Общественные музеи северо-востока Казахстана во второй половине XX - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/20

Общественные музеи северо-востока Казахстана во второй половине XX - начале XXI в.

Статья посвящена реконструкции истории деятельности общественных музеев северо-востока Казахстана во второй половине XX - начале XXI в. На основе обширного круга источников, выявленных в государственных, музейных и частных архивах, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот, авторы доказывают глобальный характер стоящих перед общественными музеями проблем на всех этапах развития. В настоящее время роль и значение общественных музеев в сохранении, изучении и популяризации культурного наследия, росте национального самосознания, воспитании патриотизма, гордости за свою малую Родину неизмеримо возрастают, что актуализирует изучение их исторического опыта.

Public museums of the north-east of Kazakhstan in the second half of the XX - beginning of the XXI century.pdf История общественных музеев неразрывно связана с историей страны, является ее неотъемлемой частью и уже поэтому заслуживает изучения. Сегодня эта банальная истина приобретает актуальное звучание в связи с тем, что глобализация как всеобщий тренд пошла на спад, уступая росту национального самосознания, поискам коренной идентичности, форм ее выявления и проявления и связанным с этими процессами обращением к историческому опыту. Первые музеи на территории Российской империи, созданные по общественной инициативе, возникли во второй половине ХГХ в. в условиях начавшейся демократизации общества примерно в то время, когда свои двери для широкой публики начали открывать некоторые частные и государственные коллекции, когда начали развиваться научные и просветительские общества, создававшие свои музеи. Бурные революционные события, войны существенно замедлили культурно-просветительные процессы, но во второй половине 1920-х - начале 1930-х гг. получило массовое развитие историкокраеведческое движение, которое в условиях репрессий к 1937 г. было ликвидировано вслед за Центральным бюро краеведения и его Музейной комиссией. Очередная волна массового подъема общественного интереса к историческому краеведению пришлась на 1950-1980-е гг., чему, преимущественно, и посвящена данная статья. В послевоенный период в Семипалатинске, Павлодаре и Усть-Каменогорске, как и во всем Казахстане, стали регулярно проводиться массовые мероприятия, направленные на популяризацию краеведения и любви к изучению родного края, в том числе на базе кружков, действующих в музеях [1. Л. 16-17]. В большинстве школ была создана сеть кружков по трем направлениям: географические, исторические и кружки юных натуралистов. Состав каждого кружка - 15-20 учащихся. Мероприятия, проводимые в них, сводились к простейшим формам работы: лекции, беседы, доклады, сопровождаемые показом диафильмов, ответы на вопросы [2. Л. 26]. Созданием и расширением сферы деятельности краеведческих кружков занимались все музейные и образовательные учреждения региона. Историкокраеведческий музей г. Усть-Каменогорска оказывал методическую и практическую поддержку отдельным школьным краеведческим кружкам, к примеру: «Обществу Глобус» школы № 11, 12, Усть-Каменогорскому педагогическому училищу. Музейные работники консультировали учащихся по вопросам сбора и оформления нумизматических коллекций, истории улиц своего города и ряду других вопросов [3. Л. 18]. Ученики под руководством преподавателей собирали исторические и природные материалы и частично передавали их в фонды музея [4. Л. 4]. В тесном сотрудничестве с немногочисленными сотрудниками областных музеев были выработаны методы и техники сбора, обработки и музеефикации предметов, представляющих ценность для местных сообществ. В 1950-е гг. начинается создание общественных музеев, так как впервые появляется возможность регулярного, коллективного, целенаправленного сбора экспонатов. Часть материалов, собранных активистами, оставалась в стенах общественных музеев, формируя первичный фонд. На базе существующих кружков начали создаваться общественные музеи различной направленности. Недостаток нормативных документов, опыта и знаний основ коллекционирования и научной работы компенсировался энтузиазмом и значительным количеством участников движения. 