В статье анализируется работа кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (ВСГИК) со средними общеобразовательными учреждениями Республики Бурятия в области изучения информационной культуры учащихся, обобщается опыт проведения республиканской олимпиады для школьников, рассматриваются особенности формирования заданий для разных этапов, подводятся основные итоги олимпиады, выделяются типичные ошибки, допущенные ее участниками.
Organization of the regional olympiad for high school students in information culture (analysis of the experience of the.pdf Быстрый рост информационных потоков на фоне стремительно разрастающихся информационно-коммуникационных технологий привел к всеобщей доступности информации. Одной из основных характеристик современного человека становится наличие у него развитой информационной культуры, которая включает информационную грамотность, самообразование или самообучение, социальную ответственность гражданина. Обладание ею способствует быстрой его адаптации к условиям информационного общества и реализации в качестве активного участника. Сегодня сформировались различные научные подходы к изучению информационной культуры, авторы которых рассматривают ее с точки зрения культурологического, философского, педагогического, информационного аспекта. Значительный вклад в изучение теории и технологии информационной культуры внесла Н.И. Гендина [1-5]. Разработанные ею учебнопрактические и диагностические материалы успешно применяются в деятельности российских библиотек. А.Ю. Авдеев, М.А. Резниченко понимают информационную культуру как одно из условий развития у подростка креативности [6]. Н.Н. Елистратова выделяет структуру информационной культуры по когнитивным, эмоционально-ценностным, действенно-практическим критериям. Ею определены и виды информационной культуры в зависимости от профессиональной деятельности пользователей [7]. Вопросы формирования информационной культуры военнослужащих рассмотрены О.А. Козловым, А.Н. Ундозеровой [8]. Анализ диссертационных исследований по данной теме показал, что преимущественно проблема формирования информационной культуры рассматривается применительно к молодежи: К.С. Казаков - «Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза», А.С. Кочеулова - «Библиография в процессе формирования информационной культуры школьника», Т.М. Кашурникова - «Формирование информационной культуры учащихся в образовательной деятельности», Е.В. Никотина - «Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования», Е.А. Ма-сяйкина - «Формирование информационной культуры субъектов педагогического образования в деятельности Научной библиотеки вуза», Т.В. Борисова -«Развитие информационной культуры младших школьников в пространстве воспитания» и др. Опыт преподавательской деятельности авторов статьи позволяет заключить, что отсутствие у выпускника среднего общеобразовательного учреждения базовых знаний поиска информации, ее обработки, интерпретации и использования приводят впоследствии к сложностям в вузовском обучении. Доказательством этого являются результаты проводимой на протяжении ряда лет кафедрой библиотечно-информационных ресурсов (БИР) ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (ВСГИК) олимпиады по информационной культуре для школьников [9-11]. Студенты-первокурсники, обладая низкой информационной культурой, теряются при обращении к электронному каталогу, беспомощны в работе со справочными и электронными ресурсами. С 2011 г. кафедрой БИР ВСГИК для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ проводится республиканская олимпиада по информационной культуре, позволяющая определить уровень знаний школьников по нескольких предметам, в том числе по информационной культуре, информатике, литературе. Участниками олимпиады выступили более десяти тысяч трехста школьников из СОШ г. Улан-Удэ и всех районов Республики Бурятии. Очевиден положительный эффект от проведения олимпиады. Профессиональные связи между педагогами ВСГИК и учителями школ позволяют говорить о преемственности школьного и вузовского обучения, дают возможность определить и решить ключевые проблемы, возникающие при подготовке школьников к обучению в вузе. Традиционно олимпиада проводится в несколько этапов с использованием дистанционных образовательных технологий. Для прохождения в следующий тур школьникам предлагается ответить на тестовые задания, участникам второго тура предстоит выполнить творческое задание. Экспертиза представленных работ проводится на основе использования многих критериев, что позволяет максимально полно оценить олимпиадные задания, определить лучшие и суммировать результаты. Сравнение проектов школьников за весь период проведения олимпиады позволяет отметить наличие в них рассуждений, высокий интеллектуальный уровень и творческие способности обучающихся, умение отстаивать собственную точку зрения. Вопреки существующему в профессиональной литературе распространенному мнению о том, что современное поколение подростков мало читает (или практически