К опыту осмысления эволюции православной иконографии:о Богородичной иконе «Никейская» - «Бысть чрево Твое святая трапеза...»
Исследуется эволюция иконографии Богородицы в православно-религиозном искусстве. Автор использует методологию детального анализа определенных иконографических типов символического изображения Пресвятой Богородицы.
To the experience of the conception of the Orthodox iconography evolution :about «The Mother of God Nikeyskaya».pdf О редчайшем сегодня типе богородичной иконы «Никейская» - «Быстьчрево Твое святая трапеза...» известно очень мало. Между тем икона счита-ется чудотворной, праздник её приходится на 10 июня (28 мая). Вот что го-ворится о ней в православном церковном календаре: «Икона Божией МатериНикейская прославилась в 304 году при осаде Амиром города Никеи в Ма-лой Азии. По преданию, во время осады Амиром города Никеи некто Кон-стантин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону, раз-бил ее и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Бо-городица и сказала: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это тысделал себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. На дру-гой день во время сражения, когда неприятель устремился на городскую сте-ну, Константину, взбежавшему вместе с другими на стену, камнем разбилоголову и лицо и он пал бездыханным. Таким образом, он, по предсказаниюБогородицы, получил достойное возмездие за свое нечестие. Об этом собы-тии было рассказано отцам Первого Вселенского собора (325 г.), которыеустановили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чревоТвое святая трапеза» [1]. Тропарь иконе: «Бысть чрево Твое святая трапеза,имущи Небеснаго Хлеба Христа, от Него же всяк ядый не умирает, якожерече всяческих, Богородице, Питатель». Перед иконой молятся о вразумле-нии заблуждших и отступивших от веры [2]. Самые известные иконы этоготипа находятся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовнойакадемии (ЦАК МДА) (рис. 1) и в храме Рождества Иоанна Предтечи наПресне в Москве (рис. 2).Древнейшее изображение Богородицы - образ «Оранты» («молящейся»)присутствует уже в римских катакомбах. Там женщина с воздетыми в мо-литве руками представляет собой душу умершего. Постепенно, однако, ста-новится образом Девы Марии - Заступницы. Иконографический тип «Оран-та» подробно описан и довольно хорошо изучен, поэтому ограничимся не-сколькими замечаниями по поводу молящейся Богородицы типа «Никей-ская». На иконах этого извода Приснодева изображена в три четвертиденцу, которого держит на руках, и труднообъяснимо в случае «Оранты».Стоит обратить внимание и на жест рук: ладони не обращены вверх. Егопрототипом может быть таковой на фреске Богородицы из упомянутой церк-ви в г. Кастория, хотя известны и другие примеры: например, мозаика с изо-бражением «Оранты» из Софии Киевской.Из известных в настоящее время икон анализируемого типа самым ран-ним является образ из храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. На да-тируемой концом XVII в. иконе [3] представлено поясное изображение Бо-городицы в три четверти к зрителю, со склонённой головой и вознесённымив молитве руками. Перед ней иконописец изобразил здание храма, весьмамало напоминающего православный алтарь, и на нём - Младенец в потире (впояс), благословляющий правой рукой, а в левой держащий развёрнутыйсвиток с нечитаемой надписью.На иконе из собрания Государственного музея истории религии (втораяполовина XVIII в.) (рис. 3) вверху можно прочесть надпись: «Бысть чревоТвое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже вся ядый не умирает, якоже рече всем, Богородительнице, Питатель».Внизу: «...от нея же всяк питающее исполняю душею и телом освящая». Над-пись на свитке в первой части совпадает с Ин. 6: 51а, вторая же часть пред-ставляет собой Евхаристическую молитву (ср. Мф. 26: 26-29; Мк. 14: 22-25;Лк. 22: 15-20). Учитывая, что данный образ практически является копиейпредыдущего, можно предположить, что надписи совпадают с таковыми напресненской иконе (на которой надпись на свитке не читается, а надписивверху и внизу иконы, если и существовали, сейчас скрыты киотом).