Cultural heritage: the semantic field and practice.pdf Понятие «культурное наследие» при всей вариативности существующихдефиниций до сих пор в полной мере не эксплицировано. При общей теоре-тической разработанности его структуры (оно подразделяется на материаль-ное и нематериальное культурное наследие, а материальное в свою очередьделится на движимые и недвижимые объекты) на практике граница междувышеупомянутыми группами зачастую бывает размыта. О трудностях, свя-занных с определением «культурного наследия», упоминал исследовательЛиндел Протт: «В то время как эксперты культуры в различных сферах имеютдостаточно ясное представление о предмете своего исследования, официаль-ное определение культурного наследия - одна из самых сложных точек пре-ткновения для ученых» [1. С. 224-317]. В толковом словаре С. И. Ожегова,Н. Ю. Шведовой культурное наследие определяется как явление духовнойжизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений,от предшественников [2. С. 391]. В широком смысле культурное наследие -это то, что подлежит сохранению в настоящем ради возможности потребле-ния в будущем [3]. Российская музейная энциклопедия, учитывая реалииразвития музейного дела, охраны памятников природы и культуры, предла-гает следующее определение: культурное наследие - совокупность объектовкультуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы иосознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуали-зации [4]. Согласно экономической теории культурного капитала культурноенаследие мыслится как экономическая ценность, оно является и обществен-ным благом, включает эстетические, исторические, социальные, духовные иобразовательные ценности [5. С. 137-140].Особое развитие теория «культурного наследия» получила в авторскихконцепциях. Так, Ю. А. Веденин, анализируя понятие культурного наследияс точки зрения современных проблем его сохранения, относит к нему «сис-тему материальных и интеллектуальнно-духовных ценностей, созданных исбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключитель-ную важность для сохраненияния и природопользования, т. е. всё то, что отражает историю развития при-роды и культуры; признаётся ценным в научном и религиозно-духовном,экологическом, эстетическом и просветительском отношении и рассматри-вается как национальное достояние.В работах Э. Баллера освещена проблема преемственности культуры идано определение культурного наследия, под которым автор понимает в ши-роком смысле слова «совокупность связей, отношений и результатов духов-ного производства прошлых исторических эпох», а в более узком - «сово-купность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценно-стей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствиис конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объ-ективными критериями общественного прогресса» [7. С. 52].Согласно К. Хоруженко [8. С. 640], культурно-историческое наследиеявляется одной из форм закрепления и передачи совокупного духовногоопыта человечества. К. Хоруженко выделяет следующие компоненты куль-турно-исторического наследия: язык, идеалы, традиции, обряды, обычаи,праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; про-изведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллек-ции, рукописи, письма, личные архивы; памятники архитектуры, науки иискусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательныеместа и другие свидетельства исторического прошлого. Культурно-историческое наследие, по его мнению, синтетическое понятие, включающееразнообразнейшие проявления культуры.На информационную составляющую как базовый компонент наследияобращает внимаение М. Е. Кулешова: «…наследие можно рассматривать какинформационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, матери-альных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а такжесохраняемый для передачи будущим поколениям» [9. С. 41].Информационно-временной аспект в определении понятия наследияподчеркивал также Д. С. Лихачев в проекте Декларации прав культуры, по-нимая под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опытачеловечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные(язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библио-течные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства,памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и дру-гие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, со-вместные творения человека и природы, современные сооружения, пред-ставляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или нау-ки) [10. С. 29-37].Очевидно, что понимание культурного наследия, столь глубокого и мно-гоаспектного, с трудом умещается в рамки термина, а возникновение новыхподходов способствует расширению его толкования. В связи с этим в даннойстатье предлагается рассмотреть культурное наследие как категорию, т. е.«предельно общее» понятие, аккумулирующее различные концепции и оп-ределения. Поскольку формирование категории «культурное наследие» про-исходило достаточно долго, следует проследить основные этапы эволюции ивыявить основные тенденции его сохранения.В Европе первое упоминание о законодательном урегулировании со-хранения артефактов/предметов/памятников древности (ведь именно такони назывались, поскольку такого интегративного термина, как «культур-ное наследие», еще не существовало) датируется XV в. [11. С. 61]. В Рос-сии в практике культурной политики, и музейного дела в частности, суще-ствовали такие понятия, как «древности», «памятники старины», «памят-ники зодчества», «памятники истории», «памятники истории социалисти-ческого строительства и труда» и другие, релевантные отдельным истори-ческим периодам.