Бюджетное финансирование социально-культурной сферы России и Китая: сравнительный аспект
В статье на основании официальной статистической отчетности России и Китая проанализированы показатели бюджетного финансирования социальнокультурной сферы за 2008-2017 гг. В рамках структурного анализа бюджетных расходов каждой страны выявлена приоритетность данных направлений финансирования для расширенного бюджета Российской Федерации, при незначительной доле социально-культурного блока в структуре расходов государственного бюджета Китайской Народной Республики. Анализ динамики государственных расходов на социально-культурные мероприятия за указанный период показал значительный рост подобных расходов в Китае при замедлении темпов роста в России. Особое внимание уделено анализу расходов на социально-культурный блок в объеме ВВП страны. Установлено, что российские значения расходов на социально-культурную сферу в объеме ВВП постепенно приближаются к показателям развитых стран. Это соответствует общемировым тенденциям государств-лидеров, где наблюдается процесс наращивания расходов именно на социальную защиту вследствие влияния таких факторов, как старение населения, сокращение рождаемости, увеличение безработицы. Подчеркивается, что китайские расходы на социально-культурные мероприятия в объеме ВВП значительно уступают показателям ведущих экономик мира и направлены в большей степени на финансирование образования, что является обоснованным в условиях этапа «догоняющего развития». Сделан вывод о том, что современные угрозы и вызовы создают необходимость корректировки приоритетов и объемов государственного финансирования расходов на социально-культурные мероприятия в Китае и России.
The State Financing of the Sociocultural Sphere in the Economies of Russia and China: A Comparative Analysis.pdf В последние годы, когда во многих странах наблюдаются тенденции замедления развития или даже стагнации экономики, ускоренные темпы развития экономики Китая вызывают значительный интерес. Некоторые специалисты считают, что причиной столь успешного развития являются административные реформы [1. С. 1265], которые позволили Китаю добиться беспрецедентных результатов как внутри страны, так и на международной арене. Другие полагают, что бюджетные стимулы китайских экономических реформ начала 1980-х гг. стали эффективным инструментом институционального влияния государства на всех экономических Бюджетное финансирование социально-культурной сферы 265 агентов и создали в Китае стимулы экономического развития [2. С. 17]. Именно элементы бюджетного стимулирования, по мнению и ряда иностранных специалистов, определили старт бурного роста экономики Китая [3, 4]. В связи с этим исследование особенностей функционирования бюджетной системы Китая, обобщение всего успешного опыта бюджетных реформ и извлечение пользы из полученных уроков для различных стран -все это стало предметом многочисленных дискуссий. В российских исследованиях можно встретить публикации, посвященные отдельным аспектам функционирования государственных и муниципальных финансов Китайской Народной Республики. Так, общая характеристика бюджетной системы Китая представлена в работах Т.В. Колесниковой [5], Д.В. Кадочникова [6], И. Чжана [7]. Проблемы формирования, становления и развития межбюджетных отношений в КНР исследуются Р.Х. Бахитовой [8], Р.Р. Рамазановым [9], А.В. Асадуллиной и Г.Р. Ислакаевой [10]. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Китайской Народной Республики и состояние государственного (муниципального) долга являются предметом изучения Г. А. Горбацевич [11], А. А. Сахарова [12]. Однако в публикациях отечественных исследователей вопросы финансирования социально-культурной сферы из государственного бюджета Китая в сравнении с Россией или другими странами рассмотрены крайне мало. В связи с этим целью настоящей работы послужило выявление ключевых сходств и отличий бюджетного финансирования социальнокультурной сферы КНР и РФ, а также сопоставление с аналогичными показателями мировых держав. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач: 1) определить методологические особенности, понятийный аппарат, статистическую информацию для проведения анализа; 2) разработать алгоритм и последовательность проведения сравнения; 3) проанализировать динамику, структуру государственных расходов на социально-культурные мероприятия Китая, России, сопоставить с показателями ведущих экономик мира; 4) сделать рекомендательные выводы для Российской Федерации. Для проведения такого исследования используется следующий понятийный аппарат и статистическая информация: a) под социально-культурной (социальной, непроизводственной) сферой понимается совокупность видов экономической деятельности, включающая здравоохранение, образование, культуру, социальное обслуживание и социальную защиту, физическую культуру и спорт, поскольку их деятельность направлена непосредственно на человека, его развитие и совершенствование [13. С. 151; 14. С. 48]; b) бюджетное финансирование социально-культурной сферы для Российской Федерации представлено показателями расширенного бюджета, т.е. консолидированного бюджета РФ (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов) и бюджетов государственных внебюд- Н.Я. Кривоносова 266 жетных фондов [15], для Китайской Народной Республики - государственного бюджета (центрального бюджета и местных бюджетов) [16]; c) используются официальные данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [17] и Национального бюро статистики Китая (NBS) [18], обеспечивающие единообразие методологических основ формирования статистических показателей; d) вводится равнозначность разделов бюджетной классификации двух стран в соответствии с требованиями национального законодательства и нормами международного права (Classification of the Functions of Government) [19] (табл. 1). Таблица 1. Разделы-эквиваленты классификации расходов КНР, РФ и международного права Китай Россия (до 2010 г. включительно) Россия (после 2011 г.) Classification of the Functions of Government Расходы на образование Расходы на образование Расходы на образование Образование Расходы на культуру, спорт и средства массовой информации Расходы на культуру, кинематографию, СМИ Расходы на культуру, кинематографию Отдых, культура и религия Расходы в области социальной защиты и занятости населения Расходы на социальную политику Расходы на социальную политику Социальная защита Расходы на здравоохранение и планирование семьи Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт Расходы на здравоохранение Здоровье - - Расходы на средства массовой информации - - - Расходы на физическую культуру - Алгоритм анализа бюджетного финансирования социально-культурных расходов России и Китая включает несколько этапов: - осуществляется структурный анализ бюджетного финансирования социально-культурной сферы в общем объеме расходов; - проводится динамический анализ с выявлением среднегодового темпа прироста расходов на социально-культурные мероприятия; - определяется доля расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме ВВП; - рассматриваются показатели среднего значения расходов на социально-культурные мероприятия в объеме ВВП в сравнении с отдельными странами ОЭСР; - выявляется структура социально ориентированных расходов; - производится сопоставление полученных результатов. Бюджетное финансирование социально-культурной сферы 267 Динамика и удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме расходов государственного бюджета Китая и расширенного бюджета России за 2008-2017 гг. представлены в табл. 2. Таблица 2. Структура расходов на социально-культурные мероприятия Китая и России за 2008-2017 гг. Показатели | 2008 | 2009 | 2010J 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 КИТАЙ, трлн юаней РАСХОДЫ ВСЕГО 6,3 7,6 9,0 10,9 12,6 14,0 15,2 17,6 18,8 20,3 ИТОГО на социально-культурные мероприятия, в т. ч.: 2,0 2,3 2,8 3,6 4,3 4,7 5,2 6,0 6,6 7,3 расходы на образование 0,9 1,0 1,3 1,7 2,1 2,2 2,3 2,6 2,8 3,0 расходы на культуру, спорт и средства массовой информации 0,1 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 расходы в области социальной защиты и занятости населения 0,7 0,8 0,9 1,1 1,3 1,5 1,6 1,9 2,2 2,5 расходы на здравоохранение и планирование семьи 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 1,0 1,2 1,3 1,5 Доля социальнокультурных расходов в общем объеме расходов, % 31,7 30,3 31,1 33,0 34,1 33,6 34,2 34,1 35,1 36,0 Среднее значение доли за период, % 33,3 РОССИЯ, трлн руб. РАСХОДЫ ВСЕГО 14,0 16,0 17,6 20,0 23,2 24,9 27,6 29,7 31,3 32,4 ИТОГО на социально-культурные мероприятия, в т. ч.: 7,1 8,5 10,1 11,2 13,2 14,3 15,1 17,1 17,9 19,0 расходы на образование 1,7 1,8 1,9 2,2 2,6 2,9 3,0 3,0 3,1 3,3 расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт 1,5 1,7 1,7 1,9 2,3 2,3 2,5 2,9 3,1 2,8 расходы на социальную политику 3,6 4,7 6,2 6,5 7,7 8,4 8,9 10,5 10,9 12,0 268 Н.