Утраченные культовые сооружения города Павлодара конца XIX - начала XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 44. DOI: 10.17223/22220836/44/20

Утраченные культовые сооружения города Павлодара конца XIX - начала XX в.

В статье рассматривается специфика возведения культовых сооружений на примере четырех утраченных храмов города Павлодара: деревянной церкви Флора и Лавра, трех кирпичных соборов - Владимирского собора, Воскресенской кладбищенской церкви и Свято-Троицкого кафедрального собора. Автор, анализируя традиции проектирования культовых строений, выявляет стилистические особенности архитектуры православных церквей павлодарского Прииртышья, причину сохранения архитектурно-планировочного решения с учетом ландшафтных особенностей местности и традиций православного зодчества России XIX - начала ХХ в.

Lost cult structures of the city of Pavlodar end XIX - the beginning of XX century.pdf Памятники духовной архитектуры составляют уникальное культурное наследие страны и региона. Освоение традиций национального наследия -одно из перспективных направлений в научной деятельности, а также в образовательном пространстве Казахстана. Памятники архитектуры, являясь объектами историко-культурного наследия и произведениями искусства, воплощают историю народа и государства, поэтому должны быть изучены, сохранены и по возможности восстановлены. В данной статье делается попытка описать разрушенные павлодарские храмы по тем фотографическим фактам, которые оставил в своих архивах известный павлодарский фотограф начала XX в. Дмитрий Поликарпович Багаев. Снимки сделаны в 20-40-е гг. прошлого столетия. Описание и реконструкция схемы строительства городских храмов по документальным фотоснимкам могут наглядно показать состояние застройки и степень сохранности архитектурного памятника во время фотографирования, но не являются достоверным источником для реконструкции схем строительства. Павлодарское Прииртышье - регион с разнообразием культовых построек различных конфессий и вероисповеданий. Церкви, мечети, молитвенные дома находились практически в каждом населенном пункте Павлодарского уезда: в станицах Песчаной, Баян-Аульской, поселках Ямышевский, Железинский. Это были религиозно-духовные центры, объединяющие людей [1]. Строительство православных храмов осуществлялось по типовым и образцовым проектам. «Атлас планов и фасадов деревянных приходских церквей на 250, 300, 400, 500 и 750 человек» издан в 1857 г. Исходным материалом для создания церквей послужили памятники Московской и Ярославской школы XVII в. и архитекторская деятельность К. Тона. В 1838 г. вышел в свет первый альбом образцовых церквей работы архитектора К. Тона, а в 1844 г. тот же архитектор издал новый альбом, но уже с проектами деревянных церквей [2]. Стилистические особенности архитектуры православных церквей павлодарского Прииртышья относятся к «русско-византийскому» и «русскому» стилям. Этот стиль распространился в 1830-1850 гг. и, в представлении современных исследований, наилучшим образом отвечал традициям Православной церкви [3-8]. При возведении культовых зданий немаловажную роль играл выбор места под строительство. Православные храмы возводились со знанием наработанных в русской архитектуре приемов их размещения с учетом ландшафтных особенностей местности [9. С. 62-67]. Коряковский форпост, из которого вырос город Павлодар, находился на высоком речном берегу. Согласно древнерусскому правилу, культовое здание размещалось на открытой, возвышенной части площади, на максимально доступном для людей месте. Православный храм являлся бесспорной архитектурной доминантой в силуэте города [10. С. 285-286]. Церкви в городе Павлодаре строились по заказу Русской Духовной митрополии силами местных строителей. Проекты церквей в середине XIX в. утверждались епископальными властями, расположенными в разное время в Тобольске, Томске, Омске. Архиепископы и митрополиты прибывали из центральной России или Украины, что непосредственно сказывалось на выборе архитектурно-планировочных решений и образе строившихся храмов. Местные строительные обычаи, материалы, умения и навыки сибирских мастеров привносили свои коррективы и особенности в эти постройки [11. Л. 12-13]. Проектной документации по строительству храмов не сохранилось. Не известно, создавались церковные сооружения с помощью или без привлечения профессиональных архитекторов, строились они на основе типовых или индивидуальных проектов. Описание церквей и приходов Павлодарского Прииртышья сделал священник села Новоселья Тюкалинского уезда Иван Голошубин в составленной им по поручению 7-го Епархиального съезда «Справочной книге Омской епархии» [12] в 1914 г. Кроме этих описаний, в архивах известного павлодарского фотографа начала XX в. Д.