Перспективы трансформации налогов и налогообложения в условиях цифровой экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/1

Перспективы трансформации налогов и налогообложения в условиях цифровой экономики

В статье говорится о развитии цифровизации налогообложения - как основном фокусе XI международного симпозиума «Теория и практика налоговых реформ». Освещаются основные мероприятия симпозиума. Тезисно раскрывается сущность обсуждаемых проблем, возникающих у государства и налогоплательщиков в связи с форсированной цифровизацией всех социально-экономических процессов. Анализируются результаты работы симпозиума, приводится библиография лучших издательских проектов. Освещаются ключевые идеи докладов, формулируются практические рекомендации по итогам обсуждения этих докладов.

Prospects for the Transformation of Taxes and Taxation in the Conditions of the Digital Economy.pdf Введение 30 июня - 6 июля 2019 г. в г. Томске на базе Института экономики и менеджмента Национального исследовательского Томского государственного университета прошел ХІ Международный симпозиум «Теория и практика налоговых реформ». К симпозиуму были подготовлены две монографии: «Налоги в цифровой экономике» [1] и «Цифровые технологии налогового администрирования» [2]. Кроме того, научные статьи участников симпозиума были опубликованы в ведущих журналах «Journal of Tax Reform» и «Вестник Томского государственного университета. Экономика». Отчет о проведении предыдущих симпозиумов можно найти в публикациях [3-12]. И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич 1. Общая информация о симпозиуме Цель симпозиума - обсуждение актуальных проблем реформирования налоговых систем, выработка новых теоретико-методологических подходов к совершенствованию налоговой политики и налогообложения, формирование творческих коллективов для проведения совместных исследований налоговой направленности. Тематический фокус ХІ симпозиума - теоретические и практические аспекты трансформации налогообложения и налогового администрирования в цифровой экономике. В налоговом симпозиуме приняли участие 95 специалистов, представлявших 40 университетов из 26 городов 6 стран (России, Белоруссии, Германии, Китая, Словении и Украины). В ХІ симпозиуме приняли участие ведущие налоговые ученые из 9 зарубежных университетов. Российское научное сообщество на симпозиуме представляло 80 ученых из 35 высших учебных заведений и 20 городов нашей страны. Симпозиум проводился на двух языках: русском и китайском. Организаторами ХІ симпозиума выступили: Национальный исследовательский Томский государственный университет, Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский госуниверситет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Научно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украины, Институт экономических стратегий Китайской академии общественных наук. В рамках симпозиума было проведено пленарное заседание, 5 тематических секций, круглый стол, административный практикум, презентация журналов, поддерживающих налоговую тематику, и нового монографического проекта. Презентации всех докладов доступны на сайте налогового симпозиума (https://cloud.mail.ru/public/2jJf/4nuUqJBjX). 2. Обзор пленарных докладов С приветственным словом к участникам симпозиума обратился ректор Томского государственного университета д-р психол. наук, проф. Э.В. Галажинский. Ректор рассказал участникам симпозиума об основных вехах развития ТГУ. Томский государственный университет - первый университет в азиатской части России. Он был основан 28 (16) мая 1878 г. императором Александром ІІ как Императорский Сибирский университет. С основания Томского университета начался новый этап развития Сибири - эпоха просвещения, образования и науки в азиатской части России. Сегодня Томский государственный университет является одним из крупнейших классических университетов страны. Особое внимание ректор уделил анализу драйверов реализации в университете программы 5-100. Томский госуниверситет уверенно продвигается во всех мировых рейтингах, следуя сразу за национальными лидерами (Московским и Санкт-Петербургским Перспективы трансформации налогов и налогообложения университетами). В частности, ректор подчеркнул, что по итогам последнего рейтинга QS World University Rankings университет занял 268-е место, обогнав многие ведущие вузы страны. Формула успешного развития университета в самом центре Сибири, по мнению ректора, заключается в программном подходе к развитию человеческого капитала университета и бережном отношении к его традициям. Ректор подробно осветил перспективы развития университета и выполнения задачи по вхождению в сотню лучших университетов мира. Отвечая на вопрос о перспективах интеграции томских университетов в единый университет, ректор отметил, что такая задача на повестке дня стоит и этот процесс активно развивается. В среднесрочной перспективе может быть реализована идея интеграции томских университетов и даже осуществлено строительство нового кампуса для объединенного университета. К участникам симпозиума также обратилась директор Института экономики и менеджмента Томского госуниверситета д-р экон. наук, проф. Е.