Я. Кривоносова Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 расходы на физическую культуру и спорт - - - 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 средства массовой информации - - - 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 Доля социальнокультурных расходов в общем объеме расходов, % 50,7 53,1 57,4 56,0 56,9 57,4 54,7 57,6 57,2 58,6 Среднее значение доли за период, % 56,0 Источник: составлено по данным: China Statistical Yearbook. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/; Россия в цифрах. URL: https://gks.ru/folder/210/document/12993 Анализ табл. 2 показал, что доля расходов на социально-культурные мероприятия в структуре государственного бюджета КНР в среднем за 10летний период составила 33,3%, при этом видно, что наибольший удельный вес в структуре таких расходов имеют расходы на образование. Причиной превалирования указанных расходных статей является реализация программных мероприятия, разработанных в рамках 16 Национального конгресса Коммунистической партии Китая, который предложил план построения всеобъемлющего благополучного общества к 2020 г. Вот некоторые тезисы указанного плана, имеющие очевидно социально ориентированный характер: - сделать бесплатное обязательное образование доступным для всех сельских и городских учащихся к осени 2008 г.; - предоставить финансовую помощь учащимся из бедных семей в высших учебных заведениях, профессиональных колледжах; - поддержать развитие медицинского обслуживания; - содействовать и ускорять создание новой кооперативной системы медицинского обслуживания в сельских районах; - осуществлять дальнейшие инвестиции в строительство системы социального обеспечения; - создавать и совершенствовать различные системы социального обеспечения [20]. В структуре расширенного бюджета РФ за анализируемый период расходы на социально-культурные мероприятия составляют в среднем 56%, однако наибольшее весомыми становятся расходы на социальную политику. Превалирование расходов на социальную политику обусловлено значительным объемом расходных обязательств по выплате пенсий, пособий и других мер социальной поддержки населения, которые возложены не только на федеральной бюджет, но и на бюджеты государственных внебюджетных фондов - Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования [21. С. 11]. Таблица 3 отражает темп роста расходов на социально-культурные мероприятия в обоих государствах за 2008-2017 гг. Как показал анализ, за Бюджетное финансирование социально-культурной сферы 269 10-летний период в Китае наблюдался среднегодовой рост расходов на социально-культурные мероприятия 116,57%, что несколько выше, чем значение рассматриваемого показателя за этот же период в РФ (111,78%). Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на более низкую долю социальных расходов в общем объеме расходов государственного бюджета Китая по сравнению с аналогичными показателями в России, темп прироста последних в КНР выше, нежели в РФ. Таблица 3. Динамика расходов на социально-культурные мероприятия Китая и России за 2008-2017 гг. Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 КИТАИ ИТОГО на социально-культурные мероприятия, трлн юаней 2,0 2,3 2,8 3,6 4,3 4,7 5,2 6,0 6,6 7,3 Темп роста социальных расходов в номинальном значении, % - 115 122 129 119 109 111 115 110 111 Среднее значение за период, % 116,57 РОССИЯ ИТОГО на социально-культурные мероприятия, трлн руб. 7,1 8,5 10,1 11,2 13,2 14,3 15,1 17,1 17,9 19,0 Темп роста соци-альныхрасходов в номинальном значении, % - 120 119 111 118 108 106 113 105 106 Среднее значение за период, % 111,78 Источник: составлено по данным: China Statistical Yearbook. