К вопросу о планах создания «новой породы людей» в России в правление Екатерины II | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

К вопросу о планах создания «новой породы людей» в России в правление Екатерины II

Рассматриваются масонские и просветительские взгляды, послужившие предтечей создания «новой породы людей» в правление Екатерины II. Выявляются особенности российской системы государственного воспитания «новых людей» во второй половине XVIII в.

To the question on plans of creation of "new kind of people" in Russia during the reign of Catherine II.pdf Выражение «новая порода людей» впервые встречается в «Генеральномучреждении о воспитании обоего пола юношества», изданном в качествеофициального доклада в 1764 г. [1. Т. 16]. Доклад был написан от имениглавного советника Екатерины II по вопросам образования И. И. Бецкого,где, по его словам, он «тщательно старался изобразить точно слово от словавсе данныя ему изустно повеления и высокия мысли Августейшей его Мо-нархини» [1. Т. 16. С. 669]. По мнению историков, содержание «Генерально-го учреждения», как и идея создания «новой породы людей», стали плодомсовместных размышлений императрицы и Бецкого, которых объединяла верав возможность посредством воспитания сформировать совершенно новое по-коление людей, способствующих процветанию общества и государства [2].Следует отметить, что попытка создания «новых людей» предпринима-лась до Екатерины II. При Петре I в качестве воспитательного идеала былсформулирован идеал «человека государственного, слуги царю и Отечеству».Образование было ориентировано на задачи подготовки профессиональныхкадров для государственных нужд [3. С. 57]. Сам Петр I рассматривал своюдеятельность как службу государству и одну из главных своих задач видел втом, чтобы вырвать русских людей из плена традиций и привести в мир Ра-зума, что на деле означало заимствование культурных, технических и техно-логических достижений Запада, приобщение к европейскому образу жизни[4. С. 246-247]. Возникших в петровское время людей нового типа нередконазывают «западниками», отмечая тем самым их ориентацию на ЗападнуюЕвропу с ее уже развитой тогда культурой Нового времени [5. С. 175]. Запад-ное влияние главным образом проникало в верхние слои российского населе-ния, результатом чего, по мнению И. В. Кондакова, стало то, что культурадворянская (прежде всего столичная) и культура народная стали говорить наразных языках и были неспособны понимать друг друга [6. С. 182].При Екатерине II главным и необходимым условием концепции homonovus становится правильно организованноеСтоит сказать, что нравственное состояние общества всегда являлосьпредметом внимания и забот со стороны государства. В петровское времявоспитание граждан «в добрых нравах» входило в число задач «полиции».Этой же цели должны были способствовать специально сочиняемые «регу-лы» или катехизисы, содержащие начала Закона Божия, нравственности ипоучения «о собственных всякаго чина должностях». Примером такой кни-жицы служит «Первое учение отроком», написанное Ф. Прокоповичем поповелению Петра I, который считал, что от правила отроческого воспитаниязависит «все нравное (нравственное) состояние жития человеческаго». Цельже воспитания состояла в том, чтобы «прилежно водружати в память отроковпознание воли Божией» [8. С. 152]. Таким образом, в первой четвертиXVIII в. речь шла о внешкольном просвещении народа посредством распро-странения нравоучительных книжиц по предписанию государственной вла-сти и имеющих конечной целью наставлять подданных в «собственных вся-каго чина должностях» [8. С. 153].Рассуждая об идее создания «новой породы людей» в России во второйполовине XVIII в., важно обратить внимание на саму эпоху, основной аксио-логической установкой которой был антропоцентризм. Антропоцентризм внаучной литературе означает «поворот к человеку», при котором человекстановится исходной точкой отсчета в поисках новой концепции мира и себясамого [9. С. 49-50]. Во второй половине XVIII в. возникло несколько кон-цепций исторического развития, среди которых наибольшее значение длянастоящей работы имеют две: просветительская и масонская. Первая из нихрассматривает идеальное состояние человечества как исходную точку