Реформирование бюджетной сферы в свете институциональных преобразований в России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 41. DOI: 10.17223/19988648/41/10

Реформирование бюджетной сферы в свете институциональных преобразований в России

В современных условиях возникает необходимость в формировании институтов в соответствии с новым вектором, направленным на увеличение социальной адаптации и общественной полезности каждого члена общества. В данной работе сделана попытка обобщить направления институциональных реформ в таких бюджетных сферах, как здравоохранение и образование в России. Их создание и поддержание должно способствовать выработке определенных схем и алгоритмов поведения, которые наиболее эффективны в данной ситуации с точки зрения их общественной полезности. В статье обобщены результаты реформирования данных отраслей и их институциональные преобразования структуры (отрасли) в целом, которые предприняты в последнее время в России, оценены их тенденции и эффективность.

The reform of the budgetary sphere in the light of the institutional reforms in Russia.pdf Введение Возникновение и функционирование институтов как совокупности ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей, предполагает создание обществом тех рамок поведения, которые регулируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие в государстве. Основная роль институтов состоит в уменьшении риска неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Современная точка зрения на эффективность институциональных реформ заключается в эффективном использовании государственных и коммерческих институтов посредством максимизации полезности и ограниченной рациональности [1-5]. Под институтом можно понимать следующие аспекты: 1) «правила игры», которые структурируют поведение организаций и индивидов в экономике посредством статистических данных, служащих для характеристики общественных и экономических явлений; 2) область науки, которая определяет сущность предмета и метода институциональной экономики и рассматривается как отдельная дисциплина; 3) организационные структуры, которые направлены на максимизацию общественной полезности каждого индивида [6-9]. Однако вопрос о первичности создания самого института или его экономической целесообразности до настоящего времени остается открытым. Большинство ученых сходятся во мнении, что сначала должны осуществиться сдвиги в институтах, которые, в свою очередь, приведут к обеспечению максимальной полезности каждого члена общества. Но и обратная точка зрения имеет достаточное количество сторонников. В этом случае институты должны «встраиваться» в систему развития государства. Исторический опыт свидетельствует о том, что большинство развитых стран имело именно второй сценарий развития институциональности. Но на сегодня эти же развитые страны усиленно навязывают первый сценарий с реформированием институтов под развитие экономики. На наш взгляд, фрактальная природа рыночной системы экономики не позволяет в полной мере внедрить именно первый вариант системы [10, 11]. В условиях проводимых государством социально-экономических преобразований народного хозяйства на основе рыночной стратегии одним из центральных вопросов является установление тенденции и вектора влияния институционального реформирования на весь воспроизводственный режим функционирования страны и его экономики, на тип эволюционного развития социальной структуры всех отраслей. Затрагивая все сферы экономики, институциональная реорганизация привела к трансформации практически всех макро- и микроэкономических показателей. Однако проведение нерациональной политики, которое не имело соответствующей правовой и экономической базы, вызвало только внешнее проявление институциональных реформ. Как следствие, потенциал социальной сферы был использован неэффективно [6, 12-15]. Таким образом, можно выделить направления институциональных преобразований любого сектора экономики государства, систематизировав которые, в качестве основных, можно вычленить два ключевых направления: а) трансформация самой отрасли с позиции ее динамики полезности как института; б) трансформация количественной и качественной характеристики институциональных изменений, которая, в свою очередь, выражается в совершенствовании систем результативных показателей, направленных на извлечение максимальной полезности государственного института. Методика проведения исследования Система статистических показателей, характеризующих результативность институциональных преобразований в бюджетной сфере, включает: долю расходов по основным бюджетным секторам (здравоохранение, образование, культура и т.