Библиотечно-информационная педагогика представляет собой интеграцию педагогической, информационной и библиотечной видов деятельности, включающей педагогическую основу библиотечного дела, информационную основу информационных, библиотечных и учебно-познавательных процессов, информационное мировоззрение, педагогические компетенции, которые позволят применять новые информационно-коммуникационные технологии в теории и практики библиотечно-информационной деятельности. Введение библиотечноинформационной педагогики как учебной дисциплины обусловлено переходом на ФГОС 3++, введением профессиональных станДартов и появлением новой Должности «педагог-библиотекарь».
Library and information pedagogy in the structure of modern library and information education.pdf Информатизация современного общества занимает важную роль, в жизни каждого из нас, так как с помощью информации человек познает окружающий мир. Феномен «информации» очень многолик: помогает человеку интерпретировать события и явления, принимать решения, находить альтернативность действий. Буквальное значение термина «информация» - сведения, данные, знания, включающие и сопровождающиеся процессом хранения, преобразования и использования информации. В связи с увеличением информации и уплотнением скорости информационных технологий, функционал библиотек (как информационных, культурных, просветительских организаций) постоянно трансформируется для решения острых проблем, например, информационное, культурнопросветительское и образовательное воспитание и развитие читателей в новом информационном пространстве. В последнее время современное общество ставит перед собой каждый раз новые задачи и методы для развития педагогических наук, чаще всего они связаны с информационным подходом к обучению, воспитанию, познанию и развитию. Затрагивается воздействие информационных процессов на обучение, подготовку и переподготовку новых специалистов библиотечно-информационной сферы. Выделение информационной педагогики позволяет исследовать новые информационные процессы и педагогические явления, развивать отраслевой аспект педагогической науки. Актуальность исследования определяется трансформацией отечественного образования и активацией роли библиотек в жизни современного общества, обусловивших переосмыслить и переоценить информационный, интеллектуальный, досуговый, культурный контент библиотек и его сложившиеся традиционные формы работы с различными пользователями, сформировать потребность к его многогранному использованию. Библиотека всегда рассматривалась как необходимое средство образования и самообразования; библиотечно-информационная педагогика как особая область знаний и исследований изучает опыт педагогических учреждений, библиотечных занятий, различных форм и методов работы с читателями, выполняет функции обучения, развития и воспитания и включает: педагогические основы библиотечного дела, упорядоченную обработку информации, формирование и развитие информационного мировоззрения, библиотечно-библиографической грамотности, знаний и умений, которые позволят применять новые информационнокоммуникационные технологии в библиотечно-информационном обслуживании, создании, распространении и продвижении информационных продуктов и услуг. Авторами статьи предпринята попытка определения граней соприкосновения информационных, библиотечных и педагогических знаний в одном понятии, предложены и разработаны определение и структура понятия «библиотечноинформационная педагогика», определен функционал библиотечноинформационного работника в связи с потребностями современного образования обучающихся направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Информационная педагогика - комплексная наука, изучающая теорию получения, преобразования, передачи и усвоения информации в учебновоспитательном процессе. Отличительной особенностью информационной педагогики, по мнению Л.Н. Хуторской, является «совмещение информационных процессов с учебно-воспитательным процессом, информационный подход к последнему как к сложному процессу обмена информацией между разными педагогическими системами: между воспитателями и воспитуемыми, между учителями и учениками, между всеми участниками системы управления обучением и воспитанием на всех уровнях, всех возрастов» [1]. Хотелось бы отметить, что применение информационного подхода в библиотечно-информационной деятельности даст возможность дополнить традиционное обучение молодых специалистов чем-то новым и вывести науку на новую ступень. Библиотечно-информационная деятельность - это один из видов человеческой деятельности, целью которой является сбор, обработка, хранение информационных ресурсов и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в информации. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» [2] позволяет библиотечно информационную деятельность трактовать как область деятельности по организации библиотечно-информационного обслуживания, направленного на удовлетворение информационных потребностей. Б.П. Гущиным в 1915 г. было введено в понятийно-терминологический аппарат библиотековедения понятие «библиотечная педагогика». В работе В.С. Крей-денко и Ю. Ф. Андреевой представлен обзор ученых, изучающих библиотечную педагогику на разных этапах развития: А.Н. Оленин, М.А. Корф, Д.А. Балика, А.В. Соколов, И.И. Тихомирова, В.П. Потемкина и др. [3]. Г. А. Иванова считает, что библиотечная педагогика формируется как интегративная наука, находящаяся на стыке педагогики и библиотековедения, «рассматривающая теоретические и методологические основы библиотечнопедагогической деятельности, проблемы становления и развития педагогики детского и юношеского чтения, изучения читателей и чтения разных возрастных групп» [4. С. 7]. Цель библиотечной педагогики - это подготовка компетентных специалистов в сфере библиотечно-информационной и педагогической деятельности, функционально ориентированных на обучение, воспитание, развитие читателей библиотек. Таким образом, библиотечно-информационная деятельность аккумулирует в себе разные виды трудовых процессов, представляющих библиотеку как центр культурных, социальных, информационных и педагогических начал. Поэтому авторы работы предлагают формулировку научного знания - «библиотечноинформационная педагогика», которая наиболее отвечает наименованию направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Появление в Едином квалификационном справочнике должностей новой должности «педагог-библиотекарь» и обобщенной трудовой функции «Библиотечно-педагогическая деятельность образовательной организации общего образования» в рамах профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» и трудовых функций такого специалиста (информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса; проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры; организационнометодическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению [5]) подтверждает нужность педагогических компетенций, формирующихся в том числе библиотечно-информационной педагогикой. В настоящее время многие вузы осуществляют подготовку педагогов-библиотекарей, но не все директора школ готовы к введению новой должности. Таким