Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона

Статья посвящена исследованию роли музеев истории вузов Западной Сибири в формировании региональной культуры. На основе проведенного анкетирования выявляются проблемы в сохранении и использовании коллекционных материалов музеев данного профиля и рассматриваются пути их решения. Предлагаются практические разработки автора по формированию коллекций, типологизации музейных предметов в свете требований современного общества, направленных на сохранение историкокультурного наследия.

Problems explication of high education history museums in the modernsociocultural regional area.pdf Современное российское общество характеризуется происходящими встране социокультурными изменениями, возрастанием роли регионов, ихобщественного и культурного развития. Культура отдельных регионов, каксоставляющая российской культуры, в настоящее время находится в полезрения российских культурологов [1. С. 12]. Углубленное познание много-гранной культуры региона в настоящее время является одной из задач регио-нальной культурологии и представляется востребованным в условиях совре-менных подходов к культурному наследию, духовным и культурным ценно-стям. Согласно мнению культурологов, под определением «регион» рассмат-ривается понимание территориальной и социально-исторической целостно-сти, обладающей определенной степенью внутреннего единства, чувствомобщности, которые отличают регион от других частей страны [2. С. 60].В работе исследуется деятельность музеев истории высших учебных за-ведений Западной Сибири как одного из индустриально развитых регионов,где процесс формирования культурного пространства достаточно сложен имногогранен. Одна из его граней - культура научно-педагогической интелли-генции, в сферу деятельности которой всегда входило содействие решениюширокого спектра проблем, связанных с историей науки в регионе, воссозда-нием духовных ценностей, воспитанием студенческой молодежи и т. д.Объективными источниками по истории культуры, формировавшейся подвлиянием научно-педагогической интеллигенции, являются материалы му-зейных коллекций, которые несколько десятилетий назад были сосредоточе-ны в таких структурах высших учебных заведений, как мемориальные комна-ты, кафедральные музеи, комнаты боевой и трудовой славы. К кон. XX -нач. XXI в. отмечается бурный рост музеев истории высших учебных заведе-ний, часто создаваемых на базе вышеперечисленных подразделений вузов.Перед музеями данного профиля в настоящее время встал целый ряд про-блем, где одной из главных является проблема учета и систематизации техматериалов, которые в неучтенном виде переданы в состав фондов музеевистории вузов. Следствием отсутствия научной систематизации и учета му-зейных предметов является тот факт, что коллекции подобного рода до на-стоящего времени практически не использовались в работах ученых, зани-мающихся исследованием становления системы высшего образования, фор-мирования научно-педагогической интеллигенции в Сибири, в то время какданное музейное наследие является важной составной частью в становлениисовременной российской культуры в целом и региональной в частности.Кроме того, отсутствие современного научного подхода к учету и хранению,а также отсутствие научной атрибуции и систематизации музейных предме-тов затрудняют отбор материалов для подготовки тематико-экспозиционныхпланов и создания экспозиций.Учет и систематизация памятников музеев истории вузов должны осуще-ствляться таким образом, чтобы коллекционные материалы включались вмногогранные процессы вузовской жизни, а также экспозиционной, научно-исследовательской и научно-просветительской деятельности. Вузовский му-зей истории как хранитель историко-культурного наследия высшей школы итрадиций приобретает в условиях современности новый статус - становитсянаучно-культурным центром для формирующейся студенческой культуры,культуры научно-педагогической интеллигенции нового поколения.Фондовое собрание музеев истории высших учебных заведений обладаетсвоей спецификой в отличие от профильных музеев, так как в нем компактнососредоточены уникальные материалы по истории науки в каждом конкрет-ном регионе. Через музейные предметы - документы, фотографии, вещест-венные памятники - раскрываются вехи истории и развития институтов, уни-верситетов, академий, научные достижения, история и развитие научных на-правлений в высшей школе, подготовки высокопрофессиональных специали-стов. Музейные предметы предстают как своеобразный информационныйисточник, позволяющий получить знания об особенностях развития высшегоучебного заведения, становления системы высшего образования. Кроме того,они дают возможность получить информацию о духовной стороне жизни ву-зов и важных для истории региона личностей - о нематериальном историко-культурном наследии, деятельности научно-педагогической интеллигенции,их знаниях, умениях, традициях. Отделить материальную культуру от духов-ной и нематериальной иногда сложно. «Под нематериальным наследием се-годня понимается совокупность основанных на традиции форм культурнойдеятельности и выражения, формирующих у членов человеческого сообще-ства чувство самобытности и преемственности и признаваемых ценностью.