егоразвития, а всю дальнейшую историю как цепь трагических происшествий,все более удаляющих людей от их исходного совершенства [10. С. 71]. Вобъяснении исторического процесса просветители находят объективные фак-торы развития человеческого общества, такие, как, например, географическаясреда, климат, размер территории. Но решающеевека: нравственно совершенного, избавленного от пороков и заблуждений,мистически просветленного (ментального) [13. С. 40]. Ярким художествен-ным воплощением масонских взглядов была детская сказка «Гамелинскийкрысолов», столь популярная в XVIII в. и дошедшая до настоящего времени вболее позднем изложении братьев Гримм. В этой сказке флейтист уводит де-тей жадных и черствых горожан из города в страну вечного счастья, где они,покинув злых родителей, вырастают добрыми и честными людьми [14. С. 51].По сути, масонство и просветительская доктрина представляют собой двепринципиально противоположные идеологические системы. По мнению ма-сонов, в самом человеке заключен и источник наслаждения, и источник стра-даний. Причем именно от самого человека зависит, каким он может стать,познав самого себя на пути самовоспитания и самосовершенствования. Дан-ное положение в несколько абсолютизированном виде является своеобразнойантитезой просветительскому тезису о том, что человек есть результат ис-ключительного влияния среды (правда, и среди просветителей встречаютсярасхождения во взглядах на степень влияния окружения на человека). Точкойже соприкосновения между представленными концепциями служит убежде-ние в том, что человеческую природу можно и нужно изменить, сделать бо-лее совершенной.На подходе Екатерины II к воспитанию более всего сказалось влияниепросветителей, пример страстного увлечения идеями которых подавала онасама. Ей принадлежит попытка сделать идеи Просвещения частью русскойнациональной истории и культуры, превратить в официальную идеологиюсвоего правления - идеологию просвещенного абсолютизма.Екатерина понимала Просвещение как однонаправленный процесс: мо-нарх просвещает своих подданных и ведет их за собой. В первые годы своегоправления она находилась под влиянием взглядов английского мыслителяДж. Локка, который еще в конце XVII в. создал учение о происхождениизнаний и идей из чувственного опыта. Согласно этому учению, в сознаниичеловека нет «врожденных идей и представлений, душа ребенка подобна«чистой доске» (tabula rasa), на которую в результате впечатлений, посту-пающих из окружающего мира, наносятся черты характера [15]. Исходя изэтого, мыслителем давалась высокая оценка роли воспитания в развитии че-ловека. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о вос-питании» (1693). При этом он говорил о воспитании джентльмена, который видеале должен воспитываться дома, поскольку «недостатки домашнего вос-питания бесконечно предпочтительнее той дерзости, плутовства и насилия,которым научает школьная среда» [16. Т. 3. С. 459-460]. Так, Локк отстаивалидею частного, домашнего воспитания, направленного на ограждение ребен-ка от грубой, порочной общественной среды, которая в отношении него«имеет больше значения, чем все предписания, правила и наставления»[16. Т. 3. С. 459].Идея изоляции ребенка от семейной среды начала проникать в Россиюеще в XVII в. Так, в «Предисловии ко пречестнейшему князю Петру Михаи-ловичю Черкаскому, в чину ученичества возлежащему» одним из принциповдомашнего воспитания называется принцип ограждения ребенка от дурногообщества: «злого возбраняти общества» [17. С. 50]. Примечательно, что автор«Предисловия» смотрит на душу ребенка как на мягкий воск, ссылаясь приэтом на Платона, который одним из первых «воску сердца юношеская упо-доблял» [17. С. 41]. Затем эта идея высказывалась отцами церкви, а в XVII в.была закреплена Локком в положении о «чистой доске» [17. С. 41-43].Педагогические идеи Локка в дальнейшем развил и значительно допол-нил французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в трактате «Эмиль, или О воспи-тании» (1762). По мысли Руссо, человек рождается совершенным, но совре-менное ему общество, построенное на угнетении людей, а вместе с ним свет-ское сословное воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание содейст-вует полноценному развитию ребенка только в том случае, если приобретаетестественный, природосообразный характер. Воспитывать природосообразнодля Руссо означает следовать естественному ходу развития природы самогоребенка: «Дайте дольше действовать природе, прежде чем возьметесь дейст-вовать вместо нее, чтобы не помешать, таким образом, ее работе» [18.