Целью статьи является разработка комплекса мер по адаптации регионов к новым условиям модернизации промышленности и внедрению технологических инноваций в условиях надвигающейся новой промышленной революции. Результаты исследования могут быть использованы для формирования концептуальных, методологических и практических подходов по совершенствованию системы пространственного развития территорий для их адаптации и грамотной организации процессов трансформации в новых условиях промышленной революции. В работе делается вывод, что системообразующим ядром пространственного развития территорий в новых условиях высокотехнологических промышленных преобразований должна стать целостная система, образуемая совокупностью различных элементов социальной среды и высокотехнологичного производства, способная к саморазвитию и быстрой адаптации к различным изменениям. В этих условиях особая роль должна отводиться регионам-лидерам, способным за счет развития своего инновационного потенциала обеспечить качественный прорыв в сфере высоких технологий и создать прочную основу модернизации производства и инновационного развития промышленности страны в целом. Для современной модели управления пространственным развитием России предлагается комплексный подход, включающий условия для многостороннего сотрудничества в приоритетных направлениях, не имеющих научных, социальных, национальных и других границ. Предложенная концептуальная модель построения системы инновационного развития территорий в новых условиях развития промышленной революции включает комплекс мер по адаптации их к новым условиям развития высокотехнологического производства, внедрению технологических новшеств, а также сохранению социального ландшафта и недопущения безработицы.
Regions' Readiness for the New Challenges of the Industrial Revolution.pdf Введение Наблюдаемые в последние годы изменения в социально-экономическом и геополитическом пространстве связаны в первую очередь с быстроме-няющимися направлениями развития технологических инноваций и теми 1 Статья подготовлена в рамках исследования по общеуниверситетской комплексной теме Финуниверситета «Новая парадигма общественного развития в условиях цифровой экономики» на период 2018-2020 гг. 10 О.Ю. Смыслова траекториями инновационн^іх преобразований, которые задаются развивающимися странами мира. Так, всего несколько лет назад мало кто знал о широкоизвестных сегодня крупнейших дисруптивных платформах1 Google, Amazon Airbnb, Uber, Tencent и Alibaba. По данн^ім Сбербанка России, на такие платформы прогнозируется к 2025 г. около 30% глобальной выручки и более 40% их глобальной прибыли [1]. К этому же периоду оборот коммерческого интернета в России может достичь 1 трлн долл. На сегодняшний день продажи в сети Alibaba Group исчисляются в 17 млрд долл. в сутки, что сопоставимо с ВВП небольших стран. Другим примером происходящих изменений служит повсеместно распространенный смартфон iPhone компании Appie, который впервые появился на рынке в 2007 г., а в 2016 г. был продан миллиардный смартфон. В 2010 г. компания Google презентовала первый полностью беспилотный автомобиль, а сегодня уже все крупные автокомпании занимаются разработками собственных прототипов робокаров и строят планці на их серийный выпуск. Таким образом, масштаб и размах происходящих изменений указывают на неизбежность технологических прорывов в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, нано- и биотехнологии, другие инновации, возникающие в процессе преобразования человечества. Массовое внедрение кибер-физических систем в производство, обслуживание человеческих потребностей и, как следствие, достижение значительн^іх изменений в производительности труда и генерируемой добавленной стоимости являются основными целевыми индикаторами новой четвертой промышленной революции. Представленная на Ганноверской ярмарке 2011 г. Концепция четвертой промышленной революции «Индустрия 4.0»2 [2-5], ставшей неотъемлемой частью государственной Hi Tech Стратегии 2020 г. Германии, задала новый вектор инновационных преобразований в промышленном секторе, который, в свою очередь, стал началом инновационной гонки экономических «вооружений» развитых стран мира. В контексте этого аналогичные программы, запущенные Францией (Стратегия развития промышленности «Новая индустриальная Франция» - «La Nouvelle France industrielle») [6], Великобританией («Промышленная стратегия Великобритании» (Industrial Strategy) 2017 г.) [7], Бельгией, Нидерландами [8] и другими странами, в том числе и Россией3, ставят своей целью коренным образом изменить 1 Дисруптивн^іе инновации (англ. Disruptive innovation) - «'подрывные инновации», которые изменяют соотношение ценностей на рынке. При этом старые продукты становятся неконкурент'оспособными. так как параметры, на основе которых раньше проходила конкуренция, теряют свое значение. 2 Термин «Индустрия 4.0» изначально был предназначен для обозначения процессов коренного преобразования глобальных цепочек создания стоимости [5]. 