Теоретическое исследование контекста средового дизайна | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/9

Теоретическое исследование контекста средового дизайна

Статья посвящена изучению «практического контекста» средового дизайна. Исследуется место средового дизайна как академической дисциплины в системе бакалавриата различных стран мира, в том числе России и Китая. Через призму понятия «контекст» указываются определенные социально-экономические и культурные реалии общества, влияющие на развитие дизайна среды. Рассматривая вопрос о том, из каких компонентов складывается «практический контекст» дизайна среды, автор отмечает возможность использования языковедческих понятий «лингвистический контекст», «социально-коммуникативный контекст» и «когнитивный контекст» в средовом дизайне. Результаты исследования контекстов средового дизайна схематически обобщаются в статье для удобства их применения в практической деятельности.

Theoretical study of the environmental design context.pdf 1. Средовой дизайн как «художественная» дисциплина в России и Китае В данной статье средовой дизайн рассматривается как «художественная» сфера деятельности. После анализа соответствующей литературы по исследуемой дисциплине, мы сделали предположение, что лишь в Китае и России специальность «дизайн среды» относится к области образования «искусства и культуры». Далее представлена схема (рис. 1), основанная на материалах Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) [1] и аналогичного ОКСО Каталога специальностей бакалавриата в вузах КНР [2]. Кроме специальности «средовой дизайн», в схеме указаны направления подготовки, изучающие среду как культурное пространство в рамках областей образования «сельского хозяйства» и «инженерного дела». Данные распределены по трем уровням: области образования; укрупненные группы; профессии, специальности, направления подготовки. В России специальность «средовой дизайн» (код 54.03.01) впервые была создана в 1990 г. в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (СПГХПА имени А.Л. Штиглица) [3]. В целом по России, согласно результатам наших статистических подсчетов, произведенных по материалам сайта «Поступи онлайн» [4], специальность «средовой дизайн» (код 54.03.01) включена в образовательные программы 60 высших учебных заведений, расположенных в 38 городах (рис. 2). Рис. 1. Классификация специальности «средовой дизайн» в России и Китае (схема автора) Fig. 1. Classification of the major “Environmental design” in Russia and China (author's scheme) 92 варианта обучения в 60 ВУЗах России: бакалавриат н| по профилю "Дизайн среды", код специальности 54.03.01 m Рис. 2. Специальность «средовой дизайн» в СПГХПА им. А.Л. Штиглица; профиль «Дизайн среды» (54.03.01) в российских вузах [4] Fig. 2. Major “Environmental design” in the Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design; educational profile “Environmental design” (54.03.01) in Russian Universities [4] В Великобритании, США, Канаде и Японии - странах, занявших верхние позиции Рейтинга лучших государств по уровню образования в 2019 г., по версии американского источника U.S. News & World Report [5], специальности, изучающие среду как культурное пространство, имеют непосредственное отношение к архитектуре и инженерному делу. Например, в британском Ноттингемском университете существует направление подготовки «Архитектура и средовая инженерия» (бакалавр инженерного дела) [6], в США и Канаде специальность «средовой дизайн» (код специальности: 04.04) включена в область образования «Архитектура и сопутствующие услуги» (код: 04) [7], в японском Университете Хоккайдо среда исследуется в рамках специальности «проектирование социальной среды» [8]. «Средовой дизайн» в России и Китае предполагает освоение архитектурного проектирования, но как «художественная» дисциплина обладает соответствующей спецификой в отношении принципов отбора абитуриентов, построения образовательной программы и присуждения квалификации выпускникам. Так, при подготовке студентов основное внимание уделяется формированию у них образного мышления и «художественного» взгляда на предмет проектирования [9]. По словам В.А. Кирпичёва, стоявшего у истоков возникновения кафедры средового дизайна в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, «„дизайн среды“ и „дизайн архитектурной среды“ - это две разные специальности. Архитектура по своей цели стремится к вечному, словно памятник, стоящий на земле. Дизайн всегда современен, иначе его нельзя назвать дизайном. Научное наполнение дизайна среды - это „образ“» [9]. Таким образом, поскольку дизайн среды «современен», поэтому содержание, которое он исследует, будет меняться в соответствии с изменениями, происходящими в конкретное время, в установленном месте, с определенными людьми. Наряду с этим, средовой дизайн как отдельная академическая сфера деятельности имеет свои цели, содержание и метод, которые основаны на принципах искусства. В частности, цель средового дизайна состоит в координации отношений между окружающей средой и человеком, содержание подразумевает под собой исследование «образа», а метод заключается в интеграции дисциплин [10]. 