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/; Россия в цифрах. URL: https://gks.ru/folder/210/document/12993 Следует подчеркнуть, что ряд отечественных специалистов, например Б.Л. Рудник и В.В. Романова, отмечают значительное увеличение объема бюджетного финансирования социально-культурной сферы для России, которое приближается к показателям стран ОЭСР бывшего Восточного блока [22. С. 127]. Однако отдельные китайские специалисты утверждают, что по данным показателям китайские объемы значительно уступают не только странам ОЭСР, но и странам с переходной экономикой [23]. Таким образом, для того чтобы оценить более точно, насколько финансирование расходов на социально-культурные мероприятия в России и КНР приближается к мировым позициям, рассмотрим показатели соотношения указанных расходов с объемами ВВП каждой страны. Н.Я. Кривоносова 270 Анализ табл. 4 показал, что в структуре ВВП Китая расходы на социально-культурные мероприятия составляют в среднем 7,76%, при этом следует подчеркнуть, что доля таких расходов имела положительную тенденцию на протяжении всего рассматриваемого периода. Доля расходов на социальнокультурные мероприятия в РФ составляет примерно 20% от величины ВВП, вместе с тем очевидно, что удельный вес таких расходов имел непостоянную динамику. Так, из табл. 4 видно, что в 2011 и 2014 гг. Россия снизила долю расходов, направляемых на социально-культурные мероприятия, поскольку удельный вес таких расходов в объеме ВВП сократился по сравнению со значениями предыдущих периодов. Таблица 4. Объем расходов на социально-культурные мероприятия в ВВП Китая и России за 2008-2017 гг. Показатели 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 КИТАИ ИТОГО на социально-культурные мероприятия, трлн юаней 2,0 2,3 2,8 3,6 4,3 4,7 5,2 6,0 6,6 7,3 ВВП, трлн юаней 32,1 34,8 41,1 48,5 53,9 59,0 64,5 68,6 74,1 82,5 Доля социальнокультурных расходов в общем объеме ВВП, % 6,23 6,61 6,81 7,42 7,98 7,97 8,06 8,74 8,91 8,84 Среднее значение доли за период, % 7,76 РОССИЯ ИТОГО на социально-культурные мероприятия, трлн ру
Ключевые слова
бюджет,
социально-культурная сфера,
расходы бюджета,
ВВП,
Россия,
Китай,
приоритетность расходования средствАвторы
Кривоносова Наталья Яковлевна | Байкальский государственный университет | кандидат экономических наук, зам. директора Читинского института (филиала) | krivonos_nat_ja@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Трощинский П.В. Административная реформа в КНР: политико-правовые аспекты // Административное и муниципальное право. 2014. № 12 (84). С. 1264-1270.
Зулькарнай И.У. Стимулы экономического развития, создаваемые бюджетной системой Китая для всех уровней государственного и местного управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 4 (18). С. 16-21.
Жуджунь Дин, Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. Минск : Издательский центр БГУ, 2008. 446 с.
Коуз Р., Ван Н. Как Китай стал капиталистическим. М. : Новое издательство, 2016. 386 с.
Колесникова Т.В. Роль бюджетного регулирования в экономике КНР // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 2 (2). С. 16-23.
Кадочников Д.В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития // TERRA ECONOMICUS. 2018. Т. 16, № 3. С. 87-105.
Чжан И. Бюджетно-налоговая политика КНР в условиях глобализации мировой экономики // Экономические науки. 2019. № 4 (173). С. 33-37.
Бахитова Р.Х. Модель одноканальной бюджетной системы в Китайской Народной Республике // Проблемы востоковедения. 2013. № 4 (62). С. 8-12.
Рамазанов Р.Р. Схема межбюджетных отношений Китая после 1994 года // Доклады Башкирского университета. 2019. Т.4, № 2. С. 169-173.
Асадуллина А.В., Ислакаева Г.Р. Межстрановой сравнительный анализ бюджетных стимулов развития национальных экономик России и Китая // Региональная экономика и управление. № 1 (49). Номер статьи: 4943. Дата публикации: 2017-03-22. URL: http://eee-region.ru/article/4943/
Горбацевич Г.А. Бюджетные дисбалансы в Китае // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 3. С. 103-116.
