Possibility of various kinds of scientific-auxiliary material in the disclosureof information potential archaeological objects.pdf Действующая экспозиция Музея археологии и этнографии Алтая Алтай-ского государственного университета (МАЭА АГУ) была создана в 1996 г.усилиями преподавателей кафедры археологии, этнографии и музеологииисторического факультета АГУ. Для раскрытия информационного потенциа-ла археологической экспозиции и обеспечения условий музейной коммуни-кации активно используется научно-вспомогательный материал, которыйпредставлен следующими видами: графические реконструкции, натуральнаяреконструкция, фотографический материал, картографический материал,прорисовки и развертки, рисунки-схемы и художественные рисунки, макет,муляжи.1. Графические реконструкции помогают составить представление овнешнем облике предмета, передают увеличенный или уменьшенный видпредмета либо выполняются в размере и цвете оригинала [1. С. 15]. Раздел покаменному веку в МАЭА дополнен тремя планшетами с графическими ре-конструкциями архантропа, неандертальца, кроманьонца, т. е. тех, для коговыставленные в витринах каменные орудия труда были средством существо-вания: благодаря реконструкциям одновременно можно получить представ-ление о процессе антропогенеза. Задачу восстановления облика животногомамонтовой фауны выполняет реконструкция большерогого оленя. На от-дельном планшете в этом разделе экспонируется реконструкция сцены охотыдревних людей на мамонта, которая предоставляет сведения о способе и ору-диях охоты той эпохи и передает в своеобразной форме охоту как явлениенематериальной культуры.В разделе мезолита - неолита на 6 планшетах представлены реконструк-ции, показывающие способы крепления каменных вкладышей в различныхорудиях труда и таким образом выполняющие функцию повышения инфор-мативности источников. В разделе энеолита представлена реконструкция ан-тропологического типа - шамана большемысской культуры (середина IV-III тыс. до н. э.), дополняющая реальную находку в виде черепа. Воспроизве-дение погребения афанасьевской культуры (конец IV - начало II тыс. до н. э.)дополняется реконструкциями внешнего вида кургана до раскопок, профилякургана и могилы в разрезе, которые поясняют особенности строительствапогребального сооружения в традициях данной культуры.В разделе эпохи раннего железного века в витрине, где экспонируютсяматериальные памятники, характеризующие археологические культуры лесо-степного Алтая (V-II вв. до н. э.), помещена реконструкция кожаных ножен,в которых был найден бронзовый кинжал староалейской культуры. Сам под-линник находится внутри ножен - так демонстрируется комплексность пред-метов. В разделе эпохи «великого переселения народов» в витрине с предме-тами булан-кобинской культуры Горного Алтая (I в. до н. э. - середина V в.н. э.) находится реконструкция поясной пластины в комбинации с подлиннойпряжкой, дающая представление о конструкции мужского составного пояса.Витрина по археологическим культурам лесостепного Алтая конца I тыс.до н. э. - 1-й половины I тыс. н. э. снабжена реконструкцией, которая экспо-нируется рядом с остатками кольчуги и показывает способ крепления колецдруг к другу. Изображение, данное в увеличенном размере, выполняет рольсвоеобразного переводчика информации археологического источника в на-глядное восприятие. В этом же разделе на отдельном планшете представленыреконструкции предметов вооружения в натуральную величину: стрела, лук,меч, щит.Раздел эпохи Средних веков также оснащен графическими реконструк-циями. Воспроизведение захоронения воина тюркской культуры (серединаV-XI в.) дополнено планшетом с реконструкцией узды, металлические частикоторой сохранились, с целью демонстрации особенностей конструкции па-радной конской узды тюрок. В подразделе «Развитое Средневековье» витри-ну с памятниками культуры Горного Алтая монгольского времени (XIII-XIV вв.) дополняет планшет с реконструкцией монгольского шлема в нату-ральную величину, задача которой - показать полнее область материальнойкультуры монголов.2. Натуральная реконструкция (новодел) - воссоздание предметов исто-рического прошлого в натуральную величину из подлинных материалов. Со-ставляет высшую степень реконструкции. Изготовление новоделов, помимоприобретения технологических навыков, позволяет выявить особенностиустройства, эксплуатационные возможности, функциональные качества под-линников [1. С. 15-16], т. е. помогает содержательной интерпретации архео-логических источников. Сотрудниками Музея археологии и этнографии Ал-тая развивается такое направление, как научная реконструкция предметоввооружения. Доктором исторических наук, профессором В.