п.); индикаторы качества государственного управления (показатели бюджетирования, ориентированного на результат); удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в процентах к ВВП страны; показатели социальной дифференциации, в том числе уровня жизни населения, и другие аналогичные показатели обеспечения развития человеческого потенциала [6]. В новом тысячелетии руководителями 189 стран мира была принята Декларация тысячелетия, в которой определены конкретные количественные показатели, необходимые для достижения высоких параметров человеческого потенциала в период до 2015 г. Для России приоритетными признаны 8 основных направлений реализации Декларации: 1) снижение уровня бедности и ликвидация голода; 2) повышение доступности образования; 3) поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин; 4) сокращение материнской смертности; 5) сокращение детской смертности; 6) борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими социально значимыми для общества заболеваниями; 7) обеспечение экологически устойчивого роста; 8) участие в глобальном сотрудничестве, отвечающем национальным интересам страны [16, 17]. Основными методами оценки и анализа институциональных преобразований, в том числе в бюджетной сфере, являются метод анализа динамики вышеперечисленных показателей, методы сводки и группировки, относительных величин, способ сравнения. Результаты исследований С организационной точки зрения институциональные преобразования в бюджетной сфере могут быть охарактеризованы как система социальных отношений, ориентированных на достижение общих целей, как правило связанных с созданием полноценной среды для развития личностных параметров каждого члена общества. Особую значимость эти направления приобретают в условиях кризисных ситуаций, когда необходимы дополнительные финансовые ресурсы для реализации основных направлений, обеспечивающих повышение благосостояния населения, его здоровье и личностное развитие [18]. В этой связи расходы бюджета и государственного сектора должны быть направлены на социально-культурные мероприятия и их оптимальное сочетание в условиях дефицита бюджетных средств. Таким образом, бюджетная сфера выступает важным элементом институциональной инфраструктуры, обеспечивающим всех потребителей необходимыми общественными благами (образование, здравоохранение и т.п.). Именно они позволяют каждому члену общества максимизировать свою полезность. Поэтому в большинстве развитых стран расходы бюджета на развитие социальной сферы общества весьма существенны. Чего, к сожалению, нельзя сказать о России, бюджетные расходы которой, направляемые на аналогичные нужды, в последнее время имеют тенденцию лишь к сокращению (рис. 1). 'SSSS V j ft f~ fi - I rSJTSS wyy w// IwyvE 2016 2012 2013 2014 2015 □ доля расходов на социально-культурные мероприятия в Кшеощщирова^йм бюджете РФ, ®о Едоля расходов на социально-культурные мероприятия в Консолидированном бюджете РФ, ЯМВВП Рис. 1. Динамика удельного веса (доли) расходов на социально-культурные мероприятия в Консолидированном бюджете Российской Федерации, % и % к ВВП (Рассчитано авторами на основе данных Росстата) Вследствие сокращения ВВП доля данных расходов возрастает, но в структуре самого консолидированного бюджета государства они имеют тенденцию к сокращению. Так, бюджетные сферы в составе расходов бюджета в 2015 г. составляли 36,1% от общих расходов федерального бюджета. В расходах консолидированного бюджета их доля в 2015 г. составляла 57,7% и сократилась до 34,3% в 2016 г. Снижение расходов на социальные цели приводит к недофинансированию учреждений образования, здравоохранения и других бюджетных сфер. В школьном и дошкольном образовании проводимое реформирование привело к укрупнению школ, сокращению учителей, увеличению нагрузки на оставшихся работников образования. В то время как расходы на образование и здравоохранение в большинстве развитых стран имеют более значительные размеры как в абсолютном, так и относительном выражении (табл. 1). Таблица 1. Сравнительная оценка показателей долей расходов на образование и здравоохранение в странах (выборочно*) Страна Доля расходов секторов, % к ВВП Образование Здравоохранение Россия 4,8 4,2 Некоторые страны Евросоюза и США (выборочно для сравнительной оценки*) Австрия 5,4 7,8 Германия 4,4 8,0 Швеция 6,7 7,5 Франция 5,6 8,8 США 5,5 7,4 Некоторые страны БРИКС (выборочно для сравнительной оценки*) Бразилия 5,2 3,7 Индия 4,4 4,0 ЮАР 5,1 3,4 * Выбор стран был обусловлен принадлежностью к группам стран - участников международных сопоставлений, представленных Евростатом. Сокращение расходов на здравоохранение в России в связи с реформированием, наряду с их минимизацией в образовательной сфере, привело к тому, что доля расходов этих секторов стала едва ли не тождественной показателям, свойственным странам третьего мира. Рассматривая сферу образования и дошкольного воспитания, по итогам комплексного наблюдения условий жизни населения (пилотное обследование проводилось в 2011 и 2014 гг. во всех федеральных округах РФ), доля детей в возрасте 3-6 лет, официально поставленных на очередь для получения места в дошкольном образовательном учреждении (в процентах к общему числу детей в соответствующем возрасте, не посещающих дошкольное образовательное учреждение), в большинстве федеральных округов только возросла [19, 20] (рис. 2). Это обусловлено в первую очередь сложившейся демографической ситуацией в регионах России. 70 60 50 -40 -30 20 10 0 ,_Г о ^о W ^ 00 ч©" Г-1

