Социокультурные аспекты повседневной жизни русского студента в Германии (на материалах биографии Ф.А. Степуна)
В статье рассматривается повседневная жизнь студента во время обучения в высшем учебном заведении. Быт и образ жизни воссозданы на примере материалов биографии Ф.А. Степуна, обучавшегося философии в Гейдельбергском университете в период с 1902 по 1910 г.
Sociocultural aspects of the everyday life of russian students in Germany (on materials of F.A. Stepun"s biography).pdf В последнее время в образовательной сфере довольно часто проводятсяреформы, высшая школа подвергается преобразованиям. В свете этого акту-альным становится рассмотрение прошлого опыта. Автор данной работы об-ращается к анализу социокультурного пространства учащихся начала ХХ в.,рассмотрению жилищно-бытовых проблем повседневной жизни студенче-ской субкультуры. В отечественной историографии наблюдается усилениеинтереса и увеличение количества публикаций о повседневно-бытовой сто-роне различных социальных групп (дворяне, крестьяне, рабочие и т. д.). Од-нако студенчество занимает в этом перечне промежуточное положение, чтостало одним из факторов его недостаточной изученности. Чтобы восполнитьпробел, автор обратился к биографии одного из представителей российскойинтеллигенции - Ф.А. Степуна. Для реконструкции студенческого периодажизни философа были привлечены мемуары «Бывшее и несбывшееся», ро-ман «Николай Переслегин», статьи «Мысли о России», а также воспомина-ния, публицистические работы единомышленников и коллег. С их помощьюстало возможным воссоздать культурно-бытовой колорит, интеллектуальныеи эмоциональные переживания героя, взгляды и представления, стиль жизни,устремления и прочие составляющие студенческой культуры.Ф.А. Степун (1884-1965) - выходец из дворянского сословия. Он получилосновательное образование: домашние гувернеры, реальное училище в Мо-скве, позднее - классическое философское в Гейдельбергском университете;владел несколькими иностранными языками; являлся одним из участниковмеждународного журнала «Логос»; в качестве лектора объездил ряд городовЕвропейской России. Очевидец и участник Первой мировой войны, он при-нимал участие в работе военного министерства Временного правительства(1917 г.). В 1922 г. на «философском пароходе» Ф.А. Степун попал в эмигра-цию, с 1922 по 1965 г. проживал в Германии. Ученый активно участвовал вжизни русского зарубежья: публиковал статьи и монографии, выступал сдокладами перед западной публикой. Темами его работ были: анализ русскойреволюции, определение национального характера большевизма, формирова-ние историософской доктрины истории России и пр.В 1901 г. Ф.А. Степун окончил реальное училище св. Михаила (Москва).Полученный аттестат не давал права поступления в университет. Самого вы-пускника тянуло на сцену, в училище живописи и ваяния, но больше всегоему хотелось попасть на историко-филологический факультет. Неожиданнодля себя Ф.А. Степун принял решение отбыть воинскую повинность. Военнаяслужба оставалось одной из сфер, где считали возможным применить своисилы и знания представители состоятельных сословий. Благодаря протекциикомандующего Московским военным округом он был внештатно зачисленвольноопределяющимся в 5-й мортирный полк, располагавшийся в Коломне.Это давало возможность приобретения военной специальности на льготныхусловиях: сокращенный срок службы, проживание вне казармы на собствен-ные средства [1. С. 453]. По окончании учёбы он получал звание прапорщиказапаса.По совету своей матери - М.Ф. Степун, вернувшейся в восторге из Евро-пы, был сделан акцент на высших учебных заведениях Германии. После раз-говора с приват-доцентом Московского университета Б.П. Вышеславцевымсемья предпочла Гейдельбергский университет. Следует отметить, чтоФ.А. Степун выбрал для себя наиболее легкий путь. Так, например, с 1900 г.