образом, модернизация школьного образования требует изменения педагогических компетенций, информационно-библиотечных услуг, расширения и усложнения функций школьных библиотек. Школьная библиотека не только обеспечивает учебно-образовательный процесс и организует чтение школьников, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь выступает как посредник между пользователем и информацией, направляя пользователя и подсказывая пути и способы поиска необходимых информационных источников в информационном пространстве [6. С. 322]. Библиотечно-информационная педагогика - это комплексное познание библиотечной педагогики, педагогики в целом, а также информационной педагогики, включающее педагогическую основу библиотечного дела, информационную основу информационных, библиотечных и учебно-познавательных процессов, информационное мировоззрение, педагогические компетенции, которые позволят применять новые информационно-коммуникационные технологии в теории и практики библиотечно-информационной деятельности. Структуру библиотечно-информационной педагогики условно составляют три основных деления (основание, ядро и следствие). 1. Основание. 1.1. Информатизация общества затрагивает и библиотечно-информационную сферу. В библиотечно-информационную практику внедряются информационные технологии. В рамках ведущих для отрасли наук (библиотековедение, библиографоведение, книговедение) протекают информационные процессы (хранение, переработка, поиск, распространение, создание), создающие новые нормы, правила, закономерности, знания. Библиотека консолидирует два предметных поля феномена « информация»: производство информации (выставки, библиографические списки и пр.) и производство информационных услуг (копирование, электронная доставка документа и пр.). Кроме того, библиотека наряду с образовательными учреждениями активно участвует в формировании и развитии информационной культуры личности, подразумевающей «соблюдение информационной гигиены, формирует знания, умения и навыки работы с информацией, способствует формированию информационного мировоззрения и защиты от негативного влияния информации» [7. С. 76]. 1.2. Знания, содержание которых получено из анализа педагогического опыта, анализа, синтеза поиска, переработки, распространения профессиональ-ной/учебной/научной информации. 1.3. Совокупность теоретических достижений - концептуальные положения, теория информационного воспитания, библиотековедения, библиографоведения, книговедения, психологии, информатики, социологии, философии и др. 2. Ядро. 2.1. Основные понятия: информация, библиотека, информационный процесс, библиотечный процесс, учебно-воспитательный процесс, библиотечноинформационная деятельность, библиотечно-информационное обслуживание, информационное воспитание, информационное образование и пр. 2.2. Структурно-функциональный подход к информации (к ее получению, переработке, передаче, приему) в библиотечно-информационных процессах получения, передачи, усвоения учебной информации (например, библиотечные уроки по формированию и развитию информационной культуры). 2.3. Взаимозависимость тенденций (познание информации с позиции психологии, педагогики, информатики, культурологии, организация рефлексии и др.). 2.4. Библиотековедческие (контент-анализ, методы анализа читательских формуляров, читательских биографий, «карточек обратной связи»), библиографоведческие (анализ «книжной производительности», библиометрический метод), книговедческие (типографический, сравнительно-исторический), информационные (убеждение), педагогические (наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы, изучение читателя и покупателя, их интересов и запросов) методы исследования. 3. Следствие. 3.1. Практическая библиотечно-информационная деятельность обучающего, педагога библиотечных дисциплин, педагога-библиотекаря. 3.2. Информационные основы учебно-методических/научных/ профессиональных изданий, занятия, консультационной и воспитательной работы и др. 3.3. Применение средств информации и информационных-телекомму-никационных технологий в педагогике библиотечно-информационной деятельности и пр. На данный момент такой научной дисциплины, как библиотечно-информационная педагогика, нет, но для современного поколения обучающихся, в рамках профессиональных стандартов («Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Специалист по информационным ресурсам», «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Специалист в области воспитания»), она бы могла быть очень полезной. Таким образом, библиотечно-информационная педагогика является одним из направлений педагогической науки и определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, библиотековедения и информациологии, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, исследующая библиотечные формы коммуникации, способы продвижения информационных продуктов и услуг в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики, является действенным средством формирования профессиональной компетентности будущих библиотечно-информационных работников. В качестве цели освоения дисциплины «Библиотечно-информационная педагогика» выступает подготовка компетентных специалистов в информационной, библиотечной, педагогической сферах деятельности, способных осуществлять разносторонний функционал в библиотеках разного типа. Социальные и коммуникативные функции библиотеки позиционируют ее как одну из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры страны, существенно дополняющих образование, воспитание и развитие подрастающего поколения. Структуру библиотечно-информационной педагогики условно составляют три основных деления: 1) информатизация современных библиотек; 2) эмпирическая основа; 3) теоретическая основа. Итак, применение библиотечно-информационного подхода в педагогике дает возможность заменить традиционную плоскость проблематики педагогического исследования учебного и воспитательного процессов проблематикой библиотечно-информационной деятельности при осуществлении этих процессов.
Хуторская Л.Н. Информационная педагогика. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0825.htm (дата обращения: 19.02.2019).
ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Минск, 1999. 23 с.
Крейденко В.С., Андреева Ю.Ф. Библиотечная педагогика как профильная дисциплина подготовки бакалавров // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 4. С. 170-174.
Иванова Г. А. Библиотечная педагогика. М. : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2017. 248 с.
Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»: зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406. URL: http://niro53.ru/sites/default/files/public/News/ profstandart.pdf (дата обращения: 19.02.2019).
Маслакова М.В., Бажутина И.В. Трансформация школьной библиотеки в библиотечноинформационный центр // Динамика систем, механизмов и машин: X юбилейная IEEE Междунар. науч.-техн. конф. (15-17 ноября 2016 г.). Омск, 2016. Т. 4, № 1. С. 312-318.
Маслакова М.В. Информационно-психологическая безопасность - основа формирования информационной культуры личности // Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 72-78.