Региональная специфика социокультурной адаптации населения Сибири в эпоху глобализации и постсекулярности (на примере культурных ценностей народов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Региональная специфика социокультурной адаптации населения Сибири в эпоху глобализации и постсекулярности (на примере культурных ценностей народов Томской области)

Культурологический анализ результатов социологического исследования среди более динамично развивающихся диаспор Томской области выявил, что в современных условиях глобализации и постсекулярного общества, коренных социокультурных преобразований по модели западного мира большее значение местные народы придают традиционным ценностям.

The sociocultural adaptation of the population of Siberia in the age of globalization and postsecularity: regional speci.pdf Эпоха глобализации по-новому ставит проблему этнокультурной и этно-религиозной идентичности и проблему адаптации традиций определенныхэтносов к тенденциям универсализации базовых ценностей преимущественнона основе западной культуры. Социокультурной основой единства различныхнародов, населяющих Сибирь, являются их многовековые взаимосвязи и со-вместная жизнедеятельность. Вместе с тем, поскольку население Сибирипредставлено народами как европейской, так и восточной (азиатской) циви-лизаций, можно предположить, что адаптационные процессы протекаютвесьма различным образом.Среди прогнозов развития взаимодействия западных и восточных ценно-стей на рубеже ХХ-XXI вв. выделим наиболее известные с целью выявлениятеоретических основ анализа социокультурной адаптации к западным ценно-стям народов Сибири.Одна из влиятельных концепций первого типа сформулирована Ф. Фу-куямой [1]. В своей книге «Конец истории» он обосновывает идею о том, чтов связи с крушением коммунистической системы идеи либерализма будутвосприняты большей частью человечества, история приходит к оптимистиче-скому завершению, и перспективой развития является совершенствование налиберальной основе. Но данная концепция, как показали дальнейшие собы-тия, оказалась утопичной: вместо благополучного «конца истории» человече-ство оказалось перед лицом сложнейших цивилизационных противоречий иновых войн. Западные ценности либерализма не были органично воспринятыв большинстве бывших социалистических стран и в других странах, ориенти-рующихся на путь модернизации.Не менее влиятельной концепцией другого типа является теория С. Хан-тингтона о преобразовании основных мировых противоречий на рубеже ве-ков: в связи со снятием актуальности противопоставления капитализма исоциализма нарастают противоречия между цивилизациями, в первую оче-редь западной, исламской и православной [2]. Вместе с тем в описании пер-спектив развития мира на основе данной концепции научность уступает ме-сто идеологии, поскольку автор ориентирует западный мир на отпор угрозе,которую он видит со стороны объединяющихся «отсталых» цивилизаций.Более объективной представляется концепция П. Кеннеди, полагающегоосновное противоречие эпохи в углублении конфликта между реальнымипотребностями интенсивной модернизации большинства современных госу-дарств и быстро уменьшающимися на планете возможностями удовлетворитьэти потребности [3]. Выявляя объективные проблемы современного развитияи рассматривая их в контексте экономических, политических и социокуль-турных тенденций, Кеннеди распределяет ответственность за решение какглобальных, так и региональных проблем между всеми современными обще-ствами.Помимо этого, аксиоматика культуры в последние два десятилетия кар-динально изменилась, поскольку актуализировались ее сакральные основа-ния. Анализ социокультурных оснований различных обществ, рассматривае-мый в системе координат «традиционное» - «индустриальное» - «постинду-стриальное», дополняется новой системой координат «религиозное» - «секу-лярное» - «постсекулярное» [4. C. 18].Можно выделить связь постсекулярной эпохи с постмодернистской черезпреодоление просвещенческого отношения к религии, связанного с идеейизживания последней как конкурента секуляризма. Постмодернистское соз-нание, выступая против авторитарности и тоталитарности религии, трактуетрелигию не как социальный институт или тоталитарную идеологию, а выяв-ляет в религиозности свободу. Тем самым европейская культурная традициявходит в постсекулярную эпоху.