Т. 1. С. 113].Следует заметить, что идея о природосообразном воспитании детей дляXVIII в. была не нова. До Руссо ее высказывали такие педагогические авто-ритеты XVI-XVII вв., как Мюлькастер, Ратихий, Я. А. Коменский [19]. Неявляется исключением среди данных мыслителей и Локк: «Предоставим при-роде возможность формировать тело так, как она считает лучшим: предос-тавленная самой себе природа работает гораздо лучше и точнее, чем если быследовала нашим указаниям» [16. Т. 3. С. 418]. Тем не менее принято считать,что именно Руссо произвел настоящий переворот в истории европейской пе-дагогики [19. С. 19]. В частности, он был первым, кто заговорил о детстве какестественном этапе человеческой жизни, имеющем свои особенности. «При-рода хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми… У детейсвоя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрас-суднее, как желать заменить ее нашей…» [18. Т. 1. С. 91]. Между тем похо-жие мысли в отношении детей встречаются в сочинении Локка: «Не нужномешать им быть детьми, играть или поступать по-детски, нужно толькоудерживать их от дурных поступков, а во всем остальном предоставлять имсвободу» [16. Т. 3. С. 458].Принципиальное отличие воспитательной программы Локка от педагоги-ки Руссо состояло в том, что первый видел главную необходимость в форми-ровании детской души: нужно «давать ей такое направление, влияние кото-рого сказывалось бы во всей жизни питомцев» [16. Т. 3. С. 432]; тогда каквторой настоятельно рекомендовал воспитателям на первых порах «упраж-нять тело ребенка, его органы, чувства, силы, но оставлять его душу в без-действии, пока можно». Это положение Руссо завершал следующими слова-ми: «Бойтесь всех чувствований, возникающих раньше суждения, умеющегоего оценить» [18. Т. 1. С. 96].Для воспитанника Эмиля - героя одноименного педагогического трактатаРуссо - была разработана программа «прогрессивного», «естественного» и«отрицательного» воспитания. «Прогрессивное» воспитание означало следо-вание этапам развития ребенка, не ускоряющее насильственно процесс егоформирования. «Естественное» воспитание предполагало учет потребностейи склонностей ребенка при обучении его каким-то навыкам. «Отрицатель-ное» воспитание в своей основе имело определенное торможение умственно-го и нравственного развития с целью не опережать возможностей данноговозраста [20. С. 626-627]. Руссо разработал собственную шкалу этапов воз-растного развития, в соответствии с которой меняются цели, задачи, методыи средства воспитания. Педагогические задачи последовательно встают передвоспитателем и могут быть решены в свое время, которое определено им воз-растными особенностями развивающегося организма растущего человека[21. С. 14].Екатерине II «Эмиль» пришелся не по нраву, и в начале 1760-х гг. она за-претила ввозить трактат в Россию. «Особенно я не люблю Эмилевскаго вос-питания; в наше доброе старое время думали иначе», - напишет Екатерина в1770 г. мадам Бьельке [22. Т. 13. С. 37]. Причина такого отношения к тракта-ту, по предположению Т. А. Шанской, состояла в том, что педагогическиепринципы Руссо противоречили государственной политике воспитания, ко-торую стремилась проводить российская императрица [23. С. 149]. Екатеринапреследовала цель «создания идеального человека и гражданина» [8. С. 314],и одно от другого для нее было неотделимо: «Правила воспитания суть пер-выя основания, приуготовляющия нас быть гражданами» [7. Т. 1. Гл. 14.Ст. 348. С. 84]. В свою очередь, «каждый гражданин должен быть воспитан всознании долга своего перед Высшим Существом (Богом), перед собой, передобществом» [24. С. 66]. В этом смысле представление Локка о том, что ро-дившийся человек есть tabula rasa, на которую можно нанести любые идеи,была императрице ближе, чем положение Руссо о прирожденной чистоте идоброте детской души.По Руссо, в процессе воспитания можно создать либо человека, либо гра-жданина, «ибо нельзя создавать одновременно того и другого» [18.