Литературное краеведение как научная проблема (по результатам терминологического и библиометрического анализа) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 46. DOI: 10.17223/22220836/46/23

Литературное краеведение как научная проблема (по результатам терминологического и библиометрического анализа)

В статье проведен терминологический анализ понятия «литературное краеведение» с выделением классов условной эквивалентности по типу отношения к отраслям науки, выведено рабочее определение понятия. На основе научной электронной библиотеки (ЭБ) eLIBRARY.RU представлены результаты библиометрического анализа публикаций по теме «Литературное краеведение» за 2000-2017 гг. Выявлены продуктивные авторы и коллективы, занимающиеся вопросами изучения литературного краеведения. Рассмотрена типовидовая, отраслевая и тематическая структура документального потока по проблеме.

Problems of literary regional studies (the research is based on a terminological and bibliometric analysis).pdf Изучение становления, исторического развития и современного состояния местной культуры стало одним из направлений деятельности библиотек всех регионов России. В настоящее время в связи с общей тенденцией усиления гуманитарного характера краеведческой работы особую актуальность приобретает литературное краеведение [1. С. 162]. Оно позволяет эстетически «открыть», освоить исторически сложившийся пространственный участок (район, край, регион), показать его жизнь, культуру, быт, природу, нравы. Литературное краеведение немыслимо без всестороннего изучения края, всего того в его историческом бытии, что воздействует на автора, на литературную жизнь местности, что формирует личность писателя, отражается в его произведениях и в результате создает уникальный культурный код места, его локальный литературный идентификатор. Сегодня, когда широко изучаются возможности «брендирования» пространства, создания интересных туристически привлекательных событий, местные культурные ландшафты становятся резервами глобальной российской культуры. Рассмотрим понятие «литературное краеведение». В России оно зародилось в 30-40-х гг. XIX в. как разновидность краевой библиографии [2. С. 14]. Первоначально краеведы лишь регистрировали факты местной литературной жизни, слабо связывая их с судьбами общерусской литературы. За время своего развития возникло множество определений: «краевое, местное литературоведение», «краевая литература», «литературоведческое краеведение», «региональное изучение литературы», «областная литература», «литература края», «территориальная литература», «литературный регионализм», «локальное литературоведение» и т.п. [3. С. 23]. В нашем случае используется понятие «литературное краеведение», в котором четко выделен объект изучения в краеведческом плане - литература края [4]. Часто объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.). Анализ доку-ментопотока по теме исследования показал, что авторы, используя термин «литературное краеведение» в своих публикациях, по-разному раскрывают содержание этого понятия. Не прекращаются научные размышления над спецификой и предметом литературного краеведения. По мнению И.Б. Гладковой [5], Н.В. Ганущака, Л. Довыденко [6], литературное краеведение - это отрасль литературоведческой науки. П.В. Куприянов-ский [7. С. 177], А.И. Лазарев [8], Н.Г. Дрондина [9], Л.В. Полякова [3] и другие исследователи подчеркивают его скорее культурологический, чем филологический характер. Многие российские авторы рассматривают литературное краеведение, прежде всего, как региональную составляющую педагогической науки, в большинстве это исследователи-педагоги - М.В. Круцких [10. С. 722], Н.Г. Перевозчикова [11. С. 84], Т.А. Тужикова [12], А. Г. Прокофьева [13]. Комплексность и универсальность литературно-краеведческого знания как ключа к изучению не только литературы и культуры, но и природы, истории, экономики, быта региона подчеркивают в своих исследованиях Т.В. Юрьева [14. С. 231], Н.