В. Нехода. Директор рассказала участникам симпозиума о проектах и решениях для развития экономико-управленческого образования и науки в университете. Она подчеркнула, что для университета очень почетно про-водитьть в своих стенах столь представительное научное мероприятие. При этом руководство института всегда открыто для масштабных научных инициатив. Она также акцентировала внимание участников на развитии экономического образования и исследований в университете. В Институте экономики и менеджмента реализован программный принцип управления образовательной деятельностью. Проведена трансформация организационной структуры управления. По сути, в институте успешно создается экосистема образовательной деятельности и привлекаются корпоративные партнеры (более 40 партнеров) в образовательный процесс через консультационные бизнес-проекты, «живые» бизнес-кейсы, практики, приглашение к чтению лекций. Также силами Института экономики и менеджмента для студентов всего университета начал реализовываться инновационнопредпринимательский трек. В частности, создан Клуб предпринимателей, курс «Предпринимательство» включен в программы бакалавриата 12 факультетов ТГУ. Целевая установка - создать на базе Института экономики и менеджмента ТГУ научно-образовательный и предпринимательский центр, оказывающий существенное социально-экономическое влияние на развитие территорий северной части Евразийского континента. С докладом «Технологическое развитие налогового администрирования в Томской области» выступил государственный советник Российской Федерации 2-го класса, руководитель УФНС по Томской области Г.Г. Морозов. Докладчик акцентировал внимание участников симпозиума на том, что миссия Федеральной налоговой службы состоит в осуществлении эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовой основы деятельности государства. Докладчик под- И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич черкнул, что процесс становления Федеральной информационной системы налоговой службы насчитывает 4 этапа. 1-й этап (1991-2000 гг.) характеризовался многообразием программных средств и отсутствием какой-либо централизации информации. На 2-м этапе (2000-2005 гг.) начали внедряться типовые программные комплексы и появились первые федеральные информационные ресурсы. На 3-м этапе (2005-2010 гг.) был создан единый сайт службы и значимые интерактивные сервисы, стартовал процесс электронного документооборота с налогоплательщиками. На 4-м этапе (2010 г. по настоящее время) началась поэтапная централизация функций налогового администрирования. Мир больших данных ФНС - это обработка 76 млн деклараций, 37,5 млн налоговых требований, 15 млрд счетов-фактур по НДС, 250 млн сделок по трансфертному ценообразованию, 4 млн регистрационных сделок, 82 млн уведомлений на уплату имущественных налогов. Это цифровое многообразие поддерживают следующие технологии, развиваемые ФНС: АИС «Налог-3», АСК НДС-2, Автоматический информационный обмен, Онлайн-ККТ, СМЭВ (электронное взаимодействие между ведомствами), Реестр населения и ЗАГС, облачная регистрация и др. Все это способствует реализации миссии ФНС и повышает удовлетворенность налогоплательщиков. Так, индекс удовлетворенности качеством работы налоговых органов в Томской области неуклонно повышается и достиг в настоящее время 99,82%. Заместитель начальника Контрольного управления ФНС России государственный советник Российской Федерации 2-го класса, доцент Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, канд. экон. наук К.В. Новоселов сделал доклад о проблемах и перспективах использования облачных технологий в налоговом администрировании в Российской Федерации. К. В. Новоселов аргументировал, что внедрение инновационных технологий позволяет концептуально менять вектор контрольной работы, планомерно снижать административную нагрузку на налогоплательщиков. Основной акцент в контрольной работе налоговых органов сделан в настоящее время на побуждении налогоплательщиков к добровольному выполнению налоговых обязательств. Докладчик подчеркнул, что к новым вызовам реформы контрольно-надзорной деятельности следует отнести: выстраивание модели партнерских отношений с налогоплательщиком, повышение мотивации не нарушать налоговое законодательство, переход от контроля к предупреждению нарушений, внедрение новых методов аналитики (искусственного интеллекта, машинного обучения, нейронных сетей) в связи с работой с BIG DATA. Так, архитектура информационного пространства налоговых органов выстраивается на интеграции программных продуктов и информационных систем в едином комплексе, позволяющем перевести контроль за бизнес-процессами налогоплательщика в режим мониторинга его текущей деятельности. В итоге налоговое администрирование и в мире, и в России должно превратиться в «адаптивную платформу», работающую исключительно с цифровыми источниками данных и с циф- Перспективы трансформации налогов и налогообложения ровыми идентичностями налогоплательщиков, оперирующую в режиме реального времени и со встроенным налоговым комплаенсом. Заведующий отделом финансово-экономических проблем использования производственного потенциала Института экономики промышленности НАН Украины д-р экон. наук, проф., академик НАН Украины В.