Гелиографическая миссия: история и миф. Часть 1
Проект Гелиографической миссии считается одним из наиболее специфических явлений в истории фотографии. Его оценивают и как систему, связанную с фиксацией и охраной исторических памятников и как материал, соотнесенный с развитием новой изобразительной программы. Задача данной статьи - обозначить исторический регламент и содержательные концепты Гелиографической миссии. В статье обозначены три основных вектора исследования. Первый - положение Гелиографической миссии в системе официальных институций по охране памятников и фотографических обществ. Второй - положение Гелиографической миссии в системе архитектурной фотографии. Третий - исследование визуальной практики Гелиографической миссии и связанное с ней формирование идеологического и визуального стандарта. В первой части статьи рассмотрены основные исторические и институциональные аспекты, связанные с формированием Гелиографической миссии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
Гелиографическая миссия,
архитектурная фотография,
фотография города,
охрана памятников,
Гюстав Ле Грей,
Ипполит Баярд,
Анри Ле Сек,
Эдуард Бальдю,
Огюст МестральАвторы
Васильева Екатерина Викторовна | Санкт-Петербургский государственный университет | канд. искусствоведения, доцент | ev100500@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Васильева Е. Город и Тень. Образ города в художественной фотографии XIX-XX веков. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013. 280 c.
Mondenard A. La Mission heliographique: Cinq photographes parcourent la France en 1851. Paris: Monum, Editions du patrimoine, 2002. 320 p.
Krauss R. Photography's Discursive Spaces: Landscape/View // Art Journal. 1982. Vol. 42, № 4. The Crisis in the Discipline (Winter). P. 311-319.
Rouille A. La Photographie: entre document et art contemporain. Paris: Gallimard, 2005. 704 p.
Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 4 (37). С. 65-86.
Mondenard A. La Mission heliographique: mythe et histoire // Etudes photographiques. 2 Mai 1997. URL: http://journals.openedition.org/etudesphotographiques/127 (accessed: 10.07.2023).
Marbot B. A l'origine de la photographie, le calotype au passe et au present. Paris: Bibliotheque nationale, 1979.
Marbot B. After Daguerre: Masterworks of French Photography (1848-1900) from the Bibliotheque Nationale. New York: MOMA, 1980. 187 p.
Lecuyer R. Histoire de la photographie. Paris: SNEP-Illustration, 1945. 455 p.
Gernsheim A., Gernsheim H. The History of Photography from the Earliest Use of the Camera Obscura in the Eleventh Century up to 1914. Londres; New York; Toronto: Oxford University Press, 1955. 395 p.
Newhall B. The History of Photography: From 1839 to the Present. New York: The Museum of Modern Art, 1937. 240 p.
Christ Y., Neagu P. et al. La Mission heliographique, photographies de 1851. Paris: Inspection Gelnelrale des Museles Classels et Controlels, 1980. 220 p.
Васильева Е. 36 эссе о фотографах. СПб.: Пальмира, 2022. 255 с.
Степанов М. Воображение фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 148-151.
Berce F. Des monuments historiques au patrimoine du XVIIIe siecle a nos jours, ou "Les egarements du creur et de l'esprit". Paris: Flammarion, 2000. 225 p.
Auduc A. Le budget des Monuments historiques 1830-1920: les moyens d'une politique de protection // Livraisons d'histoire de l'architecture, 1er semester. 2002. № 3. P. 75-102.
Choay F. L'Allegorie du patrimoine. Paris: Ed. du Seuil, 1992. 273 p.
Гройс Б. О Новом // Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 113-244.
Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020. № 3 (37). С. 5772.
Benjamin W. L'reuvre d'art a l'epoque de sa reproduction mecanisee (Das Kunstwerk im Zeit-alter seiner technischen Reproduzierbarkeit) // Zeitschrift fur Sozialforschung. 1936. № 5, Heft 1. S. 40-66.
Даниэль С. Картина классической эпохи (Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века). М.: Искусство, 1986. 220 р.
Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 312 с.
Foucault M. L'Archeologie du savoir. Paris: Editions Gallimard, 1969. 288 p.
Trahndorff K.F.E. Asthetik oder Lehre von Weltanschauung und Kunst. 2 Bde. Berlin: Maurer, 1827.
Bergande W. The creative destruction of the total work of art. From Hegel to Wagner and beyond // The death and life of the total work of art / eds. C.Ruhl, C. Dahne, H. Rixt. Berlin: Jovis, 2014. P. 128-145.
Krejci H., Arco A., Steinbrugge B. Utopia Gesamtkunstwerk. Koln: Verlag der Buchhand-lung Walther Konig, 2012. 242 p.
Szeemann H. Der Hang zum Gesamtkunstwerk. Europaische Utopien seit 1800. Ausstel-lungs-Katalog. Zurich: Kunsthaus, 1983. 511 p.
Plata M. de la, Diaz A., Cruz F. Between Le Duc and Merimee. Talking about Vezelay // Structures and Architecture: Concepts, Applications and Challenges. London: Taylor & Francis Group, 2013. P. 1972-1979.
Bresc-Bautier G., Chancel-Bardelot B. Un musee revolutionaire: le musee des Monuments fran9ais d'Alexandre Lenoir. Paris: Louvre editions, 2016. 384 p.
Richter M. Tocqueville and Guizot on democracy: from a type of society to a political regime // History of European Ideas. 2004. №" 30. P. 61-82.
Darcos X. Prosper Merimee. Paris: Flammarion, 1998. 544 p.
Васильева Е. Фотография: к проблеме вещи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2022. Т. 12, № 2. С. 275-294.