What means to be the successful student? (Discussion for students,masters and teachers of Institute of arts and culture Tomsk State University).pdf Проведенный 21 декабря 2011 г. «круглый стол» студентов, магистран-тов, аспирантов и преподавателей Института искусств и культуры ТГУ былпосвящён вопросу, который для университета всегда оставался одним изглавных: что значит быть успешным студентом. Состоявшийся разговор, од-нако, оказался на более широкую тему. Были подняты вопросы относительноспецифики классического университета вообще, о его трансформациях в ус-ловиях современности и, соответственно, о трансформациях в образе студен-та. Как главный волновал вопрос: способствует ли классическое универси-тетское образование с его фундаментальной направленностью и гуманитар-ной насыщенностью тому, чтобы в наше прагматистское время выполнитьфункцию подготовки выпускника к успешной жизни и профессиональнойдеятельности? В самом деле, может ли современный университет сохранитьклассическое понимание знания? Могут ли в нынешних условиях остатьсянеизменными его доминирующие характеристики: бескорыстное служение,эстетическое наслаждение от встречи с истиной, духовная высота и элитар-ная ориентация на знание ради знания? Вопросы встают как следствие того,что эмпирические факты свидетельствуют: сегодня такое понимание знанияуступает место его прагматистскому назначению и коммерческим целям, оностановится товаром. Образование на подобного рода трансформацию отзыва-ется по-своему: оно превращается в образовательные услуги, приобретаетплатный характер. Образовательное знание, соответственно, перестаёт бытьсвязанным с любопытством и любознательностью по поводу открытия исти-ны, с чистой потребностью её познания - потребностью высокой, без какой-либо примеси меркантильного интереса. Напротив, как пишет современныйфранцузский философ Ж.-Ф. Лиотар, «знание производится и будет произво-диться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется и будет потреб-ляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях -чтобы быть обмененным. Оно перестаёт быть самоцелью, теряет свою "по-требительскую стоимость"» [1. C. 18].Что же в этом случае есть успех и кто может рассматриваться успешнымстудентом, а затем - и успешным специалистом?Студенты и магистранты Института искусств и культуры на «кругломстоле» представили доклады, раскрывающие специфику классического уни-верситетского образования в условиях современности и возможности его ис-пользования для достижения профессионального и жизненного успеха. В ре-зультате коллективной рефлексии они смогли сформировать определённыйобраз выпускника университета как субъекта, обладающего возможностьюсоответствия своему времени. Важно отметить, что участники обсуждениясмогли дифференцировать успех в его социальном и индивидуальном пони-мании. С одной стороны, успех - это социальное явление, свидетельствую-щее о степени и качестве реализации субъектом универсального значимого всоциокультурном отношении профессионального статуса (финансы, автори-тет, занимаемая должность, продвижение по карьерной лестнице). С другой -категория успеха используется для обозначения индивидуального экзистен-циального состояния (чувство успеха и осознание себя успешным).Актуально звучали доклады относительно исторических контекстов и ихвоздействия на духовно-образовательную практику, которая возникла ещё вантичной Греции и которая тогда оформилась как «забота о себе». Чтобыбыть успешным, надо «заботиться о себе». Современная интерпретация этоготезиса была связана с пониманием «заботы» как необходимой работы по по-стоянному созиданию себя. Этого требует мобильность современных куль-турных и профессиональных миров. И не случайно интерпретация обнаружи-ла вполне понятную сегодня коннотацию: успех, оказывается, не толькоэтимологически, но и в социокультурном плане связан с необходимостьюуспевать за всеми изменениями, которые происходят в самых разных сферахпрофессиональной и в целом культурной жизни. Античная идея «заботы осебе» была весьма удачно спроецирована на проблему достижения успеха вусловиях современности.Интересными были вопросы, в которых высказывался прогноз относи-тельно будущей жизни в качестве выпускника и молодого специалиста. Гдеможет работать культуролог? Показательно, что этот вопрос обсуждался воптимистической тональности. Культурология даёт широкий взгляд на мир,она междисциплинарна по своему характеру и позволяет специалисту-культурологу устроиться на работу в самых разных сферах социальности.Главное в этой специальности - нести фундаментальную идею красоты, ко-торая должнапить свои тезисы примерами из окружающей действительности и личногоопыта. Тем самым доклады носили не только абстрактно-теоретический, но иприкладной характер. Эксперты обратили внимание и на недостатки «кругло-го стола». Они, считается, обусловлены особенностями организации меро-приятия. Ограниченность во времени не позволила каждому выступавшему вполной мере изложить проблему, а всем присутствующим - должным обра-зом обсудить услышанное. Поэтому в будущем, чтобы повысить эффектив-ность таких «круглых столов», следует выделять больше времени на прове-дение мероприятия. Недостаток времени сказался и на качестве выступлений:участники порой торопливо пересказывали тезисы, отвлекаясь от заявленнойтемы. Многие доклады начинались с предварительной дефиниции понятия«успех», что значительно затягивало выступление.В целом с учётом достоинств и недостатков «круглого стола» следует от-метить, что он прошёл успешно и эффективно. Все участники ответственноотнеслись к мероприятию, подготовили весьма интересные, а в чём-то и ори-гинальные доклады. Эффективность подобного рода дискуссий заключаетсяв формировании у студентов способности критического мышления, что осо-бенно актуально для гуманитарной сферы. В процессе обсуждения студентыне были ограничены лишь темами своих докладов, но имели возможностьвыражать аргументированную личную позицию по отношению ко многимявлениям современности. Проведение подобных межфакультетских меро-приятий должно быть перспективно в будущем.
Скомский Леонид Владимирович | Институт развития образовательных систем (г. Томск) | аспирант | kulturtsu@yandex.ru |
Петрова Галина Ивановна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета | kulturtsu@yandex.ru |