П. Вишневский сделал доклад на тему «Экономические и регуляторные последствия цифровой революции в налогообложении». По мнению докладчика, современный этап, который теперь развертывается в мире - кибер-физический, - существенно трансформирует многие аспекты жизни общества. Во-первых, изменяются экономические субъекты. Кроме того, помимо обычных юридических, лиц, ожидается появление лиц электронных: если роботы с искусственным интеллектом самостоятельно принимают производственные решения, то закономерно ставить вопрос об их материальной и налоговой ответственности. Во-вторых, ускоренными темпами развивается новое кибер-физическое производство гибридных продуктов, соединяющих свойства товаров и услуг, производство самоор-ганизуемое, управляемое искусственным интеллектом, в котором человек устранен от принятия производственных решений. Примерно в 1/5 всех видов профессиональной деятельности в мире человеческий труд может быть заменен машинами (это около 400 млн чел. к 2030 г.). В-третьих, рождаются новые институты власти и механизмы инфорсмента в виде репутационного общества и государства. При этом по законам диалектики (развития по спирали) социокультурные (цивилизационные) факторы не исчезают и не растворяются в глобализованном мире, а, наоборот, приобретают в новых условиях большее значение. В-четвертых, формируются новые налоговые институты, связанные с роботизированной автоматизацией производственных процессов и перестройкой системы экономических отношений, обусловленной становлением репутационного государства. Если до последнего времени платежеспособность (и социальный статус) физических и юридических лиц измерялась деньгами, то теперь еще одним его измерителем становятся баллы в системах социального рейтинга (без высоких рейтинговых баллов деньги частично теряют свое значение, поскольку их затруднительно «отоварить» и воплотить во власть). Это объективно трансформирует систему налогообложения. С докладом о модернизации налогового администрирования в Китае выступил директор Департамента налогообложения Института экономических стратегий Китайской академии общественных наук д-р экон. наук, проф. Чжанг Бин. Докладчик подробно рассмотрел эволюцию китайской системы налогового администрирования, начиная с 1950 г. Ключевыми задачами текущего этапа реформирования налогового администрирования в Китае являются: снижение расходов на налоговое администрирование и повышение его эффективности, сокращение доли недоимки по налогам, повышение степени осознанности и удовлетворенности налогоплательщиков в целях обеспечения стабильности налоговых поступлений. Для достижения этих целей предусматривается применение цифровых техноло- 10 И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич гий, уменьшение личного присутствия налогоплательщиков в органах и применение больших данных для анализа поведения налогоплательщиков. По словам докладчика, Китай к 2020 г. намерен создать современную систему налогового администрирования. В частности, обеспечить слияние национальных и местных налоговых бюро в единую налоговую службу, а также провести реинжиниринг всех основных процессов взимания налогов. С докладом об опыте и перспективах налогового стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий в Украине выступил заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского центра индустриальных проблем развития НАН Украины д-р экон. наук, проф. Ю.Б. Иванов. Докладчик продемонстрировал динамику основных показателей развития этого сектора в Украине, а затем остановился на анализе общей (обычной) и упрощенной систем налогообложения, которые используют юридические лица, работающие в IT-секторе. Кроме того, докладчик представил варианты налогообложения физических лиц, занятых в этом секторе. Такие лица уплачивают в общем случае налог на доходы физических лиц в размере 18% от чистой прибыли, военный сбор (1,5%) и минимальный единый социальный взнос, рассчитываемый по базовой ставке (22%), исходя из минимальной заработной платы. В докладе доказано, что нерациональная (с позиций государственных интересов) структура субъектов IT-сектора сложилась вследствие необоснованно либерального налогового режима, установленного для применяющих упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей. Предметом критического анализа послужили различные варианты реформирования налогообложения