абитуриентам в заграничные университеты достаточно было предъявить сви-детельство об окончании полного курса гимназии или реального училища, небыло необходимости сдавать экзамены. Но на разных факультетах существо-вали свои ограничения. Философ в воспоминаниях отметил, что на прошениеучиться в стенах немецкого университета был получен положительный ответ,но с условием сдачи латыни перед докторским экзаменом. Данным предме-том, как определил сам Ф.А. Степун, он не владел в достаточной мере. Одна-ко перспектива сдачи лишь одного испытания его устраивала.Следует обратить внимание на то, что практика обучения русских сту-дентов за границей стала традицией ко второй половине ХIХ - началу ХХ в.Цитаделью науки являлась Германия с её многочисленными университетами.Вместе с тем данный процесс был обусловлен несколькими составляющими.1. Российские высшие учебные заведения не могли вместить всех же-лающих, что создавало очень высокий проходной балл. В 1907/08 г. в Россиидействовало 9 университетов, а в Германии - 21, при том что территория инаселение Российской империи были в несколько раз больше германской.2. В российские университеты имели возможность поступить выпускникиклассических гимназий и привилегированных школ без сдачи экзамена. Ат-тестат реального училища Ф.А. Степуна исключал такую возможность. Од-нако он мог поступить в один из институтов народнохозяйственного профиляпри условии сдачи экзамена по программе гимназического курса, включаялатынь.3. Российские университеты не имели того разнообразия специальностей,что предлагали заграничные вузы. Если говорить о Ф.А. Степуне, то следуетотметить, что он выбрал философию. А данная дисциплина прогрессивноразвивалась в немецких высших учебных заведениях, где действовал ряд тео-ретических школ.4. Уезжали вследствие нетерпимости к правящему режиму. В Германии врассматриваемый период существовала довольно спокойная общественно-политическая обстановка. В России же были зарегистрированы случаи, когда,студенты, увлекшиеся революционными идеями, уже ко второму курсу попа-дали в тюрьму и ссылку. К этому стоит добавить усиление полицейского над-зора, лишение университета автономии и другие мероприятия со стороныправительства. За границей для русских учащихся существовала возможностьобучения даже после отчисления из российского университета.Со второй половины XIX в. Гейдельбергский университет выдвинулся вкачестве общеевропейского научного центра, существовало даже явление подназванием «русский Гейдельберг» [2. С. 49, 339]. Отправлявшемуся изучатьфилософию Ф.А. Степуну представлялось, что она могла ответить на кон-кретные вопросы жизни, с ее помощью он стремился разгадать загадки мираи жизни. Он подчёркивал, что «надо учиться - без философии жизни не оси-лишь» [4. С. 73]. С конца ХIХ в. Гейдельбергский университет являлся заве-дением с мощной философской школой, проповедовавшей идеи Канта, раз-рабатывавшей неокантианские идеи. Неокантианская концепция, выдвинув-шая идею субъективности социального познания, была известна в России с1890-х гг. Это связано с признанием российскими философами и историкамипредложенного В. Дильтеем деления наук на науки о духе и науки о природе.Ученый говорил о несводимости исторического познания к естественно-научному. Одним из достижений неокантианской концепции являлось то, чтовпервые была отмечена субъективность процесса исследования, но не былразрешен данный вопрос. Необходимо отметить, что в России в начале ХХ в.велись бурные споры о соотношении таких понятий, как знание и вера, твор-чество и жизнь. Речь шла не просто о классификации наук, а о внутреннейэволюции методологии исторической науки. Неокантианцы предложили раз-деление ключевых понятий и развитие представлений об их соотношении.Главные идеологи (В. Виндельбанд и Г. Риккерт) разработали концепцию, воснове которой лежало деление самого предметаВ целом в городе не было недостатка в комнатах. Приехав в Гейдельберг,Ф.