На примере природных объектов, расположенных на территории г. Томска, рассматриваются визуальные практики, направленные на благоустройство городского пространства и сохранение окружающей среды. В качестве основного кейса анализируется живопись на деревьях в рамках проекта по созданию эко-арт-тропы, в качестве дополнительного - оформление природных ландшафтов как мест отдыха горожан. Обосновывается роль визуального компонента в экоориентированных практиках. Выявляются маркеры индивидуальной и групповой (городской) идентичности в продукте данных практик и их социокультурное значение.
Visual practices in the activities of Tomsk urban eco-communities.pdf Актуальность исследования связана с необходимостью осмысления вклада местных сообществ в формирование городской среды в условиях роста социальной активности населения и заинтересованности горожан в создании комфортных условий проживания [1-3]. Цель статьи - показать роль визуальных практик в решении экологических задач и поддержании городской идентичности. Работа выполнена в рамках концепции просьюмеризма как формы свободного добровольного труда, направленного на самореализацию и манифестацию своего Я. Исследование опирается на идеи Д.Н. Замятина о роли визуального в формировании ландшафта и местной идентичности [4]. В работе используются следующие методы: дескриптивный, компаративный и контент-анализ. Поскольку деятельность экосообществ связана с городской идентичностью, в первую очередь, через пространственный фактор (город как пространство действия, городская среда как среда обитания) [5], в фокусе исследования оказываются экопрактики, процесс и / или результат которых связан с преобразованием окружающей среды, направленные на сохранение зеленых насаждений и защиту деревьев от негативного влияния внешней среды, популяризацию экологических знаний и просвещение. В целом экологический контент представлен росписью на деревьях красками, декорированием объектов и сооружений, включенных в естественные ландшафты, фотоизображениями на информационных стендах, знаково-символическими изображениями. Создание подобного рода контента - часть деятельности сообществ, ориентированных на решение экологических задач различного масштаба. Отличительные черты такой деятельности - безвозмездный характер, личная заинтересованность, добровольное участие, неотчуждаемый результат - позволяют отнести ее к просьюмерству [6. С. 287]. С позиции просьюмеризма интересно отметить особенность, связанную с результатами труда городских экосообществ: они являются общей собственностью горожан, т.е. круг лиц, пользующихся их результатами, не ограничивается теми, кто их производит [1. С. 253-254]. Одним из кейсов, где в деятельности экоактивистов важна визуализация, является проект «Душа дерева», сочетающий в себе эстетическую и природоохранную функции. Суть проекта состоит в создании защищающих от гниения и вредителей рисунков на местах повреждений коры деревьев - трещинах, спилах, капах, так называемых морозобоинах [7-9], образующихся из-за характерных для местного климата больших амплитуд температур и повышенной влажности, обусловленной наличием реки, скоплением подземных вод и соответствующим - овражно-балочным - характером рельефа1. Несмотря на заинтересованность в проекте со стороны официальных институций (инициатива получила поддержку грантового конкурса «Родные города», приглашение к участию размещено на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области [10]), этот проект можно по праву считать просьюмерским: идея (а вместе с ней и название проекта) взята из работ анонимной томской художницы, подписывающейся псевдонимом Душа [11, 12]. Следует отметить, что в большинстве работ идея экотропы поддерживается на содержательном уровне: их сюжеты привлекают внимание к уникальности и хрупкости экосистем, эстетической ценности окружающего мира, авторы обращаются к вопросам сосуществования природы и человечества. Тематический спектр проекта «Душа дерева» представлен пейзажными, фло-ральными и анималистическими композициями, изображениями на мифологические, сказочные и абстрактные сюжеты, бытовыми и романтическими зарисовками, парафразами на известные произведения живописи и стили архитектуры [13, 14]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на изображениях, тематика которых непосредственно связана с природой (другие тематические категории - предмет нашего дальнейшего