Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 43. DOI: 10.17223/22220836/43/27

Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории

На основе анализа публикаций по социологии образования выявлены тенденции развития образовательного пространства. Показано их влияние на изменение роли библиотеки. Библиотека рассматривается как необходимый элемент образовательной среды. Перед библиотеками стоит задача эволюционировать вместе с развитием образования: создавать и поддерживать среду, способствующую формированию «организованной креативности». Библиотечная деятельность обогащается новыми направлениями и функционально расширяется. Вместе с тем имманентные функции библиотеки в измененной среде кроме нее никто не выполняет.

The library as a component of the educational and cultural potential of the territory.pdf Библиотека всегда содействовала использованию накопленного человечеством знания, сохраняла документированный контент как общественное достояние, участвовала в оценке информации, в установлении связей между информационными массивами, обеспечивала доступ читателей к широкому кругу источников знания. Библиотека способствовала трансляции из поколения в поколение моделей культуры каждой эпохи, осуществляя пока никем не замещенную функцию собирания, смысловой фильтрации, упорядочения и организации документов. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 г., определял библиотеку как «информационное, культурное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение» [1]. В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ определение библиотеки как образовательного учреждения было исключено из закона, но библиотечное дело по-прежнему рассматривается как «отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности», за библиотеками сохраняется право осуществлять образовательную деятельность (пп. 11.1). В информационном обществе интенсифицируются коммуникационные процессы в связи с широким распространением новых электронных систем, расширяется поиск, получение, переработка и использование информации, в сфере образования процесс обучения становится непрерывным, эти явления не могут не затрагивать библиотеку. Как меняется роль такого социального института, как библиотека, во все времена признаваемого элементом культурного и образовательного пространства, в современном обществе стремительной цифровизации? В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития» [2]. Значимое место в развитии и становлении человеческого капитала, интеллектуального и кадрового потенциала общества исследователи отводят пространству культуры и образования: «В накоплении человеческого капитала, ядром которого являются образование и квалификации, культурные ресурсы играют особо важную роль» [3]. «Культурный потенциал населения активизирует интеллектуальный потенциал территории» [3]. Подчеркивается неразрывная связь образования и культуры: «Образование одновременно является и особой подсистемой культуры, и средством овладения обществом уже имеющимися культурными формами. Система образования выполняет функцию исторической преемственности и воспроизводства социального опыта в двух основных формах: как воспроизводства отношений человека с внешним миром и воспроизводства социальной структуры общества» [4]. Состояние образовательной среды, ее связь с социальными явлениями, с развитием тенденций в культурном пространстве исследуются постоянно, и результаты отражены в целом ряде публикаций [3, 5-9]. Как известно, «система образования осуществляет две основные функции. Первая, достаточно явная функция связана с обеспечением социализации молодого поколения, с трансляцией знаний и профессиональных навыков. Вторая. состоит в том, что система образования всегда выполняет роль социокультурного воспроизводства. обеспечивает сохранение, восстановление и передачу от поколения к поколению социокультурных различий отдельных индивидов и групп» [3]. Исследователи различают формальное и неформальное образование, осуществляемое в рамках образовательных учреждений и образовательных программ разного назначения (курсы, кружки, ассоциации и т. п.) [10]. Так называемое информальное образование латентно приобретается в публичном пространстве и связано с большим числом разнообразных процессов поиска и получения информации: самообразование по учебникам и программам, чтение литературы, использование сети Интернет, обучение с учетом потребностей профессии. Ведущую роль в накоплении человеческого капитала, повышении интеллектуального и образовательного потенциала общества играет наука. Наука, как основной источник перевода человеческого опыта в текстовую форму, играет ведущую роль в воспроизводстве высококвалифицированных специалистов. Главные производительные силы науки - интеллектуальный потенциал и бесконечно возрастающий информационный массив - определяют развитие всей образовательной сферы. По данным отечественных