Сам термин «культурное наследие» сравнительно новый. Его появлениесвязано с принятием на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКОКонвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природногонаследия» 16 ноября 1972 г., где впервые приводится состав культурногонаследия: «Культурное наследие включает предметы материальной культу-ры, памятники, группы зданий и территории, обладающие различной ценно-стью, включая символическую, историческую, художественную, эстетиче-скую, этнографическую или археологическую, имеющие научное и общест-венное значение» [12].Необходимо отметить, что упоминания о нематериальном наследии нет вКонвенции 1972 г. Оно появилось спустя 49 лет в Конвенции ЮНЕСКО «Обохране нематериального культурного наследия» (2003).В связи с этим следует отметить важную тенденцию в сохранении куль-турного наследия на данном этапе: внимание к отдельным выдающимся ма-териальным памятникам, зарождение «памятниковедческого» подхода.До 1972 г. в правовых документах фигурировали в большей степени по-нятия «памятник» и «культурная ценность». Данный факт подтверждаетсярядом нормативных актов: Гаагская конвенция (1899), «Положение о зако-нах и обычаях сухопутной войны» (1907), Договор «О защите учреждений,служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников», илиПакт Рериха (1935), Гаагская конвенция «О защите культурных ценностей вслучае вооруженного конфликта» (1954), Конвенция «О мерах, направлен-ных на запрещение и предупреждениеные ценности", несомненно, является наиболее универсальным, включаяв себя и наиболее значимую, особо ценную их часть - культурное насле-дие (достояние) народов. Поскольку культурное наследие (достояние)представляет из себя особый случай культурных ценностей, то и катего-риальную проблематику культурного наследия (достояния) нужно рас-сматривать в более широком контексте - в контексте проблематики куль-турных ценностей» [15].В России Конвенция «Об охране всемирного культурного и природногонаследия» (1972) ратифицирована только в конце 1980-х гг. (Указ Прези-диума ВС СССР от 09.03.1988 № 8595-XI). В современном российском зако-нодательстве, а именно в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах куль-турного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Фе-дерации» от 25 июня 2002 г. дано определение «культурного наследия»: «Кобъектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народовРоссийской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятсяобъекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениямиживописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами нау-ки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в ре-зультате исторических событий, представляющие собой ценность с точкизрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства,науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной куль-туры и являющиеся свидетельством цивилизации, подлинными источникамиинформации о зарождении и развитии культуры» [16. С. 2].Также следует сказать, что в данном законе нет упоминания о немате-риальном культурном наследии, а Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нема-териального культурного наследия» (2003) Россией до сих пор не ратифи-цирована.На современном этапе категория «культурного наследия» обогащаетсятакими дефинициями, как культурный ландшафт и культурное разнообра-зие. Так, формальное осознание мировым сообществом культурного ланд-шафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когдаэто понятие было включено в текст «Operational Guidelines for theImplementation of the World Heritage Convention», в котором дается следую-щее определение: культурный ландшафт - результат совместного творчествачеловека и природы (combined works of nature and of man) [17]. Таким обра-зом, основная идея данной теории - отразить экологические проблемы, уре-гулировать дисбаланс культуры и природы, расширить культурное про-странство, упразднить механизм разделения памятников, обозначив все еди-ным термином.Предпосылки создания теории культурного разнообразия появились ещев 1989 г. с принятием Рекомендации о сохранении фольклора. Далее после-довали нормативно-правовые акты, окончательно закрепившие и оформив-шие ее в самостоятельную концепцию: Всеобщая декларация ЮНЕСКО окультурном разнообразии (2001), Рекомендация о развитии и использованиимногоязычия и доступе к киберпространству (2003), Конвенция об охране ипоощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005), Всемир-ный доклад о культурном разнообразии (2008). Следует отметить, что появ-ление идеи культурного разнообразия связано с глобализацией, размы-вающей национальную специфику, которая, в свою очередь, является поч-вой для экономического развития того или иного региона. Как отмечал Дэ-вид Тросби: «...принципы поддержания культурного разнообразия опреде-ляются тем обстоятельством, что разнообразие идей, верований, традицийи других проявлений художественного и культурного творчества ведет квозникновению широкого спектра культурных услуг, которые существенноотличаются от услуг, предоставляемых их отдельными составляющими»[18]. Иначе говоря, культурное разнообразие вносит весомый вклад в ди-намику художественной и культурной жизни, способствуя сохранению эт-нокультурного наследия.