Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции

С переходом к электронным носителям информации принципиально изменились традиционные границы информационно-коммуникативного процесса. Современные средства массовой коммуникации (СМК) формируют новую информационную реальность, оказывая принципиальное воздействие на процессы трансформации современного общества и становления глобального социума. Массмедиа занимают ключевую позицию в репрезентации политического процесса как на локальном, так и на глобальном уровнях. В условиях пространственно-временного расширения мира благодаря современным СМК формируются новые модели социальных коммуникаций.

Media in the era of globalization: the basic characteristics and trends.pdf На протяжении последних лет мы наблюдаем становление нового миро-вого порядка, что связано с качественными переменами в организации ифункционировании мировой экономики, международной политики, права,сферы культуры и искусства. Во всех этих областях происходит размываниенациональных, культурных и других границ, что даёт повод говорить о воз-никновении некоего глобального социального пространства. Глобализация вданной статье понимается, прежде всего, как усиление взаимосвязанности,взаимозависимости современного мирового сообщества, расширение спектравзаимодействия культур, государств и индивидов. При этом происходящиесегодня изменения немыслимы вне процессов развития средств коммуника-ции и информации, задавших современному миру качественно иную динами-ку. Информационно-коммуникационная революция второй половиныХХ столетия кардинально изменила структуру и природу всемирного комму-никативного пространства.Глобализацию как корреляцию, т.е. как социально-экономическую взаи-мосвязь и взаимообусловленность, одним из первых обозначил социологД. Харлей, который обратил внимание на всё более интенсивный процесссжатия временных и пространственных дистанций. Как заметил исследова-тель процессов глобализации А.В. Назарчук, насыщенность информации пе-решла определенную границу, после чего мир обрёл иное качество [1.С. 210]. С переходом к электронным носителям информации принципиальноизменились традиционные границы информационно-коммуникативного про-цесса. Благодаря современным средствам массовой коммуникации мгновеннои легко преодолеваются как пространственные, так и временные характери-стики предметного мира.Новые СМК оказывают принципиальное воздействие на процессы соци-альной трансформации общества. В связи с распространением цифровыхспособов передачи информации, выходом на массовый рынок спутникового икабельного ТВ, а также развитием транснациональных медиакорпораций мысегодня наблюдаем включённость большей части планеты в новую информа-ционную реальность, для которой характерна возможность беспрецедентноширокого доступа к разного рода сведениям и знаниям. При этом качествен-но меняется и роль самих потребителей продукции массмедиа. Аудиториятеперь является не просто пассивным наблюдателем, но активным соучаст-ником событий, которые разворачиваются в режиме реального времени. Та-ким образом, из-за нарастания объемов и интенсивности информационныхмассивов, принципиальных изменений режима коммуникации современныеСМК, прежде всего электронные массмедиа, дают ощущение принадлежно-сти к некоей глобальной общности.Включённость в информационное пространство общества сегодня имеетпервостепенное значение. В постиндустриальную эпоху «белых воротнич-ков», отмечает А.В. Назарчук, самым ценным ресурсом стало обладание ин-формацией. Индивиды, а не институты (как было в индустриальную эпоху),становятся в информационном обществе активными субъектами информаци-онного обмена. Главная роль при этом возложена на средства массовой ин-формации. Постоянное приобщение к информационному пространству обще-ства является одним их элементов социальной интеграции [1. С. 216- 219].Это обусловлено в значительной степени тем, что аудитория СМИ явля-ется потенциальным электоратом. Избирательное право граждан «провоци-рует» информационные массивы, в первую очередь новости. Как отметилитальянский политолог Г. Моска, политической элите необходима «полити-ческая формула», идеология, для того чтобы легитимировать свою власть.Именно массмедиа являются одними из главных «производителей идеоло-гии», распространяющих стабилизирующую систему информацию. Поэтомув эпоху развитых средств массовой коммуникации действовать политическиозначает не только разрабатывать политические стратегии (работать над со-держательной частью), но и планировать внедрение этой политики в общест-венный дискурс. Возможность для политиков обратиться к населению на-прямую ничтожноAl Jazeera, а в 2005 г. на мировой информационный рынок вышла Russia Today.Сегодня глобальные телесети новостей во многом формируют междуна-родную общественно-политическую повестку дня, задают приоритеты про-исходящему в мире. Особую роль играют глобальные новостные телесети и вмировой политике. Именно они порой являются уникальным источникоминформации даже для самых влиятельных мировых политиков. В.