изучения). Это смысловое поле интересует нас в первую очередь, поскольку таких сюжетов большинство (60% от общего числа работ проекта), идея сохранения окружающей среды выражена в них более отчетливо (природное вокруг коррелирует с природным в творчестве) и доступна наиболее широкому кругу горожан - «потребителей» просьюмерского продукта (детской аудитории, аудитории, не знакомой с культурными прототипами изображений, имеющих характер стилизации). Пейзажные изображения Элементы пейзажа часто присутствуют в работах проекта. Пейзажные изображения можно разделить на две группы: собственно пейзажи и работы, в которых природа становится общим фоном композиции, а смысловым центром выступает какой-либо конкретный объект: чаще всего животное, сказочный или другой одушевленный персонаж. Примерами таких работ являются «Дятел» (рис. 1)2, где птица изображена на фоне облаков, «Жар-птица» (другое название работы «Павлин») - птица на фоне голых стволов деревьев; «Эх, хорошо сидим!» - коты изображены на фоне ночного неба, фрагмент работы «А где же орешки?» - белка на фоне солнечной поляны; «Ежик в тумане» - ежик на фоне ночного леса, «Млечный Путь над головой гостеприимного хозяина тайги, который ждет своего колючего друга на чай с можжевеловыми веточками» - медвежонок на фоне звездного неба, «Добрячок-Лесовичок» - фоном выступает поляна в березовой роще, «Памяти друга» -изображение собаки и надпись на фоне звездного неба. Работа «Созвездие псов», тесно связанная с композицией «Памяти друга», может быть отнесена к собственно пейзажной: она представляет собой изображения созвездий Большого Пса (рис. 2), Малого Пса, Зайца. За фрагмент пейзажа (схематичное изображение звездного неба или, возможно, снегопада) можно принять часть композиции «Сова и Белочка». Элементы пейзажа (изображения воды) присутствуют в композиции «Виктория у водопада Виктория». К собственно пейзажам можно также отнести следующие работы: похожие по композиции работы двух разных авторов «Море» (рис. 3) и «Пейзаж», где изображены лес на берегу водоема, над которым кружат птицы; «Горный пейзаж» (другое название работы «Лес и скалы»), где сочетаются объекты живой и неживой природы; «Парус» - схематично выполненная марина; работы «Весна» и «Осень», расположенные на разных стволах двуствольной березы и композиционно представляющие собой диптих - один и тот же пейзаж в зеркальном отражении (рис. 4). Парафраз на фрагмент картины В. Ван Гога «Лунная ночь» представляет собой ночной пейзаж. Поскольку на переднем плане картины В. Ван Гога изображен кипарис, можно предположить, что в данном случае перед нами то же дерево. Учитывая, что все изображения проекта расположены на живых деревьях в роще, получается, что они находятся как бы внутри естественного пейзажа. За счет происходящих в природе изменений (например, смены времен года) изображения получают дополнительную акцентировку, совпадая или контрастируя с окружающим ландшафтом. Рис. 1. Работа «Дятел» (автор М. Семёнов) Fig. 1. The work “Woodpecker” (by M. Semenov) Рис. 2. Фрагмент «Созвездие Большого Пса» работы «Созвездие Псов» (автор М. Тронина) Рис. 3. Работа «Море» (автор М. Семёнов) Fig. 3. The work “Sea” (by M. Semenov) Fig. 2. The detail “Canis Majoris” of “Constellation Canes” (by M. Tronina) Рис. 4. Диптих «Весна» и «Осень» (автор Ольга К.) Fig. 4. The diptych “Spring” and “Fall” (by Olga K.) Флоральные изображения3 Флоральные мотивы присутствуют в работах и как сопутствующие центральному образу, и в качестве основы композиции. Дерево, склонившееся над водой (ива4), является основным образом работ «Весна» и «Осень» (см. рис. 4). В нижней части композиции на сосне, растущей на месте фонтана Михайловской усадьбы, изображено дерево, роль кроны которого играют отпечатки человеческих ладоней. Цветок в желто-розовой гамме присутствует в качестве ключевого образа в работе «Огненный цветок». Также цветок является основным элементом нескольких работ без названия: красный цветок с человеческим лицом (мак), золотистый цветок на контрастном темно-синем фоне (тюльпан), роза и василек в композиции с бабочками. Дополнение композиции флоральными элементами - характерная черта анималистических работ: очертания голых стволов деревьев создают смысловой контраст между задним планом и основным образом работы «Жар-птица» («Павлин»); изображения гроздей рябины поддерживают цветовую гамму и сюжет в работах «Свиристель» и «Снегири», сосновых шишек - в работе «Белка и шишки». В лапах одной из белок в работе «А где же орешки?» изображена кедровая шишка, а в работе «Сова и Белочка» в лапах белки угадывается шляпка гриба. Ежик в композиции «Ежик в тумане» держит сухой дубовый лист (эта деталь присутствует и в мультфильме Ю. Норштейна, из которого взят образ). В работе «Добрячок-Лесовичок» в руке персонажа - оранжевый цветок (календула), в сумке - ветка с листьями, белый гриб и мухомор. Эти элементы поддерживают цветовую гамму и композицию работы: цветок и мухомор контрастны преобладающей тональности и создают цветовой акцент, белый гриб по форме и цвету повторяет детали образа основного персонажа - головной убор и бороду, березы создают обрамление композиции. Декоративные элементы - мухомор и кустарник с желтыми цветками в работе «Домик», обрамление основного образа орнаментом из осенних листьев в композиции «Душа дерева» (другое название - «Девушка у ручья», после изменения работы автором - «Русалка») добавляют цветовые акценты. Цветовые сочетания дополнительных элементов, подобных основным персонажам - опята - и комплементарных им по цвету - горох и мухоморы - лежат в основе композиции «Ой, какие мышки!» (рис. 5). В работах «Олень» (рис. 6) и «Обещанное счастье» изображение животного расположено внутри паттерна из цветов. Флоральные мотивы (зелено-желто-оранжевая цветовая гамма, форма линий, напоминающая ветви) присутствуют в работе «Гауди» - стилизации под мозаики А. Гауди. Зеленые массивы в пейзажах изображены схематично с разной степенью детализации: в работе «Горный пейзаж» («Лес и скалы») угадывается еловый лес, другие пейзажные работы более схематичны. Следует отметить, что флоральные элементы в изображениях не всегда семантически соответствуют тому растительному организму, на котором изображены. Так, например, грозди рябины, сосновые шишки, дубовый лист изображены на березах, что может рассматриваться, с одной стороны, как снижение просветительской ценности экотропы, с другой - как творческая находка для арт-пространства. Рис. 5. Фрагменты работы «Ой, какие мышки!» (инстаграм авторов @katika_risyet, @elena_tyunikova) Fig. 5. Details of work “Oh, What Nice Mice!” (author's Instagram accounts are @katika_risyet, @elena_tyunikova) Рис. 6. Фрагменты работы «Олень» (автор А. Лионова и др.) Fig. 6. Details of work “Deer” (by A. Lionova and others) В некоторых работах использованы дополнительные декорирующие элементы: кедровые шишки, прикрепленные к березе («Белка и шишки»); изделия из дерева, камня, металла, ткани, синтетических материалов (янтарный браслет - «Белка и шишки»; искусственные цветы и веревка - «Жизнь, дающая Жизнь»; карнавальная маска, бант, искусственный цветок, малярная кисть - «Виктория у водопада Виктория»), превращающие изображения в инсталляцию, что выглядит избыточно и противоречит идее сохранения естественной среды. Анималистические изображения В изображениях, где присутствуют животные, они, как правило, становятся смысловым центром композиции. Среди анималистических изображений в проекте «Душа дерева» преобладают птицы отряда совообразных (работы «Сова - смотритель рощи Михайлова» (рис. 7) или «Сова -хранительница усадьбы купца Михайлова», «Филин-хранитель», фрагмент «Сова» работы «Сова и Белочка» и проч.), также встречаются воробьинообразные (работы «Свиристель» (рис. 8) и «Снегири»,) дятлообразные (работа «Дятел»), курообразные (работа «Жар-птица» или «Павлин»). Схематичные изображения птиц присутствуют в пейзажных работах. Кроме птиц, животный мир представлен изображениями млекопитающих - грызунов, хищников, копытных. Наиболее популярны грызуны: белка («Белочка» - фрагмент работы «Сова и Белочка», работы «Белка и шишки», «А где же орешки?») и мышь (в композиции «Ой, какие мышки!» пять мышей). Среди изображений хищников можно выделить композиции с домашними животными - кошками и собаками («Эх, хорошо сидим!», «Ой, какие мышки!», «Памяти друга»). Крупная морозобоина сосны, растущей на месте фонтана Михайловской усадьбы, стилизована под смотрящего вверх полярного медведя. На месте капа березы в работе «Обещанное счастье» изображена большая панда. Треугольная трещина в березовой коре стала основой схематичного изображения головы волка (работа «Волк»). Из копытных на рисунках представлен олень (работа «Олень»), лошадь - в работах «Жеребенок» и «Табун на закате» («Кони на