Кластерный анализ резных террасных окон Воткинска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 43. DOI: 10.17223/22220836/43/23

Кластерный анализ резных террасных окон Воткинска

Резные террасные окна Воткинска преДставляют уникальный культурный феномен. Кластерный анализ составленной базы из 35 окон показал, что наиболее распространено трехчастное окно с арочным завершением с оДинаковой шириной моДулей. Наличие сложных в изготовлении полукруглых и параболических линий орнамента свиДетельствует о высоком мастерстве рабочих, и произвоДство было возможным лишь в условиях цеха, мастерской или артели. В орнаменте обнаружены православные мотивы, например, «вильчатый» крест, наложенный на силуэт церковной маковки, в то время как уДмуртские мотивы использованы крайне ограниченно.

Cluster analysis of carved terrace windows in Votkinsk.pdf Введение Окна играют большую роль в формировании индивидуального облика здания, являются основным модульным композиционным элементом, определяющим эстетику сооружения. В отличие от окон главного фасада, террасные окна не имеют жестких ограничений конструкции, диктуемых климатическими условиями России. При их оформлении можно использовать стекла полукруглой формы, которые трудно утеплить. Террасные окна Воткинска являются уникальными памятниками архитектуры Предуралья, которые по праву можно считать высочайшим достижением инженерно-художественного мастерства жителей поселка Воткинский завод второй половины XIX в. Своеобразие окон заключено в оригинальном и сложном по исполнению декоре деревянных оконных трехчастных и четырехчастных конструкций с арочными завершениями. Подобная конструкция террасных окон встречается и в других городах Удмуртии и России (Ижевск, Сарапул, Киров, пригороды Санкт-Петербурга, Кологрив и др.), но с менее выраженным рисунком декора переплета, уступающим по сложности в инженерном и столярном решении. Кроме того, историческая деревянная застройка крупных городов сейчас практически утрачена, в то время как деревянные кварталы Воткинска дошли до нас практически в первозданном виде. Террасные окна, наряду с наличниками окон дома, являются неповторимым элементом русской деревянной архитектуры. Его различные аспекты широко представлены в литературе, исследованы основные стили и их взаимное проникновение в различные регионы. В настоящее время деревянная архитектура Воткинска представлена, например, в работах Ю.А. Стояк с позиции проблемы сохранения ценного историко-культурного наследия [1, 2]. Но следует отметить, что террасные окна как важный и своеобразный элемент деревянного зодчества пока не получили должного описания и очень скупо представлены в искусствоведческой литературе. А если учесть, что сейчас эти объекты подвергаются сносу, перестройке и разрушению, следует опасаться, что в истории не останется даже фотографий этих объектов во всем их разнообразии. Так, в 2017 г. в результате пожара был сильно поврежден дом Быкова (угол ул. Спорта и Робеспьера), многократно описанный в литературе как наглядный пример воткинского деревянного зодчества (например, [3]). Так что велика вероятность, что этот дом, не имеющий официального статуса памятника архитектуры, просто будет потерян. Из-за хозяйственной деятельности частный сектор Воткинска активно застраивается серийными многоэтажными зданиями, а в деревянных домах, не являющихся памятниками архитектуры, повсеместно заменяются резные террасные окна на пластиковые, более удобные в быту. В результате вполне вероятно, что через пару десятилетий такой выразительный элемент русской деревянной архитектуры, как резные террасные окна, может быть утрачен безвозвратно. Поэтому задача данной работы состояла, во-первых, в фотофиксации пока еще имеющихся в Воткинске резных террасных окон, а во-вторых, в их кластерном анализе для выявления типовых признаков. Их определение будет необходимо в том случае, если с развитием технологий снова появится возможность массового производства резных окон, когда отправной точкой обычно служат чудом сохранившиеся памятники деревянного зодчества, которые ввиду своего ограниченного количества не несут в себе всего содержания имевшегося богатства форм. Материалы и методы В качестве базы данных для анализа представлены 35 фотографий (рис. 1), сделанные авторами в период с 2013 по 2016 г. Ранее опубликованная база [4] существенно расширена и дополнена. А поскольку основные выводы про типажу террасных окон практически повторяются, можно говорить о репрезентативности выборки. В данной работе на основе кластерного анализа произведена попытка выделить наиболее типичный вид террасного окна Воткинска. Искусствоведческий анализ производится в попытке выявить корни этого элемента. Террасные окна