School Libraries: of the experience of contemporary Great Britain.pdf Школьные библиотеки Великобритании являются важной составляющейобразовательного пространства, в котором осуществляется воспитание и обу-чение подрастающего поколения страны. Их развитие происходит в контек-сте национальной библиотечной практики, имеющей многовековые традициии международный авторитет. Вместе с тем британская школьная библиотека,не имея обязательного статуса как части учебного заведения, во многом зави-сит от факторов, связанных с уровнем и благополучием последнего, с образо-вательной политикой его руководства, экономическим положением в регионеи стране в целом. Рассмотрим некоторые характерные черты сегодняшнегосостояния школьных библиотек Великобритании, основываясь на отчетахавторитетных национальных организаций, занимающихся делом развития иподдержки школьных библиотек и укрепления их авторитета в британскомобществе.Одной из старейших организаций, отстаивающих интересы школьногобиблиотечного дела в Британии, является Ассоциация школьных библиотек(SLA), основанная в 1937 г. В настоящее время эта организация осуществляетподдержку персонала школьных библиотек; пропагандирует и распространя-ет положительный опыт, проводя обучающие семинары, курсы; работает попрограмме специальных публикаций по вопросам развития школьных биб-лиотек. Ассоциация оказывает своим членам информационно-консуль-тационную помощь, издает свой журнал «Школьный учитель», развиваетсвязи с национальными и зарубежными организациями.Согласно основополагающим принципам Ассоциации школьных библио-тек Великобритании, «каждый школьник имеет право на эффективное обес-печение со стороны школьной библиотеки», а Ассоциация призвана поддер-живать всех включенных в область обслуживания школьной библиотекой,поддерживая высокий уровень чтения и возможности обучения для всехучащихся. Особая ответственность и важность выполняемой миссии былаотмечена Ассоциацией школьных библиотек в нынешних весьма сложныхэкономических условиях.В опубликованном на сайте организации ежегодном отчете за 2010/11 г.,охватывающем период до 31 марта 2011 г. (именно в таком диапазоне рас-сматривается Ассоциацией годовой интервал), отмечается, что отчетный годявился весьма трудным, но не первым и не последним в такой череде лет,учитывая экономический кризис и предчувствие новой его фазы. Обстоятель-ства кризиса, вынудившие урезать бюджеты по всем направлениям, застави-ли членов Ассоциации школьных библиотек, по признанию её президентаТрисии Адамс, «еще более строго, чем обычно, взглянуть на деятельностьсобственной организации с целью сделать ее более стойкой и адекватнойгрядущим временам» [1. С. 4].Несмотря на атмосферу экономического кризиса в стране, школьные биб-лиотеки Британии не остались без внимания со стороны Ассоциации. Так,был проведен целый ряд обучающих курсов в различных регионах страны, вчисле которых в отчете особо отмечен семинар в Центре конгрессов Ноттин-гема; опубликованы 5 руководств по вопросам библиотечной деятельности;продолжена работа над совершенствованием сайта ассоциации в целях при-дания ему большей интерактивности и информативности. Были поддержаныинициативы по созданию новых региональных отделений ассоциации - вМанчестере и Западном Беркшире. Представители Ассоциации школьныхбиблиотек участвовали в многочисленных встречах с министром по деламшкол, парламентской группой по образованию, Книжным фондом, Вестмин-стерским образовательным форумом, Объединенным комитетом по вопросаммолодежи и школьных библиотек, Национальным фондом грамотности. Ас-социация принимала участие также в семинарах, организованных Департа-ментом образования, Британским институтом дипломированных специали-стов в области библиотечной и информационной деятельности. Ассоциациейбыла оказана письменная поддержка ряду кампаний в Шотландии, Уэльсе иАнглии в поддержку придания школьной библиотеке, а также должностишкольного библиотекаря статуса обязательных компонентов каждого школь-ного учреждения.На благотворительную деятельность Ассоциация потратила к марту2011 г. 310381 фунт стерлингов - почти на 2,5 тыс. фунтов меньше, чем впредыдущем году. Снизились также и суммы поступлений от осуществляе-мых ассоциацией видов деятельности - продажи выпускаемого ассоциациейжурнала «Школьный библиотекарь», обучающих курсов и проч. [1. С. 10].Отметим, что более чем на полмиллиона фунтов стерлингов сократилоськредитование Ассоциации и почти на полмиллиона фунтов - ее текущие ин-вестиции [1. С. 15].