А. Степун снял на втором этаже «простенького, почти крестьянского до-мика» меблированную комнату на улице с поэтическим названием «Звеня-щий Пруд» за 6 руб. 50 коп. За названную цену полагались утренний кофе,освещение и уборка. В помещении находилась вся необходимая мебель,единственное, чего не хватало, - книжной полки, которую он тут же заказал ухозяйки. В целом положение студентов в Германии было лучше, чем в сто-личных городах России. При некоторых университетах существовали специ-альные бюро, которые оказывали помощь в поиске квартиры, помогали наи-более бедным студентам. Для сравнения - в Москве средняя стоимость квар-тиры колебалась в пределах 11 руб. на одного человека [3. С. 295].Что касается одежды, то в воспоминаниях этого вопроса Ф.А. Степункоснулся вскользь, указывая, что, обосновавшись, отправился в магазин дляпокупки костюма и мягкой шляпы. Для большинства московских студентовэто являлось непозволительной роскошью, часто они покупали одежду устарьевщиков.Следует отметить, что в студенческом бюджете от 85 до 93 % уходило нажилье и питание. В России статистика показывала, что большинство студен-тов недоедало. Если говорить о Ф.А. Степуне, то нигде не содержится ин-формации об отсутствии или нехватке денег. Однако он писал о том, что вы-бор ресторана для обеда был обусловлен экономическими соображениями.На главной улице города было расположено несколько ресторанов, но еговыбор пал на «Золотого ангела», где он купил абонемент на 10 посещений.Обед в ресторане стоил 60 пфеннингов (30-70 коп.) и состоял из трех блюд.Студент Ф.А. Степун отмечал, что ел безо всякого удовольствия, потому чтоот «безвкусного супа» пахло химией, «твердоватое мясо» плавало в какой-то«мучной гуще», бисквит с одной малининой в центре был сухим, а кофе жид-ким. Как он сам признавался, его неудовлетворительное отношение к мест-ной пище было обусловленоВ целом, проанализировав материалы биографии, хотелось бы отметить,что знания приобретались мыслителем посредством каждодневного рутинно-го труда. В первый семестр ему предстояло выдержать экзамены по филосо-фии, государственному праву и немецкой литературе. Обучение в универси-тете оказалось для Ф.А. Степуна временем интенсивной работы: целымиднями на лекциях, в библиотеке, вечерами над книгами. Он, как губка, пы-тался впитать в себя знания, им двигало «желание как можно глубже, какможно скорее всё познать, пережить, постичь» [5. С. 31]. Порою он даже бо-ялся взрыва в себе.В качестве главного объекта докторской работы он выбрал русского мыс-лителя Вл. Соловьева. Одной из тем, на которые он писал, было преобразова-ние, нравственное совершенствование социума, т.е. о христианское преобра-жение общества, превращение его в Царство Божье. Подобные социальныепроекты излагались также А.С. Хомяковым и другими религиозными фило-софами в рамках концепции христианского социализма. В эмиграцииФ.А. Степун продолжил эту линию, активно проповедовал идею преображе-ния общества и воспитания нового типа человека в журнале «Новый град».Лучше понять специфику студенческой жизни позволяет обращение канализу общественно-политических взглядов молодежного актива. Если го-ворить о местной жизни, то русские студенты жили в полном отрыве от нее.Более всего их увлекали революционные идеи, они активно посещали соци-ал-демократические лекции и митинги, где преимущественно выступали рос-сийские ораторы. Ф.А. Степун вспоминал, что «все» были, как тогда полага-лось в русских университетских колониях, социалистами и революционера-ми» [6. С. 327]. Если ты не примыкаешь к этим «всем», то можешь вызвать«острую ненависть и презрение». Более того, даже в глазах иностранцев рус-ские представлялись людьми политически изолированными, практически всепринадлежали к социалистическим партиям. Нельзя назвать участие будуще-го философа активным, но в годы молодости он не мог остаться в стороне откипения общественной жизни, свойственной студенческому активу.Многие его сверстники увлекались идеями марксизма. Ф.