Особенности формирования улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 46. DOI: 10.17223/22220836/46/18

Особенности формирования улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска

Авторами статьи выявлены и проанализированы особенности организации улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска как открытого общественного пространства, располагающегося в зоне влияния объектов культурного наследия. При этом внимание акцентировано на исторической части улицы, которая включает в себя центральную городскую площадь и другие важнейшие общественные открытые пространства Красноярска. На примере улицы Карла Маркса предложены рекомендации по внесению дополнений в документацию регулирования зон с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия.

Peculiarities of Karl Marx street formation in the historic center of Krasnoyarsk city.pdf Актуальность предложенного исследования обусловлена тем, что улица Карла Маркса, проходящая через исторический центр города, включает в себя объекты культурного наследия и является одной из центральных улиц города Красноярска. Данную улицу можно рассматривать как линейную рекреацию, к которой примыкают такие значимые и крупные общественные пространства, как Красная площадь, Центральный парк, Исторический квартал, площадь Революции, площадь Мира и часть центральной набережной. Улица является связующей коммуникационной осью, объединяющей вышеперечисленные открытые общественные пространства в исторической среде, что очень важно для градостроительного планировочного решения и актуализирует ее дальнейшее развитие и благоустройство. При изучении и анализе формирования исторической архитектурной среды необходимо учитывать историко-культурные факторы, влияющие на ее организацию. Так, в качестве важной основы развития и благоустройства территорий в историческом центре следует рассматривать историко-культурный контекст архитектурной среды (объекты культурного наследия (далее -ОКН), этническая идентичность); пешеходную и визуальную взаимосвязь исторического архитектурного пространства (бассейн видимости архитектурных доминант). Цель авторов исследования - выявить особенности формирования улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска, с тем, чтобы на данном материале сформулировать рекомендации по внесению дополнений в документацию регулирования зон с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия. Территориально улица начинается с Центрального района города, где река Кача впадает в реку Енисей, захватывает Железнодорожный и частично Октябрьский район. Основная часть улицы Карла Маркса, включая оба района (Центральный и Железнодорожный) до пересечения с железной дорогой, относится к зонам с особыми условиями использования территории, связанными с охраной объектов культурного наследия [1]. В рамках исследования выделены три наиболее крупные условные локации открытых общественных пространств, примыкающих к ул. Карла Маркса и имеющих историческую значимость. Данные локации были выявлены в ходе анализа «Интерактивной карты города Красноярска» - зоны с особыми условиями использования территории, связанные с охраной объектов культурного наследия (см. https://web-gis.admkrsk.ru (дата обращения: 04.09.2021). Вышеописанные локации имеют достаточно крупные размеры в границах центральной части Красноярска, что определяет ул. Карла Маркса как важнейшее общественное рекреационное пространство, объединяющее данные территории (рис. 1). р. Енисей 1 Набережная реки Енисей; 2 Площадь Мира; 3 Площадь Революции; 4 Центральный парк; 5 Красная площадь; 6 Исторический квартал; 7 Сквер геологов. Рис. 1. Схема расположения ул. Карла Маркса и условных локаций открытых общественных пространств в городе Красноярске (схему выполнил М.В. Савельев) ул. Карла Маркса |\\\\ \\| открыiыс общественные пространства в охранной зоне объектов культурною si разрывы вдоль наследия ул. Карла Маркса, 1 1 - условная локация открытых сс начало и конец ' _ х общественные пространства зоны с особыми условиями использования территории, связанные с охраной объектов культурного наследия; Fig. 1. Layout of st. Karl Marks and conventional locations of open public spaces in the city of Krasnoyarsk (made by M.V. Saveliev) Исторический контекст архитектурной среды Первая локация - это начало улицы в восточной части, включает в себя площадь Мира и часть центральной набережной реки Енисея (см. рис. 1). На территории площади Мира в 1628 г. в процессе освоения Сибири был построен острог, с которого началось развитие г. Красноярска [2]. Данная локация являлась старинным центром города, где мы можем увидеть сохранившееся до наших дней здание Гостиного двора - здание Красноярского краевого архива по адресу ул. Карла Маркса, 6. Оно было построено в деревянном виде в 1863 г. и уже в каменном, примерно в 1930-х гг., на площади Старособорной (Старобазарной) - современная территория площади Мира (рис. 2) [3]. Гостиный двор в Красноярске в конце XIX века Старособорная (Старобазарная) площадь и Гостиный двор на рубеже XIX-XX веков Красноярский краевой архив Гостиный двор в Красноярске 2012 г. Старособорная (Старобазарная) площадь. 