1960-е гг. ознаменованы значительным ростом количества школьных и общественных музеев в регионе. Вместе с ними открываются мемориальные и производственные музеи на предприятиях, в учреждениях и колхозах. Если в 1950-х гг. краеведческие музеи северо-востока Казахстана охватывали до десятка школ, то сейчас деятельность по развитию краеведческих кружков и открытию общественных музеев охватила большинство учебных заведений [5. Л. 9]. Основные предпосылки возрождения интереса к прошлому родного края - улучшение материального положения людей, введение пятидневной рабочей недели, демократизация общественной жизни, идеологическая установка на «воспитание нового человека», провозглашенная в Программе КПСС, принятой на XXII съезде. Помимо общих предпосылок, необходимо выделить и факторы, определившие особенность нового этапа возрожденного краеведческого движения. По нашему мнению, появление большого числа общественных музеев отражало программную установку правящей партии на передачу ряда государственных функций органам самоуправления: «Следует расширить участие общественных организаций, - отмечалось в Программе КПСС, - в управлении учреждениями культуры, здравоохранения и социального обеспечения, передать в их ведение в течение ближайших лет руководство зрелищными предприятиями, клубами, библиотеками и другими культурно-просветительными учреждениями, находящимися в ведении государства» [6. С. 402]. Другим важным фактором стало Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», принятое в мае 1964 г. В нем перед партийными органами и органами культуры была поставлена задача «развивать движение краеведов, приобщать трудящихся к сбору исторических реликвий нашего народа, материалов по истории фабрик, заводов, колхозов и совхозов» [7. С. 416]. Началась системная, обязательная работа, регламентированная принятыми в соответствии с партийными указаниями нормативными правовыми актами. Согласно Типовому положению о народном музее от 15 февраля 1965 г. и Положению о музейном фонде СССР от 26.06.1965, областные музеи должны были брать на учет народные музеи, уголки, музеи, комнаты боевой и трудовой славы, созданные или создаваемые по инициативе масс; иметь списки материалов народных музеев или уголков, а также знать состояние памятников материальной и духовной культуры, как обеспечены их сохранность и учет [8]. Им вменялось в обязанность регулярно консультировать актив музеев по вопросам учета и хранения материалов, находящихся в фондах и экспозиции. Областным музеям рекомендовалось заниматься шефской работой на постоянной основе и быть проводниками нужд общественников в государственных и партийных учреждениях. Для этого следовало изыскивать помещения для хранения фондов и размещения экспозиции, способствовать созданию актива вокруг зарождающегося музея из партийных, комсомольских и иных общественных организаций [9. Л. 23]. По состоянию на 1965 г. областной музей Усть-Каменогорска оказывал помощь более 300 школ в организации краеведческой и музейной работы [10. Л. 60]. Служащие Семипалатинского историко-краеведческого музея сообщали о 232 сельских школах, имеющих уголки боевой славы, общественные краеведческие уголки и музеи. В самом городе действовало 9 школьных общественных музеев краеведческой направленности и 12 уголков боевой славы [11. Л. 112-113]. В г. Павлодаре имели свои общественные музеи 23 объекта народного образования [12. Л. 17]. Сотрудники Областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина изготовили и тиражировали основу для создания школьного музея -фотоальбом «Малый музей», отображающий прошлое и настоящее Павлодарской области. В комплект входило 87 фотографий, сгруппированных по разделам: жизнь и быт населения в дореволюционное время, Гражданская война в регионе, первые годы Советской власти, индустриализация, Великая Отечественная война, современная культурная жизнь горожан, Герои Советского Союза [13]. Его получили городские, сельские школы, областная детская туристская станция и Институт усовершенствования учителей [14. Л. 65]. Рассылка альбома мотивировала администрацию школ подбирать наиболее активных педагогов, формировать коллектив учеников для создания собственных школьных уголков и музеев на предоставленном материале. Впоследствии он дополнялся местными экспонатами, и общественный музей выбирал свою дальнейшую траекторию развития. Регулярно всеми областными музеями публиковались в местных средствах массовой информации обращения к учащимся-краеведам о необходимости принять активное участие в сборе материалов, раскрывающих историю развития региона. С помощью этого расширялась аудитория, активизировалась деятельность краеведческих кружков, уголков, музеев в школьной среде. Все собранные материалы могли быть переданы в областные историкокраеведческие музеи либо становились базой для создания собственного школьного уголка или музея [10. Л. 39]. За открытием общественных музеев стояли инициативные личности, не имеющие отношения к музейной работе, но желавшие сохранить историкокультурное наследие, важное для местного сообщества, или историческую память о личности, событии, трудовом коллективе и т.д. Необходимо отметить выдающегося организатора музейного дела в восточном Казахстане А.Н. Зайцева. В 1967 г. по его инициативе был открыт общественный музей в с. Бутаково, через 5 лет ставший филиалом Лениногорского городского историко-краеведческого музея, а в 1978 г. реорганизованный в областной музей под открытым небом в г. Усть-Каменогорске. Энергичные действия А.Н. Зайцева способствовали продуктивной, регулярной работе актива музея, сбору экспонатов и организации массовой деятельности. И.