3 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”» (с изменениями и дополнениями); Указ президента от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 11 пространство промышленного сектора своих территорий, объединив цифровые, физические и биологические системы в новую высокотехнологическую индустрию промышленного производства [4, 9]. Однако существует мнение некоторых российских и зарубежных экспертов [10-14], что заложенный вектор технологической модернизации и инновационных преобразований имеет как положительные, так и негативные последствия. Другими словами можно сказать, что полноценное развитие так называемой NBICS-конвергенции1 не может не сказаться на изменении уровня развития соответствующей инфраструктуры и человеческого капитала в целом. Так, согласно прогнозам аналитиков [14-17] в ближайшие 30 лет в связи с автоматизацией рабочих мест от 30 до 50% работников могут заменить роботами, которые «проникнут» во все секторы экономики и социальной сферы: от сельского хозяйства до гостиничного бизнеса. При этом есть большой риск исчезновения ряда профессий, связанных с администрированием, финансовым и бухгалтерским учетом. Потерять свою работу могут водители, пекари, страховые агенты, риелторы, продавцы розничных товаров, коллекторы и фармацевты и другие специалисты, функции которых в дальнейшем могут быть автоматизированы или заменены компьютерными программами и другими автоматическими решениями [18, 19]. Это определенным образом изменит характер и организацию не только производственного процесса, коммуникации, социальную структуру общества, но и скажется на перестройке всего социальноэкономического пространства территорий регионов и страны в целом. В этой связи, на наш взгляд, важно рассмотреть направления трансформации социально-экономического пространства территорий страны с учетом специфики их имеющегося ресурсного потенциала, на развитие которых будет непосредственно влиять внедрение в жизнь и деятельность общества новых технологий и продуктов промышленной модернизации. Особенности развития регионов в новых условиях промышленных преобразований В настоящее время есть мнение, что социально-экономическое пространство изначально является дифференцированным и имеет сложную организационную структуру, оказывающую влияние на условия жизнедеятельности людей [20, с. 44]. Пространственное развитие подразумевает, прежде всего, систему расселения людей, связи между населенными пунктами, сферу производства и природопользование. Все эти процессы взаимосвязаны между собой и при воздействии на них определенных факторов создают свой совокупный потенциал, способный на основе комплексного Российской Федерации на период до 2024 года»; Национальный проект «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 г. 1 NBICS-конвергенция - прорыв в нескольких отраслях науки: нано, био, инфо, ко-гнио, социально-гуманитарные технологии [13, с. 77]. 12 О.Ю. Смыслова использования имеющихся ресурсов формировать производственнотерриториальную структуру региона и присущие ей особенности жизнеобеспечения населения. В этой связи лучшее понимание трансформационных процессов в развитии ранообразных территорий, происходящих под воздействием различных внешних и внутренних факторов нового этапа индустриализации, социальных, производственных и других изменений, должен дать анализ пространственного развития и его мониторинг, открывающий новые возможности для исследования социально-экономической дифференциации территорий и разработки мер по их адаптации к новым условиям развития. Полученные ранее результаты исследований по мониторингу пространственного развития России [21-23] позволили нам заключить, что положительная динамика развития территории регионов обусловлена рядом механизмов пространственного развития, в числе которых агломерационный эффект, стягивание ресурсов с периферии, распространение инноваций от периферии к центру, приводящие в конечном счете к неравномерности развития и концентрации экономической деятельности в городских центрах и на пригородных территориях. Более того, обозначенная в Национальном докладе о развитии высокотехнологичного бизнеса в регионах России, подготовленного РАНХиГС и Ассоциацией инновационн^іх регионов России, «_ проблема низкого уровня внедрения новых технологий заключается не в недостаточном стимулировании инновационной активности, а в особенностях структуры экономики России и ее регионов, в преобладании низкотехнологичных отраслей» [24]. Из этого следует, что при постановке задач возрождения национальной промышленности и проведении технологической модернизации в регионах следует учитывать неравномерность развития территорий регионов России и вытекающие из этого негативн^іе факторы влияния. При этом для такой неоднородной по уровню экономического развития страны, как Россия, неравномерность должна выступать в некоторых случаях решающим фактором в проведении институциональной модернизации и проецировании новых технологических решений на региональном уровне. В настоящее время понимание того, что новый скачок в технологическом развитии способен обеспечить стране и ее регионам не только устойчивый экономический рост, но и лидирующие позиции по производству лучших технических решений нового поколения, послужило толчком к активной разработке и внедрению новых государственных программ1, созданию коммерческих и некоммерческих объединений, специализирующихся на продвижении идеи компьютеризации производства и развития технологических инноваций. Основным документом, регламентирующим в 1 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”» (с изменениями и дополнениями); Национальный проект «Цифровая экономика» на период с 2019 по 2024 г. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 13 России процесс перехода к новой ступени индустриализации, является Федеральный закон 2014 г. «О новой промышленной политике в РФ»1. На региональном уровне повсеместно принимаются нормативноправовые документы регионального характера, определяющие те или иные аспекты технологической модернизации и инновационного развития промышленности региона. Так, к примеру, в Липецкой области в настоящее время реализуются Закон Липецкой области от 27.10.2010 № 425-ОЗ «Об инновационной деятельности в Липецкой области» (ред. от 22.02.2017), Постановление администрации Липецкой области от 07.11.2013 № 500 «Об утверждении государственной программы Липецкой области “Модернизация и инновационное развитие промышленности Липецкой области на 2014-2020 годы”», Закон Липецкой области от 01.04.2016 № 507-ОЗ «О правовом регулировании некоторых вопросов промышленной политики на территории Липецкой области» и ряд других регламентирующих до-кументов2. Из этого можно сделать вывод, что реализация такого рода нормативно-правовых документов как в Липецкой области, так и в других регионах страны направлена на регулирование отношений, возникающих между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, и органами государственной власти региона при формировании и реализации промышленной политики в России. Для лучшего понимания изменений в процессах социально-экономического развития России и ее территорий под влиянием появляющихся технологических новшеств и инновационных продуктов (продукты генной инженерии в здравоохранении, сверхпрочные сплавы в металлургии, электронные торговые площадки sharing economy, позволяющие обмениваться товарами и снижать издержки, автоматизация и роботизация многих рабочих процессов, применение умных технологий в городском хозяйстве, развитие возобновляемых источников энергии и изменение структуры энергетической отрасли и многие другие) нам видится в первую очередь важность изучения инновационного потенциала территорий регионов, по результатам которого можно будет сделать вывод об их способностях к качественному переходу к модернизации своего производства и активному внедрению технологических инноваций в новых условиях промышленной революции. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ3 в России производство высокотехнологичных материалов для наноиндустрии постепенно растет и в 2017 г. составило 341,4 т, что на 12% больше значения предыдущего периода (рис. 1). Также наблюдается рост числа используемых передовых производственных технологий по 1 Федеральный закон № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в РФ» // Российская газета. 5 января 2015 г. 2 Сайт администрации Липецкой области. URL: https://www.admlip.ru/documents/oblast/ 3 Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://gks.ru 14 О.Ю. Смыслова различным видам экономической деятельности. Их число в 2017 г. составило 240,0 тыс. ед., что на 3,3% выше показателя предыдущего периода. Наибольшая активность использования передовых производственных технологий проявляется в обрабатывающих производствах - 157,9 тыс. ед., в том числе в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 24,2 тыс. ед.; в научных исследованиях и разработках - 23,6 тыс. ед., а также в производстве машин и оборудования - 14,2 тыс. ед. Производство высокотехнологичных материалов для наноиндустрии, тыс.т 'Число используемых передовых производственных технологий, тыс.ед. Рис. 1. Показатели производства высокотехнологических материалов для наноиндустрии и их использование1 Медленно, но растет удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации. Их число пока не велико, но постепенно увеличивается с 7,3% в 2016 г. до 7,5% в 2017 г. Наибольшее число организаций, осуществляющих технологические инновации, заняты в производстве табачных изделий - 47,1%, компьютеров, электронного и оптического оборудования - 31,9%, лекарственных средств и материалов - 31,6%, электрооборудования - 24,5%. Менее всего охвачены технологическими инновациями организации, занимающиеся вспомогательной деятельностью в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции - 2,1%, издательской деятельностью - 1,8%, рекламной - 1,6%, строительной - 0,7% и профессионально-научной деятельностью - 0,6%. Интерес вызывает динамика изобретательской активности ученых и специалистов в России в разрезе ее федеральных округов (рис. 2). 1 Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www.gks.ru, свободный. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 15 4,5 4 3,5 3 2,5 2 0,5 1,5 1 2013 2014 2015 2016 2017 ^^ЦФО 3,77 3 4,32 3,6 2,93 ^^СЗФО 1,55 1,57 1,63 1,79 1,55 ^^ЮФО 1,16 0,99 1,07 1,17 0,94 ^^СКФО 1,74 0,71 0,49 0,57 0,65 ^І^ПФО 1,49 1,36 1,33 1,31 1,22 УФО 1,03 0,91 0,93 0,92 0,83 ^⅛CΦO 1,23 1,13 1,15 1,09 0,94 ^-ДФО 1,04 0,95 0,94 0,91 0,74 ^-РФ 2 1,65 2 1,83 1,55 Рис. 2. Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. чел. населения), ед.1 Как видно из представленных данных, на протяжении последних пяти лет число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, не увеличивается, а остается на приблизительно одном уровне по сравнению с предыдущими периодами. Это указывает на то, что по уровням изобретательской активности и патентования изобретений существуют значительные расхождения между субъектами Российской Федерации, отражающие различия и в инновационном, и в научно-техническом потенциале регионов. Выше среднероссийского уровня изобретательской активности среди федеральных округов в настоящее время только Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Причем Центральный федеральный округ демонстрирует значительный отрыв по сравнению с другими округами и в 2 раза превышает значение показателя в целом по РФ, что порождает наш интерес к более детальному рассмотрению и пониманию различий в уровне инновационного и научно-технического потенциала террито- 1 Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www.gks.ru, свободный. 16 О.Ю. Смыслова рий на примере Центрального федерального округа в разрезе его областей и регионов-лидеров. Проведенное исследование показало, что в большинстве регионов ЦФО России ведется активная работа по наращиванию инновационного и промышленного потенциала территорий, которая проявляется в росте организаций, выполняющих научные исследования и разработки, увеличении внутренних затрат на научные исследования и разработки, активном использовании передовых производственных технологий (табл. 1). Таблица 1. Группа показателей инновационного развития регионов по организациям1 Области Организации, выполняющие научные исследования и разработки, ед. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн руб. Число используемых передовых производственных технологий, ед. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. Белгородская 15 19 1 465,6 1 921,0 1 421 2 408 Брянская 21 20 352,1 977,7 1 225 1 603 Владимирская 22 29 3 647,8 5 391,3 3 310 6 728 Воронежская 56 65 6 172,2 8 164,5 1 897 2 538 Ивановская 19 23 572,0 585,7 744 933 Калужская 41 43 9 316,5 6 070,9 2 057 3 176 Костромская 7 8 101,8 130,8 1 541 1 668 Курская 16 16 3 013,6 5 936,1 1 314 1 291 Липецкая 12 21 233,0 291,1 3 653 3 422 Московская 235 251 93 252,4 119 715,9 14 458 16 819 Орловская 14 18 474,5 976,4 1 479 1 498 Рязанская 19 25 1 400,7 1 594,4 1 362 1 603 Смоленская 19 25 966,7 1 604,5 1 252 1 750 Тамбовская 27 29 1 440,4 1 079,2 1 966 1 933 Тверская 29 38 3 595,7 4 644,3 3 356 4 206 Тульская 18 21 2 435,1 5 974,9 2 123 2 867 Ярославская 30 46 5 405,2 6 938,5 2 841 2 874 г. Москва 727 748 264 751,7 358 214,8 14 830 20 649 ЦФО 1 318 1 461 369 069,5 491 139,8 62 796 72 648 РФ 3 566 4 032 699 869,8 943 815,2 191 372 232 388 Примечание. Серым цветом выделены регионы, вошедшие в число лидеров по представленным показателям за анализируемый период, без учета города Москвы и Московской области (выделены розовым цветом). В число лидеров среди регионов ЦФО по представленным показателям вошли, не считая города Москвы и Московской области, Ярославская, Воронежская, Калужская и Тверская области, которые демонстрируют высокие результаты не менее чем по двум из анализируемых показателей, что может быть рассмотрено нами как высокие результаты работы регионов в направлении наращивания инновационного потенциала территорий. 1 Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: www.gks.ru, свободный. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 17 Как положительное явление в инновационном развитии территорий России можно отметить рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации. Лидерами в этом направлении выступают Липецкая (18,5%), Белгородская (14,8%) и Рязанская (12%) области. Наибольшие затраты на технологические инновации осуществляют в Московской области (136,6 млрд руб.), а также Белгородской (23,8 млрд руб.), Тульской (16,1 млрд руб.) и Липецкой (15,3 млрд руб.) областях. Однако на фоне роста по исследуемым показателям имеются и негативные тенденции, в частности, за анализируемый период произошло снижение как по ЦФО, так и по России в целом численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками (по ЦФО сократилось на 12 624 чел., по России - на 19 142 чел.). Весьма заметно отсутствие роста числа самих исследователей и получения ими научных степеней и званий: по ЦФО численность сократилась на 5 575 чел., по РФ - на 6 003 чел. Также произошло значительное снижение числа выданных патентов на изобретения и полезные модели (табл. 2). Таблица 2. Группа показателей инновационного развития