Использование информационных технологий концептуально меняет парадигму налогового администрирования. Цифровизация экономики, с одной стороны, открывает новые потенциальные возможности, с другой - создает новые проблемы в традиционных областях налогового регулирования и контроля. В статье проведено исследование преимуществ и недостатков от применения современных цифровых технологий в процессе налогового администрирования. Определены меры по снижению отрицательного воздействия налоговых рисков нового порядка, возникающих в условиях цифровой экономики. Проведен анализ мероприятий по внедрению новых информационных технологий в сфере налогообложения и определены перспективы улучшения качества и повышения эффективности налогового администрирования в Российской Федерации в условиях цифровой экономики.
Tax Administration in the Digital Economy.pdf В настоящее время коммуникационные технологии представляют собой значимый фактор влияния на социальную сферу, что, в свою очередь, предполагает влияние и на экономическое развитие. К определяющим современным трендам новой стадии экономического развития относят: быстро развивающиеся бизнес-процессы в сети Интернет, формирование глобальн^іх информационно-финансовых центров и мировых мобильных коммуникационн^іх сетей связи. Все это влияет на экономические процессы и указывает на тот факт, что сегодня формируется цифровая международная экономика. В России запуск широкомасштабной и систематизированной программы экономического развития с учетом нового формата цифровой экономики был инициирован Президентом РФ в Послании к Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г., что позволяет социальным отраслям и экономике перейти на новую ступень развития. Также Президент РФ указал на следующее обстоятельство: «...стран^і, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении^} [1]. В рамках реализации программы экономического развития в декабре 2017 г. Указом Президента РФ была опубликована «Стратегия научно-технологического развития РФ» [2], и на ее основе в 304 Р.А. Петухова, Я.А. Григорьева июле 2017 года Правительством РФ утверждается программа «Цифровая экономика Российской Федерации^} [3], Термин «цифровая экономика» (digital economy), в основе которой заложено применение новых ИТ-технологий, впервые был употреблен в 1995 г. американским ученым из Массачусетского университета Николасом Негропонте. В мировой практике цифровой экономикой принято считать глобальную сеть социальных и экономических мер, которые осуществляются через интернет-платформы и мобильные сети. В соответствии с утвержденной Указом Президента РФ Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. «цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данн^іе в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2]. Цифровая экономика предполагает, что потребности людей можно удовлетворять более компетентно и эффективно. Чтобы удачно функционировала цифровая экономика, необходимо наличие трех составляющих: 1) инфраструктура, или обеспечение доступа к Интернету, программное обеспечение и телекоммуникации; 2) электронный бизнес, ведение хозяйственной деятельности посредством компьютерных сетей; 3) электронная коммерция, реализация товаров (услуг) через сеть Интернет [4]. В цифровой экономике необходимыми условиями модернизации институционального и инфраструктурного характера являются создание информационной среды, развитие платформ и технологий, обеспечение эффективного межотраслевого взаимодействия субъектов рынка (поставщики, потребители товаров, работ, услуг) и сфер деятельности. Цифровая экономика, основанная на нематериальных благах нового вида, характеризуется такими признаками, как: - включение в бизнес-процессы большого объема данных (Big Date); - использование большого количества бизнес-моделей нового формата; - сложность в определении юрисдикции возникновения источника дохода. К преимуществам экономики нового типа следует отнести простое и быстрое взаимодействие между участниками, посредством которого экономические процессы управляются просто, прозрачно; такая экономика может развиваться достаточно легко на международном уровне, без проблем интегрироваться в различные государственные процессы. При этом происходящие процессы цифровизации экономики требуют определения новых подходов к налоговому администрированию в связи с возникновением бизнес-моделей качественно нового формата. Данная статья содержит определение цифровой экономики в контексте осуществления налогового администрирования посредством использования цифровых технологий. Цифровизация экономического развития от- Налог на роскошь: практика применения 305 крывает как новые возможности, так и создает новые проблемы в сфере налогообложения и налогового администрирования. Целью исследования является определение преимуществ и выявление проблем от внедрения современных цифровых технологий, применяемых в процесс налогового администрирования, определение направлений повышения его эффективности в новых условиях цифровизации экономики. Посредством налогового администрирования производится регуляция налоговых отношений, а также разрешаются актуальные вопросы, которые возникают в процессе взаимодействия налогоплательщиков и органов налоговой администрации. Институциональная теория рассматривает налоговое администрирование в качестве многогранного сложного института, сформированного налоговыми отношениями, государственной