К проблеме встречного движения массовой культуры и академической музыки в условиях современности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

К проблеме встречного движения массовой культуры и академической музыки в условиях современности

В настоящее время всё более актуальной становится проблема встречного движения массовой культуры и академической музыки как одного из основных направлений элитарной культуры. Снимая проблему противостояния, элементы массовой культуры включаются в контекст элитарной, и наоборот, таким образом обогащая и дополняя друг друга. В данной статье мы постарались определить некоторые векторы процесса их взаимодействия.

To a problem of counter movement of a masscult and academic musicin conditions of modernity.pdf В последние десятилетия наблюдается тенденция массовизации всех ви-дов культуры и искусства, которая связана, прежде всего, со сложным и мно-гоплановым периодом конца XX - начала XXI в., отмеченным многообрази-ем, противоречивостью и неоднозначностью самой общественной жизни. Со-вершился переворот в сознании людей, произошла переоценка ценностей. То,что долгие годы было под запретом, стало общедоступным (многочисленныелитературные произведения, кинофильмы, научные труды, историческиефакты).В настоящее время всё более актуальной становится проблема встречногодвижения массовой культуры и академической музыки как одного из основ-ных направлений элитарной культуры. В данной статье мы постарались оп-ределить некоторые векторы процесса их взаимодействия.Прежде чем перейти к анализу этого явления, обратимся к терминологии.Массовая культура - термин, используемый в современных гуманитар-ных науках для обозначения специфической разновидности духовного про-изводства, ориентированного на «среднего» потребителя и предполагающеговозможность широкого тиражирования оригинального продукта. Одно изосновных направлений современной массовой культуры - индустрия досуга,включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая,фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные»жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, всевозможные виды шоу-индустрии). Главными ориентирами шоу-бизнеса стали зрелищность, яркостьи навязчивость.Элитарной или высокой культурой (от фр. elite - отборное, выбранное,лучшее) принято считать субкультуру избранных групп общества. Она харак-теризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и цен-ностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшин-ству своих субъектов, являющихся, как правило, одновременно ее творцами иадресатами, элитарная культура сознательно и последовательно противостоиткультуре большинства, или массовой культуре в широком смысле, во всех ееисторических и типологических разновидностях - фольклору, официальнойкультуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культур-ной индустрии технократического общества ХХ в. и т. д. Одним из направле-ний элитарной культуры является академическая музыка. ПроизведенияА. Шнитке, Э. Денисова, Г. Уствольской, С. Губайдулиной - яркий примерискусства, пользующегося повышенным интересом в первую очередь у слу-шателей-профессионалов.О некоем «противостоянии» массовой и элитарной культур среди музы-кантов, искусствоведов, культурологов и философов ведутся неутихающиедискуссии. Большинство из них склоняются к мнению, что массовая музы-кальная культура настолько заполонила всё культурное пространство, чтополностью вытеснила музыку академического направления.Точка зрения о том, что единственным выходом из противостояния мо-жет служить раскол культуры и выделение из неё элитарного (аристократи-ческого) искусства, уходит своими корнями в теории А. Шопенгауэра,Ф. Ницше, а позднее - О. Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассета. Анализ элитарно-го и массового сознания, их взаимодействие в современной художественнойкультуре и в теории постмодернизма освещены в трудах Р. Барта («Мифоло-гии», «Система моды. Статьи по семиотике культуры», «Империя знаков»,«Избранные работы. Семиотика. Поэтика»), М. Фуко («Слова и вещи», «Ар-хеология знания»), У. Эко («Открытое произведение»), Т. Адорно («Эстети-ческая теория») и др.