1 -Утраченая церковь и 2 - Гостиный двор на рубеже Х1Х-ХХ веков Рис. 2. Архивные фотографии Гостиного двора и Старособорной (Старобазарной) площади в городе Красноярске XIX-XX вв. (см.: [3]) Fig. 2. Archival photographs of Gostiny Dvor and Starosobornaya (Starobazarnaya) square in the city of Krasnoyarsk in the 19th - 20th centuries (Source: [3]) Вторая локация формируется центральным ядром города и состоит из площади Революции, Центрального парка и Исторического квартала (см. рис. 1). Площадь революции образована в 1828 г., ранее она называлась Новособорной и была когда-то окраиной города, где велась в основном торговля. Площадь Новособорная значительно превосходила своими размерами современную площадь Революции, к южной части которой примыкал городской сад - современный Центральный парк. Позже в юго-западной части от Новособорной площади с 1910 по 1911 г. был построен Римско-католический костел, Дом ксендза и примерно с 1906 по 1920 г. велась активная застройка ряда усадебных имений С.В. Телегина, Г.П. Некрасова, Колесникова, дом врача Гланца, которые в наши дни формируют Исторический квартал выходящий пешеходной рекреацией на улицу Карла Маркса (рис. 3) [1, 4, 5]. Центральный парк Красноярска, как и Новособорная площадь, был основан в 1828 г. и в то время назывался городским садом. Было огорожено около 12,7 га площади хвойного леса с дальнейшим благоустройством территории и организацией аллей. Ранее на территории Центрального парка располагалась дача первого губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова [6]. Вторая локация открытых общественных пространств - самая крупная по площади и располагается в центральной части города и ул. Карла Маркса. Площадь Революции и вход в центральный парк в Красноярске Вид на площадь Революции (Новособорная) с востока 1958 год. На фото утраченные: 1-Гостиный двор; 2-Пассаж 1958 год Площадь Революции и центральный парк в Красноярске Вид на площадь Революции (Новособорная) с запада примерно 2012 год. Примерно 1960 год Рис. 3. Архивные фотографии площади Революции (Новособорной) и Центрального парка в городе Красноярске (см.: [4-6]) Fig. 3. Archival photographs of the Revolution Square (Novosobornaya) and the central park in the city of Krasnoyarsk (Source: [4-6]) Третья локация включает в себя Красную площадь - конец ул. Карла Маркса в отмеченных границах зон с особыми условиями использования территории, связанными с охраной объектов культурного наследия (см. рис. 1). Красная площадь ранее называлась Плац-парадной площадью и была сформирована в первой половине XIX в. На ее территории изначально располагались военные казармы. Далее на Плац-парадной площади проводились различные военные мероприятия, молебны (рис. 4) [7]. Рис. 4. Фотография Красной площади (Плац-парадной) 2012 г. и архивное фото 1890 г. в городе Красноярске (см.: [7]) Fig. 4. Photo of the Red Square (Platz-parade) 2012 and an archive photo of 1890 in the city of Krasnoyarsk (Source: [7]) Выбранные локации определяют историческую взаимосвязь развития открытых общественных пространств в градостроительной структуре с востока на запад, вдоль центральных улиц, к которым также относится ул. Карла Маркса. От формирования Старособорной площади (площадь Мира) до Новособорной площади (площадь Революции) и завершая более современной Плац-парадной (Красная площадь) явно прослеживается связь в развитии вышеперечисленных пространств по мере разрастания города (см. рис. 1). Обозначенные локации взаимодополняют друг друга либо компенсируют утраченные функции. Например, после сноса Гостиного двора на Новособорной площади он был компенсирован, возведен в каменном виде на Старособорной. Различные военные и религиозные мероприятия были продублированы на Новособорной и далее на Плац-парадной площади. В градостроительной структуре по мере расширения и уплотнения застройки города изменение функционального значения и архитектурного наполнения одного открытого общественного пространства может повлиять на корректировку и компенсацию функционального наполнения другой открытой общественной рекреации. Немаловажным фактором организации исторической архитектурной