В статье рассматриваются особенности развития музыкального восприятия детей в возрасте от одного года до трех лет. На основе доминирующих факторов физиологического и психофизического развития ребенка предложены формы музыкальной деятельности, стимулирующие развитие внимания, музыкальной памяти и музыкального слуха. Авторы статьи на основе собственного опыта работы с детьми данного возрастного периода привоДят описание фрагментов музыкальных занятий, в которых формы взаимоДействия и музыкальной работы способны активизировать творческое начало у ребенка.
Features of the development of musical perception of children aged 1-3 years.pdf Проблемы методики раннего музыкального развития детей составляют особую сферу исследования музыкальной педагогики. Изучение этого направления, обладающего по своей природе ярко выраженными междисциплинарными связями, невозможно без погружения в исследование вопросов возрастной психологии, музыкальной теории и практической экспериментальной реализации. Вслед за этим отметим актуальность темы, обусловленную потенциальным ростом интереса родителей к ранним развивающим занятиям с самых малых лет как эффективному средству стимуляции психологической готовности к детскому саду и к школе. Чем раньше начинается нравственноэстетическое воспитание ребенка, тем более отзывчивым и тонко реагирующим на окружающий мир он становится. Возрастной период от одного года до трех лет - время интенсивного физиологического и психологического развития. Исследователи разделяют этот период на ряд этапов, имеющих разные временные границы. Такое деление связано с контекстом предметной области, чем и вызвано разнообразие представленных этапов. В целом для возрастных границ от одного года до трех лет, по мнению Г.П. Овсянкинкой, выделяется несколько специфических черт развития: 1) в памяти запечатлеваются основные константные признаки музыкального сочинения; 2) появляется большая точность восприятия - выделяется фигура из фона, возникает ощущение завершенности на тонике, сильной доле; 3) отмечается эмоциональная реакция на основные «контуры» музыки, которые все более сопровождаются определенными движениями [1. С. 116]. На этой стадии постоянное обращение взрослых к ребенку во время звучания музыки стимулирует развитие апперцепции. Однако реакцию на основные музыкальные компоненты не следует принимать за восприятие музыки, так как осмысленности, постижения содержания даже на элементарном уровне еще нет. Это зачатки слуховой дифференциации и эмоциональный Особенности развития музыкального восприятия Детей в возрасте 1-3 лет 265 отклик на мелодию, ее ладовые, ритмические, тембровые, динамические особенности. Как отмечал Б.Д. Эльконин, «условия жизни ребенка постоянно изменяются в зависимости от хода развития его самого и изменения его отношения к тем или иным сторонам среды» [2. С. 13]. В связи с этим в плане развития музыкального восприятия вполне закономерно рассматривать возрастной период от года до трех лет в контексте особенностей физиологического и психологического роста. В возрасте одного года активное физиологическое развитие ребенка предполагает совершенствование двигательных функций. В плане особенностей развития музыкального восприятия для данного периода характерно интенсивное освоение темповых изменений музыки. Эти знания целесообразно приобретать в виде игровой формы. В возрасте полутора лет ребенок становится крайне активен. Как правило, он умеет самостоятельно ходить, прыгать, приседать, играть в мячик, управлять своим телом. Музыкальные сюжетные игры с использованием предметов, таких как куклы, мягкие игрушки, дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе взаимодействия. В возрасте около двух лет ребенок становится более коммуникабельным. Приобретается навык общения, возникает стремление к взаимодействию со своими сверстниками и другими людьми. В этот период дети эмоционально реагируют на контрастную по темпу и характеру музыку. Так, звучание активной танцевальной музыки сопровождается соответствующим эмоциональным откликом: дети оживляются, пританцовывают, стараются двигаться в такт. В этот период происходит слуховая дифференциация звуков по высотным, динамическим и тембровым характеристикам. Это соотнесение становится возможным на основе приобретения чувственного опыта. Для детей характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этот период дети еще не воспринимают по отдельности все виды музыкальной деятельности, но уже успешно ребенок начинает овладевать элементарными певческими навыками (воспроизведение музыкального фрагмента по слуху, повтор по памяти интонаций). Начинают совершенствоваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу и др., может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.). Дети любят участвовать в сюжетных играх под музыку, с интересом слушают звучание инструментов, распознают тембры, например, барабан и бубен, дудочка и колокольчик. Наиболее близкими, наиболее легко дифференцируемыми оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с синкретическими формами музицирования - с танцем, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. На музыку, исполняемую в присутствии детей взрослыми, вначале дети обращают меньшее внимание, впоследствии же музицирование осваивается ими через подражание, через включение в детскую игру различных «концертов» с объявлениями, аплодисментами. К концу второго года 266 С.А. Печорина, П.А. Мичков жизни у ребенка складывается свой багаж музыкальных впечатлений, он узнает произведения, которые он слышал ранее, а также эмоционально воспринимает и реагирует на них. Это тот самый возраст, когда активизируются творческие способности ребенка, наступает время для их развития. Важна помощь в овладении певческими навыками, игре на музыкальных и шумовых инструментах, в знакомстве с различными музыкальными играми, в запоминании основных средств музыкальной выразительности, в формировании будущего навыка анализа музыки. В возрасте трех лет музыкальное развитие ребенка переходит на новый этап. Дети легко и спокойно реагируют на музыку, выражают различные чувства, например, восторг, оживление, успокоение и др. Как правило, ребенок, услышав уже знакомое произведение (песня, мелодия, мотив), просит воспроизвести его еще раз, тем самым неосознанно формируя навыки слуховой памяти, закрепления музыкальных интонаций. В этом возрасте особенно сильно происходит развитие так называемых «непрофессиональных музыкальных способностей» [3. С. 22]: умение различать звуковысотность (низкие звуки или высокие), тембры (колокольчик, бубен, погремушка), динамические оттенки (громко-тихо). Развивается мышление (от наглядно-действенного к наглядно-образному). Возникает желание участвовать и продемонстрировать себя во всех музыкальных играх и других видах деятельности. Ребенок в этом возрасте с большим удовольствием слушает музыку, двигается под нее, активно поет со взрослыми, подпевая отельные фразы, также поет вместе песенки, фрагменты песен. Движения под музыку совершенствуются, становятся естественными, уверенными, но не всегда слаженными с музыкой. В течение музыкального занятия дети учатся несложным танцевальным движениям, ориентируясь на характер музыки. Объект подражания - родитель или музыкальный руководитель - становится ориентиром в движениях, так как ребенок старается подражать, имитируя движения взрослого человека. Способность самостоятельно выполнять движения (хлопки в ладоши, притопывание, покачивание с ноги на ногу, полуприсядка) позволяет конфигурировать двигательные упражнения. В рамках предметной деятельности этого периода ребенок активно вовлекается в «процессуальную игру» [4. С. 16]. Дети с удовольствием участвуют в любых музыкальных сюжетных играх, особенно в тех, где нужно имитировать движения, повадки, звуки различных животных, приучаются слышать изменения в музыке, динамические, темповые и т.д. Музыкальная память в этот период развита настолько, что обучающиеся начинают подпевать не только повторяющиеся слова, но и фразы. Происходит дальнейшее развитие речи в подпевании. На начальном этапе музыкального развития ведущей формой деятельности на занятиях являются движения под музыку (в зависимости от характера самой музыки). На первых занятиях педагог совместно с родителями обсуждает примерные движения, такие как покачивания, приседания, повороты, прыжки и иные элементы, ориентируясь на возраст ребенка. Важно объяснить родителям, что их помощь на данном этапе работы является неотъемлемой частью занятия. Впоследствии ребенок запоминает движения и начинает Особенности развития музыкального восприятия Детей в возрасте 1-3 лет 267 самостоятельно