Ключевые слова

институциональная экономика, институциональные преобразования, реформирование бюджетной сферы, направления институциональных преобразований, institutional Economics, institutional transformation, reform of the budgetary sphere, the direction of institutional change

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Черняев Сергей ИвановичКалужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерациид-р техн. наук, профессор кафедры экономики и менеджментаambler@list.ru
Гореева Надежда МихайловнаКалужский филиал Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязевадоцент, канд. экон. наук, доцентgoreeva.filina@gmail.com
Демидова Лариса НиколаевнаКалужский филиал Финуниверситетадоцент, канд. экон. наук, доцент кафедры высшей математики и статистикиdemidova-ln@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Зайцев А.Г. Взаимодействие институтов в рамках эволюции маркетинговых теорий // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. Вып. 6. С. 14-16.
Кроуфорд В. Модели ограниченной рациональности vs. оптимизационные модели стратегического мышления и обучения в играх // Вопросы экономики. 2014. № 5. С. 2744.
Магилева Я.В., Рамазанов Д.И. Институциональные реформы экономики России: современное состояние и перспективы // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2268/27669 (дата обращения: 29.04.2017).
Сухарев О.С. Вопросы методологии институционального анализа: нормативные оценки и теория // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). 2010. Т. 2, № 3. С. 24-40.
Шабашев В.А., Шипунова В.В., Сагайдачная Н.К. Институциональный аспект классификации правил в современной бюджетной системе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 2 (50). С. 223-228.
Гореева Н.М., Демидова Л.Н. Институциональные преобразования в России и их развитие в статистике // Калужский экономический вестник. 2016. № 1. С. 66-72.
Истомин С.В. Особенности институционального механизма в трансформируемой экономике России : автореф. дис.. канд. экон. наук. Челябинск, 2011. 27 с.
Одинцова М.И. Институциональная экономика : учеб. для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2014. 459 с.
Предмет, метод и задачи статистики // Studopedia: сайт. URL: http://studopedia.net/4_19421_tekst-lektsii.html (дата обращения: 30.04.2017).
Институциональная экономика // Центр управления финансами: сайт. URL: http://center-yf.ru/data/economy/institucionalnaya-ekonomika.php (дата обращения: 29.04.2017).
Chernyaev S.I., Goreyeva N.M., Demidova L.N., Ogloblin I.Y. The fractal nature of the Russian financial system during crisis // European science review. 2014. № 5-6. Р. 235239.
Гореева Н.М., Демидова Л.Н., Черняев С.И. Влияние мирового кризиса на экономическую устойчивость России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: www.science-education.ru/107-8269 (дата обращения: 19.03.2017).
Гореева Н.М., Демидова Л.Н., Черняев С.И. Финансовый кризис для России не закончился // Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (5). С. 1185-1189.
Турьянский А.В. Институциональные преобразования в аграрном секторе России (теория, методология, практика) : дис.. д-ра экон. наук. М., 2012. 43 с.
Афанасьев Е.В. Полиструктурные характеристики социально-экономического пространства современного российского села // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13, № 3. С. 60-63.
Гвоздева Г.П. Россия и Сибирь в процессе глобального развития человеческого потенциала // Экономика России и Сибири: прошлое, настоящее, будущее : материалы научной конференции. Новосибирск, 2008. С. 26-40.
