Развитие научно-фондовой работы в музеях Омской области в 1960-1980-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/18

Развитие научно-фондовой работы в музеях Омской области в 1960-1980-х гг.

Анализируются основные вопросы научно-фондовой деятельности в музеях Омской области в 1960-1980-х гг. Установлено, что для этого периода времени были характерны: постепенный переход к научной организации фондов, расширение сотрудничества с научными учреждениями в этом направлении, повышение квалификации музейных сотрудников в области научно-фондовой работы, значительное пополнение музейных собраний, улучшение положения с хранением фондовых коллекций.

Development of scientific and fund work in museums of the Omsk region in the 1960s - 1980s.pdf Историю развития фондовой работы музеев Омской области условно можно разделить на два периода. Первый - до конца 1960-х гг. - время накопления предметов и формирования музейных собраний. Второй - с 1970-х гг., когда процессы музейного комплектования, хранения и учета претерпевали качественные изменения и началось научное изучение коллекций. Особый интерес представляет изучение тех десятилетий, в ходе которых происходили положительные изменения в учетно-фондовой работе музеев в Омской области. Источниками для написания статьи послужили материалы Государственного исторического архива Омской области: справочно-информационные материалы, предоставляемые музеями в вышестоящие органы власти, текстовые годовые отчеты музеев. Развитие научно-фондовой работы в музеях Омской области отражено в научных публикациях, посвященных, главным образом, современному «постсоветскому» периоду в ее истории, либо рассматривается в рамках более широких тем. Ценная информация почерпнута из трудов местных омских исследователей - научных сотрудников музеев: Т.М. На-зарцевой [1, 2], Е.А. Островой [3-5], Н.А. Захаровой [6], В.Ф. Чиркова [7] и некоторых других. Все они являлись непосредственными участниками описываемых процессов, что позволило им проследить в своих публикациях конкретные события музейной жизни, часто не отраженные в официальной отчетности. При этом объектом рассмотрения становились частные аспекты научно-фондовой работы отдельного музея. Авторами статьи поставлена цель: представить целостную картину развития научно-фондовой работы в рамках переходного к научной системе комплектования и хранения фондов этапа в музеях Омской области. Исследование в методологическом отношении опиралось на системный подход и рассматривалось в локальном ракурсе. На начало 1960-х гг. в Омске функционировало два музея - Омский областной краеведческий музей (ООКМ) и Омский областной музей изобразительных искусств (ООМИИ). В 1970-1980-е гг. развитие музейной сети Омской области связано с созданием музеев в областном и районных центрах в качестве их филиалов. Работа с фондами в тот период являлась одним из наиболее сложных музейных направлений. Инвентаризация, прошедшая в музеях Омской области в послевоенный период, как правило, осуществлялась неквалифицированными сотрудниками или сотрудниками, которые имели другие обязанности. Старые учетные книги при этом не сохранялись. В отчете ООКМ за 1957 г. директор М.А. Агеев отмечал: «Материалы фондов и фонды библиотеки музея как следует не обработаны и пользоваться ими можно только рассчитывая на память заведующей А.Г. Беляковой. Научные работники не знают всего, что хранится в фондах, а заведующая фондами из-за своей слабой подготовленности не может активно рекомендовать им в нужный момент необходимые материалы. Крайне необходима научная каталогизация предметов, хранящихся в фондах» [8. Л. 11]. В 1960 г. в ООКМ была проведена проверка работы по хранению и учету фондов инспектором Отдела музеев Министерства культуры РСФСР В.Г. Лурье, которым был установлен ряд грубых нарушений в фондовой работе: «.. .