с большим удовольствием выполнять их. Процесс перехода движений на уровень рефлексии может явиться для педагога сигналом к началу следующей стадии. Учитель контролирует точность выполнения движения детьми в соответствии с характером звучащей музыки, что в итоге приводит к восприятию музыкального произведения, которое с помощью характерного движения (посредством музыкальной выразительности), эмоционального состояния (отзывчивость на характер музыки), складывается у ребенка. В дальнейшем ребенку проще будет ответить на вопросы «какая музыка по характеру?», «какое у нее настроение?». Соотнося движения с характером музыки, ребенок сможет в дальнейшем определить: какая динамика у прослушанной композиции, какой ритм и регистр и т.д. Процесс оценивания услышанного и воспринятого через движения будет способствовать формированию первого опыта в анализе музыки с точки зрения формы, выявления средств выразительности, характерных для данной композиции. Наряду с двигательными упражнениями, одной из основных форм являются музыкальные игры, которые, в свою очередь, делятся на игры-сценки или игры-сказки и игры на шумовых и музыкальных инструментах под музыку. Данная классификация музыкальных игр основана на формах практического проведения занятий с детьми. Игры-сказки развивают в ребенке артистичность, уверенность в себе. Также такие игры направлены на коммуникативные навыки, дети общаются между собой в таких играх, происходит общение не только с детьми но и со взрослыми, что впоследствии благоприятно скажется в дальнейшей жизни ребенка. Игра-сказка или игра-сценка представляет собой демонстрацию или показ животных под музыку, также при помощи движения. Животные -очень показательный пример для маленьких детей (показать медведя, зайчика, птичку и т.д.), но все зависит от фантазии педагога, можно показывать различные растения, явления природы и т.д. С помощью таких игр ребенок развивается, узнает что-то новое, познает мир во всех его проявлениях. И на этом этапе задействован анализ во всех его проявлениях. Подобрать персонажа (животное и т.д.) в соответствии с характером музыки и всеми средствами выразительности, которые есть в произведении. Устоявшееся мнение о том, что «на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как ее фундаментальная основа» [5. С. 217], предполагает обязательное включение игр с использованием музыкальных и шумовых инструментов. С помощью различного инструментария детей можно научить коммуникативным навыкам, прислушиваться друг к другу (конечно, с самого начала дети будут просто шуметь в хаотичном порядке, но задача учителя показать, в какой момент кто играет и под какую музыку), также ребенок развивает мелкую моторику, слух играет важную роль в таком виде занятий. Также на занятиях помимо активных видов деятельности, движений, игр есть расслабляющие, например стихоритмический массаж, в этом помогают родители, а педагог показывает и читает ритмизованное стихотворение. Под определенный ритм родители массажируют ребенка, и ребенок тактильно ощущает темповые изменения. Эти упражнения помогают укреплять и расслаблять мышцы, а в музыкальном плане происходят первичные процедуры восприятия ритма. 268 С.А. Печорина, П.А. Мичков Отдельного рассмотрения заслуживает тема подбора музыкальных произведений для проведения занятий. Очевидно, что музыкальные примеры должны вызывать эмоциональный отклик у детей. Например, произведения отечественного композитора, члена Союза композиторов СССР Е.Н. Тили-чеевой, чья профессиональная деятельность на протяжении почти 80 лет направлена на сочинение музыки для детей. На занятиях с детьми возраста 1-3 года в качестве аудиопримеров в качестве музыкального репертуара взяты пьесы из сборников песен «Песни маленьких зверят. Каталог нот детских песен» [6]. Помимо указанного сборника, можно включать музыкальные примеры из других сборников автора: «Радуга», «Наш день», «Маленькие песенки», «Пойте, малыши», «Песенки-загадки», «Пришла весна», а также отдельные произведения: «Мишин день на даче», цикл песен «Круглый год» на стихи С.Я. Маршака, музыкальные игры «Скворцы и воробей», «Пастух, козы и волк». Сегодня ноты Е.Н. Тиличеевой доступны в сети Интернет. Музыка Д.