Понятие «нематериальное наследие» включает в себя как объекты наследия,так и способы наследования, и социальные механизмы передачи традиции отчеловека к человеку» [3. С. 71].Коллекции музея истории высших учебных заведений обладают рядомприсущих только им черт и имеют определенные характеристики.Во-первых, через них возможно сохранение историко-культурного насле-дия высшего образования и обеспечение их трансляции в условиях совре-менности.Во-вторых, посредством коллекций происходит накопление историческихсведений региональных процессов культурной общности, формирующейся всреде научно-педагогической интеллигенции, и их использование при фор-мировании культурной политики региона.В-третьих, в музейных коллекциях по истории вуза содержатся объектив-ные биографические сведения о представителях научно-педагогической ин-теллигенции, дающие возможность изучения процессов формирования ин-теллектуального потенциала региона и культуры как целостности. Огромноевлияние на процесс формирования будущего специалиста оказывают преподава-тели, их научный и нравственный облик.В-четвертых, изучение коллекций способствует осознанию проблемнойситуации на государственном уровне в сфере трансляции общественно зна-чимых ценностей, и в первую очередь патриотизма.Систематизация, построенная на основе современных музейных требова-ний, позволит активно использовать материалы музеев, отражающие опытвысших учебных заведений по формированию интеллектуальной, творческойбазы для развития экономики, образования, социальной и духовной сфер регионаи т. д.Как показали результаты обследования музеев истории вузов, проведенные сиспользованием метода анкетирования, в отдельных крупных городах ЗападнойСибири - Омске, Томске и Кемерове1, научная обработка коллекционных мате-риалов находится в состоянии, далеком от удовлетворительного. Например, извосьми вузовских музеев Омска2 учетом и научной систематизацией музейныхколлекций занимаются только в одном - Музее истории Омского техническогоуниверситета. Однако и в этом учреждении все формы учетно-фондовой работыдостаточно архаичны: хранитель фондов составляет книгу поступлений в редакто-ре Word и еще раз пишет ее вручную. Отсутствие инновационныхтельны. Такую же картину показали обследования пяти музеев по историивузов в Томске1. Наличие актов приема и рукописной книги поступлений по-зволило им привести также только приблизительную цифру наличия предме-тов основного фонда.Из пяти обследованных музеев истории высших учебных заведений Ке-мерова2 только Отдел истории вуза музея археологии, этнографии и экологииСибири Кемеровского государственного университета (КемГУ) в своей рабо-те использует информационные технологии наряду с традиционными на-правлениями в области учетно-фондовой работы, закрепленными в Инструк-ции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государствен-ных музеях СССР [4]. Систематизация коллекционного материала основногофонда отдела осуществляется по нескольким направлениям:- типологические коллекции (связь с систематизацией музейных предме-тов по типологическим признакам - коллекция кубков, медалей, грамот ит.д.);- тематические коллекции (группировка разнотипных предметов вокругобщественно-значимых событий, биографий и т.д.);- мемориальные коллекции (музейные предметы, непосредственно при-частные к конкретному событию);- личные коллекции (музейные предметы, характеризующие представи-телей научно-педагогической интеллигенции, играющих важную роль в фор-мировании науки).Коллекции Отдела истории вуза КемГУ, как и в других музеях историивузов, характеризуются разноплановыми типами источников, включающимивещевые, изобразительные, письменные, фонические, а также фото- икиноисточники [5. С. 374]. Вещевые источники неоднородны, среди нихвыделяются следующие коллекции: нумизматика, бонистика (бумажныеденежные знаки), фалеристика (награды, знаки), памятники науки и техникии др. Особое место среди вещевых источников занимают предметымемориального значения, связанные с крупными историческими событиями(создание научных школ, факультетов, кафедр), жизнью и деятельностьювыдающихся ученых, внесших весомый вклад в становление науки.Самую многочисленную по составу часть изобразительных источниковсоставляют фотографии. Они отражают самые различные аспекты историче-ского прошлого и современной жизни вуза: формирование профессорско-преподавательского состава, политическую, социальную, производственнуюи бытовую деятельность преподавателей, строительство новых корпусов. Наснимках изображены руководители вуза, учебные группы, учебные занятия,первые студенческие отряды. История университета - это судьбы его ученых,преподавателей, сотрудников, студентов. Фотографическое документирова-1 Музей истории Томского государственного педагогического университета, Музей историиТомского государственного университета, Музей истории Томского государственного университетасистем управления и радиоэлектроники., Музей истории Томского политехнического университета,Музей истории Томского архитектурно-строительного университета.2 Музей истории Кемеровского государственного университета культуры и искусства, Отдел ис-тории вуза Кемеровского государственного университета, Музей истории Кемеровской медицинскойакадемии, Музей истории Кемеровского технологического института пищевой промышленности,Музей истории Кузбасского государственного технического университета.