IT-сектора как в рамках упрощенной, так и в обычной системе налогообложения. Кроме того, докладчик осветил основные векторы налоговой реформы, исходящие от офиса Президента Украины. К таковым следует отнести уплату всех налогов на единый счет, «нулевую» декларацию и проведение налоговой амнистии одновременно с амнистией капиталов, замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал, дальнейшую либерализацию единого социального взноса, прежде всего для граждан-предпринимателей, и обеспечение альтернативных источников финансирования социальных и пенсионных выплат. Руководитель Департамента налоговой политики и таможеннотарифного регулирования (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации) д-р экон. наук, проф. Л.И. Гончаренко сделала доклад об электронных услугах Федеральной налоговой службы и тенденциях развития сервисных интернет-услуг. Как отметила докладчик, к началу 2014 г. национальными веб-сайтами располагали все 193 государства-члена Организации Объединенных Наций (ООН): на 101 из них граждане могли создавать онлайн личные кабинеты, на 73 - подавать декларации по подоходному налогу, на 60 - зарегистрировать компанию. Что касается наиболее распространенных базовых правительственных административных систем, то 190 государств-членов внедрили автоматизированное управление финансами, 179 использовали такие системы для таможенного Перспективы трансформации налогов и налогообложения 11 оформления, а 159 - для налогового администрирования. Официальный сайт ФНС России включает в себя электронные сервисы, охватывающие полный спектр потребностей всех категорий пользователей. Наиболее популярными являются сервисы, оказывающие услуги для бизнес-сообщества, а в последние годы растет и число физических лиц, предпочитающих онлайн-взаимодействие с налоговыми органами. В настоящее время на официальном сайте ФНС России реализовано более 57 интерактивных сервисов. По оценкам многих экспертов, сайт ФНС России является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. ФНС России с января по октябрь 2018 г. было зарегистрировано около 101,9 млн посещений официального сайта пользователями. Формирование сервисной модели деятельности налоговых администраций предполагает еще более широкое электронное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. Развитие сервисов личного кабинета, помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия, также снижает количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снижается и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах. Практикующий налоговый консультант в Германии канд. экон. наук Ральф Буссе рассказал об опыте Евросоюза в формировании единой системы администрирования НДС на трансграничные электронные услуги. Докладчик отметил, что для выявления фиска, имеющего право на взимание НДС, необходимо определить место реализации электронных (цифровых) услуг. Если заказчик (покупатель) электронных услуг по сделкам схемы «В2В» есть плательщик НДС, то местом реализации услуг по действующему в Евросоюзе в целом для услуг общему правилу однозначно признается место осуществления деятельности покупателя. В другом случае, когда покупателем является неплательщик НДС (схема «В2С»), место реализации электронных (цифровых) услуг определяется по месту проживания (постоянного пребывания) покупателя. Администрирование НДС в целевой стране на трансграничные электронные (цифровые) услуги, поставляемые в режиме «В2В» в рамках ЕС и во многих других юрисдикциях, осуществляется при помощи принципа «обратной налоговой повинности (англ. reverse charge)». При этом обязанности декларирования и отчисления НДС возлагаются на покупателя как налогового агента, признанного в своей стране в качестве плательщика НДС. Как отметил докладчик, европейский законодатель пошел налогоплательщикам навстречу, создавая возможность одноразовой регистрации, декларирования и уплаты НДС для всех стран-членов ЕС через «одно окно», получившее название минислужбы по принципу «одного окна» (англ. «Mini-One-Stop-Shop»). Фактически по этому принципу плательщик НДС, добровольно зарегистрировавшись в службе одного окна в одном (скорее в своем) государстве-члене ЕС, в электронной форме подает ежеквартальные налоговые декларации по НДС в службу одного окна с данными о поставках электронных, телекоммуникационных и вещательных услуг неплательщикам НДС в других 12 И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич государствах - членах ЕС. При этом в декларации для каждого государства-члена должны учитываться действующие там ставки НДС. Завершил пленарную работу доклад «Практика противодействия контрафакту на основе обязательной цифровой идентификации и чипизации товаров», который сделала канд. экон. наук, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области И.