хранение и учет фондов музея ведется крайне неудовлетворительно. Начиная с 1954 г. в книгах основного и научно-вспомогательного фондов не ведется запись поступающих экспонатов, коллекционные описи не составляются. Экспонаты хранятся не по роду и характеру материалов» [Там же. Л. 40]. Это подтолкнуло музейное руководство принять меры для улучшения положения дел в учетно-фондовой работе. Так, была проведена работа по выделению обменного фонда, которая, однако, не привела к улучшению состояния фондовой работы, а наоборот, окончательно нарушила и без того несовершенную структуру фондохранения, а в дальнейшем привела к утрате музейных предметов, особенно из нумизматической коллекции [2. С. 64]. 30 декабря 1966 г. Министерством культуры СССР было издано письмо «О координации работы по комплектованию документальными материалами государственных архивов и музеев и устранении недостатков в хранении материалов и организации их использования». В связи с этим по решению начальника областного управления культуры Н.Н. Бревновой в омских музеях были созданы комиссии по проверке комплектования, хранения и учета материалов в фондах, в которые вошли работники музеев, омских архивов и члены Союза художников. Для оказания помощи в работе комиссий был вызван консультант из научно-исследовательского института музееведения [9. Л. 1-2]. В 1968 г. Министерством культуры СССР была утверждена Инструкция по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных) [10]. В ООКМ дело осложнялось тем, что коллекции в то время размещались в разных местах, состояние учетной документации было неудовлетворительным [2. С. 65]. В 1973 г. уже новый директор ООКМ Л.В. Иржичко в справке в вышестоящие организации констатировала: «Научной обработке подлинные музейные предметы не подвергались. Сравнительно частые переезды (13 раз за 97 лет), причем с 1968 г. фонды перевозились из помещения в помещение 3 раза, способствовали частичной утрате научных архивных фондов, что значительно затрудняет дело научной обработки, к которой приступили научные сотрудники музея с 1973 г.» [11. Л. 1]. До конца 1970-х гг. в ООМИИ вопросами хранения и учета фондов занимался только главный хранитель, в помощь которому был определен сотрудник, выполняющий технические функции по оформлению документации. Научные сотрудники музея занимались изучением коллекций. Такая структура хранения и изучения фондов имела ряд недостатков. Главный из них заключался в том, что хранитель не имел возможности из-за нехватки времени для полноценной работы по обеспечению сохранности, правильному, отвечающему нормам размещению музейных коллекций в фондовых помещениях, ведению многочисленных карточек, не говоря уже о серьезной исследовательской работе. Сотрудникам научных отделов, не имеющих прямого доступа к фондам, в случае необходимости работы с коллекциями требовалось соблюдать различные формальности. Проходившая в музее изобразительных искусств с 30 августа по 2 сентября 1978 г. проверка учетно-хранительской деятельности, а также экспозиции и фондов по разделу современного искусства выявила ряд недостатков. Проверку осуществляла комиссия, которая состояла из представителей музеев Кремля, Государственного музея народов Востока и ведущего инспектора Управления изобразительных искусств и охраны памятников. В заключении по результатам проверки комиссией отмечалось: «Экспонаты музея находятся на постоянном материально ответственном хранении у главного хранителя В.А. Бекишевой. Ведение всей документации также возложено на главного хранителя. Существующая учетно-хранительская документация в музее (инвентарные книги, книги поступлений, акты приема и выдачи экспонатов, книги регистрации актов и т.д.) в той или иной степени не соответствуют требованиям, предъявляемым к ней Инструкцией Министерства культуры СССР по учету и хранению музейных художественных ценностей» [3. С. 202]. Назрела необходимость разработки более совершенной системы учета, хранения и научного изучения фондов. В качестве формы совершенствования работы была выбрана децентрализация фондов на условиях так называемого солидарного хранения. Солидарное хранение - это хранение определенной части музейного собрания несколькими сотрудниками, предусматривающее коллективную юридическую, материальную и моральную ответственность за сохранность коллекций. Таким образом, некоторые научные сотрудники становились сотрудниками-хранителями фондов. Все собрание музея было разделено на три основных фонда: 1) русского и западноевропейского искусства, 