и зарубежных исследований, «индикаторы и показатели уровня развития науки напрямую зависят от показателей финансирования науки и уровня информационного обеспечения и потребления информации» [11]. Особенно тесная связь наблюдается между показателями публикационной активности и расходами организаций на комплектование [11, 12]. Эти данные подтверждают высокое значение библиотек в информационной поддержке высшего образования и научной деятельности, и вопросы комплектования академических библиотек и библиотек вузов научными публикациями имеют первостепенное значение для развития науки и образования. Финансирование комплектования академических и вузовских библиотек в России осуществляется только за счет государства, полнота и качество библиотечных коллекций полностью зависят от бюджета библиотеки, поэтому ресурсная «бедность» библиотек негативно сказывается не только на их статусе, но и на качестве образования, на успехах науки и на накоплении интеллектуального потенциала общества. Представляется целесообразным, помимо очевидной роли библиотеки как источника информационного обеспечения образования, предварительно выделить несколько противоречивых реалий социально-экономического и гуманитарного значения, влияющих на развитие функций библиотеки, как компоненты культурно-образовательного пространства: 1. Равенство прав на получение образования и социальная дифференциация общества. «Проблема состоит в противоречии между декларируемым равенством прав на получение образования и существующей социальной дифференциацией в образовательной сфере, хотя образование и не является гарантией жизненного успеха» [3]. В то же время образование имеет экономическое, социальное значение и обладает потенциальной возможностью для повышения статуса человека. Социальные характеристики молодежи, вовлеченной в процесс получения высшего образования, изучались в международном исследовании доступности высшего образования для молодежи в развитых странах Европы и США. В проекте Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) «Равенство в образовании (Equity in Education)», осуществленном в 2007-2010 гг., принимали участие более 40 стран, включая Россию [13]. Показатели России по определению уровню участия молодежи в высшем образовании и уровню достигнутого образования в возрастной группе от 25 до 34 лет не соответствуют показателям большинству развитых стран, но и не являются критическими (Россия занимает, по ориентировочной оценке, не ниже 8-го места). Исследование выявило одно из самых слабых мест российской образовательной среды - «элитарность» состава российской студенческой массы. Высшее образование в России в основном получают выходцы из среды, где родители сами имеют высшее образование [14]. Это подтверждается и долговременными исследованиями Института социологии РАН [15]. Ситуация с неравенством возможностей получения высшего образования осложняется огромной территориальной протяженностью России при ярко выраженной неравномерности социального состава регионов и полноты их информационного пространства. Дополнительно способствует неравенству разрыв в образовательном и культурном уровне между разными социальными группами. Наиболее перспективным путем повышения доступности высшего образования в этих условиях считается развитие дистанционного образования на базе информационных образовательных технологий. Свободный и равный доступ к знанию является обязательным условием преодоления цифрового неравенства. Вместе с тем, информационные технологии не являются общедоступными. Современная миссия библиотеки как учреждения, призванного гарантировать права человека и общества на научную и образовательную деятельность [1], «продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития» [16]. Такой социальный институт, как библиотека, предоставляющий бесплатный доступ к общественно значимой информации и знаниям, является наиболее демократичным институтом современного общества, способствует «смягчению» острой социальной проблемы, утвержДению социальной справеДливости, снижению социальной напряженности в обществе. 2. «Демографическая яма» и снижение уровня образования. С начала XXI в. численность школьников в России сократилась более чем на 21,7%. Численность студентов вузов в 2018/2019 учебном году может снизиться более чем на 40% по отношению к численности студентов вузов в 2009 г., прогнозировало Минобрнауки (называвшееся так на момент составления доклада) [17]. Демографическая яма с уровня общего образования переместилась на уровень профессионального и высшего образования. Снизилось не только абсолютное число абитуриентов, но и уровень их школьной подготовки, поскольку недостаток знаний компенсируется оплатой образования. Выпускники, начиная с середины 2000-х, могли легко поступить и на бюджетные места. Спрос на абитуриентов начал превышать предложение. Это было вызвано жесткими экономическими требованиями - финансирование государственных вузов зависит от количества студентов бюджетных отделений. Резко снизились проходные баллы, и, соответственно, требования к качеству образования. За период с 1993 по 2015 г. прием в высшие учебные заведения в РФ увеличился больше чем в два раза при сокращении когорты абитуриентов на 36% [18]. Министерство образования РФ в 2010-е гг. сократило число вузов за счет выявления «неэффективных» организаций и их реорганизации. К 2013 г. были признаны неэффективными 132 вуза и большинство из них закрылись [19]. За эти годы на рынок труда вышли тысячи специалистов, получивших некачественное образование. Заполнение пробелов в образовании необходимо для эффективного осуществления их профессиональной деятельности. И эту задачу работающее население вынуждено решать в условиях постоянной занятости и финансовых ограничений. По прогнозам Института социологии РАН количество обучающихся в вузах и количество вузов будет непрерывно возрастать в 2020-2030 гг. [20. C. 56]. Требования к качеству образования повышаются уже сегодня. «Положением о лицензировании образовательной деятельности» [21] и ФГОС устанавливаются жесткие требования к информационному обеспечению по образовательным программам вузов. Среди показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, 100-процентное обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методическими документами, возможность доступа всех студентов к изданиям по основным изучаемым дисциплинам, доступ к электронно-библиотечным системам. ЗаДача библиотек в этих условиях - эволюционировать вместе с развитием образования, траДиционных функций неДостаточно Для качественной информационной поДДержки препоДавателей и стуДентов. Библиотековеды выделяют новые функции библиотеки образовательного учреждения: «посредническую (Т.В. Еременко), трансляционную и интегративную (Т.Ф. Берестова)» [22]. Библиотека все чаще рассматривается как особый элемент образовательной среды, отвечающий за интеграцию всех прочих элементов [22]. Современная «библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума)» [23]. Реагируя на изменение студенческих контингентов через изучение их информационных потребностей, библиотека не только создает профильные для своего обслуживаемого контингента ресурсы, обеспечивает поиск, обращение и дальнейшее воспроизводство документированных знаний, но и включается в процесс управления ими. Помимо этого, библиотеки разрабатывают новые сервисы, направленные на обслуживание новых исследовательских практик. В зарубежных академических библиотеках востребованы услуги по созданию метаданных, по визуализации, предоставлению пространств для совместной работы и пр. [24]. 3. Диспропорции в структуре образования. По мнению исследователей, в системе образования наблюдаются структурные диспропорции, затрудняющие обеспечение потребностей динамично развивающейся экономики в квалифицированных специалистах соответствующего профиля. Профессиональная карьера выпускников зачастую оказывается не связанной с полученной профессией, специальностью, что означает нерациональное использование ресурсов общества, затраченных на их обучение [25. С. 7-56]. Недостаточное использование возможностей, предоставляемых формальным образованием, смена траекторий профессионального развития, вызванная невозможностью найти работу по специальности, низкий уровень оплаты труда по полученной специальности порождают потребность в дополнительном образовании и самообразовании для изменения профессионального профиля. Почти 50% всех занятых в России работают не по специальности [26]. В последние годы растет количество людей, занимающихся самообразованием (с 17,4% в 2005 г. до 25,5% в 2016 г.) [27]. Исследователи утверждают, что социальность человека не может быть «целиком детерминирована социальными структурами и механизмами... перемены все в большей мере определяются действиями. индивида» [3]. «В формировании образовательных и профессиональных траекторий возрастает роль социального поведения субъекта» [28]. Накопление профессиональных ресурсов в обществе тесно связано с наличием возможностей для различных слоев оптимизировать свои образовательные и профессиональные траектории [29]. Особое значение в накоплении профессиональных ресурсов и оптимизации образовательных траекторий приобретает непрерывное образование. Непрерывное образование - это процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, инвестиции в самореализацию. «Уровень реализации трудового потенциала возрастает при увеличении инвестиций в молодое поколение» [30. C. 167]. По сообщению Министерства образования Новосибирской области, вузами города «реализуются более 300 востребованных программ дополнительного профессионального образования различных направлений инженерного, экономического, гуманитарного профилей, информационных технологий, строительства и архитектуры и др.» [31. C. 13]. Программы вузов «Генетика», «Биосенсоры», «Основы финансов» и другие доступны на специальных порталах (Coursera, «Лекториум»). Для взрослых реализуются общеразвивающие программы, например, на базе Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств - «Новейшие визуальные искусства», «Аэрография», «Декупаж» и др. [31. C. 13]. По данным Министерства образования Новосибирской области, в частных образовательных вузах со стороны обучающихся растет востребованность дистанционных образовательных технологий: в 2017 г. по сравнению с 2014 г. наблюдается рост на 13,1%. Ежегодно в области в рамках программ дополнительного профессионального образования проходит обучение, переподготовку и повышение квалификации более 8,0 тыс. чел., с применением дистанционных технологий более 10,0 тыс. чел. В рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ по программам дополнительного профессионального образования, реализуемым с привлечением преподавателей-практиков (направления подготовки: маркетинг, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, экономика и управление предприятием, менеджмент), ежегодно проходит обучение более 80 руководителей высшего и среднего звена [32]. Формированию и накоплению человеческого потенциала могут препятствовать объективные факторы, которые выражаются в территориальной удаленности от крупных культурных и образовательных центров, неразвитой информационной инфраструктуре по месту жительства и в школе и т.п. [3]. В традиционном обществе профиль образования и выбор профессии отдельной личности предопределялся социальными условиями, в которых она находилась. Современный мир предоставляет возможности избежать жесткой детерминированности такого выбора. К таким возможностям относятся: дистанционное образование, доступность информации о новых профессиях, возможности удаленной работы, развитие цифровой экономики. Одной из возможностей является пользование ресурсами библиотек в целях получения образования, самообразования, овладения новыми компетенциями. Библиотеки и поныне рассматриваются в качестве центров образовательной деятельности и играют значительную роль в самообразовании [27. C. 45]. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» [33], представленном ЮНЕСКО, определены четыре составляющие современного образования, предъявляющие особые требования и к библиотекам, которые должны с помощью книги и различных видов информации помочь пользователям разных поколений в получении формального и непрерывного образования и способствовать им в самообразовании: «1. Научиться познавать. 2. Научиться делать. - От понятия квалификации к понятию компетентности. - “Дематериализация” труда и развитие сферы услуг в секторе наемного труда. - Работа в неформальном секторе экономики. 3. Научиться жить вместе, научиться жить с другими. - Открытие другого. - Стремиться к достижению общих целей. 4. Учиться жить» [33]. С учетом этих положений библиотеки могут содействовать непрерывному образованию и самообразованию по разным направлениям: - традиционная информационная поддержка учебных программ основного и дополнительного образования; - разработка Дисциплинарных Дискурсов Для препоДавателей и обучающихся; - углубление персонализации в обслуживании пользователей; - анализ открытых ресурсов Для уДаленных пользователей и созДание инструментов их Дифференциации и использования в целях расширения Доступа к информации; - участие в формировании информационной культуры личности: обучение поисковым технологиям Для работы с уДаленными ресурсами; - привитие навыков информационной гигиены (умения оценивать Достоверность информации, безопасность источника и Др.); - соДействие в расширении гуманитаризации образования Для разных категорий обучающихся через участие в разработке краевеДческих, историколитературных программ; - проектная Деятельность по разным востребованным направлениям, в том числе расширение кругозора по мировой культуре и Др.; - кроме того, библиотека может сосредотачивать у себя информацию об образовательных программах территории и, проДвигая их, обеспечивать им информационную поДДержку. 4. Формирование культурного «капитала» личности и «продукты» образования. В современном обществе образовательный и профессиональный выбор все более зависит от желаний, воли и устремлений субъекта, от его способности воспользоваться теми возможностями, которые ему предлагает общество. Существует распространенное «убеждение, что именно система образования должна наделять человека культурным капиталом в инкорпорированном виде. Между тем культурный капитал, особенно стартовый, будучи наиболее сокрытым и наиболее социально значимым, главным образом наследуется и передается семьей (о чем свидетельствуют фундаментальные социологические исследования)» [3]. Тем не менее результат деятельности системы образования выражается не только в создании некоторого количества индивидуальных носителей определенных знаний, умений и