Ю. Жалонкина. Как отметил докладчик, в настоящее время Правительством Российской Федерации утверждена Концепция создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров. Предусмотрено планомерное введение чипирования товаров на большинство сфер бизнеса с целью контроля продуктовых и финансовых потоков. Так, с 2018 г. обязательному электронному чипированию подлежит алкогольная продукция (реализуется на основе ЕГАИС), с 2019 г. система чипирования распространится на табачную продукцию, духи, шины и покрышки, изделия легкой промышленности, обувь, фотокамеры и фотовспышки, лекарства, готовую молочную продукцию и т. д. Обязательная маркировка этих товаров начинается в 2019 г. В частности, введение обязательной маркировки для табачной продукции установлено с 1 марта 2019 г., парфюмерии - с 1 декабря 2019 г., шин и покрышек пневматических резиновых новых - с 1 декабря 2019 г., верхней одежды и белья постельного, столового, туалетного и кухонного -с 1 декабря 2019 г., фотокамер - с 1 декабря 2019 г., обуви - с 1 июля 2019 г. С 1 января 2020 г. маркировка должна стать обязательной для лекарственных средств. До 2024 г. бизнес России должен перейти на маркировку всех товаров. По оценкам суммарный эффект от внедрения маркировки более 10 товарных групп составит более 1 трлн руб. 3. Административный практикум «Использование онлайн-сервисов Федеральной налоговой службы» На следующий день - 2 июля - в Управлении ФНС по Томской области состоялся административный практикум. Центральную презентацию ключевых сервисов налоговой службы сделала канд. экон. наук заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области И.Ю. Жалонкина. Участники практикума смогли ознакомиться с содержанием наиболее востребованных сервисов, обсудить перспективы их совершенствования, с удовлетворением отметив, что электронные сервисы ФНС России значительно упрощают общение с налоговыми органами, экономят время и затраты налогоплательщиков, освобождают от необходимости посещать инспекцию лично, а также позволяют оперативно получать информацию. Целью выступает практически полное исключение личного взаимодействия налогового органа и налогоплательщика и переход на бесконтактное общение, что полностью соответствует взятому курсу на развитие сервисного имиджа налоговой службы. Кроме того, развитие различных сервисов личного кабинета физических и юри- Перспективы трансформации налогов и налогообложения 13 дических лиц, помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия, также снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снизится и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах. 4. Круглый стол «Акцизная политика по пиву: проблемы и перспективы совершенствования» В тот же день - 2 июля - состоялся круглый стол. Днем ранее участники симпозиума посетили завод «Томское пиво», где ознакомились с ассортиментом продукции, технологическими особенностями производства и проблемами пивоваренной отрасли. Модератор круглого стола А.И. По-горлецкий рассказал о динамике роста акцизов на пиво, динамике производства и потребления пива. Характеризуя ретродинамику структуры потребления алкогольных напитков, модератор аргументировал, что, несмотря на положительное снижение общего уровня потребления в пересчете на чистый спирт, в нашей стране сохраняются крайне негативные процессы в потреблении алкоголя. Главная проблема - в России до сих пор высокая доля потребления крепкого алкоголя (61%) в общей структуре потребления. При этом потребление пива в России падает с 71 л на душу населения в 2013 г . до 55 л в 2017 г . На круглом столе дискуссия развернулась по вопросам принципиальной важности экономической обоснованности долгосрочной акцизной политики в отношении разных видов алкоголя. Однако центральным обсуждаемым был вопрос, как посредством фискальных инструментов изменить негативную структуру потребления. По мнению участников круглого стола, кардинальное смещение потребительских предпочтений в сторону потребления слабоалкогольной продукции, вина и пива является крайне актуальной задачей государственной важности. Наиболее перспективным напитком, имеющим шансы заместить потребление большинством населения крепкого алкоголя, является пиво. Это демонстрирует, в частности, опыт стран Северной Европы (Польши, Швеции, Финляндии и др.), тяготевших в середине прошлого века к аналогичной модели доминирующего потребления крепкого алкоголя. Участники круглого стола отметили проблему разных ставок акцизов на пиво в странах ЕАЭС, дифференциация которых создает диспаритеты в конкуренции и потреблении в трансграничных районах. Кроме того, участники круглого стола высказались в пользу снижения акцизной нагрузки на пиво до уровня европейских пивоваренных стран, в частности Германии, где акциз на пиво более чем в 3 раза ниже, чем в России. Также участники стола посчитали целесообразным изменение вида акцизной ставки в зависимости от крепости напитка. Речь шла о том, чтобы в ЕАЭС использовать европейский опыт дифференцированной акцизной политики к пиву разной крепости. Акцизы на пиво в странах 15 ЕС взимаются пропорционально содержанию этилового спирта в готовом продукте, а 12 странах ЕС принято измерять плотность пива в 14 И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич градусах Плато (Plato): чем больше плотность, тем больше процент содержания этилового спирта. Данное предложение будет способствовать реализации более эффективной акцизной политики в отношении пива, когда ставка акциза будет зависеть от крепости напитка. Впоследствии это приведет к изменению структуры потребления пива в пользу его слабоалкогольных сортов, наносящих меньший вред здоровью российского потребителя. 