2. Понятие контекста и средовой дизайн Прежде всего отметим, что все представленные далее теоретические изыскания были основаны на практической деятельности, в частности, на анализе проектов дизайна среды под названиями «Листья и птицы» [11], «Шестнадцать созерцаний» [12], «Вспоминая новое» [13], «Лабораторная посуда» [14], «Танец листьев» [15], которые описаны в соответствующих научных изданиях. Особое внимание в описаниях уделяется изучению контекста творческих работ. Рассматривая понятие «контекст», можно исследовать практические возможности реализации средового дизайна в рамках современных особенностей развития общества. Контекст - это обстоятельства, в которых происходит диалог. Нидерландский исследователь речи и языка Тён Адрианус ван Дейк полагает, что «исследовать контекст невозможно в отрыве от общества и восприятия» [16. С. 39]. Сегодня в науке о языке принято выделять два уровня контекста - лингвистический и экстралингвистический. Например, австралийский языковед Майкл Халлидей считал, что лингвистический уровень отражает целостность внутренней структуры семантики высказывания. Экстралингвистический уровень распадается на ситуативный и культурный виды контекста [17. С. 13]. Вслед за М. Халлидеем, этот метод классификации был использован и в российской лингвистической школе, например в размышлениях И.Г. Торсуевой [18]. Подобным образом понятие «контекст» было характеризовано и в Китае: так, лингвист Хэ Цзыжань выделил лингвистический, социальнокоммуникативный и когнитивный виды контекста. Лингвистический контекст относится к тексту или речи и включает в себя такие подвиды, как лексический (контекст сочетаний), речевой (условия употребления языкового элемента в речи) и грамматический (передает различия языковой информации в зависимости от грамматических структур). Социально-коммуникативный контекст - это среда вне языка. Социально-коммуникативный контекст делится на культурный (база культурных знаний, приобретаемых в процессе общения) и ситуативный (факторы действительности, существующие в момент речи; ситуативный контекст включает в себя участие обеих сторон «диалога», обстоятельства происходящего, время, место, степень формальности «диалога», каналы информации и основные темы). Когнитивный контекст представляет собой особенности осознания и восприятия передаваемой информации [17. С. 14-15]. Было сделано предположение, что можно воспользоваться понятийным аппаратом лингвистики для объяснения и систематизации процессов, происходящих в средовом дизайне. Средовой дизайн построен на основе искусства, а искусство - это часть культуры. Возможность использования лингвистической терминологии представляется логичной и обоснованной, поскольку «образ» как содержание исследования средового дизайна отражает контекст развития среды, процессы, происходящие в культуре социума. Так, для исследования средового дизайна была использована классификация контекста, предложенная Хэ Цзыжанем: Лингвистический контекст средового дизайна: внутренние факторы средового дизайна (а именно - цели, содержание, метод). Лексический контекст: цели процесса координации отношений. Речевой контекст: содержание образа. Грамматический контекст: метод интеграции дисциплин. Социально-коммуникативный контекст средового дизайна: внешние факторы и связи, имеющие отношение к различным внутренним составляющим факторам средового дизайна. «Социально-коммуникативный контекст» распадается на два подвида: «культурный контекст» отражается в понятиях «специфики культурных потребностей» и «эстетических тенденций в дизайне». «Ситуативный контекст» - некоторые характеристики явлений, возникших в определенную эпоху («функциональность явлений эпохи»). Когнитивный контекст средового дизайна - это осознание дизайнером процессов, происходящих в среде. В дизайне среды когнитивный контекст может быть выражен посредством различных схем, таблиц и других когнитивных паттернов, связанных между собой и объясняющих творческие проекты средового дизайна. Проанализировав понятие «контекст», мы, с точки зрения практического восприятия, сделали вывод о связях внешнего и внутреннего факторов средового дизайна. В результате мы в схематичном виде (рис. 3) логически структурировали эти связи и тем самым дополнили «практический контекст» средового дизайна. 3. «Функциональность явлений эпохи» как проявление ситуативного контекста средового дизайна Культура распространяется посредством различных «каналов»: звук, живопись, книги, радио, телевидение, интернет. Современные технологии ин-тернет-сети включают в себя все вышеперечисленные методы культурной коммуникации, являются специфическими для нашего времени, и представляют собой один из важнейших факторов «ситуативного контекста» средового дизайна. Поэтому для специалистов изучаемой нами сферы является необходимым осуществлять анализ, упорядочение и интерпретацию отношений между дизайном среды и развитием сетевых технологий. Феномен интернета как новая среда обитания, созданная человеком, постепенно изменяет жизнь. Оправдано использование интернет-оборудования в процессе художественной деятельности при создании творческих образов, благодаря чему оказывается возможным показать «современность» средового дизайна. Изначально интернет использовался лишь в качестве информационного канала [19], впервые - в конце 1960-х гг. для связи американских военных через сеть DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США). В результате развития науки по всему миру такие технологии, как интернет, медиа-приложения и цифровизация, позволили преодолеть географические барьеры. Это напрямую относится и к теме статьи: например, компьютерные, мобильные и другие операционные платформы помогают обмениваться информацией об искусстве, дизайне, культуре. Также интернет сегодня стал основной информационной технологией, способствующей развитию отраслей мировой индустрии. В период с 2010 по 2016 г. индекс ВВП в интернет-экономике стран Большой двадцатки почти удвоился, в результате чего количество рабочих мест увеличилось в общей сложности на 32 