рассвете»)5. Лошадь (Лошадка) и еж (Ежик) являются персонажами работы «Ежик в тумане» по одноименному мультфильму. Образы других персонажей этого мультфильма - медведь (Медвежонок) и улитка (Улитка) используются в работе «Млечный Путь над головой гостеприимного хозяина тайги, который ждет своего колючего друга на чай с можжевеловыми веточками». Рептилии представлены изображением ящерицы (работа «Ящерка - хранительница воды»), рыбы - изображением, в котором угадывается морской конек (работа «Хранитель», фрагменты которой расположены на нескольких деревьях), насекомые - бабочками (рисунок без названия). Рис. 7. Работа «Сова - смотритель рощи Михайлова» (автор О. Притчина) Рис. 8. Работа «Свиристель» (автор У. Александрова) Fig. 7. The work “The Owl is a keeper of Mikhailov's grove” (by O. Pritchina) Fig. 8. The work “Waxwing” (by U. Alexandrova) Создаваемые изображения стирают границу между искусственным и естественным, подчеркивая связь человека с природой, их взаимозависимость. Уникальность изображений обусловлена спецификой материала (нет двух одинаковых деревьев) и творческой индивидуальностью их создателей. В результате формируется неповторимый облик города и решается практическая природоохранная задача. Кроме того, такие пространства становятся «центром притяжения» различных инициатив, связанных с проявлением социальной ответственности, формированием городской идентичности, развитием самоуправления. «Картины» на живых деревьях вызывают интерес у горожан, привлекая внимание необычным расположением рисунков, разнообразием их форм, обусловленным природными факторами, сочетанием естественного и рукотворного, качеством большинства изображений (продуманный образ, подробная передача деталей), контрастом с натуральным фоном (яркие цвета выделяются на фоне стволов деревьев), композиционно (деревья с рисунками находятся близко друг к другу: рассматривая одно, обнаруживаешь в поле зрения следующее). Это обусловлено изначальной идеей проекта - создать арт-тропу, и можно утверждать, что этот замысел успешно реализован. Следует отметить, что проект «Душа дерева» не имеет своей площадки в интернете: информационное освещение происходит в сообществе «Экотропы Томска» [15], что связывает проект с другими экоориентированными инициативами и подчеркивает цель проекта - создание эко-арт-тропы. Альбом на странице сообщества, в котором размещены фотографии работ проекта, носит название «Лесная мастерская», которое удачно отражает суть работы (участники проекта создают изображения в лесу) и сочетает в себе семантику природного и искусственного, как и сами изображения. Создавая каждый свою работу, авторы все вместе «строят» арт-тропу. Результаты просьюмер-ского труда сами становятся акторами, вовлекая в экодеятельность других горожан. Например, в номинацию работ (отсюда вариативность названий, появление «народных» названий у изначально безымянных изображений). Это соотносится с восприятием своих «картин на деревьях» анонимной художницей - идейной вдохновительницей проекта: она называет их «подарки для людей» - каждый делает с подарком то, что ему нравится. Изображения на деревьях активно используют в рамках других экопросьюмерских инициатив. Например, в мероприятиях сообщества «Томская прогулка» [16]: в акции «Маленькой елочке холодно зимой»6 Р. Пуртова, направленной на «сохранение деревьев и лесных территорий», участники выбирали деревья эко-арт-тропы; анонсируя свой квест по Михайловской роще, Е. Великосельская использует изображения работ проекта. Кроме того, проект «Душа дерева» поддерживается активностью неравнодушных горожан -пользователей пространства (непосредственное участие в проекте, пользование территорией как рекреационным ресурсом, пользование эстетической составляющей проекта, создание и распространение визуальной составляющей посредством фото- и видеоконтента). Таким образом, различные экоори-ентированные проекты и их аудитория взаимодействуют между собой в пространстве города, решая социокультурные задачи и поддерживая городскую идентичность. Все эти практики можно отнести к просьюмерским, поскольку они реализуются по собственной инициативе активистов, не являются для них основным занятием, внешним заказом и в определенной степени уникальны. «Душа дерева» - не единственный экоориентированный проект, где визуализация также играет важную роль. Другим примером можно считать популярное в Томске направление деятельности экосообществ - обустройство родников [15, 17]. В случае с родниковыми зонами визуальное оформление присутствует фрагментарно, что связано как с экономическими причинами (недостаток средств, распределение ресурсов только на необходимые стройматериалы), так и с «самодостаточностью» самих объектов: движущаяся, «живая» вода в обрамлении естественного ландшафта не требует эстетических дополнений. В основном визуализация в таких пространствах присутствует на стендах в формате фотоматериала (ландшафт в разные времена года, процесс и результат благоустройства территории и т.