политикой, полномочиями соответствующих органов и механизмами регулирования и контроля налоговой системы. В условиях цифровой экономики появляется возможность внедрения в процесс налогового администрирования новых информационных технологий (далее - ИТ), что повышает его качество и эффективность. Имплементация налоговыми органами современных ИТ-инструментов в условиях сформированной цифровой среды способна привести к минимизации рисков несоблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, максимизировать эффективность налогового администрирования и приблизить показатель налогового комплаенса к 100% [5]. С 2017 г. ФНС России администрирует сбор порядка 90% доходов бюджетной системы, включая страховые взносы. В настоящее время ни одну процедуру налогового администрирования невозможно реализовать без активного внедрения ИТ в повседневную работу налоговых органов. ФНС России уже имеет опыт в реализации масштабных и сложнейших проектов в этой области, причем применение новых ИТ в налоговом администрировании наглядно демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходов бюджетной системы РФ без увеличения налогового бремени. Руководитель ФНС России М.В. Мишустин на Московском финансовом форуме в 2018 г. обратил внимание на то, что современные технологии обладают большим потенциалом для качественного изменения налогового администрирования в условиях цифровизации экономики: «ФНС России, возглавляя международный проект Форума ОЭСР по налоговому администрированию в области электронных сервисов и цифровых каналов доставки, изучает информационные технологии, которые могут быть полезны для налоговых администраций. Лучшее из мирового опыта -мобильные технологии, искусственный интеллект, умные порталы и технологии больших данных - мы используем в своей практике, создавая глобальную контрольно-аналитическую систему» [6]. В предыдущих исследованиях одним из авторов были обозначены потенциальные возможности и новые направления развития налогового администрирования на основе применения современных цифровых технологий с учетом международной практики, где наибольшее внимание уделено техноло- 306 Р.А. Петухова, Я.А. Григорьева гии применения Big Data, а также смарт-порталов и естественных систем (Smart Portal Solutions & Natural Systems). Данные технологии должны способствовать повышению эффективности риск-менеджмента в налоговой сфере, прозрачности операций и созданию среды, в которой соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками становится минимально обременительным и максимально удобным и эффективным [5]. Использование современных информационных технологий решает достаточно широкий круг задач и позволяет концептуально изменить парадигму налогового администрирования. К основным преимуществам автоматизации процессов налогового администрирования следует отнести: - снижение затрат на налоговое администрирование (так, например, сокращается время проведения налоговых проверок, по данным ФНС России, по итогам 2017 г. количество выездных налоговых проверок снизилось за 5 лет более чем в 2 раза, а их результативность выросла более чем в 2 раза; снижаются трудозатраты налоговых органов на ведение разъяснительной работы); - ускорение выявления схем уклонения от уплаты налогов и минимизации налоговых обязательств (так, например, по данным ФНС России, за последние 7 лет количество фирм-однодневок сократилось более чем в 5 раз); - снижение административной нагрузки на налогоплательщиков и административных барьеров (сокращение времени и трудозатрат в процессе декларирования и уплаты налогов и других мероприятий налогового контроля); - снижение комплаенс-рисков налоговых проверок (исключается сговор между контролирующим органом и налогоплательщиком, уменьшается количество ошибок, допускаемых в ходе проведения налоговой проверки); - расширение географии ведения бизнеса и налогового администрирования и др. Несмотря на активное развитие цифровой экономики, внедрение новых информационных технологий в налоговый процесс во многих странах мира проходит крайне медленно, что препятствует в полной мере использовать их преимущества в налоговом администрировании. По данным проведенного в 2017 г. исследования Digital Evolution Index, в рейтинге цифровых экономик мира в десятку лидеров в порядке их очередности входят: Норвегия, Швеция, Швейцария, Германия, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Великобритания, США. И хотя Россия занимает 39-е место в данном рейтинге, эксперты отмечают пик развития российской цифровой экономики и прогнозируют ее устойчивый рост [7]. Несмотря на имеющиеся преимущества от применения цифровых технологий, с появлением новых бизнес-моделей возникают определенные сложности в процессе налогового администрирования. Одна из проблем связана с определенными сложностями налогового администрирования при возникновении новых объектов международного налогообложения в условиях цифровой экономики. С внедрением цифровых технологий налоговые системы большинства стран столкнулись с проблемой возможности компаний иметь существенное цифровое коммерческое присутствие без существенной налоговой нагрузки. В международ- Налог на роскошь: практика применения 307 ном налогообложении данная проблема связана, прежде всего, со сложностями в администрировании НДС, который основан на принципе «страны назначения» в связи с невозможностью достоверного определения места нахождения покупателя услуги. Так, например, при применении персональных девайсов (телефонов, планшетов, ноутбуков, компьютеров и т.