Воткинска связаны с общим распространением стиля эклектики в России и в Европе и его разных направлений начиная с середины XIX в. и до начала XX в. Архитектура эклектики характерна тем, что из предыдущих стилей заимствуется не весь облик строений, а отдельные элементы. Развитие окон в этот период происходит в четырех направлениях: академическом, неого-тическом, русском (национальном) и рациональном. Анализируемые окна следует отнести к готико-романтическому направлению, которое проявляется в конструкции как самого окна, так и его декора. Появление оконных проемов, занимавших полностью стену помещения или большую ее часть, как и в рассматриваемых террасных окнах, связано с влиянием западной культуры остекления помещений, которая широко распространилась в России в XIX в. Конструкция окон представляет собой трехчастную или четырехчастную систему с арочными завершениями, стилистически связана с венецианскими (пал-ладианскими окнами) XV в. и с возвращением общего интереса к нему в усадебной практике России в начале XIX в. и потом вновь в последней трети XIX в. Описание выборки Исследуемые террасные окна характерны для домов Воткинска застройки второй половины XIX в., последней его трети, когда этот архитектурный элемент достиг пика своего развития. Нередко террасное окно оформлено в виде единого ансамбля всего фасада, вместе, например, с резными крылечками и художественной ковкой (Чапаева 41, Кирова 44). Интересен также гармонирующий эффект террасного и мансардного окон, встречающихся в ряде домов (Чапаева 34, Спорта 46, 1 мая 58). Однако орнаменты, используемые мастерами для мансардного и террасного окна, явно разные, что наиболее ярко заметно на примере дома по Чапаева 34. Наиболее рациональное объяснение этому - разный период отделки мансарды и террасы и, как следствие, разные мастера или разные периоды творчества одного мастера. Между тем мансардное окно стоит в одном ряду с террасным, что наглядно видно из примера домов по Либкнехта 14 и 1 мая 58, имеющих мансарду без террасы. Уникальный элемент имеется в доме по Володарского 75, где террасное окно снабжено наличником, проявляется сочетание с русским (национальным) элементом стиля дома, что совершенно нехарактерно для анализируемой выборки. Конструкция и оформление наличника практически идентичны окнам главного фасада, но, в отличие от них, в террасном окне имеются мелкие элементы сложной формы, что ставит его в один ряд с другими рассматриваемыми окнами. Интерес представляет также окно дома по Ленина 51. Арочные элементы четырехчастного окна содержат мотивы квадрифолия (четырехлистника). Этот прием можно наблюдать в решении террасных окон и других жилых зданий, как, например, в знаменитом доме Быкова [3]. Верхняя часть прямоугольных модулей этих окон имеет сложный орнамент из кривых параболической формы. Окна с аналогичным композиционным решением декора встречаются в архитектуре Ижевска, рассматриваются они в исследовании Е.Ф. Шумилова [5]. Особую ценность и интерес представляет сложный декор оконного переплета, основанный на соединении стеклянных элементов с деревянными профилями (горбыльками) и образующий изящный, сложнейший в исполнении рисунок из прямых и криволинейных линий. Горбыльки явно изготавливались строганием с последующим выгибанием различными радиусами, согласно проекту. В них имеются пазы для соединения со стеклом. Соединялись детали оконной замазкой на основе смеси мела с олифой. Угловые соединения рам створок форточек и фрамуг выполнялись методом столярного соединения «паз-шип». Фиксировалось это соединение деревянным нагелем, так что вся конструкция собиралась без единого гвоздя (не считая петлей створок и фрамуг). Резали стекло, вероятно, алмазными резцами. Наличие небольших элементов связано с экономической целесообразностью, когда оставались отходы от изготовления крупных деталей, а также с технологией изготовления стекла в то время, при которой производить большие листы представлялось сложным. Технология соединения деталей напоминает витраж, где рисунок создается за счет соединения цветных стеклянных элементов, соединяющихся металлическими перегородками. К сожалению, в ХХ и ХХ1 вв. наблюдается тенденция деградации культурных традиций изготовления террасных окон. Типичный продукт «новодела» - геометрически правильные формы, легкие в производстве при массовом изготовлении. При этом новые окна вставляются в старые переплеты с грубыми нарушениями первоначальной композиции, как, например, в доме 1 мая 25, где нарушена модульность конструкции (четыре вместо трех модулей). Следы ремонта с нарушением исходного замысла проступают уже примерно с середины ХХ в., когда полукруглые и треугольные элементы заменяются простыми в изготовлении прямоугольными (Кирова 42). Кластерный анализ Первый критерий, по которому вполне логично можно разделить окна, - это количество повторяемых модулей. Наиболее нехарактерной оказалась рама, содержащая всего один модуль (1 мая 51) - 3% от выборки. Хотя считать таковой ее можно лишь весьма условно, поскольку в ней четыре явно повторяющихся модуля объединены общей верхней частью. 