Б. Кабалевского, основоположника теории музыкального воспитания детей, как нельзя лучше подходит в качестве музыкальных примеров: восемь забавных псенок на слова В. Катаева, «В сказочном лесу», музыкальные картинки на слова В. Викторова, сборник детских пьес. В методическом наследии Кабалевского не было направления, посвященного изучению проблем музыкального развития детей с 1 года до 3 лет, но его произведения легко воспринимаются детьми благодаря доступности, легкости и яркости материала. Незаменимыми примерами остаются произведения из классического наследия. Известно, что музыка Моцарта благотворно влияет на развитие детей, начиная с утробного состояния. Это исследование Альфреда Томатиса [7], доктора медицины, в котором говорится о целебном воздействии музыки Моцарта, его созвучий и гармонических линий. За счет прозрачной фактуры, классической гармонии, чистых тембров музыка как нельзя лучше влияет на мозговую деятельность, умиротворенность, положительно сказывается на эмоциональном фоне. Поэтому рекомендуется включать различные произведения Моцарта на занятиях с детьми. Например, 'Rondo' from Eine Kleine Nachtmusik, K. 525, Variations on Twinkle, Twinkle Little Star, K. 265, Allegro Aperto, Violin Concerto No. 5, K. 219, Allegro Moderato, Violin Concerto No. 2, K. 211, Andante, Symphony No. 15, K. 124, Adagio, Gran Partita, Serenade No. 10, K. 361, German Dance No. 2, K. 605, March No. 1, K. 335, Menuetto, Divertimento in B Flat, K. 287, Rondo Alla Turca. Из отечественной классики легко воспринимаются детьми произведения П.И. Чайковского (Детский альбом, фрагменты из балета «Щелкунчик», «Спящая красавица»). Отечественный музыкальный фольклор представлен песнями «Дудочка» русская народная песня; «Осень», русская народная песня; «У зори-то, у зореньки»; «Солдатушки, бравы ребятушки»; «Милый мой хоровод»; «А мы просо сеяли», русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Не шум шумит», русская народная песня, «Баю-бай»; «Жнеи, мои жнеи», «Вейся, капустенька», «Авсень», русские народные песни. «Ноченька», «Из-за лесу, лесу темного», «Во поле береза стояла», русские народные песни. В качестве современной музыкальной литературы следует обратить внимание на произведения Е.С. Железновой, которая разработала свою автор- Особенности развития музыкального восприятия Детей в возрасте 1-3 лет 269 скую методику раннего развития детей. Изначально программа была создана для детей 4-6 лет, чтобы впоследствии подготовить ребенка к школе, но методика со временем модернизировалась, и особое внимание начали уделять детям до 3 лет, в связи с этим Железнова сочинила ряд произведений как для слушания, так и для исполнения. В эту методику вошли сборники с большим объемом песен для детей младшего возраста, сборники с музыкальными играми для развития моторики, слуха, памяти ребенка и многое другое. Примеры этих сборников (Железнова Е. Песни и игры. Раннее развитие, нам 1 годик; «Мишка с куклой», раннее развитие, 2 годика). Музыкальный репертуар следует формировать на основе определенных критериев: эмоциональная насыщенность, яркая образность, мелодичность, отчетливое контрастное сопоставление. Таким образом, особенности развития музыкального восприятия детей в возрасте от одного года до трех лет неразрывно связаны с доминирующими в этот период формами деятельности. Тогда определяющей целью музыкальных занятий становится поиск опорных точек, необходимых для ребенка-слушателя, а позже - детальный анализ, характеризующий дифференцированность восприятия. В вопросах формирования музыкального восприятия на ранней стадии развития необходимо сделать упор на развитии способности услышать в сочетании звуков, длительностей, силы звучания и тембра выразительность и красоту созвучий, получить эмоциональный отклик и сопереживание.
Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. СПб. : Союз художников, 2007. 239 с.
Эльконин Б.Д. Детская психология. М. : Академия, 2007. 384 с.
Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии. М. : Директ-Медиа, 2014. 279 с.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. М. : Мозаика-Синтез, 2007. 160 с.
Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. М. : Едиториал УРСС, 2003. 261 с.
Тиличеева Е. Песни маленьких зверят. Каталог нот детских песен. URL: https://pesni-zverjat.livejournal.com/688.html (дата обращения: 20.10.2018).
Tomatis A. The ear and the voice. The Scarecrow Press, Inc., 2004. 162 p.