Т. 1. С. 27]. Тот, кто принял решение стать гражданином, заключает с роднымгосударством общественный договор. При этом он должен понять, «удобноли ему жить при таком правлении; ибо в силу права, которого ничто не мо-жет отменить, каждый человек, становясь совершеннолетним и своим собст-венным властелином, делается властным отказаться от договора, которым онсвязан с обществом, и покинуть страну, где последнее основалось»[18. Т. 1. С. 560].Свою главную педагогическую задачу в отношении Эмиля Руссо форму-лирует следующим образом: «Жить - вот ремесло, которому я хочу научитьего. Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни солдатом, ни священни-ком: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, онсумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой»[18. Т. 1. С. 30-31].Идеальным местом для «естественного» воспитания Руссо считал дерев-ню, где можно было спрятать ребенка от «шайки лакеев, самых презренныхиз людей после своих господ», «от грязных городских нравов, которыевследствие лоска, их покрывающего, делаются обольстительными и зарази-тельными для детей» [18. Т. 1. С. 98]. Основное преимущество деревни со-стоит в том, что она дает возможность «обновляться… и восстановлять средиполей силу, утраченную в атмосфере местностей, слишком густо населен-ных» [18. Т. 1. С. 53-54].И все же Руссо выводит своего Эмиля в свет. Пригодный возраст для ус-воения светского общения - двадцать лет. Мотивом приобщения к светскойжизни является долг человека как члена общества выполнять налагаемые нанего обязанности: «Созданный для того, чтобы жить с людьми, он долженузнать их». При этом «не нужно слишком долго ждать, - замечает Руссо. -Кто провел всю молодость вдали от большого света, тот в светском кругу доконца жизни будет отличаться смущенным, принужденным видом, вечнойбестактностью в речах, неуклюжими и неловкими манерами» [18. Т. 1.С. 396-397]. Из этого следует, что хотя педагогическая программа Руссоимела еще более индивидуалистический характер, чем программа Локка,воспитание Эмиля не являлось строго антиобщественным и заканчивалосьего выходом в свет - сначала в пределах своего Отечества, а затем в формезаграничного путешествия. Цель путешествия как раз заключалась в том,чтобы Эмиль смог узнать, удобно ли ему жить при данной форме правления,и, исходя из этого, решить: остаться или покинуть свое Отечество.Итак, для Екатерины II быть человеком и гражданином означало одно ито же и соответствовало тому, что она и И. И. Бецкой назвали «новой поро-дой людей». Главным условием создания «новой породы» являлась изоляциядетей от грубой семейной и общественной среды. Для этого учреждалась сетьзакрытых учебных заведений, куда планировалось принимать детей в возрас-те пяти-шести лет [1. Т. 16. С. 669-670]. Отсюда, по достижении воспитанни-ками восемнадцати или двадцати лет, должны были выходить «прямые граж-дане, полезные общества члены, служащие оному украшением» [1. Т. 16.С. 670].В свое время мысль об обучении детей в возрасте от шести до двадцатитрех лет в закрытых училищах высказывал государственный деятель Петров-ской эпохи Ф. С. Салтыков: «…когда то молодых людей собрание от юностисвоей купно всегда между собою будет, тогда они будут натуры свои обощ-рять безпрестанным своим обхождением лучше, нежели как ныне дворянскиедети своесвободы Теплов видел, в частности, в том, чтобы крестьянин-ремесленникимел право «выкупиться от помещика» и стать членом сообщества свобод-ных мастеров. Только эта мера могла повысить значение всех рукодельныхискусств в государстве и в конечном счете произвести между дворянством икрестьянством третий чин людей, т.е. мещанский. Создать новое сословиебыло возможным только посредством «фундаментального» закона, относя-щегося к «третьему сословию». Екатерине II оказались близки мысли о кон-струировании общества, образовании с помощью законодательства, помимодворянского сословия, также «среднего рода людей». [25. С. 335-337]. В зда-нии ее «законной монархии» этот род людей должен был стать «вторым эта-жом», прослойкой между дворянством и крестьянством.