млн [19]. Интернет постепенно изменяет устоявшуюся модель трудовых отношений - традиционную структуру взаимосвязей между правительством, предприятием и работником [20]. Например, новая система трудовых отношений, возникшая в Китае в начале XXI в. под влиянием интернет-технологий, не ориентирована ни на государство, ни на труд, данные отношения скорее развиваются на основе информации, полученной из различных каналов, и информационной связи между работодателем и работником [20]. Резюмируем все вышесказанное: интернет-коммуникация способна имитировать реальное межличностное общение, создавать специфическое чувство взаимодействия на огромных расстояниях; интернет стал своего рода производственным фактором, проник во все уровни структуры промышленности и трудовых отношений; интернет сам по себе является своеобразной «формой выражения» современной эпохи. Сформулировать функциональные свойства интернета можно следующим образом: • Общедоступность - разные люди имеют доступ к интернету. • Интерактивность - при работе с онлайн-программами происходит взаимодействие человека с интернет-пространством, причем это взаимодействие часто ощущается как реальное. • Универсальность - интернет может использоваться для множества различных задач. • Открытость - в интернете пользователь может свободно / открыто ознакомиться с каким-либо материалом [21]. 4. «Специфика культурных потребностей» как отражение культурного контекста средового дизайна Отобразить эпоху - это «идеал культуры», а искусство - одна из основных форм проявления культуры. Культурное развитие является основополагающим для определения и ведения эстетической деятельности [22]. Как известно, культура делится на материальную и духовную. Для средового дизайна важным представляется не просто создание материального объекта, но и отражение духовной культуры общества. Средовой дизайн относится к категории искусства, и его содержание заключается в исследовании «образа». Понятия «средовой дизайн» и «культура» неразрывно связаны между собой. В то же время в Полном собрании сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса упоминается: «Труд может быть только общественным или, если говорить иначе, только в обществе, и с помощью общественного контроля можно стать источником богатства и культуры. Если трудиться изолированно от общества (предположим, что у человека есть при этом материальное благосостояние), пусть даже он сможет сделать что-то потребительски ценное, но он будет не в состоянии построить на этом благосостояния и, кроме того, не сможет сотворить культуру» [23. С. 430]. Специальность «дизайн среды» относится к категории изобразительных искусств, к разделу «прикладных искусств». Одним из важнейших факторов влияния на развитие дизайна является экономика. Сила культурных потребностей как часть общественного потребления определяет ценность исследования практического контекста средового дизайна. Согласно Статистическому отчету по культурному потреблению в КНР за первое полугодие 2019 года, опубликованному Китайской академией туризма, культурные потребности значительно возросли в Китае за последнее время. В 2018 г. добавленная стоимость в индустрии культуры составила 3,87 трлн юаней, что соответствует 4,3% от ВВП [24]. Отметим также, что численность работников сферы культуры и искусства в РФ, в том числе в федеральных и региональных учреждениях культуры, выросла (по сравнению с аналогичными показателями в РСФСР) с 668,3 тыс. человек в 1990 г. до 778,4 тыс. человек в 2014 г. [25]. Рост культурных потребностей обусловливает развитие дизайна в целом и средового дизайна в частности, поскольку человеку необходимо видеть рядом с собой окружение, наделенное культурными и эстетическими ценностями. Изменения в современности, происходящие под влиянием расширения интернет-пространства, приводят к тому, что культурный контекст сегодня представляет собой совершенно новую структуру. В том числе культурные потребности нынешней эпохи имеют некоторые особенности, а именно -сложность, многообразие, практический характер, территориальность [26. С. 22]. 5. Методы исследования практического контекста средового дизайна По словам австрийского историка искусства Макса Дворжака, указывающий новые пути художник никогда не стоит вне духовной общности своего времени. Представитель социологической школы Арнольд Фаузер отмечал: искусство представляет собой основу эстетических норм только тогда, когда находится в связи со всей совокупностью реальной жизни. Поэтому необходимо, чтобы практический контекст средового дизайна следовал изменениям в окружающей среде, отражал свойства, которые были привнесены интернет-технологиями (мы обобщенно назвали их функциональностью явлений эпохи), а также соответствовал особенностям спроса общества на культуру и искусство (специфика культурных потребностей). Логика изучения практического контекста, заключающаяся в анализе лингвистического контекста (целей, содержания и методов) как внутреннего фактора развития средового дизайна и социально-коммуникативного контекста как внешнего ориентира (функциональности явлений эпохи и специфики культурных потребностей), в схематичном виде представлена ниже (см. рис. 3). Практический контекст “Средового дизайна”: “лингвистический” и “социально-коммуникативный” контексты WT ЖМФЙ ТО» А» WtxBWr У Цели процесса 'вййй&ЖйГ ЙЯйё "Отношения" 6, [ Люди / окружающая среда (вещи) / Функция (Ценности) ) А/ад (Й)/М (M) J Ситуативный контекст - некоторые особенности явлений, возникших в Лингвистический контекст - факторы, образующие средовой дизайн, определенную эпоху. 1-ий1й±яикав- пл-ст№¥.я1аа

