Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/4

Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности

В статье раскрывается тезис о том, что музыкальная культура как один из видов художественной культуры и часть духовной культуры обладает огромным потенциалом в становлении культурной идентичности личности. В музыкальной культуре, как и во всех других видах художественной культуры, в образной и символической форме воплощаются человеческие идеалы и ценности, позволяющие человеку идентифицировать себя с ними и обрести тем самым культурную идентичность. Авторами статьи доказывается, что идентификационная функция музыкальной культуры реализуется в связке с рядом других ее функций - кумулятивной, коммуникативной, консолидирующей, отражения действительности, эмоциональной, познавательной и этической. Все это позволяет говорить о том, что столь актуальная сегодня социальная проблема формирования, становления культурной идентичности личности может быть успешно решена в процессе вовлечения индивида в различные виды музыкальной деятельности. Авторы также определяют психологические механизмы формирования культурной идентичности в процессе музыкальной деятельности - это механизмы идентификации и обособления.

Musical culture in the development of the cultural identity of the individual.pdf Одной из фундаментальных проблем развития современного общества является формирование подлинной культурной идентичности человека. Необходимость формирования у подрастающего поколения культурной идентичности декларируется в ряде официальных государственных документов, среди которых «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепция художественного образования в РФ», «Концепция развития поликультурного образования в РФ» и др. Необходимость решения данной проблемы обусловлена нарастающим «гуманитарным кризисом» и «кризисом идентификации», характеризующимся унификацией культурных различий, разрушением социальных институтов, ранее формировавших идентификационный процесс человека (О.И. Гени-саретский, А.П. Марков, В.А. Ядов и др.). Сложившаяся ситуация востребует в человеке качества социальной лабильности, гибкости, обеспечивающие его постоянную адаптацию к меняющемуся социуму, и развитую персональную идентичность, служащую «стержнем», отправной точкой процесса личностного и социального самоопределения человека. На утрату человеком единственной, однозначно определенной культурно-национальной и социокультурной идентичности указывает А.Я. Данилюк, описывая возникшие в современном обществе метаморфозы. Он полагает, что «человек более не встроен в культуру, не является человеком определенной культуры и в этом смысле находится вне культуры» [1. С. 7]. Между тем сформированная культурная идентичность личности (которую мы понимаем как отождествление человеком себя с какой-либо культурой, осознание общности с ней, принятие и освоенность им культурных ценностей, идеалов, норм, образцов и стереотипов поведения, присущих данной культуре, переживание этой общности, индивидуальные и коллективные формы ее манифестации) является условием ее вхождения в поликультурную среду, так как положительное отношение к другой культуре невозможно без осознания своей культуры. Осознание ценностей своей культуры, сравнение ее с культурой другого народа, представляемой как определенная ценность для других, способствуют формированию аутгрупповой толерантности (Э.Ш. Бестаева, С.А. Кадыкова) и адаптивного поведения (психической адаптации к внутренней и внешней среде) (Ю.В. Ставропольский, И.В. Тихонова, Е.В. Куфтяк). Такое поведение вызвано отсутствием превосходства одной культуры над другой и, соответственно, давлением одной этнической группы на другую. Толерантное и уважительное отношение к другим культурам снимает негативные проявления экстремизма, столь часто проявляющегося сегодня в мире. Средства, с помощью которых осуществляется идентификация, под воздействием ряда факторов с течением времени в обществе меняются. В числе современных средств идентификации многие ученые (А.Б. Гофман, Г.М. Та-ниева, В.П. Козырьков и др.) указывают на корпоративную культуру, моду, религиозность и т.д. Но сегодня, несмотря на социальную потребность в преодолении духовного кризиса современного общества, актуализацию содержания и специфики ценностей, норм и идеалов отечественной культуры как условия обретения личностью культурной идентичности, научное осмысление данного процесса остается недостаточным. Необходим дальнейший поиск и осмысление средств, способствующих формированию культурной идентичности личности современного человека. Одним из таких средств является культура во многих своих проявлениях. Подтверждением данного тезиса является идея о ее идентификационном потенциале, транслируемая во многих современных исследованиях. Это исследования в области философии (А.Ю. Шеманов [2]), культурологии (М.С. Каган [3], А.П. Марков [4], Ю.А. Шубин [5], А.М. Эткинд [6]), искусствоведения (Л.А. Закс [7]) и т.д. В них доказывается, что культура содержит своеобразную «духовную матрицу», позволяющую человеку идентифицировать себя с определенной системой ценностей и обрести тем самым личностную идентичность [4. С. 10]. Указывается на неоспоримый факт, что чувство идентичности формируется этнической культурой, поскольку она является средоточием норм и ценностей жизнедеятельности этноса и каждого его представителя. Этническое искусство не просто отражает жизнь. В нем в символической форме воплощаются человеческие идеалы, отражаются грани его идентичности [8]. Культуре, как известно, свойственна полифункциональность. Наряду с «техническими» функциями (инструментальной, нормативной, сигнификативной, коммуникативной), она обладает и идентификационной функцией. На идентификационный потенциал музыкальной культуры как одного из видов художественной культуры и части духовной культуры указывают многие исследователи. О.