А. Голубев [15]. При проведении терминологического анализа понятия «литературное краеведение» можно выделить классы условной эквивалентности по типу отношения к отраслям науки: литературоведческой, культурологической, педагогической и симбиотическое комплексное знание. Операционные признаки в каждом классе условной эквивалентности соответствуют векторам развития и актуальным вопросам данной науки (таблица). Терминологический анализ понятия «литературное краеведение» Terminological analysis of the concept of “literary regional studies” Класс условной эквивалентности Операционный признак Определение Область применения Источник Отрасль литературоведческой науки Географическая масштабность изысканий Важная отрасль отечественного литературоведения, направленная на освоение культурного пространства региона Культурология [5] Специфическая отрасль науки о литературе, отличающаяся особым подбором материала и особым аспектом его рассмотрения Педагогика [2. С. 11] Специфическая область науки о литературе, предметом которой является изучение фольклорного наследия и литературных произведений, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, традициями, обычаями, бытом и людьми... края Языкознание [16] Изучение местной литературной жизни (края, области, района, города), биографии писателей, связанных с той или иной местностью (так называемые «литературные места»), где писатель родился, жил, бывал, и т.п. Педагогика [6] Отрасль культурологии Тематические потребности изыскания Специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем Культурология [17] Изучение литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.) Педагогика, история, география [6] Один из путей познания особенностей жизни региона, именно с опорой на тематические и жанровые классификации произведений; структурнопоэтический анализ текстов; литературнокритические, текстологические реалии; комментирование, толкование, издание, составление научной библиографии и написание научной биографии писателей Педагогика, литература [3. С. 22] Окончание таблицы Класс условной эквивалентности Операционный признак Определение Область применения Источник Одно из составляющих педагогической науки Направленность педагогического процесса Одно из направлений патриотического воспитания школьников. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей малой родине, пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью Воспитание патриотизма [10. С. 722] Все это позволяет видеть провинцию как особое культурное гнездо, говорить о существовании «литературного региона», ввести литературное краеведение в качестве регионального компонента образования Педагогика [12] Может способствовать введению обучающихся в мир русской природы и человеческих отношений, познанию этнических процессов и уяснению связи литературы с жизнью, расширению их кругозора и воспитанию жажды познания Экология, психология, воспитание, педагогика [11. С. 85] Официальное проведение регионализации образования в России в конце XX - начале XXI в. выявило значимость краеведения как регионального компонента литературного образования школьников, вызвало к жизни научные исследования разных сторон литературно-краеведческой работы и роли ее в процессе обучения и воспитания Педагогика, литература [13] Комплексное знание Смысловые задачи Предполагает знакомство обучающихся с тем или иным краем через изучение литературы в соответствии с учебными и воспитательными целями и рассматривается как средство приобщения их к духовным ценностям народа. Литературнокраеведческий материал - это извлекаемая из литературно-художественного произведения совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта Педагогика [11. С. 85] Дает уникальный ракурс для изучения исторической, культурологической, социоэкономической и политической специфики региона. Открывает пути решения актуальных (внелитературных) проблем жизни края История, политика, экономика [15] Еще одним важным аспектом выступает социокультурная функция литературного краеведения, которая заключается не только в литературном просвещении, ...но и в актуализации ценностей отечественной культурной традиции и активном влиянии на процесс воспроизводства культуры. Литературное краеведение рассматривает литературу как специфическую социальную деятельность по формированию генеральных смыслов бытия, «программы» развития общества История, социология [14. С. 233] Основное внимание к термину «литературное краеведение» как отрасли литературоведческой науки обращено по операционному признаку - географической масштабности изысканий. Рассмотрено использование термина от значения «важнейшая отрасль отечественного литературоведения» до «изучение местной литературной жизни». В классе условной эквивалентности «отрасль культурологии» важнейшим операционным признаком использования термина становится тематическая потребность изыскания: от установления культурологических связей до познания особенностей жизни региона, от изучения литературных произведений до анализа средств увековечивания памяти о писателях. Наиболее часто термин встречается в работах, посвященных педагогической науке, операционным признаком в этом случае становится направленность педагогического процесса - патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание школьников. Об актуальности использования термина именно в этой сфере говорит и преобладание в области применения педагогики. Четвертый класс условной эквивалентности - комплексное знание, операционным признаком здесь становятся смысловые задачи, решаемые с помощью литературно-краеведческой работы. Актуализация ценностей, приобретение совокупности знаний, нахождение уникального ракурса для изучения специфики развития региона - вот некоторые из предложенных дефиниций. На основе терминологического анализа понятия «литературное краеведение» к использованию в настоящей статье принято следующее определение: Литературное краеведение - комплексное культурологическое знание, устанавливающее связь между литературными произведениями региона и его природой, историей, традициями, бытом, людьми, влияющее на культурное пространство, дающее возможность специфического изучения исторической, социоэкономической и политической специфики региона. В рамках настоящего исследования проведен анализ документного потока по теме «Литературное краеведение» за период с 2000 по 2017 г. (включительно). Поиск источников осуществлен в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Всего выявлено 494 публикации. В процессе их изучения ставились задачи проанализировать динамику документопотока по году издания, определить видовую и отраслевую структуру микропотока, выявить авторов и организации, занимающиеся исследуемой проблемой, обозначить наиболее актуальные вопросы в современном состоянии литературного краеведения. Анализ микропотока по году издания говорит о стабильном росте интереса профессионального сообщества к теме исследования (рис. 1). Рис. 1. Распределение по годам количества публикаций, содержащих в названии, аннотации или ключевых словах термин «литературное краеведение» Fig. 1. Distribution by year of the number of publications containing the term “literary regional studies” in the title, annotation or keywords Последние пять лет публикационная активность по изучаемой тематике очень высокая, что связано с проведением в этот период значительного количества научных конференций. Важную роль в привлечении внимания к теме литературного краеведения сыграли объявленные в России годы культуры (2014), литературы (2015), а также активного развития местного туризма в последние годы. Анализ микропотока по видам документов показал, что наиболее массово проблематика представлена в статьях журналов (42%) и в материалах конференций (36%), пятая часть документопотока по изучаемой тематике представлена книгами. В научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU найдено всего одно диссертационное исследование по рассматриваемой проблематике (Н.Г. Дрондина, 2010 г.) [17]. Круг журналов по проблеме очень разнообразен (142 наименования) и представлен как профессиональными, так и межотраслевыми изданиями. Наиболее продуктивными по исследуемой тематике оказались профессиональные журналы «Библиотечное дело» и «Литература в школе» (по 7 публикаций), «Социальные и гуманитарные науки» и «Педагогический поиск» (по 5 публикаций). Среднее число публикаций на одно наименование журнала составляет 1,52. Столь низкий коэффициент публикаций, приходящихся на один журнал при широком охвате изданий, свидетельствует об интегративном характере современного этапа решения вопросов, связанных с литературным краеведением. Тезис о междисциплинарном характере проблемы подтверждает и анализ отраслевой структуры документопотока. Преобладающее количество публикаций относится к следующим областям: • Литературоведение - 35%. • Педагогика. Образование - 25%. • История - 12%. • Культура. Культурология - 11%. Вопросы литературного краеведения изучаются в рамках географии (8%), социологии (3%), философии (2%), единичные документы в потоке принадлежат к таким отраслям знаний, как информатика, политика, регионо-ведение, экология, религия и др. (рис. 2). Рис. 2. Распределение по годам количества публикаций по исследуемой тематике в отраслевых изданиях Fig. 2. Distribution by year of the number of publications on the subject under study in industry publications Стоит обратить внимание на всплеск публикаций по исследуемой тематике в документопотоке, относящемся к образованию и литературоведению в 2006 г., общий рост числа публикаций в 2010, спад в 2011 и интенсивное развитие темы начиная с 2012 г. Наиболее динамично рост публикаций по вопросам литературного краеведения развивается в литературоведении и образовании, более стабильно тематика освещается в культуроведческих и исторических