Состояние и перспективы развития библиотек томских гимназий и лицеев по материалам ежегодных открытых информационных докладов образовательных учреждений
В статье изучается представленность информации о библиотеках гимназий и лицеев в ежегодных открытых докладах учебных заведений. Рассматриваются место библиотек в структуре учебных заведений, особенности деятельности библиотек общеобразовательных учреждений на примере библиотек гимназий и лицеев города Томска. Анализируются структура самих библиотек учебных заведений, а также их состояние и перспективы развития.
Status and prospects of libraries in the Tomsk classical schools and lyceums based on materials of educational instituti.pdf Библиотеки гимназий и лицеев относятся к типу школьных библиотек.Школьная библиотека - структурное подразделение учебного учреждения,призванное обеспечивать учебно-воспитательный процесс и тем самым свя-занное с педагогическим составом учебного учреждения, а также учащимисяи их родителями. С последними связь осуществляется, прежде всего, на базенеобходимости формирования культуры чтения учащихся; школьная библио-тека может организовать работу с родителями в помощь формированию люб-ви к чтению в рамках семьи.Школьные библиотеки обеспечивают информационную поддержку всегообразовательного процесса, обслуживают не только учащихся, но и педаго-гов, и родителей. Собственно, обеспечение учебного процесса является ихосновной задачей. Школьные библиотеки отличает также специфическаядеятельность по формированию информационной культуры учащихся, реали-зующаяся в первую очередь в форме библиотечных уроков, а также выставок,конкурсов и других мероприятий, организуемых школьными библиотеками.Следует отметить, что функции комплектования фондов и создание спра-вочно-библиографического аппарата, осуществление информационной под-держки учебного процесса, выражающееся в информационной поддержкеучащихся и педагогов, деятельность по привлечению учащихся к чтению иразвитию информационной грамотности относят к базовой модели школьнойбиблиотеки [1. С. 152-153].На основе базовой модели исследователи формируют все другие моделишкольных библиотек, обладающих расширенными функциями: модель школьной библиотеки как библиотечно-информационного центра; модель школьной библиотеки как центра чтения; модель школьнойбиблиотеки как социокультурного комплекса;модель библиотеки как информационно-исследовательского и творче-ского центра; модель библиотеки как центра коррекции и социализации детей с огра-ниченными возможностями; модель библиотека как центра обеспечения и развития внутренней об-разовательной среды учебного учреждения и образовательной среды вне его,модель библиотеки, в которой основной деятельностью будет тематическая,отраслевая направленность работы (для образовательных учреждений с уг-лубленным изучением одного или нескольких предметов) [1. С. 143-196; 2].Однако на деле роль библиотеки в жизни образовательного учреждения ив обеспечении учебного процесса может быть более или менее выражена.Библиотека может оставаться на уровне материального ресурса - обеспечи-вать школьников учебниками или же выполнять роль информационного цен-тра, который объединяет деятельность всех структурных звеньев учебногоучреждения.Информация о состоянии библиотек образовательных учреждений дос-тупна на сайтах этих учреждений. Однако здесь информация может бытьпредставлена в разных объемах: далеко не на всех сайтах библиотекам выде-лены отдельные страницы. Часть образовательных учреждений не включаетбиблиотеку в схему образовательной структуры школы вообще либо связы-вает библиотеку в этой структуре только со звеном «Учащиеся».Одним из источников информации о состоянии школьных библиотек яв-ляются ежегодные публичные (открытые) информационные доклады о со-стоянии учебных учреждений, которые в обязательном порядке присутству-ют и на сайтах образовательных учреждений в открытом доступе, посколькупредназначаются для публичного ознакомления - как учащихся и их родите-лей, так и широкой общественности.