В современной литературе существуют различные подходы к пониманиюпостсекулярного. Среди многообразия трактовок этого нового явления мож-но выделить подходы, связанные с исследованием динамики религиозного исекулярного в западном мире и с представлениями западных ученых о реаль-ности, имеющей место в незападных обществах. В рамках одного подхода«постсекулярное» трактуется как новаяменном секулярном мире религия трансформируется и в очередной раз меня-ет свое место и роль в структуре общества.В данной работе постсекулярной мир определяется как новое пространст-во, в котором уже не действуют прежние правила модерна, в том числе в свя-зи с окончанием доминирования секулярных идеологий XX в., возрождениемрелигиозности в мире с одновременным ее упрощением до образа жизни, ак-туализацией национально-культурной и религиозной идентичности гражданв современной культуре и политике и сменой светскости антирелигиозной наконструктивную.Еще одной проблемой при исследовании специфики социокультурнойадаптации населения к новым ценностям является проблема нетождественно-сти этнокультурной и конфессиональной идентичностей, часто отождеств-ляемых в социологических исследованиях.С 1990-х гг. в России проводятся социологические исследования, касаю-щиеся анализа этнической и конфессиональной динамики российского обще-ства. При этом эксперты [9. C. 35] отмечают неоднозначность оценки ситуа-ции в силу использования исследователями различных критериев идентично-сти, мировоззренческой определенности и т.п.Из многообразия теоретически возможных критериев принадлежности крелигиозной группе политические и религиозные деятели, некоторые ученыечаще указывают на этнический критерий, что приводит к многомиллионнымцифрам численности православных и мусульман, закладывая тем самым оп-ределенные ориентиры в общественном сознании современной России. На-пример, православие полагается религией русских, украинцев, белорусов,чувашей, мордвы, карел, коми и т.д.; католицизм - религией испанцев, италь-янцев, кубинцев, латышей, литовцев, трети немцев, поляков, французов ит.д.; ислам - религией аварцев, адыгейцев, азербайджанцев, ингушей, таджи-ков, татар, турок, туркмен, узбеков, чеченцев и т.д. Вместе с тем такие дан-ные не соответствуют действительной картине.Мы согласны с мнением С. Филатова и Р. Лункина о том, что при исполь-зовании данного критерия из поля зрения исследователя выпадают много-численные группы людей с различными типами мировоззрения, что значи-тельно искажает реальность: «…что стоит за этнической принадлежностью?Среди зачисленных в эти религии оказываются и принципиальные атеисты, илюди, безразличные к религии и никак не идентифицирующие себя с кон-кретными религиозными течениями, и люди, исповедующие совсем другуюверу, а не ту, которую им приписали идеологи этнической религиозности.Атеизм и религиозные организации, не вписывающиеся в распределение ре-лигий по племенному признаку, вообще, автоматически исключаются из рас-четов. В православные, например, исходя из этнического принципа, зачисля-ют сотни тысяч староверов, протестантов, атеистов, сторонников разных вос-точных религиозных учений и просто людей, идентифицирующих себя с се-кулярной культурой и индифферентных к религии» [9. C. 37].Более близок к реальности критерий религиозной самоидентификации,хотя он и не является абсолютным. Человек, относящий себя к определеннойрелигиозной традиции, не всегда знает основы её вероучения, не обязательноучаствует в в культовой деятельности, может не являться членом религиоз-ной общины. Хотя утверждение своей принадлежности к определенной рели-гии важно для мировоззрения и поведения. Здесь необходимо сопоставлениес дополнительными критериями. Об этом свидетельствуют, например, иссле-дования, ежегодно проводимые Центром «Религия в современном обществе»Института комплексных социальных исследований РАН (ранее Российскийнезависимый институт социальных и национальных проблем) [10]. М.П.Мчедлов отмечает: «При анализе конфессиональной ориентации респонден-тов обращает на себя внимание следующее явление, неизменно фиксируемоеопросами: удельный вес респондентов, заявивших о своей конфессиональнойпринадлежности, превышает процент верующих в Бога. Это подтверждаетвыявленную ранее тенденцию конфессиональной самоидентификациине только по принадлежности к тому или иному вероисповеданию,но и посредством соотнесения себя с определенным типом цивилизации,сформировавшимся в значительной мере под воздействием той или инойконфессии. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоиден-тификации, многие респонденты (около 20%) тем не менее относят себяк приверженцам традиционных религиозных объединений. Они восприни-мают православие или ислам не только как религиозную систему, а как есте-ственную для них культурную сферу; национальный образ жизни («русский,поэтому православный», «татарин, поэтому мусульманин»)» [10].