источниках. Отмечается факт, что количество документов на тему исследования в области культуры и культурологии в 2017 г. снизилось. Анализируя тематическую структуру микропотока, можно обозначить наиболее актуальные вопросы в современном состоянии литературного краеведения. В публикациях, посвященных литературоведческой тематике, наибольшее количество работ посвящено исследованию жизни и творчества писателей (72%), филологическим работам по анализу литературного текста (26%), изучению местного фольклорного материала (2%). Значительное количество публикаций (25% от общего числа) посвящено вопросам преподавания литературного краеведения в школах и учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Многосторонний характер исследований подчеркивает наличие разнообразных подходов к изучению литературного краеведения в учебных заведениях. Наиболее часто встречаются публикации, посвященные различным методам преподавания литературного краеведения (75%), в работах анализируется роль литературного краеведения в формировании национального самосознания, социальной позиции и патриотизма молодого поколения (10%), часть публикаций посвящена духовнонравственному воспитанию учащихся в процессе изучения местного литературного материала (8,3%), разрабатывается понятие православного литературного краеведения (1,4%), наличествуют работы, посвященные развитию творческих способностей в процессе изучения дисциплины (6,3%). Литературное краеведение широко применяется при изучении отдельных регионов России, в том числе при проведении исторических, географических исследований, и в публикациях, посвященных вопросам развития и раскрытия туристической привлекательности отдельных мест. С 2010 г. появились публикации, освещающие культурологические вопросы, раскрывающие роль литературного краеведения в сохранении и воспроизводстве местных культур. Анализ количества конференций различных уровней, на которых звучали доклады на исследуемую тематику, также показывает стремительный рост интереса к проблеме литературного краеведения с 2013 г. (рис. 3). Всего за период 2013-2017 гг. тема литературного краеведения освещалась на 47 международных, 35 всероссийских, 12 региональных и 5 других (областных, зональных) конференциях. Показательно, что профессиональное мероприятие - X Всероссийский лагерь сельских библиотекарей, прошедший в 2015 г., был полностью посвящен теме «Библиотека XXI века - территория литературного краеведения» [18]. Причин такого всплеска внимания к литературному краеведению можно предположить несколько: «это признак демократизации нашей жизни и резкого роста роли провинции» (председатель Союза краеведов России, академик Российской академии образования С.О. Шмидт [19]); «интеллект, разнообразие интересов и разнообразие возможностей стали гораздо более востребованы» (директор музейной программы Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение» М. Шубина [20]); «произошло появление модных понятий - „микроистория“, „повседневная история“» (проректор по учебной работе Алтайского государственного педагогического университета, научный сотрудник лаборатории исторического краеведения АлтГПУ, кандидат исторических наук, доцент А. Контев [21]); библиотеки стали опорными пунктами краеведческого туризма [22]. 35 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 ill Международные ■ Всероссийские ■ Региональные И Прочие Рис. 3. Распределение по годам конференций различных уровней Fig. 3. Distribution by year of conferences of various levels Анализ авторской структуры микропотока документов выявил 475 авторов, обращающихся к теме исследования. Большая часть публикаций представлена одним автором (82%). Наибольшее количество публикаций по исследуемой проблеме найдено у сотрудника Благовещенского государственного педагогического университета А.В. Урманова (9 публикаций), по 6 публикаций у Л.В. Поляковой (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина) и А.Г. Прокофьевой (Оренбургский государственный педагогический университет), по 5 публикаций у И.В. Грачёвой (Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина), Л.И. Новиковой (Российская национальная библиотека), Т.А. Сироткиной (Сургутский государственный педагогический университет). Наиболее цитируемые работы в НЭБ eLIBRARY.RU - сборник статей «Сибирский текст в русской культуре», редакторы А.П. Казаркин и Н.