Intonational features of a vocal cycle of E. Denisov on A. Block"s verses «The Bonfire of Snow».pdf Имя Эдисона Васильевича Денисова стоит в ряду самых выдающихся му-зыкальных деятелей второй половины ХХ в. Крупнейший российский компо-зитор, педагог, лидер музыкальной жизни страны последних четырёх десяти-летий ХХ в., Денисов открыл новую страницу в истории русской музыки,пропагандировал современную русскую музыку и утвердил её в мире как яр-кое самобытное явление. Он и его единомышленники, ученики сформирова-ли в России Пространство Новой музыки. Эдисон Денисов оставил обширноенаследие в различных музыкальных жанрах - оперы, балет, концерты, во-кальные и хоровые сочинения, камерная музыка, музыка для театра и кино. Ккамерно-вокальному творчеству Денисов обращался на протяжении всего твор-ческого пути. Начав работать в этом жанре ещё в годы учёбы в Томском музы-кальном училище и в Московской консерватории (Пять песен на стихи РобертаБёрнса, Три романса на стихи Аветика Исаакяна, вокальный цикл «Ноктюрны»на стихи Бо Дзюй И, вокальный цикл «Страдания юности» на стихи ГенрихаГейне и др.), композитор писал сочинения для голоса в сопровождении форте-пиано или инструментального ансамбля в течение всей жизни. Среди наиболеезначительных произведений в этом жанре «Солнце инков» для сопрано и ан-самбля на стихи Габриэлы Мистраль (1964), «Итальянские песни» на стихиАлександра Блока (1964), «Плачи» на русские народные тексты (1966), Две пес-ни на стихи Ивана Бунина (1970), «Жизнь в красном цвете» на стихи БорисаВиана (1973), «На повороте» на стихи Осипа Мандельштама (1979), Пять стихо-творений Евгения Баратынского (1979), «Твой облик милый» на стихи Алексан-дра Пушкина (1980), «На снежном костре» на стихи Александра Блока (1981),«Архипелаг снов» на стихи Ж. Маё (1994) и др.В своих произведениях для голоса Денисов обращался к русской и зару-бежной поэзии разных веков. Главное требование композитора к поэтиче-скому первоисточнику таково: «Текст должен быть таким, будто его написаля сам, слова текста должны стать моими словами» [1. С. 24]. Для всех во-кальных сочинений главное - чтобы текст был услышан, чтобы каждый изгибслова и каждый изгиб музыки влияли друг на друга, взаимнодополнялись.Музыка должна усиливать стихи, заставлять их играть новыми красками, по-ворачивать их в новую, иногда неожиданную сторону, усиливать их подтекст(а иногда - вводить новый подтекст). По мнению Денисова, «музыка должнасоздавать единственно возможное прочтение стихов. Когда это случается -стихи защищены. Уже никто на них не может писать» [1. С. 54].Наиболее близкой Денисову была поэзия Пушкина, Блока, Виана. Не слу-чайно в «Записных книжках» композитора есть такое высказывание: «В циклахна Пушкина и Блока каждая деталь биографична» [1. С. 75]. Денисов всегдаочень любил поэзию Блока. Один из самых первых его романсов, который онпослал Шостаковичу из Томска на рецензию в 1948 г., был тоже написан на сти-хи Блока. И потом композитор еще несколько раз возвращался к его поэзии. Зна-чительной вехой стали «Итальянские песни», написанные в 1964 году. Крометого, Блок и Пушкин для Денисова - самые глубоко музыкальные поэты. По-эзию Блока Эдисон Васильевич считал глубоко личной и настоящей высокойпоэзией. «Пушкин - глубже Блока, но у Блока сильнее натянута струна», - писалкомпозитор в своих «Записных книжках» [1. С. 54].Вокальные циклы 1980-х гг. на стихи Пушкина и Блока были особеннолюбимы самим композитором. А цикл для голоса и фортепиано на стихиАлександра Блока «На снежном костре» (1981) композитор считал вершинойтого, что сделано им раньше в вокальной музыке. Все предыдущие сочинения1978-1980 гг. он рассматривал только как разбег перед этим циклом [5.С. 288]. Премьера этого произведения состоялась в Москве 12 апреля 1982 г.Цикл прозвучал в исполнении Алексея Мартынова (тенор), партию форте-пиано исполнил Аристотель Константиниди. Автор считал это исполнениелучшим. В настоящее время единственной доступной записью этого циклаявляется запись в исполнении Елены Васильевой (сопрано, Франция). 15 сен-тября 1982 г. циклы «Твой обликтворчестве композитора, связанное с музыкальным озвучиванием русскойпоэзии [1. С. 23].Денисов включил в цикл стихотворения Блока, написанные в разные го-ды. Но все они объединены общим содержанием. Как писал сам композитор:«Это - рассказ о моем одиночестве и о моих разочарованиях» [1. С. 98]. Неслучайно цикл буквально пронизывают образы «снежной метели», «снежногопути», «снежных цветов», «снежного креста». Снег, ночь и смерть - основ-ные образы этого произведения.