Концепция взгляда в исследовании современной визуальной рекламы | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 58. DOI: 10.17223/22220836/58/2

Концепция взгляда в исследовании современной визуальной рекламы

В статье исследуются подходы к концептуализации так называемого «женского взгляда» в современном культурологическом дискурсе; обсуждается вопрос о необходимости включения термина в понятийный аппарат гендерных исследований. Анализируя артефакты визуальной рекламы, автор прогнозирует, что при наблюдаемых трансформациях медийных образов закрепление определения понятия приведет к формированию еще одного стереотипа, фиксирующего представления о гендерной нормативности, но не решит проблемы гендерной асимметрии в обществе. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

реклама, фемвертайзинг, гендер, визуальность, мужской взгляд, женский взгляд, медиапространство, мимесис, диегесис, иридизация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вавилова Жанна ЕвгеньевнаКазанский государственный энергетический университеткандидат философских наук, доцент кафедры философии и медиакоммуникацийzhannavavilova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Потапчук Е.Ю., Авдюшина К.С. Образ женщины в современной рекламе: основные тенденции 2016-2019 гг. // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 59-64.
Вавилова Ж.Е. Преломление социальной инклюзии в образах современной рекламы // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 4. С. 100-108.
Wanshel E. Artist gives vintage ads a feminist makeover by swapping gender roles // Huffpost 27 November 2018. URL: https://www.huffpost.com/entry/artist-gives-vmtage-ads-a-femmist-makeover-by-swapping-gender-roles_n_5a60f7c9e4b01767e3d1a484 (accessed: 31.11.2023).
Герасименко И.Е. «Мужской взгляд» и теория феминистского кино // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. № 4 (24). С. 42-51.
Щербенок А. Зеркало желания: женщина как визуальный объект // Логос. 2012. № 6 (90). С. 196-203.
Кафтанджиев Х. Герои и красавицы в рекламе. СПб. : Питер, 2008. 233 с.
Копанева Т.Г. Влияние гендерного фактора на коммуникативные процессы: социальнофилософский анализ : дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004. 157 с.
Максимова О.Б. Социальная коммуникация гендера: на примере рекламы : дис.. канд. филос. наук. М., 2003. 171 с.
Гоголева Е.Н. Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе как отражение гендерного неравенства // Женщина в российском обществе. 2019. № 1 (90). С. 77-86.
Белокрылова М.А., Лазарев С.А. Феминизм как мировой коммерческий тренд // История и современное мировоззрение. 2020. № 4. С. 43-48.
Галанина Е.В. Гендерные исследования видеоигр // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 25-38.
Skey S. Femvertising // iBlog magazine 01 April 2016. URL: http://cdn.sheknows.com/corporate.sheknows.com/production/nodes/attachments/24521/iBlog_Magazine-SheKnows-FemvertisingFeature.pdf? 1429105587 (accessed: 31.11.2023).
Becker-Herby E. The rise of femvertising: authentically reaching female consumers: Professional M. A. in Strategic Communication. University of Minnesota-Twin Cities, 2016 URL: https://conservancy.umn.edu/bitstream/handle/11299/181494/Becker-Herby_%20Final%20Capstone_2016.pdf;sequence=1 (accessed: 31.11.2023).
Омельяненко В.А. Образ современной женщины в рекламе: от стереотипизации до фемвертайзинга // Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 119-127.
Панарина Е.С. Рекламный гендерный перформанс: как фемвертайзинг репрезентирует женщин // Inter. 2021. № 1. С. 63-88.
Lacan J. Le stade du miroir comme formateur de la fonction du je, telle qu'elle nous est révélée dans l'expérience psychanalytique // Revue Française de Psychanalyse. 1949. Vol. 13, № 4. P. 449-455.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / пер. В.И. Колядко. М. : Республика, 2004. 639 с.
Foucault M. Surveiller et Punir. Naissance de la Prison. Paris : Gallimard, 1975. 340 p.
Бодрийяр Ж. Экстаз коммуникации / пер. Д. В. Михель. Центр гуманитарных технологий, 2008. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3091 (дата обращения: 31.11.2023).
Дебор Г.Э. Общество спектакля / пер. Б. Неман. Центр гуманитарных технологий, 2009. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3512 (дата обращения: 31.11.2023).
Mulvey L. Visual pleasure and narrative cinema // Screen. 1975. Vol. 16, № 3. Р. 6-18.
Kilbourne J. Keynote speech at 2015 Shepard Symposium // Youtube 10 April 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7BKCxU-sFps (accessed: 31.11.2023).
Galloway A.R., Thacker E., Wark M. Excommunication. Three inquiries in media and mediation. Chicago ; London : University of Chicago Press, 2013. 216 p.
Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 / под ред. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. М. : Прогресс; СПб. : Алетейя, 1997. 832 с.
Sarkeesian A. The manic pixie dream girl (tropes vs. women) // Youtube 23 March 2011. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uqJUxqkcnKA (accessed: 31.11.2023).
Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. и вступ. статья С.Н. Зенкин. Центр гуманитарных технологий, 1995. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3496 (дата обращения: 31.11.2023).
Friedan B. The Feminine Mystique. Dell Publishing Company, 1983. 420 p.
Гурьянов А.С., Закирова Г.Ф. Культ корпоральности и тело как рекламный продукт // Человек в измерении рекламы и PR: материалы Всероссийской конференции, Казань, 23-25 марта 2022 года / под ред. Э.Б. Миннуллиной. Казань : Казанский гос. энерг. ун-т, 2022. С. 23-27.
Telfer T. How do we define the female gaze in 2018? // Vulture 2 August 2018. URL: https://www.vulture.com/2018/08/how-do-we-define-the-female-gaze-in-2018.html (accessed: 31.11.2023).
Soloway J. The female gaze // Youtube 11 September 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=pnBvppooD9I&t=2668s (accessed: 31.11.2023).
Солодухина Э.В. Конструирование гендера в социальных сетях на примере бренда спортивной одежды Nike: новые женщины и прежние мужчины? // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. С. 122-130.
 Концепция взгляда в исследовании современной визуальной рекламы | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 58. DOI: 10.17223/22220836/58/2

Концепция взгляда в исследовании современной визуальной рекламы | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 58. DOI: 10.17223/22220836/58/2