественным деятелем, писателем и публицистом Чарльзом Сноу. В мае 1959 г. он выступил в Кембриджском университете с публичной лекцией «Две культуры и научная революция» [10. С. 140]. Ч. Сноу подчеркнул, что научнотехническое и художественно-гуманитарное знание имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры, представители которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Корни проблемы Ч. Сноу видел в сложившейся системе образования, которая, по его мнению, является излишне специализированной, не дающей людям получить подлинно всестороннее образование. В XXI в. отмеченный Ч. Сноу разрыв двух культур еще более усугубился. Стремительное внедрение ИКТ во все сферы человеческой жизни, становление информационного общества обострили такие явления, как информационный взрыв (рост объемов информации) и информационный кризис (противоречие между гигантскими объемами информации и ограниченными возможностями человека по ее восприятию). Современный человек живет в информационно насыщенном мире, постоянно пребывает в потоке информации, получаемой из самых разных источников, и прежде всего из интернета. Умение работать с информацией лежит в основе любой интеллектуальной деятельности. Однако легкость и скорость нахождения информации в интернете вовсе не гарантируют ее надежность и качество. Чем больше информации, тем сложнее в ней ориентироваться, тем труднее найти действительно полезные, достоверные сведения. Ситуация усугубляется тем, что наряду с информацией циркулирует в потоке дезинформация, ложные сведения и антинаучные данные, поэтому важно научить рационально, т. е. осмысленно работать с информацией, уметь не только ее находить, но и анализировать, перерабатывать, отделяя важную от бесполезной или ложной. Во всем мире признается необходимость специальной информационной подготовки человека к жизни в информационном обществе. Для этого вводятся все новые виды грамотности: компьютерная, сетевая, интернет-грамотность, цифровая и др. Однако даже их простое перечисление подтверждает опасность сформулированного Ч. Сноу разрыва двух культур. По этим видам грамотности разрабатываются соответствующие учебные дисциплины, каждая из которых демонстрирует ярко выраженный технократический характер, свидетельствуя об ограниченности используемого подхода и косвенным образом об углублении разрыва двух культур. Использование цифровых технологий в музее, безусловно, требует от современного музейного специалиста владения соответствующими техникотехнологическими компетенциями, готовности реализовать основные направления деятельности музея в цифровой среде, способности обеспечить широкий спектр услуг для удаленных пользователей. В то же время работники музеев должны отчетливо понимать опасность превращения цифровизации музея в сугубо технико-технологический процесс, никак не влияющий на развитие духовно-нравственных качеств личности; осознавать риск трансформации музея в цифровой аттракцион и утраты образовательно-воспитательной функции музея. Для преодоления такого разрыва нами были разработаны концепция формирования информационной культуры личности и модель учебного курса «Основы информационной культуры личности» [11]. Многолетний опыт реализации этой концепции при обучении различных категорий пользователей (школьников, студентов, учителей, библиотекарей и др.), а также изучение проблем информатизации и цифровизации музеев позволили разработать подход к информационной подготовке будущих музеологов в условиях вуза культуры. Цель данной статьи - обосновать необходимость формирования информационной культуры музеологов в условиях цифровизации. Задачи: - дать определение понятия «информационная культура музеолога»; - охарактеризовать структуру учебного курса «Информационная культура му-зеолога»; - осветить опыт внедрения учебного курса «Информационная культура му-зеолога» в практику подготовки музейных работников в Кемеровском государственном институте культуры. Для обоснования необходимости формирования информационной культуры музеологов в условиях цифровизации в качестве методологии исследования был использован комплекс взаимодополняющих подходов : системный, позволяющий обеспечить целостность представлений музеологов о феномене информационной культуры; технологический и деятельностный, раскрывающие возможности использования ИКТ в различных видах деятельности музея. Особое внимание уделялось использованию культурологического подхода. Культурологический подход - это рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого понятия в понимании и объяснении человека, его сознании и деятельности. Культурологический подход в образовании - это видение образования сквозь призму понятия культуры, т. е. его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [12]. Культурологический подход как методология исследования обеспечивает целостное системное преставление о современной культуре как единстве ее духовных, социальных и технологических сторон. В ходе исследования применялись следующие методы: - метод терминологического анализа дефиниций - для выявления сущности базовых понятий исследования «информационная культура музеолога», «информационное мировоззрение», «информационное мировоззрение музеолога», «медийно-информационная грамотность», «информационная компетентность»; - формализованный (аспектный) анализ публикаций - для выявления преимуществ и рисков цифровизации в сфере культуры в целом и в музейном деле в частности; - семантический анализ публикаций - для характеристики основных тенденций цифровизации музеев и выявления информационной природы процессов, лежащих в основе деятельности музеев. В профессиональных публикациях музеологов неоднократно подчеркивалась информационная природа процессов, лежащих в основе деятельности музеев [13. С. 39-45; 14. С. 27-31; 15]. Так, в работе Л.