А. Успенской [9] выявляются психологические основы влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности. Г.М. Таниевой и В.П. Козырьковым [10] раскрывается роль музыки и музыкальной деятельности в формировании групповой и личностной музыкальной идентичности современной молодежи. А.С. Каргиным раскрывается роль фольклора в самоидентификации личности. Целью настоящей статьи является раскрытие тезиса о том, что идентификационная функция музыкальной культуры реализуется только в связке с рядом других ее функций. Для достижения данной цели обратимся к краткому рассмотрению тех функций музыкальной культуры, которые в их единстве способствуют реализации идентификационной функции. Кумулятивная функция музыкальной культуры реализуется в накоплении, хранении, обобщении в своих индивидуальных образах ценностнопознавательного кругозора культуры (А.Л. Казин). Культура вообще понимается как система порождения, накопления, трансляции социального опыта. Отобранные и одобренные социумом, получившие внеличностный статус, размноженные в сетях межличностных коммуникаций квазисубъекты искусства оказываются моделями самого социума, самосознанием его как некоего целостного организма [6]. Музыка - это «внешняя память» человечества, сохраняющая в музыкальных произведениях антропологически значимые психические программы, состояния, процессы, образы, переживания, которые могут быть утеряны «внутренней памятью», даже бессознательной, родовой памятью индивида [13. С. 132]. Как пишут Г.М. Таниева и В.П. Козырьков, «обладая когнитивной неопределенностью и многозначностью, музыка создает простор для искусства толкования и массового творчества, формирует возможность наполнять музыкальную ткань теми значениями, которые близки той или иной сфере общества и социокультурной идентичности субъекта [10. С. 35]. Коммуникативная функция музыкальной культуры проявляется в том, что она является универсальной системой общения людей на всех уровнях -от межиндивидуального до уровня поколений. Это канал общения, по которому передаются не только мысли, но и чувства. Это общение двух видов: «индивид - произведение искусства» и «индивид-индивид», в процессе которых осуществляется переживание, заражение, воодушевление и т.д., играющих важную роль в эмоционально-чувственном компоненте духовного мира человека. Она реализуется как в процессе восприятия и исполнения музыки, так и в процессе размышления реципиентов о ее содержании. Ценностные доминанты, идеалы, которые воплощают высокохудожественные произведения искусства, «присваиваются» слушателями. В результате происходит процесс сравнения индивида себя с «другим» (героем музыкального произведения), идентификация или, наоборот, обособление от него. Говоря об идентификационной функции искусства, несомненно, следует учитывать тезис В.В. Медушевского о том, что в любом музыкальном произведении слушатель «встречается» с другим субъектом [12]. В связи с реализацией коммуникативной функции музыкальной культуры необходимо сказать о музыкальном слухе и о музыкальном языке. Согласно теории И.И. Земцовского, главным этническим идентификатором, от рождения встроенным в человека, является этнослух, который «развивает и создает нашу личность», делает музыку культурно значимой для нас [11. С. 6]. Этнография слуха является ключом к познанию всех музыкальных языков и наречий человечества. Этнослышание рождает музыкальное мышление и открывает дорогу к восприятию других культур. Это основа всей музыкальной деятельности (Л.В. Шамина). Музыкальный слух - «своего рода этнический компас в полиэтничном мире музыки..., в природу которого всегда (и почти всегда бессознательно) входит и способность к. этнической ориентации, вплоть до этнической опознаваемости и .этнической самоидентификации (личности, семьи, половозрастной или социальной группы)» [Там же. С. 7]. Музыкальный язык является основой познания художественного смысла и содержания любого музыкального произведения, музыкальной деятельности и музыкальной коммуникации. Это «инструмент» становления культурной идентичности человека, который представляет собой специфическое средство материализации, хранения и передачи музыкальной информации. Это сложившаяся в процессе исторического развития совокупность музыкальных средств, основанных на ладо-гармонической и метро-ритмической стороне музыки, обладающих семантикой и коммуникативными возможностями (Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор). Коммуникативная функция в этом ракурсе рассмотрения смыкается с консолидирующей функцией, способствующей сплочению людей путем установления духовной и эмоциональной связи между ними, что связано с универсальностью и доступностью музыкального языка для каждого человека (включая тех, кто не обладает большим музыкальным, в том числе слушательским и исполнительским опытом). В процессе восприятия музыкального произведения или его исполнения в сознании индивида формируется чувство сопричастности к культуре своего этноса, сродненности со своей культурой. Но это происходит только в том случае, если человек способен работать со значениями музыкальных образов. Без усвоения языка родной ему музыкальной культуры идентификация невозможна. Функция отражения действительности проявляет себя в отражении в художественных образах идей, эмоций и предметного мира. Л.