Сама Екатерина представляла себе среднее сословие следующим обра-зом: это «основанный на добронравии и трудолюбии» средний род людей,которые, «пользуясь вольностию» и, «не быв дворянином, ни хлебопашцем,упражняются в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле и ремес-лах», а также те, кто, «не быв дворянами, выходить будут из всех правитель-ством учрежденных училищ и воспитательных домов, какого бы те училищазвания ни были, духовныя и светския»; «приказных людей дети»[7. Т. 1. Гл. 16. Ст. 378-382. С. 89-91].Таким образом, средний род людей включал в себя представителей раз-ных социальных слоев: купцов, мещан, разночинцев. Действительная рольвоспитания и образования в создании такого рода российских жителей за-ключалась в том, чтобы дать им всем некоторое единообразное нравственноевоспитание, согласованное с интересами и психологией людей, живущихтрудами рук своих. Это же воспитание должно было подготовить всех при-численных к среднему чину людей к профессиональной деятельности, спо-собствующей государственному процветанию [8. С. 361].Идея создания нового среднего сословия проявлялась в тех законах, ко-торые регулировали статус горожан, купечества, определяли их положение,налоги. По замечанию С. В. Рождественского, «средний род» граждан прихо-дилось создавать путем механической спайки социальных элементов, весьмаразнородных по своему происхождению, по своим профессиональным и всемвообще культурным интересам [8. С. 359]. Итогом стало появление «Жало-ванной грамоты городам» в 1785 г. Но даже после ее дарования члены«третьего сословия по-прежнему не обладали достаточным запасом матери-альных и духовных сил для того, чтобы занять отводимое им место в общест-венном порядке, с другой стороны, охотно оставляя свое состояние, стольдоступное, например, для крестьян и не потерявшее исключительно тяглогохарактера, они переходили в состав более привилегированного дворянскогосословия» [26. С. 35].Конечной целью воспитательного плана Екатерины II и И. И. Бецкогообъявлялось формирование людей нового поколения, - будущих отцов и ма-терей; «и так следуя из родов в роды, в будущие веки» [1. Т. 16. С. 669]. Та-ким образом, данный проект был рассчитан на длительные сроки и предпола-гал введение в российском обществе качественно новой системы воспитанияи обучения.Так, в течение 1760-х гг. под руководством Бецкого преимущественно встоличных городах Российского государства появляется ряд новых учебно-воспитательных заведений закрытого типа, для каждого из которых, в своюочередь, разрабатывается устав, определяющий правила приема, воспитания,обучения и выпуска детей обоего пола. Первым таким закрытым учреждени-ем стал в 1763 г. Московский воспитательный дом. Годом позже в Петербур-ге открываются Воспитательное общество благородных девиц (Смольныйинститут) и Воспитательное училище при Академии художеств. По образцупоследнего в 1765 г. учреждается Воспитательное отделение при гимназииАкадемии наук. 31 января того же года выходит Устав особливого училищапри Воскресенском Новодевичьем монастыре для воспитания мещанскихдевиц, а 11 сентября 1766 г. новый устав Сухопутного шляхетского корпуса(сам корпус был образован в 1731 г.).Во всех разработанных Бецким воспитательных уставах основные педа-гогические принципы были одинаковыми и сводились к следующему: по-скольку «один только украшенный или просвещенный науками разум не де-лает еще добраго и прямаго гражданина», то предпочтение отдается нравст-венному развитию перед обучением [1. Т. 16. С. 669]. Процесс учения долженбыть приятным и непринужденным для детей, опираться на их наклонности,поэтому «прежде, нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу илинауке, надлежит разсмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставитьему самому» [1. Т. 16. С. 670].Одним из основных принципов нормального формирования ребенка Бец-кой называет чистоту (гигиену). Важными средствами физического развитияявляются «невинные забавы и игры» наряду с пребыванием на чистом возду-хе, отказом от употребления медной посуды [1. Т. 16. С. 670].«Неподвижным» законом, прописанным впервые в третьей части Гене-рального плана Московского воспитательного дома и затем ставшим обяза-тельным для всех закрытых училищ, стал закон «никогда и ни за что не битьдетей, ибо… сие делает перемену в их здоровье… сердца их ожесточаются,лишаются кротости в нравах, которая есть мать человечеству»[27. Т. 18. С. 320]. Общим намерением воспитания детей обоего пола являет-ся создание нового порождения «прямых граждан, полезных обществу чле-нов и служащих оному украшением» [1. Т. 16. С. 670].