2) советского искусства, 3) декоративноприкладного искусства. Каждый фонд был размещен в отдельном помещении. Материально ответственное хранение было закреплено договорами между музеем и сотрудниками-хранителями. Например, за сохранность фонда советского искусства (живопись, графика, скульптура) отвечали два сотрудника, каждый из них нес равную ответственность за сохранность и изучение коллекций. Вся документация о приеме и выдаче материалов данного фонда подписывалась совместно. Прием, выдача и передача материалов данного фонда контролировались главным хранителем. Сотрудниками-хранителями был разработан справочный аппарат, составлены и велись картотеки: инвентарная, научная, топографическая, алфавитная, предметная и др. Организация хранения по такому принципу имела ряд преимуществ. Во-первых, в руках каждого сотрудника-хранителя находилась небольшая часть музейного собрания, благодаря чему достигнут более высокий уровень хранения и изучения коллекций. Это, в свою очередь, положительно сказалось на качестве экспозиционно-выставочной деятельности, успешном проведении каталогизации и комплектования фондов. Во-вторых, «узкая» искусствоведческая специализация научного сотрудника-хранителя способствовала более глубокому изучению определенной части музейного собрания и пополнению коллекций теми материалами, которые были необходимы музею. Это позволило при комплектовании фондов преградить доступ случайным вещам. Так, значительно были пополнены собрания советского стекла, русской графики, западноевропейской и советской живописи, советской скульптуры, прикладного и народного искусства [7. С. 20]. В организационной структуре фондов ООМИИ важное место отводилось сектору учета, его формирование началось в 1968 г. [4]. Для обмена опытом фондо-хранительской деятельности главный хранитель ООМИИ А.М. Цукер-ник была командирована в Пермскую государственную художественную галерею. Отдел учета начал свою работу в 1972 г. [9. Л. 11]. В нем сосредоточилась вся учетная документация - акты временного хранения, выдачи, протоколы закупочных и фондовых комиссий. В секторе учета велись инвентарные книги и книги поступлений, а также специальная контрольная картотека, которая давала картину учета и движения материалов музейного собрания. Таким образом, в начале 1980-х гг. музей перешел на солидарное хранение фондов по отделам, был создан штат хранителей. Кроме хранитель-ской работы, они выполняли и множество других функциональных обязанностей - чтение лекций, ведение экскурсий и т.п. Все это привело к решению не передавать заполнение инвентарных книг в отделы, а оставить эту функцию за отделом учета. В результате двухэтапная регистрация музейных предметов (постановка на учет и запись в инвентарные книги) была объединена в отделе учета [5. С. 74]. Главный хранитель, отвечая в целом за учет и сохранность материалов фонда, в условиях солидарного хранения, получил больше возможностей для научно-методического руководства коллективом фондохра-нителей, улучшения фондовой работы, ведения научно-исследовательской работы по вопросам хранения и изучения собрания музея. Параллельно значительные позитивные изменения в деятельности по хранению и изучению фондов произошли и в ООКМ. С 1974 г. музеем были заключены договоры с государственными университетами городов Свердловска и Омска на проведение работ по научной каталогизации археологических и этнографических коллекций. В 1974-1976 гг. научной обработкой археологических коллекций занимались специалисты Уральского государственного университета им. А.М. Горького (руководитель В.Г. Петрин), а в 1977-1979 гг. - археологи Омского государственного университета (руководитель В.И. Матющенко). В 1975-1982 гг. силами этнографов Омского государственного университета планомерно проводилась научная паспортизация этнографических коллекций, коллекции вводились в научный оборот. Каталогизация музейных фондов Омского государственного объединенного исторического и литературного музея (ОГОИЛМ) началась с работы группы этнографов под руководством Н.