В. Орловаприводит следующий пример: «CNN стала уникальным источником инфор-мации о путче в Советском Союзе в августе 1991 года. Президент СШАДжордж Буш-старший узнал о происходящем в Москве именно из репорта-жей CNN, а не от американского посла в Москве и официальных лиц» [3].Глобальное ТВ, отмечает В.В. Орлова, также порой выступает посредником вдипломатических процедурах, обеспечивая коммуникативное поле для обме-на мнениями по тому или иному вопросу конфликта (как это случалось, на-пример, в урегулировании разногласий между Палестиной и Израилем).Кроме того, массмедиа могут способствовать тому, что определенные кон-фликты и кризисные ситуации оказываются вне поля зрения общественности,«забыты». Таким образом, в связи с развитием глобальных телесетей ново-стей в научной литературе закрепляется термин «CNN-Effect», под которымпонимается их способность влиять на политические и дипломатические ре-шения и даже изменять ход событий. Средства массовой информации могутне только вносить темы в политическую повестку дня, но также ускорять ли-бо же затруднять политические решения. При этом следует отметить, чтовоздействие телевизионных образов намного сильнее, чем словесных: визу-альная информация мгновенно воспринимается, быстрее и надолго запоми-нается, вызывая огромный резонанс среди общественности [3].Вышеозначенные тенденции глобализации массмедиа приводят к станов-лению качественно иного - глобального - социума. Развитие средств массо-вой коммуникации при этом способствует формированию новых моделейсоциальных коммуникаций. М.М. Назаров 6b025c027описал их основные чертыТеоретики в рамках распространенного сегодня в европейской и амери-канской коммуникативистике конструктивистского похода представляют по-хожую точку зрения, согласно которой массмедиа интерпретируют реаль-ность в соответствии с господствующими в общественном сознании фрей-мами. Посредством фрейминга (выборочное акцентирование определенныхаспектов при коммуникации) одни аспекты действительности выдвигаютсяна передний план, другие же представлены в меньшей степени или вовсепроигнорированы. Так тема помещается в определенный контекст, в связи счем потенциальные мнения на этот счёт направляются в определённое русло,оказываются ограниченными в своем спектре [2. С. 355]. Речь идет не о кон-кретных точках зрения на заданную тему, а об общей структуре выстраива-ния мнений. Журналисты особо выделяют те нюансы, которые находятся всозвучии с ключевыми компонентами фрейма. Этот тезис подтверждают ре-зультаты контент-анализов новостных фреймингов характерных для средствмассовой информации, находящихся в разных уголках мира и освещающихпри этом одни и те же события по-разному [6. С. 11].Во-вторых, как уже упоминалось, аудитория - это уже не просто пассив-но наблюдающая публика, она становится интерактивной. Граница междупроизводителем и потребителем медиапродукции становится всё более раз-мытой. Это связано, прежде всего, с тем, что набирает обороты обратнаясвязь. Кроме того, возникновение и функционирование виртуальных сооб-ществ делает возможным взаимодействие в виртуальном пространстве, кото-рое не зависит от пространственно-временных характеристик. Не скованныепространственными границами и временными дистанциями широкие слоиграждан могут одновременно участвовать в обсуждении значимых вопросов.Электронные средства массовой коммуникации создали новые площадки дляобсуждения, где участвуют разные по интересам и действиям группы. Здесьже необходимо упомянуть роль новых СМК в функционировании граждан-ского 5.7

Ключевые слова

массмедиа, глобализация, коммуникация, mass media, globalization, communication

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сайко Евгения ЛеонидовнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант кафедры теории и истории культуры Института искусств и культурыe.sayko@gmx.net
Всего: 1

Ссылки

Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. 382 с.
Kunczik M., Zipfel A. Publizistik. Ein Studienhandbuch. 2., durchges. und aktualisierte Aufl. Koln: Bohlau, 2005. 556 S.
Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М.: РИП- Холдинг, 2003. 168 с.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 360 с.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 509 с.
Землянова Л.М. Медиадискурсы и новостные фрейминги (исследования современных зарубежных коммуникативистов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2006. Вып. 2. С. 8-19.
Полякова Н.Л. ХХ век в социологических теориях общества. М. : Логос, 2004. 384 с.
 Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Массмедиа в эпоху глобализации: основные характеристики и тенденции | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2011. № 4.

Полнотекстовая версия