В. Серебренников - сотрудники Томского государственного национального исследовательского университета (22 цитирования). Анализ структуры микропотока документов по признаку научного коллектива позволяет выявить круг основных организаций, чьи сотрудники публиковали работы по исследуемой тематике. Всего выявлено 85 организаций, в количественном соотношении наибольшее количество публикаций приходится на сотрудников Оренбургского государственного педагогического университета (10 публикаций), Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (7 публикаций), Тверского государственного университета (6 публикаций), Томского государственного университета (5 публикаций). По 4 публикации у сотрудников Череповецкого государственного университета, Челябинского государственного университета, Гла-зовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко. Среди организаций преобладают высшие учебные заведения (81% от общего количества организаций), значительная доля публикаций принадлежит специализированным институтам и организациям (11%), например, Обществу изучения Коми края, Кировскому областному комитету госстатистики, Московскому центру подготовки туристических кадров, комитету по культуре г. Санкт-Петербурга и др. Чуть меньшая доля публикаций принадлежит библиотекам (8,2%), в том числе Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Дальневосточной государственной научной библиотеке и др. Анализ документопотока по теме исследования позволяет сделать следующие выводы: 1. Публикации, посвященные литературному краеведению, преимущественно представлены в статьях журналов, среди которых особо продуктивными являются профессиональные издания «Библиотечное дело», «Литература в школе», «Социальные и гуманитарные науки», «Педагогический поиск». Стабильный рост публикаций и числа конференций по теме указывает на возрастающий интерес к исследуемому вопросу. 2. Вопросы литературного краеведения изучаются в целом ряде гуманитарных наук - литературоведении, педагогике, культурологии, истории и географии. Исследовательский подход с разных точек зрения позволяет выработать различные методы получения краеведческой информации из первичных литературно-краеведческих источников. 3. Наибольшее количество публикаций по теме исследования принадлежит сотрудникам вузов и учебным заведениям из регионов России - Южный Урал, Сибирь, Амурская область, что говорит не только о наличии местного литературно-краеведческого материала, но и о востребованности его изучения и продвижения с различными целями. Существенное место занимает работа над брендированием отдаленных от Центральной России мест и повышением туристической привлекательности регионов. Литературное краеведческое наследие страны - уникальный информационный ресурс и усилия по его развитию, сохранению и предоставлению потребителю прилагаются на всех уровнях и в самых различных организациях. Сложно переоценить роль библиотек в этом процессе, именно эти структуры имеют богатый опыт работы с информацией и обладают необходимым кадровым, технологическим и ресурсным обеспечением.

Ключевые слова

краеведческая деятельность, литературное краеведение, библиотечное краеведение, структура микропотока документов, продуктивность научных журналов, библиометрический анализ, научная электронная библиотека eLIBRARY.RU

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тараненко Любовь ГеннадиевнаКемеровский государственный институт культурыкандидат педагогических наук, заведующая кафедрой технологии документальных коммуникацийlubgt@mail.ru
Боронихина Оксана ВалентиновнаКемеровский государственный институт культурымагистрант кафедры технологии документальных коммуникаций факультета информационных и библиотечных технологийart-bibl@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Тараненко Л.Г. Литературное краеведение в библиотеках: новые грани развития // Ученые записки. Барнаул : Изд-во Алт. ГАКИ, 2017. № 2. С. 162-165.
Ганущак Н.В. Литературное краеведение. Сургут : Изд-во СурГПУ, 2013. 87 с.
Полякова Л.В. Регион как источник творчества и объект науки по литературе // Филологическая регионалистика. 2009. С. 21-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/region-kak-istochnik-tvorchestva-i-obekt-nauki-o-literature (дата обращения: 09.01.2019).
Милонов Н.А. Литературное краеведение : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1985. 192 с.
Гладкова И.Б. Литературное краеведение: опыт изучения и применения в историкокультурологическом контексте // Библиотечное краеведение как фактор повышения культурного потенциала региона : материалы обл. межвед. науч.-практ. конф. (Омск, 15-16 дек. 2005 г.). Омск : Изд-во Ом. ГОНБ, 2006. 122 с.
Довыденко Л. О литературном краеведении [2015]. URL: http://dovydenko.ru/publitsis-tika/255-o-literaturnom-kraevedenii.html (дата обращения: 09.01.2019).
