The portraits by G. Hippius from the Stroganov library: the creation history(to the problem statement).pdf Родовая библиотека Строгановых, подаренная в 1875 г. будущему Импе-раторскому Томскому университету, является уникальным собранием книг,периодических изданий, а также редких художественных альбомов и гравюр.Особую ценность в художественной коллекции представляет серия портре-тов работы Густава Гиппиуса «Современники. Собрание литографирован-ных портретов государственных чиновников, писателей и художников, нынев России живущих…», посвященная Императору Александру І.Сегодня имя Густава Гиппиуса (1792-1856) мало кому известно, однаков свое время он был довольно известным художником, литографом и педа-гогом. Густав Адольф (Фомич) Гиппиус родился 1 марта 1792 г. в Эстлян-дии. Потеряв рано мать, он был отдан в пансион, где впервые стал братьуроки живописи [1. С. 44]. Далее его биография представляет собой чередусчастливых и трагических случайностей, везения, кропотливой работы ибелых пятен.С восемнадцатилетнего возраста жизнь Г. Гиппиуса была тесно связана сжизнью его друга, а впоследствии и родственника Отто Игнациуса. РодителиИгнациуса стремились дать ему наилучшее образование, именно они пред-ложили довольно известному в то время художнику и педагогу Вальтеруобучать их сына. Отто, в свою очередь, с радостью воспользовался этой воз-можностью и предложил своему другу Гиппиусу вместе брать уроки у Валь-тера. Г. Гиппиус согласился, и можно считать, что именно с этого моментаначался его творческий путь [2. С. 239].Обучение Гиппиуса продолжалось два года, до зимы 1812 г. За это времяон добился больших успехов и по окончании курса принял решение ехать заграницу, совершенствовать дальше свое мастерство [3]. Заметим, что егодруг Отто Игнациус был чрезвычайно одаренным человеком, возможно, да-же более, чем сам Гиппиус; он был и живописцем, и поэтом, и музыкантом-композитором. После обучения у Вальтера, которое продлилось на пару ме-сяцев дольше, чем у Гиппиуса, отец Отто отправил своего сына в Берлин [4].Дальше пути друзей на первый взгляд перестают пересекаться; однакоесли сравнить маршруты их путешествий, становится очевидным, что онибывали в одних и тех же городах, приблизительно в одно и то же время: по-сле обучения оба поехали в Германию, Отто в Берлин, а Густав сначала вДрезден, потом в Мюнхен; с 1815 до 1817 г. Игнациус жил в Вене, где нахо-дился и Гиппиус, совершая свое пешее путешествие по Европе. В 1816 г.путешествие Гиппиуса закончилось в Риме, где он прожил два года, а в 1817 г.также на два года в Рим приехал Отто Игнациус. Можно предположить, чтопосле обучения они поддерживали дружеские отношения и, находясь в од-ном городе, могли встречаться.На родину в Ревель каждый из них вернулся после пребывания в Риме -Гиппиус в 1819 г., а Игнациус в 1820 г. В том же 1820 г. Густав женился насестре Отто Фридерике Игнациус, после чего оба художника переехали вПетербург. В Петербурге Игнациус получил место придворного живописца;многие высокопоставленные лица города часто приглашали его к себе, вос-хищаясь его игрой на фортепиано и композиторским талантом.В 1820 г. после пожара в Царскосельском дворце Игнациусу было пору-чено заняться художественным восстановлением сгоревшей церкви и напи-сать образ для Царского места. Он принялся за работу, но не закончил её.Смерть, наступившая 26 августа 1824 г., прервала его планы [4]. Закончитьроспись Царскосельской церкви было суждено Гиппиусу.Еще при жизни Игнациуса работы Гиппиуса стали известны соратникуАлександра I, министру иностранных дел России графу И. Каподистрия идиректору Царскосельского лицея Е. Ажить, что коллекция явилась государственным заказом, осуществленнымграфом И. Каподистрия и Е. А. Энгельгардтом. Согласно второй версии за-каз мог поступить от недавно открывшегося в Петербурге Общества поощ-рения художеств.Сомнение в достоверности первой версии вызывают два обстоятельства.