п.) сложно определить потребителя услуги в связи с мобильностью пользователей и бизнес-функций в результате использования телекоммуникационных сетей, влияющих на скорость заключения сделки, оплаты и т.п. В условиях цифровизации экономики возникают проблемы дополнительных издержек на ведение бизнеса у налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов) и налоговых агентов, поскольку увеличиваются расходы на применение новых IT-технологий (приобретение современных девайсов, подключение к Интернету, кассового оборудования и т.п.). Кроме вышеуказанных затрат, введение новых технологий требует обучения персонала, проведения технического обслуживания путем заключения договоров со специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии и специалистов, что также требует дополнительных расходов. Еще одной проблемой является низкий уровень доступности к современным технологиям для субъектов, расположенных в районах с отсутствием постоянного доступа к связи, не имеющим возможности заключения договоров с интернет-провайдерами, а также специализированными уполномоченными компаниями. Развитие информационных технологий в целом, в том числе в отдаленных районах, бесплатного программного обеспечения, бесплатных сервисов, а также «пилотных проектов» в налогообложении, в рамках которых любой налогоплательщик сможет апробировать на практике новые IT -системы и сервисы, позволит удостовериться в эффективности внедряемых систем и ознакомиться с их работой без значительных финансовых вложений. Следующая важная проблема заключается в том, что внедрение новых информационных технологий в процесс налогового администрирования обусловливает возникновение налоговых рисков нового порядка, являющихся одним из факторов влияния на информационную безопасность налогоплательщиков и налоговую безопасность государства. На Международном форуме «Российская неделя международного налогообложения», проходившем в апреле 2018 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ, в рамках экспертной дискуссии «Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики» Л.И. Гончаренко отметила важность налоговых рисков, которым подвергаются физические и юридические лица в новых условиях цифровой экономики [8]. Зачастую возникновение налоговых рисков обусловлено существующими пробелами налогового законодательства или некачественной трактовкой правовых норм, когда возможно их двоякое толкование, применением нелегальных налоговых схем, проведением неэффективной налоговой политики и др. Описанные условия традиционно являются причиной, в результате которой сокращаются налоговые поступления [9]. Как результат, имеет место угроза налоговой безопасности страны, а также ее субъектам. 308 Р.А. Петухова, Я.А. Григорьева По нашему мнению, чтобы реализовать мероприятия, направленные на снижение налоговых рисков, а также на обеспечение налоговой безопасности государства, Правительство РФ должно сосредоточиться на решении следующих вопросов: - ликвидировать или свести к минимуму неясности, неточности и противоречия в налоговом законодательстве; - обеспечивать проведение компетентной экспертизы изменений, которые вносят в законодательные акты; - оценивать влияние ожидаемых трансформаций налогового законодательства на деятельность хозяйствующих субъектов и величину их налоговой нагрузки. В налоговом законодательстве РФ на сегодня еще существуют неопределенности, а также неточности, что способствует увеличению налоговых рисков, связанных со сложностями как для государства, так и для его субъектов. Возникает множество противоречий между администраторами налогов и налогоплательщиками в периоды внесения изменений в налоговое законодательство, установления новых налогов и сборов, когда возрастает или возникает новая налоговая нагрузка, что ведет к увеличению реальн^іх угроз снижения объемов налоговых поступлений вследствие стремления налогоплательщиков уменьшать налоговые убытки и риски [10]. В результате описанных мер налоговая безопасность страны оказываются под угрозой формирования новых налоговых расходов государства, поскольку налогоплательщики стремятся уклониться от исполнения новых налоговых обязательств. Так, например, повышение с 1 января 2019 г. основной ставки НДС с 18 до 20% может послужить фактором увеличения количества уклоняющихся от его начисления и уплаты и возникновения дополнительных налоговых расходов государства. Поскольку налоговые риски являются вероятностными показателями, которые определяют возможные вероятные убытки и прибыли, достаточно актуален вопрос важности разработки перечня мероприятий и методик, способных обеспечить проведение анализа, поскольку очень значима дальнейшая оценка и прогнозирование реакции всех участников взаимоотношений при возникновении рисковых ситуаций в новых условиях. Управлять налоговыми рисками для того, чтобы их минимизировать, означает своевременно или в сжатые сроки выявлять неопределенности, анализировать и оценивать налоговую ситуацию, разрабатывать меры, направленн^іе на предотвращение или снижение активного влияния различных факторов как на хозяйственные субъекты, так и на государство [11]. Профилактика, способная повлиять на снижение налоговых рисков государства и увеличение эффективности налогового администрирования, предполагает следующее: 1. Качественная работа и функционирование единого центра обработки информации и работы по генерированию информационной базы данн^іх налоговых органов, которая содержала бы сведения о налогоплательщиках, а также о деятельности субъектов РФ, в том числе в плане финансово- Налог на роскошь: практика применения 309 хозяйственной и социально-экономической деятельности. Создание подобной структуры требует серьезных финансовых вложений и внедряется в России поэтапно. 