П. Багаева сохранились снимки храмов, благодаря которым появилась возможность восстановления картины архитектурно-строительной деятельности в Павлодаре. Церковь Флора и Лавра была построена в 1838 г. благодаря помощи семипалатинского купца Петра Ивановича Токарева. Это была деревянная церковь, которая находилась недалеко от берега Иртыша. Место было выбрано не случайно. И в планировочном отношении, и в силуэте населенного пункта храм стал ядром композиции и доминантой. По отношению к нему вся остальная застройка являлась как бы фоном. Церковь Флора и Лавра была высотным и силуэтным ориентиром в городе [13. C. 83]. К сожалению, в первозданном виде из-за случившегося пожара она простояла недолго. В летописях осталась запись о произошедшем сильном пожаре 24 мая 1901 г. С огнем боролись двое суток. Выгорело дотла 427 домов, остались без крова 674 че- Утраченные культовые сооружения гороДа ПавлоДара концаXIX - началаXXв. 273 ловека. Нетронутой огнем осталась лишь 1/3 Павлодара. Прошение жителей г. Павлодара: «Бывшим 24 мая пожаром истреблено почти половинное городское население, в том числе и базарная площадь, гостиница, мучные и мясные ряды. Огонь на последние перешел из казачьего населения и начался с крайних юго-западных 235 лавок... Пожар, который привел некоторых торговцев в окончательное разорение, произошел главным образом от тесноты площади базара. 29 мая 1901 г.» [12. С. 373-374]. Когда в 1901 г. Флоро-Лаврская церковь сгорела, ее архив и все иконы были спасены. После пожара богослужения совершались на переносном антиминсе в Воскресенской каменной церкви, еще не освященной, построенной павлодарским купцом Артемием Ивановичем Деровым на кладбище. Эта кладбищенская Воскресенская церковь постепенно стала называться в народе «Флоро-Лаврской». В городе ее часто называли «красной» (по цвету кирпича), а может, за красоту. Здание Воскресенской кладбищенской церкви сфотографировано Д.П. Багаевым с южной стороны. Алтарной стеной оно примыкало к кладбищу с востока, колокольней ориентировано на запад, на Иртыш. Ясный план и композиционная целостность здания в сочетании с мелкими и обильными формами наружного декора характерны для архитектурных образцов эклектизма и стилизации конца XIX столетия. Структурные части постройки хорошо прочитываются - храм, трапезная, колокольня, крыльцо. Храм на высоком цокольном этаже представляет собой двухсветный четверик без апсид, с арочными проемами больших окон сложной композиционной формы. Четырехскатная крыша храма перерастает в глухой шестигранник барабана с колончатым поясом, с основанием, декорированным кокошниками, и одноглавым венчанием с луковичной формой главы. Трехъярусная колокольня высотой примерно 18-20 м заканчивается шатровым восьмериком. Третий ярус - восьмерик с карнизом и высоким основанием, декорированным по центру профильным кирпичом, с высокими вытянутыми в высоту арочными проемами, чтобы звук колоколов уходил в шатровое пространство. Над арками и на стенах кирпичом выложены кресты. Венчает колокольню шатер. У его основания - ряд кокошников, а заканчивается шатер миниатюрной луковицей на высокой профилированной шее. Шатер был покрыт кровельным железом. Притворы, устроенные в первом ярусе (этаже) колокольни, находятся справа и слева. Пространство трапезной двухсветное, в два оконных проема. Крыльцо высоко поднято на цоколе в пять ступеней схода, с шатровым покрытием на четырех столбах. Всюду использован красный облицовочный кирпич, некоторые кирпичные формы сделаны по специальным лекалам. Здание с декоративными лекальными деталями в обработке фасадов и всего объема оформлено в типично русском стиле. В наружном оформлении применен сложный многорядный декоративный карниз из профильного кирпича, заканчивающийся рядом кокошников, углы оформлены филенчатыми пилястрами, тонко профилированы наличники окон. В оформлении церкви использовался красный облицовочный кирпич, некоторые кирпичные формы были сделаны по специальным лекалам (рис. 1). В конце 30-х гг. церковь разрушили, могилы на кладбище сровняли с землей и на их месте заложили городской парк. Рис. 1. Воскресенская кладбищенская церковь, г. Павлодар. Фото Д.