не читает), олимпиадные задания утверждают обратное. Однако, несмотря на это, информационная культура школьника остается на низком уровне. Так, в 2018 г. одним из критериев оценки работ выступил показатель уникальности текста (не менее 50% в системе «Антиплагиат»), большинство школьников с этим пунктом успешно справились. Пожалуй, наибольший эмоциональный отклик у учащихся вызывают задания, связанные с краеведческой тематикой. Данные проекты привлекают внимание любовью к малой Родине, чутким отношением к старшему поколению семьи. Каждый участник сквозь призму истории республики раскрывает историю своей семьи. Информативны и аргументированы были олимпиадные задания, посвященные роли информации и библиотеки в жизни современного человека. Размышляя над вопросом конкуренции библиотеки и поисковой системы, перспективами развития библиотеки, школьники приходят к выводу: «Библиотека всегда остается сердцем, мозгом и душой!!!». Начиная с 2016 г. олимпиады стали проводиться совместно с ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», что позволило привлечь к участию еще большее число участников из школ Бурятии. Остановимся детальнее на характеристике одной из последних олимпиад, которая впервые была включена в число республиканских олимпиад по предметам этнокультурного компонента и состояла из 3 этапов: школьного, муниципального и республиканского. В школьном этапе приняли участие 9 863 учащихся 5-11-х классов из 297 школ, в муниципальном этапе -236 школьников из 9-11-х классов. Муниципальный этап был проведен в дистанционном режиме с использованием интернет-тренажера в сфере образования (http://training.i-exam.ru) в форме тестирования. Длительность теста - 180 минут. Составителями заданий выступили преподаватели кафедры Библиотечно-информационных ресурсов ВСГИК и руководитель Библиотечно-ресурсного центра ГАУ ДПО РБ «БРИОП». Для организаторов и участников была разработана инструкция по работе в интернет-тренажере. Каждый участник был предварительно зарегистрирован в системе, получил личный логин и пароль. Участникам олимпиады предлагалось ответить на 50 вопросов трех типов: с выбором одного правильного ответа из предложенных, с выбором нескольких правильных ответов из предложенных, вопросы на установление правильной последовательности в предложенной совокупности ответов. Все вопросы были поделены на 4 раздела, каждый из которых включал несколько тем. При формулировке разделов и тем за основу были взяты учебнометодические комплексы, разработанные Н.И. Гендиной и Е.В. Косолаповой «Основы информационной культуры школьника» [5]. Анализ ответов на тест показал, что 87 из 236 человек дали правильные ответы на более чем 60% заданий. Из них 28 человек показали результаты от 80 до 100% и были определены в качестве участников республиканского этапа. Поскольку результаты школьного этапа, проведенного в виде тестирования, были сравнительно низкие, налицо проделанная работа учителей и школьников по подготовке к муниципальному этапу. Однако необходимо было учитывать долю вероятности того, что в ходе выполнения теста школьникам оказывалась помощь, а некоторые из них пользовались интернет-ресурсами для поиска ответов на вопросы. По этой причине задания заключительного республиканского этапа были кардинальным образом изменены и ориентированы не на проверку теоретических знаний школьников, а на наличие у них навыков поиска, анализа информации. Вопросы олимпиады носили поисковый характер и позволяли проверить уровень готовности школьников к работе с разнообразными интернет-ресурсами, включая сайты библиотек Республики Бурятия и электронные библиотеки, навыки использования электронных каталогов и справочных изданий, умение анализировать и перерабатывать информацию. Для участия в республиканском заключительном этапе были отобраны 28 победителей муниципального уровня - учащихся 9-11-х классов, 22 из которых приняли участие в итоговом мероприятии. География участников олимпиады обширна, охватывает г. Улан-Удэ и все районы Республики Бурятия. В качестве членов жюри олимпиады выступили: Е.А. Кучмурукова, декан Гуманитарно-информационного факультета ВСГИК (председатель жюри), О.М. Трунёва, руководитель Библиотечно-ресурсного центра ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», председатель регионального представительства Российской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) в Бурятии, Д.Л. Доржиев, и.о. заведующего кафедрой управления образованием, государственной и муниципальной службы ГАУ ДПО «Бурятский республиканский институт образовательной политики», Г.А. Шаньгинова, заведующая кафедрой Библиотечно-информационных ресурсов ВСГИК, И.А. Фокичева, старший куратор гуманитарно-информационного факультета ВСГИК. Куратор площадки - Т.