Гравированные портреты Ф. Вендрамини, посвященные героямОтечественной войны 1812 г. в книжном собрании Г.А. Строганова (на материалахНаучной библиотеки Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Гравированные портреты Ф. Вендрамини, посвященные героямОтечественной войны 1812 г. в книжном собрании Г.А. Строганова (на материалахНаучной библиотеки Томского государственного университета

Встатье рассматривается серия портретов героев Отечественной войны 1812 г.,изданная Ф. Вендрамини по рисункам французского художника Луи де Сент-Обена, изграфической коллекции, принадлежащей родовой библиотеке Строгановых. Уделяется внимание истории создания серии, биографиям художника и гравера, появлениюколлекции портретов в библиотеке Г.А. Строганова. Автором проведен сравнительный анализ коллекции рисунков к этой серии и изданных гравюр.

The engraved portraits of F. Vendramini, dedicated to the 1812 PatrioticWar (from Stroganov's book collections of Scientific library of Tomsk State University).pdf В Научной библиотеке Томского государственного университета хранит-ся родовая библиотека Строгановых, последним владельцем которой былизвестный дипломат, граф Григорий Александрович Строганов (1770-1857).Библиотека была подарена Сибирскому университету и поступила в Томск в1880 г. [1].Отношение Григория Александровича Строганова к захватнической по-литике Наполеона было весьма принципиальным. В 1805 г. он был направленполномочным посланником в Мадрид и в военном конфликте между Испани-ей и Францией принял сторону испанских патриотов. В 1808 г. он по собст-венной инициативе покинул Мадрид в связи с приближением войск Наполе-она [2. С. 109]. Начало войны Строганов встретил в России, а в сентябре 1812г. получил назначение полномочным министром в Швецию, связанную сРоссией совместными военными действиями против наполеоновских армий.С 1816 по 1821 г. Г.А. Строганов возглавлял дипломатическую миссию вКонстантинополе, а после 1821 г. вернулся в Россию и оставил службу ди-пломата. Несмотря на то, что Г.А. Строганов непосредственно не участвовалв военных событиях, он всей своей дипломатической деятельностью укреп-лял союзнические отношения с разными странами. В родовой библиотекеСтрогановых имеются книги по темам, волновавшим русское общество: со-чинения о Великой французской революции, труды французских просветите-лей XVIII в., книги исторического характера, художественная литература идр. В собрании также есть интересная коллекция художественных альбомов,гравюр и эстампов [1]. В их числе серия гравюр под названием «Галерея гра-вированных портретов генералов, офицеров и проч., которые мужеством сво-им, воинскими дарованиями или любовью своею к отечеству споспешество-вали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 г.».Автором ее был итальянский гравер Франц Вендрамини, серия выходила с1813 по 1821 г. История её создания является предметом исследования дан-ной статьи.В период войны изобразительное искусство не смогло достаточно полноотразить исторические события, хотя впоследствии в течение целого столе-тия создавались значительные произведения, посвященные победе русскихвойск. Среди графических изображений батальных сцен того времени из-вестны лишь несколько листов И.А. Иванова и И.И. Тербенева, серия «Кол-лекция двенадцати гравированных картин…» работы С. Карделли с рисунковД. Скотти, а также серия литографий, изданная после войны, по рисункамочевидца событий, художника А.И. Дмитриева-Мамонова [3]. Портретная жегравюра представлена по большей части отдельными листами, сделаннымиС. Карделли и др. с рисунков А.О. Орловского, С. Тончи, П.Л. Юзефовича,хотя интерес к теме был сильным, о чем говорят живописные и рисованныепортреты О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина и др. [4]. Из-вестный искусствовед и собиратель Д.