С. Именовой музей трактуется не только как хранитель главных идей человечества, но и как информационный первоисточник, собиратель важнейших компонентов информационной системы общества. Автор отмечает, что музей как социокультурный институт реализует функцию сбора, накопления информации через комплектование предметов, сведений о них как символах определенных фактов, событий, явлений [13. С. 3945]. Основу информационной деятельности музея составляет документирование объектов материального и нематериального культурного и природного наследия. Результатом документирования является создание музейной информации, подлежащей хранению и трансляции. Ключевая особенность музейной информации состоит в том, что она порождается подлинными и репрезентативными источниками в виде музейных предметов. Любой музейный предмет обладает мощным информационным потенциалом. По мнению Е.Н. Мастеницы, музейный предмет - это неисчерпаемый источник информации, содержащий два вида информации: 1) информация о внешних характеристиках предмета (материал, размер, дизайн, повреждения и т.п.); 2) информация, раскрывающая внутреннюю, содержательную сторону объекта и включающая сведения о функциональных свойствах, авторе, месте и времени создания, а также об эмоциональной и духовной составляющих [16. С. 7-23]. С момента поступления предмета музейного значения в музей (сбор) начинается работа с информацией об этом предмете. На первом этапе музейный предмет анализируется, проходит экспертизу. Затем он определенными способами описывается (обрабатывается): сведения о нем вносятся в инвентарную книгу, он фотографируется, на него заводится учетная карточка и т.д. На следующем этапе (хранение) предмет выставляется в экспозиции. При этом сведения о нем отражаются (передаются, распространяются) в экскурсионном обзоре, могут быть опубликованы в альбомах, путеводителях и т. д. Таким образом, музейный предмет особым образом интерпретируется - от научного описания до самого популярного изложения, понятного разным возрастным категориям. Интерпретация предмета проходит в соответствии с требованиями культурно-образовательной деятельности музея. Далее происходит продвижение музейного предмета (распространение информации) в социум посредством музейного сайта и социальных сетей. Следует подчеркнуть, что все основные направления деятельности (музеефи-кация, т.е. приведение объекта в музейное состояние, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и культурно-образовательная деятельность) современных музеев не возможны без использования ИКТ, от оцифровки, до иммерсионных технологий (VR-технология, AR-технология). Новые компьютерные технологии и методы дают возможность воссоздать историю культуры на качественно ином уровне, обеспечивают реализацию права каждого индивида на доступ к мировому культурному наследию [13. С. 39-45]. Информационная природа процессов, лежащих в основе деятельности музеев, получила свое отражение в профессиональных стандартах «Хранитель музейных ценностей»; «Специалист по учету музейных предметов», «Экскурсовод (гид)» отражающих требования работодателей к работникам музеев. Наиболее ярко они представлены в профессиональном стандарте «Хранитель музейных ценностей» [17]. Так, например, к числу важнейших трудовых действий относятся: - изучение источников и специальной литературы для научного описания музейных предметов, находящихся на ответственном хранении; - анализ и интерпретация информации, полученной в ходе изучения музейных предметов, находящихся на ответственном хранении; - проведение источниковедческих исследований музейных предметов, находящихся на ответственном хранении; - выявление, уточнение и конкретизация информации о научной, художественной, исторической и мемориальной ценности музейных предметов, находящихся на ответственном хранении; - оформление и подготовка результатов изучения музейных предметов, находящихся на ответственном хранении, для их публикации. При этом в состав обязательных умений хранителя музейных ценностей включено умение пользоваться компьютерной и иной вспомогательной оргтехникой. Таким образом, музейный специалист должен четко осознавать информационную природу процессов, лежащих в основе деятельности музеев. Это означает, что в профессиональной подготовке музеологов должен соблюдаться баланс, гармоничное единство интеллектуальных и технологических начал на приоритетах и ценностях культуры. Музейные работники должны стать креативными специалистами, проводниками не столько в мир цифровых технологий, сколько в мир культуры. В целях концентрации внимания не только на технологии, но и в равной степени на гуманитарных аспектах цифровизации музеев, связанных, прежде всего, с социальным характером процесса передачи информации в музее, с его ориентацией на человека, его развитие, на свободный доступ к культурному наследию как общечеловеческому достоянию, нами предлагается понятие «информационная культура музеолога». Информационная культура музеолога - это интегративное профессионально-личностное качество специалиста, представляющее собой совокупность информационного