2. Необходимость проведения разъяснительной работы среди населения по внедрению информационн^іх услуг с целью повышения финансовой грамотности налогоплательщиков и их осведомленности о необходимости использования современных информационных систем, что значительно упрощает взаимодействие с налоговыми органами и экономит время как налогоплательщиков, так и сотрудников ФНС России. 3. Внедрение современн^іх технологий обработки данных, а также сосредоточение их в едином центре доступа на основе принципа автоматизации позволяют существенно расширить возможности налоговых органов в процессе администрирования. Применение указанн^іх инструментов совершенствования налогового администрирования поможет пресечь неформальные отношения с налогоплательщиками и упростит взаимодействие между добросовестными налогоплательщиками и органами ФНС России. Постоянное развитие цифровой экономики и совершенствование технологий обработки информации ставят перед налоговым администрированием все более сложные задачи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что налоговое администрирование должно идти в ногу со временем и соответствовать тем процессам, в том числе и информационно-технологическим, которые происходят в современной экономике РФ [12]. В России планомерно осуществляется процесс внедрения новейших информационных цифровых технологий, что позволит перевести налоговое администрирование и контроль на качественно новый уровень, а также повысить прозрачность ведения бизнеса и создать среду, в которой соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками становится минимально обременительным и максимально удобным и эффективным. Приоритетным направлением является создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, а также переход на централизованное программное обеспечение налогового администрирования. Ввиду этого ФНС России путем постепенного внедрения новых информационных ресурсов проводит ряд организационных мероприятий [13]: - Полный охват с 1 июля 2018 г. розничной торговой сети контрольнокассовой техникой (ККТ), обеспечивающей онлайн-передачу данных на серверы ФНС России. - Интеграция информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов; создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю. - Интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы; запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении. 310 Р.А. Петухова, Я.А. Григорьева - Постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы. - Автоматический обмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций. В рамках мер по совершенствованию системы налогового администрирования в РФ произошло создание и внедрение автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» по хранению и обработке налоговой информации в едином федеральном хранилище в системе центров обработки данных (ЦОД). Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС системы АСК НДС-2 стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС в бюджет. В целях повышения собираемости налогов налоговыми органами начиная с 2005 г. используется риск-ориентированный подход в налоговом администрировании [14]. Работа с налоговыми рисками проводится налоговыми органами по проектам в рамках включает следующие этапы: отраслей и - выявление зон налоговых рисков; максималь- - выявление плательщиков, отраслей и сегментов рынка с ными налоговыми рисками; определить - анализ причин налогового разрыва (tax gap), его можно как разницу между суммой налоговых платежей, которые могли бы поступить в бюджетную систему при условии полного исполнения налогоплательщиками всех норм налогового законодательства и своевременного перечисления налогов, и фактически уплаченной суммой налогов в текущем периоде [15]; - диалог с бизнесом с целью побуждения к добровольному исполнению налоговых обязательств; - последующий мониторинг отрасли, позволяющий осуществлять контроль за добросовестным исполнением налогоплательщиками, входящими в состав отрасли, налоговых обязательств без назначения выездных налоговых проверок. Риск-ориентированный подход в налоговом администрировании предполагает создание среды, в которой операции всех участников рынка в том или ином сегменте для налоговых органов прозрачны. Причем в отношении налогоплательщиков, которым присущи риски совершения налоговых правонарушений, ФНС России активно внедряет различные формы побуждения к добровольному исполнению налоговых обязательств. По данным ФНС России, количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями сократилось почти в 15 раз. Поступления НДС существенно опережают темп роста экономики: в 2016 г. рост составил 8,5%, за семь месяцев 2017 г. - 16% (дополнительно в бюджет поступил НДС на сумму 93 млрд руб.) [6]. В рамках риск-ориентированного подхода в налоговом администрировании с применением современн^іх ИТ-продуктов ФНС России занимается «обеле- Налог на роскошь: практика применения 311 нием» от сокрытия налогов целые отрасли народного хозяйства. Данный механизм уже опробован на участниках рынка меховых изделий, экспорта зерна, рыбодобывающей отрасли, производства электроники, фармацевтики и торговых сетях. По данным ФНС России, за год реализации проекта по маркировке меховых изделий товарооборот на этом рынке вырос в 7 раз. С 1 июня 2017 г. запущена система маркировки лекарственных препаратов [6]. В настоящее время также разрабатываются международные информационные системы налогового учета и контроля. Многие страны присоединяются к единому стандарту ведения финансовой отчетности, что очень важно в рамках построения единой информационной системы обмена данными для налоговых целей. 