Коллекция экспедиционных фотографий А.И. Скасси в собрании отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ
В статье впервые в исследовательской литературе приводится характеристика фотографий, выполненных военным топографом Августом Ивановичем Скасси, участником научной экспедиции Г.Н. Потанина по Монголии, Китаю и Тибету в 18841886 гг. Дается музеографическое описание фотоколлекции, коротко освещаются обстоятельства включения фотографий Скасси в фонд Потанина в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета, выявляется опыт определения коллекции, характеризуется историко-культурное значение.
A collection of expedition photographs by A.I. Skassi in the collection of the department of manuscripts and book monume.pdf В собрании отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета содержатся многочисленные памятники культурного наследия, в том числе документальные памятники, характеризующие, наряду с другими направлениями, научную деятельность выдающегося исследователя Северной и Центральной Азии Григория Николаевича Потанина. Большой интерес представляют фотографии, выполненные А.И. Скасси в экспедиции Г.Н. Потанина по Монголии, Китаю и Тибету в 1884-1886 гг. Об авторе фотоснимков, Августе Ивановиче Скасси, известно явно недостаточно. По сведениям П.П. Семенова-Тян-Шанского, будущий фотограф родился в 1843 г. Судя по всему, он получил хорошее профессиональное образование и был востребован как топограф в обследованиях юговосточных окраин Российской империи. В начале 1870-х гг. Скасси участвовал в топографических съемках в обследованиях среднеазиатских территорий России, в долинах рек Зеравшан и Боротал, а также в окрестностях озер Сай-рама и Эби-нора. В 1877-1878 гг. он сотрудничал в экспедиции Н.А. Северцева в Памир, кроме того, проводил исследования междуречья Сусамыра и Нарына в Ферганской области [1. С. 15]. В 1883-1886 гг. Скасси работал под руководством А.А. Большева, специалиста Военно-топографического отдела Главного штаба, занимавшегося подготовкой и редактированием карт [2. С. 108]. Как видно, ко времени экспедиции Г.Н. Потанина по Китаю А.И. Скасси был уже опытным исследователем и, по некоторым сведениям, служил в Генеральном штабе. Возможно, это обстоятельство и сыграло главную роль в том, что, собираясь в третье по счету научное путешествие по Центральной Азии, Г.Н. Потанин пригласил Скасси в качестве топографа. В письме к Н.М. Мартьянову, отправленном из Петербурга, Потанин сообщал, что около 1 июля 1883 г. он вместе с женой А.В. Потаниной и двумя сотрудниками - М.М. Березовским и А.И. Скасси, отправляется на пароходе из Кронштадта в Китай, чтобы пройти по маршруту от Пекина в Ордос и Ганьсу [3. С. 226]. В продолжение трехлетнего путешествия по Китаю и Тибету под руководством Г.Н. Потанина А.И. Скасси производил топографическую съемку местности по маршруту протяженностью около 6 600 верст (т.е. свыше 7 тысяч километров). Одновременно он определил 69 астрономических пунктов. Из писем Г.Н. Потанина известно, что Скасси выполнял не только важные экспедиционные работы, но и участвовал в установлении контактов с местным населением и миссионерами. Так, он познакомился с католическими миссионерами, которые позволили членам экспедиции разместиться во флигеле на территории миссии [4. С. 15]. Известно, что исследователи Центральной Азии не всегда могли получить разрешение на фотосъемки. Однако А.И. Скасси удавалось находить с местным населением общий язык. Г.Н. Потанин свидетельствовал, что в одной из «неприступных тангутских крепостей» путешественники встретили дружелюбное отношение к себе со стороны тангутов. Выяснилось, что незадолго до их прибытия у тангутов побывал Скасси и расположил к себе и всем русским местных жителей [5. С. 144]. Но наиболее интересным в данном случае представляется то, что во время потанинской экспедиции А.И. Скасси сделал около 200 фотографий и стал одним из первых российских путешественников-фотографов. В очень сложных экспедиционных условиях, нередко без крыши над головой, Скасси самостоятельно обрабатывал фотопластины и печатал фотоснимки [6. С. 128]. Собранные Скасси в китайской экспедиции вещественные и изобразительные памятники впервые были представлены на буддийской выставке, организованной Г.Н. Потаниным зимой 1888/89 года в Иркутском музее Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. По каталогу, изданному в 1888 г. и много позже опубликованному во втором выпуске «Музееведческого наследия Северной Азии», видно, что среди многочисленных выставочных экспонатов зрители могли лицезреть более 20 фотографий, сделанных А.И. Скасси [7. С. 26-30]. Известно, что в январе 1887 г. по итогам китайской экспедиции ее руководитель Г.Н. Потанин был награжден Константиновской золотой медалью Императорского Русского географического общества, А.И. Скасси был удостоен малой золотой медали, а А.В. Потанина - серебряной медали Географического общества [8]. Судя по всему, Г.Н. Потанин высоко ценил сотрудничество с А.И. Скас-си, хранил его «китайские» фото в своем личном собрании. Известно, что в декабре 1919 г. Г.Н. Потанин обратился к руководителям Института исследования Сибири, созданного в Томске примерно за год до этого, с письмом, в котором сообщал о своей готовности передать институту свое книжное собрание. В институт поступили не только книги, но и рукописи, рисунки, портреты самого Потанина и близких ему людей. После ликвидации Института исследования Сибири летом 1920 г. было принято решение о передаче потанинского наследия в Томский университет. Передача состоялась в декабре 1920 г., и с тех пор архив, коллекции и книжное собрание Г.