Surveying Florence Heritage: work in progress of the faculty of Architectureof University of Florence.pdf ВведениеДокументационный аспект становится еще более решающим, когда поли-тика консервации рассматривает как физический аспект объекта, так и нема-териальный, касающийся памяти об исторических, художественных и куль-турных ценностях, которые артефакт сохраняет живыми и о которых сообща-ет сквозь время. Десятилетия опыта в области политического, научного итехнического развития концепции охраны культурного наследия в Италиипоказывают нам в действительности, как период регистрации и идентифика-ции артефактов и мест сменился настоящим качественным скачком, выра-зившимся в формировании более цельных и технологически передовыхсредств для сохранения художественного и культурного наследия.Совершенствование комплексных процедур документации художествен-ного и культурного наследия приводит сегодня к использованию передовойтехнологии с целью проведения современных обследований, фокусирующих-ся на измерении, а также на геометрических, морфологических и материаль-ных особенностях существующего наследия для того, чтобы создать его воткрытых компьютеризованных аналитических системах.В рамках этой стратегии результаты исследовательских операций приоб-ретают ряд значений:- Значение свидетельствования и документации физических и материаль-ных особенностей артефакта и его контекста, а также описания его сохра-нения.- Значение в качестве репрезентативной модели исследуемого объекта, вкотором обработка основной информации играет ключевую роль в анализеартефакта.Чем выше технологический уровень исследовательских процедур, вклю-чая проводимые посредством использования сложных электронных цифро-вых приборов и методов, тем в большей степени необходим тщательный кон-троль над присвоением значения или смысла полученной информации в еесвязи с формальным, функциональным, конструктивным и пространствен-ным значением исследуемого объекта.В этом смысле научное обследование сегодня применяет обилие методо-логических приемов и инструментария, а также описание метрических, фор-мальных, пространственных и материальных характеристик наследия, чтопозволяет реконструировать историческое развитие артефакта и места; отра-зить хронологические фазы, установить формальные особенности, фиксируялюбые отклонения или статическую критичность, иными словами, улавливаяего индивидуальность.Предварительные соображения относительно обследованиянаследия ФлоренцииДеятельность исследователя осуществляется через оперативные мето-ды, которые определяются когнитивной концепцией, заранее рассматриваю-щей создание модели общего распределенного исследования, которая такжеможет быть обновлена, модифицирована и далее определена в ходе углубле-ния самой работы. Все операции и используемые стратегии знания предпола-гаются по общему умолчанию. Способы принятия мер, отбора образца, ие-рархия и организация данных должны быть использованы для конфигурацииконечного продукта работы таким образом, чтобы это было совместимо сисследовательской моделью по умолчанию. Обследование, таким образом,является информационной системой, состоящей из данных, которые могутбыть структурированы в организованной системе, продиктованной специфи-ческим отбором и целями.База данных, организованная взаимосвязывающим и значительным бо-гатством трехмерных координат и качественных данных относительно окру-жения и архитектурных или художественных артефактов, может быть читае-ма на бесчисленном количестве уровней, которые необязательно лимитиру-ются временным аспектом, но могут быть интегрированными и разработан-ными с позиций междисциплинарного подхода за пределами установленноговремени.Из вышеизложенных положений вытекает, что обследование складывает-ся как целенаправленное и тематическое действие. Этот тип деятельностичасто характеризуется как стадия подготовки к дизайнерскому труду и какфундаментальная работа, полезная для исследований, которые часто прово-дятся в смежных областях (перепись, реставрация, археологические исследо-вания, геоисследования, химические и физические исследования и т. д.).Таким образом, можно считать приемлемой для деятельности исследова-теля любую стратегию репрезентации и коммуникации, которая фиксируетархитектуру, город или территорию, но также и продукт любой культурнойдеятельности, трансформированной в текст, большей частью графическийили в некоторых случаях описательный с определенной степенью приближе-ния. В частности, документация и сбор информации являются неотъемлемойчастью этой деятельности. Это не просто метрические данные, но данные,полученные посредством обычных методов и опытов и за счет примененияинновационных процессов, которые характеризуются тем, что дают возмож-ность сравнительно быстрого и синтетического чтения, которое можно осу-ществлять на различных уровнях комплекса как предмета наблюдения.Исследование и комплекс стратегий, используемых для этой цели, доку-ментация по охраняемому ЮНЕСКО архитектурному и городскому насле-дию Флоренции являются, таким образом, привилегированным инструмен-том для критического познания и углубления пространственных и культур-ных ценностей архитектуры в целом. Обследование архитектуры относится кобласти изучения, имеющей различные коннотации с течением времени, вособенности связанной с культурой и научно-техническим знанием каждогоисторического периода. Каждый тип архитектуры в общем состоит из целойвселенной данных, пространства и объемов. Цвета, материалы, плоскости,свет и тень - это, как правило, структура, имеющая значение для тех, кто ис-пользует ее и живет в ней, состоящая из знаков, которые каким-то образомвоскрешают другие знаки; это продукт конкретной культуры, предлагающейметафоры, аналогии, сравнения и вкладывающей абстрактные идеи и кон-цепции в конкретные формы в определенном смысле.