Детский портрет в живописи испанских колоний XVII–XVIII столетий
Традиция создания детского портрета и его иконографические типы приходят в живопись испанских колоний из метрополии. В колониях были распространены семейные портреты, групповые и персональные детские изображения. К отдельным группам относят посмертные и погребальные портреты и вотивные изображения, созданные в честь исцеления ребенка от смертельной болезни. Художники новоиспанской живописной школы, в сравнении с другими испанскими колониями, создали больше всего детских портретов и сильнее всего были зависимы от испанского портрета. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
портрет,
дети,
колониальная живопись,
ИспанияАвторы
Морозова Анна Валентиновна | Санкт-Петербургский государственный университет | доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории западноевропейского искусства Института истории | amorozova64@mail.ru / a.v.morozova@spbu.ru |
Федоренко Валентина Захаровна | Санкт-Петербургский государственный университет; Российская академия художеств | инженер-исследователь кафедры истории западноевропейского искусства Института истории; главный научный сотрудник, научный руководитель Центра научных учреждений | junga1989@gmail.com / v.fedorenko@spbu.ru |
Всего: 2
Ссылки
Ведюшкин В.А., Попова Г.А. История Испании. Т. 1: С древнейших времен до конца XVII в. М.: Индрик, 2012. 696 с.
Painting in Latin America 1550-1820 / ed. by L.E. Alcala, J. Brown. New Haven, London: Yale University Press, 2014. 479 p.
Revelaciones: Las artes en America Latina 1492-1820 / compl. J.J. Rishel, S. Stratton-Pruitt. Mexico: Fondo de Cultura Economica, 2007. 576 p.
Федосов Д.Г. Андские страны в колониальную эпоху. Религиозная и художественная картина мира. М.: КомКнига, 2006. 248 с.
Engel E.A. Artistic invention as tradition in the portrait painting of Late-Colonial Lima // Anales del Instituto de Investigaciones Esteticas. 2018. Vol. 40, № 113. P. 41-79.
Rodriguez Moya I. El retrato de la elite en Iberoamerica siglos XVI a XVIII // Tiempos de America: Revista de historia, cultura y territorio. 2001. №" 8. P. 79-92.
Rodriguez Moya I. La mirada del virrey iconografia del poder en la Nueva Espana. Castellon: Universitat Jaume I, 2003. 203 p.
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. 415 с.
De Mause L. Historia de la Infancia. Madrid: Alianza, 1982. 471 p.
Diaz Barriga Cuevas A. La representacion social de la infancia mexica a principios del siglo XVI // Nuevas miradas a la historia de la infancia en America Latina. Entre practicas y representaciones / coord. S. Sosenski, E. Jackson Albarran. Mexico, Instituto de Investigaciones Historicas: Universidad Nacional Autonoma de Mexico, 2012. P. 23-62.
Historia del Arte en Iberoamerica y Filipinas. Materiales Didacticos III: Artes Plasticas / coord. R. Gutierrez Vinuales, M.L. Bellido Gant. Granada: Universidad, 2005. 387 p.
Moyssen L.X. Basilio de Salazar: un pintor del siglo XVII // Anales del Instituto de Investigaciones Esteticas. 1976. № 46. P. 49-57.
Rodriguez Moya I. Devocion y nacion. El retrato de donante en los virreinatos americanos // Norba: Revista de arte. 2018. №" 38. P. 109-131.
Rodriguez Moya I. La evolucion de un genero: el retrato en el barroco novohispano y el primer Mexico independiente // De novohispanos a mexicanos: retratos e identidad colectiva en una sociedad en transicion / T. Perez Vejo, M.Ya. Quezada. Mexico: Instituto Nacional de Antropologia e Historia, 2009. P. 26-47.
Estabridis Cardenas R. Iconografia del poder en el Reino del Pera de 1750 al. epilogo colonial: el retrato y la fiesta // Arte, poder e identidad en Iberoamerica: de los virreinatos a la construccion nacional / ed. I. Rodriguez Moya. Castellon: Universitat Jaume I, 2008. P. 117-144.
Rodriguez Moya I. Iconografia del Virrey Marques de las Amarillas: retratos oficiales y alegoricos // Arte, poder e identidad en Iberoamerica: de los virreinatos a la construccion nacional / ed. I. Rodriguez Moya. Castellon: Universitat Jaume I, 2008. P. 145-172.
Checa Cremades F. Pintura y escultura del Renacimiento en Espana, 1450-1600. Madrid: Catedra, 1988. 486 p.
Vargas Lugo E. Una aproximacion al. estudio del retrato en la pintura novohispana // Anuario de estudios americanos. 1981. №" 38. P. 671-692.