Вопросы соотношения этнической религиозности и культурной религи-озности только начинают изучаться в отечественных работах [9, 11, 12]. Содной стороны, существует два вида социальных групп, выделяемых по раз-ным основаниям, - этнические и религиозные; с другой стороны, они частосуществуют на одном территориальном пространстве и среди одной и той жечасти населения.Религия является комплексным феноменом, конкретный человек можетразличным образом проявлять свою связь с религией, выдвигая на первыйплан ее различные аспекты: религия как вера, религия как идентичность ирелигия как образ жизни [13. С. 190]. Религия как вера связана в большейстепени с убеждениями и религиозным учением. Религия как форма коллек-тивной идентичности связывается с определенной группой, принадлежностьк конфессии может определяться по социально-культурной общности, а не поисповеданию определенного вероучения. Или, как и в случае принадлежно-сти к этносу, человек может быть соотнесен с группой просто по факту рож-дения в ней, независимо от знания и следования традициям культуры опреде-ленной этнической или религиозной группы. Религия как образ жизни обыч-но соотносится с одной из двух других упомянутых граней, являясь как быпроизводной от одной из них; т.е., культовая составляющая религии задаетвыполнение определенных обрядов и ритуалов, направляя на следование оп-ределенной традиции. Причем человек связывает себя с этой традицией как всилу признания определенного вероучения, так и в силу соотнесения себя сконкретной группой, сохраняющей эту традицию, либо в силу того и другогоодновременно.Какой именно аспект религии выходит на первый план, зависит от мно-гих причин: от мировоззренческой (религиозной) структуры населения (мо-но- или поликонфессиональной); от особенностей догматики религиозногоучения, либо подчеркивающего тесную связь между религией и этничностью(как, например, в некоторых национальных религиях типа иудаизма, что ак-туализирует идентификационную составляющую религиозности), либо ори-ентирующего на преодоление этнической замкнутости религии (как в миро-вых религиях или религиях Нового века); от сложившихся в обществе госу-дарственно-церковных отношений и множества других факторов.Существенной особенностью российской культуры является противоре-чивое взаимодействие ценностей, которые образуют основу евразийскогосоциокультурного типа. Еще одним значимым фактором для формированияэтносоциальной структуры населения, в том числе и в Томской области, яв-ляются интенсивные миграционные процессы.С целью исследования региональной специфики социокультурной адап-тации населения Сибири был проведен культурологический анализ цивили-зационных предпочтений некоторых народов Томской области, при этом ос-новное внимание было направлено на сопоставление западно-восточныхкультурных дихотомий ценностных предпочтений населения Томской облас-ти. К числу восточных ценностей относятся: традиционализм, коллективизм,коллективная собственность, государственный патернализм и общественныйпорядок, приоритет морали над правом, привычка к скромности и уважение кродовым этническим корням и природе. К западным ценностям относятся:ценности либерализма, рыночной экономики, где гарантами выживания яв-ляются индивидуализм, частная собственность, рациональность, личная ини-циатива, доминирование материальных ценностей достатка, права, а прогрессассоциируется с модернизацией и покорением природы.В качестве основы была взята методика выявления западно-восточныхцивилизационных дихотомий предпочтений, разработанная сотрудникамисектора этносоциальных исследований Института философии и права СОРАН. Данная методика была скорректирована в соответствии с целями ис-следования, а такжепочтениях коллективной собственности над частной, чувства коллективизмаи взаимопомощи как фактора развития своего народа над индивидуализмом,личной деловитостью. Первые (т. е. коллективистски ориентированные) вкаждой из выделенных этнических групп составляют от 61 до 73,6% опро-шенных, в то время как вторые (т. е. индивидуалистски ориентированные)составляют от 26,4 до 39% (таблица. Прим. некоторые респонденты не смог-ли дать четко определенного ответа в рамках выделенных дихотомий).