А. Степун под-чёркивал, что находился «в постоянной и активной оппозиции к товарищам-революционерам» [7. С. 413]. Его поражало количество посетителей гейдель-бергской «читалки», где революционные газеты всех партий держали на це-пях, чтобы их не унесли домой. Они в буквальном смысле слова дочитыва-лись до дыр. Каждую неделю проводились политические дискуссии, иногдавыписывались, не без риска, левые русские ораторы, въезд которым был за-прещён в Германию. Ф.А. Степун не «переболел», в отличие, например, отсвоих современников Г.П. Федотова, М.А. Булгакова, Н.А. Бердяева и др.,марксизмом. Однако он принимал участие в подготовке благотворительныхспектаклей и балов в пользу эсеров, эсдеков и Бунда. Они знали, что выру-ченные деньги поступают в распоряжение революционных партий, но «надсмыслом этих слов не задумывались» [4. С. 96].Обращаясь к рассмотрению его политические взглядов, следует отметитьобщение Ф.А. Степуна с членами партии эсеров. Однако будущий философоставался беспартийным. В университетской читальне он познакомился спредставителями данной организации, тогда студентами И.И. Фондаминским(Бунаковым) и А. Гоцем. Из этого можно сделать вывод, что среди прочихпартий позиции эсеров оказались ему наиболее близки. Безусловно, он под-держивал их идею установления демократической формы правления (в част-ности, они видели Россию республикой). Не мог он оставаться равнодушнымк требованию 8-часового рабочего дня, улучшению условий быта и трударабочих и т. д., так как сам вырос в условиях, когда родители стремились«как можно лучше устроить фабричных рабочих». Пожалуй, можно предпо-ложить, что основополагающие идеи партии разделялись мыслителем.В материалах биографии были почерпнуты и такие важные составляю-щие студенческой субкультуры, как внутрикорпоративные отношения.Как было показано раньше, немецкое образование имело ряд преиму-ществ. В частности, в Гейдельбергском университете Ф.А. Степуну довелосьслушать лекции всемирно известных профессоров Э. Ласка, В. Виндельбанда,Г. Еллинека и др.; факультативы Э. Маркса и А. Дитерихса. В процессе обу-чения будущий ученый посещал занятия по философии, государственномуправу, немецкой литературе, а также по истории, политической экономии,истории древних религий, богословию и даже психиатрии. В своей статье оФ.А. Степуне Р.Е. Гергель привёл расписание лекций, посещаемых филосо-фом, дополнив его занятиями по логике, «Критике чистого разума» И. Канта,истории философии, медитации Р. Декарта, политике современного государ-ства и теории государства [8. С. 630-632].Первоначально своим учителем он выбрал неокантианца К. Фишера, чи-тавшего лекции по истории новейшей философии. Однако из-за болезни онне преподавал. Тогда Ф.А. Степун отправился к другому немецкому учёно-му - В. Виндельбанду для составления расписания, а также с намерениемузнать рекомендуемую литературу, которую он стремился начать штудиро-вать как можно скорее. В итоге он оказался в орбите идей, которые пропове-довал представитель Баденской школы неокантианства, а Виндельбанд впо-следствии стал его учителем, под руководством которого он защитил диссер-тацию.В первый приход А. Виндельбанд своей внешностью развенчал образ ве-ликого философа. Ф.А. Степун увидел перед собой «грузного человека сочень большим животом и маленькою головкой; вместо шеи - красная склад-ка над очень низким воротником» [4. С. 79]. Другой русский студент,Н.Н. Алексеев, в воспоминаниях признавался, что в Москве читающую пуб-лику поражали изящество стиля знаменитого автора «Истории философии» и«Прелюдий» (имеется в виду В. Виндельбанд), а когда в Гейдельберге «накафедру вошёл полный, с бородой клочьями и визжащим, фальцетным голо-сом философ, то в его устной речи пропало всё изящество и блеск мысли [9.С. 59-60]. Ф.А. Степун почти сразу же окрестил его «пивоваром».Внутрикорпоративные взаимоотношения в немецком университете отли-чались, по воспоминаниям русского студента, характерной для европейскойцивилизации простой деловитостью. Так, между ним и его учителем не сло-жилось по-настоящему близких отношений, как полагал Ф.