Капитализация культурного пространства регионов России: к постановке проблемы
Обсуждается проблема актуализации культурного потенциала субъектов Российской Федерации, его активного вовлечения в ключевые процессы социальноэкономического и общественно-политического развития территорий в свете инновационной стратегии. Обосновывается необходимость и намечаются контуры необходимого комплексного межрегионального исследования, посвящённого данной проблематике.
The problem of cultural capital of Russian regions.pdf Социальная неактуальность культуры в настоящее время все больше ибольше осознается в качестве серьёзной общественной проблемы. Становит-ся общепризнанной связь между стратегическими перспективами страны исоциокультурными «качествами» её населения, явления культуры всё чащерассматриваются не столько как «украшающий жизнь», прагматически бес-полезный декор, сколько как фактор, определяющий векторы будущего Рос-сии. «Культура в последнее время изъята из сферы актуальности. Никто ни-когда не заикается, что главные драмы нашего развития - от превратныхпредставлений народа о сути происходящего до недоверия всех ко всем, отморального попустительства до тотальной коррупции - разыгрываютсяименно в сфере национальной культуры» [1].Осознанию неактуальности культуры как серьёзной угрозы стратегиче-ским перспективам национального развития весьма содействует обществен-ная дискуссия о будущем России, инициированная летом 2009 г. Президен-том Российской Федерации [2]. В процессы выработки стратегического виде-ния будущего страны была вброшена парадигма «инновационного развития»,что с неизбежностью повело к повышению статуса человеческого фактора вовсех возможных моделях будущего. Более того, задачи трансформации типаразвития, заданные инновационными стратегиями, прямо требуют рассмот-рения культуры в качестве ведущей предпосылки формирования субъектатакой трансформации - «креативного класса» [3. С. 23-24, 90-91].Следует признать, что вышеуказанное осознание важности роли и местакультуры для выработки эффективной стратегии национального развитияотнюдь не снимает проблему. Культура продолжает оставаться неактуальной.Особенно заметно это положение в социально-экономической сфере, специа-лизированной на культурных ресурсах и организации социокультурных про-цессов, - в так называемой «отрасли культуры».Ключевые проблемы отрасли многократно описаны в научной литературеи публицистике и хорошо известны специалистам - как ученым-теоретикам,так и практикам - менеджерам и экспертам. Их можно резюмировать сле-дующим образом: с точки зрения внешних отраслевых вызовов это диспро-порция между наличествующим значительным культурным потенциалом (ре-сурсным и кадровым, главным образом, в лице отдельных талантливых иинициативных людей) и существующей (пусть и устаревающей, но дейст-вующей) инфраструктурой по его сохранению и представлению, с одной сто-роны, и их востребованностью различными категориями жителей террито-рии - с другой. С точки зрения внутренних отраслевых дисбалансов это про-тиворечие между культурным потенциалом и институциональными условия-ми (возможностями) по его сохранению, изучению и популяризации - целидеятельности не определены, ресурсы не структурированы, работа части на-поминает «броуновское движение» [4. С. 94].Другими словами, в отрасли культуры имеются две взаимосвязанныепроблемы - невостребованность ресурсов и результатов отрасли практическивсеми значимыми субъектами социально-экономического развития и вместе сэтим неспособность отрасли в данном ее состоянии эту невостребованностьпреодолеть. Сочетание этих проблем характеризует своеобразный «кризисмиссии» как на уровне отдельных учреждений культуры, так и на уровне сек-торов отрасли и отраслевом уровне в целом. В условиях такого кризиса от-расль не может стать эффективным инструментом решения задач инноваци-онного развития и не способна поддержать стратегические инициативы поего запуску.К сожалению, в рамках сложившегося представления о комплексе управ-ленческих подходов и практик данная ситуация не имеет решения. Чтобывыйти на возможности поддержки стратегий инновационного развития, от-раслевой менеджмент должен принять и реализовать некие управленческиерешения. Эти решения по необходимости принимаются на основе теории, иданный процесс тем успешнее, чем адекватнее теория. Сегодня приходитсяконстатировать, что с базовой теорией у отраслевого менеджмента культурыимеются серьёзные трудности. Наивные времена, когда руководители учреж-дений культуры и органов-учредителей верили, что такой теорией можетстать общий менеджмент и маркетинг, миновали. [5. С. 104-109]. Серьезнойальтернативы, по-видимому, нет.