ние различных событий из жизни преподавателей позволяет рассматриватьснимки как историческую хронику жизни высшего учебного заведения, эн-циклопедию быта.Письменные источники содержат рукописные и печатные документы,мемуары, личные материалы, периодические и непериодические издания,книги, брошюры, программы, пригласительные билеты, дипломы, грамоты,удостоверения и т.д. Исключительно важно соблюсти принцип мемориально-сти: музейные предметы приобретают более высокую значимость и ценностьпри выявлении автора, владельца, дарителя. Информационное поле расширя-ется эмоционально и с помощью самой информации.При отборе источников по истории образовательного учреждения особойценностью обладают предметы, типичные для образовательного учреждения,которые помогут реконструировать изучаемое событие, наглядно предста-вить его с помощью тех вещей, которые были свидетелями события - арте-фактами истории (ручки, чернильницы, старые книги, тетради, дневники,значки и т. д.).Любая вещь обладает рядом свойств, следовательно, атрибуция этой ве-щи, научное описание памятника - неотъемлемая часть научно-фондовойработы. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависят сте-пень и глубина познания объекта. Научная обработка музейного предметавключает составление научного паспорта, основой которого является под-робное описание памятника с использованием критериев подлинности (на-звание, материал, принадлежность к вузу, способ изготовления, время изго-товления и бытования), а также фиксации его сохранности и размеров. Опи-сание памятника проводится свободным текстом. При описании более де-тально раскрывается информация, выявленная при атрибуции и зафиксиро-ванная в отдельных небольших полях научного паспорта.Учет и систематизация осуществляются с применением инновационныхметодов в соответствии с направлениями учетно-фондовой работы музея«Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, в состав которого вхо-дит Отдел истории вуза [6. С. 20]. На начальном этапе проводится работа поформированию электронной Книги поступлений. Накапливаемая база данныхв электронной Книге поступлений позволяет хранить следующую информа-цию: инвентарный и коллекционный номера музейного предмета, названиеколлекции, название и описание музейного предмета, фонд (с обозначениеммемориальности или персональности коллекции), материал, размеры, со-хранность, способ, дата поступления музейного предмета.Электронная Книга поступлений, создаваемая в программе Microsoft Excel,зарекомендовала себя как позитивная форма работы с коллекционнымматериалом. Это удобный и наглядный ввод информации, быстрый поискнужного материала, выполнение задач по систематизации коллекций, точно-му определению их численности и т. д. Кроме того, подобная форма данногомузейного документа позволяет квалифицированно и в короткий срок создатьучетный документ следующего уровня - Инвентарную книгу. Для этого не-обходимо в предварительно созданной копии Книги поступлений выполнитьсортировку документов по одному из ключевых параметров отбираемого«инвентаря», например ключевому слову: «медаль». Затем скопировать всеуже описанные в соответствии с требуемой структурой памятники и вклю-чить их в Инвентарную книгу. Инвентарные книги коллекций музеев историивуза могут быть классифицированы по целому ряду признаков - мемориаль-ному, типу памятников (документы, награды, фотоматериалы) и т.д. Книгапоступлений и Инвентарные книги также реализуются в печатном варианте,прошиваются и скрепляются печатью согласно инструкции.На следующем этапе предполагается конвертирование полученных ре-зультатов работы в Microsoft Excel в базу данных электронного каталога, ко-торая включает систему регистрации, хранения, пополнения и просмотра ин-формации в форме, удобной для пользователя. Функции электронного ката-лога - хранение описания и изображения экспонатов, их классификация,осуществление быстрого поиска и выборка экспонатов по заданным призна-кам, т.е. то, что поможет квалифицированно подобрать материал для созда-ния будущей экспозиции. В базе данных электронного каталога можно созда-вать любое количество карточек для описания экспонатов - научных паспор-тов музейных предметов.В условиях развития современного общества вопросы применения элек-тронных технологий в учетно-фондовой работе признаются актуальными ря-дом музееведов, деятельность которых так или иначе связывалась с научнойобработкой коллекционных материалов. Как правило, создание рукописныхвариантов книг поступлений, инвентарных книг, научных паспортов занима-ет очень много времени и проводится в крупных музеях, где в каждом отделеспециальный штатный сотрудник их заполняет. В небольших ведомственныхмузеях с ограниченным числом персонала в лучшем случае из всего перечнядокументов учета имеется в наличии рукописная книга поступлений, в кото-рой не только отсутствует классификация музейных коллекций, но зачастуюне подразделяются предметы основного и научно-вспомогательного фондов.