5. Обзор секционной работы Оживленные дискуссии состоялись 3 июля на четырех тематических секциях. Секция 1 «Теоретико-методологические аспекты цифровой экономики» (модератор В.П. Вишневский). На этой секции было обсуждено 6 докладов, посвященных исследованиям цифровой экономики. Секция 2 «Трансформация налогов в условиях цифровой экономики» (модератор Ю.Б. Иванов). На ней было обсуждено 7 докладов, посвященных анализу трансформационных изменений в налогообложении. Секция 3 «Цифровые технологии налогового контроля» (модератор А. П. Киреенко). На этой секции было обсуждено 6 докладов. Секция 4 «Налоговое регулирование в условиях цифровизации экономики» (модератор Л.П. Гончаренко). На секции было обсуждено 7 докладов. Секция 5 «Проблемы и перспективы совершенствования налоговых систем России и Китая». Эта секция стала центральным мероприятием следующего дня - 4 июля. Ма Цзюнь, д-р экон. наук, профессор, заместитель директора Департамента налогообложения Института экономических стратегий Китайской академии общественных наук, представила доклад на тему «Влияние СССР на китайскую экономическую мысль». Доклад был посвящен влиянию марксизма на дисциплину «государственные финансы». За последние 70 лет было два периода заимствования в истории Китая: 1949-1956 гг., когда советская наука вошла в Китай, и 1978 г., когда американская наука вошла в Китай. Можно выделить следующие этапы изменения экономической и социальной систем и фундаментальную теорию финансов в Китае: (1) 1949-1978 гг. - плановая экономика и госраспределение; (2) 19701990 гг. - плановая товарная экономика, переходный период: обсуждение роли финансовой системы; (3) 1990-2013 гг. - развитие финансовой теории, подходящей к социалистической рыночной экономике; (4) с 2013 г. -построение теории финансов с китайской спецификой. Как аргументировала докладчик, несмотря на то, что в ХІ в. основное влияние имеют западные подходы к финансовой науке, элементы советского подхода к науке во многом в Китае были сохранены, что обусловлено рядом факторов: сохранилась сходная идеология; люди, стоящие у власти, учились в СССР; наука была создана по образцу СССР. Перспективы трансформации налогов и налогообложения 15 Троянская М.А., д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета, раскрыла в своем выступлении теоретические вопросы формирования доходов местных бюджетов за счет налоговых источников и остановилась на анализе зарубежного и российского опыта решения данной проблемы. Уанг Дехуа, д-р экон. наук, профессор, директор Департамента государственного аудита Института экономических стратегий Китайской академии общественных наук (Пекин, Китай), представил доклад на тему «Влияние реформы НДС 2009 г. на инвестиции предприятий и уровень занятости». С 1 января 2009 г. Китай начал проводить комплексную реформу налога на добавленную стоимость, которая позволила предприятиям инвестировать в основные средства в виде машин и оборудования. В докладе даются ответы на следующие основные вопросы: какое влияние налоговая реформа оказала на поведение предприятий; было ли оказано содействие инвестициям в основной капитал предприятий, особенно в период мирового финансового кризиса; повлияла ли реформа на уровень занятости на предприятиях. По результатам исследования докладчик сделал вывод, что реформа значительно способствовала увеличению инвестиций в основной капитал, но влияние на занятость не было существенным, кроме того, реформа способствовала структурным преобразованиям в Китае. Лабунец Ю.Е., государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Томской области, раскрыла проблемы применения нового порядка проведения камеральных налоговых проверок по НДС. Чжанг Бин, д-р экон. наук, профессор, директор Департамента налогообложения Института экономических стратегий Китайской академии общественных наук (Пекин, Китай), представил доклад «Сокращение налогов и сборов в Китае: от структурного сокращения к общей выгоде». Доклад был посвящен исследованию государственной политики Китая в области поэтапного снижения налоговых ставок по основным бюджетообразующим налогам, изменению структуры налогов и сборов. В докладе также были определены основные направления дальнейшей налоговой политики Китая. Чужмарова С.