Публичный доклад - аналитический публичный документ в форме пе-риодического отчета органа управления образованием или образовательногоучреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) ин-формирование всех заинтересованных сторон о состоянииразом, при соблюдении обязательных условий достоверности и аналитично-сти публичный доклад дает информацию не только о текущем состоянии всехструктурных элементов образовательного учреждения, но и о приоритетныхнаправлениях их развития.Публичный доклад должен быть доступен всем участникам образова-тельного процесса. Самым оптимальным каналом опубликования документапризнан сайт образовательного учреждения, что и реализуется в настоящеевремя: публичные доклады представлены на сайте любого образовательногоучреждения, в том числе на сайтах гимназий и лицеев [3].По данным Департамента общего образования Администрации Томскойобласти, в г. Томске насчитывается 70 муниципальных образовательных уч-реждений. Из них 10 гимназий, среди которых 1 гимназия для детей до-школьного и младшего школьного возраста и 6 лицеев.Деятельность школьной библиотеки направлена на реализацию праваучастников образовательного процесса на бесплатное пользование библио-течно-информационными ресурсами, при этом общеобразовательное учреж-дение несет ответственность за доступность информационных ресурсов, со-держащихся в библиотеке, пользователям - прежде всего учащимся [5. Ст. I].Цели библиотеки координируются с целями самого общеобразовательно-го учреждения:- формирование общей культуры личности обучающихся на основе ус-воения обязательного минимума содержания общеобразовательных про-грамм;- адаптация учащихся к жизни в обществе;- создание основы для осознанного выбора и последующего освоенияпрофессиональных образовательных программ;- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и сво-бодам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;- формирование здорового образа жизни [5. п. 4 ст. I].Основные данные о фондах библиотек гимназий и лицеев, приводимые впубличных докладах, представлены в табл. 1 [6-19].Из таблицы видно, что в подавляющем большинстве открытых докладовсодержится информация об объеме фонда учебников и объеме общего фонда(либо о том, сколько экземпляров учебной и справочной литературы пред-ставлено в библиотеке). Вся остальная информация представлена в различ-ном объеме либо не представлена вообще и характеризуется разными показа-телями. Так, например, для библиотек могут указываться отдельно: количе-ство экземпляров справочной литературы, содержащейся в библиотеках, ко-личество брошюр и журналов и/или количество наименований выписывае-мых газет и журналов (при этом иногда указывается, сколько наименованийвыписывается для учащихся и сколько - для педагогов школы). Также можетбыть указан объем видеофонда библиотеки, однако чаще указывается объемнетрадиционных ресурсов, куда входят электронные ресурсы, материалы наCD-дисках и видеоматериалы; количественные показатели указываются по-разному - как в экземплярах, так и в количестве наименований.Частично статистическую информацию могут дополнять сведения, пред-ставленные на сайтах библиотек.Таблица 1Оснащенность и состояние фондов библиотек гимназий и лицеев г. Томска на 2010/11 уч. г.НазваниеобразовательногоучрежденияОбщий фонд (экз. книг)Фонд учебников (экз.)Справочная литература (экз.)Учебно- и научно-методическая ипедагогическая литература (экз.)Брошюры и журналы (экз.)Газеты (кол-во наименований)Нетрадиционные ресурсы (экз./наименования)Видеофонд (экз.)МАОУ гимназия 3510 103№ 1 имениА.С. Пушкина29874 6429 2210 2520Всего4800 экз.журналов игазет175 экз. 123МОУ гимназия№ 627502 8782 2525 250МОУ Русскаяклассическаягимназия № 2Информация в докладе не представленаМАОУ гимназия№ 1329466 530 наим.МАОУ гимназия№ 1822998 6764 432 ед. 5726 10 ед. перио-дич. изд.211 экз.МАОУ гимназия№ 24 им. М.В. Ок-тябрьской*38457 17380МАОУ гимназия№ 2924571 9946МАОУ гимназия№ 5615555 13825** 465 экз.МОУ Академиче-ский лицейг. ТомскаИнформация в докладе не представленаМОУ лицей № 7г. Томска36034 18675 381 экз.Томский гумани-тарный лицей8248 2026 249 экз.МОУ лицей № 8им. Н.