А. Кимаш основал в собственном доме ныне существующий музей с. Успенка Павлодарской области. Личная инициатива пенсионера и привлечение к работе заинтересованной сельской молодежи служили делу регулярного поступления исторических материалов в фонды музея: оружия, медалей, монет, фотографий и др. [15. Л. 8а-8б]. Музей на дому вырос до народного, а затем превратился в филиал Павлодарского областного историкокраеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Уникумы, социальные активисты не были единственными, кто занимался вопросом создания и сопровождения общественных музеев. Основная масса музеев была создана в учительской среде неравнодушными преподавателями различных специальностей. А. Омаров, краевед, учитель казахского языка и литературы сельской школы, расположенной на центральной усадьбе совхоза им. Торайгырова, в 1960-х гг. основал и долгие годы поддерживал мемориальный музей С. Торайгырова. В 1980-е гг. посещаемость музея составляла ежегодно 2 000 человек, проводилось до 800 экскурсий [16. С. 64]. Это феноменальные результаты для небольшого сельского музея, находящегося в сотнях километров от областного центра. Опыт создания и успешного функционирования музея В.И. Ленина учителем Береговой средней школы Качирского района Н.И. Малыгиной тиражировался на всю Павлодарскую область. Областной институт усовершенствования учителей выпустил учебно-методическое пособие тиражом в 500 экземпляров, в котором описывался поэтапный путь от проекта общественного музея до формирования актива, фондов, ведения документации. Помимо сбора информации о В.И. Ленине, активисты создали параллельные залы школьного музея по направлениям «Краеведение» и «Архитектура» [17. Л. 1-10]. Стимулирующим фактом для обновления коллекций существующих музеев, создания дополнительных отделов или открытия новых общественных музеев являлась государственная инициатива по широкому празднованию юбилейных дат и праздников. За год до празднования 100-летнего юбилея со дня рождения В.И. Ленина и 50-летнего юбилея создания Казахской ССР началась активная воспитательная и собирательская работа школьных общественных музеев и уголков. На их базе и с использованием части экспонатов проводились лектории, встречи со знатными людьми, экскурсии, пионерские линейки, посвящение в пионеры, общественно полезные дела. Выпускались бюллетени, буклеты, альбомы и прочая типографская продукция, посвященная юбилейным датам, основанная на экспонатах и материалах местных общественных музеев [18. Л. 5]. В 1984 г. прошел Республиканский смотр научно-просветительской работы общественных музеев, посвященный 40-летию Победы в Великой Отечественной войне [19. Л. 1]. Общественные музеи проводили дополнительные тематические вечера, лекции на темы, посвященные юбилейным датам: «40 лет Победы - 40 ударных трудовых декад», «Помнить, чтобы жить», «Люди, о которых слагали легенды» и др. Фабричные и заводские музеи готовились к празднованию 50-летия стахановского движения, что являлось дополнительным стимулом для проведения массовых мероприятий и обновления экспозиции [20. Л. 1]. К середине 1970-х гг. в Павлодарской, Семипалатинской и ВосточноКазахстанской областях сложилась устойчивая сеть общественных музеев на базе учреждений, школ, училищ, предприятий. Основные функции в структуре музеев выполняли активисты, которые в свободное от учебы и работы время занимались сбором материалов в экспедициях, в туристических выходах, записывали рассказы ветеранов революции, войн и труда вели переписку с музеями и архивами СССР, пополняя знания о своем крае, участвуя в сохранении культурного и исторического наследия [21. Л. 12]. Музеи предприятий и крупных колхозов, располагая значительными финансовыми возможностями, организовывали научные экспедиции и командировки по сбору, выкупу артефактов у частных лиц, заказывали произведения искусства у профессиональных художников [22]. Главная проблема общественных музеев того периода - отсутствие в штате профессиональных музейных работников, что объясняет некачественно задокументированные и обработанные материалы, отсутствие тематикоэкспозиционных планов. Для ликвидации подобных пробелов работники государственных музеев северо-востока Казахстана ежегодно направлялись в общественные музеи для оказания методической помощи по сбору, документированию и описанию материалов, размещению экспозиций. Регулярно рассылались памятки о ведении фондовой работы, типовые положения и паспорта для самостоятельного заполнения [23. Л. 9]. К методической помощи общественным музеям привлекались ученые, преподаватели вузов, геологи, учителя школ города и области, сотрудники архивов, ветераны войн и труда, партийные и комсомольские работники [24. Л. 1]. Наибольшего размаха деятельность общественных музеев достигла к концу 1970-х гг. Общее количество посетителей общественных музеев в Павлодарской области за 1979 г. составило 21 244 человека, это 29% от показателя главного музея Павлодарской области и 39% от музея такого же ранга в Восточно-Казахстанской области [25. Л. 21об.]