д.), сопровождающего справочную информацию текстового характера. Рассматривая каждый стенд отдельно и в составе общей визуальной композиции, можно говорить не только об информационной, но и об эстетической составляющей. Помимо стендов, в родниковой зоне (пример Университетской рощи) присутствуют изображения акриловой краской на деревянных сооружениях - каптажах, лестницах, пирсе, уличной мебели. В основном это небольшие тематические рисунки (изображение растений и животных, характерных для данной местности, например, утка кряква, рогоз [17]), что дополняет общее эстетическое восприятие места, позволяет расставить смысловые акценты (иллюстрирует названия природных объектов), несет разъяснительную функцию. Однако, в отличие от рисунков на деревьях, рисунки на искусственных объектах создаются не с целью решения природоохранной задачи художественными средствами, а лишь придают законченность оформлению объекта и создают уютную атмосферу для посетителей. Подобная стратегия оформления использована и для официального пространства - открытой территории Сибирского ботанического сада ТГУ [18]: экотропа «В заповедном парке» выполнена также с преобладанием стройматериалов из дерева (в том числе бросовых - валежника, щепы, опилок, что соответствует природоохранным принципам), а в оформлении преобладают орнаментальные элементы и небольшие рисунки, изображающие характерных для данной территории представителей флоры и фауны. Таким образом, можно говорить о единой направленности и гармоничном сочетании частных инициатив и официального благоустройства в оформлении природных объектов на территории города, что позволяет целостно воспринимать его ландшафт. Анализ работ проекта «Душа дерева», посвященных природной тематике, позволил выявить следующие тенденции: во-первых, большинство представителей флоры и фауны, степень детализации изображений которых позволяет идентифицировать их таксономическую принадлежность (за исключением большой панды, полярного медведя, павлина, морского конька, кипариса), являются характерными для природы нашего региона. Большинство изображений в рассмотренном тематическом сегменте -«одушевленные», что в некотором смысле продолжает посыл анонимной художницы «одухотворять все вокруг» [11]. Особенностью проекта можно назвать выбор и самого места: Михайловская роща имеет историческое значение для Томска, и сохранение этого пространства является стратегической задачей. Идея охраны природы в целом и сохранения конкретного природного объекта в рамках города концептуально отзывается в названиях нескольких работ и роднит их между собой («Сова - хранительница усадьбы купца Михайлова», «Филин-хранитель», «Ящерка - хранительница воды», «Хранитель»). Практика рисования на деревьях не уникальна и существует в разных уголках мира, однако сами изображения, их сочетание в рамках пространства экотропы, рощи, города в совокупности с другими существующими городскими практиками создают особый феномен, обусловленный как пространством в его синхронном и диахронном понимании, так и сообществом его жителей. Искусство выступает здесь одновременно проводником и в мифологию города, и в природу (эко-арт-тропа). В инициативах экоактивистов можно выявить два направления: защита окружающей среды и ее компонентов и благоустройство природных пространств с целью их популяризации среди горожан. Рассмотренный проект решает обе эти задачи. Его эффект связан с тем, что результаты, с одной стороны, способствуют сохранению биоразнообразия и охране природы, с другой - обусловливают индивидуальность города и поддерживают городскую идентичность, формируя привязанность горожан к местам, имеющим особую ценность и значимость, способствуя созданию городской «мифологии» и общей культурной памяти, воспитывая чувство принадлежности к общему «дому» [2, 3, 5].