мировоззрения и информационной компетентности, реализуется в ходе профессиональной музейной деятельности, способствует органичному вхождению музея в цифровую среду с сохранением важнейших функций музея как социального института памяти. Особенностями информационной культуры музеолога, отличающими ее от информационной культуры других категорий специалистов, являются: - способность атрибутировать, интерпретировать и документировать предметы музейного значения, музейные предметы и музейные коллекции на основе ценностного отношения ко всем видам музейной информации; - способность создавать качественные музейные экспозиции на основе использования музейных предметов, музейных коллекций и современных информационно-коммуникационных технологий; - способность выбирать и использовать ИКТ адекватно целям, задачам и функциям музея как социального института памяти; - готовность к актуализации и популяризации музейных предметов и музейных коллекций в ходе культурно-образовательной и экспозиционно-выставочной деятельности музея как в традиционной, так и цифровой среде. Особое место в составе понятия «информационная культура музеолога» занимает информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение - это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение музеолога базируется на достоверной информации о культурном, историческом и природном наследии человечества, его сутью является ценностное (осмысленное, ответственное) отношение и к музейной информации, и к создаваемым и используемым музейным информационным продуктам, и к техническим средствам, информационным технологиям в музее. Формирование информационного мировоззрения музеолога выступает в качестве основы развития профессионального самосознания в целях личного профессионального саморазвития и постоянного повышения уровня профессиональной квалификации. Информационная компетентность - это интегративное понятие, включающее готовность искать, анализировать, критически оценивать, преобразовывать и применять информацию для решения проблем профессиональной деятельности и личных целей. Предполагает использование как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий. Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры музеолога в вузе возможно за счет внедрения специальной учебной дисциплины. Моделирование учебных дисциплин, как известно, может быть реализовано в виде учебных программ, дающих наглядное представление о структуре и содержательном наполнении того или иного курса. Обобщенная модель курса, представленная в учебной программе «Информационная культура музеолога», включает четыре раздела [18]. Раздел первый «Цифровая трансформация музейного дела и необходимость формирования информационной культуры музеологов» дает представление о новых перспективах, которые открывает для музеев цифровизация сферы культуры; содержит сведения о специализированных информационные ресурсы в области музеологии, включая музейные веб-сайты; раскрывает роль социальных сетей в продвижении музеев в виртуальном пространстве; характеризует проблемы информационной безопасности в музейной деятельности; раскрывает деятельность музеев по продвижению культурного наследия в электронной среде. Во втором разделе «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в электронной информационной среде» представлены средства навигации и поиска музейной информации в интернете; даны алгоритмы выполнения адресного и фактографического поиска; раскрыт смысл структурносемантического анализа как основы проведения тематического поиска; охарактеризованы алгоритмы поиска информации по музеологии в электронных научных библиотеках «Библиотека по искусству», eLIBRARY.RU, «КиберЛенинка» и др. Раздел третий «Аналитико-синтетическая переработка источников информации в условиях интернет-среды» содержит характеристику веб-текстов как объектов аналитико-синтетической переработки информации и критического анализа; раскрывает специфику реализации различных функциональных стилей речи в условиях интернет-среды. Особое внимание уделяется сущностям и признакам фейковых новостей, алгоритмам критического анализа фейк-арт и фейковых новостей в области музейного дела. Будущим музеологам предлагаются методики критического анализа веб-сайтов; характеризуются сущность и виды веб-райтинга; предлагаются методики редактирования и трансформации веб-текстов; Раздел четвертый посвящен технологии подготовки и оформления результатов коммуникативной деятельности музеолога. Его цель - научить будущих му-зеологов различным технологиям работы с информацией в целях самостоятельной учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности. В разделе представлены технология подготовки новостных сообщений и музейных пресс-релизов, деловых писем (традиционных и электронных), отзывов и рецензий. Особое внимание уделяется технологии подготовки информационных справок по официальным запросам юридических и физических лиц по вопросам, связанным с историей и научной информацией, содержащейся в музейных предметах, находящихся на ответственном хранении, а также технологии подготовки письменного экспертного заключения об историко-культурном значении культурных ценностей по результатам проведенной экспертизы. Предлагаемая модель учебной программы и учебного пособия по курсу «Информационная культура музеолога» преследует цель «переплавить» набор отдельных (пусть и полезных, но отрывочных и разрозненных) сведений по работе с информацией и ИКТ в целостный