Икона из ЦАК МДА, датируемая началом XIX в., имеет несколько важ-ных отличий от предыдущих образов: 1) фигура Младенца в потире изобра-жена до колен, он благословляет обеими руками (список в левой руке отсут-ствует); 2) здание храма почти полностью заслоняется овальным нимбом,осеняющим Младенца и чашу; 3) в верхнем левом углу написан голубь -символ Святого Духа. Кроме того, по сторонам Богородицы изображенысвятые Александра и Иоанн (видимо, небесные покровителиПочитаемой иконе были посвящены тропарь и богослужебные произве-дения. Уже при поверхностном анализе текста тропаря обнаруживаетсясходство его второй части с Ин.6 : 50-51 и Ин. 6: 58. Что касается слов, от-носящихся к Богородице, им нет аналогов в библейских текстах. Впервыеони встречаются в святоотеческой литературе у Андрея Критского. Богоро-дичен пятой песни канона на праздник Рождества Богородицы содержитслова «Стало чрево Твоё святою трапезой» [7], в богородичне девятой песниканона на праздник Зачатия св. Анны читаем: «Трапеза, на которой был по-ложен Хлеб-Христос, Богородица-Дева прославлена» [8]. Наконец, богоро-дичен пятой песни канона на Преполовение Пятидесятницы: «Стало чревоТвоё святою трапезой, имеющей Небесный Хлеб, и никто из вкушающих отНего не умирает, как сказал, Богородице, Он, всех Питатель» [9]. Сравнимэтот текст с одной из молитв вечерней трапезы: «Бысть чрево Твое святаятрапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядыйне умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель» [10] и с таковойу старообрядцев: «Бысть чрево Твое святая трапеза, имуще Небеснаго ХлебаХриста, от Него же всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богороди-це, Питатель» [11]. Отметим, что старообрядческая молитва совпадает с тек-стом Андрея Критского (кроме слова «Христа», которого нет у прп. Андрея)и с тропарём «Никейской»; в то время как пореформенная - с надписью наиконе из ГМИР и с кондаком «Неупиваемой Чаше». В славянских рукописяхтипиконов XIV-XV вв., как и в старообрядческом уставе, чин о Панагии со-держит молитву «Бысть чрево Твое...» [12].Итак, тропарь иконе «Никейская» содержит выраженные евхаристиче-ские коннотации, хотя и не является частью евхаристической литургии. Ин-тересно, что надпись «Бысть чрево Твое...» нередко встречается на блюдцах,используемых во время проскомидии [13], а этот обряд тесно связан с чиномо Панагии.Исследование эволюции иконографического типа предполагает анализэлементов указанного образа. Сначала обратимся к иконографии ветковскойиконы, значительно отличающейсяРис. 1. Икона «Никейская» из ЦАК МДА (начало XIX в.)Рис. 2. Икона «Никейская» из храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне(конец XVII в.)Рис. 3. Икона «Никейская» из собрания Государственного музея истории религии(вторая половина XVIII в.)Рис. 4. Фрески алтарной части церкви Св. Георгия в Курбиново (XII в.).Ил. из Velmans T. L'arte monumentale bizantinaВ России обнажённая фигура Спасителя, лежащая в потире, известна по край-ней мере с XIV в., чему свидетельством является изображение на дискосе, ис-пользовавшемся прп. Сергием Радонежским [16]. В таком виде фигура ИисусаХриста перейдёт в иконографию Иоанна Предтечи-Ангела пустыни [17].В XV в. в Италии в оформлении дарохранительниц используется обна-жённая фигура Младенца Иисуса, стоящего в чаше: таковы работы Дезиде-рио да Сеттиньяно для церкви Сан Лоренцо во Флоренции, Бенедетто Буль-они для капеллы Сан Микеле базилики Санта Кристина в Больсене, мастер-ской Делла Роббья для Кафедрального собора в г. Барга. Наконец, в апси-дальной композиции церкви св. Николая архонтиссы Теологины в г. Касто-рия (Греция), исполненной в 1663 г., находим изображение одетого Младен-ца, стоящего в чаше и благословляющего обеими руками (рис. 5). Иконогра-фический тип носит название «Хлеба живого» (точнее, «живоносного») [18].Наконец, отметим наличие на иконах «Бысть чрево Твое...» изображенияхрама: оно присутствует на ранних образах и исчезает на более поздних.Здание храма является символом Церкви как института. С помощью такогосимвола часто подчёркивается важность Церкви и её единства в полемике серетиками, схизматиками и внешними противниками.В традиции православной иконографии прослеживается тенденция взаи-модействия образов: «Никейская» и «Неупиваемая чаша». Эти два иконо-графических типа настолько сходны между собой, что последний можносчитать результатом эволюции первого: изображение Богородицы становитсястрого фронтальным, молитвенный жест рук меняется (ладони обращенывверх), здание храма, как и свиток в руке Младенца, окончательно исчезают.Кроме того, тропарь «Никейской» становится кондаком «Неупиваемой Чаше».Икона была явлена в 1878 г., день неизвестен [19]. При внимательномчтении обнаруживаем, что речь идёт не столько об обретении иконы, сколь-ко названия «Неупиваемая Чаша»: «Придя в женский Введенский Владыч-ный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил от-служить молебен. Но никто в монастыресания и западноевропейской живописи, но оно крайне затруднено из-за недос-тупности архивных документов, связанных с домом Романовых.