Ключевые слова

средовой дизайн, практический контекст, лингвистический контекст, социально-коммуникативный контекст, когнитивный контекст

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чан СяогэнПекинский институт нефтехимических технологий; Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглицапреподаватель Колледжа гуманитарных и социальных наук; аспирант кафедры искусствоведенияchangxiaogeng@bipt.edu.cn
Всего: 1

Ссылки

ОКСО 8.54.02.01 - Дизайн (по отраслям). URL: https://classifikators.ru/okso/8.54.02.01 (дата обращения: 14.10. 2019).
普通高等学校本科专业目录和专业介绍 [Каталог и содержание образовательных программ бакалавриата в высших учебных заведениях]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/xwsytjxx/xk/xkzyml/276559.shtml (дата обращения: 09.09.2019).
Чан Сяогэн. Средовой дизайн в России и Китае: специфика и история развития дисциплины // Манускрипт. 2019. Вып. 12, № 12. С. 287-293.
Профиль «Дизайн среды»: варианты бакалавриата. URL: https://postupi.online/programma/355/varianti/ (дата обращения: 03. 04. 2020).
2019年全球教育最佳国家排行榜 [Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году]. URL: http://edu.sina.com.cn/zl/2019-02-27/doc-ihrfqzka9569012.shtml?cre=zl&r=user&pos=1_3 (дата обращения: 23.12.2019).
University of Nottingham, Architecture and Environmental Engineering BEng Hons. URL: https://www.nottingham.ac.uk/ugstudy/course/2019/Architectural-Environment-Engineering-BEng (дата обращения: 28.11.2019).
Classification of Instructional Programs (CIP 2000). Environmental Design. URL: https://nces.ed.gov/ipeds/cipcode/cipdetail.aspx?y=55&cipid=87965 (дата обращения: 14.10.2019).
Hokkaido University, School of Engineering, Socio-Environmental Engineering. URL: https://www.eng.hokudai.ac.jp/course/?c=4040 (дата обращения: 14.10.2019).
Чан Сяогэн. Средовой дизайн и смежные дисциплины // Человек и культура. 2019. № 6. С. 35-46.
Чан Сяогэн. Теоретические границы средового дизайна // Философия и культура. 2019. № 11. С. 1-12.
Чан Сяогэн. Изготовление посуды из бетона с использованием традиционного китайского лака // Дизайн. Материалы. Технология. 2019. № 1. С. 18-23.
Чан Сяогэн. Дизайнерский проект интекрактивной стены «Шестнадцать созерцаний» // Философия и культура. 2019. № 5. С. 53-63.
Чан Сяогэн. Экологические идеи в средовом дизайне: проект «Вспоминая новое» // Культура и искусство. 2019. № 7. С. 64-71.
Чан Сяогэн. Средовой дизайн и экологически чистое городское развитие: проект скульптуры «Лабораторная посуда» // Дизайн. Материалы. Технология. 2019. № 3. С. 45-49.
Чан Сяогэн. Проект «Танец листьев» пример организации выставочного пространства в рамках дизайна окружающей среды // Человек и культура. 2019. № 5. С. 131-145.