Бурное развитие средств массовой информации, активно начавшееся вовторой половине XX в., повлекло за собой колоссальное распространение ипотребление информации - научной, политической, экономической и худо-жественной - с помощью технических коммуникативных средств. Влияниетехнических средств на культуру и искусство неоднозначно. С одной сторо-ны, благодаря новым средствам коммуникации люди получили возможностьизучать многовековое достояние мировой художественной культуры. Пока-зательным в этом отношении является использование сети Интернетматериалов и перечень ссылок, посвящённых современной академической му-зыке, или «Клуб любителей современной академической музыки» (КЛМН). Вэти группы входят тысячи участников, которые имеют возможность сиюми-нутного обмена интересующей их информацией по определённому направле-нию. Ресурсы сети Интернет с каждым днём пополняются.С другой стороны, продукты массового художественного производствапытаются заменить подлинное искусство. Большая часть стандартной, поройпримитивной поп-культуры пагубно влияет на сознание потребителя.Открылись различные информационные ресурсы (появилось огромноеколичество различных газет, журналов, теле- и радиопередач), в обществохлынул поток коммерческой продукции, порой весьма сомнительного каче-ства: телевидение заполонили телесериалы, а на смену литературной класси-ке пришли жанры детектива, так называемые женские романы, фэнтэзи и т. п.Основная черта массовой культуры XX в. - коммерциализация искусства ибурное развитие индустрии развлечений, которая и привела к возникновениюфеномена, названного Т. Адорно «культуриндустрией». «Кино и радио самисебя называют индустриями, и публикуемые цифры доходов их генеральныхдиректоров устраняют всякое сомнение в общественной необходимости по-добного рода готовых продуктов» [1. С. 187]. Сказанное Т. Адорно относитсяпрактически ко всем видам массовой культуры. Неотвратимая стандартиза-ция, наступающая вследствие серийного производства продуктов «культу-риндустрии», приносит в жертву все то, что отличало логику произведенияискусства от логики промышленного производства. Тенденцию коммерциа-лизации культуры отмечают в своих трудах К. Ясперс («Духовная ситуациявремени»), О. Шпенглер («Закат Европы»); Ж. Бодрийар («Фантомы совре-менности»), П. Сорокин («Человек. Цивилизация. Общество») и др.Общее состояние культуры не могло не сказаться на творчестве компози-торов, развивающих академические традиции. Явление встречного60-70-х гг. прошлого века. Эти профессиональные музыканты пытались син-тезировать в своих произведениях приёмы «серьёзной» классической и со-временной музыки с приёмами музыки «лёгкой» и развлекательной. Появле-ние в их творчестве новых театральных жанров, таких как мюзикл и рок-опера, было связано в первую очередь с тесным сотрудничеством этих авто-ров с театром, кинематографом и мультипликацией.Р. Щедрин, анализируя творчество не только названных, но и другихкомпозиторов, высказал мысль о появлении в музыкальной культуре так на-зываемого «третьего направления» (к первому направлению он относил серь-ёзную, элитарную музыку, ко второму - лёгкую, массовую). С точкой зрениякомпозитора корреспондируется и оценка ученого. Так, по мнению И. Зем-цовского, «композитору третьего направления не нужна интонационная экзо-тика, он ищет выразительность, понятную большинству, и стремится к слу-ховой чуткости особого рода - той, что рождается на пересечении целого ря-да линий: бытового музицирования, классики и эстрады разного толка, по-эзии, кино и театра. Это направление характеризуется культивированием не«усреднённых», но объединяющих музыкальных средств» [3. С. 15].В. Конен предлагает несколько иную классификацию: первый пласт - на-родная музыка, второй пласт - профессиональная, а третий пласт - музыка,выходящая за рамки как народной, так и профессиональной. По словамВ. Конен, именно третий пласт стал «олицетворением массового сознаниянашего времени» [4. С. 16]. Проблемам взаимодействия двух видов музыки -массовой и академической - посвящено исследование А. Цукера «Жанрово-стилевые взаимодействия академической и массовой музыки. Возможности.Пути. Перспективы». Исследователь рассматривает эти нередко конфронти-рующие направления как две составные одной эстетико-художественной сис-темы, показывая, что в наши дни сложные процессы синтеза, интеграциипреобладают над процессами дезинтеграции, предлагая новые перспективысотрудничества для многих сфер музыкального искусства - академического,фольклорного, массового и др.