. Об активности основных типов общественных музеев можно судить по показателям массовой работы с посетителями, приведенным в таблице [26. Л. 36-40]. показатели работы общественных музеев в павлодарской и восточно-Казахстанской областях за 1979 г. Performance indicators of public museums in Pavlodar and East Kazakhstan oblasts for 1979 Наименование музея Количество посетителей экскурсий лекций Историко-производственный музей Ордена Трудового Красного Знамени тракторного завод им. В.И. Ленина 1 000 93 17 Историко-производственный музей ордена «Знак Почета» колхоза «30 лет Казахской ССР» 853 18 14 Г еолого-минералогический музей 1 300 19 26 Народный городской краеведческий музей г. Ермак 3 942 5 4 Успенский краеведческий музей 1 595 48 6 Народный музей В.И. Ленина 2 150 164 12 Народный районный краеведческий музей 5 248 173 106 Мемориальный музей С. Торайгырова 1 385 15 13 Музей истории милиции 3 254 66 11 Историко-производственный музей Павлодарского Ордена Трудового Красного Знамени алюминиевого завода им. 50-летия СССР 1 040 40 4 Г алкинский сельский краеведческий музей 370 12 12 Песчанский народный музей школы-интерната 500 14 - Шемонаихинский народный музей 20 650 - 106 Из таблицы видно, что общественные музеи вносили существенный вклад в повседневную идеологическую работу среди населения. Именно это обстоятельство наряду с естественным интересом людей к истории своей малой Родины и послужило основным мотивом для бурного роста сети общественных музеев не только в Казахстане, но и в целом в СССР. В 1982 г., уже достигнув апогея, названного впоследствии «застоем», ЦК КПСС отметил: «На предприятиях, в колхозах, учебных заведениях работает более 10 тыс. музеев на общественных началах, созданных по инициативе трудящихся. Музеи - важное средство в арсенале идеологической работы. Необходимо улучшать их деятельность, добиваться, чтобы каждый из них стал действенным центром воспитания» [27. С. 416]. Однако в наступавшем периоде развития нашей истории этой установке не суждено было осуществиться. Изменения, последовавшие в экономической и политической жизни в 1980-1990-е гг., связанные с развалом КПСС и СССР, привели к существенным трансформациям во всех сферах, включая и культуру, и общественное сознание в целом. Разумеется, сказались они и на развитии, а точнее - на очередном угасании краеведческого движения и общественных музеев. В первую очередь, это проявилось в обострении материальных проблем. В 1989 г. директор Павлодарского областного музея писал в областное управление культуры: «Общая беда всех музеев на общественных началах - отсутствие официального положения о формах оплаты руководителю музея, что является причиной их нестабильной работы» [27]. Это приводило к тому, что использовавшиеся ранее «полулегальные» способы материального вознаграждения работников общественных музеев стали игнорироваться руководителями предприятий и организаций. А применявшаяся в ряде районов практика оплаты труда руководителя общественного музея через совмещение с различными должностями при отделах культуры районов обеспечивала лишь частичное решение проблемы. Сельским школам в подобных ситуациях предписывалось содержание штатной единицы работника музея на должности методиста, библиотекаря, пионервожатого и др. [28. Л. 1-2]. По мере ухудшения экономической ситуации вслед за многими предприятиями и колхозами прекратили работу их музеи. Оставшиеся были временно закрыты ввиду невозможности оплачивать работу хранителей, жилищнокоммунальные услуги, аренду помещений. В ряде случаев это приводило к утрате музейных предметов. Одним из способов спасения общественных музеев стал их перевод на государственный и муниципальный баланс. Управлениями культуры областей в целях сохранения накопленных музеями материалов, отражающих культурное наследие местных сообществ, учитывались длительность и успешность их работы, наличие исторического или подходящего здания, а также условие, что они «выросли до ранга государственного» [29. Л. 12]. Этот процесс был наиболее характерен для сельских музеев, которые зачастую приобретали статус районных. Крупные же промышленные предприятия и такие государственные учреждения, как милиция, воинские и пожарные части, медицинские учреждения, вузы, старались сохранить музеи, хотя и в сильно урезанном виде. Так, на Павлодарском алюминиевом заводе руководитель музея совмещал сразу три должности: заведующего музеем, библиотекой и общественно-методическим центром. Часть руководителей общественных музеев состояла на производственных или административных должностях предприятий и организаций [30. Л. 19-20]. С 1998 г. информация о деятельности общественных музеев перестала фиксироваться в годовых текстовых отчетах областных музеев. Их регулярная методическая и практическая помощь общественным музеям прекратилась ввиду отсутствия средств. Сельские музеи, не перешедшие в государственное и муниципальное управление, закрылись. Ведомственные и фабричные музейные учреждения вышли из подотчетности