А. Закс указывает на отражение в музыке всего сущностно-феноменального богатства очеловеченного мира и самого человека, так как в художественной информации синтезирована вся полнота значимого опыта человечества, которая является основой для художественного отражения-освоения мира и воздействия на людей [7]. Идентифицируясь с этим идеями, эмоциями и предметным миром, у человека возникают индивидуально окрашенные ассоциации, осуществляется эмоциональный резонанс. Это эмоциональное сопереживание, проявляющееся в идентификации эмоционального настроя реципиента со смысловым развертыванием музыкального произведения, является способом этического воздействия на человека и обусловливает его культурную самоидентификацию. При восприятии человеком произведения музыкального искусства образы прошлого опыта, хранящиеся в памяти, актуализируются. Прошлый опыт в музыкальном мышлении используется, с одной стороны, в качестве знаний из области теории музыки, а с другой - в качестве образов ранее пережитых психологических ситуаций. Если воспринимаемое музыкальное произведение не вступает в резонанс с бессознательным опытом, то проявляется феномен «вовлеченности» или «невовлеченности» слушателя в процесс восприятия музыки [13]. Здесь функция отражения действительности соединяется с эмоциональной функцией музыкальной культуры. Она позволяет расширить знания и представления исполнителей и слушателей о культурных особенностях композитора, героя, лирического героя и целой эпохи, что является неотъемлемым элементом их культурной самоидентификации. О восприятии музыки как о постижении человеком другой индивидуальности через сопереживание ею «ценой эмоционального напряжения», которое приводит к «постоянному возрождению... чувственных сил», пишет Г.С. Тарасов [14. С. 132]. Это эмоциональное сопереживание, проявляющееся как идентификация эмоционального настроя реципиента со смысловым развертыванием произведения искусства, является способом этического воздействия на человека и обусловливает его культурную самоидентификацию [15]. Функция отражения действительности связана и с познавательной функцией музыкальной культуры. Используемые в ней типизации и обобщения стимулируют процесс познания человеком окружающего мира и его духовно-нравственных ценностей. В современных исторических условиях, когда в течение долгого периода была прервана «связь времен» и «связь поколений», музыкальная культура является одним из источников получения современным человеком знаний о нравственных традициях человечества. Без этого познания не может осуществляться передача социального опыта, нравственных норм и ценностей от одного поколения другому. Без познания культуры формирование и становление культурной идентичности невозможны. Этическая функция проявляет себя в том, что музыкальную культуру можно назвать школой духовно-нравственного воспитания. В ней содержатся культурные образцы этноса. А культурная идентификация предполагает осознанное принятие человеком культурных норм, образцов поведения, ценностных ориентаций с позиций культурных характеристик, принятых в данном обществе, и самоотождествление себя с ними. То есть музыкальная культура обеспечивает подрастающее поколение базовыми культурными ориентирами, самобытными образами культурной идентичности. Искусство предоставляет личности набор символов, с которыми она может себя ассоциировать (набор потенциальных положительных и отрицательных идентификаций) [6]. Все вышеизложенные функции, которые реализует музыкальная культура, смыкаются в одной - идентификационной функции, которая позволяет реципиентам ощутить свою принадлежность к культуре народа через общие с ним социокультурные ценности, символы, модели поведения и т.д., на основании чего возникает эмоциональная связь, объединяющая людей в единый организм, спаянный с культурой народа. Какие же психологические механизмы могут быть задействованы в формировании у подрастающего поколения культурной идентичности средствами музыкальной культуры? Проблема психологических механизмов формирования и становления социальной, в том числе культурной идентичности личности, имеет богатую исследовательскую традицию как в зарубежной (П. Бергер, П. Бурдье, Т. Лукман и др.), так и в отечественной (В.С. Мухина, В.Ю. Хотинец, В.А. Ядов и др.) психологии и социологии. По мнению российского психолога В.С. Мухиной, взаимодействие социальных и личностных механизмов идентификации (отождествление субъектом себя с другими субъектами или уподобление им) и диалектически связанного с ним механизма обособления (индивидуальное присвоение человеком социального опыта людей, выделение из общего целого) возможно во всех сферах активности человека, в том числе в искусстве [16]. Современными исследователями в области музыкальной психологии (А.В. Торопова, Л.П. Печко и др.) указывается, что вхождение личности в интонационно-символическое поле общественного музыкального сознания подчинено действию механизмов идентификации и обособления, в том числе на уровне личности в этносе и культуре. Именно через них осуществляется процесс общения общечеловеческих и индивидуальных смыслов-переживаний, который ведет к порождению индивидуальных смыслов и эффективной обработке информации, заложенной в произведениях музыкального искусства, и приводит к чувству личности. О реализации этих механизмов в процессе формирования культурной идентичности личности средствами музыкальной культуры мы писали в своих прошлых публикациях [17, 18]. Таким образом, музыкальная культура обладает огромным потенциалом в становлении культурной идентичности личности. В музыкальной культуре в образной и символической форме воплощаются человеческие идеалы и ценности, позволяющие человеку идентифицировать себя с ними и обрести культурную идентичность. Идентификационная функция музыкальной культуры реализуется в связке с другими ее функциями - кумулятивной, коммуникативной, консолидирующей, отражения действительности, эмоциональной, познавательной и этической.