Во-первых, нельзя не учитывать, что государственный заказ требует высоко-го качества исполнения, из чего следует необходимость делать литографии снатуры. Однако при сопоставлении биографий портретируемых со временемработы над портретами становится очевидным, что не все из этих лиц моглипозировать художнику лично. Возможно, Гиппиус нашел выход из этой си-туации и делал свои литографии с портретов других мастеров, но такое ре-шение заметно снизило бы качество и ценность его работы.Второе обстоятельство связано с финансированием как работы, так и из-дания литографий. Изначально предполагался выход девяти тетрадей с пя-тью портретами в каждой из них; и если данная серия была заказана высоко-поставленными лицами, то издание, скорее всего, осуществилось бы без по-мех, как задумывалось. Однако доподлинно известно, что публикация лито-графий прерывалась, и сначала было выпущено восемь тетрадей по пятьпортретов в каждой из них, о чем свидетельствуют каталоги Д. А. Ровинско-го [5. Приложения и заключения. Стб. 98], В. А. Верещагина [6. С. 45-46],титульный лист, хранящийся в Берлинском музее [5. Приложения и заклю-чения. Стб. 98] и обложки, находящиеся в Научной библиотеке ТГУ. Причемдата издания сорока литографий на титульном листе из Берлинского музеяобозначена 1824 г.В каталогах Д. А. Ровинского и В. А. Верещагина отдельно не указаныгод издания сорока портретов и год издания оставшихся пяти. В этих ката-логах обозначен весь период работы Гиппиуса над серией портретов, т. е. с1821 по 1828 г. [5. Приложения и заключения. Стб. 98; 6. С. 45-46]. Од-нако на основе такого косвенного факта, как присуждение графского титу-ла Г. А. Строганову в 1826 г. [7. С. 803-804], можно предположить, что из-дание первых сорока портретов состоялось до этого события, т. е. до 1826 г.В противном случае баронский титул Г. А. Строганова в более поздних из-даниях был бы изменен на графский, тогда как на обложках к тетрадям этойколлекции, хранящимся в Научной библиотеке ТГУ, и на самом своем порт-рете Г. А. Строганов предстает в титуле барона.Не удается пока точно установить и даты начала и окончания выхода всвет оставшихся пяти портретов. Как было упомянуто выше, библиографи-ческие каталоги XIX в. [5. Приложения и заключения. Стб. 98; 6. С. 45-46]указывают нам время окончания работы в целом над серией, которое дати-руется 1828 г.Таким образом, имеет место значительный временной разрыв в публика-ции серии, в результате чего пять портретов выпадают из коллекции. Можнопредположить, что будь это государственный заказ, процесс издания портре-тов контролировался бы лучше.Вторая версия о возможном источнике заказа серии портретов основыва-ется на анализе биографии Гиппиуса. Полученные данные свидетельствуюто том, что по завершении работы Гиппиус обратился в Общество поощренияхудожеств за помощью в издании и продаже портретов [3], что говорит не впользу предположения о государственном финансировании, а следовательно,и заказе.Общество поощрения художеств начало свою деятельность в том же1820 г., когда Гиппиус приехал в Россию, и существовало в Петербурге, азатем Ленинграде под разными названиями до 1929 г. Общество было созда-но группой меценатов в лице И. А. Гагарина, П. А. Кикина, А. И. Дмитриева-Мамонова, Ф. Ф. Шуберта, Л. И. Киля, ставивших своей целью содейство-вать развитию искусства, распространять художественные познания, способ-ствовать образованию художников и скульпторов, оказывать им материаль-ную помощь, приобретать художественные произведения, организовыватьвыставки, конкурсы, аукционы и лотереи [8].История существования Общества изобилует заказами серий портретов,пейзажей, посвященных какому-либо событию. В качестве примера можнопривести «Собрание портретов Россиян, знаменитых по своим деяниям»П. П. Бекетова, относящееся к 1821-1824 гг. В 1819 г. по приглашениюАлександра I из Лондона в Петербург прибыл художник Джордж Доу длянаписания серии портретов генералов, прославившихся в Отечественнойвойне 1812 г. и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. [9]. Послевойны 1812 г. по России прокатилась волна патриотизма, которая не моглане найти отражение и в живописи.