регионов по персоналу1 Области Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками Численность исследователей, привлекаемых к научным исследованиям и разработкам Численность исследователей с учеными степенями Выдано патентов на изобретения на полезные модели 2013 г. 2017 г. 2012 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. Белгородская 1 227 1 655 916 1 247 375 489 116 155 89 86 Брянская 665 688 627 320 52 78 40 42 63 103 Владимирская 4 919 5 365 1 674 1 947 380 308 199 258 71 42 Воронежская 10 763 10 654 6 204 5 763 954 947 521 460 154 101 Ивановская 816 574 648 462 411 233 427 390 50 42 Калужская 10 528 9 275 4 438 3 789 903 723 100 109 47 27 Костромская 127 114 74 58 21 29 27 35 21 20 Курская 3 016 2 719 1 131 1 032 177 176 152 264 77 87 Липецкая 379 530 191 366 126 226 53 47 29 20 Московская 85 856 86 579 37 425 40 415 7 822 7 667 1 552 1 436 786 549 Орловская 677 837 348 335 129 145 86 57 41 29 Рязанская 2 440 2 461 1 158 1 229 195 189 75 120 73 85 Смоленская 735 903 464 422 60 58 40 41 10 16 Тамбовская 1 644 1 125 703 461 193 184 86 85 33 24 Тверская 4 229 3 971 2 377 2392 455 334 81 38 101 64 1 Составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа к сайту свободный www.gks.ru 18 О.Ю. Смыслова Области Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками Численность исследователей, привлекаемых к научным исследованиям и разработкам Численность исследователей с учеными степенями Выдано патентов на изобретения на полезные модели 2013 г. 2017 г. 2012 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. Тульская 3 499 4 142 2 596 3058 171 216 169 179 92 60 Ярославская 6 148 6 354 2 778 2773 898 863 158 149 102 96 г. Москва 237 419 224 517 131 138 126 115 46 375 41 247 8 699 5 927 3 055 1 992 ЦФО 375 087 362 463 194 890 192 184 59 687 54 112 12 581 9 898 4 894 3 315 РФ 727 029 707 887 372 620 370 379 109 330 103327 23 065 21 037 12 267 8 376 Примечание. Серым цветом выделены регионы, показывающие рост по анализируемым показателям в 2017 г. Однако на общем фоне снижения инновационной активности по анализируемым показателям есть ряд регионов, таких как Белгородская, Брянская, Владимировская, Курская, Рязанская и Тульская области (показатели выделены в табл. 2 серым цветом), которые смогли не только сохранить имеющийся научно-исследовательский потенциал, но и нарастить его. В этой связи, как нам видится, для устранения негативного фактора снижения исследовательского потенциала регионов ЦФО и РФ в целом необходимо предусмотреть комплекс эффективных мер государственной поддержки в области подготовки научных кадров и стимулирования их научно-исследовательской активности. Для большей убедительности и аргументированности сделанных выводов готовность к трансформации и перестройке промышленной системы на уровне региона предлагается рассмотреть на примере одного из регионов ЦФО - Липецкой области, демонстрирующей инновационную активность в технологической модернизации промышленности. Так, на территории Липецкой области в настоящее время около 20% организаций осуществляет технологические инновации. Этот показатель превышает значение среднероссийского уровня более чем в 2 раза (по РФ -7,3%, в ЦФО - 9%). По этому показателю Липецкая область занимает первое место в ЦФО и третье - в России. Также в последнее время продолжается рост объема отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) собственного производства, который за первое полугодие 2018 г. составил 31,9 млрд руб., что на 31% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Значительный рост инновационной продукции отмечен в производстве лекарственных средств - в 5,4 раза, в производстве напитков - в 1,8 раза, в металлургическом производстве - в 1,5 раза, в производстве готовых металлических изделий - на 17,2%, в производстве электрического оборудования - на 15%1. 1 Сайт администрации Липецкой области. URL: ttp://admlip.ru Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 19 Однако согласно проведенному специалистами Ассоциации инновационных регионов России и РАНХиГС ранжированию регионов России по их доле в ресурсах России для развитии высокотехнологического бизнеса (капитал, труд, инфраструктура и научный потенциал) Липецкая область вместе с 26 регионами России вошла в среднюю группу, вклад высокотехнологического бизнеса которых в производство, экспорт, налоги высокотехнологического сектора не превышает 2% [24]. При этом ранг Липецкой области в данном направлении повысился на 11 пунктов относительно предыдущего периода, что говорит о росте ресурсов региона для развития высокотехнологического бизнеса страны. На основе этого можно заключить, что Липецкая область способна обеспечить качественный переход к модернизации своего производства и активному внедрению технологических инноваций в новых условиях промышленной революции. Ключевой задачей развития региона на новом этапе смены технологических укладов должно стать выращивание высокотехнологического бизнеса и создание всех необходимых условий к выходу ряда региональных компаний, таких например, как «Индезин Интернешнл», «Фосагро-Липецк», АКЗО «Нобель Коутингс» и др., на глобальный рынок. Таким образом, можно сделать вывод, что имеющийся социальноэкономический потенциал регионов-лидеров ЦФО по некоторым анализируемым показателям позволяет целостно развиваться их производственнотерриториальной структуре, участвовать передовым инновационным и производственным предприятиям в новом витке технологического прогресса, создавая новые технологии и инновационно востребованную продукцию. Регионам, отстающим в этом направлении, следует пересмотреть политику в сфере модернизации и инновационного развития промышленности, обеспечить поддержку тем организациям, которые готовы работать в новых направлениях индустриализации, и создать все условия для активного развития инновационной деятельности во всех отраслях и сферах экономической деятельности региона. Такого рода подходы могут быть применимы и для других регионов России, где ставятся задачи по модернизации промышленного производства и достижению высоких показателей экономического развития. Организация процесса пространственного развития регионов в условиях промышленных преобразований Многие аналитики и исследователи [5, 14-16, 20] считают, что новая промышленная революция, влекущая за собой создание нового типа промышленного производства на основе полной автоматизации, технологий интернета вещей, анализа больших данных, виртуализации пространства и т.д., ставит перед государством и обществом в целом новые сверхважные задачи адаптации и переориентации работодателей на новые требования к профессиональным знаниям и навыкам их работников. При этом, как показывает практика, все промышленные революции сопровождаются соци- 20 О.Ю. Смыслова альными изменениями, влияющими на человека: растет численность работников умственного труда, сокращается численность занятых тяжелым физическим трудом, происходит изменение соотношения свободного и рабочего времени [17]. В этот период происходит массовая урбанизация, машины постепенно заменяют человеческий труд, способствуя нарастанию социального расслоения и росту технологической безработицы [11, 17]. В таких условиях возникает острая необходимость в высококвалифицированных специалистах, способных быстро адаптироваться к новым вызовам технологического прогресса и профессионально работать с «умными» машинами и новыми технологиями. Поэтому перестройка системы образования с учетом требований современного рынка труда должна рассматриваться как одна из ключевых задач. Мы согласны с мнением ряда аналитиков и экспертов [10, 12, 18], что технологическое развитие приводит к повышению уровня жизни населения, формируя новые потребности человека, однако при этом, как правило, усугубляется социальное расслоение общества. В этой связи, как нам видится, для наращивания социально-экономического потенциала развития регионов, роста числа технологических новшеств и практического их применения в жизнедеятельности населения необходимо объединить усилия власти, науки, бизнеса и общества в единую систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающую комплексный подход к решению возникающих вопросов в реализации технологического прорыва в промышленном производстве. Для достижения этого нами предложен комплексный подход к обеспечению устойчивого развития территорий в системе глобального промышленного развития, осуществляемого под воздействием новых направлений промышленной революции во всех сферах экономики регионов (рис. 3). Для разработки мер по достижению устойчивого развития территорий в новых условиях индустриализации необходимо, на наш взгляд, основываться на комплексном и взаимоувязанном подходе, включающем три ключевые составляющие: ресурсы (развитие потенциала), способности (механизмы развития) и использование (рациональность расходования и накопление). На основе изученного теоретико-методического материала, в соответствии с поставленной целью данного исследования, подход к построению системы качественных трансформаций в социально-экономическом развитии территорий страны под влиянием научно-технических и технологических преобразований в промышленной сфере должен строиться, по нашему мнению, не стихийно, а постоянно регулироваться и контролироваться. При этом процедура регулирования должна осуществляться, исходя из следующих основополагающих принципов: 1. Применение системного подхода к объекту анализа, представление его как подсистемы более крупной социально-экономической системы, изучение взаимосвязей с другими территориальными единицами в общем поле пространственных изменений и инновационных преобразований. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 21 Рис. 3. Комплексный подход к организации процесса устойчивого развития территорий регионов в условиях новой промышленной революции 2. Отражение различных аспектов качества жизни населения в системе технологических преобразований, включая экономическое благосостояние, доступность образования и здравоохранения, экологическую обстановку и т.д. 3. Учет специфики территориальной расположенности и того ресурсного потенциала, которым обладают конкретные территории. 