В непростом году Ассоциация столкнулась и с весьма приятным затруд-нением - невозможностью выбрать одного из двух достойнейших кандидатовна премию «Школьный библиотекарь года», в результате чего победителямибыли признаны оба библиотекаря - Д. Райт и К. Шихэн. В гендерном аспек-те - вполне британская ситуация, дающая заметное число библиотекарей-мужчин, включая школьных библиотекарей, причем весьма успешных [1.С. 5].В перечисленных ранее мероприятиях с участием Ассоциации обращаетна себя внимание число других британских организаций, вовлеченных в рас-смотрение вопросов, связанных с судьбой школьных библиотек страны. Дей-ствительно, в Великобритании существует немало таких организаций. Ушкольных библиотек, помимо их Ассоциации, о которой речь шла выше, естьнациональная профессиональная корпорация - Институт дипломированныхспециалистов в области библиотечной и информационной деятельности, атакже Ассоциация библиотекарей, работающих со старшими детьми и в сфе-ре образования. Национальный фонд грамотности посредством поддержкичтения побуждает школьные библиотеки к большей активности. Книжныйфонд оказывает им поддержку и занимается их исследованием. В последниегоды растущий интерес к делу улучшения работы школьных библиотек про-являет Фонд специалистов школ и академий.Наконец, нельзя не назвать Совет по делам музеев, библиотек и архивов,который до недавнего времени был руководящим органом для библиотек. Посовместной инициативе этого Совета и Национального фонда грамотностибыла создана Комиссия по школьным библиотекам под председательствомбаронессы Э. Моррис. Перед Комиссией была поставлена задача поставитьна повестку дня в национальном масштабе задачу воплощения в жизнь прин-ципа, согласно которому школьные библиотеки призваны выполнять исклю-чительные по значению функции, связанные с тем, чтобы помогать юношест-ву обогатить свой потенциал.Комиссия провела широкие исследования и представила в качестве отче-та документ, озаглавленный «Школьные библиотеки: план совершенствова-ния». Выводы специалистов относительно состояния дел в библиотечнойпрактике школ страны оказались не вполне утешительными. Ключевой изних сводится к тому, что многие школьные библиотеки страны используютсяочень слабо, что не способствует выполнению их задачи по повышениюуровня грамотности и оказанию поддержки ученику.Во многих школах, констатирует Комиссия, «библиотеки являют собойбесполезный ресурс, слабо вписанный в инфраструктуру школы: они поощ-ряют чтение ради удовольствия, но сопротивляются учебной деятельности;их не включают в планы развития школы, в структуру официального руково-дства и проверки; они укомплектованы (на одну треть в случае с начальнымишколами) людьми, не имеющими никаких специальных знаний в областидетской литературы» [2. С. 4]. То, что должно быть жизненно важным ингре-диентом школьной системы, на деле маргинализуется; школьная библиотека,будучи мало связанной с признанными образовательными приоритетами вобласти грамотности и информационных компетенций, дающих доступ кзнаниям, не способна эффективно заниматься своим главным делом.При этом проведенные изыскания продемонстрировали исследователям,какую важную роль хорошо организованная школьная библиотека играет вразвитии учащихся, их обучении поиску и использованию информации ипревращению её в знания. Молодые люди, которые читают значительнобольше ожидаемого среднего уровня, вдвойне вероятнее, нежели те, кто чи-тает ниже этого уровня, являются читателями школьных библиотек, что впроцентном соотношении, по подсчетам Комиссии, подтверждается 77%против 35% [2. С. 4-5].В отчете Комиссии особое внимание уделяется проблеме профессиональ-ной идентичности школьного библиотекаря. По единодушному убеждениюавторов документа, профессиональная подготовка школьного библиотекаряявляется решающим фактором, способствующим раскрытию потенциалабиблиотеки. Образование школьных библиотекарей в Великобритании тра-диционно базируется на библиотековедческом фундаменте: специалист по-лучает квалификацию в области информационного менеджмента, затем сле-дуют два года профессиональной практики и получение профессиональнойлицензии. Авторы отчета считают такую систему профессионального обуче-ния и воспитания школьных библиотекарей не отвечающей современнымтребованиям. В той же мере, как овладение знаниями в области информаци-онного менеджмента и организации библиотечного фонда, школьным биб-лиотекарям требуется глубокое постижение проблем обучения, педагогики иразвития ребенка. Специфическая структура библиотековедческого знаниянедостаточна для того, чтобы управлять эффективной школьной библиотекой[2. С. 13-14].