Ключевые слова

музыкальная культура, культурная идентичность, функции музыкальной культуры

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кашина Наталья ИвановнаУральский государственный педагогический университетдоктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образованияkoranata@mail.ru
Тагильцева Наталия ГригорьевнаУральский государственный педагогический университетдоктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образованияmusis52nt@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Новые ценности образования: культурная парадигма / гл. ред. Н. Крылова. М., 2007. С. 4-10.
Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М. : Академический проект, 2007. 479 с.
Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М.С. Каган. Л. : Наука, 1987. С. 6-22.
Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности: дис.. д-ра культурологии. СПб., 2000. 40 с.
Шубин Ю.А. Национально-культурная идентичность как ресурс преодоления кризисных явлений современного общества // Вестник Московского государственного университета культур и искусств. 2008. № 5. С. 10-12.
Эткинд А.М. Искусство как самосознание культуры // Искусство в системе культуры / сост. и отв. ред. М.С. Каган. Л. : Наука, 1987. С. 85-92.
Закс Л.А. О культурологическом подходе к музыке // Музыка - культура - человек: сб. науч. тр. / отв. ред. М.Л. Мугинштейн. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1988. С. 9-44.
Иванов В.В. Этническая идентичность и художественная культура в современном мире // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 2. С. 125-128.
Успенская О.А. Формирование продуктивной идентичности в цикле сеансов музыкального воздействия // Мотивация, активность личности: сб. науч. трудов / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2005. С. 211-221.
Таниева Г.М., Козырьков В.П. Социокультурные предпосылки и противоречия реализации идентификационных возможностей музыки // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 2. С. 31-41.
Земцовский И. Апология слуха // Музыкальная академия. 2002. № 1. С. 1-12.
Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. № 9. С. 39-48.
Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учеб. пособие. М. : Учебно-методический центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2010. 240 с.
Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 130-132.
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2000. 320 с.
Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург : ИнтелФлай, 2007. 1072 с.
Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 70-73.
Кашина Н.И. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 188-191.
 Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/4

Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/4