А. Томилова. Было принято решение результаты проводимых работ издавать в виде серийных изданий. Первый том назывался «Народы Севера Сибири в коллекциях ОГОИЛМ». Он вышел двумя книгами: первая включала предисловие, очерк истории музея, структуру описания этнографических коллекций и предметов, собственно описания предметов хозяйства и культуры хантов, манси, коми-зырян, ненцев, селькупов, кетов, эвенков, народов Амура, именной указатель собирателей, предметный указатель, список сокращений; вторая - иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы). Иллюстрации были выполнены почти на все предметы. Вводная статья, где рассказывалось об истории музея, о его состоянии и задачах, написана Ю.А. Макаровым, директором музея, и Н.А. Томиловым [12. С. 325-326, 13]. Важное техническое новшество: с 1970-х гг. стал проводиться учет температурно-влажностного режима на экспозиции и в хранилищах [2. С. 65-66]. В 1983-1984 гг., согласно постановлению Министерства культуры РСФСР «О принятии дополнительных мер по устранению серьезных недостатков в организации учета и хранения в музеях республики», началась сверка фондов, была создана экспертно-фондовая комиссия. Сверка, проведенная в ООКМ, показала, что по разным причинам в период с 1946 по 1980 г. произошли утраты музейных предметов. Они составили 11 732 единицы хранения. Утраты происходили из-за отсутствия фондохранилищ, частых перевозок коллекций из одного помещения в другое. Фонды несколько раз подвергались затоплению во время аварийных ситуаций. Имели место и хищения музейных предметов [Там же. С. 57]. Работа по сверке фондов совпала с ужесточением порядка и правил работы с музейными фондами в общегосударственном масштабе. Итоги сверки рассматривались и утверждались коллегией Министерства культуры СССР. Одним из итогов проведения сверки в ООКМ явилось создание здесь сектора учета и сохранности коллекций. Оформление поступлений стало производиться с выполнением всех инструктивных требований. Предметы принимались в музей только на основании актов после решения фондово-закупочной комиссии. Заседания комиссии с 1980-х гг. стали планомерными, на них рассматривались не только поступающие в музей предметы, но и вопросы фондовой работы, проблемы систематизации коллекций, условия и режим хранения. В фондохранилище было проведено разделение коллекций по группам материалов и началось оформление индивидуального материально ответственного хранения. Первоначально были выделены группы хранения: фото и документы, мягкий фонд (ткани), изофонд, археология, этнография, предметы из металла и дерева, естественно-биологическая коллекция, так называемый спецфонд, куда вошли изделия из драгоценных металлов, награды, нумизматика, предметы вооружения. Было организовано раздельное хранение. В хранении стали использоваться защитные материалы. Для хранения предметов из драгоценных металлов была оборудована сейфовая комната. Каждый сотрудник отдела специализировался на определенных коллекциях и нес за них ответственность. Сотрудниками музея были разработаны и внедрены собственные методики систематизации материалов, составлены картотеки, что позволило облегчить поиск необходимой информации и предметов. С 1981 г. в практику работы отдела фондов ООКМ были введены подготовка и проведение обзоров коллекций [14. Л. 6]. С вводом в эксплуатацию в 1984 г. нового здания ООКМ коллекции были размещены в специальных хранилищах по видам материалов [1. С. 58]. Сложной оказалась проблема учета и сохранности фондов в сельских филиалах ООКМ. В районных музеях не существовало специальных помещений под хранилища, учет практически не велся, отсутствовали картотеки, по многим предметам была утрачена первичная информация. В филиалах также была проведена инвентаризационная сверка. Экспозиции и фондовые коллекции продолжали оставаться достаточно унифицированными, типовыми, благодаря этому стали возможны разработка единых методических рекомендаций по организации музейного дела, охват через работу семинаров большей части руководителей общественных музеев. Для сотрудников сельских музеев в 1980 г. головной музей организовал практические занятия в фондах музея по проведению первичного учета и хранению музейных коллекций [15. Л. 10-11]. Начала вводиться система картотек. Изделия из драгоценных металлов, оружие, частично ткани были