Полевой В.М. Искусство стран Латинской Америки. М.: Искусство, 1967. 324 с.
Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки: конец XV - первая четверть XIX в. М.: Искусство, 1972. 143 с.
Тананаева Л.И. Между Андами и Европой. М.: "Дмитрий Буланин", 2003. 308 с.
Тананаева Л.И. Очерки кубинского искусства XVI-XX веков. СПб.: Алетейя, 2001. 301 с.
Curiel G. Retrato de la familia Fagoaga-Arozqueta // Revista electronica "Imagenes" del Instituto de Investigaciones esteticas. URL: https://www.esteticas.unam.mx/revista_imagenes/imago/ima_curiel03.html (дата обращения: 29.06.2023).
Marques de Selva Alegre e hijos // ARCA. Arte colonial. URL: https://arca.uniandes.edu.co/obras/13537 (дата обращения: 29.06.2023).
Marquesa de Selva alegre e Hijos // ARCA. Arte colonial. URL: https://arca.uniandes.edu.co/obras/15270 (дата обращения: 29.06.2023).
Yepez Suarez S.P. Entre lo criollo y lo neoincasico: la vestimenta mujeril quitense durante el Siglo de las Luces // Revista Sarance. 2021. № 46. P. 34-66.
Mendez Gdmez S. Identidades afrodescendientes en el retrato familiar: un recorrido por la cultura visual transatlantica del s. XVII-XVin // XXIII Coloquio de Historia Canario-Americana. (2018), XXIII-102. URL: http://coloquioscanariasamerica.casadecolon.com/index.php/CHCA/article/view/10498 (дата обращения: 29.06.2023).
Farriol R., Martinez J.M. Arte en Chile: 3 miradas. Santiago: Andros Impresores, 2014. 105 p.
Arbeteta Mira L. Precisiones iconograficas sobre algunas pinturas de la coleccion del Museo de America, basadas en el estudio de la joyeria representada // Anales del Museo de America. 2007. № 15. P. 141-171.
Cobo Delgado G. Retratos infantiles en el reinado de Felipe III y Margarita de Austria: entre el afecto y la politica // Anuario del Departamento de Historia y Teoria del Arte. 2013. Vol. 25. P. 2342.
Saez Gonzalez M. Los condes de Lemos y Peru: el virrey don Pedro Antonio Fernandez de Castro X cobde de Lemos // Anales del Museo de America. 2017. № 25. P. 140-152.
Manuela Molina Mosqueira y de la Barrera // ARCA. Arte colonial. URL: https://arca.unian-des.edu.co/obras/2572 (дата обращения: 29.06.2023).
Dona Maria de la Luz Padilla y G6mez de Cervantes // Brooklyn Museum. Open collection. URL: https://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/2826 (дата обращения: 29.06.2023).
Jose de Vergara y Azcarate // ARCA. Arte colonial. URL: https://arca.uniandes.edu.co/obras/16581 (дата обращения: 29.06.2023).
Cobo Delgado G. Una imagen por gratitud: exvotos de ninos en la Espana del siglo XVIII // Meditaciones en torno a la devocion popular / coord. J.A. Peinado Guzman, M. del Amor Rodriguez Miranda. Cordoba: Asociacion "Hurtado Izquierdo", 2016. P. 89-113.
Rodriguez Moya I. Ritual y representaci6n de la muerte del rey en la monarquia hispanica // Potestas: Religi6n, poder y monarquia. 2012. № 5. P. 155-191.
Cruz Lazcano V. Mortaja bendita: un habito para la eternidad. Carmelitas descalzos y practicas funerarias en Nueva Espana Borb6nica // Prolija Memoria. Segunda epoca. 2018. № 2. P. 79102.
Justo Estobaranz A. El clero se retrata: imagenes de eclesiasticos quitenos durante el Barroco // Barroco iberoamericano: identidades culturales de un imperio / coord. C. L6pez Calder6n, M. de los Angeles Fernandez Valle, I/ Rodriguez Moya. 2013. Vol. 1. P. 31-50.
Navarro S. La pintura de castas mas alla del afan clasificatorio: la serie de castas de Miguel Cabrera (1763) // Encrucijada de la palabra y la imagen simb6licas. Estudios de emblematica / ed. Jose J. de Olaneta. Barcelona, 2017. P. 541-552.
Estabridis Cardenas R. El grabado en Lima virreinal: documento hist6rico y artistico (siglo XVI al. XIX). Fondo Editorial UNMSM, 2002. 343 p. URL: http://fondoeditorial.unmsm.edu.pe/index.php/fondoeditorial/catalog/book/38. (дата обращения: 29.06.2023).