И., д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой банковского дела Сыктывкарского государственного университета имени Пи-тирима Сорокина, раскрыла в своем докладе проблемы совершенствования налогового контроля в сфере лесопользования. 6. Презентация журналов Большой интерес участников симпозиума вызвала сессия, посвященная презентации журналов, поддерживающих налоговую тематику. На сессии главные редакторы презентовали следующие журналы: - Вестник Томского государственного университета. Экономика; 16 И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.М. Гринкевич - Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика; - Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования; - Экономика. Налоги. Право; - Экономика региона; - Journal of Tax Reform. В завершение состоялось обсуждение тематического фокуса следующего налогового симпозиума, который будет посвящен проблемам и перспективам совершенствования налогообложения потребления, и обсуждение тематики двух монографических проектов, которые будут подготовлены к следующему симпозиуму в г. Тюмени. Книга 1: Теоретико-методологическая палитра косвенного налогообложения. Книга 2: Архитектоника современного налогообложения потребления. Дорожная карта этого проекта доступна на сайте: http://taxsymposium.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=414&Itemid=1194&lang=ru. Заключение Практику проведения подобных симпозиумов следует продолжать. XII симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» состоится в начале июля 2020 г. в гг. Тюмени и Тобольске. «Эстафетную палочку симпозиума» принимает Тюменский государственный университет. Мы будем рады видеть новых участников и приветствовать новые идеи! Мы будем рады любой организационной и спонсорской помощи! Ждем Вас! Пишите на электронный адрес оргкомитета: 5symposium@mail.ru

Ключевые слова

налоговый симпозиум, участники, налоговые реформы, экологическое налогообложение, налогообложение, существующие проблемы, монография, tax symposium, participants, tax reforms, environmental taxation, taxation, existing problems, monograph

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванов Юрий БорисовичНаучно-исследовательский центр индустриальных проблем развития НАН Украиныдоктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работеivn77@bk.ru
Гринкевич Анастасия МихайловнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Институт экономики и менеджментаtasya-g89@mail.ru
Майбуров Игорь АнатольевичУральский федеральный университетдоктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансового и налогового менеджментаi.a.mayburov@urfu.ru
Всего: 3

Ссылки

Налоги в цифровой экономике. Теория и методология / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 279 с.
Цифровые технологии налогового администрирования / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 263 с.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоги и налогообложение: сверяем позиции // Налоги и финансовое право. 2009. № 6. С. 196-207.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Теория и практика налоговых реформ: сверяем позиции // Налоги и финансовое право. 2010. № 10. С. 194-202.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Крисоватый А.И. Налоговым реформам - научную основу // Налоговая политика и практика. 2011. № 4. С. 10-13.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Гончаренко Л.И. Реформирование налоговых систем: новое качество обсуждения // Налоги и финансовое право. 2012. № 7. С. 180-190.
Майбуров И.А., Гончаренко Л.И., Иванов Ю.Б., Тарангул Л.Л. Пятый украинороссийский симпозиум: теория и практика налоговых реформ // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5. С. 8-17.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Погорлецкий А.И. Теория и практика налоговых реформ: обмен идеями продолжается // Налоговая политика и практика. 2014. № 9. С. 7-9.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Киреенко А.П. Перспективы совершенствования фискального федерализма // Инновационное развитие экономики. 2015. № 4 (28). С. 3
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Миронова О.А. Перспективы совершенствования теории и практики налогообложения // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 175-184.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Баринов А.Я. Перспективы совершенствования налоговой системы // Инновационное развитие экономики. 2017. № 4 (40). С. 7-16.
Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Лялина Ж.И. Перспективы совершенствования экологического налогообложения // Инновационное развитие экономики. 2018. Т. 46, № 4. С. 7-16.
 Перспективы трансформации налогов и налогообложения в условиях цифровой экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/1

Перспективы трансформации налогов и налогообложения в условиях цифровой экономики | Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 47. DOI: 10.17223/19988648/47/1