Данное обстоятельствомеханизмы «обратного действия» - работающие на «рекапитализацию» ре-сурсов культуры. Создание такой модели возможно через междисциплинар-ное изучение актуальных культурных практик в регионах России.Необходимо комплексное междисциплинарное исследование, направлен-ное на обобщение и анализ региональных практик капитализации культуры,основанных на деятельных подходах к освоению культурных ценностей. Це-лями такого исследования должны стать:- выявление и описание возможностей и конкретных практик (правовых,организационных, технологических и др.) в отрасли культуры и отраслях,обладающих значительными дублирующими параметрами и функциями, ба-зирующихся на традиционных и новых подходах к работе с культурнымиценностями в рамках инновационного развития регионов;- комплексная оценка сегодняшней ситуации с анализом вовлеченностикультурных ценностей в повседневные жизненные практики индивидов исоциальных групп, порождающей ценностно-мировоззренческие установки,положительно влияющие на развитие в России институтов «экономики зна-ний» и гражданского общества;- выявление, обобщение и систематизация положительного и негативногоопыта встраивания ресурсов различных субъектов культурного производствав инновационные проекты региональных сообществ и профессиональныхкорпораций;- предоставление менеджменту этих структур, а также руководству от-расли культуры материалов, пригодных для их собственного стратегическогои тактического планирования и программирования.Задачами исследования могут быть:- описание целостной картины социального пространства территорий,являющегося одновременно контекстом и объектом предполагаемойинновационной модернизации, выявления ключевых субъектов общест-венных изменений;- фиксация степени и формата интеграции создателей культурныхпродуктов и результатов их творческой деятельности в социально-эконо-мические и общественно-политические процессы в регионах России;- выявление основных факторов, влияющих на развитие сферы культурырегионов, положительных и отрицательных тенденций культурной динамики,возможных ресурсов и движущих сил для формирования и реализации новыхмоделей региональной культурной политики, выявление местных специфи-ческих черт и общих характеристик, актуальных для всех исследуемых тер-риторий, в целях использования последних для выработки практических ре-комендаций.К возможным научным и практическим результатам исследования можноотнести апробирование методологических подходов, позволяющих:− оценивать качественные и количественные параметры культурныхресурсов в российских регионах;− определять объем и характер освоения этих ресурсов рядовымижителями и представителями элитных (стейхолдерских) групп регионов,выстраивать возможные сценарии динамики (стагнация - деградация -развитие) культурного пространства (сфера культуры + отрасль культуры)субъектов РФ в более широком социальном контексте;− выработать рекомендации по актуализации культурных ресурсов длярешения значимых для территорий социально-культурных, социально-экономических и общественно-политических проблем.По итогам выполнения исследования может быть разработана программаконсультаций для субъектов культурной политики (в том числе рабочихгрупп по разработке региональных стратегий отраслевого развития) и создананаучная и методическая основа для организации системы культурного кон-салтинга субъектов культурной политики в регионах России.Также может быть разработан блок научно-методических материалов ирекомендаций, которые могут быть использованы в ходе разработки и реали-зации общенациональных и региональных комплексных программ развития,а также при анализе достигнутых результатов подобного целеполагания.Работа по предлагаемому проекту, а также осмысление полученных поего итогам результатов могут быть органично встроены в процесс подготовки(переподготовки) профильных специалистов путем:− вовлечения в проект студентов, магистрантов, аспирантов;− корректировки существующих и разработки новых учебных курсов поистории и нынешнему состоянию культуры регионов, по ретроспективным исовременным аспектам культурной политики в регионах, о теоретических ипрактических аспектах проектной деятельности, менеджмента и маркетинга всфере культуры.Полученные результаты также могут быть использованы в тех сферах об-разования, научно-исследовательской деятельности и управленческой прак-тики, которые связаны с производством и освоением культурных продуктов иуслуг, а также формированием и осуществлением культурной политики.