Концепция устойчивого развития сельских территорий определила задачи по развитию коллективных форм хозяйствования на селе, основными из которых являются кооперативы. Развитая сельскохозяйственная кооперация является важнейшим механизмом повышения эффективности производства и социальной стабильности в обществе. Она позволяет обеспечивать население высококачественными продовольственными товарами собственного производства, повышать уровень своих доходов. Однако деятельность кооперативных организаций освещается недостаточно полно, да и сама деятельность слабо развита.
On the Development of Collective Forms of Management in Samara Oblast: Activities of Cooperative Organizations.pdf Введение Внимание государственной аграрной политики направлено на обеспечение жизнедеятельности сельского населения в контексте устойчивого развития сельских территорий [1]. Основным индикатором действия аграрной политики является стабильное социально-экономическое развитие, которое проявляется в эффективном сельскохозяйственном производстве, увеличении занятости сельского населения и, как следствие, повышении уровня жизни. Кооперативное движение сыграло важную роль в социальноэкономическом развитии государства. Оно имеет длительную историю развития, которое началось в связи с отменой крепостного права и осуществлением буржуазных реформ 60-70-х гг. Потребительские сообщества возникли практически во всех губернских центрах России. В дальнейшем все более ускоряющиеся процессы капиталистического развития и формирования национального рынка значительно расширили социальную базу и географию российских кооперативов [2]. В соответствии с российским законодательством потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов [3, 4]. Отдельным видом кооперативной организации является потребительская кооперация. По мнению Ха-Джун Чанга, потребительские кооперативы предоставляют покупателям лучшие цены за счет объединения своих К вопросу развития коллективных форм хозяйствования 211 покупательных способностей и переговоров в целях получения скидок у поставщиков. Конечно, таких скидок за счет объединения потребителей добиваются многие предприятия розничной торговли. Но разница заключается в том, что при прочих равных условиях кооперативы могут предоставлять покупателям большие скидки, поскольку им не нужно выплачивать дивиденды акционерам [5]. Они принимают важное участие в развитии сельских территорий, в том числе в укреплении безопасности в сфере продовольственного обеспечения [6]. Сфера деятельности потребительской кооперации связывает сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, торговлю и определяет темпы их развития в системе продовольственного обеспечения [7]. В законе «О потребительской кооперации» [8] одна из задач кооперативного движения определена как пропаганда кооперативной идеологии, которая заключается в работе с пайщиками. Главная цель - вернуть пайщикам чувство хозяина в потребительском кооперативе, пробудить у них интерес к результатам деятельности своей организации и кооперации в целом. В Самарской области, как и в других регионах России, кооперативные отношения на селе развиваются в рамках нескольких моделей и организационных систем. Важнейшими из них являются сельскохозяйственные кооперативы (производственные, потребительские) и потребительские общества. Цель и методы Цель исследования - выявление состояния развития кооперативного движения в Самарской области как одной из форм сельскохозяйственного производства. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: - выявить тенденции развития сельскохозяйственной кооперации в регионе; - определить уровень знаний сельского населения о кооперативном движении в регионе. Теоретической, методологической и информационной базами исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по теории статистики и развитию кооперативного движения, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Самарской области, Самарского областного ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов «Средняя Волга», результаты выборочного наблюдения. Нормативно-правовые документы, регулирующие аспекты кооперативного движения, составили правовую базу исследования. Основными методами при проведении исследования явились статистические методы: метод сравнения, выборочный метод, метод типологических группировок, анализ рядов динамики, табличные и графические методы представления данных. Они позволили выделить и рассмотреть отдельные аспекты информированности сельского населения о кооператив- О. Ф. Пятова, М.