4. Учет статистических и динамических диспропорций по основным характеристикам внедряемых новаций и технологических разработок в промышленном производстве территорий. 22 О.Ю. Смыслова 5. Применение научно обоснованного подхода к размещению новых и реконструкции старых материальных объектов промышленного производства с учетом основных характеристик развития социально-экономического пространства территорий (плотность, размещение, связанность) и направлений индустриальной модернизации экономики. Как нам видится, придерживаясь данн^іх принципов, можно более эффективно управлять процессами индустриализации в пространственном развитии территорий страны и ее регионов и совершенствовать их. Таким образом, в целях повышения эффективности дальнейшего управления процессом устойчивого развития регионов нами разработан комплекс мер по адаптации их к новым условиям развития высокотехнологического производства, внедрению технологических новшеств, а главное - сохранению социального ландшафта и недопущению массовой технологической безработицы (рис. 4). В качестве основных направлений устойчивого развития территорий и возможностей безболезненного вхождения их в новое индустриальное поле мирового пространства предлагаются следующие: - Создание системы государственной поддержки междисциплинарн^іх исследований в симбиозе областей деятельности новой промышленной революции. - Создание единой системы взаимосвязанн^іх компонентов, объединяющей продвинутые инновационные разработки и технологии (робототехника, 3d-принтеры, большие данные). - Проведение целенаправленной политики на рынке труда, развитие системы повышения профессиональной эффективности трудовых ресурсов. - Стимулирование активного участия высококвалифицированн^1х российских IT-специалистов в разработке инновационн^іх программных продуктов для промышленного сектора экономики. - Создание социальной экосистемы плавного внедрения технологий и их социального проектирования [13]. - Совершенствование всех уровней образования, включая образование взрослых. - Регулирование процесса перемещения трудовых ресурсов с территорий с низким уровнем заработной платы в города с высокооплачиваемой работой по одним и тем же видам деятельности (решение проблемы большой зарплатной вилки за одну и ту же работу в разных странах). - Поддержка спроса на навыки будущего, развитие образовательной инфраструктуры и новых востребованн^іх учебных программ; поддержка образования, совмещенного с путешествиями, повышение мобильности между странами БРИКС. - Развитие культуры сознательного отношения к технологиям, а также продвижение идеи обучения длиною в жизнь как органичную часть полноценного развития современного человека. Готовность регионов к новым вызовам промышленной революции 23 Рис. 4. Концептуальная модель построения системы устойчивого развития территорий в новых условиях промышленной революции Заключение Проведенное исследование позволило заключить, что особенностью четвертой промышленной революции выступает междисциплинарный характер создаваемых технологий и продуктов. Этот аспект создает специфическую основу для их разработок и дальнейших продвижений. Вот почему, по нашему мнению, системообразующим ядром пространственного развития территорий в новых условиях высокотехнологических промышленных преобразований должна стать целостная система, образуемая совокупностью различных элементов социальной среды и высокотехнологичного производства, способная к саморазвитию и быстрой адаптации к различным изменениям. Для того чтобы новые технологии и производства 24 О.Ю. Смыслова могли обеспечить развитие экономики страны, надлежит преодолеть «цифровой разрыв», создавая благоприятные условия для увеличения инвестиций в цифровые технологии. Более того, необходимо совершенствовать законодательную базу, обеспечивающую конкуренцию между компаниями, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики и стимулировать рост предпринимательской активности в сформировавшихся областях деятельности. Особая роль должна отводиться регионам-лидерам, способным за счет развития своего ресурсного потенциала обеспечить качественный прорыв в сфере высоких технологий и создать прочную основу для модернизации производства и инновационного развития промышленности страны в целом. Для современной модели управления развитием территорий России необходимо, на наш взгляд, создать условия для многостороннего сотрудничества в приоритетных направлениях, не имеющих научных, социальных, национальных и других границ. Это будет способствовать созданию единой системы взаимодействия власти, общества, бизнеса и науки на всей территории России, которые смогут активно участвов ать в развивающихся процессах индустриализации, создавать новые технологические продукты и способствовать устойчивому экономическому росту конкретных территорий и страны в целом.
Экосистемы растут как на дрожжах: Alibaba, Airbnb, Uber… Сбербанк? URL: https://1neof.ru/ekosistemy-rastut-drozhzhah-alibaba-airbnb-uber/ (дата обращения: 01.05.2019).