Куприяновский П.В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. 1984. № 1. C. 177-181.
Лазарев А.И. Проблемы изучения литературы и фольклора: исторические, культурологические и теоретические подходы : сб. науч. трудов / ЧелГУ, Ин-т гум. проблем. Челябинск : Восточные ворота, 2008. 180 с.
Дрондина Н.Г. Литературное краеведение в процессе воспроизводства культуры в регионе // Регионология. 2008. URL: http://regionsar.ru/ru/node/170 (дата обращения: 09.01.2019).
Круцких М.В. Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников // Молодой ученый : сетевой журн. 2017. № 14. С. 722-724. URL: https://moluch.ru/archive/148/41466/(дата обращения: 09.01.2019).
Перевозчикова Н.Г. Литературное краеведение как методическое средство в изучении русской литературы в средних профессиональных образовательных организациях // Казанский пед. журн. 2018. № 1. С. 84-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/literaturnoe-kraevedenie-kak-metodicheskoe-sredstvo-v-izuchenii-russkoy-literatury-v-srednih-professionalnyh-obrazovatelnyh (дата обращения: 09.01.2019).
Тужикова Т.А. Методическая система изучения литературы Сибири : дис.. канд. пед. наук. Томск, 2006. URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/metodicheskaja-sistema-izuchenija-literatury-sibiri.html (дата обращения: 09.01.2019).
Прокофьева А.Г. Краеведение как основной региональный компонент литературного образования : дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1997. 411 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/ 114982.html (дата обращения: 09.01.2019).
Юрьева Т.В. Культурологическая составляющая литературного краеведения // Матер. Всерос. съезда краеведов-филологов (Ярославль, 27-30 янв. 2016 г.). Ярославль : Академия, 2016. С. 231-233. URL: http://uchitel-slovesnik.ru/data/uploads/literaturnoe-kraevedenie/vseros_kraeved_sezd_14_12_15.pdf (дата обращения: 09.01.2019).
ГолубевН.А. Формирование локального текста: ивановский опыт : дис.. канд. филол. наук. Иваново, 2014. 241 с. URL: http://kzref.org/formirovanie-lokalenogo-teksta-ivanovskij-opit.html (дата обращения: 09.01.2019).
Отдел русского языка и литературы // Блог. Донецк, 2015. URL: http://kabruss.blogspot.com/2015/05/blog-post_21.html (дата обращения: 08.01.2019).
Дрондина Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема: на материале Мордовского края : дис.. канд. культурологии. Саранск, 2010. URL: http://www.disser-cat.com/content/literaturnoe-kraevedenie-kak-kulturologicheskaya-problema (дата обращения: 09.01.2019).
В Краснодарском крае состоялся X юбилейный Всероссийский лагерь сельских библиотекарей // РБА : новости. 2015. URL: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=4785 (дата обращения: 09.01.2019).
Шмидт С.О. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Новостной сайт «Известия». IZ. 2003. URL: https://iz.ru/news/285208 (дата обращения: 09.01.2019).
Шубина М. Разговаривать через человеческие судьбы // Сибирский форум: интеллектуальный диалог. 2015. URL: http://sibforum.sfu-kras.ru/node/764 (дата обращения: 09.01.2019).
Контев А. История интересна своими нюансами // Новости сибирской науки. 2017. URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/po-uchebnoy-rabote-07062017 (дата обращения: 09.01.2019).
Библиотека и краеведческий туризм: современные подходы // Тамбов, 2017. URL: http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/Обновление_ЭКНД/2423.pdf (дата обращения: 09.01.2019).
 Литературное краеведение как научная проблема (по результатам терминологического и библиометрического анализа) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 46. DOI: 10.17223/22220836/46/23

Литературное краеведение как научная проблема (по результатам терминологического и библиометрического анализа) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2022. № 46. DOI: 10.17223/22220836/46/23