переданы на централизованное хранение в головной музей. В ООМИИ подобные меры практиковались при угрозе сохранности художественных произведений в сельских филиалах. Например, в 1984 г. из картинной галереи районного поселка Кормиловка в Омск были вывезены картины в связи с невозможностью поддержания необходимого температурно-влажностного режима [16. Л. 26]. В целом в 1980-х - начале 1990-х гг. произошло расширение площадей фондохранилищ в музеях Омской области. Основную часть помещений имел головной музей [17. Л. 1-2]. В 1980 г. путем слияния ООКМ и ряда районных краеведческих музеев был образован Омский государственный объединенный исторический и литературный музей. С образованием музейного объединения постепенно в каждом сельском филиале были оборудованы комнаты для размещения коллекций [1. С. 58]. Городские филиалы не имели самостоятельных коллекций, а пользовались единым фондом головного музея. Оборудованных хранилищ и специально подготовленных хранителей городские филиалы также не имели [18. С. 123]. Увеличилась площадь, отводимая под хранение фондов, и в ООМИИ. Если в 1979 г. она составляла 314,9 квадратных метра [19. Л. 2], в 1987 г. -338,4 [20. Л. 3], то в 1989 г. она достигла 505,9 квадратных метра [21. Л. 1]. Рост площадей под хранение фондов был насущной необходимостью, так как из года в год увеличивались музейные фонды. Общий фонд Омского областного краеведческого музея в 1964 г. составлял 62 454 единицы хранения [22. Л. 9], а в 1987 г. достиг 135 708 [23. Л. 1]. В 1980 г., на момент создания объединения, фонды сельских филиалов составляли в Тарском краеведческом музее - 4 365, в Большереченском - 17 827, Калачинском - 188 единиц хранения [1. С. 58]. В 1950-1960-х гг. фонд областного краеведческого музея ежегодно увеличивался в среднем на 200-300 предметов [22. Л. 9], а фонд музея изобразительных искусств - на 10-30 [24. Л. 65; 25. Л. 1; 26. Л. 1]. Особенно интенсивно фонды областных музеев пополнялись новыми предметами и коллекциями в 1970-1980-е гг. В эти годы фонды областного краеведческого музея ежегодно росли в среднем на 3 000-3 500 предметов [27. Л. 150; 23. Л. 1], а в ООМИИ - 500-1 000 [21. Л. 1]. В целом, в рассматриваемый период коллекции областного краеведческого музея увеличились более чем в два раза, а музея изобразительных искусств - более чем в три раза. При комплектовании фондов в ООКМ в 1960-х - конце 1980-х гг. преимущество отдавалось сбору музейных предметов по отделам истории дореволюционного прошлого и истории советского периода. Из общего количества предметов, ежегодно попадавших в фонды областных музеев в эти годы, доля тех, которые отражали развитие советского общества (в первую очередь периода развитого социализма) и советского искусства, составляли в среднем 45-90% от общего числа новых поступлений. В рассматриваемый период в ООКМ сложилось несколько форм комплектования фондов: - оперативный сбор по следам событий. Для комплектования коллекций по современности на основе информации печати, радио, телевидения; - поступление образцов продукции предприятий и торговой сети (значки, открытки, карты, книги); - дарения; - централизованные закупки; - научные командировки и экспедиции. Основным направлением собирательской работы утвердился «сбор материалов по современности, по горячим следам исторических свершений пятилетки» [11. Л. 13]. Эта тенденция сохранялась вплоть до начала 1990-х гг. С середины 1960-х гг. начинают комплектоваться фонды по истории местных предприятий. Так, в 1964 г. в фонды ООКМ только по истории Сибирского завода сельскохозяйственного машиностроения (Сибзавод им. Борцов Революции) поступило свыше 500 предметов [27. Л. 49]. В 1966 г. фонды значительно пополнились за счет материалов, посвященных празднованию 250-летия г. Омска (1 206 единиц хранения), предметами, отражающими тридцатилетнюю историю областной газеты «Омская правда», а также раскрывающими тему «Борьба трудящихся против антиобщественной деятельности сектантов» и др. [28. Л. 58]. При подготовке к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина основное внимание было уделено сбору материалов по теме «Бойцы ленинской гвардии» [29. Л. 13]. Сотрудниками музея