Вероятно, руководствуясь не только возможностью прославить своюдеятельность, но и под влиянием духа патриотизма недавно созданное Об-щество сделало заказ Густаву Гиппиусу изобразить наиболее выдающихсялюдей Александровской эпохи. Интересен тот факт, что к концу 1820-х гг.число членов Общества поощрения художеств выросло до 70; среди них бы-ли те деятели, изображения которых будут представлены в коллекции Гип-пиуса: председатель Государственного совета князь В. П. Кочубей, намест-ник Кавказа князь М. С. Воронцов, министр народного просвещения графС. С. Уваров, князь А. Ф. Голицын, поэт В. А. Жуковский [10].Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что Общество поощре-ния художеств находилось под покровительством императорской фамилии.Это дает возможность предполагать, что последняя не только выделяла де-нежные средства [11. С. 226-227], но и могла осуществлять какие-то заказы.Этот факт отчасти сглаживает противоречия двух изложенных выше версий.Становится очевидным, что ни без содействия высокопоставленных лиц, нибез участия Общества поощрения художеств издание коллекции состоятьсяне могло.Издание серии «Современники…» работы Гиппиуса вызывает немаловопросов. Главные из них - когда именно оно осуществлялось, при какихобстоятельствах прервалось и когда возобновилось? Как известно, титуль-ный лист, хранящийся в Берлинском музее, датирует издание сорока портре-тов 1824 г. - годом смерти Отто Ингациуса и временем, когда Гиппиус при-ступил к завершению работы, начатой его другом в Царском селе. С однойстороны, можно предположить, что, уехав в Царское село, Гиппиус сам пре-рвал работу над литографиями, а если они уже были готовы, то из-за недос-татка времени мог выпустить из-под контроля процесс их издания.С другой стороны, если учесть, что фигура Отто Игнациуса была весьмазначима не только в жизни Г. Гиппиуса, но и в определенных кругах Петер-бурга, то вполне вероятно, что со смертью Игнациуса прекратилось и финан-сирование работы его друга Гиппиуса.Отсюда возникают новые вопросы: почему титульный лист издания со-рока портретов хранится в Берлине; когда произошло доиздание пяти по-следних портретов; где они хранятся; как первые восемь тетрадей попали кграфу Строганову и почему он не приобрел все девять тетрадей серии, со-держащие сорок пять портретов? Эти вопросы создают интереснейшее про-блемное поле для дальнейшего детального исследования серии портретовработы Г. Гиппиуса как одной из ценнейших коллекций в собрании родовойбиблиотеки Строгановых, хранящейся в Научной библиотеке Томского го-сударственного университета.
Гиппиус Густав Адольф // Художники народов СССР : Биобиблиогр. словарь. М.: Искусство, 1976. Т. 3. С. 44.
Библиографические листки: Д. А. Гиппиус и его издания // Старые годы. 1907. № 6 (апрель - июнь). С. 239-240.
Гиппиус Густав (Густав Адольф) Фомич // Биография. ру: биографическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.biografija.ru/show (дата обращения: 25.03.2011).
Игнациус Отто Фридрих // Биография. ру: биографическая энциклопедия. [Элек- тронный ресурс]. URL : http://www.biografija.ru (дата обращения : 13. 04. 2011).
Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.: [Б.и.], 1889. Т. 3.
Верещагин В. А. Русские иллюстрированные издания XVIII-XIX столетий (1720- 1870): библиогр. опыт. СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1898. 309 с.
Строгановы // Энциклопедический словарь. Т. 62. СПб. : Тип. АО «Издательское дело», Брокгауз - Ефрон, 1901. С. 803-805.
Общество поощрения художеств // Справочник научных обществ России [Элек- тронный ресурс]. URL : http://www.snor.ru (дата обращения : 16. 04. 2011).
Подмазо А. А. Кругом «плащи, да шпаги…» // Музеи России [Электронный ресурс]. URL : http://www.museum.ru (дата обращения : 16. 04. 2011).
Общество поощрения художеств // Художественная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL : http://www.dic.academic.ru (дата обращения : 8. 04. 2011).
Чулков Н. Гиппиус Густав (-Адольф) Фомич // Русский биографический словарь. М., 1916. С. 226-227.