27 января 2016 г. Россия присоединилась к многостороннему соглашению (Multilateral Competent Authority Agreement - MCAA) об автоматическом обмене сводными отчетами [16] на основе Стандарта ОЭСР об автоматическом обмене финансовой информацией для налоговых целей (CRS) [17], правовым основанием которого является ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам или статья «Обмен информацией» двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. С 2018 г. Россия получает от иностранных государств, участников информационного обмена, сведения о счетах и доходах резидентов РФ от иностранных финансово-кредитных организаций в связи с подписанием интернационального соглашения об обмене информацией об офшорных счетах на проходившем в Пекине в мае 2016 г. X Форуме по налоговому администрированию (Tenth Meeting of the Forum on Tax Administration) [18]. Разработка данной инициативы требует определенной технологической инфраструктуры, наличия координационного совета, развития доверительных отношений между налоговыми органами стран-участниц. Все эти вопросы рассматриваются и решаются в рамках Форума по налоговому администрированию и мер, которые принимаются заинтересованными странами, чтобы решать те проблемы, которые обозначен^! в Плане BEPS. Судя по всему, в настоящее время наступает новая эпоха в развитии налогообложения [19]. Формирующаяся информационная система требует от налогового администрирования внедрения средств и механизмов, которые будут способствовать мобилизации денежных средств в бюджетах различных уровней, а также наличия адекватной системы, которая будет способствовать противодействию уклонения от налогообложения. В этой связи Правительством РФ принят ряд законодательных инициатив [20]: - законодательно закреплено понятие «услуга, оказываемая в электронной форме»; - внедрены определенные правила для определения места, в котором находится покупатель информационных электронных услуг, в плане его географического местоположения; - внедрена НДС-регистрация иностранных продавцов и платформ; - законодательно определено регулирование реализации товаров и услуг в сети Интернет; 312 Р.А. Петухова, Я.А. Григорьева - коммерческая связь определяется с учетом резидентских, платежных и телекоммуникационных факторов. Так, с 1 января 2017 г. на территории РФ зарегистрировано 125 иностранных организаций, среди которых такие ведущие компании, как Google, Apple, Microsoft, Amazon, eBay, Alibaba, Aliexpress, Uber, Viber, Facebook, Financial Times, Eurosport. Данн^іе компании уплачивают НДС при помощи специально разработанного ФНС России электронного сервиса. По данн^ім ФНС России, за первое полугодие 2017 г. налоговые поступления от взимания НДС составили более 4,3 млрд руб. В условиях развития цифровой экономики ФНС России определяет своим приоритетом усиление налогового контроля, а также его адаптацию к новым технологическим условиям, с использованием линейки продуктов цифровой экономики. В настоящее время ФНС России завершает переход на централизованное программное обеспечение налогового администрирования, что позволит усовершенствовать инструменты налогового учета и контроля, а также способствует развитию новых сервисов и переходу на экстерриториальный и бесконтактный принципы обслуживания. Согласно оценкам Министерства финансов РФ в России сохраняются значительное цифровое неравенство, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере цифровых технологий, а образовательные программы не в полной мере соответствуют нуждам цифровой экономики [21]. В проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. [21] содержится комплекс мероприятий, способствующих в целом развитию российской экономики, в том числе совершенствованию налогового администрирования в условиях цифровизации, а именно: - создание системы правового регулирования цифровой экономики; - создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок; - обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики; - обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; - создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок; - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг; - преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы; - создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений; - разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики. Налог на роскошь: практика применения 313 Направления развития налогового законодательства закреплены в стратегической карте ФНС России на 2018-2022 гг., которые в процессе реализации дополняются и детализируются. Одним из необходимых направлений является разработка комплекса мероприятий по усилению контроля над расходными и доходными операциями физических и юридический лиц в сети