Вместе с тем воспитанники новых или реорганизованных училищ долж-ны были получить определенную сумму знаний, положенных представителютого или иного сословия, четко усвоить права и обязанности согласно своейсословной принадлежности. Это было связано с тем, что во второй половинеXVIII в. в России окончательно складывался сословный строй. В итоге наделе получалось так, что чисто педагогический идеал совершенного человекаи гражданина сочетался с интересами сословной организации российскогообщества [8. С. 549-550].В воззрениях российского дворянства середины XVIII в. идея сословноговоспитания и образования играла чрезвычайно важную роль как основноеусловие, определяющее всю организацию дворянства. На этой идее основы-валась и произведенная Бецким реформа главного дворянского училища -Сухопутного шляхетского корпуса, первоначальное намерение которого «со-стояло только в том, чтоб из сего Корпуса получать для армии исправныхофицеров» [28. Т. 17. С. 973]. Теперь из этого училища планировалось вы-пускать не только офицеров, но и знатных граждан, приносящих отечеству«сугубую пользу» [28. Т. 17. С. 973]. Следовало приложить старание, «дабы иблагородное российское юношество такое получило воспитание, которое быеще более согласовало и с их породою, и с теми великими Государственнымидолжностями, к отправлению которых оно назначивается» [28. Т. 17. С. 974].Тем не менее военно-профессиональная цель корпуса оставалась преобла-дающей: «…обучение воинскому есть главное намерение сего учреждения»[28. Т. 17. С. 976].Задача создания среднего рода людей и определения специфики их обра-зования отражена в опыте Московского воспитательного для приносных де-тей дома и Воспитательного училища при Академии художеств, устроенныхБецким. Из питомцев Воспитательного дома, набиравшихся, в свою очередь,из подкидышей и «несчастнорожденных младенцев», планировалось «произ-вести людей, способных служить отечеству делами рук своих в различныхискусствах и ремеслах» [27. Т. 18. С. 301]. Воспитанники училища при Ака-демии художеств набирались из людей разного звания, но «поелику сие уч-реждение дает преимущество бедным», то в уставе предписывалось «прини-мать прежде сирот» [29. Т. 16. С. 951]. Выпускники «по выучении могли про-исходить в Академию, для упражнения в вышних Художествах, или в мас-терства» [29. Т. 16. С. 953].Первые женские училища, устроенные на новых педагогических началах,оказались строго сословными учреждениями, притом рассчитанными на оп-ределенный комплект учащихся. Так, Екатерина II и Бецкой полагали учреж-дением Общества благородных девиц дать девочкам дворянского происхож-дения «совершенное воспитание», которое состояло в том, чтобы «приучае-мы были к добродетелям, к учтивости, ласковым и приятным разговорам»[30. Т. 16. С. 751]. Результатом такого воспитания было появление девиц ввысшем свете с целью распространения добрых нравов: «Чрез такое доброеповедение и поступки, при первом их в свете вступлении учинятсяпрограмму обучения благородных девиц [30. Т. 16. С. 751]. Тем не менее ес-ли юных дворянок прежде всего готовили ко двору, к вступлению в светскоеобщество, где бы они своим поведением содействовали исправлению челове-ческих нравов, то из мещанских девочек думали вырастить в первую очередьженщин, управляющих в промышленности и торговле.Что касается самого многочисленного сословия Российского государст-ва - крестьянства, то в плане по созданию «новой породы людей» его воспи-танию уделялось меньше всего внимания. Однако трудно согласиться с мне-нием некоторых исследователей, что о просвещении крестьянских детей небыло сказано ни слова и что крепостных не принимали ни в одно училище.Действительно, если в «Генеральном учреждении о воспитании обоего полаюношества» отсутствует какое-либо упоминание о крестьянах, то, например,устав воспитательного училища при Академии художеств допускает приемсюда крепостных крестьян при условии предоставления разрешения от по-мещика - «от господ своих увольнения» [29. Т. 16. С. 951]. Между тем Бец-ким особое внимание обращалось на то, что воспитанные в закрытых учили-щах «новые люди» после выпуска из них и на протяжении всей своей жизнидолжны быть «совершенно свободными и вольными», так же как их дети ипотомки [29. Т. 16. С. 950].