А. Степун, в силутого, что «Виндельбанд был типичным немецким профессором своей эпохи,то есть преподавателем научной дисциплины, и только» [4. С. 80]. Хотя невсе современники высказывали подобное мнение. Например, Ф. Паульсенписал о том, что в отношениях учащий - учащийся лежали отношения «не-лицемерного уважения и взаимного доверия» [10. С. 168]. Другой эпизод,характеризующий отношения учитель - ученик, связан с описанием семинарао свободе воли. А. Виндельбанд учил студентов в духе философа Канта и егоидей. Ф.А. Степун был довольно въедливым учащимся, формулируя для пре-подавателя проблемные вопросы. Он был уверен, что философия способнадать ответы на актуальные вопросы бытия. Так, однажды он спросил, «какдумает сам Господь Бог, будучи высшим единством мира. Он ведь никак неможет иметь трех разных ответов на один и тот же вопрос». В. Виндельбандответил, что имеет определенное видение, которое является его личной ме-тафизикой (Privat metaphysic), и не имеет права разбирать ее на университет-ских занятиях, что не внесло ясности в рассматриваемые вопросы. Данноезаключение поостудило пыл задорного юноши, который пришёл к выводу,что данные методологии не дают возможности прорваться в сферу нужныхему ответов [4. С. 81]. Описанный эпизод не являлся случайностью. Русскиестуденты пытались с помощью прогрессивно развивающейся и популярнойнемецкой философии ответить на вечные вопросы жизни. А. Виндельбанд жепоказал, что философия является строгой наукой, а не исповеданием веры.Этот пример показателен тем, что, как отмечено в исследованииЮ.Б. Мелиха, будущий ученый убедился в том, что «разделение нравствен-ного и научного в философии, а также философии и «частной метафизики»(веры) и жизни оказались теми основными направлениями немецкого духа,которые Ф.А. Степун старался преодолевать» [11. C. 103].Описывая университетскую жизнь Ф.А. Степуна, необходимо затронутьвопросы брака. В целом для конца ХIХ - начала ХХ в. семейные студентыдовольно редкое явление. Их численность от общего количества обучавших-ся колебалась в пределах 4-5 %, в некоторых случаях эта цифра составляла12 %. В 1904 г. в начале летнего семестра произошла встреча Ф.А. Степуна сего будущей женой Анной Александровнойты, одну из них переоборудовали в кабинет, где над рабочим столом философповесил большой портрет Вл. Соловьева. Кроме того, они приобрели боль-шой самовар и сообщили друзьям, что по средам готовы принимать их у себя.Иногда по инициативе гостей устраивались литературные вечера, где разго-варивали на темы искусства и театра.Вскоре Ф.А. Степун вынужден был уехать в Германию, так как стремилсякак можно скорее сдать докторский экзамен. На него он планировал потра-тить 6-8 недель. Однако ход работы был нарушен. Он получил известие осмерти жены, которая утонула, спасая младшего брата первого мужа. Письмоо трагическом происшествии пришло на имя учителя, который постарался вделикатной форме сообщить неприятную новость. Ф.А. Степун долгое времяне мог отойти от горестных воспоминаний, «внезапная и страшная смертьжены» глубоко потрясла его [5. С. 27]. Только в 1907 г. он получил дипломбакалавра.Усилиями друзей и учителя Ф.А. Степун продолжил обучение. Во мно-гом преодолеть личную драму ему помог его товарищ Г. Мелис. Чтобы под-готовиться к сдаче выпускного экзамена, он приносил ему труды Плотина,Рильке, Новалиса, Шлегеля, Шеллинга и др. Они занимались очень плотно: втечение трех месяцев к семи утра к нему приходил Г. Мелис с тетрадками,где было собрано «сокровенное» знание. Летом 1910 г. Ф.А. Степун сдалдокторский экзамен. Защита диссертационной работы состоялась позже.Первоначально работа была задумана как попытка изучения историософииВл. Соловьева. Это была довольно распространенная практика обращениярусских философов (Г. Флоровского, А.Л. Чижевского, А.