В. Горбуновымсоздана натуральная реконструкция комплекта вооружения позднетюркскоговремени (VIII-XI в.), включающая панцирь и шлем. Оба выполнены в нату-ральную величину и находятся в отдельном стенде без стекла, на подставке,имитирующей фигуру человека.Реконструкция панциря представляет собой изделие без мягкой основы,гетерогенной структуры бронирования, с пластинчатым бронепокрытием,покроя «катафракта», состоящее из двух частей: нагрудника с двухчастнымподолом и наспинника с нарукавьями. Части панциря набирались из одина-ковых пластин овальной формы. Они выполнены по археологическим наход-кам железных пластин из памятника Иня (сросткинская культура, серединаVIII-XII в.). Пластины снабжены системой сквозных отверстий (по 9 отвер-стий в каждой пластине), через которые продевались ремешки для связыва-ния конструкции панциря. Сначала пластины набирались в горизонтальныеполосы, а затем полосы соединялись между собой. Такой состав брони и спо-соб крепления ее деталей называется ламеллярным. Панцирь набран из373 пластин, которые сделаны из стали холодной ковки. Для соединения пла-стин использованы ремни из сыромятной кожи (недубленой). Соединениечастей панциря произведено 6 железными пряжками и кожаными ремнями: 2наплечных комплекса и 4 боковых. Для предохранения от коррозии готовыепластины покрывались прозрачным лаком.Реконструкция шлема относится к изделиям сферической формы, узко-пластинчатой структуры, на ременном креплении, состоящем из купола -тульи, навершия и бармицы. Выполнена на основе археологической находкииз могильника Балык-Соок-1 (тюркская культура, середина V-XI в.). Навер-шие шлема и пластины купола сделаны из материала и по технологии, анало-гичным панцирным. Общие размеры шлема без бармицы: высота 19 см, диа-метр 20,5.18,5 см. Тулья состоит из 24 вертикально расположенных узких идлинных пластин овально-прямоугольной формы, каждая из которых снаб-жена 27 отверстиями. Через них пластины связаны сыромятными кожанымиремнями в горизонтальный ряд, с овальным уплощенным навершием, разме-рами 15.11 см. По нижнему краю пластины соединяет кожаная окантовка.Реконструкция предметов материальной культуры прошлого являетсяважным инструментом для адекватного восприятия и интерпретации древнихвещей. Необходимо отметить общее правило - в музейной реконструкции недолжно быть подлинных предметов.3. Фотографический материал в археологической экспозиции разнообра-зен. На стенах раздела эпохи каменного века помещено несколько фотогра-фий. Три фотографии изображают входы в пещеры. В те времена жилищемлюдей были пещеры и скальные навесы - гроты. Входы в пещеры, как виднона фотографиях, ограждались каменной кладкой, защищавшей их обитателейот ветра и нападений хищных зверей. Еще одна фотография в данном разделедемонстрирует археологический эксперимент - разделывается туша живот-ного с помощью каменных орудий, аналогичных выставленным в витрине поверхнему палеолиту, эксперимент проводят сотрудники Института археоло-гии и этнографии СО РАН.Экспериментальная археология является перспективным направлениемисследований в современной археологической науке. Основатель экспери-ментально-трасологической лаборатории СССР С.А. Семенов в 1960-е гг.выделил следующие исследовательские направления археологического экс-перимента: изучение материала, из которого изготовлено изделие, изучениекатегорий предметов и технологических процессов, определение производи-тельности труда в единицу времени, определение эффективности работы.Трассологический метод и эксперимент дополняют друг друга [2. С. 3-4].Археологический эксперимент исследует объективную историческую реаль-ность, но непосредственное экспериментирование с прошлым невозможно.