П. Багаева Fig. 1. Resurrection cemetery church, Pavlodar. Photo by D.P. Bagaev Кафедральный Свято-Троицкий собор (его называли «мещанской» или «белой», по цвету стен, церковью) находился в центре города. Вот что пишет священник Иван Голошубин в своем отчете: «Свято-Троицкий собор был построен в 1893 г. тщанием граждан города при участии павлодарских купца Артемия Ивановича Дерова и павлодарского мещанина Дмитрия Николаевича Асямова. Зданием каменный с таковою же в одной связи колокольнею, обнесен железною с каменными столбами оградою. Престол один, в честь святой Троицы. Утварью достаточен. Приписных, вновь строящихся церквей и часовень в приходе нет» [12. С. 373]. Д.П. Багаев сделал два фотоснимка собора с северной и южной стороны. Это было величественное каменное здание, увенчанное девятью главками. Длина церкви вместе с двухъярусной колокольней составляла 43,2 м. В сооружении церкви угадывалось обращение к мотивам национального русского стиля в формах, характерных для московской культовой архитектуры XVII в. эпохи «нарышкинского» барокко: чрезмерно насыщенные ряды кокошников, профилированных квадратных ниш и прочие пластические приемы. СвятоТроицкий собор относился к типу трапезных храмов. Его планировочное решение представляло более усложненный вариант композиции последовательно расположенных по продольной оси функциональных зон: крытая шатром паперть, колокольня, притвор, трапезная, молитвенный зал и полуциркульная апсида. В шатре колокольни Свято-Троицкого собора были устроены «слухи», специальные проемы для лучшего резонанса звука при ударах колокола. Церковь была видна на дальнее расстояние, как с Иртыша, так и с почтового тракта (рис. 2). Во второй половине 30-х гг. СвятоТроицкий собор был разрушен Владимирский собор, построенный в 1910 г. на месте старой базарной площади, стоял ближе всех к берегу Иртыша и являлся самой масштабной постройкой Павлодара в начале XX в. Владимирский собор представлял собой 20-метровое здание из красного кирпича. Это храм с крещатым планом, в котором четверик основного помещения, расширенный на север и юг приделами, продолжен на запад трапезной и соединен ею с расширенным в плане притвором. Нижний уровень оснований всех объемно-планировочных элементов храма был облицован горизонтальными полосами светлого кирпича, чередующегося с темными, что зрительно облегчало лишенный пластики нижний объем [13. С. 83]. Пространственная структура, пятиглавие, луковичные формы куполов, килевидные арки третьего яруса колокольни - все это характеристики «русского стиля» [14. С. 68-71]. Приемы национального русского стиля сочетаются с использованием элементов «кирпичного», отличительной чертой которого являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича (рис. 3). Рис. 2. Свято-Троицкий собор, г. Павлодар. Фото Д.П. Багаева Fig. 2. Holy Trinity Cathedral, Pavlodar. Photo by D.P. Bagaev Рис. 3. Владимирский собор, г. Павлодар. Фото Д.П. Багаева Fig. 3. Vladimirsky Cathedral, Pavlodar. Photo by D.P. Bagaev Строительство выросшего до куполов храма было прервано Первой мировой войной и революцией. Недостроенный собор был отдан под городскую электростанцию и тракторные мастерские. В годы Великой Отечественной войны он оказался на территории завода «Октябрь» - в стенах храма разместили электростанцию и литейный цех. Собор лишился колоколов и роскошной колокольни. Окончательно уничтожили храм весной 1975 г. [15. С. 292]. Участь построенных в городе Павлодаре первых мечетей так же печальна, как и разрушенных православных соборов. Еще на заре становления города Павлодара