9% окон имеют два модуля, 60% -три, 28% - четыре. Окна в домах по Спорта 46 и Ленина 54 отнесены к трехчастным (три модуля), как то предполагал изначальный замысел зодчего. С окнами, отнесенными к двухмодульным, тоже не все просто. Так, окна по Кирова 46 и 1 мая 30 реально имеют по 4 модуля, но верхние полукруглые элементы объединяют их попарно, формируя при беглом взгляде два модуля, а не четыре. Второй критерий - одинаковость размеров модулей. Как видно из приведенной выборки, практически все окна имеют симметричную форму, различаясь лишь относительным размером центрального и крайних модулей. Причем это характерно лишь для трехчастных конструкций. Три окна из четырех трехчастных мансардных имеют широкие центральные модули. А вот для собственно террасных окон широкий центральный модуль, как правило, не характерен и встречается всего в трех случаях (18%). Наиболее трудоемкими в изготовлении окон являются арочные завершения. В связи с этим интересно проанализировать верхнюю часть окна, которая уже имеет полукруглую форму, и более простую в изготовлении прямоугольную нижнюю. Наиболее «популярное» количество стекол в верхней части - 3, встречается в 62% случаев. Чуть менее распространены четыре и семь стекол - по 15%, а самыми «экзотичными» оказались элементы с двумя и восемью стеклами - по 4%. Интересно, что при этом в 53% случаев стекла в верхнем элементе разделены прямыми перегородками, в 27% - полукруглыми и в 20% - параболическими. При этом параболическую форму разделяющих перегородок имеют все элементы, состоящие из 7 или 6 стекол, образуя довольно причудливый орнамент. Наибольшую площадь оконного проема составляют прямоугольные нижние части окон. И кроме количества модулей их можно классифицировать по количеству горизонтальных перегородок. Как ни странно, но наиболее редкой оказалась одна перегородка, делящая окно на две части (3%), это при том, что для окон центрального фасада преобладает именно одна перегородка. А вот остальные варианты конструкции имеют практически одинаковую распространенность: две - 40%, три - 30%, четыре - 27%. Можно предположить, что дополнительные перегородки сделаны именно для подчеркивания ажурности и воздушности, в отличие от функциональных теплых окон. Интересно, каким образом мастера получали оконный орнамент. В 48% случаев это обычная осевая симметрия относительно горизонтальной оси, проходящей через центр оконного проема. В 14% симметрия достигается за счет параллельного переноса верхней части вниз. В 28% случаев симметрии у окон нет и остальные 10% - четыре или более равных повторяющихся элементов. При этом, в отличие от арочного полукруглого завершения, прямоугольная часть в основном имеет прямые перегородки. Причем только прямые перегородки имеют 69% окон, 31% - закругленные элементы, параболических элементов не зафиксировано ни на одном окне. При этом стекла с закругленными элементами ни в одном из случаев не составляют даже половины площади окна - в лучшем случае четверть или того меньше. Вероятно, эту особенность следует объяснить функциональными особенностями, а именно возможностью открывания створок. Арочная верхняя часть окна стационарная, поэтому погрешности подгонки стекла под переплет не очень важны. В случае же открывающейся створки неизменно идет перекос под собственной тяжестью, поэтому весовая нагрузка от оконного переплета предается на само стекло и вся створка должна работать как единое целое. Наличие неплотной подгонки между переплетом и стеклом приводит к люфту и прогибу, который при каждом последующем открытии окна будет лишь усиливаться. Возможное культурное влияние Высокое художественно-технологическое мастерство в решении декора террасных окон Воткинска связано прежде всего с общим высоким развитием технической школы России в XIX в. Архитектурный стиль Воткинска с самого начала своего развития был связан с Санкт-Петербургской архитектурной школой ввиду стратегической государственной важности развития уральских городов-заводов. На завод приглашались лучшие мастера для работы и обучения в области металлообработки, в свою очередь, сами заводчане ездили на всероссийские и всемирные художественнопромышленные выставки [6, 7]. В связи с этим развивались инженерные навыки мастеров, необходимые для построения сложнейших чертежей при оформлении террасных окон. Все это наложилось на умение обрабатывать