Н. Рука-вишникова22321*** 6515 1143МОУ Сибирскийлицей8078 3329МОУ лицей приТПУ6238 3675 Около 250новейшихсправоч-ников26 названий* В Информационном докладе представлены только данные, отражающие динамику изменений пока-зателей количества книг, числа читателей, обращаемости книг и др. Информация представлена по даннымраздела «Библиотека» на сайте МАОУ гимназия № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска [20].** По данным раздела «Библиотека» на сайте МАОУ гимназия № 56 [21].*** По данным раздела «Библиотека» на сайте МОУ лицей № 8 [22].Также в публичных докладах могут приводиться дополнительные сведе-ния о книговыдаче, посещаемости и читаемости книг, более или менее пол-ные (см. табл. 2) [6-19].Таблица 2Показатели посещений и книговыдачи библиотек гимназий и лицеев г. Томска на 2010/11 уч. г.Название обра-зовательногоучрежденияКниговыдача(экз.)КоличествочитателейКоличествопосещенийКоличествокниг, бро-шюр и жур-налов на 1чел. (шт.)Среднееколичествоучебников вбиблиотекев расчете наодного уча-щегося (шт.)МАОУ гимназия№ 1 имениА.С. Пушкина4900 860 5950МОУ гимназия№ 6680 (из них66 учителейи другихработниковгимназии)24 14,5МАОУ гимназия№ 18809 25,1МАОУ гимназия№ 2430,1МАОУ гимназия№ 2928200 1300 18МОУ лицей № 7 27135 1928 120Структура библиотек образовательных учреждений обычно включаетабонемент и читальный зал (который указывается, как правило, отдельно), номожет иметь определенные отличия. Так, в структуре библиотеки гимназии№ 1 выделяются два абонемента - для 1-4-х и 5-11-х классов [6]. Структурабиблиотеки лицея № 7 включает абонемент, читальный зал, кабинет деловогочтения и книгохранилище учебников [14].Важным направлением развития библиотек является формирование фон-да электронных ресурсов, развитие информационной составляющей деятель-ности.Так, в публичных докладах обычно указывается, что библиотеки оснаще-ны компьютерами и другой техникой, которая необходима для информаци-онного обеспечения образовательного процесса. В части докладов указывает-ся, что техника библиотеками полученна по федеральной программе «Ком-пьютеризация библиотек» (см., например: [7]).Фонд нетрадиционных носителей гимназии № 56 насчитывает 465 ед.(это аудиоматериалы, видео-, мультимедийные диски). При этом говорится оналичии в гимназии мультимедиабиблиотеки, которая насчитывает более400 экземпляров различных образовательных ресурсов, электронных спра-вочников, словарей, мультимедиаобъектов, т.е. большая часть нетрадицион-ных ресурсов приходится на электронные материалы [12].В открытомвания обучающихся, электронные версии учебных и наглядных пособий, эн-циклопедий, словарей, справочников). Кроме того, к библиотеке отнесен«единый информационный центр гимназии» [8].Библиотеки оснащаются компьютерами, обеспечиваются выходом в Ин-тернет для обслуживания образовательных потребностей.В открытом информационно-аналитическом докладе гимназии № 29 упо-минается создание электронного каталога библиотеки образовательного уч-реждения [10].Более подробно о работе по созданию электронного каталога говорится вотчете томского гуманитарного лицея:«В программе «МАРК-SQL» (электронный каталог) созданы и функцио-нируют четыре базы данных:Книги (электронный каталог основного фонда) - 4137.Учебники (электронный каталог учебного фонда) - 1783.Статьи (описание статей периодической печати лицея) - 6927.Медиатека - 1649.Всего 224 CD» [13].В целом же следует отметить, что основная информация о библиотеке со-держится в разделах открытых докладов, посвященных материально-технической базе образовательного учреждения [11].
Ключевые слова
школьные библиотеки,
библиотеки гимназий,
библиотеки лицеев,
публичный информационно-аналитический доклад,
school libraries,
libraries of classical schools,
libraries of lyceums,
public informational- analysis reportАвторы
Ляпкова Анна Алексеевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры | nechitala@rambler.ru |
Всего: 1
Ссылки
Громова О.К. Типичные модели школьных библиотек (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе»). М. : Чистые пруды, 2006. Вып. 5 (11). 32 с.