Имеет также место доминирование в общественном сознании представи-телей большей части обследуемых этнических групп ориентаций на обеспе-чение общего порядка по сравнению с ориентациями на расширение личныхсвобод граждан (первые составляют от 67 до 81 %), приоритета в жизни лю-дей элементов постоянства и устойчивости (от 64 до 77 %) по сравнению спеременами и новизной. Исключением по последней дихотомии являетсястатистика по армянской диаспоре, но это может быть следствием того факта,что большая часть респондентов принадлежит к молодежной группе.Важно также отметить, что после десятилетия официальной государствен-ной политики, направленной на внедрение свободного рынка, приблизительнополовина населения не приемлет соответствующей модели развития, продол-жая возлагать на государство надежды на обеспечение занятости и созданиедостойных условий существования (от 35 до 66%, 48% в среднем), а не простопринятие тех или иных законов и установление справедливых налогов.Достаточно противоречивое отношение населения к предпринимателям ибизнесменам, которые, по мнению большинства одних общин, действуют всвоих собственных корыстных интересах и реально выступают факторомразъединения своих народов, в оценках большинства представителей другихдиаспор преобладает позитивная оценка роли предпринимательства в жизнинарода.Культурные дихотомии ценностных предпочтений, %ДихотомиипредпочтенийЕвреиНемцыГрекиАзербай-джанцыАрмянеТата-рыИтого1 2 3 4 5 6 7 81. Культурные ценности моего народа в эпоху глобализацииА. Нужно сохранять 86,6 95,7 79 100 64,3 86,66Б. Неизбежно будутизменяться13,4 4,3 21 0% 35,7 5,6 13,332. Соотношение интересов человека и обществаА. Личные интересычеловека важнее ин-тересов его народа20 43,5 42 28,5 50 16,7 33,45Б. Интересы народаважнее личных ин-тересов человека80 52,2 58 71,5 50 83,3 65,83. Моему народу сейчас больше всего нужноА. Развитие коллек-тивной собственно-сти53,3 34,8 58 64,3 64,3 71,2 57,7Б. Развитие частнойсобственности46,7 61 42 50 35,7 33,3 44,8Продолжение табл. 11 2 3 4 5 6 7 84. Религиозные ценности моего народаА. Очень важны длямоей жизни40 56,5 79 85,7 42,8 83,3 64,55Б. Мало влияют намою жизнь60 43,5 21 14,3 50 16,7 34,255. Нашему народу сейчас больше всего нужноА. Чувство взаимо-помощи, коллекти-визма66,6 61 73,6 64,3 64,3 61 65,2Б. Чувство свободыличности, личнойделовитости, инди-видуализма33,4 39 26,4 35,7 28,5 39 33,76. Роль предпринимателей в жизни своего народаА. Занятие бизнесомформирует людей,заботящихся обинтересах народа исплачивающих его40 56,5 47,3 71,4 28,5 71,2 52,5Б. Занятие бизнесомформирует людей,заботящихся толькоо своих интересах иразъединяющихнарод60 43,5 52,7 28,5 64,3 33,3 477. Для страны важнее всегоА. Расширение лич-ных свобод граждан40 34,8 36,8 57,2 42,8 55,5 44,5Б. Обеспечение об-щего порядка60 65,2 63,2 50 35,7 44,4 538. Роль государства в жизни людейА. Рабочие места иусловия жизни лю-дей должно обеспе-чить государство, ачеловек долженхорошо трудиться40 43,5 47,3 57,2 35,7 66,6 48,4Б. Работу и условияжизни человек дол-жен обеспечить себесам, а государстводолжно защититьего законами и спра-ведливыми налогами60 52,2 47,3 35,7 57,2 33,3 47,69. В жизни важнее всегоА. Постоянство, ус-тойчивость66,6 69,6 73,6 64,3 14,3 77,7 61Б. Перемены, новиз-на33,4 21,8 31,5 35,7 85,7 33,3 40,210. Знание национального языка и литературы, сохранение народных обычаеви традицийА. Оказывает боль-шое влияние наопределение моегоместа в жизни46,7 87 58 78,5 35,7 88,8 65,8Б. Мало влияет намою жизнь53,3 13 42 21,5 64,3 11,2 26,2Свыше половины опрошенных почти во всех группах отдают приоритетгосударственному регулированию экономики над рыночной свободой, явля-ются сторонниками более активного развития коллективной собственностипри усилении роли государства в регулировании рынка в интересах всегообщества. Меньший процент людей высказывается за «чисто рыночный» ва-риант развития страны. Таким образом, западные либерально-рыночные цен-ности в настоящее время имеют определенное распространение среди наро-дов Томской области, но не являются доминирующими.Что касается связи этнической и религиозной идентичностей, то в целомдля народов Томской области более характерно сохранение религиозныхценностей как части культурной традиции. Более половины респондентовоценивают религиозные ценности своего народа как очень значимые для сво-ей жизни (от 40 до 85%; 64,5% в среднем). Вместе с тем более трети опро-шенных считают, что религия мало влияет на их жизнь, причем, как видно изтаблицы, в разных национальных объединениях их количество значительноразличается (от 14 до 60%). Таким образом, этническая религиозность харак-терна в среднем для двух третей населения Томской области.Исследование подтверждает также высокий уровень сохранения тради-ционных ценностных ориентаций у молодежи в национальных объединениях.