Особенности отечественного кинопроцесса (1989–2024 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 58. DOI: 10.17223/22220836/58/9

Особенности отечественного кинопроцесса (1989–2024 гг.)

Кризис отечественной киноиндустрии, начавшийся в конце 1980-х, был обусловлен рядом обстоятельств объективного и субъективного характера и прежде всего нежеланием зрителя смотреть новые российские фильмы. Одной из существенных причин этого стало радикальное изменение тематики и стилистики фильмов. Дальнейшее разделение отечественного кино на фильмы для массового зрителя и фильмы, ориентированные на эстетически продвинутую аудиторию, привело к еще большему снижению зрительского интереса. В 2000-е гг. предпринимаются активные попытки развивать жанровое кино, привлекать зрителя темами, вызывающими эмоциональный отклик, но чаще всего они оказываются малоуспешными. В статье анализируются причины отчуждения зрителя от отечественной кинопродукции, проблема культурной глобализации и национальной самоидентификаци, а также исследуются попытки возрождения коммуникативной привлекательности российских фильмов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

кино и зритель, постсоветское кино, российские фильмы, культурная глобализация, массовая культура, авторское кино

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Познин Виталий ФедоровичРоссийский институт истории искусствдоктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором кино и телевиденияpoznin@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Отечественный кинематограф: стратегия выживания : науч. докл. / Л. Алова, В. Баскаков, О. Боброва и др. ; рук. и отв. ред. Д. Дондурей ; Науч.-иссл. ин-т киноискусства. М. : НИИ киноискусства, 1991 (1992).
Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
Караваев Д.Л., Фомин В.И. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. Отчет о научно-исследовательской работе. М. : НИИК ВГИК, 2012. С. 1352.
Косинова М.И., Фомин В.И. История российской кинематографии (1968-1991 гг.). М. : Канон+ : РООИ «Реабилитация», 2023.
Летопись российского кино. 1981-1991 / авт. и рук. проекта В.И. Фомин. М. : РООИ «Реабилитация», 2016. 688 с.
Медведев А.Н. Только о кино // Искусство кино. 1999. № 8.
Эпоха бездарей.. Так говорил о нашем времени Алексей Герман, которому 75 // Невское время. 27.05.2021.
Брейтман А.С. Традиционные ценности русской культуры в эпоху постмодернизма (на материале «нового» кино России) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. Т. 4, № 7.
Савельева Е.Н., Буденкова В.Е. Кино эпохи коллективизма как зеркало национальнокультурной идентичности // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 27.
Масленников И.Ф. Бейкер-стрит на Петроградской. СПб. : ИП Князев (Амаркорд), 2007.
Валентин Черных. «.И ничего, кроме правды // Советский экран. 1986. № 5.
Пятый съезд кинематографистов СССР, 13-15 мая 1986 года. Стенографический отчет. М. : Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1987.
Медведев А.Н. Только о кино // Искусство кино. 1999. № 11.
Думать о тех, за кого отвечаешь / Интервью с Борисом Хлебниковым // Сеанс. 2023. № 24.
Достоевский Ф.М. Собр. соч. : в 15 т. Т. 13. Л. : Наука, Ленинградское отделение, 1988-1996.
Безенкова М.В. Становление канонических элементов в российском кинематографе первого десятилетия XXI века // Человек и культура. 2019. № 4.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М. : Родина, 2022.
Малышев В.С. Дарить надежду или погружать в депрессию? О тенденциях осмысления жизни в современном российском кино // Вестник ВГИК. 2020. Т. 12, № 2.
Гусарова С., Коноплев М. Художественно-концептуальные и компенсаторные функции литературного жанра фэнтези // Наука и образование: Сохраняя прошлое, создаем будущее : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. 15.03.2017 / под общ. ред. Г. Гуляева. Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2017.
Сахарнова К. «Книга мастеров»: Герои русских сказок в стране Disney. Информационный портал для профессионалов кинобизнеса «Профисинема». URL: https://www.proficinema.ru/questions-problems/reviews/detail.php?ro=69936 (дата обращения: 15.01.2024).
Раззаков Ф.И. Гибель советского кино. Тайны закулисной войны 1973-1991. М. : Эксмо, 2008.
Туманов А.И. Отечественный кинематограф и его значение в формировании национальной идентичности // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27, № 3. С. 35-49.
Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М. : Азбука, 2022.
Арабов Ю.Н. «Виртуальная реальность» поглотит кино // Киноведческие записки. 1995. № 28.
Меньшов В.В. Судьба протягивает руку. М. : Эксмо, 2023.
Стенографический отчет «Обсуждение тематического плана на XII пятилетку. 18 марта 1986 года // ЦГАЛИ СПб. Ф. 257. Оп. 37. Д. 28. Л. 117-155.
Косинова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Культура и общество. 2014. № 4.
 Особенности отечественного кинопроцесса (1989–2024 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 58. DOI: 10.17223/22220836/58/9

Особенности отечественного кинопроцесса (1989–2024 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2025. № 58. DOI: 10.17223/22220836/58/9