Исходя из необходимости разрешения отмеченной проблемы и в целяхукрепления стратегических позиций школьной библиотеки, которой надле-жит занимать центральное место в школе, Комиссия дает ряд рекомендаций,касающихся вопросов квалификации работников школьных библиотек. Так,учебный модуль по библиотечному менеджменту и детскому чтению был быполезен всем учителям, отвечающим за деятельность школьной библиотеки.В свою очередь всем школьным библиотекарям, имеющим профессиональ-ное библиотечное образование, следует освоить учебный модуль по методикепреподавания, обучения и детского развития. Высшие учебные заведения,дающие образование в области библиотечного дела, а также педагогическиеучебные заведения должны включить в свои учебные планы соответствую-щие модули.В школьной библиотеке, как утверждается в отчете, должны работатьспециалисты, хорошо знающие детей, особенности процесса и содержания ихчтения и обучения. Библиотекарь должен также глубоко осознавать рольбиблиотеки в системе школьного образования, связанную с повышениемуровня грамотности учащихся и развитием их навыков в области информа-ционного поиска. По сути, вывод Комиссии требует концептуальной транс-формации британского библиотечного образования. «Профессиональныетропинки сегодняшнего дня не приводят с необходимостью к формированиючленов школьного коллектива, способных использовать уникальную педаго-гику, которая является характерной чертой школьной библиотеки» [2. С. 14].Констатация британских специалистов поразительна не своей логикой иадекватностью представленным в отчете проблемам. У желанной для британ-ской Комиссии по школьным библиотекам модели подготовки библиотечно-го специалиста есть имя. Возможно, одно из имен, а именно - российскаясистема подготовки библиотечного специалиста с её основательной педаго-гической составляющей. Правда, в тексте документа о российском опыте неупоминается. Авторы этого и других отчетов изредка ссылаются в основномна американский, канадский и австралийский опыт, что объяснимо с точкизрения культурно-исторических и языковых реалий. Однако проблемное поледля взаимного изучения библиотечных традиций, безусловно, имеется.Возвращаясь к рассмотренному отчету, заметим, что организации - ини-циатору создания Комиссии по школьным библиотекам не суждено было пе-режить перипетий экономического кризиса: Совет по делам музеев, библио-тек и архивов с 1 октября 2011 г. передал свои полномочия по руководствумузеями, библиотеками и архивами другим органам. Основному штату Сове-та предстоит завершить все его дела до мая 2012 г.В отчете за 2010/11 г. руководство Совета отмечает, что решение о пре-кращении деятельности организации было вызвано невозможностью далееосуществлять свою деятельность в условиях резкого сокращения бюджета. Вчисле позитивных результатов деятельности Совета отмечен доклад его Ко-миссии по школьным библиотекам, содержащий целый ряд рекомендацийвластям, руководителям учебных заведений и различным организациям [3.С. 4-16].Любопытные данные о британских школьных библиотеках содержатся вотчете, подготовленном в 2010 г. Институтом дипломированных специали-стов в области библиотечно-информационной деятельности. Исследованиепроводилось в 1542 британских школах на основании отчетов 1044 библио-текарей о своей деятельности. Приведем некоторые цифры, содержащиеся вотчете: Из числа опрошенных работников школьных библиотек специальноебиблиотечное образование имеют 58,7%. 11,2% британских школьных библиотек имеют менее 5 тыс. книг;63,9% библиотек - от 5 до 15 тыс. книг; 11,5% имеют от 15 до 20 тыс. книг и91 школа (7,5%) - более 20 тыс. книг. 32,6% работающих в школьных библиотеках считают недостаточнымбиблиотечное пространство с учетом занимающихся в нем учащихся, нахо-дящихся в нем книжного фонда, компьютеров и проч. Состояние книг и прочих ресурсов библиотечного фонда в 1259школьных библиотеках, что составляет 81,6%, считается находящимся в хо-рошем состоянии, в 206 библиотеках (13,3%) - в плохом [4. С. 34]. 28,1% школьных библиотек имеют менее 10 компьютеров для школь-ников; 17,3% - более 30 компьютеров; 52% - от 10 до 30 компьютеров [4.С. 35]. 16,5% школьных библиотек смогли увеличить расходы на приобрете-ние книг и других информационных ресурсов; для 491 школьной библиотеки(31,8%) финансирование сократилось по сравнению с предыдущим годом. У49,3% школьных библиотек финансирование не изменилось, что, с учетомкризиса, авторы рассматривают, скорее, как увеличение финансирования.Квалифицированные библиотекари имеют больше средств на покупкулитературы, нежели отвечающие за библиотеку без специального образова-ния [4. С. 4-35].