В. Коломкина, Т.В. Шумилина 212 ных организациях Самарской области, провести сопоставление отдельных статистических показателей, характеризующих состояние и развитие кооперативного движения. Результаты Деятельность системы потребительской кооперации в Самарской области традиционно является одним из важнейших факторов развития сельских территорий, обеспечивает формирование рыночной инфраструктуры и решает проблемы сбыта произведенной малыми формами хозяйствования сельскохозяйственной продукции. Руководство области уделяет внимание развитию кооперативных организаций. Только в последние годы на реальную помощь кооператорам в рамках целевой программы было выделено из регионального бюджета около 200 млн руб. Поддержка осуществляется главным образом в форме субсидирования процентных ставок по кредитам в рамках Государственной программы развития. На выделенные средства было закуплено более 10 тыс. т молока и почти 500 т мяса в ЛПХ, что превысило запланированные показатели на 11 и 95% соответственно. Кроме этого, кооперативными организациями было приобретено технологического оборудования и специализированного автомобильного транспорта на общую сумму более 15 млн руб. Это позволило увеличить объёмы закупок сельскохозяйственной продукции, расширить ассортимент и повысить качество производимых продуктов. Социальным эффектом стало создание в кооперативах 42 новых рабочих мест [9]. Самарская область входит в число регионов с низким уровнем развития снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации, но с достаточно активным уровнем развития кредитной кооперации. Именно кредитные кооперативы, при отсутствии в сельских поселениях представительств банковских организаций, оказывают реальную помощь жителям села в получении оборотных средств. На территории региона на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 38 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в 2013 г. - 56), около половины которых составляют кредитные кооперативы. Крупные холдинги пользуются конкурентным преимуществом, многие из них кредитуются за рубежом. Фермеры и личные подсобные хозяйства с 2017 г. лишились государственной поддержки в виде компенсации процентной ставки. Поэтому первоочередной задачей является обеспечение равного доступа к господдержке всех категорий сельских товаропроизводителей независимо от формы хозяйствования [10]. В 2017 г. фактически осуществляют деятельность 15 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 11 кредитных, 2 перерабатывающих и 2 снабженческо-сбытовых в 13 муниципальных районах Самарской области. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на принимаемые органами государственной власти Самарской области меры, в последние го- К вопросу развития коллективных форм хозяйствования 213 ды в регионе наблюдается снижение числа сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Сельскохозяйственная кооперация позволяет своим участникам обеспечивать конкурентоспособность на рынках товаров и услуг, повышать уровень доходов, получать кредитные ресурсы, влиять на аграрную политику страны в целом и насыщать рынок высококачественными продовольственными товарами собственного производства. Руководители сельскохозяйственных предприятий и главы муниципальных районов понимают, что без развития производственных кооперативных организаций стабилизировать и повышать эффективность аграрной сферы, развивать сельские территории невозможно. Говоря о сельской кооперации в целом, нельзя не отметить значимость данного направления в первую очередь для жителей сельских районов области, так как сельская кооперация способствует развитию социальноэкономической инфраструктуры села, повышению уровня занятости и жизни сельского населения. Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители Самарской области, но и около 500 действующих сельскохозяйственных организаций, а также почти 3 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств. Одним из важных элементов для становления перспективной формы хозяйствования должен стать организованный областной «Центр развития кооперации». Это проект, направленный на развитие всех видов сельскохозяйственной кооперации, повышение качества жизни сельского населения, его занятости и самозанятости, кооперативной и финансовой грамотности; применение кооперативной технологии в решении социальных задач и становлении гражданского общества в сельской местности. Главная аудитория проекта - личные подсобные и крестьянско-фермерские хозяйства. Как правило, это небольшие производства, и им может не хватать средств на приобретение нужного оборудования для переработки и реализации своей продукции. Как показывает опыт, сельское население недостаточно информировано о преимуществах потребительских кооперативов, которые могут обеспечить им стабильный доход. Членами Ревсоюза «Средняя Волга» Самарской области было проведено выборочное обследование сельского населения Самарской области методом интервьюирования. Целью анкетирования явилась оценка уровня осведомленности сельского населения о специфике деятельности кооперативных организаций и выработка предложений по развитию сельскохозяйственной кооперации в Самарской области. Кроме этого, изучалось мнение жителей о вовлечении кооперативов в социальную жизнь села и повышении социальной активности населения. Данная акция проводилась в рамках некоммерческого проекта по развитию сельскохозяйственной кооперации и ее социального капитала в Самарской области. О. Ф. Пятова, М.В. Коломкина, Т.В. Шумилина 214 Анкетирование осуществлялось летом в 2017 г. В опросе приняли участие 1 011 человек, среди которых 45,3% мужчины. Результаты опроса в сентябре того же года были доложены на конференции руководителей кооперативных организаций. При обследовании была поставлена цель охвата не только как можно больше жителей области, но и беседа с жителями всех возрастов для более объективной оценки их осведомленности о деятельности кооперативных организаций. Возрастная характеристика респондентов представлена пятью группами возрастов. Большая по численности группа опрошенных насчитывает жителей в возрасте от 41 до 55 лет (36,2%) и в возрасте 27-40 лет (33,4%). Это самая действенная часть сельского населения. Они уже имеют жизненный и трудовой опыт, способны самостоятельно принимать решения. Третью группу по численности составляют респонденты старшего возраста: люди предпенсионного и пенсионного возрастов. Их мнение очень ценно для организаторов обследования, так как многие помнят опыт работы кооперативных организаций советского периода. Основная часть респондентов занята в сельском хозяйстве и неаграрной сфере деятельности (рис. 1). 0,039 0,178 Работник (специалист) сельского хозяйства ■ Работник (специалист) неаграрной сферы Самозанятый (предприниматель, фермер) ■ Безработный Учащийся, студент ■Пенсионер Иное Рис. 1. Структура респондентов по сфере деятельности, % В сельском хозяйстве заняты 33% респондентов, которые являются представителями возрастных групп от 27 до 55 лет. Большая группа представлена учащимися, которые в перспективе могут быть привлечены к работе в кооперативных организациях или организовать собственное производство. Каждый третий респондент на вопрос об осведомленности о деятельности кооперативных организаций ответил, что слышал что-то о кооперативах 90-х гг. (табл. 1). К вопросу развития коллективных форм хозяйствования Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об оценке своей осведомленности о деятельности кооперативов/кооперативных организаций, % от общего числа респондентов В том числе по возрастным группам Варианты ответов Все до 18 18-26 27-40 41-55 56 и выше лет лет лет лет лет 1. Слышал что-то о кооперативах 90-х гг. прошлого века 34,0 0,3 4,1 9,4 13,1 7,1 2. Знаю и разбираюсь в разных видах кооперации и кооперативных принципах 25,8 0,1 3,0 7,5 10,4 4,8 3. Иное 23,4 - 2,6 9,1 9,3 2,3 4. Впервые слышу такое понятие 16,9 0,2 5,0 7,9 2,9 0,8 215 Положительно можно оценить то, что каждый четвертый респондент на