Паченков О.В., Воронкова Л.В. «Новый городской активизм» и «Публичная политика» в России (на примере Санкт-Петербурга) // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19, № 2. С. 253-268. doi: 10.17323/727-0634-2021-19-2-253-268
Вахштайн В.С. Пересборка города: между языком и пространством // Социология власти. 2014. № 2. С. 9-38.
Шилехина М.С. Культурное пространство города как его идентификационное лицо: сущность и формирование // Вестник МГУКИ. 2017. № 3 (77). С. 52-62.
Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: визуализация ландшафтов и онтологические модели воображения // Праксема. 2021. № 1 (27) С. 48-94.
Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля: итоговый аналитический отчет о результатах массовых опросов населения. М. : АНО «Социологическая мастерская Задорина». Исследовательская группа ЦИРКОН, 2015. 94 с.
Савельева Е.Н. Переосмысляя Маркса: к онтологии просьюмеризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 287-289. doi: 10.17223/22220836/36/29
Успенский К.В., Негробов О.П. Роль пораженности древостоя на состояние экосистем особо охраняемых природных территорий Воронежа // Зеленая инфраструктура городской среды: современное состояние и перспективы развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (6-7 сентября 2017 г.). М. : Научно-издательский центр «Актуальность. РФ», 2017. С. 98-100.
Фурменикова Е.С., Кочергина М.В., Деревянко И.Н. Морозобойные трещины как специфический патологический признак деревьев дуба рекреационной зоны г. Воронежа // Лесотехнический журнал. 2018. № 1. С. 6-12. doi:10.12737/article_5ab0dfba680879.79038259
Савенкова И.В., Темирбекова А.Т. Повреждения березы при воздействии зимних низких температур в условиях Северного Казахстана // Состояние и перспективы развития лесного хозяйства: материалы Национальной научно-практической конференции (13-14 марта 2017 г.). URL: https://agro.omgau.ru/nauka/sborniki-nauchnykh-statej/item/52-materialy-vserossijskoj-nauchnoprakticheskoj-konferentsii-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-lesnogo-khozyajstva.html (дата обращения: 21.10.2021). Омск : Омский ГАУ, 2017. С. 177-182.
Томские волонтеры приглашают к участию в конкурсе «Душа дерева» // Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: официальный сайт. 2019. URL: https://depnature.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/42439 (дата обращения: 21.10.2021).
Зуева Е. Я хочу раскрасить Томск // Новостной портал «vtomske.ru». 2017. URL: https://news.vtomske.ru/details/147713-ya-hochu-raskrasit-tomsk (дата обращения: 21.10.2021).
ХуДожница тайно рисует на деревьях в Томске // YouTube-канал «Агентство новостей ТВ2». 2017. URL: https://youtu.be/65rytHZTafM (дата обращения: 21.10.2021).
Мучник В. Как спасти «Душу дерева» // Сайт «Агентство новостей ТВ2». 2019. URL: https://tv2.today/Istorii/Kak-spasti-dushu-dereva (дата обращения: 21.10.2021).
Реутова Е. Экотропы, лестницы к родникам и арт-деревья: как Михайловская роща преображается благодаря неравнодушным томичам // Новостной портал «vtomske.ru». 2019. URL: https://news.vtomske.ru/details/165820-ekotropy-lestnicy-k-rodnikam-i-art-derevya (дата обращения: 21.10.2021).
Экотропы Томска. URL: https://vk.com/public170412322 (дата обращения: 21.10.2021).
Томская прогулка. URL: https://vk.com/tomsk_progulka (дата обращения: 21.10.2021).
Клуб ЭКОосознанности Новая ЭРА / Томск. URL: https://vk.com/ecomindclubtomsk (дата обращения: 21.10.2021).
Томичи увидят «имбирь богатырей» и «девушку»-траву на тропе в Ботсаду // Сибирский ботанический сад ТГУ: официальный сайт. 2017. URL: http://www.sibbs.tsu.ru/node/253 (дата обращения: 21.10.2021).