По мнению В. Холоповой, «культура ХХ столетия благодаря диффузиидостижений всех континентов, социальных групп, активному включениютехнических возможностей образует хаотический плюрализм, в которомкомпозитор делает выбор и новый синтез, тем самым стоит перед необходи-мостью создания тех или иных новаций. Так, родились новые виды «субму-зыки» - с одной стороны, электронная, «конкретная», их синтез друг с дру-гом и с музыкой натуральных звучностей, с другой стороны - джаз (синтезамериканских и европейских традиций), рок-музыка (включает рудиментыджаза, эстрады, электронику). Та же социально-культурная тенденция вызва-ла к жизни новые жанры - рок-оперу, песенную оперу, рок-балет, мюзикл иподобные гибриды, соединяющие элементы различных музыкальных «суб-культур»» [5. С. 86].Один из лидеров современной отечественной музыки композитор С. Сло-нимский пишет: «Нынешний разгул массовой культуры пагубно воздейству-ет на сознание детей и подростков. Разрыв между высочайшим уровнем сего-дняшней подлинной музыкальной культурой и массовой продукцией, тира-жируемой средствами массовой информации, небывало огромен. И чем вышетехнический прогресс, тем ниже уровень музыкальных вкусов владельцев ипродавцов этих технических средств, ниже уровень того музыкального това-ра, который они непрерывным повторением навязывают потребителям какякобы самый престижный, самый «крутой». Удручает обвальное, направлен-но достигнутое падение вкусов, почти одичание немалого числа телезрите-лей, посетителей интернет-сайтов, на самый низкопробный вкус рассчитаныпередачи самых главных телеканалов. В качестве шика - нецензурная брань,звучащая из уст телезвёзд». [6. С. 136].Не менее пессимистична концепция композитора В. Мартынова. Он го-ворит о «смерти музыки как пространства искусства», о времени, которое онсам назвал «концом времени композиторов». Проблема получила развитие внескольких книгах В. Мартынова, в которых раскрывается очень продуман-ная, последовательная и цельная культурологическая, антропологическая,онтологическая концепция. Размышления на эту тему были начаты автори-тетным мастером ещё в «Истории богослужебного пения» (1994), затем про-должены в книгах «Культура, иконосфера и богослужебное пение Москов-ской Руси» (2000), «Конец времени композиторов» (2002) и «Зона Opus posth,или Рождение новой реальности» (2005).Однако молодые композиторы ХХI в. отказываются признавать за собойстатус призраков: заканчивая обучение в консерватории, они пишут партиту-ры и требуют к себе внимания исполнителей и слушателей. Так, в 2005 г. бы-ла создана группа СоМа, которая стала одним из первых объединений компо-зиторов, начавших свой творческий путь в постсоветский период. Участникигруппы, избрав для своего творчества курс на отрицание академических ка-нонов, соприкоснулись с реалиями художественной среды, которые, с однойстороны, открывали новые возможности, а с другой - ставили перед глобаль-ными вопросами предназначения и места современной музыки в российскойкультуре. В 2009 г. при Союзе композиторов России, председателем которогоявляется В. Казенин, было созданомечают пагубное влияние массовой музыкальной культуры на сознание слу-шателей, на их музыкальный вкус, а появление новых технических средствлишило нас непосредственного контакта с композитором и исполнителем.До настоящего времени проблема взаимодействия массовой культуры створчеством академических музыкантов остаётся малоразработанной. Изуче-нию данной проблемы именно в таком ракурсе автор статьи предполагаетпосвятить своё дальнейшее исследование.

Ключевые слова

массовая культура, академическая музыка, новые средства коммуникации, информационные ресурсы, третье направление, masscult, academic music, new means of the communications, information resources, third direction

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лопатина Елена ИвановнаКемеровский государственный университет культуры и искусстваспирантdiamantlight@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Хоркхаймер М.Т., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. М.; СПб. : Ювента, 1997. 310 с.
Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века. М. : РОСМЭН, 2004. 140 с.
Земцовский И.И. Путь и стиль // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 15.
Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М. : Музыка, 1994. 160 с.
Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М. : Печатник, 1990. 140 с.
Слонимский С.М. Свободный диссонанс : очерки о русской музыке. СПб. : Композитор, 2004. 141 с.
 К проблеме встречного движения массовой культуры и академической музыки в условиях современности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

К проблеме встречного движения массовой культуры и академической музыки в условиях современности | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Полнотекстовая версия