вопрос об осведомленности о деятельности кооперативных организаций ответил, что знает о видах и особенностях кооперативов. Среди них респонденты старших возрастных групп (27-40 и 41-55 лет) составляют 17,9%. Тем не менее среди респондентов этих возрастных групп много людей, которые понятия не имеют о видах и принципах деятельности кооперативных организаций. Они составляют 64,5% от численности данных возрастных групп и 10,8% от общего числа респондентов. Более молодые респонденты впервые слышали о таких понятиях. Их 5% от общего числа респондентов. На вопрос о своем отношении к деятельности кооперативных организаций 31,8% респондентов выразили желание как можно больше узнать об их деятельности. Среди молодых респондентов желание больше узнать о кооперативах преобладает над другими ответами. Это свидетельство того, что деятельность кооперативных организаций освещается недостаточно полно, да и сама деятельность слабо развита. Жители старших возрастов выразили мнение о том, что кооперативы полезны и нужны как для фермеров, так и для жителей села, но их развитию уделяется недостаточное внимание. Среди молодых респондентов распространено мнение о том, что кооперативы выгодны только его руководству. При ответе на вопрос о членстве в кооперативных организациях почти 70% респондентов заявили, что не являются членами кооперативов. Самое большое число не задействованных в кооперативной деятельности среди молодых респондентов до 40 лет - их 95% среди данной возрастной группы. Число респондентов, являющихся членами сельскохозяйственных производственных кооперативов, составляет 56,4%. Здесь основная группа представлена респондентами старшего возраста - от 41 до 55 лет. На втором месте респонденты из сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Их 16,9%. Но здесь основную долю составляют респонденты в возрасте 56 и выше лет. О. Ф. Пятова, М.В. Коломкина, Т.В. Шумилина 216 Основная причина, которая озвучена респондентами об их неучастии в деятельности кооперативов, это отсутствие их в населенном пункте. Таких респондентов 31,4%. Даже при наличии кооперативов в населенном пункте 15,9% респондентов указали на отсутствие необходимости пользования их услугами. Больше всего в данной группе респондентов в возрасте 41-55 лет. Планируют принять участие в организации кооперативов 15,5% респондентов. Самая большая здесь группа респондентов в возрасте 27-40 лет. Не доверяют кооперативам 15% респондентов. Респондентам был задан вопрос о том, какие услуги могли бы оказывать кооперативы сельским жителям. Для респондентов самой распространенной услугой оказалось содействие в решении социально-бытовых проблем (вспашка участка, доставка кормов, дров и др.). На это указали 21,8%. Второй по значимости услугой для респондентов является оказание материальной помощи (17,5%). Покупка и (или) приобретение товаров повседневного спроса в магазине райПО, сельПО заняла в рейтинге вариантов ответов третье место. На это указали 11,9% респондентов. Затем следуют такие виды услуг, как консультационные услуги и получение займа в кредитном кооперативе - 8,3 и 8,0% соответственно. При ответах на этот вопрос самыми активными были респонденты возрастной группы 41-55 лет. Большое число респондентов указали на то, что пользовались иными услугами, не представленными в вариантах ответов. Таких респондентов было 18,9%. Рейтинговая оценка вариантов ответов на вопрос о видах деятельности и услугах, которые могут оказывать кооперативы своим членам, выявила, что респонденты отдали предпочтение развитию сельскохозяйственных производственных кооперативов по производству продукции животноводства и растениеводства и кооперативов по переработке этой продукции (табл. 2). Кроме этого, респонденты указали на развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов для оказания такой услуги, как получение займа. Респонденты выразили желание развития потребительских обществ, которые бы перерабатывали и (или) реализовывали продукцию ЛПХ. Обращает на себя внимание то, что ответы на этот вопрос давали большая доля респондентов в самом активном трудоспособном возрасте - 27-55 лет. Главными причинами, которые мешают развитию кооперативных