Универсум данных может быть прочитанным и расшифрованнымлевской семьи Савойской династии, которая в 1919 г. подарила его народу,устроив в нем музей. Обследование трехмерным лазерным сканером нача-лось с внешней поверхности здания, со стороны площади Питти. Второе об-следование было произведено со стороны монументального внутреннегодвора, спроектированного в 1560 г. Бартоломео Амманнати, архитекторомгерцога Козимо I Медичи. Комнаты первого этажа были построены в XVI в. иукрашены прекрасной квадратурой, добавленной на протяжении XVII в. Пер-вый эксперимент 2005 г. включал обследование и реконструкцию комнат лет-ней резиденции; таким образом, мы имели возможность проверить на прак-тике наши методы реставрации, которые затем мы развивали в обследовании2007 г. апартаментов Козимо III Медичи и Виттории Колонна. Метод квадра-туры, который использовался для создания фресок в комнатах, - это методживописи, применяемый в росписях стен с целью придания иллюзии больше-го пространства, используя архитектурную перспективу.Мы строили нашу экспертизу на более мелких и не столь морфологиче-ски сложных сканируемых объектах, которые позволили нам усовершенство-вать рабочий протокол, который находится еще в стадии разработки. Этотпротокол был использован для анализа развития методов представления, раз-работанных в основном в двухмерной среде, что позволяет просеивать и упо-рядочивать огромную массу данных, представленных лазерным сканирова-нием. Но это также помогло нам увидеть, как далеко можно было бы интег-рировать эти методы с другими методами диагностики зданий, такими какфотография и фотосъемка, метод прямого наблюдения, а также другими ис-следовательскими системами, способствующими подготовке подробных те-матических карт для консервации и реставрации архитектурного, художест-венного и природного наследия1. При этом очевидна взаимодополняемостьэтих двух направлений деятельности, которые будут развиваться, - обследо-вания и проекта.Как показано выше, можно представить, как программа деятельностипростирается от общих аспектов к достижению действий, все более и болееописательных и детализирующих, что находит специфическое применение врамках метода, который сочетает в себе действия по документации городскойсреды с производством средств для управления приобретенным знанием.Благодаря использованию трехмерного лазерного сканера мы могли прово-дить обследования монументальных зданий и контекстов наследия в целяхразвития описательных систем, пригодных для управления и укрепления этихмест. Исследование было организовано на основе методологического процес-са, разработанного в ходе предыдущего опыта исследований, который ужеобратил внимание на потенциал интегрированного обследования с использо-1 С 2005 г. мы проверяли такие методы в многочисленных обследованиях, среди которых нужноотметить следующие: обследование древних стен города Ластра а Синья, построенных под руково-дством Филиппо Брунеллески недалеко от Флоренции; обследование старейшей из существующихдеревянных часовен II в. до н.э., найденной среди равнин Лукки в районе Капаннори; обследование сцелью оценки воздействия на окружающую среду дороги близ Фьезоле в Руфине; обследование при-брежной полосы города Марчиана Марина на Эльбе, благодаря которому стало возможным подгото-вить подробную цветовую схему для фасадов зданий; совместно с лабораторией DIAPREM Универ-ситета Феррары мы провели также обследование площади Чудес и района собора Пизы, обследованиедля восстановления крепости Гоцо на Мальте.ванием трехмерного лазерного сканера, прямых методов измерения и пере-писи. Документация дала надежное метрическое обследование, включая ин-формацию о состоянии материалов (с созданием высокого разрешения фото-карт). Чтобы получить эту информацию, мы сделали даже технологическиеисследования с целью получения структурного анализа, необходимого дляпонимания поведения такого рода архитектуры. Этот опыт способствовалопределению полезного метода документирования архитектуры на каждомэтапе этого процесса - от предварительных исследований до стадии рестав-рации финальных разработок. Трехмерное представление может быть такжезначительным подспорьем для проектировщиков и дизайнеров, инструмен-том для пополнения баз данных и получения тематических репрезентаций итрехмерных репродукций с изображениями или клипами, непосредственносвязанными с геометрией территории и атмосферой места.ВыводыМы представили здесь первые шаги долговременного проекта, которыйблагодаря нашей научной деятельности можно будет продолжить. Потенциалвиртуальных технологий заключается в возможности экспериментировать напопулярном и научно-исследовательском уровнях с конкретными сценария-ми, которые иначе не были бы доступны. Любая среда на самом деле можетбыть восстановлена до мельчайших деталей, с повторением материалов иэффектов, чтобы затем ее можно было посещать; тем самым достигается зна-чительная поддержка процесса преподавания и культурной деятельности.Сверхреалистичное воспроизведение делает более простым процесс понима-ния предмета исследования и тем самым дополняет традиционный материал.Использование трехмерных моделей дает возможность верификации врежиме реального времени всех проектных вариантов или планируемых ипредполагаемых операций путем полного погружения в обстановку.Интерпретация и анализ преобразований или адаптаций, происходящих впроцессе последующих исторических событий, городской местности или зда-ний сегодня является общепринятой практикой проводимого изучения и об-следования: возможность представить информацию на разных уровнях и ис-пользовать ее путем наложения и перекрестной ссылки позволяет использо-вать систему информационных технологий в качестве мощного инструментаанализа; при этом в случае добавления возможностей, предлагаемых исполь-зованием третьего измерения, интерпретация таковой становится более лег-кой и более понятной.Перевод О. А Жеравиной