навыков, образование при определенных условиях производит еще другие «продукты». Эти « продукты» неочевидны, имеют латентный характер, не воспринимаются непосредственно и «выявление данной функции образования чаще всего недоступно не только обыденному сознанию, но и рационально-аналитическому мышлению бюрократического или “менеджерского” типа. Один из таких специфических “продуктов” высшего образования - это ансамбль культурно-психологических факторов, обеспечивающих формирование в данном конкретном социуме своего рода “организованной креативности”» [34]. «В массовом сознании креативность понимается как функция личной одаренности. Однако личные задатки формируются и проявляют себя только в определенном социальном контексте, в котором решающую роль играют специфические коллективно утверждаемые мотивации, информационные потоки и коммуникации. Через воздействие на этот контекст можно регулировать образовательные технологии, а также развивать способствующие повышению “креативного тонуса” подходы к образованию» [34]. Библиотека связана с познанием производства нового текста, дискурса. С этой точки зрения она становится инструментом «культуротворчества»: содействует поиску и созданию новых смыслов. «В данной ситуации текст является методологическим полем... существующим в движении дискурса, пересекающим иные произведения, - полем. пронизанным цитатами, отсылками, эхом, языком культуры». «Пользователь следует за своим воображением и связывает несопоставимые, казалось бы, элементы и тексты совершенно новым образом. Воображаемое формируется не как оппозиция реальности, в попытке ее отрицания или компенсации; оно растет в просветах между знаками, нарастает от книги к книге, в складках повторов и комментариев; оно рождается и обретает форму в просветах между книгами. Это феномен библиотеки» [16]. Участие библиотек в образовании не сводится только к обеспечению доступа к ресурсам, необходимым для приобретения профессиональных компетенций. Более широкая задача библиотеки связана с созданием и поддержанием именно того «контекста», среды, способствующей формированию «организованной креативности, как совокупности культурно-психологических факторов, рассматриваемых как один из специфических продуктов образования» [34. C. 33]. «Обучение включает аспекты, связанные с обработкой информации, принятием решений в состоянии неопределенности и качественным переходом знаний и навыков в нечто новое, прежде неизвестное. Именно библиотеки играют решающую роль в развитии мышления» [35. C. 107]. В методологии понимания природы интеллекта исследователями выделяется социокультурный подход, при котором интеллект рассматривается как результат социализации субъекта и влияния культуры [36-38]. Культурный потенциал не может быть «личным делом каждого», поскольку «разрывы в социальном опыте молодого поколения разрушают те смысловые “мостики”, которые соединяли разные поколения российской научной и технической интеллигенции. Это негативно сказывается на способности молодых специалистов осваивать и аккумулировать интеллектуальный и духовный опыт старшего поколения» [39]. Значение библиотек как учреждений, формирующих «начитанного человека», трудно переоценить. «Вместе с начитанностью исчезает ряд критически важных компетенций, в первую очередь, связанных с грамотностью и нарративной рациональностью. Умение последовательно и понятно излагать свои мысли ныне стало редкостью даже среди учащихся элитных учебных заведений, и последствия этого обстоятельства нам еще только предстоит оценить» [34. C. 33]. Интеллектуальный потенциал общества, креативность как «проДукт образования» формируются не столько творческими сообществами и образовательными программами, сколько более широкой и Долговременной субстанцией - социокультурной среДой, в которой библиотека существует как необходимый и естественный компонент. Таким образом, формирование интеллектуального потенциала территории базируется на основе взаимодействия и развития научно-образовательного и культурного пространств. Библиотека, интегрированная всеми своими элементами в эту сложную динамичную сферу, меняется вслед за ее трансформацией. Инфраструктура ее деятельности обогащается новыми направлениями и функционально расширяется благодаря использованию электронных ресурсов, технологии удаленного доступа, возможностью представительства в веб-пространстве и социальных сетях; появляются новые задачи и интеллектуальные практики: информационное просвещение пользователей, навигация в расширяющемся информационном пространстве и др. Сохраняются за библиотекой и ее имманентные функции, которые, кроме нее, и в измененной среде пока никто выполнить не сможет: создание контентного ресурса в социокультурном и образовательном дискурсе территории и управление этими коллекциями, обеспечение равной для всех пользователей доступности к этим ресурсам, их организация, представление и сохранение.