дерево и стекло, связанное со сложными процессами выгибания деревянных деталей, сложившееся в этих краях местной традицией. Изготовление и сборка деталей предполагает сложные операции со специализированным оборудованием, которые могли выполняться только высококвалифицированными специалистами в услов иях цеха мастерской или артели. Малейшие отклонения при изготовлении заготовки для рамы или створки были недопустимы. Местная традиция обработки дерева также связана с применением глубокой орнаментальной символики. Влияние удмуртской культуры, проникнувшей в быт русских людей, проживающих в Вятском крае, вероятно, повлияло на переработку мастерами неоготического стиля при оформлении окон. Оконные рамы включают в себя ряд геометрических фигур, которые возможно встретить и в удмуртском национальном орнаменте. Удмуртский орнамент представлен шестиугольниками, ромбами, косыми крестами, ромбами с продолженными сторонами - все эти фигуры являются символами плодородия [8-10]. Однако главной особенностью удмуртских орнаментов являются ассиметричные детали мотивов, построенных по принципу вращения. Таких деталей рассматриваемые окна не содержат. Бесспорно влияние на террасные окна Воткинска неоготики, поэтому возникает вполне вероятная идея влияния на культуру русского населения Воткинска приглашенных на завод европейских специалистов. Прямо с момента основания Воткинского завода на него начался приток иностранных инженеров. По данным переписи, в XIX в. в Воткинске проживали датчане, немцы, французы, англичане и т.д. [11]. Так что именно их культурному влиянию мы, вероятно, и обязаны появлением воткинских террасных окон. Для выявления аргументов за это влияние есть смысл рассмотреть типичные не-оготические окна. Для них характерны разноцветные витражи, которые создают красочную «божественную» игру света в помещении храма и состоят из стекла разного цвета и прозрачности [12]. В воткинские окна витражи или цветные стекла, разумеется, не вставлены, однако деревянные перегородки образуют похожие узоры, что и свинцовые перегородки неоготических витражей. Как и в неоготической витражной мозаике, в воткинских окнах присутствуют квадраты, треугольники и полуокружности. Можно увидеть их сходство с окнами, например, Notre-Dame de Paris: плавноизогнутые линии перегородок образуют фигуры в виде ромбов с одним удлиненным углом, имеющие сходство с каплей; фигуры в виде закругленных ромбов, имеющие сходство с примитивным изображением цветка. Эти элементы несут в себе религиозную смысловую нагрузку. Если рассматривать части окон, где рамы делят окна на прямоугольники, то можно увидеть, что так они складываются из латинских крестов, крестов Петра и из тау-крестов . Ромб с закругленными краями, встречающийся почти в каждом окне, можно соотнести с четырехлистником (четырехлистная форма клевера). Он является символом удачи, так как существует поверье, что четырехлистник был взят Евой на Землю из Рая. Рассматривая вытянутые ромбы в совокупности с рамой, можно обнаружить, что вместе они оставляют стилизованный образ христианского символа «ихтис» («рыба») - акроним имени Иисуса Христа, и поэтому этот знак верующие очень часто изображали на своих домах, например, в виде рисунка или как часть мозаики. В нашем случае этот знак стал частью оконного узора. Если рассмотреть каркас ряда окон (наиболее характерный - Ленина 62), можно увидеть перевернутые «якоря» - христианский символ, обозначающий надежды на будущее воскресение, а также скрытое изображение Христа. Типовым элементом множества окон также стал треугольник. Он тоже относится к христианской вере, являясь символом Святой Троицы: каждая из его сторон олицетворяет Отца, Сына и Святого Духа. В совокупности эти символы представляют собой соединение духовного и физического, небесного и земного миров. Чапаева, 34 Спорта, 36 Ленина, 71 Ленина, 58 Ленина, 62 Ленина, 54 Ленина, 51 Ленина, 42 Ленина, 38 Ленина, 33 Ленина, 30 Либкнехта, 12 Либкнехта, 14 Либкнехта, 19 \\.ъ Свердлова, 14 1 мая, 71 1 мая, 25 Кирова, 42 1 мая, 58 1 мая, 34 Володарского, 71 Чапаева, 22 1 мая, 30 Кирова, 44 Кирова, 46 Азина, 3 Рис. 1. Террасные окна Воткинска (2013-2016 гг.) (под фотографией приведен адрес дома, фото авторов) Fig. 1. Terrace windows of Votkinsk (2013-2016) (the photograph shows the address of the house, photos of the authors) Как правило, неоготические окна обладают разнообразием форм: стрельчатой, четырехугольной, эллиптической; есть окна-медальоны и окна-розетки [12]. Несомненно, рассматриваемые окна обладают мотивами стрельчатой формы, что представлено в элементах их каркаса. Кроме того, их форму можно отнести к четырехугольной эллиптической. Еще богословы XII в. утверждали, что витражи удерживали