семейный клан татарских купцов Айтыкиных, проживающих в Павлодаре, построили мечеть из бревен, доставленных из города Тары, открыли при ней мектеб (школу), где мальчики и девочки татар (раздельно) постигали азы грамоты и ислама. Они же несли расходы по содержанию [13. С. 85]. Первая мусульманская деревянная мечеть сгорела во время пожара 1901 г. Но павлодарские мусульмане не остались без своего храма. На том же самом месте в 1905 г. возвысилась новая белоснежная мечеть из кирпича. Вторую, каменную, мечеть выстроили на средства мусульман города по инициативе татарского купца Абдулфаттаха Рамазанова. Мечеть стала действовать в 1907 г. [16. С. 38]. Массовое закрытие и разрушение церквей и мечетей происходило в 1928-1930 гг. К концу 30-х гг. ХХ в. в павлодарском Прииртышье не осталось ни одной церкви, ни одной действующей мечети. Эмоциональную оценку событий пережитого всеобщего разрушения дал в своей статье архитектор А. Иконников: «В густонаселенном, урбанизированном мире XX в. ценности культуры оказались неожиданно хрупки - и в особенности ценности архитектурного наследия городов. Они разрушаются не только в кризисах и катаклизмах, которыми обильно столетие, но и под агрессивным натиском нового. Новое, однако, становится обыденностью. И приходит горькое сознание утраты. И хочется, ах, как хочется вернуть, воскресить, сделать, чтобы опять все было таким, как было. Мы можем на месте разрушенного построить новое здание. Только оно заведомо не будет тем, что было» [17. С. 1-4]. Основываясь на систематизации опубликованных материалов и выявлении новых архивных данных, в исследовании удалось восстановить картину архитектурно-строительной деятельности православного церковного зодчества в городе Павлодаре в конце XIX - начале XX в. Традиционные каноны древнерусского градостроительного опыта нашли свое отражение в архитектуре православных храмов города Павлодара, в индивидуальных особенностях, обусловленных географическим положением, влиянием местных строительных традиций. Искусствоведческий анализ утраченных православных храмов города Павлодара позволяет выделить следующее. Православные храмы размещались по старинной русской градостроительной традиции: в центре площади, в конце улицы, закрывая перспективу, т.е. с разных точек зрения они создавали сплошной живописный силуэт города, будучи его доминирующим элементом. Архитектура православных храмов в городе Павлодаре стала прямым продолжением развития русской храмовой архитектуры. Предпочтение в стилистическом решении православных русских церквей было отдано русскому стилю и его вариантам: неорусскому, византийскому. Утраченные православные церкви города Павлодара представляют собой пласт культуры, важный для понимания не только общих процессов развития русской архитектуры, но и значительный для восполнения пробелов, имеющихся, в частности, в истории церковной архитектуры. Архитектура назначена и способна опередить время, сформулировать принципы человеческого существования, универсализировать его. Как форма искусства архитектура является выражением духовности людей, которые ее создали, основываясь на деятельности конкретных авторов. Духовная архитектура Павлодара имеет памятники значительной архитектурной ценности. Судьбы первых храмов и мечетей величественны и печальны, но без них история Павлодара не была бы полной, она потеряла бы значительную часть важных моментов, позволяющих лучше увидеть и понять прошлое, а без понимания прошлого не может быть стабильного настоящего и достойного будущего.

Ключевые слова

утраченные культовые сооружения, город Павлодар, традиции храмовой архитектуры России, православная символика, композиция и планировка храмов

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Личман Елена ЮрьевнаРГП на ПХВ «Павлодарский государственный педагогический университет»кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыкального образования; доктор философии (PhD), ассоциированный профессорlichmane@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Карпова М.Ю. Памятники духовной архитектуры павлодарского Прииртышья. URL: http://econl.rae.ru/pdl/2013/02/2207.pdl (дата обращения: 01.05. 2019).