учебный курс, который позволяет вести последовательное, системное и целостное формирование информационной культуры музейных работников, призванных обеспечить важнейшую миссию современного музея: «Миссия музея в XXI веке предстает как задача... сохранения культурноисторических связей с предшествующими эпохами, сохранения культурного наследия в новом виртуализованном культурном ландшафте» [19. С. 43-47]. В Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) с 2000 г. в практику подготовки музейных работников была внедрена учебная дисциплина по информационной культуре. Ее основными целями являются: - формирование системного представления о цифровизации культуры и цифровой трансформации информационных ресурсов по музеологии, охране объектов культурного и природного наследия и смежным предметным областям; - освоение алгоритмов поиска информации в электронной информационной среде в соответствии с профессиональными информационными потребностями; - овладение методами аналитико-синтетической переработки и критического анализа информации в структуре профессиональной деятельности музеолога; - освоение технологий создания информационных продуктов в условиях цифровой трансформации отрасти культуры в соответствии с задачами учебной и профессионально ориентированной научно-исследовательской работы. Данная дисциплина входит в состав Блока 1 обязательной части дисциплин основной профессиональной образовательной программы бакалавриата. Для освоения данной дисциплины необходимы знания информатики в объеме общеобразовательного курса и элементарные умения обращения с компьютерной техникой. Кроме того, необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в результате изучения студентами таких дисциплин, как «Введение в профессию», «История», «Этнология» и др. Дисциплина «Информационная культура музеолога» является предшествующей практически для всех дисциплин основной образовательной программы, поскольку способствует становлению у студентов навыков информационного самообеспечения учебной и научноисследовательской деятельности. Учебный курс «Информационная культура музеолога» носит практикоориентированный характер: он ориентирован на подготовку и продвижение качественно новых информационных продуктов с использованием ИКТ в рамках основных направлений музейной деятельности (научной-фондовой, экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной); направлен на профессиональное саморазвитие и постоянное повышение уровня профессиональной квалификации работников музеев или учреждений музейного типа. Проблема формирования информационной культуры музеологов пока не нашла широкого освещения в профессиональной печати. В числе работ, затрагивающих эту проблематику, следует назвать статьи А.Ю. Гиль [20] и Т.В. Портновой [21]. А.Ю. Гиль, характеризуя эволюцию музея в контексте становления информационного общества, отмечает: «Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. Термин «информационная культура» употребляется в широком смысле как пространственно-временная и материальная субстанция человеческого бытия в информационном обществе. В таком ракурсе рассмотрения возрастает значимость информационной культуры в иерархии знания проблем информационной культуры личности и общества, поскольку информационная культура - это методика, методология и мировоззрение общества эпохи информатизации. Необходимо правильно определить новую парадигму - идею современного человека, методологически и мировоззренчески подготовленного для успешного существования в информационной среде XXI столетия, сознательно владеющего всеми методами и технологиями оперирования информационными потоками, а следовательно, обладающего высокой информационной культурой» [20]. Однако, как следует из приведенной цитаты, данный автор ведет речь об информационной культуре человека (личности), и не ставит перед собой задачу рассмотрения информационной культуры музеолога. В позиции А. Ю. Гиль для нас представляет ценность ее понимание актуальности информационной культуры в связи с динамичными технологическими изменениями и появлением новых культурные доминант (ценностей, норм, знаков, значений, смыслов, интерпретаций и т.п.), которые формируют мировоззренческие принципы человека в информационном обществе. А.Ю. Гиль делает важный вывод: «Противопоставлением негативным последствиям, быстроте и разнообразию информационных контактов, способных не только обогащать, но и стандартизировать личность, рождать информационные стрессы, отчуждение от реального мира, вытеснение живых человеческих контактов телекоммуникационными, вести к дегуманизации, агрессивности и т.п., может стать информационная культура прежде всего в ее мировоззренческой функции» [20]. Попытка формулирования комплекса взаимосвязанных теоретических и методологических положений по развитию информационной культуры будущих искусствоведов в условиях глобальной компьютеризации предпринята в статье Т.В. Портновой. Эту цель автор увязывает с двумя такими целями, как раскрытие роли информационных технологий в изучении памятников искусства и выявление специфики развития мультимедийного направления художественного музея [21]. В работе Т.