А. Ровинский сетовал по этому поводу:«Война с французами и личности участвовавших в ней русских военачальни-ков могли дать огромный материал для портретной гравюры. Но русские гра-веры как-то лениво им пользовались, так что главные издания по этой частибыли предприняты иностранцами» [5. С. 426]. Таким образом, «Галерея»Ф. Вендрамини является единственным серийным изданием портретной гра-вюры в России времён войны с французами 1812-1815 гг. Она появилась нанесколько лет раньше главного памятника победы русских войск - Военнойгалереи в Зимнем дворце.Замысел издания портретов героев войны 1812 г. при первых же успехахрусских войск возник у французского художника Луи де Сент-Обена (Louisde Saint Aubin) [6. С. 402]. О его жизни известно немногое, по данным, кото-рые приводит великий князь Николай Михайлович, художник приходилсяплемянником известному рисовальщику и граверу Огюстену де Сент-Обену.Он приехал в Россию в начале XIX в. и оказался весьма талантливым рисо-вальщиком [7. С. 21]. А. Новицкий в «Русском биографическом словаре» на-зывает Сент-Обена графом и французским эмигрантом, который пользовалсяизвестностью среди влиятельных лиц в России [6. С. 402]. Л.П. Февчук ука-зывает на портрет Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, сделанный Луи деСент-Обеном в 1807 г., и характеризует художника как любителя, называетего виконтом и сообщает, что он часто посещал дом Пушкиных, находил тамрадушный прием, встречался с соотечественниками [8. С. 49-50].В 1812 г. Сент-Обен исполнил несколько карандашных портретов рус-ских генералов и намеревался послать их для гравирования в Лондон, но гра-вер Ф. Вендрамини убедил художника поручить это ему, пообещав быструюи качественную работу. Итальянец Франческо Вендрамини (Francisko Vendramini)(1780-1856) работал в России с 1808 г., долгое время он пытался по-лучить в Академии художеств звание академика, но только в конце жизни, в1853 г. был признан профессором гравирования. На обложке тетрадей «Гале-реи» указан петербургский адрес мастерской гравера Франца Вендрамини:«…в доме Древновского № 51 на правом берегу Мойки между Полицейскими Конюшенным мостом» [9].Издание выходило в Петербурге в типографии Плюшар, оно издавалосьвыпусками (тетрадями) по пять портретов с биографическим текстом на рус-ском и французском языках, который составлял некий преподавательг. Брошье. Листы с портретами печатались отдельно от всего издания, в лон-донской мастерской Бойделя. Всего с 1813 по 1821 г. вышло 30 портретов вшести тетрадях.Работа над первой тетрадью началась в ноябре 1812 г., и вместо обещан-ных шести недель затянулась на семь месяцев. Она вышла в мае 1813 г., вто-рая тетрадь - лишь в июле 1814 г. Сент-Обен был очень недоволен темпомработы и тем, что портреты появились не в том порядке, какой был задуман,между сотрудниками возник конфликт. Неизвестно, по каким причинам по-сле выхода второй тетради Сент-Обен более не принимал участия в издании,несмотря на то, что в 1816 г. ему была назначена субсидия из Кабинета импе-ратора Александра I. Этот неожиданный поворот вызывает интерес тем бо-лее, что «Галерея» продолжила выходить до 1821 г. с гравюрами Ф. Вендра-мини по рисункам художников Пьетро Росси, Франца Ферьера и др. Изданиене было окончено, Д.А. Ровинский указывает, что седьмая тетрадь готовиласьк печати, но не была издана [5. Прил. С. 70].Интересна дальнейшая судьба рисунков Л. Сент-Обена, их вместе с дру-гими бумагами приобрел известный дипломат князь А.Б. Лобанов-Ростовский, который интересовался русской историей, генеалогией русскогодворянства и собрал богатейшую коллекцию рукописей, портретов, гравюр,книг, монет и других древностей. После его смерти в 1896 г. собрание, со-гласно завещанию владельца, поступило в Императорскую библиотеку Зим-него дворца [7. С. 20]. Через два года великийгравер уже с самого начала решительно вмешивается в замысел издания, онпренебрегает правилами, по которым в первую очередь издавались портретыцарствующих особ. Такое развитие событий не устраивало Сент-Обена, кото-рый задумал «Галерею» как парадное издание, с посвящением императору.