Иванова Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде : практ. пособие. СПб. : Профессия, 2009. 240 с.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке Публичных докладов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ products/ ipo/ prime/doc/6643909/ (дата обращения: 22.10.2011).
План подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1996-р) (с изменениями на 8 декабря 2010 года) [Электронный ресурс]. URL: http:// law.kodeks.ru/ egov/ index?tid=0&nd=902137475&prevDoc =902157768&mark=00000000000000000000000000 000000000000000000000001Q28R5H#I0 (дата обращения: 22.10.2011).
Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения от 23.03.2004 № 14=51=70/13 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusla.ru/rsba/ provision/ primer_poloz_ o_bibli.pdf (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и результатах деятельности МОУ гимназия № 1 им. А.С. Пушкина г. Томска за 2010/11 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://gimnazy1.tomsknet.ru/razv/anrab.html (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический публичный доклад о состоянии и результатах деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения Русской классической гимназии № 2 г. Томска за 2010/11 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http:// gim2. tomsk.ru/official/official12 (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый аналитический доклад МОУ гимназия № 6 г. Томска 2011 год [Электронный ресурс]. URL: http://gim6.edu.tomsk.ru/otkryityiy-analiticheskiy-doklad-progr/ (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад МАОУ Гимназии № 13 за 2010/11 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gim13.tomsk.ru/news/_read/195 (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический (публичный) доклад о состоянии и результатах деятельности МАОУ гимназии № 18 г. Томска в 2010-2011 учебном году [Электронный ресурс]. URL: http://gimnaziya18.edu.tomsk.ru/inf_anal.htm (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад МАОУ гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска за 2010/11 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gim24.tomsk.ru/ files/img/%D0%9F_%D0%94_2011%281%29.pdf (дата обращения: 22.10.2011).
Публичный доклад директора МАОУ гимназии № 29 за 2010/11 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://gim29.tomsk.ru/publ_dokl_dir (дата обращения: 22.10.2011).
Публичный доклад МОУ гимназии № 55 за 2010-2011 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://n55i.school.tomline.ru/docs/PublicReport_2010-11_rNO.pdf (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 56 г. Томска 2010/11 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: http://gimn56.tsu.ru/index.php?page=214 (дата обращения: 24.10.2011).
Публичный информационно-аналитический доклад Томского гуманитарного лицея 2010/11 г. [Электронный ресурс]. URL: http://lyceum-gum.tomsk.ru/new/index.php? option= com_content&task=view&id=113&Itemid=135 (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад МОУ лицей № 7 2011 года [Электронный ресурс]. URL: http://licey7.tomsk.ru/kpmo/ouupr.htm (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад МОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова [Электронный ресурс]. URL: http://school8.tomsk.ru/files/img/public_doc.pdf (дата обращения: 22.10.2011).
Публичный доклад директора МАОУ Сибирский лицей за 2010-2011 учебный год [Электронный ресурс]. URL: http://lyceum-sib.tomsk.ru/doc.php (дата обращения: 22.10.2011).
Открытый информационно-аналитический доклад муниципального общеобразовательного учреждения лицей при ТПУ г. Томска за 2011 год [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru/lyceum/kpmo/report/report2011.pdf (дата обращения: 22.10.2011).
Библиотека // МАОУ гимназия № 24 им. М.В. Октябрьской [Электронный ресурс]. URL: http://gim24.tomsk.ru/gimnazia/biblioteka (дата обращения: 22.10.2011).
Библиотека // МАОУ гимназия № 56 [Электронный ресурс]. URL: http://gimn56.tsu.ru /index.php?page=4 (дата обращения: 22.10.2011).
Библиотека // сайт МОУ лицей № 8 им. Н.Н. Рукавишникова [Электронный ресурс]. URL: http://school8.tomsk.ru/education/biblioteka (дата обращения: 22.10.2011).