государства. Большинство школьных музеев сократило направления своей работы, выполняя только торжественно-демонстрационные функции. В 2000 г. в г. Павлодаре функционировало лишь шесть общественных музеев, расположенных на предприятиях и в учреждениях: музеи связи, УВД, алюминиевого и нефтеперерабатывающего заводов, музей истории народного образования и Дворца школьников [31. Л. 1]. В Восточно-Казахстанской области на этот период действовали музеи: титаномагниевого комбината, Уль-бинского металлургического завода, станции «Защита», ВосточноКазахстанской дирекции «Казахтелеком», главного таможенного управления по ВКО, областного налогового комитета, военкомата, внутренних дел, Комитета национальной безопасности [32. С. 150]. Современное состояние общественных музеев характеризуется постепенным их возрождением в школах, которое началось лишь после Указа Президента Республики Казахстан «О государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы». В Указе отмечена немаловажная роль изучения истории Отечества, родного края, всех народов, проживающих на его территории, в пропаганде патриотизма. Была обозначена и задача школьного музея - собирать и изучать, сохранять и приумножать, разъяснять и пропагандировать эти материалы. Музеи были восстановлены в большинстве школ, но при этом они практически утратили свои первоначальные музейные функции. Комплектование фондов, связанная с этим процессом поисковая краеведческая работа осуществляются лишь отдельными учителями-энтузиастами. Не интересуются их деятельностью и областные музеи. В регионе сохранилась незначительная часть ведомственных и производственных музеев. Их главной проблемой является ограниченность доступа к коллекциям ввиду нахождения на частной территории или внутри различных организаций со строгим способом перемещения внутри: полиция, служба здравоохранения, воинские части и др. Они характеризуются отсутствием не просто квалифицированного персонала, а вообще кадров, ответственных за организацию массовой работы. В основном организацией музейной практики на предприятиях и ведомствах занимаются сотрудники, занятые в библиотеках, общественно-массовом секторе, профсоюзах. Музеи принимают только экскурсии, связанные с приездом комиссий, гостей, журналистов. Резюмируя историю развития общественных музеев на северо-востоке Казахстана, следует прежде всего отметить, что она в полной мере отражает процессы музейного строительства в Советском Союзе и Российской Федерации. Это обусловлено и общностью исторических судеб народов некогда единой страны, культурных ценностей, и единством политического и идеологического руководства, и централизованной системой подготовки специалистов в области образования, просвещения, культуры, в том числе музейной деятельности. В истории любого общественного движения бывают взлеты и падения. Не является исключением и историко-краеведческое движение в России и Казахстане. Его массовое возрождение во второй половине 1960-х гг. было обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: улучшением материального положения населения, демократизацией общественной жизни, поиском эффективных средств для реализации идеологических задач КПСС. Основанное на неистребимом интересе к познанию своего прошлого, краеведческое движение обрело мощную партийно-государственную поддержку и получило яркое воплощение в форме общественных музеев. В отличие от довоенного этапа своего развития, это движение было направлено не на исследование природных и экономических ресурсов местного края, а на идеологическую обработку главного ресурса - человеческого, что получило закрепление в партийно-государственных документах. В результате трансформации СССР в СНГ, ликвидации КПСС, изменения роли партии в политической системе массовые общественные музеи, выполнявшие идеологическую, политико-воспитательную миссию, лишились материальной поддержки своего существования. Исключение составили, в основном, музеи корпоративных, образовательных, научных организаций, многие из которых ограничились исполнением представительских функций. Однако было бы неверно ограничиться негативной и даже нейтральной оценкой их социальной роли. Даже будучи идеологизированной, деятельность общественных музеев способствовала сохранению и популяризации культурного наследия, развитию кругозора, прививала чувство патриотизма, любви к своему родному краю, способствовала организации досуга. Тем более, что, возможно, мы стоим на пороге очередного подъема историкокраеведческого движения. Пресыщенные глобализацией народы многих стран связывают новую парадигму своего развития с ростом национального самосознания, патриотизма, разыскивая их истоки в своем историческом культурном наследии. Не случайно отмечается рост общественных организаций, целью которых становятся сбережение и популяризация наследия, историческая реконструкция, поисковые работы в местах боев, патриотическое и социальное волонтерство. Возникают и новые музеи, основанные на частной и общественной инициативе.