Поэтому археологи экспериментируют с моделями древних процессов и объ-ектов; эти модели должны состоять в отношении подобия с изучаемыми про-цессами и объектами. Возможность достижения какой-либо степени подобиязависит от полноты той информации, которую удалось извлечь из археологи-ческого источника [2. С. 11-14].В витрине по эпохе мезолита - неолита выставлены две фотографии од-ного неолитического погребения: первая показывает могилу целиком, вто-рая - в увеличенном виде расположение инвентаря в могиле. Именно в этуэпоху на Алтае появляется практика захоронения умерших людей вместе сзаупокойным инвентарем. Через погребальный обряд проходит грань междудвумя мирами: миром живых и миром мертвых. Погребальный обряд - един-ственный из обрядов жизненного цикла, который доступен для изучения какэтнографов, так и археологов. В исследовательское поле археологии попадаетодин из структурных элементов погребального обряда - погребение, котороерассматривается как материализованный результат данного обряда и какважный информативный источник [3. С. 63-64]. В структуре погребальногопамятника содержится несколько информативных уровней: 1 - собственнопогребение, в роли элементов которого выступают внутримогильное соору-жение, остатки погребенного, сопроводительный инвентарь; 2 - погребаль-ный комплекс в целом, включая намогильные сооружения и остатки ритуаль-ных действий; 3 - погребальная группа, включая топографию памятника, на-личие святилища. Для археологической науки особую значимость имеет по-гребальный инвентарь. Сакральная значимость каждой вещи приближаетсяздесь к своему пределу, так как исключается случайность в подборе самихвещей и в их расположении. Вещественный комплекс обеспечивает сущест-вование в загробном мире. Благодаря символизму вещного окружения воз-можно выявить в процессе его изучения черты потустороннего мира и егоместо в общей структуре мироздания [3. С. 67]. Таким образом, погребаль-ный обряд является особым археологическим источником, элементы которо-го, прежде всего материальные, в совокупности несут историческую инфор-мацию.В разделе эпохи энеолита в витрине с материалами по большемысскойкультуре (середина IV-III тыс. до н. э.) представлена фотография могилышамана, которая была найдена в Нижнетыткескенской пещере. Фотографияраскрывает особенности погребального обряда служителей шаманского куль-та. В этой же витрине помещена фотография раскопанного поселения боль-шемысской культуры, на которой видно месторасположение предметов, вы-ставленных в витрине. На стенах раздела эпохи бронзы находятся несколькофотографий: одна изображает оригиналы петроглифов, выполненных в тех-нике выбивки; три другие демонстрируют процесс исследования петрогли-фов. Поиск петроглифических комплексов - один из самых сложных видовархеологической разведки. Самым надежным методом обнаружения наскаль-ных рисунков является личный осмотр местности при движении пешком иливерхом на лошади [4. С. 128], что и представлено на фотографиях. От того,насколько полно выявлены плоскости с петроглифами, будет зависеть каче-ство научной документации и эффективность государственной организаци-онно-законодательной поддержки сохранения памятников [4. С. 148-149].В разделе по раннему железному веку в витрине с материалами по архео-логическим культурам лесостепного Алтая (V-II вв. до н. э.) экспонируютсятри фотографии, раскрывающие материальную сторону погребальных обря-дов каменской, староалейской, быстрянской культур. Еще три фотографии вэтой же витрине отражают процесс исследования каменных курганов какособых культовых сооружений. В витрине по пазырыкской культуре ГорногоАлтая (VI-III вв.) даны три фотографии, демонстрирующие процесс превра-щения археологического памятника в источник: первая фотография - кургандо раскопок, другие - сами раскопки. Еще две фотографии «объясняют» осо-бенности погребального обряда пазырыкцев: одна изображает погребениечеловека с конем, другая - расположение предметов в этом же погребении:наконечники стрел расположены по направлению головы коня, что показыва-ет важную роль лошади в жизни населения Горного Алтая. Подобная мысльподчеркивается и в витрине по тюркской культуре Горного Алтая (разделСредних веков): первая фотография демонстрирует погребение человека вме-сте с верховым конем, вторая - расположение наконечников стрел по отно-шению к голове лошади.