Более подробно вопросом об образовании для сельского населения зани-малась Комиссия о сочинении проекта нового Уложения [32. Т. 8. С. 557;Т. 14. С. 244, 249]. В частности, был поднят вопрос об открытии школ длякрестьянского населения, что вызвало среди депутатов от дворян довольнострастную полемику - признак его чрезвычайной сложности и остроты вданную эпоху [8. С. 296]. Работа Уложенной комиссии показала, что забота окрестьянском воспитании и обучении оставалась помещичьей прерогативой,а его цель, формы и средства ставились в зависимость от условий и нуждкрепостного хозяйства. Владельцы крестьян сходились в том, что крестьян-ское образование не должно выходить за узкие рамки элементарного обуче-ния. Обучение тИтак, во второй половине XVIII в. в России на смену узкопрофессио-нальной цели воспитания и образования приходит собственно педагогическаяцель формирования совершенного человека. Впервые на государственномуровне первостепенным признается не умственное, а нравственное развитиечеловека. Воспитание рассматривается как главное средство создания новойвысоконравственной «породы людей», от которых пойдет цепь других поко-лений - «новых отцов и матерей», «и так следуя из родов в роды в будущиевеки».Особенность государственной политики образования Екатерины II со-стояла в том, что, восприняв просветительские идеи о преимуществе домаш-него образования над общественным, императрица попыталась придать госу-дарственному воспитанию домашний характер, что нашло воплощение в уч-реждении И. И. Бецким сети закрытых учебных заведений.Другой особенностью стало то, что педагогический идеал воспитания но-вого, совершенного человека и гражданина находил свое воплощение в кон-кретных традиционных формах того сословного строя, который окончатель-но складывался в эпоху Екатерины II. Человека и гражданина, что для импе-ратрицы означало одно и то же, должны были отличать добрые нравы, благо-пристойное поведение, любовь к Отечеству, законопослушание, успешность,инициативность, любознательность, готовность служить государю и государ-ству в рамках своего сословия.Что касается плана Екатерины создать в России «третье сословие», то, помнению большинства историков, этот план оказался не только преждевре-менным, но едва ли не излишним: постоянные колебания в определении со-става «среднего рода людей» и смешанный характер его организации свиде-тельствовали о невозможности выделить их в замкнутое сословие, резко обо-собленное от других [26. С. 35-36].Размышляя об итогах политики Екатерины II в отношении создания «но-вой породы людей», большинство исследователей сходятся на выводе о бес-плодности этого проекта. Среди главных причин, по которым не удалось егореализовать, чаще всего называют его чрезмерную дороговизну и неспособ-ность императрицы выделить достаточных средств на осуществление образо-вательной программы [33. С. 794]. Другую причину видят в утопизме самойидеи Екатерины II и Бецкого, который состоял в убеждении, будто предписа-ниями и законоположениями можно преобразовать общество, его социаль-ную структуру и мировоззрение [34. С. 123].И хотя вывести «новую породу» учебно-воспитательным учреждениям неудалось, их положительное влияние на распространение в стране просвеще-ния является общепризнанным. В частности, Смольный институт был пер-вым учебным заведением со всем набором общеобразовательных предметов,положившим начало женскому образованию в России. Несколько позже изпопытки произвести «новую породу людей» выросла благотворительностькак система защиты и спасения слабых и больных членов общества[35. С. 71]. Пример активной благотворительной деятельности в России кон-ца XVIII столетия подавала жена императора Павла Мария Федоровна.Идеи Просвещения, которые проповедовала Екатерина II в первый пери-од своего правления, содержали в себе семена социального критицизма и по-литической оппозиции. Усвоенные лучшими людьми эпохи, они сыграли оп-ределяющую роль в формировании интеллигенции [34 С. 133].