Интернет, а также введение системы стандартов и правил по предупреждению возможных рисков. Некоторые инициативы Правительства РФ уже нашли отражение в новациях налогового законодательства. В данном контексте, например, с 1 января 2019 г. иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах РФ в связи с оказанием услуг в электронной форме физическим лицам, обязаны исчислять и уплачивать НДС при реализации электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах РФ. Однако на сегодняшний день в условиях имеющихся возможностей использования каналов связи для передачи готового продукта конечному потребителю за пределы территории РФ существует проблема с механизмом налогообложения поставщика подобной услуги при ее реализации и налоговые риски нового порядка. На наш взгляд, при решении данного вопроса в части его правого регулирования, прежде всего, необходимо внести уточнения и дать новое определение понятию «иностранное представительство» с учетом новых реалий и в перспективе разработать механизм налогообложения подобных сделок. Таким образом, планируемые изменения затронут все сферы жизнедеятельности общества, связанные с движением денежных средств. Это принесет значительные преимущества, но также, возможно, обострит существующую ситуацию и создаст определенные налоговые риски. Анализ возможных проблем позволяет спрогнозировать возможные риски и подготовить мероприятия по их минимизации, что представляется актуальным для проведения дальнейших исследований. Цифровизация и интеграция всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов данных, использование Big Data позволят кратно расширить амуницию налогового администрирования [21]. Возникающие сложности в процессе имплементации новых ИТ-систем в налоговую сферу возможно разрешить путем активного взаимодействия с крупным российским ИТ-бизнесом для понимания отраслевой специфики и целевой аудитории, коллегами из других государств и международных организаций, не забывая о необходимости защиты внутренней информации в целях государственной безопасности [13].
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 о Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632р об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
Челышева Э.А. Проблемы и перспективы совершенствования налогового регулирования // Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 1. С. 33-39.
Петухова Р.А. Развитие международного обмена налоговой информацией в процессе деофшоризации экономики // Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2017): труды научно-практической конференции с зарубежным участием 16-17 ноября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. Томск : Изд-во Политехнического университета, 2017.
Мишустин М.В. ФНС России использует прорывные технологии, чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/6973314/
How competitiveness and trust in digital economies vary across the world. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf
Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Адвокатова А.С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. С. 166-172.
Селюков М.В. Исследование концептуальных положений налоговой политики как базового регулятора налогового механизма // Управленческий учет. 2017. № 4. С. 60-70.
Селюков М.В. Механизмы обеспечения налоговой безопасности участников налоговых отношений // Сборник научных трудов по результатам II Международной научно-практической Интернет-конференции «Экономика и право: становление, развитие, трансформация» (Макеевка, 28 апреля 2017 г.) : в 3 т. Макеевка : МЭГИ, 2017. Т. 2. С. 164-169.
Миронова О.А. Налоговая безопасность: развитие теории, методологии и практики // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1. С. 90-97.
Заболотникова В.С. Разработка концептуальной модели управленческой системы в налоговой службе // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 10. С. 7-12.
Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. 2017, март-апрель. № 2(38). С. 191-197.
Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Приказ ФНС России от 30.05.07 г. № ММ-3-06/333. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/
Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговый разрыв: проблемы определения и урегулирования // Вопросы региональной экономики. 2016. № 2 (27). С. 112-115.
A boost to transparency in international tax matters: 31 countries sign tax co-operation agreement to enable automatic sharing of country by country information. URL: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/a-boost-to-transparency-in-international-tax-matters-31-countries-sign-tax-co-operation-agreement.htm
Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters. URL: http://www.oecd.org/ctp/exchange-of-tax-information/standard-for-automaticexchange-of-financial-account-information-for-tax-matters-9789264216525-en.htm.
Tenth Meeting of the Forum on Tax Administration 2016. URL: http://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/meetings/forum-on-tax-administration-beijing-2016.htm
Ромашкова О.Н., Федин Ф.О., Ермакова Т.Н. Нейросетевая компьютерная модель для поддержки принятия решений // Вестник РГРТУ. 2017. № 61.
Левченко Т.А., Тунгусова Е.В. Кластерные структуры: основные характеристики и генерируемый эффект // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 144-148.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390