Следуя традициям Мусоргского, композитор достаточно свободно относитсяк литературному первоисточнику - переставляет и исправляет слова, производитлюбые сокращения или, наоборот, монтаж нескольких стихотворений в однойчасти; всё это делается в соответствии с тем, что необходимо сказать и выразитьв данном сочинении. Даже тогда, когда концепция и качество текста Денисоваустраивают, он всё равно обращается с литературным первоисточником весьмасвободно: меняет синтаксис, иногда заменяет слова или вставляет новые, делаетмного купюр. Такое отношение к тексту - проявление особого творческого ме-тода. Так, в 6-й песне цикла на стихи Блока («На снежном костре») Денисов де-лает большую купюру, а в конце второй строчки стихотворения пишет восклица-тельный знак вместо стоящей у Блока точки. Маленькая деталь, но она сущест-венно меняет эмоциональный облик фразы:И взвился костер высокийНад распятым на кресте!Пример 1Денисов Блок 1. Одиночество2. Элегия3. Ночь4. Снежный путь5. Мой жребий6. На снежном костре7. Смятение8. Предупреждение9. Снежные цветы10. Огоньки11. Ожидание12. Сумерки13. У ног твоих14. Второе крещение15. Условный знак16. Одинокий странник17. В пустыне18. Последняя встреча19. И я любил20. Протекли за годами года21. Перед закатом22. На кресте23. И опять снега24. Последний путь1. б/н2. б/н3. б/н4. Последний путь5. Усталость6. На снежном костре7. Смятение8. Они читают стихи9. б/н10. В углу дивана11. б/н12. б/н13. б/н14. Второе крещение15. Не надо16. б/н17. б/н18. б/н19. б/н20. б/н21. б/н22. б/н23. И опять снега24. б/нНередко композитор даёт песням собственное название. «Называя стихи вмоих циклах, я даю ключ к автобиографическому пониманию моих романсов.Эти названия приближают стихи ко мне, делают их моими. Над многими назва-ниями я долго думал и искал наибольшей точности», - неоднократно подчёрки-вал композитор [1. С. 26]. В приведенной таблице (пример 1) ясно видно, чтолишь в 4 из 24 романсов композитор оставляет авторское название, в остальныхслучаях название части разъясняет и углубляет содержание.Композитор неоднократно подчеркивал, что, создавая цикл, он проделалбольшую и сложную интонационную работу. Понимание интонации как«выразительно-смыслового единства, существующего в невербально-зву-ковой форме, функционирующего при участии музыкального опыта и внему-зыкальных ассоциаций» [4. С. 32], даёт возможность рассмотреть и эмоцио-нальный мир данного произведения, и предметную изобразительность в му-зыке, и её жанровые и стилевые особенности, а также и отдельные элементыкомпозиции.Эмоциональный мир цикла очень разнообразен: одиночество (№ 1, 16),светлая печаль (№ 2, 8, 12), нежность (№ 9), тревога, страх, оцепенение (№ 3),безрадостность, катастрофичность (№ 4), обреченность (№ 5), сомнение идушевное смятение (№ 6, 7), ожидание (№ 11), усталость и смирение (№13,15), трагическая безысходность (№ 18, 20, 22, 24) и др. При всём разнообра-зии эмоций цикл воспринимается очень цельно как одна большая песня,главный образ которой - «снежный крест». В разговоре с Д. Шульгинымкомпозитор вспоминал: «Кто-то из моих знакомых французов даже сказал,что цикл «На снежном костре» - это мой «второй реквием». Наверное, вэтом есть своя доля истины» [5. С. 288]. И поэтический, и музыкальный тек-сты цикла содержат полярности - Жизнь и Смерть, Свет и Тьма, жар и холод.В стихах Блока это и «снежный костёр», и «пожар метели», и «острый слад-кий яд», и «торжество предсмертных мук» и т.д. В музыке Денисова это диа-тоника и хроматика, тональность и серийная техника, движение и статика,которые противопоставляются друг другу и дополняют друг друга.Пример 2Предметно-изобразительные интонации существенно дополняют и обо-гащают эмоциональную гамму. Чаще всего звукоизобразительную функциювыполняет партия фортепиано. Это и настоящая снежная метель в романсе№ 6 «На снежном костре», и непрерывный, как бы воющий и очень стреми-тельный ветер в романсе № 14 «Второе крещение», и снежная буря в № 23 «Иопять снега», и сверкающие огоньки в № 10, и звучание как бы «расстроен-ной» quasi-шарманки в № 24 «Последний путь». Вместе с тем нередко изо-бразительность проникает и в вокальную партию. Например, в «Элегии» № 2блоковскому тексту «медлительно кружится жёлтый лист» соответствуетмягкое кружение в вокальной партии (пример 2).