Кроме того, фоном для тюркских каменных изваяний служит увеличен-ная фотография Курайской степи, где находятся аналогичные объекты. Самиэкспонаты выставлены на подиуме с песком. Так экспозиционеры стремилисьвоссоздать первоначальные условия местонахождения памятников.В витрине по сросткинской культуре лесостепного Алтая (середина VIII-XII в.) также даны две фотографии: погребение человека с конем и погребе-ние умершего без верхового коня. По особенностям погребального обрядапрослеживается связь как с местнымдополнены двумя прорисовками: первая уточняет изображение оленя на ка-менном бруске, вторая четко выделяет орнамент на гальке. В витрине, харак-теризующей материальную культуру большемысцев (раздел энеолита), клыкимедведя экспонируются на фоне контурной прорисовки руки. Зубы зверяраспилены пополам и выскоблены изнутри; они налагались на пальцы и кре-пились к ним ремешками. Предметы найдены в погребении шамана в Нижне-тыткескенской пещере и предназначались вместо перчаток для ритуальныхцелей. Таким образом, прорисовка помогает понять назначение предметов.Кроме того, прорисовка черепа, выставленная на отдельном планшете, до-полняет сам череп шамана, который экспонируется на подиуме под стеклом.В разделе, где характеризуется эпоха бронзы, на отдельном планшете данрисунок каменного сосуда, а также прорисовка его орнамента; такой приемназывается «развертка» и позволяет детально разглядеть особенности укра-шения.6. Графические схемы (или планы) и художественные рисунки. Рядом свитриной по верхнему палеолиту помещены два рисунка, воспроизводящиенаскальные изображения бизона и носорога в оригинальном масштабе и цве-те и позволяющие представить примерный внешний облик животных мамон-товой фауны, а также получить представление о самих петроглифах. В разде-ле по энеолиту на планшете представлен графический план погребения в на-туральную величину и в комбинации с подлинными находками. Это парноепогребение двух мужчин-шаманов, обнаруженное в районе села Фирсово подБарнаулом. Люди были одеты в костюмы из шкур животных, плотно расши-тых зубами животных. Когда шаман во время камлания двигался, то за счеттого, что зубы ударялись друг о друга, создавался звуковой эффект [5]. Плануточняет расположение нашивок на одежде. Рядом на планшете экспониру-ется графический план погребения шамана в Нижнетыткескенской пещере.Эпоха бронзы также представлена многочисленным научно-вспомога-тельным материалом. На 4 планшетах выставлены рисункиножен, поверхность которых сплошь покрыта тигриными мордами (старо-алейская культура). Их цель - замена музейных предметов из-за их ценностиили размера. Над этой витриной на планшетах помещена другая группа ри-сунков, представляющих собой увеличенные изображения археологическихпредметов, хранящихся в фондах музея: поясной бляхи в виде тигра (старо-алейская культура), подвески на узду коня в виде лося (быстрянская культу-ра), псалий, на конце которых изображен тигр (быстрянская культура).Наиболее ярко и полно скифо-сибирский звериный стиль проявился в из-делиях пазырыкской культуры Горного Алтая (VI-III вв. до н. э.). На отдель-ном высоком стенде экспонируются 12 планшетов с цветными и черно-белыми рисунками, воспроизводящими изображения с деревянных и ковро-вых изделий и татуировок. Особо можно отметить два рисунка. На одномизображена мумия пазырыкского вождя с татуировками в скифо-сибирскомзверином стиле, на втором представлено захоронение знатной женщины ссохранившимся костюмом и прической.В разделе эпохи «великого переселения народов», в витрине по булан-кобинской культуре Горного Алтая, представлен рисунок, воспроизводящийпетроглифы, которые в оригинале выполнены в технике граффити - прочер-чивание: конные и пешие воины в боевой экипировке. Рисунок, дополняяразличные предметы вооружения в витрине, наводит на мысль, что в искус-стве воинственные мотивы отражали сложные социально-политические про-цессы. Население Горного Алтая испытывало сильное влияние со стороныхунну - мощной кочевой державы того времени [6]. В этом же разделе длядемонстрации широко известного бронзового литья кулайской культуры (I в.