Дубовая Е. Утраченные храмы Павлодара // Литературный журнал НИВА. 2010. № 12. URL: http://niva.ucoz.kz/publ/2-1-0-265 (дата обращения: 01.09.2019).
Попова З.В. Православное зодчество городов северо-восточного Казахстана (XVIII - нач. XXI в.) : автореф. дис.. канд. архитектуры. Новосибирск, 2007. URL: http://niva.ucoz.kz/publ/2-1-0-265: http://tekhnoslera.com/pravoslavnoe-zodchestvo-gorodov-severo-vostochnogo-kazahstana#ixzz5 yqgAuzmJ (дата обращения: 13.07.2019).
Масленникова Д.С. Архитектура православных храмов на востоке Азии: начало XVIII -первая половина XX вв. : автореф. дис.. канд. архитектуры. URL: http://niva.ucoz.kz/publ/2-1-0-265: https://www.dissercat.com/content/arkhitektura-pravoslavnykh-khramov-na-vostoke-azii-nachalo-xviii-pervaya-polovina-xx-vv (дата обращения: 03.08.2019).
Гречнева Н.В. Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв. : автореф. дис. канд. искусствоведения. Барнаул, 2012. URL: https://www.asu.ru/liles/documents/00006741.pdl (дата обращения: 11.06.2019).
Лайтарь Н.В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов : автореф. дис. канд. искусствоведения. URL: http://cheloveknauka.com/sovremennaya-pravoslavnaya-tserkovnaya-arhitektura-rossii-tendentsii-stilevogo-razvitiya-i-tipologiya-hramov#ixzz5z1TN8nVnЛ (дата обращения: 01.09.2019).
Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX в. (на материалах Омского Прииртышья) : автореф. дис. канд. ист. наук. Омск, 2000. URL: https://www.dissercat.com/content/pamyatniki-kultovogo-zodchestva-v-dinamike-kulturno-istoricheskikh-realii-xx-veka-na-materia (дата обращения: 01.09.2019).
Локонова Е.Л. Храм как культурно-символический текст (на примере православного храма) : автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2008. URL: https://www.disser-cat.com/content/khram-kak-kulturno-simvolicheskii-tekst-na-primere-pravoslavnogo-khrama (дата обращения: 01.09.2019).
Михнова П.В. Влияние ландшафта на развитие планировочной структуры городов (на примере исторических городов северо-востока Казахстана) // Вестник ВКГТУ. 2006. С. 62-67.
Личман Е.Ю., Жанайхан Е. Формирование среды города Павлодара в начале XVIII -начале XX века // Вестник ПГУ. Серия филологическая. 2017. № 1. С. 284-289.
ЦГА РК. Ф. 15. Оп. 1. Д. 1172. Л. 63-65.
Справочная книга Омской епархии / сост., по поручению 7-го Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. Омск, 1914. [2], IV, 1250 с.
Карпова М.Ю. Духовная архитектура Павлодара: от сакральных прообразов до современности // Культурное наследие Сибири. 2013. № 14. С. 79-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21112338&
Попова З.В. К вопросу о стилевых особенностях православных храмов СевероВосточного Казахстана // Вестник ВКГТУ. 2006. № 4 (№ 34). С. 68-71.
Личман Е.Ю., Жанайхан Е. История развития архитектурно-художественной системы Павлодара в советский и постсоветский периоды // Вестник ПГУ. Серия филологическая. 2017. № 1. С. 290-297.
Из истории Русской Православной церкви в Павлодарском Прииртышье. 1919-1990. Сборник документов / сост. Игумен Иосиф (Ерёменко), кандидат богословия, Болтина В.Д., Шевелёва Л.В. Павлодар : Управление архивами Павлодарской области, 1999. 311 с.
Иконников А. О ценностях подлинных и мнимых // Наше наследие. 1990. № 11. С. 1-4.
 Утраченные культовые сооружения города Павлодара конца XIX - начала XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 44. DOI: 10.17223/22220836/44/20

Утраченные культовые сооружения города Павлодара конца XIX - начала XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2021. № 44. DOI: 10.17223/22220836/44/20