организаций, это, во-первых, недостаточная гражданская активность населения (табл. 3). С этим соглашаются респонденты всех возрастных групп. Их оказалось 24,4% от общего числа респондентов. Но молодые респонденты составили в этом ответе долю в 13,1%. Затем следуют такие причины, как недостаток опыта и знаний в сфере кооперативного законодательства (15,9%) и отсутствие денежных средств для формирования начального паевого капитала (14,4%). Это значимая причина для респондентов в возрасте 27-55 лет. К вопросу развития коллективных форм хозяйствования Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о видах деятельности и услугах, которые могут оказывать кооперативы своим членам Виды кооперативов Виды деятельности Удельный вес, % Рейтинг, место 1 Сельскохозяйственный производственный кооператив Производство продукции, растениеводство 16,4 2 2 Производство продукции, животноводство 17,4 1 3 Иное 3,5 8 4 Сельскохозяйственный потребительский кооператив Переработка с/х продукции 11,4 3 5 Сбыт с/х продукции 11,4 3 6 Иное 1,7 10 7 Сельскохозяйственный кредитный кооператив Получение займа 11,0 4 8 Хранение сбережений 5,5 7 9 Иное 1,3 12 10 Потребительское общество (райПО, сельПО) Приобретение товаров 7,4 6 11 Сдача продукции ЛПХ на переработку 8,8 5 12 Хранение сбережений 2,6 9 13 Иное 1,6 11 Таблица 3. Распределение ответов респондентов о том, что мешает в настоящее время развитию сельскохозяйственных кооперативов, % от общего числа респондентов Варианты ответов Все В том числе по возрастным группам до 18 лет 18 26 лет 27 40 лет 41 55 лет 56 и выше лет 1. Недостаточная гражданская активность населения 24,4 - 13,1 6,1 2,9 2,2 2. Недостаток опыта и знаний в сфере кооперативного законодательства 15,9 - 1,6 5,9 5,4 3,0 3. Отсутствие денежных средств для формирования начального паевого капитала 14,4 0,1 1,9 5,1 4,1 3,2 4. Слабая информированность об успешном опыте 12,9 - 1,6 5,3 3,5 2,5 5. Отсутствие поддержки со стороны местных органов власти 12,9 - 1,4 4,1 4,7 2,7 6. Затрудняюсь ответить 8,1 0,1 1,8 2,5 3,2 0,5 7. Отсутствие взаимной поддержки и доверия между членами кооператива 6,9 - 0,5 3,4 1,4 1,6 8. Отрицательный опыт предыдущего участия в кооперативе 2,7 - 0,2 1,4 0,8 0,3 9. Иное 1,7 - 0,3 0,4 0,5 0,5 217 Одинаковое число респондентов (по 12,9%) указали на слабую информированность об успешном опыте кооперативов и на отсутствие поддержки со стороны местных органов власти. О. Ф. Пятова, М.В. Коломкина, Т.В. Шумилина 218 На вопрос о том, какие социальные задачи могли бы решать кооперативы, более половины респондентов (55,4%) указали на решение трех социальных задач, а именно: развитие сельского хозяйства (22,4%), создание новых рабочих мест и содействие самозанятости (19%), повышение уровня доходов населения (14%) (табл. 4). Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос о социальных задачах, которые могли бы решать кооперативы, % от общего числа респондентов Варианты ответов Все В том числе по возрастным группам до 18 лет 18-26 лет 27^0 лет 41-55 лет 56 и выше лет 1. Развитие сельского хозяйства 22,4 0,2 3,1 7,4 8,2 3,6 2. Создание новых рабочих мест, содействие самозанятости 19,0 0,1 2,3 6,4 7,7 2,6 3. Повышение уровня доходов населения 14,0 - 1,1 4,7 6,3 2,0 4. Благоустройство 8,6 - 1,1 3,2 2,7 1,6 5. Борьба с алкоголизацией и распространением наркомании 5,6 - 0,4 1,3 3,2 0,7 6. Строительство нового жилья 5,6 - 0,8 2,4 1,6 0,8 7. Ремонт дорог, газификация 5,6 - 2,3 1,3 1,6 0,4 8. Поддержка местной инициативы 5,1 - 0,8 2,3 0,9 1,0 9. Развитие несельскохозяйственного сектора 4,2 - 0,4 1,3 1,2 1,3 10. Борьба с преступностью 4,2 - 0,1 1,1 2,5 0,5 11. Ремонт и строительство социальных объектов 3,1 - 0,4 1,3 0,8 0,6 12. Ремонт и строительство водо-и теплосетей 1,8 - 0,1 0,9 0,5 0,3 13. Иное 0,8 - 0,6 - - 0,2 В ходе проведения опроса было выявлено, что кооперативы по собственной инициативе осуществляют социальную и благотворительную деятельность. Это ремонт памятников и дорог, приобретение автобусов для спортивных команд и школ, оплата электроэнергии заслуженным работникам. Информацию о такой деятельности предоставили 11 кооперативов из 10 муниципальных районов Самарской области. На