魏在江. 认知语言中的语境 定义与功能 // 上海外国语大学学报. 外国语. 第39卷. 第4期. 2016年. 39-46页 [Вэй Цзайцзян. Контекст в когнитивном языке: определение и функции // Вестник Шанхайского университета иностранных языков. Иностранные языки. 2016. Т. 39, вып. 4. С. 39-46].
曹岩娜. 语境理论指导下高中英语词汇教学的行动研究: 教育硕士论文. 首都师范大学. 2014. 共61页 [Цао Яньна. Экспериментальное исследование по обучению лексике английского языка в старших классах средней школы на основе теории контекста: дис. Пекин : Педагогический университет, 2014. 61 с.].
Торсуева И.Г. Контекст / Лингвистический энциклопедический словарь. М. : СЭ, 1990. С. 238-239. URL: http://tapemark.narod.ru/les/238b.html (дата обращения: 10.09.2019).
蔚力.互联网[Вэй Ли. Интернет]. URL: http://www.china.com.cn/guoqing/2015-07/30/content_36187515.htm (дата обращения: 22.12.2019).
岳经纶、庄文嘉. 全球化时代下劳资关系网络化与中国劳工团结 // 中山大学学报 (社会科学版). 2010年. 01期 从161-169页 [Юэцзин Лунь, Чжуан Вэньцзя. Интернетизация трудовых отношений и трудового сотрудничества в Китае в эпоху глобализации // Вестник Университета им. Сунь Ятсена (Социальные науки). 2010. № 1. С. 161-169].
陈文玲. 互联网引发全面深刻产业变革 // 中国共产党新闻网-中国共产党新闻 (理论). 2017年, 03月09日 (Чэнь Вэньлин. Интернет порождает всесторонние коренные перемены в промышленности // Новости Коммунистической партии Китая (Теория). 2017. 9 марта). URL: http://theory.people.com.cn/n1/2017/0309/c40531-29133098.html (дата обращения: 12.12.2019).
王天民、张倩. 习近平新时代中国特色社会主义思想的审美思维 // 华北大学学报 (社会科学版) 2019年. 第20卷. 第5期. 第90-95页 (Ван Тяньминь, Чжан Цянь. Размышления об эстетике идей Си Цзинпина в новую эпоху социализма с китайской спецификой // Вестник Северо-китайского университета. 2019. Т. 20, вып. 5. С. 90-95).
马克思恩格斯全集 / 北京 人民出版社. 2009年. 第三卷. 共800页 (Полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Пекин: Жэньминь Чубаньшэ, 2009. T. 3. 800 c.).
潘铎印. 让文化消费成为美丽的生活方式 // 中国质量报. 2019年09月05日 (Пань Доинь. Пусть культурные потребности станут образом жизни // Китайское качество. 2019. 5 сент). URL: http://www.cqn.com.cn/zgzlb/content/2019-09/05/content_7504750.htm (дата обращения: 23.12.2019).
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г., 2016 г. URL: https://strategy2030.midural.ru/sites/default/files/files/strategiya_kultury_rf_do_2030.pdf (дата обращения: 23.12.2019).
王爽. 互联网与文化生产、推广和消费研究: 历史博士论文. 山东大学. 2016. 共248页 [Ван Шуан. Исследование интернет- и культурного производства, продвижения и потребления: дис. … канд. ист. наук. Шаньдунский университет. 2016. 248 с.].
Лола Г. Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб.: ЭЛМОР, 2011. 140 с
 Теоретическое исследование контекста средового дизайна | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/9

Теоретическое исследование контекста средового дизайна | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/9