среды является необходимость учета и фиксирования информации об утраченных объектах культурного наследия. Исходя из анализа архивных данных, содержащихся в электронных ресурсах (см. фотосайт Красноярска. Старые фотографии Красноярска, Енисейска, Ачинска, Минусинска, Канска (режим доступа: http://fotoyarsk.ru/photo/istoricheskie-foto); Красноярский край. История архитектуры (режим доступа: http://naov.ru/goroda/krasnoyarsk.html)), можно сделать вывод, что утраченные архитектурные объекты в границах территории исторических общественных пространств никак не обозначены, что, на наш взгляд, неприемлемо [3-7]. В связи с вышеуказанным авторы исследования рекомендуют в современных проектных решениях отображать информацию о разрушенных ОКН в инфографике, вывесках, в сложении малых архитектурных форм и т.д. Данный подход было бы целесообразно закрепить на документальном уровне в требованиях к благоустройству в зонах с особыми условиями использования территорий, связанными с охраной объектов культурного наследия. Пешеходная и визуальная взаимосвязь исторического архитектурного пространства Выявленные локации наглядно показывают распределение крупных общественных рекреационных пространств вдоль ул. Карла Маркса в городской среде (см. рис. 1). Изучив исторические процессы развития и формирования городских общественных открытых пространств, их функциональную и архитектурно-планировочную структуру, можно сделать вывод о том, что они не могут рассматриваться обособленно и нуждаются в грамотной пешеходнотранспортной и визуальной взаимосвязи. Зоны общественных локаций и открытая рекреационная территория вдоль ул. Карла Маркса в историческом центре регулируются на основании следующих документов (рис. 5): 1. Постановление правительства Красноярского края № 569-п от 15.11.2016 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных в г. Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны» (см. Красноярский край. Официальный портал. URL: http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/36392). р. Енисей Приказ министерства культуры Красноярского края №314 от 01.07.2013 / < I Постановление правительства Красноярского края I №569-п от 15.11.2016. Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 487 от 05.10.2020 > X Z Постановление правительства Красноярского края №569-п от 15.11.2016. Рис. 5. Схема регулирования градостроительной документации в границах выделенных зон условных локаций открытых общественных пространств центральной части Красноярска (схему выполнил М.В. Савельев) Fig. 5. Scheme of regulation of urban planning documentation within the boundaries of the designated zones of conditional locations of open public spaces in the central part of Krasnoyarsk (the scheme was made by M.V. Saveliev) 2. Приказ службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 487 от 05.10.2020 «Об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия» (см. Красноярский край. Официальный портал. URL: http://www.krskstate.ru/ docs/0/doc/36392). 3. Приказ министерства культуры Красноярского края № 314 от 01.07.2013 (см. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (URL: https://docs.cntd.ru/document/422439475)). Проанализировав описанную выше документацию, можно сделать вывод, что в ней в целом учтены такие немаловажные факторы, как бассейн видимости архитектурных доминант и визуальных взаимосвязей, культурный контекст, архитектурная среда, этническая идентичность и ОКН. Но в действительности, изучив современное состояние исторической архитектурной среды в центральной части г. Красноярска, данные факторы недостаточно корректно реализованы. Особенно важным фактором является создание комфортной благоустроенной пешеходной связи как между выделенными рассредоточенными локациями, так и внутри их границ. Примыкающие друг к другу открытые общественные рекреационные зоны должны беспрепятственно контактировать между собой посредством развитой пешеходной и визуальной связи. На схеме видно, что третья и вторая локации расположены достаточно близко, что обусловливает целесообразность развития и благоустройства более активной пешеходной связи между ними (см. рис. 1). Опираясь на фактические наблюдения, пешеходная коммуникация в данном месте присутствует, но требует значительных улучшений в пользу создания комфортной благоустроенной линейной рекреации, объединяющей две площади и примыкание Исторического квартала с Центральным парком. Расстояние между условными локациями два и один достаточно велико, но этот факт не должен становиться препятствием в развитии пешеходной рекреационной связи (см. рис. 1). Изучая карту города, видно что в целом площадь