Л. Шергина, специалист отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки РБ. Участники республиканского этапа представляли следующие районы Республики Бурятия: Кабанский (4 человека), Кяхтинский (3 человека), Би-чурский (3 человека), Закаменский (2 человека), Баргузинский (1 человек), Еравнинский (1 человек), Окинский (1 человек), Северо-Байкальский (1 человек), Селенгинский (1 человек), Тункинский (1 человек) и г. Улан-Удэ (4 человека). При этом 8 участников - учащиеся 11-го класса (36%), 10 - 10-го класса (46%), 4 - 9-го класса (18%). Данные свидетельствуют о том, что наиболее подготовленной для участия в олимпиаде группой являются учащиеся 10-х и 11-х классов. Анализ качественного состава руководителей участников олимпиады показал, что из 20 человек 12 являются учителями информатики (60%), 5 человек - библиотекари (25%), 2 человека - учителя-предметники, по совместительству библиотекари, 1 - учитель русского языка и литературы, 1 - учитель истории. Таким образом, в большинстве СОШ подготовка участников была возложена на учителей информатики, несмотря на то, что информационная культура личности является межпредметной дисциплиной и предполагает предварительную подготовку по ряду предметов. Республиканский этап включал 28 поисковых заданий, на выполнение которых отводилось 3 часа. Максимально возможное количество баллов за ответы - 52. Предложенные вопросы были поделены на несколько групп в зависимости от сложности: 1) простые вопросы: - поиск внутри разделов заданного сайта, одноуровневый поиск; - вопросы на установление соответствия; - вопросы на исключение лишнего элемента; 2) сложные вопросы: - многоуровневый поиск информации; - составление аннотаций и ключевых слов; - составление списка литературы; - составление плана реферата. При выполнении заданий старшеклассники должны были учитывать то, что многие вопросы состояли из нескольких подвопросов, на которые необходимо было ответить. Помимо этого, им предлагалось подробно описать алгоритм ответа. Для более точной оценки вопросов разных типов были разработаны 6 шкал оценки, учитывающих правильность ответов на предложенные вопросы, и подробно расписанный алгоритм их выполнения. Задания № 1-7 были ориентированы на использование сайта Центральной городской библиотеки г. Улан-Удэ. Предполагалось, что участники олимпиады, выполнив первое задание, ответы на последующие вопросы определят, используя данный интернет-ресурс. Однако наблюдение за школьниками в ходе их работы и анализ представленных ими алгоритмов показали, что многие из них, не вчитываясь в текст задания, формально копировали вопрос и подставляли его в поисковую строку одной из поисковых систем. В результате этого было дано много неверных ответов. Кроме того, такой подход приводил к необходимости затрачивать дополнительное время на изучение многочисленных результатов поиска систем и выбора с точки зрения школьника правильного ответа. Это стало причиной того, что практически все участники не успели выполнить предложенные им 28 заданий. Подобные проблемы возникали при выполнении заданий № 16-21 на основе анализа сайта Национальной библиотеки Республики Бурятия. В частности, при ответе на вопрос «В каком разделе сайта Национальной библиотеки Республики Бурятия размещен электронный каталог библиотеки? Какое название он носит?» отдельные школьники не понимали, что в первую очередь им надо установить адрес сайта Национальной библиотеки. Вместо этого формулировка вопроса копировалась полностью и ответы, зачастую неверные, были получены через сторонние ресурсы. Затруднения у большинства участников вызвали задания, связанные с необходимостью использовать различные базы данных электронного каталога Национальной библиотеки, осуществлять поиск в найденном. Ряд вопросов касался коллекции оцифрованных документов по истории и культурному наследию Республики Бурятия «Бурятика». К сожалению, можно констатировать, что данный ресурс недостаточно используется школьниками республики, многие из них не знают библиотеку, занимающуюся ее формированием, не владеют информацией о тематических коллекциях, представленных в ней. Выполнение нескольких заданий предполагалось на основе использования справочных изданий, доступных в режиме онлайн. Среди них электронная версия «Большой российской энциклопедии», «Литературная энциклопедия», «Краткая литературная энциклопедия», «Словарь литературных терминов», размещенные в Фундаментальной электронной библиотеке (ФЭБ) «Русская литература и фольклор». Школьники, которые воспользовались данными ресурсами, смогли полностью или частично ответить на поставленные вопросы. Однако при работе в ФЭБ не всегда были выявлены нужные справочные издания, поэтому на данные вопросы были допущены ошибки. В качестве источника для выполнения заданий некоторые школьники, проигнорировав текст задания, выбирали Википедию, что привело к разночтению ответов. Наибольшую сложность для участников олимпиады вызвали 3 задания: 1) составление списка литературы и его оформление; 2) составление аннотации и ключевых слов к заданной статье; 3) составление плана реферата на заданную тему. С первым заданием не справился ни один старшеклассник. Анализ имеющихся ответов показал, что школьники не понимают, что такое список источников, не знают технологию выявления литературы, не понимают, что ее необходимо подобрать самостоятельно, а не скопировать из готового источника. Более того, ни один из участников не имеет представления о том, что собой представляет библиографическое описание документа. В случае когда приводился список источников (1 участник или 4,5%), не указывались авторы публикации и годы издания статей, литература располагалась не по алфавиту. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что учителя, использующие в виде контроля по предмету реферат, не обращают внимание обучающихся на этот аспект. Цель следующего задания, с которым справились полностью или частично всего 5 школьников (23%), - продемонстрировать навыки аналитикосинтетической переработки информации. Старшеклассники должны были составить аннотацию и подобрать ключевые слова к определенной статье. Полученные результаты, а также личное общение с отдельными участниками по итогам олимпиады показали, что школьники не понимают, что такое аннотация, не имеют опыта ее составления. Такая же ситуация обстоит с ключевыми словами. В принципе, каждый обучающийся постоянно сталкивается с ними при формировании запроса в поисковых системах Интернет. Однако термин «ключевое слово» для них оказался непонятным. По этой причине большинство участников предпочли пропустить задание. Обратимся к ФГОС среднего общего образования (№ 413 от 17 мая 2012 г.), где в пункте «9.1.1. Предметные результаты изучения предметной области „Филология“ включают предметные результаты изучения учебных предметов: „Русский язык и литература“. „Родной (нерусский) язык и литера-тура“ (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы (родного (нерусского) языка и литературы) должны отражать» указано несколько требований, среди которых перечислены умения и навыки старшеклассников, перечисленных выше: «.3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.». Следовательно, учащиеся старших классов должны демонстрировать владение умениями составления текстов на основе авторского, и в дальнейшем быть готовыми к переходу от основной образовательной программы среднего общего к профессиональному образованию. Составление плана реферата на заданную тему также оказалось затруднительным для 95% школьников. Готовый ответ представил только 1 человек. С одной стороны, можно решить, что это связано с недостатком отведенного на олимпиаду времени. Однако, учитывая то, что на последующие задания было получено довольно много ответов, можно сделать вывод о том, что школьники посчитали задание сложным и пропустили его. Таким образом, отсутствие навыков и умений работать с текстом, составлять аннотации, эссе, рефераты приведет в дальнейшем к сложностям при обучении в вузе, поскольку самостоятельная работа студента в обязательном порядке требует наличия перечисленных требований. Низка осведомленность выпускников общеобразовательных школ о наличии официального портала «Российская электронная школа», правильные ответы на вопрос дал незначительный процент участников. Предполагаем, что учителя-предметники в процессе преподавания делают акцент на сайте другого образовательного портала «Учи.ру», и полученные нами результаты подтверждают это. По итогам выполнения заданий олимпиады были определены победитель и призеры. Места были распределены согласно приказу Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.12.2019 № 1812 «Об утверждении Порядка проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников». Победителем республиканского этапа олимпиады стала Елшина Алина Александровна (ученица 11-го класса ГБОУ «Лицей-интернат № 61» г. Улан-Удэ), третье место разделили Мосорова Дари Владимировна (ученица 11-го класса МАОУ СОШ № 35 г. Улан-Удэ) и Сизых Никита Максимович (ученик 10-го класса МБОУ «Киретская средняя общеобразовательная школа» Бичурского района). Таким образом, в тройку лидеров вошли учащиеся 10-х и 11-го классов. Победитель набрал 34 балла из 52 возможных (65%), призеры - 24,5 (47%). Результаты олимпиады позволили выявить следующие проблемы в подготовке участников к республиканскому этапу: 1) отсутствие планомерной работы в подготовке участников олимпиады. Некоторые школьники узнали о своем участии лишь за несколько дней до начала мероприятия; 2) отсутствие межпредметных связей при подготовке участников олимпиады и как следствие невысокие баллы, полученные школьниками по ее итогам. Работа со старшеклассниками в большинстве случаев была возложена на учителей информатики или учителей-предметников, которые формируют лишь некоторые компетенции, необходимые для выполнения предложенных заданий. Работающие в данном направлении школьные библиотекари (педагоги-библиотекари) привлекались довольно редко. Координация между учителями и библиотекарями отсутствует; 3) программа по информационной культуре в школах не реализуется или реализуется частично. Проведению библиотечных уроков уделяется недостаточное внимание; 4) уровень знаний учащихся 9-х классов, отличается от 10-х и 11-х, поэтому на республиканском уровне