Потенциал фотографии как исторического источ-ника в изучении визуальной репрезентации кочевых народов Азии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/21

Потенциал фотографии как исторического источ-ника в изучении визуальной репрезентации кочевых народов Азии

В статье оценивается потенциал старых архивных фотографий как исторического источника и памятника материальной культуры в изучении особенностей визуальной репрезентации кочевых народов Азии в имперской России (на примере ойрат-калмыков). Описан алгоритм комплексного анализа архивных фотографий, изображающих представителей кочевых народов с середины имперского периода в России. Изложены основные проблемы и ограничения анализа исторических визуальных документов, а также предложены возможные варианты их решения. благодарим за предоставленные фотоматериалы коллекционера С.Ю. Степанова. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

материальная культура Азии, визуальные репрезентации, визуальная антропология, комплексный анализ, фотография как исторический источник, открытки, ойрат-калмыки

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сергеева Наталия МихайловнаСамарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королевакандидат социологических наук, доцент кафедры методологии социологических и маркетинговых исследованийbo-na-mi@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Сергеева Н.М., Четырова Л.Б. Визуальная репрезентация ойрат-калмыков и тувинцев в контексте быта // Новые исследования Тувы. 2022. № 4. С. 257-275.
Четырова Л.Б., Сергеева Н.М. Советская модерность в визуальной перспективе (на примере ойрат-калмыков и тувинцев) // Новые исследования Тувы. 2022. № 2. С. 239-262. https://www.
Tlostanova M., Mignolo W. D. Learning to unlearn: decolonial reflections from Eurasia and the Americas. Columbus: Ohio State University Press, 2012. 281 p.
Mignolo W., Walsh C. On decoloniality: concepts, analytics, praxis. Durham: Duke University Press, 2018. 291 p.
Bateson G., Mead M. Balinese Character: A Photographic Analysis. New York: New York Academy of Sciences, 1942. 277 p.
Ball M.S., Smith G. W.H. Analyzing visual data. London: Sage, 1992.
Becker H.S. Visual Sociology, Documentary Photography, and Photojournalism: It's (Almost) All a Matter of Context // Visual Sociology. 1998. № 10 (1-2). P. 5-14.
Banks M. Visual methods in social research. London: Sage, 2001. 224 p.
Collier J., Collier M. Visual anthropology: Photography as a research method. Albuquerque. NM: The University of New Mexico Press, 1986. 266 p.
Pink S.Interdisciplinary agendas in visual research: re-situating visual anthropology // Visual Studies. 2003. № 18 (2). P. 179-192.
Усманова А. Советская визуальная культура как объект антропологического исследования // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 18-27.
Круткин В.Л. Снимки домашних альбомов и фотографический дискурс // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. М.: ООО "Вариант": ЦСПГИ, 2009. С. 109-125.
Дашкова Т. Идеология в лицах: формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-1930-х годов // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: сб. науч. ст. / под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. Саратов: Научная книга, 2007. С. 436-466.
Александров Е.В. Система визуальной антропологии в России: ступени "погружения" и проблемы // Материальная база культуры. Вып. 1. М.: Информкультура, 1997. С. 14-18.
Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Пенаты, 2003. 97 с.
Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 70-83.
Савицкий Е.Е. Образцовая жизнь Карла Хагенбека, звероторговца и устроителя "человеческих зоопарков", в советских изданиях 1920-х - конца 1950-х гг.: антиколониальная борьба, научный прогресс, зрелищная культура и конструирование политической идентичности // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2019. Т. 10, № 11 (85). URL: https://history.jes.su/s207987840008088-5-1/(дата обращения: 10.08.2022).
Мирзоев Н. Как смотреть на мир. М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства "Гараж", 2019. 344 с.
Pinney C. Photography and Anthropology. London: Reaktion Books, 2011. 174 p.
Shenhav Y. The Arab-Jews: A postcolonial reading of nationalism, religion and ethnicity. Stanford: Stanford University Press, 2006. 280 p.
Богданова Н.М. Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV, № 2 (61). С. 98-113.
Готлиб А.С., Крупец Я.Н., Алмакаева А.М. и др. Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Кн. 2: Качественное социологическое исследование: учеб. пособие / под общ. ред. А.С. Готлиб. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2014. 354 с.
Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. 672 с.
Петровская Е. Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. 384 с.
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.
Барт Р. Риторика образа / Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа "Прогресс": "Универс", 1995. 616 с.
Круткин В.Л. Фоторепортаж как источник социологической информации // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 65-76.
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. 168 с.
Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 43-73.
Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. С. 378-392.
Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интер. 2007. № 4. С. 13-32.
Kress G., Van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. London: Routledge, 2001. 312 p.
Пирс Ч.С. Что такое знак? / пер. А.А. Аргамаковой; под ред. Е.В. Борисова // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (7). С. 88-95.
Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 146 с.
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалёва. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 304 с.
Мещеркина Е. Субъектив камеры // INTER. 2002. № 1. С. 85-86.
Harper D. Visual sociology. New York: Routledge, 2012. 312 p.
Харпер Д. Фотовыявление: истоки, развитие, темы и формы / пер. с англ. и вступ. слово Н.М. Богдановой // Социологический журнал. 2013. № 3. С. 16-42.
 Потенциал фотографии как исторического источ-ника в изучении визуальной репрезентации кочевых народов Азии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/21

Потенциал фотографии как исторического источ-ника в изучении визуальной репрезентации кочевых народов Азии | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 57. DOI: 10.17223/22220836/57/21