В целом для молодежи, как и для взрослого населения, большое значениеимеют ценности коллективизма и коллективной собственности, общего по-рядка и стабильности, а также приоритет общественных интересов и ориен-тация на сотрудничество. Важно отметить высокий уровень близости оценокмолодежи из разных этнических групп по всем выделенным вопросам, хотяопределенная разница, конечно же, есть.Исходя из понимания постсекулярности как нового этапа развития обще-ства, характеризующегося кардинальным изменением аксиоматики культуры,связанным с актуализацией ее сакральных оснований и представления опостсекулярном обществе как социуме, в котором религии вновь начинаютзанимать значительное положение, следует отметить актуальность этого по-нятия более чем для половины респондентов, представляющих активнуючасть национальных диаспор, причем наиболее значимо возрождение рели-гиозных культурных традиций для мусульман (83,3 и 85,7%).Соотношение выборов культурных дихотомий ценностных предпочтенийна примере народов Томской области в настоящее время не подтверждаеттезис Ф. Фукуямы о том, что идеи либерализма будут восприняты большейчастью человечества. Вместе с тем на локальном уровне не находит подтвер-ждения и тезис С. Хантингтона о нарастании противоречия между представи-телями различных цивилизаций, в первую очередь западной, исламской иправославной.Таким образом, можно говорить о том, что в современных условиях гло-бализации и интенсификации культурных взаимодействий, глубоких соци-альных трансформаций, осуществляемых на базе ценностей западной циви-лизации, у народов Томской области, принадлежащих по происхождению кразличным культурным типам - западным и восточным, сохраняется сло-жившееся в результате многовековых связей и совместной жизнедеятельно-сти разных национальностей на территории России сходство базисных цен-ностей, составляющих основу евразийской культурной общности.

Ключевые слова

народы, глобализация, постсекулярность, культурные ценности, the nations, globalization, postsecularity, cultural values

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Минченко Татьяна ПетровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат философских наук, докторант кафедры онтологии, теории познания и социальной философииmtp70@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Fukuyama F. The End of history and the last man. N. Y.: Free Press ; Toronto : Maxwell Macmillan Canada ; New York : Maxwell Macmillan International, 1992. 418 p.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. C. 33−48.
Кеннеди П. Вступая В Двадцать первый век. М. : Весь Мир, 1997. 480 с.
Минченко Т.П. Проблема свободы совести в эпоху глобализации : истоки и перспективы: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2011. 40 с.
Кырлежев А. Постсекулярная эпоха // Континент. 2004. № 120 // Журнальный зал в РЖ. «Русский журнал». 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines. russ.ru/ continent/ 2004/ 120/kyr16.html (дата обращения: 30.10.2011).
Морозов А. Наступила ли постсекулярная эпоха? // Континент. 2007. № 131 // Журнальный зал в РЖ. «Русский журнал». 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines. russ.ru/continent/2007/131 (дата обращения: 30.10.2011).
Милбанк Д. Политическая теология и новая наука политики // Логос. 2008. № 4. С. 33−54.
Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации: О разуме и религии. М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. 144 с.
Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 35-45.
Мчедлов М.П. Феномен религиозности в изменяющейся России [Электронный ресурс]. URL: http://rusoir.ru/03print/01/24/index.html (дата обращения: 30.10.2011).
Старые церкви, новые верующие : Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена и Д.Е. Фурмана. СПб.; М. : Летний сад, 2000. 248 с.
Казьмина О.Е. Роль религиозного фактора в этническом самосознании населения России // Исторический вестник. 2001. Т. 13-14, № 2. С. 68-69.
Gunn Т.J. The Complexity of Religion and the Definition of «Religion» in International Law // Harvard Human Rights Journal. 2003, spring. Vol. 16. P. 189-215.
 Региональная специфика социокультурной адаптации населения Сибири в эпоху глобализации и постсекулярности (на примере культурных ценностей народов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Региональная специфика социокультурной адаптации населения Сибири в эпоху глобализации и постсекулярности (на примере культурных ценностей народов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Полнотекстовая версия