Н. Потанина хранятся в университетской библиотеке [9. С. 72-73]. Первичное описание фотографий, хранящихся в архиве Потанина в Научной библиотеке ТГУ, провел сотрудник отдела рукописей и книжных памятников Н.В. Васенькин. Наряду с другими раритетами, им были выявлены и определены фотографии, сделанные Скасси. Пользуясь составленным описанием, можно сказать, что коллекция Скасси включает 16 фотографий. На них запечатлены буддийские монастыри Гумбум, Кадан-Сюмэ и Утай, улицы и отдельные постройки китайских городов и деревень. Особенно важно, на мой взгляд, то, что в коллекции присутствуют фотографии семей джунгарского князя и монгольского чиновника, фотопортреты рядовых жителей Китая. Большинство выявленных фотоснимков наклеено на картон или паспарту фотоателье, в которых, предположительно, фотографии печатались. Некоторые фотографии подписаны, причем нередко самим Г.Н. Потаниным. Так, в нижней части картона, на который наклеена фотография, рукой Потанина сделана надпись: «Ламайский монастырь Гумбум». В верхней части лицевой стороны другой фотографии, наклеенной на картон, Г.Н. Потанин написал: «Ламайский монастырь Кадан-сюмэ», а на обороте им сделана надпись: «Направо, как следует». На копии изображения одной из улиц в китайской деревне Нань-ин-цзи сохранилась карандашная надпись в две строки, сделанная Г.Н. Потаниным: «Улица в Нань-ин-цзы. Рисовать нужно наоборот». Возможно, это было указание для рисовальщиков, чтобы они правильно отобразили содержание перевернутой копии. В целом коллекция фотографий Скасси обеспечивает зримое представление о внешнем облике буддийских монастырей. Так, два снимка буддийского монастыря Гумбум, в котором Г.Н. Потанин со своими спутниками прожил почти три месяца зимой 1885 г., сделаны с высоты и представляют собой панорамный вид монастыря. На заднем плане виден горный массив. Фотоизображение монастыря Кадан-Сюмэ практически целиком соответствует описанию монастыря в публикации Потанина в «Сибирской газете». Он описывал «высокую скалу, в середине которой прилеплен монастырь как ласточкино гнездо» [10]. Огромный интерес представляют две фотографии служителей буддийского монастыря Лабран, посещенного Потаниным и его спутниками весной 1885 г. На одной фотографии изображен гэгэн Джаян-Джапасына, чьей резиденцией служил монастырь, а на другой - он же с четырьмя приближенными. Портретируемые одеты в традиционную монашескую одежду, а на одном из снимков сделана надпись, состоящая из иероглифов. На фотографии монгольского чиновника из Амдоса изображен сам чиновник в окружении своей семьи - супруги и, вероятнее всего, малолетнего сына. Чиновник с супругой сидят на стульях за столом, а между ними стоит ребенок. Все портретируемые одеты в традиционную одежду. В коллекции Скасси есть и портретные изображения: на одной фотографии изображен, предположительно, тангутский мужчина en face, одетый в шубу-косоворотку и шапку-ушанку. На другом фотоснимке - профильное изображение тангута, волосы которого заплетены в косу. Фотографии, хранящиеся в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ, имеют различные дефекты, многочисленные заломы и разрывы картона и фотобумаги. На некоторых фотографиях сделаны круглые отверстия, вероятнее всего, для закрепления их на стене. Кроме того, некоторые фото покрыты черными и желтыми пятнами. Однако имеющиеся дефекты не искажают содержание изобразительных памятников. Коллекция фотографий, сделанных в 1880-х гг. Августом Ивановичем Скасси, обладает полнотой и достоверностью информации, пригодной как для характеристики повседневной жизни Китая в конце XIX в., так и для оценки результативности научной экспедиции, проведенной под руководством Григория Николаевича Потанина.
Ключевые слова
Г.Н. Потанин,
А И. Скасси,
изобразительные памятники,
Научная библиотека ТГУАвторы
Голев Иван Александрович | Национальный исследовательский Томский государственный университет | магистрант кафедры культурологии и музеологии | ivan.golev.2016@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Семенов П.П. [Предисловие] // Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. Путешествие Г.Н. Потанина 1884-1886. Т. 1. СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1893. С. 9-18.
Потанин Г.Н. Воспоминания (окончание) // Литературное наследство Сибири / гл. ред. Н.Н. Яновский. Новосибирск : Кн. изд-во, 1986. Т. 7. С. 35-150.
Письма Г.Н. Потанина / сост. А.Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский. Иркутск, 1990. Т. 3. 296 с.
Письма Г.Н. Потанина / сост. А.Г. Грумм-Гржимайло, С.Ф. Коваль, Я.Р. Кошелев, Н.Н. Яновский. Иркутск, 1990. Т. 4. 428 с.
Потанин Г. Поездка в Ачун-Нанцзун, монастырь урджянистов // Сибирский сборник: приложение к «Восточному обозрению». СПб., 1886. Кн. 2. С. 136-165.
Морозов С. Русские путешественники-фотографы. М. : Гос. изд-во геогр. лит., 1953. 183 с.
Музееведческое наследие Северной Азии. Вып. 2: Труды музееведов последней трети XIX - первой трети XX века / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк, А.Д. Дементьев, И.А. Голев, С.Е. Григорьева. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2019. 252 с.
Восточное обозрение. СПб., 1887. 15 янв.
Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Вклад Г.Н. Потанина в музейное дело Сибири // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2016. № 404. С. 67-76.
Потанин Г. Кадан-Сюме, ламайский монастырь в Амдо // Сибирская газета. Томск, 1885. 7 июля.