Информация о библиотеках гимназий на сайтах муниципальныхобразовательных учреждений (на примере сайтов гимназий г. Томска)
Анализируется насыщение сайтов гимназий г. Томска информацией о школьных библиотеках. Определяется нормативная документация, на которой основывается деятельность библиотек муниципальных образовательных учреждений. Изучается положение библиотеки в структуре гимназий, статистическая информация. Анализируется наличие или отсутствие отдельных страниц, посвященных библиотекам образовательных учреждений.
Information about classical school libraries on the school web-sites(on the example of Tomsk classical schools web-sites.pdf Школьная библиотека - структурное подразделение муниципального об-разовательного учреждения (МОУ), призванное обеспечивать учебно-воспи-тательный процесс и тем самым связанное с педагогическим составом, атакже с учащимися и их родителями. С последними связь осуществляется,прежде всего, на базе необходимости формирования культуры чтения уча-щихся; школьная библиотека может организовать работу с родителями в по-мощь формированию любви к чтению в рамках семьи.Однако несмотря на немаловажное значение школьной библиотеки, в ре-альности отношение учреждения к месту и роли библиотеки в структуреучебного заведения может быть различным, что проявляется через отраже-ние информации о библиотеке на сайтах образовательных учреждений. Поданным Департамента общего образования администрации Томской области,в Томске насчитывается 70 муниципальных образовательных учреждений.Из них 10 гимназий, среди которых 1 гимназия для детей дошкольного имладшего школьного возраста.Следует отметить, что достаточно часто школьные сайты региона - ти-повые, они имеют не только сходную структуру, но и сходное дизайнерскоеоформление.В Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учрежде-ния указывается, что деятельность школьной библиотеки направлена на реа-лизацию права участников образовательного процесса на бесплатное поль-зование библиотечно-информационными ресурсами, при этом общеобразо-вательное учреждение несет ответственность за доступность информацион-ных ресурсов, содержащихся в библиотеке, пользователям - прежде всегоучащимся [1. Ст. I].Цели библиотеки координируются с целями самого общеобразователь-ного учреждения:- формирование общей культуры личности обучающихся на основе ус-воения обязательного минимума содержания общеобразовательных про-грамм;- адаптация учащихся к жизни в обществе;- создание основы для осознанного выбора и последующего освоенияпрофессиональных образовательных программ;- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и сво-бодам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;- формирование здорового образа жизни. [1. П. 4 Ст. I].Деятельность библиотеки должна отражаться в Уставах образовательныхучреждений. Однако на деле в уставах предусмотрен всего один пункт, по-священный библиотекам: в разделе IV Уставов, составляющихся на основеТипового положения об общеобразовательном учреждении [2]. Этот разделпосвящен учащимся образовательных учреждений и предусматривает, чтосреди других прав участники имеют право на бесплатное пользование биб-лиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательногоучреждения [2. П. 49 «в». Ст. IV]. Уставы, как правило, представлены насайтах МОУ.Еще одним традиционным для сайтов образовательных учреждений раз-делом является раздел «Структура образовательного учреждения», содер-жащийся обычно в разделе «Образование». Структурные модели общеобра-зовательных учреждений представлены по-разному, но чаще всего схема-тично, поскольку такая форма представления дает максимум наглядности.Структура образовательного учреждения может быть представлена в широ-ком и узком вариантах.Расширенный вариант структуры МОУ предполагает включение в неевсех структурных элементов, и тогда библиотека в структуре представленатем или иным образом. При этом библиотека может быть связана со всемидругими структурными элементами или только с частью из них. Например,структурная схема МОУ гимназии № 1 предполагает, что библиотека и чи-тальный зал (выступающие как два отдельных структурных элемента) наря-ду с логопедической, психологической и медицинской службой связана собучающимися, дополнительным образованием, научным сообществомучащихся, а также летней физико-математической школой, однако связь сучителями и родителями - только косвенная, прямая связь между такимиэлементами структурной схемы гимназии, как «библиотека», «читальныйзал» и «учителя», «родительский комитет», «методические объединения»,отсутствует [3].