Ключевые слова

образовательное пространство, интеллектуальный потенциал общества, образовательная функция библиотек

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Подкорытова Наталия ИвановнаГосударственная публичная научнотехническая библиотеки Сибирского отделения Российская академия науккандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методической работыnip@spsl.nsc.ru
Лакизо Ирина ГеласиевнаГосударственная публичная научно-техническая библиотеки Сибирского отделения Российская академия наукнаучный сотрудник отдела научно-методической работыlakizo@spsl.nsc.ru
Всего: 2

Ссылки

О библиотечном деле : Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ (с изменениями на 3 июля 2016 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/9010022 (дата обращения: 10.10.2018).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99 HEcyrygytfmGzrnAX.pdf. (дата обращения: 10.09.2019).
Черениченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М. : ЦСП и М., 2014. 560 с. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Cherednichenko_Obrazov_i_prof_traektorii_rossiskoy_molodezhi.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
Горелова Ю. Р. Дисциплины гуманитарного цикла: возможности реализации важнейших принципов современной образовательной парадигмы // Инновационное образование и экономика. 2007. Т. 1, № 1-1. С. 45-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15636361 (дата обращения: 10.09.2019).
Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura-tipologiya (дата обращения: 10.09.2019).
Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. № 128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov (дата обращения: 10.09.2019).
Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «Образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-suschnost-fenomena-obrazovatelnaya-sreda-po-ma teri-alam-issledovaniya (дата обращения: 10.09.2019).
Гасанова Р.Р., Романов А.М. Мысли о модернизации образовательного пространства, среды вуза и времени // ИСОМ. 2015. № 6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mysli-o-modernizatsii-obrazovatelnogo-prostranstva-sredy-vuza-i-vremeni (дата обращения: 10.09.2019).
Волков В.Н. Рейтинги городов России по качеству жизни населения как отражение эффективности образовательных систем // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 50-60.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза / опубл. Общество «Знание» России. 2001. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 10.09.2019).
Разумова И.К. Российский рынок электронных ресурсов: производители и пользователи // Библиосфера. 2019. № 3. С. 47-55. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-2-47-55
Разумова И.К. Экономическая целесообразность перевода в открытый доступ российских статей в ресурсах проектов подписки РФФИ и Минобрнауки. URL: https://conf.rasep.ru/files/conferences/1/materials/2019.04.23_RAZUMOVA.pdf (дата обращения: 25.05.2019).
Равенство в образовании (Equity in Education). URL: https://globalcentre.hse.ru/ip2 (дата обращения: 16.08.2019).
Карпенко О. М., БершаДская М. Д. Рейтинг стран по доступности высшего образования // Экономика образования. 2008. № 2. С. 4-23.
Константиновский Д. Л. Окончание школы, намерения и реальность: что хотели - что получили // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. М. : ЦСП и М., 2015. С. 184-209.
Тикунова И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ : дис.. канд. филос. наук. Архангельск, 2007. 129 с.