пешеходного пространства и озеленение в северной части улицы меньше, чем в южной. Данная ситуация, возможно, обусловлена тем, что в северной части ул. Карла Маркса сохранилось больше исторических построек, которые более плотно размещены к проезжей части (рис. 6). В северной части улицы можно увидеть сквер Геологов, который частично разрывает линию плотно прижатой застройки и парковок (см. рис. 1). С южной стороны улицы преобладает современная застройка, которая находится на некотором отдалении от автомобильной дороги. Здесь мы можем увидеть полосы зеленых насаждений между домами и проезжей частью, что создает благоприятный потенциал для дальнейшего рекреационного развития территории (рис. 6). Рис. 6. Схема улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска (схему выполнил М.В. Савельев) Fig. 6. Scheme of Karl Marks Street in the historical center of the city of Krasnoyarsk. (the scheme was made by M.V. Saveliev) Анализируя пешеходные транзиты вдоль ул. Карла Маркса, также можно отметить, что не везде соблюдаются принципы безбарьерной среды. Маломобильным группам населения весьма затруднительно и опасно осуществлять перемещение на некоторых участках улицы. В большей степени пешеходное покрытие (мощение) на территории ул. Карла Маркса не выглядит как целостное архитектурное решение, а наоборот, в некоторых местах создает ощущение дробности за счет «ряби» разноцветной плитки. Применение контрастных выделяющихся цветов либо других оттенков в пешеходных покрытиях было бы уместно использовать для передачи информации об опасных участках (в том числе с использованием тактильной плитки) либо при делении улицы на различные функциональные зоны. Можно отметить разработанные архитектурные решения по реконструкции городских улиц Красноярска ООО «Проектдевелопмент». «Осмысленный подход к формированию пешеходной части улицы предполагает функциональное зонирование тротуара с индивидуальным подходом к благоустройству каждой из зон. Обычно тротуар разделяют на фасадную, транзитную и буферную зону» (рис. 7) [8. С. 73]. Рисунком, цветом мощения и типом покрытия, в свою очередь, можно передать информацию об утраченных исторических дорогах или зданиях. Тротуар в городских населенных пунктах Тротуар в поселках городского типа и сельских поселениях Рис. 7. Схема функционального зонирования тротуара. Стандарт благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края (см.: [8. С. 73]) Fig. 7. Scheme of the functional zoning of the sidewalk. Standard for the improvement of the streets of municipalities of the Krasnoyarsk Territory (Source: [8. P. 73]) Нужно также учитывать необходимость продвижения и развития экологически чистого транспорта (велосипеды, самокаты), электротранспорта (электросамокаты, героскутеры и т.д.), которые в наши дни пользуются все большей популярностью. Но, к сожалению, анализируя современную ситуацию, мы можем увидеть, что электросамокаты и другие экологические средства передвижения беспорядочно разбросаны вдоль улицы и иногда затрудняют движение пешеходам. При организации современного пешеходного пространства нужно обязательно учитывать зоны движения вышеописанных транспортных средств. Соответственно, более конкретно обозначать в мощении и инфографике на территории буферной зоны улицы места проезда и парковок экологического транспорта [8]. Улица Карла Маркса имеет избыточную ширину дорожного полотна и неэффективное использование ширины пешеходной зоны. Все это приводит к низкому уровню комфорта для пешеходов (рис. 8). Но избыточная ширина улицы имеет и преимущества: если грамотно и рационально зонировать пешеходное пространство, можно добиться большего комфорта для пешеходов. Например, ширина улицы позволяет организовать вдоль проезжей части велосипедную дорожку, которая, в свою очередь, отделила бы транзитную зону от дороги, тем самым сделав пешеходное движение более комфортным и безопасным, а саму улицу индивидуальной. Есть возможность выделить открытые неиспользуемые пространства улицы под организацию летних террас, зон отдыха, детских пространств, что сделает ее более насыщенной и привлекательной (см. рис. 7) [9]. В ходе анализа ул. Карла Маркса было выявлено отсутствие единой концепции благоустройства. Практически отсутствуют места для кратковременного отдыха, оборудованные скамьями и урнами. Данные места, при достаточной ширине, рекомендуется размещать в фасадной зоне улицы с шагом 100-150 м [8]. По ул. Карла Маркса проходят основные потоки общественного транспорта, и в часы пик остановки переполнены. На данный момент, исходя из фактических наблюдений, транзитное движение пешеходов и места скопления ожидающих транспорт не разделены - это затрудняет движение пешеходов и делает его некомфортным и небезопасным (рис. 8). Четкое функциональное зонирование улицы позволит организовать автобусные остановки в буферной зоне, тем самым разделив потоки ожидающих от транзитной зоны (см. рис. 7). Рис. 8. Аналитическая схема пешеходного движения фрагмента ул. Карла Маркса в историческом центре г. Красноярска (схему выполнила Я.