Структура гимназии № 18 предусматривает наличие библиотеки и чи-тального зала, которые обеспечивают образовательный процесс [4].Достаточно подробно - в виде презентации - структура представленана сайте гимназии № 29. Здесь дается информация о том, где располагаетсябиблиотека (первый этаж), указывается, что библиотека занимает несколь-ко помещений и включает в себя читальный зал на 20 посадочных мест,выставочно-информационный отдел и выделенную зону для работы с орг-техникой [5].Узкий вариант структуры образовательного учреждения отражает, какправило, только структуру уровней образования, реализуемых данным уч-реждением, и, соответственно, включает только такие компоненты, как ад-министрация, преподавательский состав и учащиеся, или даже просто со-держит список классов. В узкой структурной модели библиотека не указыва-ется, хотя по сути представляет собой структурный элемент образовательно-го процесса и образовательной среды образовательного учреждения.Узкие варианты структурной схемы образовательного учреждения, невключающие библиотеку, представлены на сайтах гимназий № 2, 6, 13, 24,26, 40, 55, 56.Не всегда в структуре сайта для отражения информации о школьнойбиблиотеке предусматривается отдельная страница. Единичны случаи, когдаинформация о библиотеке присутствует уже в так называемой «визитнойкарточке» гимназии (например, на сайте гимназии № 40 г. Томска) [6].Отдельные страницы посвящены библиотекам на сайтах гимназий № 18(здесь вкладка, посвященная библиотеке, представлена в разделе «Образова-ние») [7], № 24 (в разделе «Мы - гимназия 24», в котором содержится общаяинформация об учреждении) [8], № 56 (в разделе «О гимназии») [9]. На сай-те МОУ гимназии № 29 информация о библиотеке содержится в развернутомдокументе, посвященном структуре учреждения [5].Как правило, на страницах библиотек гимназий указываются сведения осостоянии библиотечного фонда, целях и задачах библиотеки, формах ее ра-боты, а также о практической деятельности библиотек и др. Например, мо-жет быть указан график работы библиотеки [7], оснащенность компьютера-ми и другой техникой, а также отчеты о работе библиотеки [9].Цели и задачи библиотеки определяются Положением о библиотеках. Квидам работы школьных библиотек относятся: анкетирование, библиотечныеуроки, просветительская работа, выставки, конкурсы, гостиные, участие вреализации целевых программ гимназий и другие виды работ.Библиотека относится к материальным ресурсам образовательного учре-ждения, поэтому информация о развитии библиотеки включается в Планыразвития образовательных учреждений (в разделе «Материально-техниче-ское обеспечение»), а также в Доклады о состоянии и результатах деятель-ности образовательного учреждения. Эти документы ценны тем, что в нихприводятся статистические данные о состоянии библиотек образовательныхучреждений в учетный период.Так, в докладе о состоянии и результатах деятельности образовательногоучреждения за 2009/10 уч. г. МОУ гимназии № 1 отмечалось, что «библио-течный фонд гимназии составляет 7998 экземпляров учебников, среди кото-рых 2093 вновь полученных экземпляра (5,9 учебника в среднем на 1 учени-ка), научно-методической и педагогической литературы - 2500 экземпляров;книг - 29852 экземпляров», количество энциклопедических и справочныхизданий по всем отраслям знаний и для всех возрастов на 2010 г. составило2210 экземпляров, общее количество изданий - 175 и на видео - 123 экземп-ляра. Общее количество наименований газет и журналов для учителей игимназистов - 103, из них подписных изданий для педагогов - 38 наимено-ваний, всего журналов и газет - 4800 экземпляров. На 2010 г. в библиотекечислилось 860 читателей, для которых действует два абонемента - один рас-считан на 1-4-е классы, другой - на 5-11-е классы; количество посещенийбиблиотеки за 2009-2010 гг. - 8920 читателей, книговыдача за указанныйпериод составила 5575 экземпляров. Библиотека разрабатывает план работыс читателями, включающий такие виды деятельности, как тематические вы-ставки, конкурсы чтецов [10].