Результаты исследования будут адресованы ученым и преподавателям вобласти социальных и гуманитарных дисциплин, работникам отрасли куль-туры, представителям негосударственной и коммерческойэтому производству с точки зрения формулируемых задач инновационногоразвития - с другой. Анализ схождений и расхождений между потреби-тельскими ожиданиями и вызовами инновационного развития. Выявлениепримеров успешного использования возникающих схождений и преодолениявозникающих расхождений.Выстраивание модели успешной капитализации культурных ресурсов,отражающей:- условия этой капитализации (ресурсные, инфраструктурные, финансо-вые, кадровые);- действия держателей ресурсов, алгоритмы и формы их координации;- наиболее адекватные формы культурного производства, задействован-ные в этой капитализации и отвечающие как значимым частным интересамего участников и потребителей, так и установкам инновационной идеологии;- наиболее типичные проблемы и подходы к их решению, возникающие ипрактикуемые на путях указанной капитализации.Источниковую базу исследования можно охарактеризовать следующимобразом:I. Актуальное состояние культурного пространства в аспекте ресурсной,материально-технической, кадровой и финансовой базы культурной активно-сти в регионах, характерные содержательные особенности культурного про-изводства в них можно оценить, опираясь на:1. Статистические данные - опубликованные результаты деятельностиучреждений культуры, представляемые ежегодно в соответствии с формами,установленными Росстатом (6-НК для библиотечного сектора, 7-НК длясектора культурно-досуговой деятельности, 8-НК для музейных учрежденийи др.). Данные отчеты позволяют проследить и проанализировать:1.1. Состояние и динамику основных культурных ресурсов (библио-течный фонд, музейный фонд, театральный и клубный репертуар и т.д.).1.2. Состояние и динамику инфраструктуры учреждений культуры(площади земельных участков и зданий, приоритетные направления ихиспользования, состояние систем охраны и безопасности и т.д.).1.3. Кадровый потенциал учреждений и наиболее значимые тенденцииего состояния.1.4. Показатели основной деятельностизаданию, отчеты итоговых коллегий органов управления культурой, паспортакультурной жизни - отражают приоритеты финансирования культурнойдеятельности по:- секторам этой деятельности;- статьям финансирования;- тематике и направлениям финансируемых мероприятий.3. Локальные документы о деятельности учреждений и иных организацийкультуры различных форм собственности - планы, отчеты, локальные норма-тивные акты рекламные публикации, пресс-релизы, научно-методическиепубликации сотрудников учреждений, их опубликованные интервью, деловаяпереписка учреждений. Данные документы отражают состояние и изменениясистем непосредственного управления культурными ресурсами, состояние иэволюцию содержательных аспектов культурного производства, основныепроблемы этого производства и практикуемые и проектируемые способы ихрешения.II. Осознание региональным сообществом наиболее значимых проблем вкультурном пространстве, перспективы и стратегические планы развитиякультурной деятельности в выбранном регионе отражают:1. Нормативно-правовые документы - региональные законы о культуре иее отдельных секторах, региональные стратегии развития отрасли культуры,а также материалы рабочих групп (деловые записки, протоколы, пред-ложения экспертов и т.д.).2. Материалы публичных дискуссий по вопросам развития культуры,реализации отдельных культурных проектов и направлений, представленныев интернете и в публикациях в СМИ.3. Материалы конференций, семинаров, рабочих совещаний, посвящен-ных вопросам развития культуры.III. Ценностные и ментальные аспекты культурного производства, по-требления культурных благ, влияние этих процессов на ценностную сферу врегиональном сообществе, типичные реакции сообщества на процессы и ре-зультаты в культуре и типичные ожидания в адрес культурных институтовфиксируются:1. Данными соцопросов и интервью в среде производителей и потре-бителей культурного продукта.2. Данными маркетинговых исследований, проводимых учреждениямикультуры, их учредителями или агентами рынка услуг культуры.3. Результатами контент-анализа публикаций в СМИ и Интернете.IV. Социально-экономический контекст культурного производства в го-ризонте перспектив инновационного развития регионов будет проанализиро-ван по данным, содержащимся в следующих документах:1. Документы по развитию территории - региональные Стратегии-2020,отраслевые стратегии регионального развития, иные концептуальные доку-менты.2. Послания