Серебряный И. Почему в российские ВУЗы скоро будет некому поступать // РИДУС. 2018. 4 июня. URL: https://news.rambler.ru/education/40015497/?utm_content=rnews&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink (дата обращения: 25.05.2019).
Россия 2025: от кадров к талантам / The Boston Consulting Group, Inc. 2017. URL: http://drussia.ru/wp-eontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
Вохмянин А. Болонский процесс и коммерциализация российской высшей школы. URL: http://libinform.ru/read/articles/Bolonskij-protcess-i-kommertcializatciya-rossijskoj (дата обращения: 02.08.2019).
Карпенко О.М. Управление распределенным вузом: структурно-функциональный и кадровый аспекты. М., 2008. 188 с.
Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_153731/26b9a9317e489d57a9842321e 747706412e110ff/ (дата обращения: 10.09.2019).
Михайлова А. В. Интегративная функция библиотеки в информационно-образовательном пространстве вуза // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 3 (43). С. 21-27.
Тикунова И.П. Современная региональная библиотека в контексте построения обществ знаний // Kitabxanalar biliklar cammiyyatinda = Библиотеки в обществе знаний: Ikidilli Azarbaycan-Rusiya layihasi. Baki, 2006. S. 426-439.
Hickerson T., Brosz J. Remaining Relevant: Critical Roles for Libraries in the Research Enterprise. URL: http://library.ifla.org/2575/1/082-hickerson-en.pdf?fbclid=IwAR2RkBRDr lHFoIFqhZw B1GSLJ-GcZ_zrIpB1HE-67V_u3duaa8idMTqj5eU (accessed: 10.09.2019).
Попов М.С. Индикаторы институциональных изменений в образовании // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 7-56.
Лебедева А. Учатся хорошо, но недолго: занимательная статистика об образовании в России. URL: https://indicator.ru/article/2017/06/01/indikatori-obrazovania/(дата обращения: 10.09.2019).
Иникаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.
Леонидова Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства. Вологда, 2010. 272 с. URL: http://library.vscc.ac.ru/Files/books/13074265441925.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
Константиновский Д.Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся. 2018. № 16. С. 171-191.
Леонидова Г.В., Головчин М.А. Молодежь в дискурсе современных социологических исследований: региональный аспект // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2018. Т. 24, № 1. С. 154-174.
Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года: Проект. 28 с. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/44f8a408-408a-4bc9-8400-ebfba15403f8/160119no.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=44f8a408-408a-4bc9-8400-ebfba15403f8 (дата обращения: 25.05.2019).
Научно-образовательный комплекс. URL: https://www.nso.ru/page/2270 (дата обращения: 16.08.2019).
Образование: сокрытое сокровище: Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. 1996. 31 с. URL: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 16.08.2019).
Андреев А.Л. Гуманитарный цикл в техническом вузе и интеллектуальные среды // Высшее образование в России. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnyy-tsikl-vtehnicheskom-vuze-i-intellektualnye-sredy (дата обращения: 02.08.2019).
Оботурова Г.Н. Роль библиотеки в формировании критической рациональности в условиях новых информационных технологий // Библиотеки в обществе, построенном на знаниях : сб. материалов 2-й Междунар. конф. «Библиотеки и образование». Ярославль, 2006. С. 106-107.
Bruner J.S. The Culture of Education. Cambr., Mass., London: Harvard University Press, 1996. 215 p. URL: https://books.google.ru/books?id=7a978qleVkcC&printsec=frontcover&hl=ru #v=onepage&q &f=false (accessed: 02.08.2019).
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: психологический очерк. М. : Прогресс, 1977. 261 с.
Выготский Л.С. О психологических системах // ^брание сочинений: в 6 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. С. 109-131.
Андреев А.Л. Гуманитарное образование и интеллектуальные среды // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития : сб. науч. трудов. М. : Центр социологических исследований, 2016. С. 77-86. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Andreev.pdf (дата обращения: 02.08.2019).
 Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 43. DOI: 10.17223/22220836/43/27

Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 43. DOI: 10.17223/22220836/43/27