Городской фаунд-арт и проблема музеефикации современного уличного искусства | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/20

Городской фаунд-арт и проблема музеефикации современного уличного искусства

В последние годы стремительно меняется статус уличного искусства. Если раньше оно было маргинальным, нелегальным и не рассматривалось в полном смысле в качестве искусства, то к настоящему времени оно сделалось, с одной стороны, по-настоящему массовым, а с другой - предметом активного интереса со стороны художественных институций. С каждым годом появляется все больше фестивалей уличного искусства и музеев стрит-арта под открытым небом. Этот процесс дискурсивного присвоения, музеефикации стрит-арта был отчасти описан и предсказан Жаном Бодрийяром, который ценность стрит-арта видел в другом - в его способности оставаться в стороне от идеологической и институциональной опознаваемости. Задача статьи состоит в том, чтобы найти и описать примеры уличного искусства, которые обладали бы внутренним иммунитетом к процессам музеефикации и идеологического перехвата. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

фаунд-арт, Андрей Черкасов, музеефикация, стрит-арт

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мартынов Михаил ЮрьевичНезависимый исследовательgolossa@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Самутина Н., Запорожец О., Кобыща В. Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры // Неприкосновенный запас. 2012. № 6 (86). С. 221-244.
Маяковский В.В. Декрет № 1 о демократизации искусств // Собрание сочинений: в 12 т. Т. 2: Стихи; Статьи, 1917-1925. М.: Гос. изд-во "Худож. лит"., 1939. С. 463-464. URL: http://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/mp0/mp2/mp2-463-.htm (дата обращения: 10.01.2024).
Каменский В. Путь энтузиаста. М.: Федерация, 1931. 272 с.
Lewisohn C. Street Art: The Graffiti Revolution. London: Tate Publishing, 2008. 160 p.
Graffiti and Street Art: Reading, Writing and Representing the City / eds. K. Avramidis, M. Tsilimpounidi. London: Routledge, 2017. 282 p.
Бодрийяр Ж. Kool Killer, или Восстание посредством знаков // Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С. 155-166.
Пригарина И.А. Стрит-арт: можно ли улицу поместить в музей? // Вопросы музеологии. 2020. № 11 (1). С. 110-118.
Bengtsen P. The Street Art World. Lund: Almendros de Granada Press, 2014. 243 p.
Caprioli C. Blu in Bologna: Collateral Damages.Interview with Peter Bengtsen. Inchiesta, 2016. 1 April. URL: http://www.inchiestaonline.it/arte-poesia/peter-bengtsen-blu-a-bologna-danni-collaterali/ (дата обращения: 10.01.2024).
Егорова А.А. Коммуникативные стратегии стрит-арт (на примере практик екатеринбургских художников) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). С. 127-137.
Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 136 с.
Самутина Н. Пружинки Гамбурга: граффити-райтер Oz и невидимое сообщество видящих // Микроурбанизм. Город в деталях. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 316345.
Савицкая А., Филатов А. Краткая история нижегородского уличного искусства. М.: Музей современного искусства "Гараж", 2019. 160 с.
 Городской фаунд-арт и проблема музеефикации современного уличного искусства | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/20

Городской фаунд-арт и проблема музеефикации современного уличного искусства | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/20