было собрано множество коллекций, отражающих историю образования и воспитания в крае, историю Великой Отечественной войны, экономическое развитие Омска, развитие печати, радио и телевидения в области, жилищное строительство в Омске, деятельность представителей науки, культуры, искусства [30. Л. 4]. А в 1981 г. началось комплектование фондов по новым темам: охрана окружающей среды и развитие спорта в Омской области [14. Л. 9]. В ООМИИ при комплектовании коллекций также отдавалось предпочтение художественным предметам советского периода. Шло формирование и других тематических коллекций. В 1978 г. при отделе декоративноприкладного искусства целенаправленно начал комплектоваться фонд народного искусства, для чего были предусмотрены ежегодные экспедиции в районы Омской области. В 1986 г. началось создание фонда редкой книги [31. С. 149-150]. После ухода с поста директора ООКМ А.Ф. Палашенкова экспедиции по сбору этнографического материала практически не проводились. Среди дарителей музею в конце 1950-х - начале 1960-х гг. можно отметить Э.И. Корти. Благодаря ему в фонды музея поступили коллекция русских и иностранных монет, памятные медали XIX-XX вв., сабли, медные образки, складни [6. С. 133], значителен его вклад в формирование коллекции естественнобиологического фонда [32. С. 114]. Научным сотрудником Института археологии АН СССР В.А. Могильниковым в фонды музея были переданы предметы III-XVI вв. с археологических раскопок курганов Нижнеомского района Омской области [29. Л. 14]. В 1979 г. с приходом на должность директора ООКМ Ю.А. Макарова экспедиционная деятельность заметно оживилась. Летом этого года группа научных сотрудников музея совершила поездку в северные районы Омской области. В результате произошло пополнение этнографических коллекций по материальной культуре русских старожилов и переселенцев, сибирских и казанских татар, эстонцев [33. Л. 6]. Часть предметов была передана в один из филиалов - Тарский историко-этнографический музей. В 1970-х - начале 1990-х гг. этнографические коллекции продолжали комплектоваться за счет экспедиционных сборов. Также шло интенсивное комплектование фондов фотографическими и документальными материалами [1. С. 59]. В конце 1980-х гг. в фонды музея поступили крупные литературные архивы: Ф.А. Березовского, В.Д. Иванова, Е.И. Беленького, Н.Ф. Феоктистова, Н.Д. Чонишвилли, коллекции сибирских экслибрисов, листовок-сводок «От Советского Информбюро», рисунки Омского художественно-промышленного техникума 1920-1930-х гг., пополнилась коллекция плакатов [6. С. 133]. В ООМИИ источниками пополнения фондов являлись: - поступления от Министерства культуры СССР; - поступления от Министерства культуры РСФСР; - поступления от Областного управления культуры; - приобретения за собственные средства. Большую часть поступлений также составляли художественные предметы по истории советского периода - живопись, графика, скульптурные работы советских мастеров в стиле социалистического реализма. Большинство из них составляли работы художников, скульпторов, графиков из Омска и других сибирских городов [34. Л. 1, 12]. Рост подобных поступлений стал заметным в 1980-е гг. Главным источником комплектования фондов являлись приобретения за собственные средства (работа закупочной комиссии). Так, в 1978 г. закупочной комиссией было приобретено 43 произведения (живописи - 8, графики - 9, скульптуры - 4, декоративно-прикладного искусства - 22). От Министерства культуры РСФСР поступило в музей одно живописное полотно омского художника В.Р. Волкова. Областное управление культуры приобрело 8 произведений омских художников и 22 графические работы [35. Л. 17]. В целом в 1960-1980-е гг. наблюдались благоприятные изменения в учетно-фондовой работе музеев в Омской области. Происходит постепенный переход к научной организации фондов. Этому способствовало сотрудничество с другими научными учреждениями, повышение квалификации музейных сотрудников. Методическое руководство музейной работой в сельских музеях привело к качественному росту данного направления в районных филиалах. Значительно пополнились музейные собрания, что стало возможным благодаря улучшению положения с фондохранением.