Сахаров А.А. Экономика Китая: долговая нагрузка и темпы экономического роста // Экономические науки. 2019. № 4 (173). С. 143-145.
Самаруха В.И., Краснова Т.Г., Кисуркин А.А. Развитие социальной сферы как основа повышения качества жизни населения // Известия ИГЭА. 2010. № 2 (70). С. 150154.
Самаруха В.И., Гуляева Л.В. Роль социальной сферы в повышении качества жизни населения // Известия ИГЭА. 2011. № 4 (78). С. 46-50.
Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ [офиц. текст по сост. на 01 янв. 2020 г.] // СПС «КонсультантПлюс»: Информационно-правовой портал. URL: http://www.consultant.ru/
Трофимов А.А. Эволюция бюджетного законодательства Китая // Правоведение. 2018. Т. 62, № 3. С. 541-569.
Россия в цифрах. URL: https://gks.ru/folder/210/document/12993/
China Statistical Yearbook. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/ An-nualData/
Classification of the Functions of Government. URL: https://unstats.un.org /unsd/classifications/unsdclassifications
Jia K. Reforms to China’s financial administration following the 16th CPC National Congress // China Financ. and Econ. 2015. Rev. 3, 11. URL: https://doi.org/10.1186/s40589-015-0021-8
Социальные расходы в России: федеральный и региональные бюджеты. М. : НИУ ВШЭ, 2015. 63 с.
Рудник Б.Л., Романова В.В. Бюджетное финансирование социально-культурной сферы // Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 2 (34). С. 124-142.
Dehua W. The size and structure of China’s full-covered fiscal expenditure // China Financ. and Econ. 2015. Rev. 3, 1. URL: https://doi.org/10.1186/s40589-015-0006-7.
Аронсон Дж.Р., Отт Э.Ф. Рост государственного сектора // Панорама экономической мысли конца XX столетия / под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб.: Экономическая школа, 2002. Т. 1. С. 645-646, 655-658.
Афанасьев М.П., Афанасьев Я.М. Методологические и теоретические основы формирования закона Вагнера. Подходы к его тестированию // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 47-70.
Daemmrich A. The political economy of healthcare reform in China: negotiating public and private // SpringerPlus 2. 2013. № 448. URL: https://doi.org/10.1186/2193-1801-2-448
Li H., Yang W., Chen J.J. From ‘Cinderella’ to ‘Beloved Princess’: The Evolution of Early Childhood Education Policy in China // ICEP 10. 2016. № 2. URL: https://doi.org/10.1186/s40723-016-0018-2
Balzer H., Askonas J. The Triple Helix after communism: Russia and China compared // Triple Helix 3. 2016. № 1. URL: https://doi.org/10.1186/s40604-015-0031-4
Файберг Т.В. Повышение финансовой грамотности населения: российский опыт и возможности сотрудничества с Китаем // Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность : материалы второй междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы во Второй мировой войне, 21-22 сентября 2015 г.: в 2 ч / под ред. А.П. Суходолова, Т.Г. Озерниковой. Ч. 1. Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. С. 172-181.
Иваницкий В.П., Самаруха В.И., Сорокина Т.В. Детерминанты финансового регулирования бюджетных инвестиций в формирование человеческого капитала на региональном уровне // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. С. 73-81.
Ковтун Л. Р. К вопросу о сотрудничестве Казначейства России и Казначейского департамента Министерства финансов Китайской Народной Республики // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование : материалы Междунар. Байкал. форума, Иркутск, 20-21 сент. 2018 г. / под науч. ред. Е.Р. Метелевой. Иркутск : Изд-во бГУ, 2018. С. 357-361. URL: lib-catalog@bgu.ru
财政部国家卫生健康委今年下达603.3亿元支持各地开展基本公共卫生服务和基 层疫情防控工作. URL: http://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengxinwen/202001/t20200127_3464061.htm
Власти заложили 1,4 трлн на борьбу с коронавирусом. URL:https://www.rbc.ru/politics/01/04/2020/5e84a09a9a79476fce52c1fd