В. Осадчая) Fig. 8. Analytical diagram of pedestrian traffic, a fragment of Karl Marks Street in the historical center of Krasnoyarsk (the scheme was executed by Ya.V. Osadchaya) Еще одной проблемой является то, что определенные отрезки ул. Карла Маркса недостаточно освещены и проходят вдоль территорий с ограниченными общественными функциями, где улица выполняет лишь транзитную роль. На данных участках в вечернее время уровень социальной активности падает до нуля, что делает такие места не совсем безопасными (см. рис. 8). Освещение пешеходной зоны необходимо, в первую очередь, для обеспечения безопасности в темное время суток. Декоративное освещение является дополнительным, оно не несет функциональной нагрузки, но может значительно улучшить визуально-эстетическое восприятие пространства в вечернее и ночное время [8. С. 130-131]. На некоторых участках ул. Карла Маркса отсутствует организованная фасадная зона, которая отделена от основного потока пешеходов плотной широкой полосой зеленых насаждений, и при этом она недостаточно освещена, что понижает коммерческий интерес к первым этажам зданий. Вследствие этого происходит маргинализация фасадной зоны (см. рис. 8). В связи с описанным выше целесообразно закрепление требований в регламентах на функциональное разделение улицы. На основании «Стандарта благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края», выполненного ООО «Проектдевелопмент», предлагается разделить улицу на фасадную, транзитную, буферную зоны, а также выделить места проезда и парковок экологического транспорта (см. рис. 7) [8]. Рассматривая соотношение зеленых насаждений и площадь твердых покрытий (проезжая част, пешеходные дороги, пешеходные площадки), можно сделать вывод, что в целом вдоль ул. Карла Маркса не хватает благоустроенных зеленых насаждений (см. рис. 6). Было бы целесообразно заменить или дополнить ограждения от проезжей части живой кустарной изгородью. На территории ул. Карла Маркса необходимо зафиксировать в требованиях к регламентам минимальный процент озеленения, а также создать группы зеленых насаждений с учетом их композиционной расстановки, высотности и цветового решения, которые бы органично вписались в исторический контекст. Улица Карла Маркса, как было отмечено ранее, совмещает в себе современную и историческую застройки, но, к сожалению, очень часто в современных реалиях они дисгармонируют друг с другом. Современные строения значительно преобладают по высотности, контрастны в отделочных материалах и цветовом решении, несочетаемы в архитектурно-художественной выразительности по отношению к исторической застройке. Так, можно выделить дом Кусковых по ул. Карла Маркса, 22, в Красноярске, где прилегающая застройка на заднем плане не сомасштабна, и не сочетаема на фоне исторического сооружения [10]. Два примыкающих дома: Зельмановича по ул. Сурикова, 19, и современное здание ул. Карла Маркса, 73а, - контрастны друг к другу (рис. 9). Рис. 9. Фотографии зданий в городе Красноярске: ул. Карла Маркса, 73а; ул. Сурикова, 19; ул. Карла Маркса, 22 (дом Кусковых). Архивное фото здания по ул. Карла Маркса, 22 (дом Кусковых) 1988 г. (см.: [10]) Fig. 9. Photos of buildings in the city of Krasnoyarsk: st. Karl Marx 73a; st. Surikov, 19; st. Karl Marx, 22 (house of the Kuskovs). Archival photo of the building on Karl Marx Street, 22 (Kuskovs' house) 1988 (Source: [10]) Подводя итоги исследованию, отметим следующее. Выявлены факторы развития современных открытых общественных линейных пространств вдоль улиц, требующие обязательной фиксации в документации по регулированию застройки в исторической среде и необходимые для соблюдения: организация приоритета пешеходного движения с учетом безбарьерной среды; применение экологического транспорта; формирование гармоничной целостной архитектурной среды, где учитываются исторический контекст территории; фиксация информации об утраченных объектах культурного наследия; организация групп зеленых насаждений с учетом их композиционной расстановки, высотности и цветового решения, которые бы органично вписались в исторический контекст; организация функционального разделения улицы (на фасадную, транзитную, буферную зоны); создание полноценного освещения вдоль всей пешеходной территории улицы.