Ключевые слова

музеи Омской области, научно-фондовая деятельность, Омский областной краеведческий музей, Омский областной музей изобразительных искусств, хранение и учет музейных собраний

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ландик Ольга АнатольевнаОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогостарший преподаватель кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологииlandikoa@mail.ru
Патрушева Галина МихайловнаОмский государственный университет им. Ф.М. Достоевскогокандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологииgalina.mikhail@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Назарцева Т.М. Музейное объединение // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева; науч. ред. П.П. Вибе. 1994. № 4. С. 53-62.
Назарцева Т.М. Омский областной краеведческий музей 1946-1976 гг. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева ; науч. ред. П.П. Вибе. 2013. № 18. С. 58-78.
Острова Е.А. К истории формирования системы учета в ООМИИ им. М.А. Врубеля. Создание системы учета // Декабрьские диалоги. Вып. 6: Материалы Всерос. науч. конф. памяти Ф.В. Мелехина. Омск : Изд-во ОГИК музея, 2004. С. 195-254.
Острова Е.А. Формирование системы учета в ООМИИ им. М.А. Врубеля // Декабрьские диалоги. Вып. 5: Материалы Междунар. науч. конф. памяти Ф.В. Мелехина. Омск : Изд-во ОГИК музея, 2003. Ч. 1. С. 86-89.
Острова Е.А. Особенности в вопросах учета ООМИИ им. М.А. Врубеля // Декабрьские диалоги. Вып. 2: Материалы науч. конф. памяти Ф.В. Мелехина. Омск : Изд-во ОГИК музея, 2000. С. 74-76.
Захарова Н.А., Иванова О.Г. К истории формирования коллекций ОГИК музея // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея / сост. П.П. Вибе, Т.М. Назарцева ; науч. ред. П.П. Вибе. 2002. № 9. С. 123-135.
Чирков В.Ф. Хранить и изучать. Из опыта организации хранения фондов // Советский музей. 1985. № 1.
Исторический архив Омской области (ГИАОО.) Ф. 1076. Оп. 1. Д. 272.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 95.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Министерства культуры СССР (кроме художественных) (утв. Минкультуры СССР 02. 04. 1968 г.) // Консуль-тантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 466.
Патрушева Г.М. Каталогизация музейных коллекций в музеях Западной Сибири на современном этапе // Археологическое наследие Сибири в Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения) : материалы междунар. конф. / отв. ред. В.В. Бобров. 2016. С. 325330.
Народы Севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея / отв. ред. Н.А. Томилов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. 228 с.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 564.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 546.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 593.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 545.
Назарцева Т.М. О некоторых проблемах развития музейной сети Омской области // Проблемы музееведения и народная культура : сб. ст. Новосибирск: Наука, 1999. С. 116-127.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 384.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 741.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 791.
ГИАОО. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 175.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 709.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 8.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 74.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 100.
ГИАОО. Ф. 2111. Оп. 1. Д. 539.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 326.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 364.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 598.
Крепкая О.Н. Музей: история, события, факты. XX век (по документам художественного отдела Западно-Сибирского краевого музея и Омского областного музея изобразительных искусств, хранящимся в Государственном архиве Омской области и архиве ООМИИ имени М.А. Врубеля) // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Омск : Наука, 2004. С. 140-153.
Жук А.В. Эдуард Иванович Корти как любитель науки // Декабрьские диалоги / Ом. обл. музей изобр. искусств им. М.А. Врубеля. Омск : [б. и.], 1998. - В надзаг.: М-во культуры Ом. обл. Вып. 14 : Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции памяти Ф.В. Мелехина 16-17 декабря 2010 года / [науч. ред. Ф.М. Буреева ; редкол.: И.Г. Девятьярова и др.]. Омск : Наука, 2012. С. 113-115.
ГИАОО. Ф. 1076. Оп. 1. Д. 531.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 76.
ГИАОО. Ф. 2132. Оп. 1. Д. 382.
 Развитие научно-фондовой работы в музеях Омской области в 1960-1980-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/18

Развитие научно-фондовой работы в музеях Омской области в 1960-1980-х гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/18