В Программе развития поливариативных компонентов образовательнойсреды гимназии № 18 (до 2010 г.) содержится следующая информация обиблиотеке: «Библиотека гимназии сегодня - это абонемент, читальный зали информационная служба. Фонд художественной литературы составляет17489 экземпляров на сумму 133566 руб., фонд методической литературынасчитывает 670 экземпляров, словари и справочная литература - 416 экземп-ляров, фонд учебников - 1849 экземпляров, периодических изданий - 35 на-именований. Общий фонд библиотеки составляет 18575 единиц хранения.Библиотека имеет свой компьютер, принтер, сканер, выход в INTERNET.Осуществляется пополнение библиотеки медиаресурсами по всем предмет-ным областям. При библиотеке создан технический центр оборудованныйкомпьютером с выходом в INTERNET, принтером, телевизором и DVD-проигрывателем, имеется отдельное помещение для книгохранилища» [11].В Программе развития МОУ гимназии № 13 на 2008-2015 гг.предусмотрено, что библиотека гимназии ежегодно пополняется художест-венной, учебной литературой, медиаресурсами. Одним из направлений раз-вития гимназии на 2008-2015 гг. указана организация взаимодействия струк-турных подразделений гимназии, основанная на обеспечении мобильности икачества распространения информации для всех участников образовательно-го процесса; прежде всего, в рамках реализации данного направления преду-сматривается создание единого информационного центра гимназии на базебиблиотеки с компьютерными местами и выходом в Интернет, пополнениебиблиотечного фонда, а также развитие сотрудничества библиотеки гимна-зии с другими библиотеками [12].На сайте гимназии № 24 присутствуют следующие документы, содер-жащие статистическую информацию о библиотеке: Открытый информаци-онно-аналитический доклад о деятельности МОУ гимназии № 24 г. Томсказа 2009/10 уч. г. [13], Программа развития МОУ гимназии № 24 на 2008-2012 гг. [14].Согласно сведениям, приведенным на странице, посвященной библио-теке, библиотечныйный гимназист» предусмотрено создание электронного каталога библиотеки,тема которого - «Исследовательские и творческие работы гимназистов» [15].Среди тематик курсов повышения квалификации педагогов на 2009-2010 гг.указывается и курс по библиотечному делу «Школьная библиотека - ин-формационный ресурс местного сообщества», который был пройден 1 пе-дагогом [16].Характеристика библиотеки гимназии № 55 представлена в ежегодныхпубличных отчетах о результатах деятельности гимназии. В отчете за 2010 г.указывается, что обеспеченность учебниками составляет: в 1-4-х классах -38%, в 5-9-х классах - 86%, в 10-11-х классах - 96%; прирост обеспеченно-сти учебниками составил 4 % по сравнению с предыдущим годом. Для обес-печения образовательного процесса в 2010 г. были приобретены учебники насумму 249,2 тыс. руб., в результате учебный фонд обновился на 1459 экзем-пляров учебников, на 279 экземпляров справочной, научно-популярной, худо-жественной литературы и на 264 экземпляра аудио- и видеодокументов [15].В аналогичном докладе гимназии № 56 представлены сведения о состоя-нии библиотечного фонда, согласно которому в 2010 г. основной фонд со-ставил 15555 экземпляров, учебный фонд - 12604 экземпляра, количествоучебников на одного обучающегося - 8,7; также указывается, что библиоте-ка оснащена 2 компьютерами со скоростным выходом в Интернет, сетевыммногофункциональным устройством, сканером [17].Однако деятельность библиотеки не всегда включается в планы развитиягимназии. Так, в программе развития МОУ русской классический гимназии№ 2 на 2008-2012 гг. не указывается, в реализации каких направлений дея-тельности принимает участие библиотека и принимает ли она вообще уча-стие в намеченных направлениях [18]. В Плане развития гимназии № 6(2007-2010 гг.) содержится лишь небольшое упоминание о библиотеке -собственно, о том, что она есть в образовательном учреждении [19].В долгосрочном плане развития гимназии № 29 библиотечная статистикаприведена на 2006/07 и 2007/08 уч. г. Согласно ей, в 2007/08 г. книжныйфонд библиотеки составлял 19472 экземпляра, из них фонд учебной литера-туры - 7446 экземпляров
Ключевые слова
school libraries,
libraries of classical schools,
school web-sitesАвторы
Ляпкова Анна Алексеевна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры | nechitala@rambler.ru |
Всего: 1
Ссылки
Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения от 23.03.2004 № 14=51=70/13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusla.ru/rsba/provision/ primer_poloz_o_bibli.pdf (дата обращения : 01.05.2011).