Ключевые слова

открытые общественные пространства, историческая архитектурная среда, объекты культурного наследия, пешеходная связь, зонирование тротуара улицы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Осадчая Яна ВладимировнаСибирский федеральный университетстарший преподаватель кафедры «Градостроительство»yanka.osadchaya@yandex.ru
Савельев Матвей ВячеславовичСибирский федеральный университетдоцент кафедры «Градостроительство»sawmat@mail.ru
Унагаева Наталья АлександровнаСибирский федеральный университетдоцент кафедры «Градостроительство»nataliav45@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Зоны с особыми условиями использования территории, связанные с охраной объектов культурного наследия. Интерактивная карта города Красноярска. URL: https://web-gis.admkrsk.ru/portal/map/imap/(дата обращения: 04.09.2021).
Возникновение Красноярска. URL: https://www.krasplace.ru/vozniknovenie-krasnoyarska (дата обращения: 05.09.2021).
ЗДание Гостиного двора в Красноярске по ул. К. Маркса, 6. URL: http://naov.ru/objects/ zdanie-gostinogo-dvora-v-krasnoyarske-po-ulk-marksa-6.html (дата обращения: 05.09.2021).
Красноярский край. История архитектуры. Площадь Революции (Новобазарная, или Новособорная, до 1920 г.) в Красноярске. URL: http://naov.ru/objects/ploshad-revolyucii-novobazarnaya-ili-novosobornaya-do-1920-g-v-krasnoyarske.html (дата обращения: 05.09.2021).
История площади Революции в Красноярске. URL: http://fotoyarsk.ru/photo/istoricheskie-foto/ploshad-revolyucii-novobazarnaya-v-krasnoyarske.html (дата обращения: 05.09.2021).
Центральный парк Красноярска. URL: http://my.krskstate.ru/docs/nationalparks/tsentral-nyy-park-krasnoyarska/ (дата обращения: 05.09.2021).
Плац-парадная площадь в день молебна. URL: http://fotoyarsk.ru/photos/753_plac-paradnaya-ploshad-v-krasnoyarske-v-den-molebn.html (дата обращения: 05.09.2021).
Стандарт благоустройства улиц муниципальных образований Красноярского края. URL: http://minstroy.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/16379_st1.pdf (дата обращения: 04.09.2021).
Бюллетень городов России № 2. URL: https://kbd.strelka-kb.com/uploads/Strelka_Bul-letin_site_small_07b404d138.pdf
Дом Кусковых по ул. Карла Маркса, 22, в Красноярске. URL: http://naov.ru/objects/dom-kuskovih-po-ul-karla-marksa-22-v-krasnoyarske.html (дата обращения: 06.09.2021).
Савельев М.В., Унагаева Н.А., ФеДченко И.Г. Особенности формирования открытых общественных пространств Красноярска в зоне влияния объектов культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 42. С. 135-158. DOI: 10.17223/22220836/42/12
 Особенности формирования улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 46. DOI: 10.17223/22220836/46/18

Особенности формирования улицы Карла Маркса в историческом центре города Красноярска | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 46. DOI: 10.17223/22220836/46/18