Бычков Александр Петрович: «Томский государственный университет - это звучит гордо!» (интервью, 2002 г.)
Bychkov Aleksandr Petrovich: “Tomsk State University: It Sounds Proud!”.pdf Александр Петрович Бычков - доктор экономических наук, почётный доктор ТГУ, почётный гражданин г. Томска. Занимал должность ректора Томского государственного университета с 1967 по 1983 г., когда ТГУ вошел в пятерку лучших вузов страны. Занимался преподавательской деятельностью с 1939 г. Как лектора Александра Петровича отличают эмоциональность, четкость, лаконичность в формулировке своих мыслей (одна из любимых фраз Александра Петровича - «словам должно быть тесно, а мыслям просторно». - А.Л.), организованность материала. Его перу принадлежит более 120 научных работ, из них 6 монографии. Александр Петрович редактировал рубрику «Экономика» в журнале «Вестник Томского государственного университета». - Александр Петрович, позвольте начать нашу беседу с принципиального вопроса. Вне всякого сомнения, дух времени после перестройки в нашем обществе изменился. Насколько он изменился? Как Вы ощущаете себя в этом новом времени? - Действительно, дух времени, в котором я вырос и возмужал, очень не похож на современный. Это было время промышленной и культурной информации. При этом хочу подчеркнуть, что культурная революция ничуть не менее значима, чем промышленная. Без культурной революции мы бы никогда не достигли тех высот, на которых стоим и по сей день, в первую очередь в науке и образовании. Начиная с 20-30-х годов советское государство стало очень внимательно относиться к образованию и воспитанию молодёжи. И это правильно. 1 Перепечатывается из «Томского финансового журнала». 2002. № 6. Александр Петрович Бычков 6 Тяга к знаниям и уважение к учителю были не сравнимы с современными. В понятие духа времени я вкладываю интересы людей, их взаимоотношения и жизненные ценности. Убежден, что на всё это огромный отрицательный отпечаток накладывает современный униженный статус учителя. Раньше высокая зарплата учителя привлекала в свои ряды самых достойных и позволяла не только давать предметные знания, но и вести большой объем внеклассной работы. Я сам участвовал во всевозможных кружках -музыкальном, литературном, драматическом. Именно учителя задавали высокую жизненную планку и способствовали появлению разносторонних интересов своих учеников. - А как тогда быть с современными студентами? С ними не так интересно общаться? - Современная молодежь мне нравится! Но следует учитывать то, что по роду моей деятельности мне приходится иметь дело с элитной молодёжью. Я преподаю с 1939 (!) года и могу отметить, что сегодня молодые более раскрепощены, чем мы. Хотя (задумывается)... Не могу сказать, что в течение моей жизни на меня кто-то бы серьёзно давил. Я всегда самостоятельно и свободно принимал решения. Но вернёмся к студентам. Можно сказать, что благодаря технике и информационным технологиям они много знают. Вместе с тем они очень мало читают. А ведь литература - это не просто знания. Это прежде всего национальная культура, выраженная в слове. Сегодня ТВ, радио и Интернет жестко и радикально вытеснили книги из жизни молодых. В результате разительно «обеднела» речь, тяга к знаниям и их ценность приобрели ярко выраженный прагматичный характер. - Александр Петрович, но в последнее время преподаватели ТГУ отмечают позитивные перемены в студенчестве - отходят нигилизм и безоглядная критика, возвращается патриотизм... - Несомненно. Представители «рационального» Запада всегда отмечали дух «иррационального» в России. Несмотря на то, что на дворе сегодня рынок, современная молодежь отчетливо понимает, что свою жизнь надо устраивать не только рационально (в экономико-бытовом плане), но и нравственно. И меня это очень вдохновляет. - Думаю, университетская обстановка также оказывает на молодого человека влияние в этом направлении? - Обязательно! Я всегда говорил, что выпускник ТГУ - это не просто специалист, подготовленный таким-то факультетом. Выпускник ТГУ - это университетский продукт! При этом под университетом я понимаю весь огромный учебно-научный комплекс, вместе с НИИ, лабораториями, Научной библиотекой, Ботаническим садом, музеями и органом в Актовом зале. Всё это обусловливает особую среду, ауру, которая накладывает свой неизгладимый отпечаток на выпускника ТГУ. - Александр Петрович, с высоты своего рекордного срока пребывания на посту ректора ТГУ оцените наиболее острую проблему в университете сегодня. Томский государственный университет - это звучит гордо! 7 - К сожалению, утрата одного из главных достижений социализма - бесплатного образования - в то же время не решает самой больной кадровой политики. Чтобы давать хорошее образование, необходимы высочайшего уровня профессура и сильные научные школы. Как здесь обеспечить, выражаясь языком экономиста, расширенное воспроизводство, вот вопрос! Торжественное собрание, посвященное 100-летию университета. 