Как и в рассмотренных выше отчетах, успешное функционированиешкольной библиотеки в отчете Института дипломированных специалистовсвязывается с деятельностью квалифицированного библиотечного специали-ста, осознающего свою образовательную миссию. Вместе с тем указывается,что слишком часто библиотекари рассматриваются как вспомогательный ад-министративный персонал, не имеющий важного значения в процессе обуче-ния [4. С. 73-74].Следует подчеркнуть, что проблемы, поднимаемые различными заинте-ресованными организациями в ходе изучения библиотечной ситуации в шко-лах Великобритании, рассматриваются и в британской научной литературе,причем одной из наиболее актуальных выступает тема библиотечного спе-циалиста в школьной библиотеке. При этом выводы ученых зачастую вполнесозвучны наблюдениям специалистов общественных и государственных ор-ганизаций, занимающихся вопросами школьных библиотек.В качестве примера приведем недавно вышедшую работу Д.Э. Херринга,посвященную проблемам совершенствования информационной грамотностиучащихся и использования ими сетевой информации. В своей книге, пред-ставленной как «руководство для учителей и «учителей-библиотекарей», ав-тор подчеркивает, что вызовом времени для учителей и учителей-библиотекарей является способность создавать такое учебное пространство вшкольной аудитории и в школьной библиотеке, в котором обучающиеся име-ли бы доступ к необходимым источникам и учебным материалам.При этом одним из ключевых факторов успешного преподавания в школевыступает сотрудничество между учителем и библиотекарем. Кооперация,когда учитель-библиотекарь готовит для уроков информационные ресурсы,гораздо менее эффективна, разделяет мнение своих коллег английский спе-циалист. Сотрудничество, выступая как более высокий уровеньношения с начальниками разных возрастов. И несмотря на такой широкийспектр обязанностей, работа школьных библиотекарей оплачивается далеконе адекватно.Вместе с тем в Великобритании, согласно исследованиям ученого, 84% изопрошенных 225 школьных библиотекарей считают себя довольными илиочень довольными в целом своей работой, хотя 56% при этом выражают не-удовлетворенность или крайнюю неудовлетворенность своей зарплатой.В целом, по убеждению К.С. Ричи, корпус школьных библиотекарей в Ве-ликобритании страдает от невысокой квалификации и отсутствия серьезныхисследований в этой области, проводимых на основе методологии проблемно-ориентированного анализа. Такой анализ мог бы обогатиться за счет почти от-сутствующих в настоящее время наблюдений, проводимых самими практика-ми, использующими место своей работы как предмет своего исследования.Между тем, как подчеркивает ученый, школьные библиотеки слишком важны,чтобы позволить им быть в стороне от внимания специалистов [6. С. 31-32].Отметим, что в осмыслении современного опыта функционирования бри-танских школьных библиотек как специалистами заинтересованных органи-заций, так и в трудах британских ученых выявляются весьма сходные пози-ции по вопросу о возможных решениях имеющихся в этой области проблем.К числу действенных мер, предлагаемых единодушно, можно отнести изме-нение статуса школьного библиотекаря и усиление его роли в образователь-ной системе учебного заведения.
School Library Association. Annual Report and Report of the Directions and Financial Statements for the Year Ended 31 March 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sla.org.uk/aboutthesla.php/sla-2011-annual-report[1].pdf (дата обращения: 01.12. 2011).
School Libraries : A plan for improvement. Museums, Libraries & Archives Council. National Literacy Trust [Электронный ресурс]. URL: http://www.mla. gov.uk/~/ media/ Files/ pdf/2010/ policy/ SLC_Report (дата обращения: 30.11. 2011).
The Museums, Libraries and Archives Council (a company limited by guarantee) Annual Report and Financial Statements For the year ended 31 March 2011. Ordered by the House of Commons to be printed 18 July 2011. London [Электронный ресурс]. URL :http://www. mla.gov.uk/ about/corporate/~/media/Files/pdf/2011/corporate/MLA_Final_Accounts_2010-11.ashx (дата обращения: 30.11.2011).
School libraries in the UK. A worthwhile past, a difficult present - and a transformed future? Main report of the UK National Survey / D.Streatfield, S. Shaper, S. Rae-Scot. - The School Libraries Group of CILIP. 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.cilip.org.uk/get-involved/specialinterest- groups/school/Documents/full-school-libraries-report.pdf (дата обращения: 27.11.2011).
Herring, James E. Improving Students' Web Use and Information Literacy. A guide for teachers and teacher librarians. S.l., 2010. 192 p.
Ritchie C.S. Filling gap : would evidence-based school librarianship work in the UK? // Library and Information Research. 2009. Vol. 33, № 104. P. 26-32.