Паттен К. Что дальше? Выживание в XXI веке. М. : Прогресс-Традиция, 2011. 584 с.
Коваленко Б.Б. Институциональная экономика : учеб. пособие. СПб. : ИЭО СПбУУиЭ, 2010. 197 с.
Приказ Росстата от 28.12.2012 № 662 «Об утверждении системы индикаторов для мониторинга эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 499003705 (дата обращения: 01.05.2017).
Калабихина И.Е. Демографическая волна рождений и будущие колебания численности населения в разных возрастных группах: вызовы для социальной политики // Экономические стратегии. 2015. № 2. С. 50-56.
Бессонова Т.Н. Динамика трудовых ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре // Вестник Югорского государственного университета. 2012. № 4 (27). С. 14-17.
Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах // Российские реформы в цифрах и фактах, 2008-2016: обновляемый сайт. URL: http://refru.ru/ (дата обращения: 01.05.2017).
Зарплата врачей // О профессиях и профессионалах: сайт. URL: http://www.proprof.ru/stati/careera/pro-zarplatu/zarplata-vrachey (дата обращения: 21.04.2017).
Семененко М.Г., Черняев С.И. Функции пользователя в Excel 2013: Разработка приложений нечеткой логики // Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 114-117.
Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Европейские системы оплаты труда. М. : Управление персоналом, 2007. 216 с.
Хутаба С.Э. Проблемы финансирования здравоохранения в условиях рыночной реформы // Студенческий научный форум - 2015. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2015/969/9926 (дата обращения: 22.04.2017).
Глотова И.И., Хлопянова К.В., Анастасова М.Г. Здравоохранение России: вопросы финансирования и перспективы развития // Наука вчера, сегодня, завтра : сб. ст. по материалам XIII МНПК. № 6 (13). Новосибирск : СибАК, 2014. С. 23-25.
Товмач Л.Н., Михина И.В. Проблемы и перспективы развития и финансирования здравоохранения в Российской Федерации // Вестник Тамбовского государственного университета. 2015. Т. 20, вып. 4. С. 795-797.
Постановление Тюменской областной Думы от 25 апреля 2013 г. № 1056 «О выполнении постановления Тюменской областной Думы от 19.04.2012 № 225 «О развитии первичной медико-санитарной помощи в Тюменской области (по итогам выездного заседания комитета областной Думы по социальной политике)» // Правительство Тюменской области: сайт. URL: https://law.admtyumen.ru/law/view.htm?id=227855 (дата обращения: 29.04.2017).
«Минимальный набор продуктов» от Росстата - полуголодный уровень существования рабочего человека // Рабочий Путь : сайт. URL: https://work-way.com/blog/2015/02/05/minimalnyj-nabor-produktov-ot-rosstata-polugolodnyj-uroven-sushhestvovaniya-rabochego-cheloveka/ (дата обращения: 29.04.2017).
Приказ Минздрава России от 19.08.2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_204200/ (дата обращения: 29.04.2017).
Расходы бюджета // Центр управления финансами : сайт. URL: http://center-yf.ru/data/economy/Rashody-byudzheta.php (дата обращения: 30.04.2017).
Черняев С.И. Расширенное воспроизводство человеческого капитала - ключевой фактор повышения конкурентоспособности компании // Альманах современной науки и образования. 2013. № 5 (72). С. 188-193.
 Реформирование бюджетной сферы в свете институциональных преобразований в России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 41. DOI: 10.17223/19988648/41/10

Реформирование бюджетной сферы в свете институциональных преобразований в России | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 41. DOI: 10.17223/19988648/41/10