до н. э. - середина IV в. н. э.) на отдельном планшете помещен рисунок куль-тового предмета в виде антропоморфной личины. В витрине с материальны-ми памятниками археологических культур лесостепного Алтая (кулайская,одинцовская, майминская (I в. до н. э. - середина V в. н. э.) экспонируетсяграфический план погребения человека с лошадью; такая особенность погре-бального обряда говорит о том, что у населения лесостепного Алтая в ука-занную эпоху помимо присваивающих форм хозяйства развивалось ското-водство.В витрине, в которой характеризуется археологическая культура ГорногоАлтая монгольского времени (XIII-IV вв.), дан рисунок, воспроизводящийпетроглифы (в оригинале созданы в технике граффити): изображения всад-ников и военных баталий. Рисунок позволяет понять монгольскую тактикуведения боя.7. Макет представлен на стенде с рисунками, которые характеризуютскифо-сибирский звериный стиль пазырыкской культуры. В виде макета да-ны пазырыкский «царский» курган и погребальная камера в разрезе в умень-шенном виде. Курган напоминает своеобразный погребальный дом в виде3-камерного деревянного сруба, где в деревянной колоде лежит умерший.Для него сооружен стол, по бокам - многоярусные перекрытия. Таким обра-зом, макетирование позволяет целиком представлять в экспозиции археоло-гические объекты в уменьшенном виде.8. На указанном выше стенде также экспонируются гипсовые слепки,снятые с деревянных украшений пазырыкской парадной конской узды и рас-крашенные под дерево. Цель такого приема - замена недостающих, но необ-ходимых для экспонирования музейных предметов.Таким образом, археологическая экспозиция Музея археологии и этно-графии Алтая содержит музейные предметы, несущие в себе богатую инфор-мацию, привлекающую внимание аудитории и таким образом содействую-щую включению археологического наследия в современную культуру.Каждый из видов научно-вспомогательного материала выполняет в экс-позиции свою функцию. Графические реконструкции обеспечивают высокуюстепень наглядности археологической экспозиции. Натуральные реконструк-ции придают большую документальность экспозиционной интерпретациидревней истории Алтая. Фотографии укрупняют детали археологическихпредметов и объектов, позволяя понять их в контексте общей культуры. Кар-тографический материал раскрывает пространственную связь археологиче-ских объектов. Графические прорисовки и развертки содействуют углублен-ному пониманию смысла и назначения археологических предметов. Графи-ческие схемы и художественные рисунки воспроизводят связь и внешний виднаходок, помогая всестороннему освещению экспозиционной тематики. Ма-кеты и слепки придают археологической экспозиции образную выразитель-ность. Хотя в некоторых случаях научно-вспомогательный материал все жепривлекает большое внимание, он играет подчиненную роль по отношению кподлинникам, поскольку в музее доминирует прямая связь с историческойдействительностью.В целом научно-вспомогательный материал, представленный в Музее ар-хеологии и этнографии Алтая Алтайского госуниверситета, способствует уг-лубленному и всестороннему раскрытию содержательности археологическихматериалов.
Горбунов В.В. Методика реконструкции древнего вооружения // Снаряжение кочевников Евразии : сб. науч. тр. / отв. ред. А.А. Тишкин. Барнаул, 2005. С. 14-17.
Гиря Е.Ю. Возможности эксперимента в археологии // Экспериментальная археология : Известия лаборатории экспериментальной археологии Тобольского пединститута / отв. ред. И.Г. Глушков. Тобольск, 1992. Вып. 2. С. 3-17.
Рындина О.М. Погребальный обряд в аспекте археолого-этнографического синтеза // Междисциплинарные исследования в археологии и этнографии Западной Сибири : Материалы всерос. науч. конф. / отв. ред. Л.А. Чиндина. Томск, 2002. С. 62-67.
Шер Я.А. Первобытное искусство : учеб. пособие. Кемерово, 2006. 351 с.
Музей археологии и этнографии Алтая: Экспозиция музея [Электронный ресурс] // Археология Алтая : информационно-аналитический портал / Алтайский государственный университет. Барнаул. URL: http://www.archaeology.asu.ru (дата обращения: 17.11.2011).
Алтай в железном веке [Электронный ресурс] // История Алтая с древнейших времен до наших дней : информационный портал / Алтайский государственный университет. Барнаул. URL: http://www.althisto.ru (дата обращения: 17.11.2011).