людей от дурных поступков, помогали найти истинный путь [12]. Поэтому можно предположить, что люди придавали своим окнам неоготический вид для того, чтобы защитить свой дом и домочадцев от недугов, чтобы Бог мог наблюдать за ними через окна, аналогичные церковным. Символичен факт, что воткинские окна также расположены на главном фасаде и вблизи ворот. Таким образом, окна могли служить своеобразной защитой: божественная энергия, исходящая от окон, могла отвести несчастье от дома. Не стоит отрицать и факт влияния православия на конструкцию и орнаментальные структуры. На эту мысль наводит форма трехчастных окон, в первую очередь домов 1 мая 41, Ленина 38 и др., где центральный фрагмент зрительно больше двух крайних. Это типичная форма православного иконостаса. Кроме того, в красном угле обычно стояли относительно дешевые медные иконы-триптихи, центральная часть которых также зрительно доминировала над двумя крайними. На эту же мысль наводят параболической формы перегородки верхних стекол в домах по Либкнехта 19, 1 мая 45 и др., где фактически накладываются друг на друга православный «вильчатый» крест и силуэт православной церковной маковки. Выводы В ходе кластерного анализа воткинских террасных окон было выявлено, что наиболее распространенный тип окна состоит из трех модулей с арочным завершением с одинаковой шириной модулей. Как правило, верхняя часть окна состоит из трех элементов, разделенных прямыми перегородками. Орнамент самого окна, как правило, обладает осевой симметрией и состоит из двух частей. Бесспорно, что на внешний облик резных террасных окон повлиял неоготический стиль, на который, в свою очередь, оказала большое влияние местная культура. Удмуртские мотивы, вероятно, крайне ограниченны, что подтверждается, например, отсутствием ассиметричных деталей, построенных по принципу вращения. Кроме того, во внешнем облике окон обнаружены православные мотивы в виде «вильчатого» креста, наложенного на силуэт православной церковной маковки. В целом террасные окна Воткинска можно рассматривать как уникальное культурное явление на территории Удмуртии, столь массово больше не встречающееся.

Ключевые слова

Декоративный элемент, фасад, террасное окно, Декор окна, трехчастные и четырехчастные окна с арочными завершениями, эклектика, готико-романтический стиль, технология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Митюков Николай ВитальевичФГБУН «Удмуртский федеральный исследовательский центр» УрО РАНдоктор технических наук, доцент; старший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературыnico02@mail.ru
Пислегина Арина НиколаевнаУдмуртский государственный университетстудент кафедры дизайнаrillwindler@mail.ru
Преображенская Ирина ВладимировнаРоссийский государственный педагогический университет им. А. И. Герценакандидат педагогических наук, доцент кафедры производственных и дизайнерских технологийcontact@irapr.ru
Всего: 3

Ссылки

Стояк Ю.А. Историко-архитектурное наследие города-завода Воткинска второй половины XVIII - начала XX веков : дис.. канд. архит. Н. Новгород, 2016. 391 с.
Стояк Ю.А. Деревянная архитектура города-завода Воткинска конца XVIII - начала XX в. // Вестник ТГАСУ. 2014. № 5. С. 34-53.
Шумилов Е. Ф. Архитектура Ижевска: история развития и перспективы архитектуры, градостроительства и монументального искусства. Ижевск : Удмуртия, 1978. 116 с.
Митюков Н. В. Террасочные рамы Воткинска // Вестник КИГИТ. 2013. № 9 (39). С. 39-43.
Шумилов Е. Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. ХУ1 - начало ХХ в. Ижевск : Удмуртский университет, 2001.434 с.
Родионов Н.А. История оружейного производства в Удмуртии (XIX-XXI вв.). Ижевск : УИИ-ЯЛ УрО РАН, 2009. 320 с.
У истоков музыки. Воткинск - родина П.И. Чайковского. Ижевск : Парацельс, 2008. 107 с.
Байкова Е.В., Кузнецова Н.А. Декоративно-прикладное искусство Удмуртии. Ижевск : Удмуртия, 2013. 160 с.
Воткинск. Любимый город / [ред. А.В. Кузнецов]. Ижевск : Парацельс, 2005. 103 с.
Преображенская И. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков: На материале Республики Удмуртия : дис.. канд. пед. наук. М., 2003. 267 с.
Васина Т.А. Камские заводы: население, культура, быт (конец XVIII - первая половина XIX в.). Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2006. 276 с.
Калабухова М. Архитектурные готические элементы. URL: www.facadeproject.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitekturnye _elementy_ gotiki/ (дата обращения: 10.12.2018).
 Кластерный анализ резных террасных окон Воткинска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 43. DOI: 10.17223/22220836/43/23

Кластерный анализ резных террасных окон Воткинска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 43. DOI: 10.17223/22220836/43/23