В данной связи необходимо отметить, что изменения произошли и всфере сохранения наследия: от «точечного» изучения отдельных памятниковдо комплексного включения в культурное пространство ландшафта, природ-ных объектов, среды обитания с проживающим на ней этносом. Именно по-этому особое значение получила актуализация наследия - деятельность, на-правленная на сохранение и включение культурного и природного наследияв современную культуру путем активизации социокультурной роли его объ-ектов и их интерпретации. Первостепенную роль в данном процессе играютмузеи. Тенденция последних лет - сохранение памятников культуры с рас-крытием их историко-культурной и экономической привлекательности. Так,основными экономическими трендами в актуализации культурного наследияявляются: приватизация памятников с наложением обременения на частныхсобственников; девелопмент объектов наследия; развитие культурного и по-знавательного туризма и создание на базе объектов наследия туристическихпродуктов и брендов; продажа «ауры» исторического и культурного наследия;активное участие общества, и прежде всего местных жителей, в сохранениикультурного наследия и его интеграции в социальный и экономический сектор(«витализация»); интеграция наследия в повседневную жизнь [19].Как ответ на процессы постиндустриального общества, развитие инфор-мационных технологий формируется новый вид наследия - «цифровое».Цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний иформ выражения. Оно охватывает ресурсы, относящиеся к области культу-ры, образования, науки и управления, а также информацию технического,правового, медицинского и иного характера, которые создаются в цифровойформе либо переводятся в цифровой формат путем преобразования сущест-вующих ресурсов на аналоговых носителях. В случае «цифрового происхож-дения» ресурсы существуют лишь в виде цифрового оригинала [20]. Однакосуществует опасность утраты цифрового наследия, поэтому его сохранение винтересах нынешнего и грядущих поколений является насущной проблемойобщемирового значения.Из всего вышеупомянутого следует, что «культурное наследие» - много-гранное понятие с множеством заключенных в него значений, что позволяетвыделить его в самостоятельную категорию. Формирование данной катего-рии происходило достаточно долго: от «предметов древности» до самогопонятия «культурное наследие». Следует отметить, что Европа значительноопережает Россию в теоретической, правовой и практической разработанно-сти данного вопроса. Это связано с деятельностью международных органи-заций, в частности ЮНЕСКО, и сложившейся на той или иной территориисоциокультурной средой. Следует сказать, что с изменением пониманиякультурного наследия меняются взгляды на проблему его сохранения: от«памятникоохранительного» подхода к комплексному. Необходимо отме-тить, что в последнее время культурное наследие активно внедряется в эко-номический сектор. Также категория «культурное наследие» обогащаетсятакими понятиями, как «культурный ландшафт», «культурное разнообра-зие», «цифровое наследие», что позволяет расширить смысловое поле и об-ласть охраны культурного наследия. Специфика «цифрового наследия» со-стоит в том, что, представляя собой вид культурного наследия, оно в то жевремя является способом сохранения объектов наследия. Данная тенденциясвязана с современными социокультурными процессами, в том числе с гло-бализацией. Таким образом, культурное наследие - динамично развиваю-щаяся система как в отношении категории, так и охранных практик.
Prott L. V. Problems of Private International Law for the Protection of the Cultural Heritage, Recueil des Cours / Hague : Academic de Droit. 1989. Vol. 5. P. 224-317.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999. С. 391.
Howard P. Heritage : management, interpretation, identity. Continuum : London, 2003.
Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL : http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?85 (дата обращения : 12.05.2011).
Матецкая М. В. Основные направления влияния культурного капитала на экономический рост // X Международная научная конференция ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е. Г. Ясин. М., 2010. С. 137-145.
Веденин Ю. А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике: Тез. докл. республ. науч.-практ. конф. Ставрополь, 1997. С. 4-9.
Баллер Э. А. Социальный вопрос и культурное наследие. М., 1987. 160 с.
Хоруженко К. М. Культурология: Энцикл. слов. Ростов н/Д, 1997. С. 640.
Кулешова М. Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие» : содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов: Сб. науч. тр. М., 1994. С. 41.
Лихачев. Д. С. Декларация прав культуры и ее международное значение // Наука и жизнь. 2006. № 2. С. 23-37.
Blake J. The development of international cultural heritage law. Р. 61-80.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО : Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации. М., 1991. С. 290-302.
Рыбак К. Е. Принципы музейного права (историко-правовые аспекты) // Культура : управление, экономика, право. 2006. № 2. С. 29-35.
Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979. 192 с.
Молчанов С. Н. Культурное право России. Информационный портал «Культурное право России» [Электронный ресурс]. URL : http://www.culturnoepravo.narod.ru. Информация по состоянию на 16 мая 2005 г. (дата обращения : 12.05.2011).
Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон Принят Государственной Думой 24 мая 2002 г. Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 г. М. : Ось-89, 2004. 47 с.