и отчеты губернаторов (глав правительств) перед органамизаконодательной власти исследуемых регионов.3. Данные социологических исследований.4. Данные контент-анализа выступлений держателей ресурсов в СМИ иИнтернете.V. Состояние дел по капитализации культурных ресурсов в системе об-щего и профессионального образования отражают:1. Локальная нормативно-правовая документация образовательныхучреждений - положения о структурных подразделениях, являющихсяинформационно-ресурсными центрами, должностные инструкции их со-трудников.2. Рабочая документация данных подразделений - их планы, отчеты,внутренние проекты развития, документированные проекты и предложенияруководству.3. Стратегические документы развития образовательных учреждений -концепции развития, конкурсные предложения в рамках национальногопроекта «Образование» и в рамках процедур по получению статусаНационального исследовательского университета.4. Данные опросов работников изучаемых подразделений образователь-ных учреждений.5. Данные опросов пользователей культурных ресурсов образовательныхучреждений.6. Данные опросов партнеров образовательных учреждений, обращаю-щихся в своей деятельности к услугам соответствующих информационно-ресурсных центров.Общие принципы исследования должны включать в себя:1. Междисциплинарность. К исследованию следует привлечь кактеоретиков (культурологи, социологи, историки, экономисты, статистики),так и практиков государственной гражданской и муниципальной службы,руководства учреждениями.2. Ориентированность на регионы. Асимметричность потенциала иуровня развития территорий Российской Федерации делает невозможнойунификацию культурных процессов в регионах и культурной политики в них[6. С. 90].3. Межрегиональность. Выборка регионов для исследования должнаудовлетворять следующим требованиям:- представительство всех федеральных округов (исключение - Северо-Кавказский федеральный округ как недавно образованный на базе Южногофедерального округа);- присутствие в регионе мощных институций отрасли-дублера отрасликультуры, прежде всего - университетов, обладающих развитыми библио-течными, музейными структурами, творческими коллективами, подраз-делениями, готовящими специалистов для отрасли культуры;- присутствие в выборке регионов - центров федеральных округов ирегионов - периферий этих округов;- присутствие в выборке наряду со «среднестатистическими»территориями регионов с особыми условиями протекания культурных про-цессов (мощное влияние кросскультурного, геополитического факторов,наличие на территории федеральных либо национальных исследовательскихуниверситетов, наличие памятников истории и культуры общенациональногоуровня).4. Межотраслевой характер - исследование должно быть направлено навсе секторы отрасли культуры (государственный, муниципальный, общест-венный, коммерческий), а также на отрасли с выраженными аналогичнымифункциями (образование, отчасти - СМИ).Реализация предлагаемого исследовательского проекта позволит сделатьшаг к пониманию культуры и ее ресурсов как капитала не в метафорическомсмысле, но в прямом - как источника и фактора производства комплексаобщественных благ, являющегося одновременно предпосылкой и элементомформирующегося общества инновационного типа.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 219
Ключевые слова
культура, актуальность, инновационная стратегия, исследование, culture, relevance, innovation strategy, researchАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Загоскин Денис Владимирович | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, с.н.с. НОЦ «Музей и охрана наследия» | denzag@mail.ru |
Ширко Константин Николаевич | Департамент по культуре Томской области | кандидат исторических наук, начальник отдела культурного наследия | shyrko@yandex.ru |
Ссылки
Дондурей Д. России нужен культурный НЭП // On line Время новостей. Режим доступа: http://www.vremya.ru/2006/34/13/146446.html
Медведев Д.А. Россия, вперед! Российская газета. 2009. 10 сент. Режим доступа: http:// www.rg.ru/ sujet/3917.html
Флорида Р. Креативный класс: люди которые меняют будущее. М.: «Классика-XXI», 2007.
Ширко К.Н. Загоскин Д.В. Региональная культурная политика: механизмы принятия и реализации управленческих решений // Бюл. Рос. библ. ассоциации. 2009. № 51. С. 89-96.
Вдовин Г.В. Кризис музея как мировоззрения // Музей и общество: Материалы междунар. конф. Красноярск, 2002. С. 104-110.
Ширко К.Н., Загоскин Д.В. Региональная культурная политика: механизмы принятия и реализации управленческих решений // Бюл. Рос. библ. ассоциации. 2009. № 51. С. 89-96.
