Семиотический метод исследования системы «текст–образ» в каллиграфическом орнаменте
В статье уточняется термин «каллиграфический орнамент» как самостоятельная единица орнаментики, определяется его место в системе орнаментального искусства, обсуждается особенность исследования каллиграфического орнамента методами семиотики. Исследован синтез образа и текста, который является особенностью видов каллиграфического орнамента, поскольку мотивы и текст в композиции взаимозависимы и взаимоопределяемы, и являются неслучайным соединением букв и образов. В качестве результатов исследования представлен пример семиотической распаковки каллиграфического орнамента «зеркальный почерка). Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
орнамент,
каллиграфический орнамент,
семиотика,
семантика,
знак,
символ,
арабская орнаментикаАвторы
Пелевина Наталия Евгеньевна | Тувинский государственный университет | аспирантка факультета истории, кафедры философии | na-talie.pelevina@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996.
Буткевич Л.М. История орнамента. М.: ВЛАДОС, 2021.
Привалова В.М. Семантика орнамента в семиотике культуры. Самара: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: АСТ, 2023.
Иванов Н.А. Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 3 (20). С. 14-25.
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука, 2007. Т. VI.
Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Машинное орнаментирование. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
Пелевина Н.Е., Кухта М.С., Хомушку О.М. Символы и смыслы каллиграфического орнамента // Северные архивы и экспедиции. 2024. Т. 8, №" 1. С. 57-63.
Фокина Л.В. Орнамент. М.: Феникс, 2005.
Кухта М.С., Кужугет А.К., Пелевина Н.Е. Территория смысла традиционной культуры Тувы // Северные архивы и экспедиции. 2022. Т. 6, № 2. С. 87-93.
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М.: ВЛАДОС, 2010.
Джураев Х.Х. История школы каллиграфии и оформление рукописных книг в Средней Азии (XV-XX веков) // Гуманитарный трактат. 2018. № 36. С. 11-15.
Сайко Э.В. Ритмы, "образующие" человека, и человек, образующий ритмы // Мир психологии. 2002. № 3 (31). С. 3-13.
Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. М.: Издание Общества Истории и Древностей Российских при МГУ, 1918.
Соболев Н.Н. Русский орнамент. М.: Гос. архитектурное изд-во, 1948.
Мурашкин И.С. Художественно-образные возможности кириллицы в современном графическом искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2016. № 1-1. С. 249-261.
Кухта М.С. Лингвистическая онтология мифа. Томск: Изд-во ТПУ, 2023.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Акад. проект, 2013.
Greimas A.J. Semantique structural. Paris: Larousse, 1966.
Навои А. Фархад и Ширин. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1946.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.
Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент среднеазиатского междуречья IX - начала XIII века // Искусство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искусств. М., 1978.
Саидова А. С. Исламская каллиграфия в орнаментальном искусстве Гамзата Газимагомедова. // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, Дагестан, 2019. № 18. С. 102-109.
Окилов Э.И. Направления и этапы развития таджикской каллиграфии. Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии им. Дониша, 1992.
Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. М.: Искусство, 1973.
Грабар О. Формирование исламского искусства. М.: ООО "Садра", 2016.
Моцатти Л. Искусство ислама. М.: АРТ-РОДНИК, 2012.
Келичхани Х.-Р. Иранская каллиграфия: знакомство с традицией. М.: ООО "Садра", 2019.