Художник считал, что гравер из экономии изменил содержание издания, но,по-видимому, это не совсем так. У Вендрамини было свое представление обиздании, изображающем реальных участников войны. Он возвеличивает ко-мандующего 2-й армией Петра Багратиона, смертельно раненного на Боро-динском поле, а также предводителя казачьих войск Матвея Платова и гене-рал-майора Якова Кульнева, который погиб в июле 1812 г., командуя артил-лерией, прикрывающей отступление русских войск.Портрет императора Александра IВ дальнейшем прослеживается та же тенденция замены портретов ино-странных принцев на русских генералов. Если Сент-Обен рисует портретыпринцев Альберта и Георга Ольденбургских, принца Гессен-Филипп-стальского, Вильгельма Прусского, принца Оранского и прочих, то Вендрами-ни во вторую тетрадь включает портрет генерала М. Кутузова, который послеавгуста 1812 г. становится главнокомандующим русских войск, затем генералаБарклая де Толли, Павла Строганова, П. Коновницына и А. Чернышева.Портрет П.И. БагратионаПосле издания второй тетради Ф. Вендрамини отказывается от сотрудни-чества с Л. Сент-Обеном. Он возвращает рисунки, посланные для третьеговыпуска, ответив, что уже имеет эти портреты в эскизах Франсуа Феррьера[6. С. 402]. При этом гравер включает в третью тетрадь два портрета, которыхвообще нет в списке Сент-Обена, это портреты графа Александра Кутайсоваи командира Санкт-Петербургского ополчения Александра Бибикова. Гравердобавляет в «Галерею» 13 портретов генералов, которые у Сент-Обена невстречаются - Ивана Дорохова, Николая Раевского, А. Остермана-Толстого,М. Милорадовича, Я. Потемкина и др. Все они отличились в различных сра-жениях и действительно проявили себя как герои.Таким образом, отличие «Галереи» от первоначального замысла пред-ставляется огромным, из 39 рисунков Сент-Обена гравер и издатель взялтолько десять, для остальных двадцати гравюр он использовал рисунки дру-гих художников, из них тринадцать имен не совпадают со списком Сент-Обена. Портреты прекрасно исполнены в технике резцовой гравюры и каран-дашной манеры.Портрет М.И. КутузоваНа обложке каждой тетради указана цена: «…для подписавшихся особ50 р., из которых половина должна быть заплачена вперед, а для неподпи-савшихся особ 75 рублей. Экземпляры будут раздаваться по порядку подпис-ки» [9]. Первым тиснением было отпечатано только 20 экземпляров, их ценаудвоилась. К первой тетради приложен лист посвящения императору Алек-сандру I, ко второй тетради - лист подписчиков, на первой странице которогоперечислены царственные особы. Среди них после Александра I и императ-рицы Елизаветы Алексеевны названы императрица Мария Фёдоровна, вели-кие князья Константин Павлович, Николай Павлович и Михаил Павлович,великая княгиня Анна Павловна и герцог Александр Виртембергский, участ-ник военных событий, родной дядя Александра I. Интересно, что портретАлександра Виртембергского Л. Сент-Обен планировал включить в первуютетрадь, после великого князя, но Ф. Вендрамини включил его только в тре-тью тетрадь, и то с рисунка Ф. Феррьера. Вероятно, гравер вынужден был этоПортрет А.А. Бибиковасделать по причине подписки герцога. Далее перечислены имена подписчи-ков из петербургской знати, всего 37 имен, среди которых есть очень извест-ные - граф А. Аракчеев, М.П. Голицын, А.И. Горчаков, А. Разумовский и др.,есть и загадочные, например "Mlle O**". Фамилия Строгановых представле-на двумя персонами - барон Григорий Строганов ("Le Baron Gregoire Strogonoff") и граф Строганов ("Le Comte Strogonoff"). Под графом имеется в ви-ду Павел Александрович Строганов (1774-1817), участник Отечественнойвойны, портрет которого вошел в «Галерею». В 1812 г. генерал-адъютантП.А. Строганов отличился в Бородинской битве, а затем в сражениях при Та-рутине, Малоярославце, Красном. Он приходился двоюродным братом Гри-горию Александровичу, владельцу библиотеки, который именуется в под-писном листе как барон. Известно, что графским титулом Г.А. Строганов былнагражден в 1826 г.В составе библиотеки графа Г.