вопрос о том, кто должен поддержать развитие сельскохозяйственной кооперации, респонденты ответили, что органы власти (27,3%), активные фермеры и граждане (12,5%), общественные организации, кооперативные объединения (8,5%). В ответе на этот вопрос респонденты сошлись взглядами на решение этой проблемы. Половина респондентов указали на то, что все указанные структуры должны содействовать развитию сельскохозяйственной кооперации. На вопрос о желании подробнее узнать о преимуществах и особенностях деятельности сельскохозяйственных кооперативов большинство респондентов выразили желание подробнее узнать об этом. К вопросу развития коллективных форм хозяйствования 219 Необходимо отметить, что мнение самых молодых респондентов о желании и нежелании узнать подробнее о деятельности сельскохозяйственных кооперативов распределилось поровну. В конце анкетирования респондентам было предложено определиться, могли или хотели бы они стать участниками проекта по развитию кооперативных организаций. Отрицательно ответили свыше половины респондентов (табл. 5). Таблица 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о желании стать участником проекта «Центр развития кооперации» и получить бесплатную консультационную помощь, % от общего числа респондентов Варианты Все В том числе по возрастным группам ответов до 18 лет 18-26 лет 27-40 лет 41-55 лет 56 и выше лет Да 37,7 - 3,7 15,6 11,5 6,9 Нет 55,2 0,5 9,3 15,5 23,0 6,8 Иное 7,1 3,6 1,2 0,7 0,6 1,1 Резкое противоречие во мнении наблюдается у респондентов в возрасте 18-26 и 41-55 лет. Мнение респондентов других возрастных групп распределилось поровну. Такую ситуацию в разбросе мнений можно объяснить неосведомленностью респондентов о данном проекте, а также недоверием к деятельности кооперативных организаций. В рамках социологических исследований был проведен опрос руководителей сельскохозяйственных организаций и глав крестьянских фермерских хозяйств региона о роли сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии АПК. Почти 60% респондентов в общей сложности настроены позитивно относительно данной формы хозяйствования в аграрном секторе, считая, что при надлежащих условиях ее роль может быть большей (12,8% от числа экспертов), значительной - 17,9%, существенной - 29,2%. При этом руководители сельскохозяйственных организаций настроены более оптимистично (65,6% позитивных ответов), чем фермеры (55,1%) (табл. 6). Таблица 6. Оценка роли сельскохозяйственной потребительской кооперации в развитии АПК (по категориям экспертов), % от общего числа респондентов Варианты ответов Все респонденты В том числе руководители СХО главы КФХ Большая 12,8 11,8 13,8 Значительная 17,9 25,4 12,0 Существенная 29,2 28,4 29,3 Незначительная 27,3 24,3 29,3 Затрудняюсь ответить 12,8 10,1 15,6 Опрос руководителей сельскохозяйственных организаций и муниципальных районов Самарской области об основных социально-эконо- О. Ф. Пятова, М.В. Коломкина, Т.В. Шумилина 220 мических проблемах современного российского села и механизмах их решения выявил следующие результаты: решение проблемы стимулирования развития всех форм сельскохозяйственной потребительской кооперации руководители сельскохозяйственных организаций поставили на третье место в ранге очередности выполнения мероприятий для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. Таким образом, руководители сельскохозяйственных предприятий и главы муниципальных районов понимают, что без развития производственных кооперативных организаций стабилизировать и повышать эффективность аграрной сферы, развивать сельские территории невозможно. Однако никаких существенных подвижек в развитии кооперативных организаций в последние годы в регионе не наблюдается. Заключение Нельзя не согласиться с Л.В. Тепловой, Г.А. Семененко, Л.