Исходя из результатов обследования музеев части региона Западной Си-бири можно заключить, что трудоемкость и неперспективность веденияучетно-фондовой документации без применения компьютерных технологий всочетании с низкой оплатой труда работников музеев приводят к тому, чтоучетом и хранением неоценимого историко-культурного наследия в музеяхистории вузов занимаются преподаватели-совместители, бывшие сотрудникикафедр и нынешние пенсионеры, но не специалисты музейного дела. К сожа-лению, в настоящее время вопрос о планомерном использовании электрон-ных вариантов музейной документации до настоящего времени остается от-крытым. Как показывают результаты исследования, учетно-фондовая работаявляется фундаментом музейной деятельности, и от того, как она организо-вана, зависит и научное проектирование экспозиции, и квалифицированнаяэкскурсионная деятельность, и сохранность для последующих поколенийчасти невосполнимого историко-культурного наследия.Результаты исследований показали необходимость решения проблемы поучету и хранению памятников, хранящихся в музеях истории вузов ЗападнойСибири. В первую очередь недостаточное количество штатных единиц долж-но компенсироваться наличием компьютерной техники. В таком случае приналичии разработанной электронной документации к атрибуции и учету му-зейных предметов могут привлекаться студенты под руководством сотрудни-ка музея. Такая практика имеет место в Отделе истории вуза Кемеровскогогосударственного университета.Применение информационных методов при работе с коллекциями, спо-собность привлечь студентов к сохранению памятников также способствуютвнедрению историко-культурного наследия в учебный и научно-образо-вательный процессы. Музейное коллекционное собрание приобретает свой-ство мобильности путем перевода его в электронный вид. Информатизациямузейной деятельности способна не только усовершенствовать отдельныеаспекты деятельности вузовских музеев, но и повысить его социальный ста-тус в целом и усилить учебно-воспитательную функцию в деле подготовкиспециалистов в различных областях науки.Таким образом, феноменальность музейной коллекции по истории вузазаключается в своеобразном единстве сосредоточенного в них материальногои нематериального историко-культурного наследия. Результаты анкетирова-ния показали, что перспективы развития музеев истории вузов связаны с со-вершенствованием форм работы музеев в соответствии с требованиями вре-мени. Востребованность коллекционных материалов по истории вузов в со-временных условиях обусловлена естественной реакцией на потребности об-щества в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве исто-рико-культурного наследия, связанного с процессами просвещения, образо-вания и воспитания. Учетно-фондовая работа, являющаяся фундаментальнойосновой всей деятельности музеев должна быть организована в музеях исто-рии вузов на научной основе. Только в этом случае региональная часть исто-рико-культурного наследия страны может быть исследована во всех аспектах,реализована в современной жизни и сохранена для последующих поколений.

Ключевые слова

культурология, музееведение, региональная культура, историко- культурное наследие, научно-фондовая работа, culturology, museology, regional culture, historical and cultural heritage, funds scientific work

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Боголепова Людмила ЗахаровнаКемеровский государственный университетруководитель отдела истории вуза, музей «Археология, этнография и экология Сибири»; соискатель кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусствludmila-zah58@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Белоусова Н.А., Кимеева Т.И. Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири // Изв. Алт. гос. ун-та. 2007. № 4/2. С. 19- 22.
Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2003. 560 с.
Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Приказ министерства культуры СССР № 290 от 17 июля 1985 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.innovbusiness.ru (дата обращения: 27.09.2010).
Шулепова Э.А., Каулен М.Е., Чувилова И.В., Черкаева О.Е., Губина М.В., Чернявская Е.Н., Хаханова Л.П. Культурное наследие в контексте инновационных гуманитарных технологий // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. Вып. 3. Кемерово, 2009. С. 5-90.
Мастеница Е.М. Региональная культурология: проблемы и перспективы // От краеведения к культурологии: Российскому институту культурологии - 70 лет: сб. ст. М., 2002. С. 59-67.
Иконникова С.Н. Региональная культурология: проблемы и перспективы // Культура на пороге III тысячелетия : сб. ст. СПб., 1999. С. 12-18.
 Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.

Экспликация проблем музеев истории вузов в современном социокультурном пространстве региона | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 3.