В. Кожевникова,А.В. Койре и др.) к написанию работ об отечественной культуре. Дистанцияи отрыв от родной почвы, опыт жизни за границей помогали осознать, какотметил один из исследователей, «оригинальность и непреходящую ценностьотечественной культуры» [12. С. 10-11].Однако у Ф.А. Степуна сложилось немного по-другому. Как представля-ется, на него могли оказать влияниеТаким образом, принадлежность к дворянскому сословию подразумевалаполучение основательного образования. Благодаря стараниям родителей Фе-дор получил прекрасное домашнее образование, окончил реальное училище.По инициативе матери он поступил в один из наиболее прогрессивно разви-вающихся университетов. Желание изучать философию было вполне законо-мерным стремлением, отражавшим чаяния русского общества, пытавшегосязаявить о своеобразии русской философии, определить место России в систе-ме Восток - Запад. Можно утверждать, что за время обучения у будущегомыслителя сформировалась определенная система ценностей. Как представ-ляется, его ещё нельзя назвать самостоятельным исследователем, способнымвыработать и отстоять собственную точку зрения, но университет позволилему найти себя, самоопределиться. Выбранная тема диссертации о русскоммыслителе Вл. Соловьеве свидетельствует о стремлении молодого человекапоказать оригинальность русской общественной мысли.После окончания вуза у философа были привиты европейские менталь-ные структуры. Однако обучение в стенах немецкого университета показало,что Ф.А. Степун не стал проповедником концепций западных мыслителей,хотя его тяготение к немецким идеям очевидно. Как ни странно, философтаким путем приобщился к русской традиции. Любовь к Отечеству порожда-ла ощущение ответственности за судьбу народа, создавала желание действо-вать, различным образом влиять на сложившее положение (в данном случае -словом). Он продолжил свою деятельность в журнале «Логос». На страницахиздания Ф.А. Степун знакомил русскую читающую публику с теориями за-падных учёных, таким образом обогащая отечественную научную традицию.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 190
Ключевые слова
Гейдельбергский университет, студент, Ф.А. Степун, F.A. Stepun, student, University of HeidelbergАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Седлер Анна Анатольевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры отечественной истории исторического факультета | ansedler@rambler.ru |
Ссылки
Янцен В.В. Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания: К 130-летию Г.Г. Шпета. Встреча вторая (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 3-39.
Паульсен Ф. Германские университеты. СПб.: Изд. ред. журн. «Образование», 1904. 413 с.
Мелих Ю.Б. Ф.А. Степун - кантианец и мистик // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 102-113.
Гергель Р.Е. Учёный-гуманист // Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб.: Алетейя, 2000. С. 629-645.
Дмитриева Н.А. Русское неокантианство: «Марбург» в России: Историко-философские очерки. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2007. 512 с.
Степун Ф.А. Мысли о России. Очерк V // Степун Ф.А. Жизнь и творчество: избр. ст. М.: Астрель, 2009. С. 347-371.
Степун Ф.А. Нация и национализм // Степун Ф.А. Чаемая Россия: сб. ст. / сост. и по- слесл. А.А. Ермичева. СПб.: Изд-во Христианского гуманитарного института, 1999. С. 413-419.
Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся 2-е изд., испр. / послесл. Р. Гергеля. СПб.: Алетейя, 2000. 651 с.
Степун Ф.А. Николай Переслегин. Томск: Водолей, 1997. 224 с.
Иванов А.Е. Студенчество России конца ХIХ - начала ХХ вв.: социально-историческая судьба. М.: Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 1999. 414 с.
Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М.: Языки русской культуры, 2000. 312 с.
Попов А.В. Федор Степун (1884-1965 гг.) // Российская наука в лицах / под общ. ред. Н.А. Платэ: в 2 кн. М.: Academia, 2003. Кн. 1. 523 с.