В. Афанасьевой, которые отмечают, что представители малого и среднего бизнеса, руководители фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и общество в целом нуждаются в пропаганде кооперативных идей, разъяснении преимуществ кооперативных форм хозяйствования и определении перспектив, а главное - результатов развития кооперативного движения в нашей стране [11]. Для стабильного экономического развития кооперативного сектора необходимо совершенствование информационно-консультационной деятельности на платформе, объединяющей государственные структуры управлении агропродовольственным комплексом, научно-образовательные учреждения [12] и консультационные службы. В свою очередь, такое объединение способно обеспечить не только достижение экономических целей производственной политики, но также положительно скажется на социальном и технологическом развитии сельских территорий и позволит вывести аграрный сектор экономики на новый уровень эффективности и конкурентоспособности для успешного решения задач по импортозамещению на продовольственном рынке [13]. При всех сложностях кооперативное движение на селе является условием успешного продвижения продовольственных товаров, производимых малыми формами хозяйствования. При этом система сбыта остается наиболее острой проблемой для сельхозпроизводителей на всех уровнях [14]. Сельскохозяйственная кооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, целевых программ, обеспечении занятости населения. Для развития сельской кооперации и популяризации кооперативного движения необходимо скорректировать подход к оказанию государственной К вопросу развития коллективных форм хозяйствования 221 поддержки, сделав ее более точечной в сфере АПК. Для Самарской области этот вопрос крайне актуален. Главы районов и сельских поселений должны активно включиться в работу по вовлечению владельцев личных подсобных и фермерских хозяйств в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, тем более что финансовые инструменты для этого имеются.
Сидоровская Т.В. Роль потребительской кооперации Архангельской области в обеспечении жизнедеятельности сельского населения // Арктика и Север. 2011. № 4 (ноябрь). URL: https://narfu.ru/university/library/books/2715.pdf
Овчинникова А.С., Чернованова Н.В. Развитие системы потребительской кооперации РФ // Молодой ученый. 2020. № 4 (294). С. 148-150. URL: https://moluch.ru/archive/294/66562/
Калинина Г.В., Федорова Л.П., Литвинова О.В. Диагностика уровня экономической безопасности региональной потребительской кооперации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 1 (27). С. 28-32.
Семенов А. С. Регулирование развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве // Научный вестник Технологического института - филиала ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина. 2016. № 15. С. 116-119.
Чанг Ха-Джун. Как устроена экономика / пер. с англ. Е. Ивченко ; [науч. ред. Э. Кондукова]. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 322 с.
Керкина А.А., Пахомчик С.А. Повышение кооперативной грамотности сельского населения - как условие развития кооперативного строительства на селе // Молодой ученый. 2015. № 6.5 (86.5). С. 79-82. URL: https://moluch.ru/archive/86/16717/ (дата обращения: 06.10.2020).
Ткач А.В., Жуков А. С., Нечитайлов А. С. Потребительская кооперация в инфраструктуре продовольственного рынка // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. № 1. С. 25-30. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29771921_23411233.pdf
О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608/
Инновации в кооперации. URL: https://samgd.ru/main/190683/
Фермерам Самарской области предлагают кооперироваться. URL: http://volga.news/article/432614.html
Теплова Л.В., Семененко Г.А., Афанасьева Л.В. Проблемы, преимущества и перспективы сельскохозяйственных кооперативов в развитии агропромышленного комплекса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 4 (77). С. 334-347.
Анненкова В.Г., Третьяк Л.А. Совершенствование информационноконсультационной деятельности в потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2017. № 1. С. 3-9.
Павленко И.В., Ермакова Г.А., Сердобинцев Д.В. Процессы интеграции и кооперации - вектор развития регионального агропромышленного комплекса // Региональные исследования. 2017. № 1 (55). С. 81-90.
Скульская Л.В., Широкова Т.К. Проблемы и направления развития кооперации на селе // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2014. № 12. С. 205-225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-napravleniya-razvitiya-kooperatsii-na-sele