Ключевые слова

«новая порода людей», Екатерина II, И. И. Бецкой, педагогические взгляды Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, "new kind of people", Catherine II, I.I. Betskoy, system of education of Jh. Lokk and of J.-J. Rousseau

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Яринская Анна МихайловнаТомский государственный университетаспирант кафедры отечественной истории исторического факультетаyam-8@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Высочайше утвержденный доклад Академии Художеств Главнаго Директора Генерал- Поручика Бецкаго. О воспитании юношества обоего пола // Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Собр. первое. СПб., 1830. Т. 16. № 12103.
Чайковская О. Г. Императрица. Царствование Екатерины II. М.: Русич, 1998. С. 404.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. 2009. № 4. С. 55-64.
Парсамов В., Шанская Т. Власть и просвещение в России XVIII - начала XIX в. // Логос. 2003. № 4-5 (39). С. 243-259.
Черная Л. А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М.: Языки русской культуры, 1999. 288 с.
Кондаков И. В. Культура России: краткий очерк истории и теории: учеб. пособие. М., 2008. 360 с.
Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проэкта Новаго Уложения // Сочинения императрицы Екатерины II. СПб., 1849. Т. 1. С. 1-165.
Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. СПб., 1912. Т. 1. 730 с.
Черная Л. А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки русской культуры, 2008. 464 с.
Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX века // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. 4 (XVIII - начало XIX века). С. 13-82.
Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века: (Из истории общественно-политической мысли России). М.: Изд-во МГУ, 1994. 216 с.
Русская мысль в век Просвещения / Н. Ф. Уткина, В. М. Ничик, П. С. Шкуринов и др. М.: Наука, 1991. 280 с.
Смит Д. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке / авторизованный перевод с англ. К. Осповата и Д. Хитровой. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 224 с.
Эпоха Просвещения / под ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта, 2000. 160 с.
История педагогики / [Электронный ресурс]. URL: http://www.gala-d.ru/parts/part3.html (дата обращения : 19.02.2011).
Локк Дж. Мысли о воспитании // Локк Д. Сочинения: в 3 т. / пер. с англ. и лат. М., 1988. Т. 3 / ред. и сост., авт. примеч. А. Л. Субботин. С. 406-608.
Лавровский Н. Памятники стариннаго русскаго воспитания // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. 1861. Кн. 3. 71 с.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М., 1981. Т. 1. С. 21-592.
См., напр.: Сахаров И. П. Из истории педагогики: Пособие для педагогических классов средне-учебных заведений. М., 1907. С. 11-14.
Джуринский А. Н. Комментарии // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 619-648.
Джибладзе Г. Н. Жан-Жак Руссо и его педагогическое наследие // Там же. С. 7-18.
Сборник Императорского Русского исторического общества (далее - Сб. РИО). 1874. Т. 13. С. 36-37.
Шанская Т. А. Миф Просвещения и идеи частного образования в России XVIII века // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2003. Вып. 10. С. 137-163.
Екатерина II. О величии России / сост., биогр. очерк, примеч. И. Я. Лосиевского. М.: Эксмо, 2003. 829 с.
Анисимов Е. В. Императорская Россия. СПб., 2008. 639 с.
Лаппо-Данилевский А. С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб., 1898. 62 с.
ПСЗ. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 18. № 12.957
ПСЗ. Т. 17. № 12.741.
ПСЗ. Т. 16. № 12.275.
ПСЗ. Т. 16. № 12.154.
ПСЗ. Т. 17. № 12.323.
Сб. РИО. 1871. Т. 8. 612 с.; Сб. РИО. 1875. Т. 14. 544 с.
Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой / пер. с англ. Н. Л. Лужецкой. М. : Лит. обозрение, 2002. 973 с.
Чайковская О. Г. Воспитание «новой породы» людей (об одном социальном эксперименте XVIII века) // Социологические исследования. 1987. № 2. С. 121-134.
Анисимов Е. В. Императрица Екатерина Великая. СПб. : Арка, 2007. 586 с.
 К вопросу о планах создания «новой породы людей» в России в правление Екатерины II | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

К вопросу о планах создания «новой породы людей» в России в правление Екатерины II | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 1.

Полнотекстовая версия