Пример 3аПример 3бПример 3вПример 3гЖанровая палитра цикла включает всё многообразие вокальных жанров -романс (№ 12); элегия (№ 2, 17); монолог (№ 5, 19); речитатив (№ 8, 13);ариозо (№ 1). Не менее важную роль играют в драматургии цикла жанрыдвижений. Вальс сопровождает картины снежной метели (№ 6, 14, 23), не-редко связанные с предельной эмоциональной экспрессивностью, что объяс-няет несовпадение метра и такта. В предпоследней части цикла «И опять сне-га» вальс напоминает дикую, необузданную дьявольскую пляску. Неодно-кратно на протяжении всего цикла композитор использует признаки траурно-го шествия. Так, впервые тяжёлая поступь появляется уже в первой части(пример 3а); затем в № 8, 19, 20 (примеры 3б, 3в, 3г) - и во всех случаях ком-позитор использует аккордовую фактуру и мерную поступь в басу.Трагический образ Смерти композитор передаёт не только через призна-ки траурного шествия, но и использует колокольность как жанровый признакв романсах «Одинокий странник», «Последняя встреча», «И я любил», нако-нец, как своеобразный финал в этой цепи воспоминаний, романс «Протеклиза годами года», где страшные и в то же время как бы спокойные удары тя-желого «колокола» - самое низкое ре у фортепиано и на нем трехзвучные,хоральные аккорды - quasi-колокола - с тихими такими колокольными под-голосками во второй и третьей октавах.Весь цикл воедино связывает своеобразная лейтинтонация креста. Онавырастает из монограммы Эдисона Денисова EDS (музыкальные буквы име-ни и фамилии EDiSon DEniSov), которую композитор использует в основномварианте, в транспозициях, преобразованиях (ракоход, инверсия), различныхритмических вариантах. Это своеобразная «визитная карточка» композитора.Так, в части № 6 «На снежном костре» каждая из составляющих фактурусонорных линий содержит лейтинтонацию-монограмму (пример 4, интона-ции отмечены скобками во всех голосах).Пример 4Анализ музыкально-стилевых интонаций вокального цикла «На снежномкостре» позволяет рассматривать стиль данного произведения как неороман-тизм. В контексте творчества Денисова, которого считают лидером отечест-венного авангарда, такая постановка вопроса неожиданна. Между тем идеясочинения, его образный строй соответствуют данному направлению. Жанрвокального цикла также характерен для неоромантизма. Не случайно самкомпозитор неоднократно указывал на связь этого цикла с вокальным цикломШуберта «Зимний путь» (общее идейно-образное содержание, одинаковоеколичество частей, своеобразная аллюзия в финальной части денисовскогоцикла песни «Шарманщик» Шуберта) [5. С. 289]. Выбор музыкальныхсредств также подчеркивает неоромантическую направленность - ясная то-нальная основа в сочетании с элементами серийной техники и сонорикой.Главная тональность цикла - Ре. В частях «Одиночество», «На снежном ко-стре», «Снежные цветы» - мажор; а в частях «Одинокий странник», «И ялюбил», «Перед закатом», «На кресте» и «Последний путь» - одноименныйминор. Остальные тональные центры редко выходят за пределы первой сте-пени родства. В целом тональный план цикла такой (пример 5):Пример 5№ части 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12тональность D G eE gG c d gG dA B gG G CПродолжение примера 5№ части 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24тональность eG d D D A DG dD fF D D g dИнтонационный анализ вокального цикла на стихи Александра Блока «Наснежном костре» Эдисона Денисова показал, что в 1980-е гг. в творчествекомпозитора произошел перелом, стиль композитора становится ясным, от-точенным, легко узнаваемым благодаря опоре на лейтинтонацию-моно-грамму EDS, что позволяет говорить о моностилистике в творчестве Денисо-ва. Решающим для стиля композитора является преобладание лирическойобразности, и вокальный цикл «На снежном костре» тому яркий пример. По-сле длительного периода поисков в 1960-1970-е гг., композитор тщательноотбирает выразительные средства и корректирует собственный стиль.
Неизвестный Денисов: Из записных книжек / сост. В. Ценова. М., 1997.
Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова: Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. В. Ценова. М., 1999.
Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М., 1993.
Холопова В. Теория музыки. СПб., 2002.
Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова: По материалам бесед. М., 1998.
Эдисон Денисов. Исповедь / сост. В. Барский, М. Воинова. М., 2009.