Рис. 5. Апсидальная композиция церкви Св. Николая архонтиссы Теологины в г. Кас-тория (XVII в.). Ил. из M. Paissidou, Οι τοιχογραφίες του 17ου αιώνα στους ναούς τηςΚαστοριάς. Συμβολή στη μελέτη της μνημειακής ζωγραφικής της Δυτικής ΜακεδονίαςВ результате сравнительного анализа основных элементов иконографииможно сделать следующие выводы.1. Богородичный иконографический тип «Бысть чрево Твое...» сформи-ровался ещё до никоновской реформы в качестве «иллюстрации» соответст-вующей молитвы. Поскольку он содержал черты извода «Никопейская»,впоследствии за ним ошибочно закрепилось также название «Никейская» исвязанная с ней легенда.2. После реформы Никона формируется образ с названием «Бысть чревоТвое...», сильно отличающийся от предыдущего и основанный на иконогра-фии «Оранты».3. Старообрядческая церковь сохраняет старый тип, два извода сосуще-ствуют; через некоторое время за новым типом также закрепляется назва-ние «Никейская» и связанная с ней легенда, хоть он и не содержит черт«Никопеи».4. По мере уменьшения остроты конфликта между официальной Церко-вью и старообрядцами некоторые детали нового извода утрачиваются: исче-зает изображение храма, указывающее на полемический контекст, а такжесвиток в руке Младенца (сравнительное изучение богослужебных текстов дои после реформы Никона могло бы прояснить причины последнего).5. Ввиду практически утратившей актуальность полемики со старооб-рядцами меняется назначение иконы: перед образом молятся уже не о за-блудших и отступивших от веры, а о пьяницах, что намного более актуаль-но. «Открывается» новое название, подчёркивающее евхаристические кон-нотации; тип «Бысть чрево Твое...» практически вытесняется «Неупивае-мой Чашей».Автор благодарит Е. Суворову и А. Семоглу за предоставленные иллю-страции.
Ключевые слова
икона,
образ,
канон,
иконопись,
иконография,
icon,
sacred image,
canon,
iconpainting,
iconographyАвторы
Козлова Ирина Дмитриевна | Институт экуменическо-патристической греко-византийской теологии им. Св. Николая, г. Бари, Италия | докторант | iryna-kozlova@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
[Электронный ресурс]. URL: http://www.hram-vlad-butovo.ru/kalendar/bmater/06/ 06.10.htm (дата обращения : 13.05.2011).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.pravkniga.ru/molitvabogorod.html (дата обращения : 13.05.2011).
Матюшин С. И., Скоробогачева Е. А. Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне : история и современность. М. : «ЮГ», 2008.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.elohovosobor.ru/node/82 (дата обращения : 13.05.2011).
Коваль О. А. Анализ личного письма ветковских икон // Bicник ХДАДМ. 2008. № 5. С. 52-61.
Кондаков Н. П., Иконография Богоматери. Пг.: Тип. Императорской Академии наук, 1915. Т. 2. С. 124-151.
PG, XCVII, кол. 1324, перевод автора статьи.
PG, XCVII, кол. 1316, перевод автора статьи.
PG, XCVII, кол. 1426, перевод автора статьи.
[Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/chasoslov/chas18.shtml (дата обращения : 13.05.2011).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.rpso.ru/content.php?page=ltvezgiv_rus&id (дата обращения : 13.05.2011).
Скабалланович М. Толковый типикон [Электронный ресурс]. URL: http://klikovo.ru/db/msg/8453 (дата обращения : 13.05.2011).
Опись старинных предметов Псковского Спасо-Мирожского и Вологодского Спасо-Прилуцкого монастырей [Электронный ресурс]. URL: http://www.pskovgrad.ru/ 2006/04/28/page,3,spasomirozhskijj_muzhskojj.html; URL: http://www.booksite.ru/fulltext/sta/ raya/vol/ogda/19.htm#448 (дата обращения : 13.05.2011).
Веретенников П. Священномученик Пётр, Архиепископ Александрийский // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 10 [Электронный ресурс]. URL:Об обретении иконы, установлении дней почитания, молитвах, чудесах и пр. см.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.inokini.ru/svjatyni/ikona/chasha.php http://www.pserpuhov.ru/vmonastir/sviatini/Chasha.php (дата обращения : 13.05.2011).
Velmans T. L'arte monumentale bizantina. Milano: Jaca Book, 2006. Р. 141.
Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра [Электронный ресурс]. URL: http://www.stsl.ru/lib/book7/pic253.htm (дата обращения : 13.05.2011).
См., например, икону конца XVII в. из Успенского собора в Ярославле, храня- щуюся в ГТГ, «Иоанн Предтеча Ангел пустыни в житии» [Электронный ресурс]. URL: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1410 (дата обращения: 13.05.2011).
Paissidou М. Οι τοιχογραφίες του 17ου αιώνα στους ναούς της Καστοριάς. Συμβολή στη μελέτη της μνημειακής ζωγραφικής της Δυτικής Μακεδονίας. Athens, 2002. Р. 32.
Об обретении иконы, установлении дней почитания, молитвах, чудесах и пр. см.: [Электронный ресурс]. URL: http://www.inokini.ru/svjatyni/ikona/chasha.php http://www.pserpuhov.ru/vmonastir/sviatini/Chasha.php (дата обращения : 13.05.2011).