Семиотический метод исследования системы «текст–образ» в каллиграфическом орнаменте | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/9

Семиотический метод исследования системы «текст–образ» в каллиграфическом орнаменте

В статье уточняется термин «каллиграфический орнамент» как самостоятельная единица орнаментики, определяется его место в системе орнаментального искусства, обсуждается особенность исследования каллиграфического орнамента методами семиотики. Исследован синтез образа и текста, который является особенностью видов каллиграфического орнамента, поскольку мотивы и текст в композиции взаимозависимы и взаимоопределяемы, и являются неслучайным соединением букв и образов. В качестве результатов исследования представлен пример семиотической распаковки каллиграфического орнамента «зеркальный почерка). Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

орнамент, каллиграфический орнамент, семиотика, семантика, знак, символ, арабская орнаментика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пелевина Наталия ЕвгеньевнаТувинский государственный университетаспирантка факультета истории, кафедры философииna-talie.pelevina@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996.
Буткевич Л.М. История орнамента. М.: ВЛАДОС, 2021.
Привалова В.М. Семантика орнамента в семиотике культуры. Самара: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: АСТ, 2023.
Иванов Н.А. Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 3 (20). С. 14-25.
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука, 2007. Т. VI.
Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Машинное орнаментирование. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.
Пелевина Н.Е., Кухта М.С., Хомушку О.М. Символы и смыслы каллиграфического орнамента // Северные архивы и экспедиции. 2024. Т. 8, №" 1. С. 57-63.
Фокина Л.В. Орнамент. М.: Феникс, 2005.
Кухта М.С., Кужугет А.К., Пелевина Н.Е. Территория смысла традиционной культуры Тувы // Северные архивы и экспедиции. 2022. Т. 6, № 2. С. 87-93.
Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М.: ВЛАДОС, 2010.
Джураев Х.Х. История школы каллиграфии и оформление рукописных книг в Средней Азии (XV-XX веков) // Гуманитарный трактат. 2018. № 36. С. 11-15.
Сайко Э.В. Ритмы, "образующие" человека, и человек, образующий ритмы // Мир психологии. 2002. № 3 (31). С. 3-13.
Щепкин В.Н. Учебник русской палеографии. М.: Издание Общества Истории и Древностей Российских при МГУ, 1918.
Соболев Н.Н. Русский орнамент. М.: Гос. архитектурное изд-во, 1948.
Мурашкин И.С. Художественно-образные возможности кириллицы в современном графическом искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2016. № 1-1. С. 249-261.
Кухта М.С. Лингвистическая онтология мифа. Томск: Изд-во ТПУ, 2023.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Акад. проект, 2013.
Greimas A.J. Semantique structural. Paris: Larousse, 1966.
Навои А. Фархад и Ширин. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1946.
Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.
Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент среднеазиатского междуречья IX - начала XIII века // Искусство Среднего Востока. Избранные труды по истории и теории искусств. М., 1978.
Саидова А. С. Исламская каллиграфия в орнаментальном искусстве Гамзата Газимагомедова. // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, Дагестан, 2019. № 18. С. 102-109.
Окилов Э.И. Направления и этапы развития таджикской каллиграфии. Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии им. Дониша, 1992.
Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. М.: Искусство, 1973.
Грабар О. Формирование исламского искусства. М.: ООО "Садра", 2016.
Моцатти Л. Искусство ислама. М.: АРТ-РОДНИК, 2012.
Келичхани Х.-Р. Иранская каллиграфия: знакомство с традицией. М.: ООО "Садра", 2019.
 Семиотический метод исследования системы «текст–образ» в каллиграфическом орнаменте | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/9

Семиотический метод исследования системы «текст–образ» в каллиграфическом орнаменте | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/9