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства от 19 марта 2001 г. № 196 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Департамента общего образования Администрации Томской области. URL: http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html (дата обращения : 01.05.2011).
Структура образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 1 им. А. С. Пушкина г. Томска. URL: http://gimnazy1.tomsknet.ru/ (дата обра- щения : 01.05.2011).
Структура образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 18 г. Томска. URL: http://gimnaziya18.edu.tomsk.ru/strukt.htm (дата обраще- ния: 01.05.2011).
Структура образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 29 г. Томска. URL: http://gim29.tomsk.ru/files/img/Ctruktura.pdf (дата обращения : 01.05.2011).
Визитка [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 40 г. Томска. URL: http://school40.kz/?pg=card (дата обращения : 01.05.2011).
Библиотека [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 18 г. Томска. URL: http://gimnaziya18.edu.tomsk.ru/bibl.htm (дата обращения : 01.05.2011).
Библиотека [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 24 г. Томска. URL: http://gim24.tomsk.ru/gimnazia/biblioteka (дата обращения : 01.05.2011).
Библиотека [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 56 г. Томска. URL: http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=4 (дата обращения : 01.05.2011).
Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и результатах деятельности образовательного учреждения за 2009-2010 учебный год [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 1 им. А. С. Пушкина г. Томска. URL: http://gimnazy1. tomsknet.ru/ (Раздел: Развитие / анализ работы) (дата обращения : 01.05.2011).
Программа развития поливариативных компонентов образовательной среды гимназии № 18 [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 18 г. Томска. URL: http://gimnaziya18.edu.tomsk.ru/razv.htm (дата обращения : 01.05.2011).
Программа развития МОУ гимназии № 13 г. Томска на 2008-2015 гг. [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 13. URL: http://gim13.tomsk.ru/files/img/file/doc/ razvitie/programma15.pdf (дата обращения : 01.05.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад о деятельности МОУ гимназии № 24 г. Томска за 2009-2010 учебный год [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 24 г. Томска. URL: http://gim24.tomsk.ru/kmpo/rublika (дата обращения : 13.05.2011).
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 24 города Томска на 2008-2012 годы [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 24 г. Томска. URL: http://gim24.tomsk.ru/hjk/noaj (дата обращения : 01.05.2011).
Публичный отчет МОУ гимназии № 55 за 2009-2010 учебный год [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 55 г. Томска. URL: http://n55i.school.tomline.ru/ (раздел «О гимназии») (дата обращения : 01.05.2011).
Анализ работы по III этапу реализации : Программы развития гимназии в 2009- 2010 учебном году [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 24 г. Томска. URL: http://gim24.tomsk.ru/hjk/noaj (дата обращения : 01.05.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 56 города Томска за 2009-2010 учебный год : Ресурсное обеспечение и эффективное его использование [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 55 г. Томска. URL: http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=129#3 (дата обращения : 01.05.2011).
Программа развития муниципального образовательного учреждения Русской классической гимназии № 2 г. Томска на 2008-2012 гг. : Принята педагогическим советом МОУ Русская классическая гимназия №2 г. Томска 15 декабря 2008 г. [Электронный ресурс] / Сайт МОУ Русская классическая гимназия № 2. URL: http://gim2.tomsk.ru/ development/development1 (дата обращения : 01.05.2011).
Программа развития гимназии № 6 : 2007-2010 гг. [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 6 г. Томска. URL: http://gim6.tomsk.ru/development (дата обращения : 01.05.2011).
Программа развития гимназии № 29 : 2008 г. [Электронный ресурс] / Сайт МОУ гимназии № 29 г. Томска. URL: http://gim29.tomsk.ru/development/development1(дата обращения : 01.05.2011).