Industrie 4.0: Mit dem Internet der Dinge auf dem Weg zur 4. industriellen Revoluti-on». Vdi-nachrichten.com (in German). URL: http://www.vdi-nachrichten.com/Technik-Gesellschaft/Industrie-40-Mit-Internet-Dinge-Weg-4-industriellen-Revolution (accessed: 15.09.2018).
Industry 4.0. Challenges and Solutions for the Digital Transformation and Use of Exponential Technologies / Deloitte. URL: https://www.deloitte.com/ch/en/pages/manufactu-ring/articles/manufacturing-study-industry-4.html# (accessed: 27.09.2018).
World Economic Forum Documentary: The Fourth Industrial Revolution // YouTube.com [Site]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kp W9JcWxKq0 (accessed: 10.09.2018).
Шваб К. Четвертая промышленная революция / [перевод с английского]. М. : Эксмо, 2016. 208 с.
Бурденко Е.В. Промышленная политика Франции по поддержке легкой промышленности // Дизайн и технологии. 2014. № 43 (85). С. 86-90.
Доклад «Промышленная стратегия Великобритании» (Industrial Strategy). URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/6 64563/industrial-strategy-white-paper-web-ready-version.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
Отчет по страновому исследованию для субъектов малого и среднего предпринимательства Томской области «Выход на рынки стран-членов европейской сети поддержки предпринимательства EEN (Бельгия/ Австрия /Израиль/ Голландия/ Латвия/ Чехия)». URL: http://www.ved.tomsk.ru/upload/files/pdf/!EIKC-TO.Issledovanie_EEN 2015.pdf (дата обращения: 15.12.2018).
Long H. Stephen Hawking: Technology Is Making Inequality Worse // CNN. Money [Site]. October 12, 2015. URL: http://money.cnn.com/ 2015/10/12/news/economy/stephenha-wking-technology-inequality/ (accessed: 20.09.2018).
Малинина Т.Б. Человек в контексте социальных изменений четвертой промышленной революции // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 3 (81). С. 162-165.
Носова С.С., Рябцун В.В., Норкина А.Н. Цифровая экономика как новая модель современного социально-экономического развития России // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3. С. 26-32.
Юдина М.А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60, февраль. С. 197-215.
Юдина М.А. Новая промышленная революция как вызов государственному управлению // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 61, апрель. С. 76-95.
Капелюшников Р.И. Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест?: препринт WP3/2017. Электрон. текст. дан. (1 МБ). М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 39 с. (серия WP3 «Проблемы рынка труда»).
Белокрылова О.С. Смена технологических укладов или 4-я промышленная революция?: Институционализация индустрии на юге России // Вестник экспертного совета. 2017. № 3 (10). С. 3-10.
Зарукина Е.В. Тенденции и проблемы развития сферы труда в условиях четвертой промышленной революции // Региональная экономика и развитие территорий : сб. науч. ст. СПб., 2017. С. 110-113.
Схведиани А.Е., Горовой А.А. Четвертая промышленная революция как основа перехода к шестому техническому укладу // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и управления». М., 2017. С. 55-59.
Кочеткова Л.Н., Козлова М.А. Четвертая промышленная революция: социальные трансформации и новые требования к человеку // Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем». М., 2017. С. 444-449.
Четверикова О.Н. Новая промышленная революция и пять принципов энергоинформационного развития // Энергетическая политика. 2017. № 5. С. 39-48.
Митрошин А.А., Шитова Ю.Ю., Шитов Ю.А. Методы оценки качества жизни населения и социально-экономической дифференциации территорий. М.: ИНФРА-М, 2018.
Мониторинг пространственного развития России с учетом миграционного процессов: использование GIS-технологий: монография / под ред. Р.В. Фаттахова. Орел: ОрелГУЭТ, 2017. 188 с.
Меренкова И.Н., Нестерова Н.Н., Савенкова О.Ю. Теоретико-методологические основы пространственного развития территорий и системы мониторинга // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Стратегические инициативы социально-экономического развития хозяйствующих субъектов региона в условиях внешних ограничений». Липецкий, 2017. С. 211-225.
Фаттахов Р.В., Строев П.В. Пространственное развитие России: вызовы современности и формирование точек экономического роста // Сборник научных статей II Международного форума Финансового университета «В поисках утраченного роста». 2016. С. 181-204.
Национальный доклад «Высокотехнологичный бизнес в регионах России». 2018. URL: http://www.i-regions.org/reiting/rejting-innovatsionnyj-biznes-v-regionakh-rossii/2018 (дата обращения: 20.01.2019).