Гелиографическая миссия: история и миф. Часть 2
Проект Гелиографической миссии считается одним из наиболее специфических явлений в истории фотографии. Его оценивают и как систему, связанную с фиксацией и охраной исторических памятников, и как материал, соотнесенный с развитием новой изобразительной программы. Задача данной статьи - обозначить исторический регламент и содержательные концепты Гелиографической миссии. В статье обозначены основные векторы исследования. Первый - положение Гелиографической миссии в системе официальных институций по охране памятников и фотографическими обществами. Второй - исследование визуальной практики Г елиографической миссии и связанное с ней формирование идеологического и визуального стандарта. Вторая часть статьи посвящена регламенту Гелиографической миссии в системе архитектурной фотографии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
Гелиографическая миссия,
архитектурная фотография,
фотография города,
охрана памятников,
Гюстав Ле Грей,
Ипполит Баярд,
Анри Ле Сек,
Эдуард Бальдюс,
Огюст МестральАвторы
Васильева Екатерина Викторовна | Санкт-Петербургский государственный университет | кандидат искусствоведения, доцент | ev100500@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Mondenard A. La Mission héliographique : mythe et histoire // Études photographiques, 2 Mai 1997. URL: http://journals.openedition.org/etudesphotographiques/127 (дата обращения: 10.07.2023).
Mondenard A. La Mission héliographique : Cinq photographes parcourent la France en 1851. Paris: Monum, Éditions du patrimoine, 2002. 320 p.
Васильева Е. Город и Тень. Образ города в художественной фотографии XIX-XX веков. Saarbrucken : Lambert Academic Publishing, 2013. 280 c.
Gernsheim A., Gernsheim H. The History of Photography from the Earliest Use of the Camera Obscura in the Eleventh Century up to 1914. Londres, New York, Toronto : Oxford University Press, 1955. 395 p.
Jammes A., Parry Janis E. The Art of French Calotype: With a Critical Dictionary of Photographers, 1845-1870. Princeton : Princeton University Press, 1983. 284 p.
Werren J. Jules Ziegler: un élève oublié d’Hippolyte Bayard // Études photographiques. 2002. № 12. P. 64-97.
Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М. : Новое лит. обозрение, 2019. 312 с.
Krauss R. Photography's Discursive Spaces: Landscape/View // Art Journal. Vol. 42, № 4, The Crisis in the Discipline (Winter, 1982). P. 311-319.
Naef W. Regards sur la photographie en France: 180 chefs-d'oeuvre de la Bibliothèque nationale. Paris : Berger-Levrault, 1980. 186 p.
Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (37), С. 65-86.
Christ Y., Néagu P. et al. La Mission héliographique, photographies de 1851. Paris : Inspection Gélnélrale des Muséles Classéls et Contrôléls, 1980. 220 p.
Позднякова К.Г. Теория фотографии в 36 главах // Вестник культуры и искусств. 2023. № 1 (73). С. 96-101.
Rosenblum N. A World History of Photography by Naomi Rosenblum. New York : Abbeville Press Inc.,U.S., 1984. 695 p.
Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2012. Вып. 4. С. 175-186.
Cogeval G., Mondenard A. et al. Photographier l'architecture 1851-1920. Collection du musée des Monuments franfais. Paris : RMN, 1994. 248 p.
Frizot M. Nouvelle Histoire de la photographie. Paris : Bordas/Adam Biro, 1994. 775 p.
Auduc A. Le budget des Monuments historiques 1830-1920: les moyens d'une politique de protection // Livraisons d'histoire de l'architecture, 1er semestre 2002. № 3. P. 75-102.
Васильева Е. «Сцена в библиотеке»: проблема вещи и риторика фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3. С. 119-148.
Talbot W.H.F. The Pencil of Nature: in 6 parts. London : Longman, Brown, Green and Longmans, 1844-1846. Parts 1-6. XXIV p.
Marbot B. À l'origine de la photographie, le calotype au passé et au present. Paris : Bibliothèque nationale, 1979.
Krauss R. Tracing Nadar // October. 1978. Vol. 5. P. 29-47.
Nadar F. My Life as a Photographer (1900) // October. 1978. Vol. 5. P. 6-28.
Baudelaire C. Salon de 1859 // Révue Franfaise. Paris, 1859, June 10-July 20.
Васильева Е. Фотография: к проблеме вещи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2022. Т. 12, № 2. С. 275-294.
Sontag S. On Photography. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1973. 183 p.
Rouille A. La Photographie: entre document et art contemporain. Paris: Gallimard, 2005. 704 p.
Parshall P. Antonio' Lafreri's 'Speculum Romanae Magnificentiae // Print Quarterly. 2006. Vol. 23, № 1. P. 3-28.
Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. 2016. Вып. 1. С. 4-33.
Galassi P. Before photography painting and the invention of photography. New York : The Museum of Modern Art, 1981. 160 p.
Foucault M. Les mots et les choses. Une archeologie des sciences humaines. Paris : Gallimard, 1966. 400 p.
Vasilyeva E. Fashion and the Question of the Symbolic: The Ideology of Value and Its Limits // Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2023. № 13 (2). P. 376-392.