В. Портновой делается важный вывод об опасности порождения виртуальной электронной средой эффекта мнимой культуры: «Отметим, что при знакомстве с произведением искусства на веб-сайте музея возникает иллюзорное впечатление «непосредственной близости», невозможное в реальных залах музея либо на выставках, когда зритель находится среди других посетителей. Но это восприятие лишь на первый взгляд кажется комфортным. Оно может обернуться появлением другого видения, рождением имитационной художественной культуры, которая будет разрушена только при непосредственном соприкосновении с подлинниками» [21]. К сожалению, в работе Т.В. Портновой не раскрывается технология формирования информационной культуры будущих искусствоведов, приоритет отдается технико-технологическому компоненту и характеристике учебных курсов, посвященных использованию информационных технологий в музее. Предлагаемое нами понятие «информационная культура музеолога» носит интегративный характер. Оно позволяет интегрировать в информационной подготовке будущих музейных работников и знания информационных ресурсов музеев, и владение ИКТ, и способность к критическому анализу информации, и готовность продвигать музей в цифровой среде, открывать богатство музейных хранилищ удаленным пользователям. Идея интеграции разнородных информационных знаний и умений обусловлена тем, что современный человек живет в единой, синкретичной информационной среде, использует многообразные виды информации и самые разные информационные технологии. Чаще всего отделить, «разорвать» их невозможно, так тесно они переплелись. Осознание необходимости нового, интегративного понятия получило отражение в исследованиях такой авторитетной международной организации, как ЮНЕСКО, которая выступила с инициативой объединить медиаграмотность и информационную грамотность в единое понятие. В 2011 г. ЮНЕСКО издала учебную программу по медиа- и информационной грамотности для учителей на английском языке [22], которая в 2012 г. была переведена и опубликована в России [23]. Согласно подходу ЮНЕСКО медийно-информационная грамотность выходит за рамки владения коммуникационными и информационными технологиями и включает навыки критического мышления, осмысления и интерпретации информации в различных областях профессиональной, образовательной и общественной деятельности. Медийно- информационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, аналоговыми и электронными/цифровыми), а также со всеми видами и типами информационных ресурсов. Предлагаемое нами понятие «информационная культура музеолога» вполне совместимо и не противоречит идее медийно-информационной грамотности, которую развивает ЮНЕСКО. Медийно-информационная грамотность является неотъемлемым составным компонентом информационной культуры, она образует основу информационной компетентности каждого современного человека. Вместе с тем информационная культура музеолога - это интегративное профессиональноличностное качество. От медийно-информационной грамотности ее отличает наличие информационного мировоззрения музеолога и ориентированность на работу с музейной информацией как предметом профессионального труда. Проведенное исследование позволяет утверждать следующее: 1. Цифровизация отрасли культуры, стремительное внедрение ИКТ открывают новые возможности и, одновременно, порождают новые риски в деятельности музеев, обостряя проблему «разрыва» двух культур: традиционной, гуманитарной и новой, электронной. Решение этой проблемы требует формирования особой грани культуры современных музейных специалистов - информационной культуры музеолога. 2. Понятие «Информационная культура музеолога» предполагает концентрацию внимания не только на технологии, но и в равной степени - на гуманитарных и интеллектуальных аспектах цифровизации музеев, связанных, прежде всего с социальным характером процесса передачи информации, с его ориентацией на человека, его развитие, на свободный доступ к информации как общечеловеческому достоянию и условию приспособления к динамично меняющейся среде цифрового общества. Включенность информационной культуры в состав культуры имеет важное теоретическое значение, поскольку позволяет рассматривать формирование информационной культуры музеолога как способ преодоления технократизма, обеднения нравственного и эмоционального мира человека. 3. Учебный курс «Информационная культура музеолога» направлен на подготовку новой генерации музейных профессионалов, ориентированных на работу в музее XXI в., основные виды деятельности которого предполагают использование цифровых технологий. Он позволяет интегрировать в информационной подготовке будущих музейных работников как достижения ИКТ, так и знание традиционных и сетевых информационных ресурсов, умения по их аналитикосинтетической переработке, критическому анализу информации и самостоятельной подготовке на этой основе качественно новых музейных информационных продуктов. Данный учебный курс соединяет разрозненные сведения в области информационной подготовки, взятые из различных наук, в единое целое, объединенное системным, технологическим, деятельностным и культурологическим подходами. Такая интеграция обеспечивает синергетический эффект, поскольку системное знание всегда более действенно, чем разрозненные сведения. 4. Сопоставительный анализ показывает, что различия между развиваемыми в России идеями формирования информационной культуры личности, информационной культуры музеолога и продвигаемой ЮНЕСКО идеей интеграции медиа- и информационной грамотности не носят принципиального характера. Они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать преимущества международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, накопленным опытом российских музеев и учреждений образования.
Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.
Национальный проект «Культура» / Министерство культуры РФ. URL: https://culture.gov.ru/ about/national-project/about-project/(accessed: 03.08.2021).
Ноль Л.Я. Компьютерные технологии в музее. М., 1999. 115 с.
Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М. : РГГУ, 2007. 204 с.
Кислицин Б. Цифровые технологии в музее. Краткий обзор самых интересных решений, которые позволяют посетителю взаимодействовать с экспонатами // Политех : сайт. URL: https://polytech. bm.digital/article/777089207606731505/glava-5-tsifrovyie-tehnologii-v-muzee (accessed: 03.08.2021).
Дриккер А.С., Маковецкий Е.А. Музейный храм // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 3 (24). С. 25-36.
Горелов О.И., Горелова С.И., Третьяков А.Л. Развитие музея в цифровом пространстве: постановка проблемы // Мир образования - образование в мире. 2020. № 1. С. 112-121.
Набиуллин А.Ф., Шакиров А.С., Мухтов И.Г. Проблемы внедрения стационарных интерактивных мультимедиа систем в музейные экспозиции. Риски и решения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 31. С. 235-243.
Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212. С. 189-196.
Сноу Ч.П. Две культуры. Сборник публицистических работ. М. : Прогресс, 1973. 140 с.
Гендина Н.И. Информационное образование и информационная культура как фактор безопасности личности в глобальном информационном обществе: возможности образовательных организаций и библиотек. М. : Литера, 2016. 392 с.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-н/Д, 2000. 218 с.
Именнова Л.С. Музей в информационную эпоху // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 6. С. 39-45.
Лапин Е.С. Музей в контексте информационной экологии // Культура и образование. 2018. № 3 (30). С. 27-31.
Лебедев А.В. Музей как информационная система // XVI Ежегодная международная научнопрактическая конференция АДИТ-2012. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/adit-2012-t/903.html (accessed: 03.08.2021).
Мастеница Е.Н. Интерпретация истории культуры как процесс и результат музейной деятельности // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения. Новосибирск : Новосиб. нац. исслед. гос. ун-т, 2020. С. 7-23.
Профессиональный стандарт «Хранитель музейных ценностей» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420215621 (accessed: 03.08.2021).
Родионова Д.Д. Основы информационной культуры личности: рабочая программа по направлению подготовки «072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» профиля подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», квалификация (степень) выпускника - «бакалавр». Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. 30 с.
Овчинникова З.А. Музей в контексте социально-культурных трансформаций информационного общества // Вестник культуры и искусств. 2017. № 3(51). С. 43-47.
Гиль А.Ю. Эволюция музея в контексте становления информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 35-38.
Портнова Т.В. Информационные технологии в художественном музее и их роль в формировании новой культурной среды искусствоведа // Художественное образование и наука. 2018. № 4. С. 15-22.
Media and Information Literacy Curriculum for Teachers (prepared by UNESCO) [Electronic resource] / C. Wilson, A. Grizzle, R. Tuazon, K. Akyempong, Chi Kim Cheung. Paris, UNESCO, 2011. 192 p. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0019/001929/192971e.pdf (accessed: 03.08.2021).
Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов / науч. ред. Н.И. Гендина, С.Г. Корконосенко; пер. Е. Малявская; ЮНЕСКО. М. : Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 198 с.