1980 г. - Александр Петрович, очень интересно услышать Ваше мнение о современном преподавании экономической теории. Существует точка зрения об избирательности и тенденциозности в издании и распространении экономической литературы. Прежде упор делался на марксистскую теорию. Сегодня развернулись на 180 градусов от марксизма к неоклассике. Другие теории мало издаются и почти не изучаются... - Да, марксистская теория была базовой для нашего экономического образования. Но нельзя трактовать это сугубо отрицательно. Так, не у нас, а за рубежом наиболее выдающимися среди великих экономистов последних трёх (до 21) веков признаны Адам Смит, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс. Это с одной стороны. С другой стороны, уже с пятидесятых годов 20 века в СССР писали и защищали диссертации по теории занятости, процента и денег Кейнса, в 1964 г. был издан знаменитый учебник «Экономикс» П. Самуэльсона. Советская политэкономия и история экономических учений давали хорошее представление о логике и содержании эволюции экономической теории, не умаляя чужих заслуг и не присваивая себе чужих результатов. Александр Петрович Бычков 8 А.П. Бычков на лекции В то же время этим очень грешит современный базовый для преподавания экономической теории учебник «Экономикс». С одной стороны, весь исторический опыт и достижения «Экономикс» сводит к тому, что было сделано в Западной Европе и США. Общеизвестен факт, что формула денежного обращения Карла Маркса приписывается Ирвингу Фишеру, хотя последний ещё не родился в то время, когда формула была предложена в труде «Капитал». Не выдерживает критики и исторический характер изложения предмета «Экономикс». Базовые экономические категории представлены чисто описательно, не раскрывается их природа. В то же время некоторые полезные модели есть и в «Экономиксе», мы должны учесть их в будущем. Это, например, большое количество наглядных иллюстраций, графиков и расчетных примеров. - Александр Петрович, как экономист и крупный руководитель, оцените современную стратегию и тактику экономических преобразований в России. - Как самую большую беду сегодня я определил бы распространенный в нашем обществе вирус радикального либерализма. Он занесен к нам с Запада. Этим вирусом сегодня пронизано всё - от экономических реформ и использования Интернета до взаимоотношений между людьми. Кстати, именно учебники «Экономикс» сводят сложность переходной экономики к приватизации и либерализации. Ещё очень большую и принципиальную проблему я вижу в искусственной оторванности российской финансовой системы от сферы материального производства. Таким образом, нарушается классическая схема кругооборота капитала и реального процесса расширенного воспроизводства. Также хочется подчеркнуть такой принципиальный момент. Все послереволюционные экономические реформы в нашей стране были направлены Томский государственный университет - это звучит гордо! 9 на внедрение (в разной степени) товарно-денежных отношений и рационального звена, хозяйственного расчета на отечественных предприятиях. Самой мудрой я считаю политику косыгинских реформ (по имени Алексея Николаевича Косыгина, советского государственного и партийного деятеля, председателя Совета народных комиссаров РСФСР, председателя Совета министров РСФСР, председателя Совета министров СССР) 60-х годов 20 века. Тогда хотели наладить работу механизма хозяйствования советских предприятий на основе самостоятельности, самоокупаемости, самофинансирования и приоритета повышения качества продукции. Проблема действительно назрела, так как мы - народ не очень рационально мыслящий вообще, а после войны деньги никто не считал тем более. В 1983 г. снова нас пытались заставить считать - Ю.В. Андропов поставил задачу на год - снизить себестоимость продукции на 1%. Рациональность хозяйствования и пунктуальность - нам всегда этого не хватало, и даже рыночная экономика не сняла эти традиционные проблемы. - Видимо, это не заложено в нас на генетическом уровне? - Согласен, но мне совсем не нравится, что на Западе эти качества доведены до абсурда. В результате этого там, на мой взгляд, иногда вообще теряется смысл человеческого существования. А смысл этот заключен в постоянном труде человека, самосовершенствовании и самореализации личности. - Александр Петрович, какими Вам видятся перспективы России? Не сметет ли наши особые черты процессы глобализации? - У истоков глобализации стоят США. В этом я вижу огромный системный конфликт, препятствующий развитию этих процессов. Как сказал мой любимый поэт А. С. Пушкин: «Когда народы, распри позабыв, в единую семью объединятся...». Но когда это будет? И будет ли вообще? Другой знаменитый классик В.И. Ленин мудро заметил: «Политика есть концентрированное выражение экономики». Современный экономический миропорядок слишком далёк от справедливого, чтобы думать о скором воплощении некоторых современных установок. Что же до наших особых черт, то наш народ по своей природе очень талантлив, с ярко выраженной индивидуальностью, новаторством и творческой жилкой. Убеждён, что великая история России будет продолжена. Для моего оптимизма есть веские основания. К ним я бы отнёс сочетание высокого уровня интеллекта со способностью к созиданию: громадный запас культурных ценностей (литература, музыка, искусство) и, наконец, значительные запасы природных ресурсов. Сохранить и приумножить всё названное - дело большой государственной важности. Интервью провела А.В. Ложникова1 1 Огромная благодарность за помощь в подготовке материала - магистрантке ТГУ И.Е. Андреевой.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 32
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Ложникова Анна Владимировна | Томский государственный университет | доктор экономических наук, профессор кафедры экономики |
Ссылки
Бычков Александр Петрович: «Томский государственный университет - это звучит гордо!» (интервью, 2002 г.) | Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 55. DOI: 10.17223/19988648/55/1
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 289
Вы можете добавить статью