Ключевые слова

музеи, общественные музеи, коллекции, фонды, формы и методы работы, культурное наследие, Казахстан

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Труевцева Ольга НиколаевнаАлтайский государственный педагогический университетдоктор исторических наук, профессор, директор Научнообразовательного центра «Историко-культурное наследие Большого Алтая»truevtseva@yandex.ru
Кожокар Виталий АлександровичПавлодарский Дом географиимагистр географии, заместитель директора общественного объединенияmammut@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Центр документации новейшей истории (г. Семипалатинск). Ф. 374. Оп. 1. Д. 9. Л. 1-70.
Центр документации новейшей истории (г. Семипалатинск). Ф. 374. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-115.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 400. Оп. 1. Д. 108. Л. 1-28.
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск). Ф. 1151. Оп. 1. Д. 12. Л. 1-68.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 400. Оп. 1. Д. 23. Л. 1-11.
Материалы XXII съезда КПСС. М. : Госполитиздат, 1962. 694 с.
КПСС в резолюциях.. (9-е изд.). М. : Политиздат, 1986. Т. 10. 493 с.
Труевцева О.Н., Кожокар В.А. История становления музейного дела в Павлодарской области Казахстана: общественные музеи // Sciences of Europe. 2019. № 40. С. 34-37.
Архив Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Переписка музея за 1960-1970 годы. Л. 1-26.
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск). Ф. 1151. Оп. 1. Д. 20. Л. 1-157.
Центр документации новейшей истории (г. Семипалатинск). Ф. 374. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-115.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 535. Оп. 1. Д. 34. Л. 1-25.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 355. Оп. 1. Д. 81. Л. 1-4.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 400. Оп. 1. Д. 56. Л. 1-85.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 535. Оп. 1. Д. 224. Л. 1-21.
Кожокар В.А. История мемориального музея им. С. Торайгырова, составленная с использованием архивных и библиотечных источников информации // Библиотека как центр исторических знаний : материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ш.Б. Шахметова. Павлодар, 2019. С. 61-65.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 355. Оп. 1. Д. 117. Л. 1-19.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 535. Оп. 1. Д. 224. Л. 1-21.
Архив Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Отчет о работе общественных музеев Павлодарской области за 1985 год. Л. 1-39.
ГАПО. Ф. 400. Оп. 3. Д. 688. Л. 1-8.
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск). Ф. 1151. Оп. 1. Д. 23. Л. 1-109.
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск). Ф. 1151. Оп. 1. Д. 87. Л. 1-6.
ГАПО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 323. Л. 1-62.
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск). Ф. 1151. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-22.
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорск). Ф. 1151. Оп. 1. Д. 68. Л. 1-158.
ГАПО. Ф. 535. Оп. 1. Д. 489. Л. 1-45.
Архив Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина. Годовой отчет Павлодарского историко-краеведческого музея им. Г.Н. Потанина за 1989 год. Л. 1-21.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 400. Оп. 5. Д. 396. Л. 1-9.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 535. Оп. 1. Д. 727. Л. 1-24.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 400. Оп. 5. Д. 169. Л. 1-24.
Государственный архив Павлодарской области (г. Павлодар). Ф. 400. Оп. 5. Д. 458. Л. 1-24.
Метте В., Абайдильдин Т. Душа и память народа. Усть-Каменогорск, 2003. 188 с.
 Общественные музеи северо-востока Казахстана во второй половине XX - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/20

Общественные музеи северо-востока Казахстана во второй половине XX - начале XXI в. | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 45. DOI: 10.17223/22220836/45/20