целесообразнее разделять эти две категории школьников. Наблюдение за школьниками в ходе выполнения заданий дало возможность определить типичные ошибки, которые допускались большинством участников. Среди них можно отметить следующие: 1) основным источником информации для большинства участников олимпиады при выполнении заданий выступала поисковая система. Подобная ситуация наблюдается даже в том случае, когда участник находится на нужном сайте и от него требуется только проанализировать наполнение его разделов; 2) технология ответа на задания у многих школьников заключается в прямом копировании текста вопроса и его подстановки в поле «Найти» поисковой системы; 3) школьники демонстрируют невнимательность при изучении заданий, вследствие чего на многие подвопросы не были получены ответы. Анализ ответов на вопросы позволяет констатировать, что большинство школьников - участников олимпиады: 1) не имеют навыка формулирования запроса, определения ключевых слов при работе в поисковых системах Интернет; 2) не умеют анализировать результаты работы поисковых систем и выбирать правильный достоверный источник из найденных; 3) недостаточно умеют анализировать содержание определенного сайта, осуществлять разыскание информации в его разделах; 4) не владеют технологией работы в электронных каталогах, не знают их поисковые возможности; 5) имеют недостаточный уровень использования справочной литературы, используют в качестве основного источника Википедию, заменяя ею интер-нет-версии классических справочных изданий; 6) демонстрируют отсутствие сформированных навыков аналитическо-синтетической переработки информации, не имеют практики составления аннотаций, планов реферата по заданной теме; 7) испытывают трудности при составлении списков литературы на заданные темы, не понимают, какие источники выбирать для этого, как их формировать и оформлять. Анализируя итоги олимпиады и уровень готовности участников к работе с интернет-ресурсами, можно сделать следующие рекомендации. Для более качественной подготовки школьников в общеобразовательных учреждениях необходимо разработать совместную программу по информационной культуре школьников, в состав рабочей комиссии необходимо включить школьных библиотекарей (педагогов-библиотекарей) и учителей информатики, русского языка и литературы и др., а также включить предмет «Информационная культура» в учебные планы средних общеобразовательных учреждений. В ходе данной работы можно обратиться к использованию учебнометодического комплекса Н.И. Гендиной, Е.В. Косолаповой «Основы информационной культуры школьника» [3-5] для разных возрастных категорий. Реализация программы, охватывающей различные аспекты информационной культуры, позволит добиться соблюдения требований к результатам освоения учащимися основной образовательной программы школы. Таким образом, опыт проведения республиканских олимпиад по информационной культуре старшеклассников, результаты анализа ответов старшеклассников диктуют необходимость внедрения предмета «Информационная культура» в рамках национально-регионального компонента в учебный процесс школы.
Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника. Урок 5-6 // Школьная библиотека. 2014. № 3-4. С. 76-83.
Гендина Н.И., Косолапова Е.В. «Основы информационной культуры личности»: обогащение учебного курса новыми идеями // Школьная библиотека. 2016. № 11. С. 42-52.
Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учеб.-метод. комплекс для учащихся 1-2-х классов общеобразовательных организаций. М. : РШБА, 2014. 208 с. (Сер.1, вып. 5).
Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учеб.-метод. комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных организаций. М. : РШБА, 2014. 344 с. + CD-ROM (Серия 1: Профессиональная библиотека школьного библиотекаря).
Гендина Н.И., Косолапова Е.В. Основы информационной культуры школьника: учеб.-метод. комплекс для учащихся 5-7-х классов общеобразовательных организаций. М. : РШБА, 2017. 432 с.
Авдеев А.Ю., Резниченко М.А. Информационная культура как условие развития креативности подростка // Научные ведомости: Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 12 (131), вып. 14. С. 190-196.
Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 02.03.2020).
Козлов О.А., УнДозерова А.Н. Информационная культура личности в контексте развития современного информационного общества // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 46-52.
Шаньгинова Г.А. Профориентационная работа в вузе культуры (на примере кафедры БИР ФГБОУ ВО ВСГИК) // Вестник ВСГИК. 2017. № 2 (2). С. 155-158.
Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А. Три этапа испытаний прошли будущие студенты // Бурятия. 2012. 12 мая. № 54 (4613).
Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А. Информационная культура старшеклассников // Библиотечное дело-2013: библиотечно-информационная деятельность в современной системе информации, документных коммуникаций и культуры: материалы XVIII Междунар. науч. конф. Ч. 1. М., 2013. С. 233-235.