А. Строганова имеются четыре тетради«Галереи», в которые входят 20 портретов. В рукописном Систематическомкаталоге библиотеки Строганова 1830 г. есть описание «Галереи» Ф. Вендра-мини в составе четырех тетрадей, это значит, что она была изначально при-обретена не в полном виде [11]. Как уже было отмечено, Г.А. Строганов с1812 по 1821 г. находился на дипломатической службе и не мог лично отсле-живать успехи издания. Делал ли он распоряжение доверенным лицам илибыла договоренность с издательством - об этом нет сведений. Возможно,Г.А. Строганов приобрел портретную галерею после своего возвращения вРоссию, в период с 1821 по 1830 г.«Галерея гравированных портретов» очень скоро стала редким изданием,потому что тираж был небольшим. По свидетельству великого князя НиколаяМихайловича, «…это издание сделалось библиографической редкостью, ко-торую можно с трудом достать у заграничных антикваров, и то не в полномвиде. Полные экземпляры имеются только у П.А. Ефремова, П.Я. Дашкова ив собрании Д.А. Ровинского» [7. С. 21].Издание с такой необычной историей совместило в себе разные точкизрения художника и гравера. Отличающееся парадностью и официальностью,заданными вначале, оно представляет круг русских генералов и офицеров,которые непосредственно участвовали в событиях. Созданная во время Оте-чественной войны, «Галерея» оказалась очень своевременной и явила собойпример патриотизма, на подъёме которого находилось общество того време-ни.

Ключевые слова

библиотека Строгановых, гравированные портреты, Франц Вендрамини, Луи де Сент-Обен, Научная библиотека Томского государственного университета, the library of the Stroganovs, engraved portraits, Francisko Vendramini, Louis de Saint Aubin, the Research Library of the Tomsk State University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гончарова Наталия ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетведущий библиотекарь отдела рукописей и книжныхпамятников Научной библиотекиNauchka@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Колосова Г.И. «Духовное покорение Сибири» - к вопросу об истории книжного собрания Г.А. Строганова в Научной библиотеке Томского университета // История библиотек : исследования, материалы, документы / РНБ; сост. И.Г. Матвеева, Н.Л. Щербак. СПб., 2009. Вы
Гавлин М.Л. Российские предприниматели и меценаты. М. : Дрофа, 2005. 430 с.
Митрофанова Г.А. Батальные литографии 1812-1814 годов (по рисункам офицера русской армии А.И. Дмитриева-Мамонова) // 1812 год : к стопятидесятилетию Отечественной войны : сб. статей. М., 1962. С. 255-267.
Некрасова М.А. Отечественная война 1812 года и русское искусство / М.А. Некрасова, С.М. Земцов. М. : Искусство, 1969.
Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов : в 2 т. СПб., 1889.
Новицкий А. Вендрамини // Русский биографический словарь / ред. В.В. Шереметевский. М., 2000. С. 401-403.
Луи де Сент-Обен. Тридцать девять портретов, 1808-1815 : [альбом] / предисл. С.А. Никитина; предисл. вел. кн. Н.М. Романова. Репринт. М. : Минувшее, 2002.
Февчук Л.П. Портреты и судьбы. Л. : Лениздат, 1984. 232 с.
Галерея гравированных портретов генералов, офицеров и проч., которые мужеством своим, воинскими дарованиями или любовью своею к отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 году. СПб., 1813-1821.
Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий (1720-1870): библиогр. опыт. СПб., 1898. Репринт. Leipzig, 1974. 309 с.
Крупцева О.В. Рукописные каталоги библиотеки Г.А. Строганова // Девятые Макушинские чтения : материалы научной конференции, 15-16 мая 2012 г., Барнаул. Новосибирск, 2012. С. 65-69.
 Гравированные портреты Ф. Вендрамини, посвященные героямОтечественной войны 1812 г. в книжном собрании Г.А. Строганова (на материалахНаучной библиотеки Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Гравированные портреты Ф. Вендрамини, посвященные героямОтечественной войны 1812 г. в книжном собрании Г.А. Строганова (на материалахНаучной библиотеки Томского государственного университета | Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 3 (7).

Полнотекстовая версия